Дидактические инструменты платформ вебинаров
Лузгина Валерия Борисовна начальник отдела разработки электронного контента,
Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812) 66-87-39 vlu/[email protected]
Присядина Анастасия Николаевна специалист по учебно-методической работе отдела разработки электронного
контента, Центр информационных технологий, Омский государственный технический университет, пр. Мира, 11, г. Омск, 644050, (3812) 66-87-39 [email protected]
Аннотация
В данной статье представлен опыт применения технологии вебинаров в учебном процессе Омского государственного технического университета. Рассматриваются основные инструменты платформ вебинаров и их дидактическая роль при проведении различных учебных мероприятий. This article presents the experience of using webinar technology in the educational process of Omsk State Technical University. The main tools of the webinars platforms and their didactic role are considered in conducting various training events.
Ключевые слова
вебинар, виртуальная комната, трансляция лекций, веб-конференцсвязь, дистанционное обучение
webinar, virtual room, stream lectures, web conferencing, distance learning
Введение
Многие образовательные учреждения в последние годы охотно используют в дистанционном обучении веб-конференцсвязь. Для определения технологии проведения онлайн-встреч и презентаций через Интернет закрепился термин «вебинар». Вебинары получили свою популярность благодаря экономичности и эффективности, потому что при минимальных финансовых вложениях можно получить качественное учебное мероприятие с эффектом реального присутствия значительно удаленных друг от друга участников. После нескольких лет применения различных систем вебинаров мы пришли к выводу, что при выборе сервиса или платформы вебинаров необходимо обращать внимание на наличие инструментов и функций, обеспечивающих реализацию различных форм и методов обучения. Совокупность этих инструментов и функций определяет дидактические характеристики конкретных платформ вебинаров.
Известно, что основная дидактическая цель рассматриваемой технологии состоит в организации синхронного взаимодействия удаленных участников процесса обучения между собой (студентов-преподавателя, студентов-студентов), а также взаимодействия участников с учебными материалами.
Данная цель обеспечивается базовыми функциями систем вебинаров:
- обеспечением аудио-/видеокоммуникаций;
- обменом текстовой и графической информацией;
- одновременностью трансляции видеоизображения, звука и графики и отображения в нескольких окнах.
В ходе исследования анализировались несколько систем вебинаров (Mirapolis Virtual Room, BigBlueButton, Adobe Connect и др.). Платформы сравнивались с точки зрения наличия инструментов для проведения эффективных учебных занятий: чтения лекций, проведения практических занятий (семинаров), консультирования, контроля знаний. Было определено, что качество занятий и достижение учебных целей в значительной мере определяется набором доступных возможностей платформы.
Большинство платформ для проведения вебинаров имеют стандартный набор инструментов:
- трансляция аудио и видео;
- виртуальная доска для рисования;
- чат;
- трансляция презентаций и других документов;
- проведение опросов;
- видеозапись вебинара.
В статье будут рассмотрены основные инструменты, которые используются при проведении учебных занятий посредством систем вебинаров в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) (рис.1).
Чтение лекций
Платформы вебинаров позволяют проводить лекции независимо от месторасположения участников, в том числе с помощью мобильных устройств. Для этого не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение, студенту необходимо открыть ссылку в браузере и участвовать в мероприятии.
Проведение лекций на платформах возможно с помощью аудио или видеоконференцсвязи. При этом студенты могут слушать и смотреть лекцию, задавать вопросы преподавателю в устной и письменной форме. Видеосвязь можно использовать при условии, что у всех участников есть скоростной Интернет-канал. Если канала с высокой пропускной способностью нет, то необходимо отключить видеосвязь и включить аудиосвязь, установив фото преподавателя. С помощью трансляции аудио студенты могут принимать активное участие в процессе обучения посредством вопросов, выражения мнения, общения с другими участниками. Но практика показывает, что наиболее распространенным инструментом общения студентов с преподавателем является текстовый чат.
> Сайт ОмГТУ f * Л5 4t
ОмГТУ Высшее профессиональное ЛЙП Портал дистанционного образование обучения Повышение квалификации профессиональное образование Олимпиады для всех учащихся Вход личный кабинет
Главная ^ Online трансляции из учебных аудиторий
Online трансляции из учебных аудиторий
1 262 11:35-13:05
Оптимизация и принятие решений в технических система* чуканов ■:, н
Лек ИВТ.ПИН-14
1-155 11:35-13:05
Правоведение ПОЛУАРШИНОВ А В.
Лек
м Q.K 3 и, п Р д, и с с/1 э -1 э
6-200 11:35-13:05
Метрология, стандартизация и сертификация ПЕННЕР Б.А. Ле-к MTM.M-13
11:35-13:05
СКАЧКОВ A.C. _ДШ_
Рис. 1. Расписание трансляций лекций из аудиторий ОмГТУ, оборудованных системой Mirapolis Virtual Room
Проведение лекции с применением данной технологии требует от преподавателя иллюстрирования материала, повышения наглядности. Преподаватель заранее должен подготовить и загрузить в систему учебный материал в виде презентаций или графических файлов. Наряду с этим лектор может демонстрировать с рабочего стола своего компьютера любые материалы, формат которых не позволяет интегрировать их виртуальную комнату. В случае необходимости спикер может обмениваться файлами со студентами. Надо заметить, что такой функцией, как обмен файлами, обладает далеко не каждая платформа вебинаров. Среди протестированных нами платформ она была реализована только в Mirapolis Virtual Room. Данная платформа имеет в своем арсенале и такой эффективный и наглядный инструмент как «Опросы», с помощью которого на подготовленные заранее вопросы преподаватель может получить обратную связь от слушателей во время лекции со статистикой ответов.
Большинство платформ для вебинаров позволяет преподавателю писать текст, формулы и рисовать различные графики, диаграммы на виртуальной доске. При использовании такого метода обучения у студентов лучше развивается память и репродуктивное мышление.
Если во время лекции преподавателю необходимо более подробно рассмотреть вопрос, объяснить какое-либо явление или процесс, он может подключить к своему вебинару эксперта. При этом эксперт может находиться удаленно и связываться со своего рабочего места, а может присутствовать физически в той же аудитории, что и лектор.
Особенностью проведения лекций на платформах вебинаров является то, что лекции могут записываться (функция «Запись»), и все желающие смогут при желании посмотреть вебинар ещё раз, а те, кто не был на нем - посмотреть впервые. В дальнейшем записи вебинаров могут использоваться как полноценные дидактические материалы.
Проведение практических занятий (семинаров)
С помощью вебинара можно провести семинары, лабораторные и практические занятия у студентов. Главный признак семинара - интерактивность, т.е. в роли докладчика может выступать как преподаватель, так и студент, в зависимости от сценария семинара. Важной задачей для студентов, которые участвуют в семинарском или практическом занятии - умения кратко и аргументированно формулировать свою точку зрения, а главная задача преподавателя - организовать работу таким образом, чтобы каждый студент мог высказать мнение по данному вопросу при этом, не нарушая порядка очередности и не внося хаос в процесс обсуждения. Хорошим помощником в данной ситуации является инструмент «Поднятая рука», когда преподаватель может увидеть желающих выступить и подключить им соответствующие права в виртуальной комнате.
Рис.2. Практическое занятие математического Интернет-лицея в системе вебинаров Mirapolis Virtual Room
Чтобы поддерживать активность студентов в ходе виртуального семинара, рекомендуется использовать вышеупомянутый инструмент «Опросы». Опросы лучше готовить заранее, но можно провести опросы спонтанно. Участникам практического занятия необходимо прочитать вопрос, выбрать ответ. Программа подсчитывает и выводит на экран результаты, а выступающему следует только прокомментировать их. Другой формой проведения опросов является чат: спикер задает вопрос, свой ответ участники пишут в окне чата. Эта форма опроса является наиболее эффективной, так как участники могут написать и пояснить гораздо больше вариантов ответов, многие из которых бывают очень интересными.
Для совместной работы в ходе вебинара практической направленности хорошо зарекомендовал себя инструмент «Рисование». Преподаватель рисует на слайдах либо подключает данный инструмент одному конкретному выступающему студенту или всей группе, обговорив заранее правила его использования (рис.2).
В работе [1] отмечено, что в процессе обучения практическим навыкам в ходе вебинара преподаватели должны избегать тяжелых когнитивных нагрузок на учащихся, особенно когда количество участников превышает тот предел, при котором преподаватель может обратить внимание на каждого человека. Высоко интерактивные занятия должны включать меньшее число участников, чтобы каждый участник мог повторить тренировку практических навыков.
Важной задачей преподавателя при проведении практических занятий является выполнение организаторской функции, связанной с направлением и корректировкой общего хода практического занятия. После проведения основной части практического занятия, спикер может попросить студентов, с помощью функции «Обмен файлами», обменяться материалами, которые студенты заранее подготовили для проведения этого занятия. Преподаватель с помощью этого же инструмента может заранее разослать всем участникам материалы для подготовки к будущему мероприятию.
Если студент по какой-то причине не смог присутствовать на практическом занятии, то можно предоставить ему видеозапись.
Консультирование
Формат консультирования позволяет обсудить проблему с участниками и получить обратную связь от преподавателя. Преподаватель с помощью вебинара может провести консультацию для студентов перед экзаменом, после изучения раздела дисциплины, проконсультировать отдельного студента по вопросам выполнения практического занятия или по дипломному проекту.
Для дистанционного консультирования требуется обмен аудиовизуальной, графической и текстовой информацией между участниками. Для того, чтобы преподаватель проконсультировал студентов с использованием инструментов вебинара, необходим совместный просмотр материалов, в том числе демонстрация экрана. Но характерным отличием консультирования от проведения лекции является обеспечение настройками программы возможности загрузки материалов и демонстрации экрана слушателя, а не преподавателя. Студенты заранее должны подготовиться к этому мероприятию: подготовить презентацию, необходимые наглядные материалы, ссылки. На вебинаре один из участников озвучивает какой-то проблемный вопрос для всей аудитории, а преподаватель с помощью различных инструментов объясняет какие-то процессы или явления. Консультирование лучше проводить в режиме видеосвязи.
Преподаватель при консультировании должен дать студентам доступ к инструментам для рисования, с помощью этих средств участники могут объяснить непонятный момент. Через чат студенты задают спикеру вопросы и получают ответы
на них. Для понимания конкретного вопроса преподаватель может использовать опросы.
Контроль знаний
Технология вебинаров успешно применялась в ОмГТУ для организации текущего и итогового контроля знаний. Такой формат учебного мероприятия может быть использован для проверки знаний в контрольных точках, проведения зачётов и т.п. Важным условием проверки знаний таким способом является наличие веб-камеры и микрофона у студентов, особенно в тех случаях, когда от них требуется устный ответ на вопросы. Передача изображения с веб-камеры студента служит главным образом для идентификации его личности.
В случае, когда проверяются практические навыки и умения, студенты должны иметь возможность продемонстрировать результаты расчетов, графических работ и др. Для этого могут использоваться такие инструменты, как обмен файлами, рисование, демонстрация рабочего стола и по необходимости привлечение мессенджеров и социальных сетей (рис.3).
После проведения учебного занятия преподаватель должен подключиться к видеоконференции, чтобы прокомментировать ответы студентов, выставить оценки и разослать итоговые файлы. В работе [2] преподаватели центра «Autodesk-ОмГТУ» практикуют отправку выполненных заданий слушателей на проверку по e-mail, либо, а если возможности платформы вебинара позволяют, то непосредственно через демонстрацию своего рабочего стола в online режиме. Это позволяет сразу же выявить слабые места и закрепить полученные теоретические знания.
Рис. 3. Контроль знаний по дисциплине «Начертательная геометрия» с использованием Mirapolis Virtual Room и соцсети ВКонтакте
Заключение
Дистанционное обучение, благодаря применению современных средств, стало не только простым, но и удобным. Цель, к которой необходимо двигаться - превратить электронную информационно-образовательную среду вуза в доступную для каждого обучающегося независимо от его территориального нахождения. Это образовательное пространство должно позволять реализовывать разные виды учебных занятий, а технология вебинаров является инструментом для решения методических проблем обеспечения качества такого обучения.
Литература
1. Shiang-Kwei Wang, Hui-Yin Hsu (2008) Use of the Webinar Tool (Elluminate) to Support Training: The Effects of Webinar-Learning Implementation from StudentTrainers' Perspective. Journal of Interactive Online Learning , Volume 7, Number 3, Winter 2008 URL: http://www.ncolr.org/jiol/issues/pdf/7.3.2.pdf (дата обращения 05.07.2018).
2. Одинец М.Н., Кайгородцева Н.В. Технологии «вебинар» в образовательных курсах центра «Autodesk-ОмГТУ» //Динамика систем, механизмов и машин - №5 - 2014 - С. 192-194.
3. Карпенко О.М., Фокина В.Н., Басов В.А., Васьковский А.Н. Особенности реализации инновационных видов занятий в учебном процессе Современной гуманитарной академии на базе программного комплекса «Вебинар» // Дистанционное и виртуальное обучение - №6 - 2015 - С. 46-62. URL: www.muh.ru/content/doc/2015/vebinar_statya.pdf (дата обращения 05.07.2018).