Научная статья на тему 'Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров'

Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING / WEBINARS / TECHNOLOGY CONDUCTING WEBINARS / TEACHER TECHNIQUE OF TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЕБИНАРЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородцева Наталья Викторовна, Лузгина Валерия Борисовна

Вебинары современная технология дистанционного обучения, которая всё плотнее входит в учебный процесс. Растущая популярность вебинаров связана с заметной активизацией Интернета в жизни общества (электронная почта, социальные сети, мобильные приложения и др.), с низкой себестоимостью и общедоступностью. Однако вебинары, как и любая другая инновационная технология обучения, требуют спе-циаіьной подготовки преподавателей, приобретения ими соответствующих компетенций. Целью данного исследования является анализ и подбор педагогических методов и средств, позволяющих формировать у преподавателей знания, умения и навыки для подготовки и проведения эффективных вебинаров. Повышение квалификации педагогических работников происходит через систему ФПК. Поэтому каждый вуз должен позаботиться о направлении преподавателей на соответствующую подготовку или об организации подобного курса у себя. Омский государственный технический университет является опорным региональный вузом, он имеет все необходимые средства и возможности для организации и проведения подобного обучения. Авторы статьи, как разработчики такого курса, постарались изложить своё видение и методику обучения преподавателей технологии проведения вебинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teachers'' competences for webinars

Webinar is a modem technology of distance learning, which is increasingly involved in the learning process. The growing popularity of webinars is associated with the noticeable activation of the Internet in the life of society (e-mail, social networks, mobile applications, etc.), with low cost and general availability. However, webinars, like any other new technology of training, require special training of teachers. They should receive the relevant competencies. The purpose of this study is the analysis and selection of pedagogical methods and tools that allow to teachers develop knowledge and skills for the preparation and conduct of effective webinars. The professional development of pedagogical workers takes place through the FPK system. Therefore, each institution should take care of sending its teachers to the appropriate course or independently organize a similar course. Omsk State Technical University is a basic regional university, and it has all the necessary means for organizing and conducting such a course. The authors of the article, as developers of this course, tried to outline their vision and methodology of teaching teachers of webinar technology.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций преподавателей для проведения вебинаров»

УДК 378.046.4

Н. В. КЛЙГОРОДЦЕВЛ В. Б. ЛУЗГИНА

Омский государственный технический университет, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРОВ_

Вебинары — современная технология дистанционного обучения которая всё плотнее входит в учебный процесс. Растущая популярность вебинаров связана с заметной активизацией Интернета в жизни общества (электронная почта, социальные сети, мобмыые гриложения и др.), с низкой себестоимостью и общедоступностью. Однако вебинары, как и любая другая инновационная технология обучения, требуют спе-циашюй подготовки преподавателей, приобретения ими соответствующих компетенций. Целью данного исследования является анализ и подбор педагогических методов и средств, позволяющих формировать у преподавателей знания, умения и навыки для подготовки и проведения эффективных вебинаров. Повышение квалификации педагогических работников происходит через систему ФПК. Поэтому каждый вуз должен позаботиться о направлении преподавателей на соответствующую подготовку или об организации подобного курса у себя. Омский государственный технический университет является опорным региональный вузом, он имеет все необходимые средства и возможности для организации и проведения подобного обучения. Авторы статьи, как разработчики такого курса, постаратсь изложить своё видение и методику обучения преподавателей технологии проведения вебинаров. Ключевые слова: дистанционное обучение, вебммрь^ технология деоведетя вебммра, методика обучения преподавателя.

За последние несколько лет технологии вебинаров на основе платформ веб-конференций вошли в число средств дистанционного обучения, пользующихся наибольшей популярностью. Вебинары используются для проведения повышения квалификации, в маркетинговых целях и для обучения в рамках среднего и высшего образования. Такую популярность вебинары получили вследствие своей низкой стоимости и высокой эффективности обучения. Кроме того, с их помощью можно решить проблему домашнего обучения: компенсировать пропуски очных занятий заболевшим учащимся и учащимся, которые не могут посещать учебные заведения в условиях сурового климата или в связи с ограниченностью возможностей здоровья.

Благодаря востребованности вебинар-технологии, активно появляются платформы для проведения он-лайн-конференций и развиваются их функциональные возможности. Сегодня пользователь может выбрать ту платформу, которая обладает требуемыми функциями и возможностями для проведения онлайн-занятий по конкретной дисциплине. При этом существуют платформы как бесплатные с минимальными возможностями, так и более функциональные, которые можно арендовать у производителя на какой-либо срок.

Большинство платформ веб-конференций имеют дружественный интерфейс, их освоение не требует значительного времени и дополнительного дорогостоящего оборудования. Уровень развития современных технологий таков, что, с технической точки зрения, процесс подготовки и проведения интернет-семинара не сложнее, чем аналогичный процесс по организации традиционного занятия в аудитории.

Тем не менее использование вебинаров в обучении требует от преподавателей особых знаний и навыков. Они должны быть знакомы с психологическими и методическими особенностями обучения виртуальной аудитории слушателей, уметь разрабатывать соответствующие электронные презентационные материалы, устанавливать эффективную коммуникацию с учащимися. Возникает необходимость подготовки преподавателей, планирующих использовать вебинары в своей профессиональной деятельности на специальных тренингах и курсах.

В настоящее время в сети Интернет можно найти большое количество обучающих вебинаров для педагогов, часть из них предлагается бесплатно. Несомненно, эти мероприятия полезны для первоначального ознакомления и дают опыт участия в вебинаре в качестве слушателя, но они не позволяют в полной мере сформировать компетенции преподавателя для самостоятельного проведения вебинаров.

Дело в том, что преподаватель, чтобы стать успешным онлайн-педагогом, должен дополнительно приобрести соответствующие компетенции, так как при своей кажущейся простоте вебинары определяют для преподавателя сразу несколько ролей, с которыми приходится справляться одновременно.

В работах [1—7] определены четыре основные роли преподавателя, проводящего вебинар: организаторская, социальная, педагогическая и техническая. Рассмотрим кратко каждую из них.

Организаторская роль. Как известно, планирование и разработка онлайн-занятия более трудоемкий процесс, чем разработка аналогичного занятия в аудитории. Цифровой формат требует от педагогов более тщательно продумывать его структуру,

оценку знании и механизмы взаимодеиствия с учащимися. Эта роль включает проектирование и администрирование оптимального сочетания групповых и индивидуальных мероприятий, которые проходят во время обучения. Она также включает в себя регулирование процессов, посредством которых преподаватель согласовывает сроки деятельности группы и студенческой проектной работы, что является очень важным аспектом онлайн-курса. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы дать четкое понимание целей обучения и учебной деятельности.

Социальная роль. Успех онлайн-занятий зависит от создания дружественной социальной среды, которая стимулирует обучение. Данная роль предусматривает реакцию преподавателя на нарушение этикета, использование юмора, похвалу и поддержку активных слушателей, терпимое отношение к «молчунам» и пассивным слушателям. Поддержка межличностных отношений, сплоченность группы стимулируют совместную деятельность.

Педагогическая роль. Преподаватель анализирует возможности платформы, выбирает наиболее подходящие инструменты для проведения каждого конкретного занятия, создает такие мероприятия, которые вовлекут учащихся, и они не останутся равно душными сторонними слушателями, отсиживающими положенное время возле своих ПК.

Техническая роль. Преподаватель, проводящий вебинар, вынужден оказывать первичную «неотложную» техническую помощь своим слушателям. Технология должна быть для него настолько понятной и комфортной, что он мог бы в процессе проведения мероприятия легко менять необходимые технические настройки и при этом не терять сосредоточенности на учебной задаче.

Перечислим компетенции преподавателя, необходимые для проведения вебинара:

1) знание основных этапов подготовки и проведения вебинаров, постановка и достижение учебных целей, умение эффективно и рационально использовать время вебинара;

2) умение разрабатывать учебные материалы для вебинаров (презентации, опросы, дополнительные материалы и др.), интегрировать внешние объекты;

3) навыки ораторского мастерства для удержания внимания учащихся и создания позитивной среды обучения;

4) умение принимать решения при возникновении технических проблем, связанных с качеством кон-ференц-связи, функционированием сопутствующих программ и ресурсов;

5) умение взаимодействовать с учащимися, регулировать соблюдение сетевого этикета в ходе вебинара.

Как отмечено в одной из работ: «В процессе проектирования и использования новых инструмента-риев и сервисов учителя вынуждены сами учиться так же, как обучающиеся» [2].

В Омском государственном техническом университете (ОмГТУ) активно внедряются и применяются современные технологии, в том числе вебинары. Для повышения эффективности и полноценного применения вебинаров в учебном процессе в ОмГТУ в рамках программы повышения квалификации преподавателей и формирования у них необходимых компетенций был разработан курс «Организация и проведение вебинаров». Целенаправленно к разработке и преподаванию данного курса привлекаются специалисты разных направлений — педагог, специалист по теле-

коммуникационным технологиям, специалист по разработке электронных курсов. Благодаря этому в курсе рассматривается широкий спектр вопросов, а именно;

— психолого-педагогические аспекты планирования, организации и проведения эффективных вебинаров;

— технологии проектирования и проведения вебинаров;

— основные теории обучения и их адаптация к формату вебинаров;

— ознакомление с техническими возможностями платформы вебинаров, решение технических проблем при проведении вебинаров;

— подготовка учебных материалов и презентаций для проведения вебинара;

— основы ораторского мастерства.

Необходимо отметить, что обучение преподавателей проведению вебинаров идет уже более трех лет. Первоначально для реализации обучения использовалась платформа вебинаров BigBlueButton, но позже она начала сдерживать развитие курсов по причине ограниченного функционала. Поэтому в 2015 году был осуществлен переход на платформу Mirapolis Virtual Room.

Кроме стандартных опций, таких как демонстрация презентаций, чат, аудио/видеоконференция Mirapolis Virtual Room обладает рядом уникальных возможностей:

— совместный просмотр мультимедийных файлов (avi, mov, wmv, flv, mp4), веб-кастов;

— обмен файлами между участниками непосредственно в виртуальной комнате;

— совместное рисование на whiteboard;

— настройка прав и ролей участников;

— создание видеозаписи вебинара и автоматическая рассылка зарегистрированным участникам;

— создание архива чата с возможностью последующего анализа сообщений;

— возможность участия в вебинаре через мобильное устройство, используя мобильное приложение.

Благодаря функциональным возможностям Mirapolis Virtual Room, на данной платформе можно создать условия, позволяющие практиковать различные педагогические методики и подходы в больших группах обучающихся [8]. Мы имели опыт одновременного обучения более 50 человек.

Эффективность курса повышения квалификации, его результативность в овладении преподавателями навыками работы с данной технологией и методическими приемами обеспечивается специально разработанными и применяемыми при обучении на курсе педагогическими методами.

Кратко опишем применяемые методы.

1. Метод мини-кейсов (case studies). Описание и выбор правильных действий при возникновении конкретных проблемных ситуаций при проведении вебинаров. Например, что должен делать преподаватель при низкой активности слушателей, при троллинге и др. Рассматриваются различные способы удержания внимания слушателей, приемы совместной деятельности (рис. 1). Также изучаются случаи решения технических проблем, которые могут возникнуть как у слушателей, так и у ведущего.

2. Активное обучение. Структура курса организована таким образом, что 50 % времени отводится на практические занятия. Каждый слушатель по итогам курса должен провести свой собственный мини-вебинар на любую интересующую его тему

Рис. 1. Совместное рисование на whiteboard

Рис. 2. Мини-вебинары участников курса повышения квалификации

(рис. 2), а также поучаствовать в аналогичных ве-бинарах своих одногруппников. Слушатели отмечают слабые и сильные стороны вебинаров своих коллег, делятся творческими идеями, доброжелательно поддерживают друг друга. При такой модели взаимодействия возникает атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, происходит обмен опытом между всеми участниками группы, включая преподавателей курса.

3. Мультимедийное обучение. Практически каждая лекция сопровождается просмотром видеороликов, иллюстрирующих изучаемый материал, либо акцентирующих проблему, которую необхо-

димо обсудить на занятии. Много внимания уделяется визуализации информации, передаваемой речью спикера. На отчетных вебинарах слушатели активно применяют полученные знания об эффективном представлении слайдов презентаций и основах ораторского мастерства.

Стоит отметить, что содержание курса гибко «перестраивается» в зависимости от целевой аудитории слушателей. Например, некоторые технические вопросы рассматриваются более подробно для групп, которые представлены «гуманитариями». Иногда слушатели просят уделить большее внимание тем или иным темам, связанным с их профессиональ-

4. Coppola N. W., Hiltz S. R., Rotter N. Becoming a virtual professor: Pedagogical roles and ALN // System Sciences. Proceedings of the 34th Annual Hawaii International Conference on. 2001. P. 10. DOI 10.1109/HICSS.2001.926183.

5. Bonk C. J. [et al.]. Finding the instructor in post-secondary online learning: Pedagogical, social, managerial and technological locations // Teaching and learning online: Pedagogies for new technologies. 2001. Vol. 76. P. 97.

6. Maor D. The teacher's role in developing interaction and reflection in an online learning community // Educational Media International. 2003. Vol. 40, no. 1-2. P. 127-138.

7. Liu X. [et al.]. Exploring four dimensions of online instructor roles: A program level case study // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2005. Vol. 9, no. 4. P. 29-48.

8. Мещерякова О. И., Исакова О. Ю. Методика обучения преподавателей использованию вебинаров в учебном процессе вуза // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. №. 4. С. 722-729.

КАИГОРОДЦЕВА Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Инженерная геометрия и САПР». Адрес для переписки: [email protected] ЛУЗГИНА Валерия Борисовна, начальник отдела разработки электронного контента Центра информационных технологий. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.04.2017 г. © Н. В. Кайгородцева, В. Б. Лузгина

> <

X

S *

ш Э" S

0

1

ными компетенциями, что с большим желанием и выполняется авторами и руководителями данного курса ФПК.

В заключение хотелось бы заметить, что для эффективного внедрения и применения какой-либо новой информационной технологии в учебный процесс просто приобрести или самостоятельно разработать подобную платформу (технологию, инструмент) недостаточно. Необходимо научить преподавателей, которые планируют применять данную технологию, познакомить их как с функциональными возможностями платформы, так и помочь им освоить соответствующие компетенции.

Библиографический список

1. Berge Z. L. Facilitating computer conferencing: Recommendations from the field // Educational Technology. 1995. Vol. 15 (1). P. 22 — 30. URL: https://www.researchgate.net/profile/Zane_ Berge/publication/24345440l_Facilitating_computer_ conferen-cing_Recommendations_from_the_field/links/0deec52f30b9369-e6f000000.pdf (дата обращения: 13.04.2017).

2. Anderson Т., Rourke L., Garrison D. R., & Archer, W. Assessing teaching presence in a computer conferencing environment // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2001. Vol. 5 (2). P. 1-17. URL: http://cde.athabascau.ca/coi_site/ documents/Anderson_Rourke_Garrison_Archer_Teaching_ Presence.pdf (дата обращения: 13.04.2017).

3. Zane L. Beige, Ph. D. The Role of the Online Instructor/ Facilitator. 2011. URL: http://emoderators.com/wp-content/ uploads/teach_online.html (дата обращения: 13.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.