Научная статья на тему 'Сложности и перспективы вебинаров как online-метода обучения'

Сложности и перспективы вебинаров как online-метода обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1313
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ONLINE-ОБУЧЕНИЕ / ВЕБИНАР / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ WEBINAR / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ONLINE-LEARNING / WEBINAR / COMMUNICATIVE INTERACTION / PECULIARITIES OF TRAINING IN THE FORM OF WEBINARS / LEARNING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Николаевна, Сидоренко Людмила Павловна

В статье рассматривается такой современный метод online-обучения, как вебинар. Этот метод требует определенных навыков работы не только преподавателей, но и студентов. Выявляется перспективность данного метода как формы коммуникативного взаимодействия по сравнению с традиционными методами обучения. Указываются трудности, возникающие при организации вебинаров. Анализируются возможности повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Наталья Николаевна, Сидоренко Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND PROSPECTS OF WEBINARS AS ONLINE LEARNING METHOD

The article deals with the challenges of such method of online learning as a webinar. This modern method requires certain skills not only from teachers but also from students. The article reveals the prospects of this method as a form of communicative interaction as compared to conventional lectures. The paper reveals the difficulties when organizing webinars, analyzes the possibilities to improve their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Сложности и перспективы вебинаров как online-метода обучения»

УДК 378.016:004.9

Н. Н. Петрова1, Л. Н. Сидоренко2

СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕБИНАРОВ КАК ONLINE-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ, г. Казань, Россия

2Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматривается такой современный метод online-обучения, как веби-нар. Этот метод требует определенных навыков работы не только преподавателей, но и студентов. Выявляется перспективность данного метода как формы коммуникативного взаимодействия по сравнению с традиционными методами обучения. Указываются трудности, возникающие при организации вебинаров. Анализируются возможности повышения их эффективности.

Ключевые слова: online-обучение, вебинар, коммуникативное взаимодействие, особенности обучения в форме webinar, эффективность обучения.

Актуальность исследуемой проблемы. Требованием времени является повышение эффективности коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента. Успешное овладение знаниями, выработка устойчивых навыков их использования значительно возрастают, если кроме традиционных методов обучения используются информационно-компьютерные технологии. Обучение в режиме онлайн значительно расширяет функции традиционного занятия, формирует новые перспективы в методике организации учебного процесса. Особую популярность приобретает такой метод интернет-обучения, как вебинар. Название вебинар произошло от английских слов web (сеть, паутина) и seminar (семинар), что в переводе означает «семинар в сети». Брендовый знак «webinar» принадлежит компании InterCall. Несмотря на название, программное обеспечение, предназначенное для организации вебинаров, можно использовать и для проведения других форм учебного процесса [2].

Материал и методика исследований. С 2012 г. на базе Московского государственного университета экономики, статистики и и информатики (МЭСИ - МГУЭСИ) постоянно проводились вебинары по гуманитарным дисциплинам. В основном читались лекции и проводились семинарские занятия. Например, были прочитаны вебина-

© Петрова Н. Н., Сидоренко Л. Н., 2016

Петрова Наталья Николаевна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева - КАИ, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Сидоренко Людмила Павловна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.04.2016

ры по общей риторике (http://study.mesi.ru/webinars/default.aspx - архивные документы МЭСИ). В Казанском национальном техническом университете имени А. Н. Туполева -КАИ было проведено несколько вебинаров - лекционных занятий по философии.

Результаты исследований и их обсуждение. Первоначально методическая работа преподавателя строилась не так просто. Привыкание к камере и записи не всегда проходит гладко. Но со временем преподаватель начинает чувствовать себя спокойно и уверенно. Читать то, что написано на слайдах, нельзя, так как любой взрослый человек, который видит этот текст, так же считывает его мгновенно. А вот рассказ и комментарии к слайду - необходимое подспорье в усвоении материала. Если есть возможность, студенты могут задавать вопросы. Они могут задаваться как из зала, так и в чате. Преподаватель на ходу может озвучивать их и отвечать. Иногда задают совсем неожиданные вопросы. Но преподаватель, имея солидную практику, как правило, всегда сможет дать компетентный ответ. Небольшое отвлечение на вопросы дает некоторую разрядку в проведении вебинаров. Кроме того, оно является показателем того, слышат ли студенты преподавателя. Во время проведения вебинара не стоит пренебрегать и шуткой. Тогда обучение проходит легко и непринужденно.

В настоящее время вебинары уже не являются каким-то новым или недоступным методом обучения. Если обычная лекция или семинар представляют собой прямое общение преподавателя с аудиторией, то вебинар как средство общения уже не является непосредственным контактом с преподавателем. Это общение происходит через Интернет. Но оно не менее, а даже более востребовано в наши дни. Главное достоинство этого рода общения - дистанция любого размера, а одно важнейшее условие - техническая оснащенность аудитории как для преподавателя, так и для студента, что в настоящее время уже является обыденным. Студенты даже могут находиться дома. Связь между преподавателем и студентом поддерживается через Интернет посредством веб-приложения, а дома - при помощи Skype. Это обеспечивает сравнительно невысокую себестоимость организации обучения такого рода.

Вебинары могут представлять собой лекцию, когда преподаватель раскрывает какую-то тему, а студенты смотрят эту видеолекцию, а потом сами выступают. Вебинар как интерактивное учебное занятие может проходить и в другом варианте: студенты могут выступать со своими докладами, задавать друг другу и преподавателю вопросы, вести полемику. Тогда вебинар будет представлять собой семинар, который проводится в компьютерной сети.

Интернет-ресурсы являются средством дистанционного интерактивного обучения, а компьютер и связанные с ним технологии обучения прочно вошли в учебный процесс высшей школы. Современные студенты ценят свое время, имеют по сравнению со студентами прошлых лет гораздо больше возможностей найти нужный материал по дисциплине самостоятельно. Вебинары могут представлять собой лекционный курс, и основную нагрузку при этом несет на себе преподаватель. Он имеет возможность демонстрировать материалы (слайды, сайты, текстовые документы, рабочий стол своего компьютера), рисовать и писать формулы на виртуальной «белой доске» [11]. Вебинары являются такой формой обучения, которая создает возможность значительно повысить активность студентов по сравнению с обычной лекцией. Участники вебинаров могут смотреть, слушать и задавать вопросы в разной форме. Студент находится как бы один на один с преподавателем, но в то же время и удален от него, что вызывает более спокойное общение.

Креативность такого рода общения, особенно для студентов, является очевидной. Вебинары почти всегда записываются, а значит, есть возможность просмотреть материал в любое время и даже несколько раз. Поэтому это наиболее эффективное средство, помогающее адекватно воспринимать нужный материал, воспроизводить и осмысливать его. Вебинар является также прекрасной перспективой в организации государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями [3].

Вебинары можно проводить на различных платформах: Windows, MacOS, iPad, Android. И это только часть интернет-ресурсов. Подключаясь с iPad, часто можно общаться с преподавателем в чате. Браузеры, используемые для видеотрансляции, - Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari и другие [10]. Такой диалог в режиме реального времени даже экономит материальные средства, предназначенные для обучения, как самой школы, так и студентов. Организация вебинара дает возможность создать очень большую аудиторию для общения и даже привлечь к нему других членов семьи.

Возможны разные варианты процесса взаимосвязи лектора с удаленными слушателями. Первый вариант - у лектора есть своя (живые слушатели) и виртуальная аудитория, второй вариант - у лектора есть только виртуальная аудитория и есть возможность ее видеть, третий вариант - у лектора есть виртуальная аудитория, которая ему не видна [8].

Обычная лекция не дает возможности привлечь такое количество участников, как это можно организовать на вебинарах. Сейчас общая длительность проведения семинаров на платформе Webinar.Ru ежедневно составляет более 1000 часов в сутки. Американский педагог Сэлман Хан - создатель своей именной академии - записал около 2800 ви-деоподкастов с лекциями по различным предметам, которые пользуются большим успехом [4]. Такая ситуация вряд ли возможна при организации традиционных занятий.

Организация вебинара может быть сопряжена с рядом трудностей:

1. По сравнению с традиционным занятием преподавателю трудно удержать в поле зрения всех студентов, успеть заметить их реакцию, вовремя ответить на вопросы. Поэтому методически как подготовка, так и проведение вебинара требуют от преподавателя более напряженной работы по сравнению с обычным занятием.

2. Учебный процесс осуществляется в значительной степени с помощью использования технических средств. Однако успех проведения вебинара будет во многом зависеть от того, насколько технически оснащены все участники, насколько они владеют информационно-компьютерными технологиями. Если техника работает хорошо, то проблем не возникает. Однако сбои в функционировании техники, возможные ошибки или недостаточное владение навыками пользования веб-ресурсами могут снизить эффективность проведения занятия. Поэтому подготовка к такой форме обучения должна быть особенно тщательной.

Доступность вебинаров как онлайн-метода общения не вызывает сомнения. Успех проведения вебинаров во многом зависит от того, насколько преподаватель сумеет заинтересовать студентов. Поэтому онлайн-обучение повышает требования к преподавателю. Эффективность вебинара определяется следующими важнейшими качествами проводящего вебинар преподавателя. Во-первых, преподаватель должен обладать высоким теоретическим уровнем подготовки, глубоким знанием предмета. Во-вторых, важен профессиональный опыт ведения занятий. Эффективность такого обучения зависит не только от методической и научной эрудиции преподавателя, не менее значимым является умение вызвать стойкий интерес и активность студентов во время обсуждения проблем. Поэтому преподаватель должен хорошо ориентироваться, уметь быстро менять тактику ведения вебинара. Важно не только четко сформулировать закон, разъяснить термин, но и вовре-

мя заметить реакцию студентов, выразить одобрение или, если возникнет необходимость, грамотно поправить их, кратко, но по существу ответить на вопросы и т. д. Во время он-лайн-встреч студенты, как правило, чувствуют себя более раскрепощенными, могут задавать больше вопросов и свободнее высказывать свое мнение. Если преподаватель постоянно работает со студентами в системе онлайн, он может быстро создавать сообщения, а студенты так же быстро на них реагировать.

В-третьих, для успеха вебинара очень важным является хороший настрой преподавателя и чувство уверенности. Он должен обладать хорошо поставленной речью, поскольку во все времена хороший оратор пользовался большим успехом у слушателей. После занятия лектор может в записи просмотреть свои выступления, увидеть себя со стороны и проанализировать каждое свое слово и жест. Но это смогут сделать и студенты. Поэтому преподавателю следует более тщательно готовиться к такой форме занятия.

Интернет в силу своих уникальных возможностей создает комфортную среду жизнедеятельности, дополняющую внутреннее и внешнее пространство личности. Он может выступать как пространство для личностного эксперимента [7]. Участие в вебинаре открывает новые возможности для студентов, но одновременно предъявляет к ним новые требования и повышает уровень ответственности.

Многие студенты выражают стремление к участию в научной работе, используя различные формы интернет-среды. Но одно дело - желание студентов, а другое - их возможности. Они привыкли в основном запоминать или делать работу по аналогии. Но думать самостоятельно пока трудно. Поэтому им можно предложить консультации в качестве подготовительного этапа перед участием в вебинарах. Как правило, студенты очень охотно идут на такие консультации. Им нравится что-то создавать, они стремятся к творчеству. Очень важно, чтобы преподаватель развивал в студентах способность мыслить самостоятельно. Это будет хорошей платформой для их будущей научной работы. В последние годы вебинары получают все большее распространение при создании виртуальных научных лабораторий, межвузовских творческих групп, проведении online -конференций, студенческих научных форумов и других форм научного межвузовского сотрудничества студентов [1].

И предварительная, и последующая работа на вебинаре требует серьезной подготовки преподавателей и студентов. Но она обязательно даст положительные результаты. В свете идей гуманистической психологии и педагогики вебинары открывают новые возможности взаимодействия преподавателя и студентов. Они помогают выстраивать такое сотрудничество, в котором доброжелательное отношение друг к другу стимулирует открытость, желание общаться в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию [5].

Вебинары в настоящее время являются достаточно новым и в то же время эффективным методом обучения. Непосредственное живое общение лектора с аудиторией вряд ли когда-нибудь уйдет в прошлое. Но вебинары, на наш взгляд, займут важное место в ряду перспективных образовательных технологий в связи с их простотой, экономией времени и большими возможностями развития творческих способностей слушателей [6]. В будущем разнообразные формы вебинаров будут все больше распространяться и совершенствоваться. Вебинары получат масштабное развитие при сетевом образовании в качестве одной из форм функционирования сетевой образовательной платформы [9].

Резюме. Вебинар является наиболее эффективным методом преподавания, направленным на максимальное усвоение студентами той или иной темы, так как он охватывает массу форм воздействия на студентов. Это, в отличие от традиционных форм, аудиосред-ства: общение в режиме реального времени и размещение различных материалов в виде аудиозаписей. Это и видеосредства: видеоролики и другие материалы из Интернета. Это презентации преподавателя, которые он демонстрирует в интернет-среде. Это обмен сообщениями не только между преподавателем и студентами, но и между самими студентами, и, безусловно, это чат как средство обмена сообщениями в один клик.

Вебинар во многом помогает заменить прямое общение преподавателя и обучающегося, так как совершенно исключить педагога как личность из учебного процесса невозможно. Метод работы вебинара мы называем опосредованно-прямым, поскольку такая онлайн-связь через Интернет вполне может рассматриваться как общение тесное, свободное и персональное. Преподаватель фактически находится «здесь» и «лицом к лицу» со студентом. Вебинары дают возможность и видеть, и слышать друг друга даже на довольно большом расстоянии. Перспективным является проведение вебинара с заранее заполненной аудиторией, в которой, как правило, присутствует и второй преподаватель. Он помогает поддерживать порядок и тоже участвует в вебинаре, что является более затратным для вуза, но зато более полезным для студентов. Два преподавателя - это возможность и большего контроля, и более глубоких рассуждений, и активных дискуссий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова С. Г., Мухаметгалиева Ч. Ф., Хуснуллова А. Р. Активизация научно-исследовательской работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17, № 2-4. - С. 717-721.

2. Калинина С. Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.mgimo.ru/files2/2015_05/up70/file_35bb1795d1636570975eeb5ccdccc13d.

3. Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 425-427.

4. Начать обучение, теперь. Поиск Академии Хана [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fwww.khanacademy.org%2F&lang=en-ru&ui=ru.

5. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. С. Полай. - М. : Академия, 2006. - 400 с.

6. Петрова Н. Н., Сидоренко Л. П. Вебинары как эффективный метод оЫ^-обучения // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации : сб. науч. тр. - Славянск-на-Кубани, 2015. - С. 83-86.

7. Раицкая Л. К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - Вып. 1(28). - С. 18-20.

8. Сахапов Р. Л., Абсалямова С. Г. Новые приоритеты промышленной политики и смена парадигмы инженерного образования // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - № 3. - С. 221-229.

9. Сидоренко Л. П., Петрова Н. Н. Искусство лектора в реальном и виртуальном пространстве // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации : сб. науч. тр. - Славянск-на-Кубани, 2014. - С. 163-167.

10. Учись там, где тебе удобно [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.specialist.ru/center/educationtypes/webinar/tehnologiya-vebinara.

11. Фролов Ю. В. Подготовка и проведение вебинаров : учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. - М. : МГПУ, 2011. - 30 с.

UDC 378.016:004.9

N. N. Petrova1, L. P. Sidorenko2

CHALLENGES AND PROSPECTS OF WEBINARS AS ONLINE LEARNING METHOD

1A. Tupolev Kazan National Research Technical University, Kazan, Russia 2G. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The article deals with the challenges of such method of online learning as a webinar. This modern method requires certain skills not only from teachers but also from students. The article reveals the prospects of this method as a form of communicative interaction as compared to conventional lectures. The paper reveals the difficulties when organizing webinars, analyzes the possibilities to improve their effectiveness.

Keywords: online-learning, webinar, communicative interaction, peculiarities of training in the form of webinars, learning efficiency.

REFERENCES

1. Absaljamova S. G., Muhametgalieva Ch. F., Husnullova A. R. Aktivizacija nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov kak faktor sokrashhenija innovacionnogo razryva s razvitymi stranami // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2015. - T. 17, № 2-4. - S. 717-721.

2. Kalinina S. D. Vebinar kak forma jelektronnogo obuchenija v vysshej shkole [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.mgimo.ru/files2/2015_05/up70/file_35bb1795d1636570975eeb5ccdccc13d.

3. Lebedkova N. V., Shushakova A. N. Formirovanie kljuchevyh kompetencij u studentov cherez primenenie IKT // Molodoj uchenyj. - 2012. - № 4. - S. 425-427.

4. Nachat' obuchenie, teper'. Poisk Akademii Hana [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fwww.khanacademy.org%2F&lang=en-ru&ui=ru.

5. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obuchenija : uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij / pod red. E. S. Polaj. - M. : Akademija, 2006. - 400 s.

6. Petrova N. N., Sidorenko L. P. Vebinary kak jeffektivnyj metod online-obuchenija // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija kachestva obrazovanija v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti obrazovatel'noj organi-zacii : sb. nauch. tr. - Slavjansk-na-Kubani, 2015. - S. 83-86.

7. Raickaja L. K. Optimizacija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti studentov v internet-srede // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2013. - Vyp. 1(28). - S. 18-20.

8. Sahapov R. L., Absaljamova S. G. Novye prioritety promyshlennoj politiki i smena paradigmy inzhenernogo obrazovanija // Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. - 2015. - № 3. - S. 221-229.

9. Sidorenko L. P., Petrova N. N. Iskusstvo lektora v real'nom i virtual'nom prostranstve // Psihologo-pedagogicheskie issledovanija kachestva obrazovanija v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti obrazovatel'noj organi-zacii : sb. nauch. tr. - Slavjansk-na-Kubani, 2014. - S. 163-167.

10. Uchis' tam, gde tebe udobno [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.specialist.ru/center/educationtypes/webinar/tehnologiya-vebinara.

11. Frolov Ju. V. Podgotovka i provedenie vebinarov : uchebno-metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej, studentov i slushatelej sistemy povyshenija kvalifikacii. - M. : MGPU, 2011. - 30 s.

© Petrova N. N., Sidorenko L. P., 2016

Petrova, Natalya Nikolatvna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, A. Tupolev Kazan National Research Technical University, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Sidorenko, Lyudmila Pavlovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, G. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia; email: [email protected]

The article was contributed on April 19, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.