Научная статья на тему 'Опыт реализации программы вебинаров в Новосибирском государственном университете (проект "Terra Prehistorica. Археология онлайн")'

Опыт реализации программы вебинаров в Новосибирском государственном университете (проект "Terra Prehistorica. Археология онлайн") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБИНАРЫ / ОНЛАЙН / ONLINE / E-LEARNING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРХЕОЛОГИЯ / ARCHAEOLOGY / WEBINAR / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Екатерина Николаевна

Современные технологии вносят свои коррективы во все области жизни человека, в том числе и в образовательную деятельность. Онлайн-лекции (вебинары) являются современной, инновационной формой презентации материала через Интернет в режиме реального времени и становятся эффективным и актуальным инструментом подготовки специалистов в той или иной области знания. В Новосибирском национальном исследовательском государственном университете с 2015 г. на постоянной основе реализуется проект «Terra Prehistorica. Археология онлайн»: вебинары по археологии и антропологии ведущих ученых России и мира. Всего в рамках проекта «Terra Prehistorica» было прочитано более 30 лекций, а также осуществлены трансляции научных и научно-популярных мероприятий. Данные лекции тем или иным образом интегрированы в текущий образовательный процесс. Вебинары по археологии и антропологии нацелены на повышение в первую очередь научной квалификации студентов, молодых ученых и преподавателей НГУ в части освоения современных методик проведения полевых и лабораторных исследований, а также анализа данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF WEBINAR PROGRAM ORGANIZED IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY (PROJECT "TERRA PREHISTORICA. ARCHAEOLOGY ONLINE")

Purpose. This paper shows some results of implementing e-Learning in Novosibirsk State University. The project «Terra Prehistorica. Archaeology online» is a series of webinars offering free professional development opportunities for students, young researchers and archaeologists seeking to enhance their skills or knowledge. It is a collaborative project of the Science and educational center «New archaeology», Department of Archaeology and Ethnography (Novosibirsk State University) and the Institute of Archaeology and Ethnography of SB RAS. The project «Terra Prehistorica» was launched in 2015. For two years, we have arranged more than 30 lectures of famous archaeologists from around the world (Russia, France, Japan, USA, Germany, Canada, etc.). Currently the total audience counts over 500 viewers from Russia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Korea, United Kingdom, France, Poland, etc. This project includes lectures for students as a part of their educational program, open lectures and courses of lectures, broadcast of conferences and workshops. We use GoToWebinar for broadcasting. This is a simple and handy application that can demonstrate slideshow presentations where images are presented to the audience, and markup tools and a remote mouse pointer are used to engage the audience while the presenter discusses the slide content; live or streaming video; meeting recordings; text chat and desktop sharing where participants can view anything the presenters currently show on their screen. Such engaging events help us keep up to date on developments in archaeology and anthropology with the help of leading experts in archaeology and allied sciences. It is a good opportunity to enhance skills and knowledge base for students who chose archaeology as a specialty and for online participants. Results. We developed a project including free webinars available to anyone interested in the newest results of investigation in archaeology. The experience of implementing this project shows that such a format is effective enough to enhance skills in archaeological and multidisciplinary investigations. Conclusion. During the period of two years while implementing the project «Terra Prehistorica. Archeology online», we observe an increase in the educational level of students (BA, MA and PhD). The courses of online lectures allow drawing attention to the key problems in archaeology and ways of their solution as well as getting acquainted with the latest research and results of archaeological and multidisciplinary investigations. The accumulated experience in organizing lectures in the form of webinars facilitates the development of online course for training archaeologists at NSU.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации программы вебинаров в Новосибирском государственном университете (проект "Terra Prehistorica. Археология онлайн")»

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВУЗАХ

УДК 378.1 + 37.02/ 902

DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-3-9-14

Е. Н. Бочарова

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

bocharova.e@gmail.com

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВЕБИНАРОВ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ПРОЕКТ «TERRA PREHISTORICA. АРХЕОЛОГИЯ ОНЛАЙН»)

Современные технологии вносят свои коррективы во все области жизни человека, в том числе и в образовательную деятельность. Онлайн-лекции (вебинары) являются современной, инновационной формой презентации материала через Интернет в режиме реального времени и становятся эффективным и актуальным инструментом подготовки специалистов в той или иной области знания. В Новосибирском национальном исследовательском государственном университете с 2015 г. на постоянной основе реализуется проект «Terra Prehistórica. Археология онлайн»: вебинары по археологии и антропологии ведущих ученых России и мира. Всего в рамках проекта «Terra Prehistórica» было прочитано более 30 лекций, а также осуществлены трансляции научных и научно-популярных мероприятий. Данные лекции тем или иным образом интегрированы в текущий образовательный процесс. Вебинары по археологии и антропологии нацелены на повышение в первую очередь научной квалификации студентов, молодых ученых и преподавателей НГУ в части освоения современных методик проведения полевых и лабораторных исследований, а также анализа данных.

Ключевые слова: вебинары, онлайн, e-Learning, высшее образование, археология.

В современном мире информационные технологии проникают в образовательную систему и становятся неотъемлемой его частью. Развитие системы дистанционного и смешанного образования с каждым годом становится все популярнее среди потребителей образовательных услуг. В Новосибирском национальном исследовательском государственном университете помимо постоянно действующих массовых открытых онлайн-курсов на платформах Coursera и «Образование на русском» 1 с 2014 г. организовываются вебинары по археологии и смежным наукам. Целью данной статьи является анализ опыта работы Научно-образовательного центра «Новая археология»

совместно с кафедрой археологии и этнографии Гуманитарного института НГУ и Институтом археологии и этнографии СО РАН по организации, проведению и интеграции в образовательный процесс онлайн-лекций (вебинаров), имеющих своими рабочими задачами повышение уровня, качества и эффективности традиционных методов и способов обучения.

В последние годы одной из актуальных проблем подготовки молодых кадров является своевременное изменение учебных программ согласно новым данным и открытиям. В настоящее время на кафедре археологии и этнографии ГИ НГУ разрабатываются и обновляются учебные программы по

1 Онлайн-образование. URL: http://www.nsu.ru/education_online_english/.

Бочарова Е. Н. Опыт реализации программы вебинаров в НГУ (проект «Terra prehistórica. Археология онлайн») // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 3: Археология и этнография. С. 9-14.

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2018. Том 17, № 3: Археология и этнография © Е. Н. Бочарова, 2018

археологии, антропологии и палеонтологии, повышающие уровень практической подготовки бакалавров и магистрантов в соответствии с требованиями времени. Реализация обновленных и вновь создаваемых учебных программ требует привлечения актуальных данных по археологии и смежным областям знаний. В связи с этой необходимостью было принято решение привлекать профессиональных археологов, геологов, зооархеоло-гов и других специалистов России и мира к чтению отдельных лекций в режиме онлайн. В настоящей статье приводятся основные сведения о программе онлайн-лекций в рамках подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология», которые в соответствии с оперативными потребностями и запросами общества осуществлялись с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в области археологии.

Слово «вебинар» (англ. «webinar») образовано от «web» и «seminar» и переводится как «семинар в сети». Он является онлайн-аналогом традиционной лекции или семинара. Участие в вебинаре может быть двусторонним, доступным в режиме реального времени благодаря видео- или аудиовеща-нию и записи, включая слайд-презентации и использование экрана в качестве электронной доски [Wang, Hsu, 2008; Humphrey et al., 2013]. Данная форма проведения занятий популярна во всем мире. История развития электронного образования (e-Learning) имеет три этапа: курсы на базе CD-ROM, дистанционное образование и e-Learning [Сату-нина, 2006; Герасимова, Сорокина, 2016]. В настоящее время неоспоримыми становятся достоинства e-Learning: практически неограниченная свобода доступа; низкая ценовая политика; возможность модульного деления содержания электронного курса и гибкий график обучения; возможность обучения на рабочем месте; имеется свойство своевременного развития. Для обучающихся определяются в первую очередь следующие преимущества электронного образования: гибкость, экономия времени, простота и возможность возвращения к пройденному материалу (записи лекций) [Сатунина, 2006; Герасимова, Сорокина, 2016].

Вебинары по археологии в НГУ впервые были запущены 4 года назад в рамках Сибирской археологической полевой школы. Во время работы школы организовывались

трансляции лекций известных археологов: Х. Плиссона (Франция), Й. Бувита (США), М. Изухо (Япония), Е. Ю. Гири (Россия, Санкт-Петербург). Вещание было организовано также и из Новосибирска: лекции академика В. И. Молодина, д-ра ист. наук А. И. Криво-шапкина, канд. ист. наук Т. И. Нохриной. Благодаря использованию такого формата стало возможным организовать занятия без отрыва лекторов от их основной работы и без излишних затрат на организацию их визита в Новосибирск. В связи с тем, что лекции были открытыми, аудитория участников школы расширялась за счет иногородних онлайн-слушателей.

Подобный формат вызвал большой интерес в археологическом сообществе и с 2015 г. вебинары стали проходить на постоянной основе для студентов, специализирующихся на кафедре археологии и этнографии гуманитарного факультета НГУ в рамках подготовки по направлению «История». Данный проект получил название «Terra Prehistorica. Археология онлайн». В настоящее время он представляет собой открытые лекции ведущих ученых России и мира по археологии и антропологии, которые проводятся в режиме реального времени и транслируются по всему миру. Работа над проектом ведется силами сотрудников НГУ совместно с учеными из ИАЭТ СО РАН. С ноября 2016 г. проект реализуется в рамках программы по повышению конкурентоспособности ведущих университетов «Топ 5-100» (в процессе деятельности Стратегической академической единицы «Информационные и гуманитарные технологии представления знаний в образовательных системах»). С 2017 г. проект стал ведущим направлением работы создаваемого научно-образовательного центра «Новая археология». В задачи проекта входят:

• создание современной информационной среды, которая является источником информации для целевой группы потребителей;

• переход к международным стандартам подготовки по направлению «археология»;

• развитие контактов с ведущими научными центрами России и мира.

За время существования проекта суммарное количество участников составило более 500 человек. Среди них есть как профессиональные археологи, так и слушатели, не имеющие специальной археологической

подготовки. География участников составляет 48 городов России, а также научные и образовательные центры Франции, Республики Корея, Японии, Казахстана, Киргизии, Великобритании, Германии, Болгарии. С февраля 2015 г. было организовано более 30 лекций (включая 3 курса лекций) известных ученых России и мира: академика А. П. Де-ревянко (Новосибирск, Россия) (см. рисунок), д-ра ист. наук С. А. Васильева (Санкт-Петербург, Россия), д-ра ист. наук С. В. Васильева (Москва), проф. Б. Виола (Канада), проф. Ж. Жобера (Франция), проф. В. Ши-фенхевиля (Германия), д-ра У. Рандю и др.

Используемое программное обеспечение имеет большой потенциал и позволяет организовывать трансляции не только лекционных занятий, но и заседаний конференций. Так, в ноябре 2015 г. совместно с университетом Бордо (Франция) впервые была организована трансляция заседаний научно-практического семинара «3Б в археологии: больше чем измерение». С 2016 г. проводятся трансляции заседаний международной конференции «Евразия в кайнозое» (ИГУ, ИАЭТ СО РАН, НИЦ «Байкальский регион», ИЗК СО РАН, ИГ СО РАН).

Данные лекции активно интегрируются в текущий образовательный процесс. Трансляции могут быть организованы для студентов, которые посещают какой-то определенный курс, когда доступ есть только у лектора и обучающихся. Это лекции приглашенного профессора, который в силу разных причин не может лично присутствовать в Новосибирске (например, лекции по определенным темам в курсах «Основы антропологии», «Менеджмент историко-культурного наследия», «Каменный век Северной Азии»). В таких случаях вебинары являются обязательными к посещению, ведется список присутствующих. Контроль освоения осуществляется через обязательные мини-опросы и дискуссии после лекций, а также посредством включения дополнительных вопросов по темам лекций в контрольные задания по основным курсам, в рамках которых проводились вебинары. Занятия в рамках определенных курсов могут быть также и открытыми, как, например, лекция канд. биол. наук Н. А. Рудой (НГУ, ИАЭТ СО РАН) «Основы палинологического анализа и его применение для реконструкции облика прошлых ландшафтов, растительности и климата» в рамках курса «Естественнонауч-

Принтскрин экрана администратора

ные методы в археологии». В результате участие в лекции, помимо магистрантов 1-го курса, которым читался этот курс, приняли студенты 3-го и 4-го курсов ГИ НГУ и 37 онлайн-участников. В дальнейшем такой опыт можно использовать при разработке самостоятельного смешанного курса в рамках образовательной программы по направлению «Археология» для магистратуры или аспирантуры (например, в настоящее время ведется апробация программы онлайн-лек-ции по зооархеологии).

Однако данный проект создан не только для обучающихся НГУ, но и для онлайн-слушателей. Поэтому трансляция может быть организована двумя способами: 1) лектор читает лекцию, находясь в аудитории с реальными слушателями, обучающимися НГУ, а трансляция организуется для слушателей онлайн; 2) лектор находится в любой точке мира, где имеется доступ к Интернету. Трансляция организовывается в двух направлениях: видео-, аудиопоток и презентация от лектора и аудио-, видеопоток из аудитории в НГУ (для удобства лектора).

Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого веб-приложения.

Мы используем приложение GoToWebi-nar (см. рисунок). Оно было выбрано из нескольких известных программ и ресурсов (Вебинар.Яи, YouTube Air, Skype и др.) Лекция представляет собой аудио- и видеотрансляцию, параллельное воспроизведение слайдов презентации. К дополнительным средствам используемого ресурса относятся возможность использования экрана лектора как виртуальную доску, голосование и опросы, обмен и предоставление доступа к файлам, демонстрация рабочего стола и открытых на нем программ. Кроме того, каждый слушатель может задать вопрос лектору через текстовый чат, а также устно. По желанию производится аудиозапись трансляции вебинаров, которая накладывается на слайдовую презентацию. Данный программный продукт имеет также официальное бесплатное мобильное приложение, что во многом упрощает участие в вебинарах. Приложение позволяет охватывать аудиторию до 1 000 подключений.

Проведение вебинаров не требует дорогостоящего или эксклюзивного оборудования. В нашем проекте мы используем web-камеры с расширением HD 1080, компьютер, имеющий доступ к сети Интернет (выделенный канал в сети университета), беспроводные микрофоны. Каждый вебинар модерируется администратором. Он готов помочь как лектору, так и зрителям во время трансляции; устраняет технические неполадки (в случае их возникновения); координирует все активности в рамках вебинара (письменный чат и вопросы, переключение экранов и лекторов и др.).

Важным рабочим направлением деятельности по проекту является использование данного формата не только в научно-образовательной сфере, но и популяризаторской, с привлечением к участию школьников и других пользователей сети Интернет через проведение специальных лекций, посвященных общим вопросам археологии и антропологии. Так, в феврале 2017 г. в рамках Дней науки в ИАЭТ СО РАН прошел курс научно-популярных лекций. Они охватывали широкий тематический диапазон: по антропогенезу («Загадки неандертальцев, или Немного об альтернативном человечестве»,

канд. ист. наук К. К. Павленок; «Человек из Денисовой пещеры на Алтае», М. Б. Козли-кин); палеолитическому искусству Франции («Магия во мраке: шедевры пещерного искусства Франко-Кантабрии», канд. ист. наук Л. В. Зоткина), отличались междисциплинарным подходом в археологии («Древесно-кольцевой анализ, или дендрохронология», канд. ист. наук И. Ю. Слюсаренко; «Палео-генетические методы в археологии», канд. биол. наук А. С. Пилипенко). Всего участие в «Днях науки» приняло 80 онлайн-слуша-телей. Однако проведение научно-популярных лекций в настоящее время является первичным опытом в отличие от множества ресурсов, которые активно развивают популяризаторское направление и используют элемент онлайн-образования через создание подкастов, коротких роликов, лекций и т. д. Особый интерес вызывают проекты «Ан-тропогенез.ру», «НаукаРго», «Разведдопрос» (портал Дмитрия Пучкова), которые активно ведут просветительскую деятельность и имеют многотысячную онлайн-аудиторию.

За два года реализации проекта «Terra Prehistorica. Археология онлайн» отмечается повышение профильного образовательного уровня студентов, магистрантов и аспирантов, специализирующихся на кафедре археологии и этнографии ГИ НГУ. Проводимые курсы онлайн-лекций позволяют обратить внимание слушателей на ключевые проблемы археологической науки и пути их решения, ознакомиться с последними исследованиями и их результатами. Тем самым повышается уровень знаний студентов в области конкретных тем археологии, антропологии и междисциплинарных исследований, идет формирование навыков ведения и участия в научной дискуссии. Накопленный опыт в организации лекций, тематических курсов, трансляций заседаний конференций будет направлен на совершенствование существующих программ, подготовку и разработку новых образовательных программ по профилю «Археология», включая полноценные онлайн-курсы, дистанционные курсы повышения квалификации, магистерские программы. Широта охвата онлайн-аудито-рии положительно сказывается на формировании имиджа направления «Археология» в НГУ (101-150 место в QS World University Rankings по направлению «Археология»), увеличении количества абитуриентов на все ступени подготовки.

Список литературы

Герасимова В. Г., Сорокина М. Ю. К вопросу обучения в электронной образовательной среде // Славянский форум. 2016. № 1 (11). С. 61-67.

Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89-90.

Humphrey R. L., LeGrand C. S., Beard D. F. How to host a successful webinar // Strategic Finance. 2013. № 95 (1). P. 31-37.

Wang Shi. Kw, Hsu H. Y. Use of the Webinar Tool (Elluminate) to Support Training: the Effects of Webinar-Learning Implementation from Student-Trainers' Perspective // Journal of Interactive Online Learning, 2008. Vol. 7, № 3. P.175-194.

Материал поступил в редколлегию 11.01.2018

E. N. Bocharova

Novosibirsk State University 1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

bocharova.e@gmail.com

EXPERIENCE OF WEBINAR PROGRAM ORGANIZED IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY (PROJECT «TERRA PREHISTORICA. ARCHAEOLOGY ONLINE»)

Purpose. This paper shows some results of implementing e-Learning in Novosibirsk State University. The project «Terra Prehistorica. Archaeology online» is a series of webinars offering free professional development opportunities for students, young researchers and archaeologists seeking to enhance their skills or knowledge. It is a collaborative project of the Science and educational center «New archaeology», Department of Archaeology and Ethnography (Novosibirsk State University) and the Institute of Archaeology and Ethnography of SB RAS. The project «Terra Prehistorica» was launched in 2015. For two years, we have arranged more than 30 lectures of famous archaeologists from around the world (Russia, France, Japan, USA, Germany, Canada, etc.). Currently the total audience counts over 500 viewers from Russia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Korea, United Kingdom, France, Poland, etc. This project includes lectures for students as a part of their educational program, open lectures and courses of lectures, broadcast of conferences and workshops. We use GoToWebinar for broadcasting. This is a simple and handy application that can demonstrate slideshow presentations where images are presented to the audience, and markup tools and a remote mouse pointer are used to engage the audience while the presenter discusses the slide content; live or streaming video; meeting recordings; text chat and desktop sharing where participants can view anything the presenters currently show on their screen. Such engaging events help us keep up to date on developments in archaeology and anthropology with the help of leading experts in archaeology and allied sciences. It is a good opportunity to enhance skills and knowledge base for students who chose archaeology as a specialty and for online participants.

Results. We developed a project including free webinars available to anyone interested in the newest results of investigation in archaeology. The experience of implementing this project shows that such a format is effective enough to enhance skills in archaeological and multidisciplinary investigations.

Conclusion. During the period of two years while implementing the project «Terra Prehistorica. Archeology online», we observe an increase in the educational level of students (BA, MA and PhD). The courses of online lectures allow drawing attention to the key problems in archaeology and ways of their solution as well as getting acquainted with the latest research and results of archaeological and multidisciplinary investigations. The accumulated experience in organizing lectures in the form of webinars facilitates the development of online course for training archaeologists at NSU.

Keywords: webinar, online, e-Learning, high school, archaeology.

References

Gerasimova V. G., Sorokina M. Yu. K voprosu obucheniya v elektronnoi obrazovatel'noi srede [Some issues of training in e-learning environment]. Slavyanskii forum [Slavic forum], 2016, iss. 1 (1), p. 61-64. (in Russ.)

Humphrey R. L., LeGrand C. S., Beard D. F. How to host a successful webinar. Strategic Finance, 2013, no. 95 (1), p. 31-37.

Onlain obrazovanie [Online education]. Novosibirskii gosudarstvennyi universitet [Novosibirsk State University] (in Russ.) Available at: http://www.nsu.ru/education_online_english (accessed 28.12.2017)

Satunina A. E. Elektronnoe obuchenie: plyusy i minusy [E-learning: pros and cons.]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2006, no. 1, p. 89-90. (in Russ.)

Wang Shi. Kw., Hsu H. Y. Use of the Webinar Tool (Elluminate) to Support Training: The Effects of Webinar-Learning Implementation from Student-Trainers' Perspective. Journal of Interactive Online Learning, 2008, vol. 7, iss. 3, p. 175-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.