Научная статья на тему 'Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ'

Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / ВУЗ / UNIVERSITY / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ВЕБИНАР / WEBINAR / ОНЛАЙН СЕМИНАР / ONLINE SEMINAR / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / КРИТЕРИИ ВЫБОРА СИСТЕМЫ ВЕБИНАРОВ / CHOICE CRITERIA / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / WEBINAR.RU / MIRAPOLIS VIRTUAL ROOM / ADOBE CONNECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина Ольга Андреевна, Устюгова Виктория Николаевна, Архипов Руслан Евгеньевич

В статье рассматриваются возможности использования вебинаров в вузе как современного инструмента интерактивного обучения, а также как средства повышения эффективности научной и организационной работы в университете. Теоретической основой исследования являются положения общей теории систем в приложении к стратегическому университетскому управлению, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные авторами за время работы в КНИТУ-КАИ (2015-2017 гг.) и других вузах Казани.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина Ольга Андреевна, Устюгова Виктория Николаевна, Архипов Руслан Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we study possibilities of using webinars as a modern tool for interactive learning which can also help in increasing the effectiveness of research and organizational work at universities. The theoretical basis of the study is the general system theory in application to strategic university management. The empirical basis of the work is formed by practical results obtained by the authors during their work at Kazan National Research Technical University (2015-2017) and other universities in Kazan, Russia.

Текст научной работы на тему «Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ»

Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ

Кашина Ольга Андреевна начальник Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, доцент, кандидат физико-математических наук, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.

Туполева,

ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631 oakashina@kai. га,

Устюгова Виктория Николаевна ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.

Туполева,

ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631, vnustyugova@kai. ru,

Архипов Руслан Евгеньевич ведущий инженер Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н.

Туполева,

ул. Четаева, 18а, г. Казань, 421001, (843) 2311631 [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования вебинаров в вузе как современного инструмента интерактивного обучения, а также как средства повышения эффективности научной и организационной работы в университете. Теоретической основой исследования являются положения общей теории систем в приложении к стратегическому университетскому управлению, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные авторами за время работы в КНИТУ-КАИ (2015-2017 гг.) и других вузах Казани.

In this paper we study possibilities of using webinars as a modern tool for interactive learning which can also help in increasing the effectiveness of research and organizational work at universities. The theoretical basis of the study is the general system theory in application to strategic university management. The empirical basis of the work is formed by practical results obtained by the authors during their work at Kazan National Research Technical University (2015-2017) and other universities in Kazan, Russia.

Ключевые слова

образование, вуз, университет, электронное обучение, коммуникация, вебинар, онлайн семинар, программное обеспечение, критерии выбора системы вебинаров, качество обучения, Webinar.ru, Mirapolis Virtual Room, Adobe Connect

education, university, e-learning, communication, webinar, online seminar, software, choice criteria, quality of education, Webinar.ru, Mirapolis Virtual Room, Adobe Connect

Введение

Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ), без применения которых, казалось бы, сегодня трудно представить обучение в вузе, всё ещё неоднозначно воспринимаются и оцениваются в российском академическом сообществе. В частности, необычайно живучи предубеждения, связанные с искажённым представлением об обучении с применением ДОТ как о заочном обучении или даже о самообучении студентов без участия преподавателя. В данной статье мы хотим показать, что современные ДОТ не только не умаляют роль преподавателя, но, напротив, качественно изменяют эту роль; применение ДОТ выдвигает новые требования к компетенциям преподавателя (тьютора). Современный преподаватель должен не только в совершенстве знать свой предмет, но и в полной мере владеть методологией электронного обучения, уметь применять технологический инструментарий, обеспечивающий интерактивный характер обучения, т.е. позволяющий реализовать принцип обратной связи как необходимое условие эффективной реализации образовательного процесса.

Современные ДОТ предоставляют преподавателю широкий спектр инструментов для организации коммуникации на трёх уровнях:

• обучаемый - контент;

• обучаемый - преподаватель;

• обучаемый - обучаемый.

Первый уровень коммуникации («обучаемый - контент») сегодня обеспечивается, главным образом, посредством электронных курсов в системе управления обучением (например, MOODLE, BlackBoard, Stepik...). Если же говорить о двух других уровнях коммуникации («обучаемый - преподаватель» и «обучаемый -обучаемый»), то здесь трудно переоценить те возможности, которые открываются перед всеми участниками учебного процесса за счёт использования такого современного инструмента как «вебинар».

Данная статья посвящена анализу вебинара как инструментария интерактивного обучения в вузе в рамках основных или дополнительных образовательных программ, а также - как средства организации и проведения в вузе иных мероприятий в режиме онлайн.

Вебинар как современное средство образовательной коммуникации

Термин «вебинар» сегодня достаточно известен в академической среде. Возможности вебинаров как инструмента интерактивного обучения весьма широки, однако для их эффективной реализации необходимы специальные знания. Речь идёт не только о знании технологии проведения и записи вебинаров, об умении выбирать и использовать соответствующее программное обеспечение, но и о методологии встраивания вебинаров в образовательную траекторию.

Согласно [1], вебинар (англ. webinar) - это «разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени».

Основным преимуществом вебинара является, безусловно, отсутствие необходимости физического присутствия участников в одном месте - территориально участники могут находиться сколь угодно далеко друг от друга, единственное условие участия в вебинаре - это доступ к компьютеру или мобильному устройству с подключением к сети Интернет и (желательно) наличие гарнитуры (микрофона, наушников) для голосовой связи.

Для проведения вебинаров используется специальное программное обеспечение (не Skype!). Сегодня существует множество различных систем для проведения вебинаров, их основные функциональные возможности примерно одинаковы. Наиболее дружественны пользователям те системы, которые не требуют от участников специальной настройки оборудования и программного обеспечения. В таких системах каждый участник, зарегистрировавшийся на вебинар, получает по электронной почте сообщение со ссылкой на площадку, где будет проводиться вебинар - в назначенное время пользователю нужно только пройти по этой ссылке, никаких иных действий от него не требуется.

Участники вебинара имеют возможности:

• видеть и слышать спикера (ведущего вебинара);

• видеть рабочий стол спикера;

• видеть презентацию, демонстрируемую спикером (презентация, может содержать как текст, так и разнообразные визуальные элементы: рисунки, фотографии, скриншоты, схемы, сканы документов и т.д.);

• задавать вопросы - в чате (письменно) или посредством голосовой связи (если ведущий даст участнику право голоса, т.е. передаст ему роль ведущего);

• принимать участие в опросах (при условии, что опрос предусмотрен организаторами вебинара).

Таким образом, участники вебинара имеют возможность общения (аналогично участникам очного семинара), но география участников при этом неограниченно расширяется. Более того, возможности взаимодействия между аудиторией и ведущим вебинара много шире, чем в случае очного семинара -проведение опросов (анкетирований, голосований) онлайн не требует предварительного распечатывания бланков анкет, получение результатов происходит автоматически, без затрат времени, результаты опросов так же моментально обрабатываются и могут быть представлены в виде графиков и диаграмм.

Дополнительным преимуществом вебинаров перед очными семинарами является возможность их записи; видеозаписи вебинаров могут использоваться как образовательный контент, в частности, включаться в электронные курсы.

Названные возможности вебинаров делают их очень эффективным, удобным и привлекательным инструментом образовательной коммуникации.

Варианты использования вебинаров при реализации образовательных программ

Рассмотрим варианты использования вебинаров при реализации образовательных программ на примере Отдела электронных технологий в образовании (далее Отдел ЭТвО) Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева (далее - КНИТУ-КАИ). Отдел ЭТвО (сотрудниками которого являются авторы данной статьи) был создан в феврале 2015 года для организации и координации работы по развитию электронного обучения в университете.

Основные направления использования вебинаров в КНИТУ-КАИ - это: 1) Реализация дистанционных программ дополнительного образования. Сотрудниками Отдела ЭТвО была разработана программа повышения квалификации преподавателей вуза «Методология создания и использования электронных курсов» (72 часа), кроме того, ими было принято активное участие в разработке программы профессиональной переподготовки кадров работников образования «Менеджмент в образовании» (512 часов). Обе программы реализуются в КНИТУ-КАИ с применением дистанционных

образовательных технологий; тьюторами в обеих программах являются сотрудники Отдела ЭТвО. При обучении каждой очередной группы слушателей проводится вводный вебинар, на котором тьюторы формулируют цели и задачи реализации программы, рассматривают компетенции, на выработку которых нацелено обучение, разъясняют организационные моменты. По окончании изучения каждого из модулей программы проводится вебинар, посвящённый анализу полученных результатов и планов по освоению очередного модуля. По завершении обучения слушатели оформляют выпускную квалификационную работу (ВКР); защита ВКР также проводится посредством вебинара. Все видеозаписи вебинаров размещаются в электронных курсах, поддерживающих обучение по названным программам, в качестве учебного материала.

2) Проведение Конкурса электронных образовательных ресурсов для учащихся средних школ и творческих коллективов школьников «Школа 3.0. ». Конкурс «Школа 3.0.», проводившийся в КНИТУ-КАИ уже дважды, в 2016 и 2017 годах, оставил очень хорошее впечатление. Представленные на Конкурс электронные разработки школьников (в 2017 году их было уже более 20) охватывали широкий круг вопросов по изучению астрономии, физических явлений, некоторых разделов математики, разработке программных сервисов, веб-дизайна и (в связи с юбилеем КНИТУ-КАИ) - его истории и современности. Защита проектов участниками Конкурса проходила в формате вебинара, причём школьники также принимали участие в качестве зрителей-оппонентов в других защитах, что заметно усиливало соревновательный момент (с подробной информацией о конкурсных разработках можно ознакомиться на его веб-ресурсе [2], анализу результатов Конкурса за 2016 -2017 гг. посвящена заметка [3]).

3) Проведение тематических мероприятий по различным аспектам деятельности вуза.

Среди различных мероприятий, проводимых в КНИТУ-КАИ при участии Отдела ЭТвО, заметную роль играют тематические вебинары и трансляции (например, [4], [5]). В ближайших планах Отдела ЭТвО - проведение тематического вебинара с участием преподавателей - победителей Конкурса «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ» в 2016-2017 гг. для обмена опытом электронного обучения среди профессорско-преподавательского состава университета ([6], [7]).

Видеозаписи вебинаров, проводимых Отделом ЭТвО, можно найти в разделе «Видеоархив» сайта Отдела на Портале КНИТУ-КАИ [8].

Для преподавателя вебинары - это удобный инструмент для проведения консультаций студентов, например, по курсовым и дипломным работам, по самостоятельной работе студента; для организации проектной работы студентов, для проведения научных онлайн семинаров - в том числе с участием преподавателей и студентов из других вузов. Кроме того, вебинары могут использоваться работниками различных структурных подразделений университета, например, в рамках различных форм воспитательной работы, для обсуждения актуальных вопросов студенческой жизни, проведения политинформаций, организационных собраний, для ознакомления ППС и студентов с книжными новинками, поступившими в библиотеку, или тематическими библиографическими выставками и т.д.

Практика вебинаров сегодня широко распространена во всех передовых университетах мира и во многих корпорациях. В частности, вебинары используются многими образовательными организациями как новая форма привлечения слушателей на онлайн курсы в рамках дополнительных образовательных программ - при этом часть вебинаров предусматривает бесплатное участие для всех, кому пришло

приглашение на такой курс, а другая часть - закрытая - для записавшихся на курс слушателей.

Многие организации используют вебинары для обучения своих сотрудников или трансляции коммерческих семинаров. Сотрудники Отдела ЭТвО регулярно принимают участие в вебинарах, представляющих собой заметные события в жизни академического сообщества России. По итогам вебинаров нами публикуются заметки в рубрике «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ и на сайте Отдела (например, [9], [10], [11], [12]) и проводится анкетирование ППС КНИТУ-КАИ по вопросам, рассматриваемым на вебинарах.

Программное обеспечение для проведения вебинаров: критерии выбора

Как было сказано выше, специальное программное обеспечение, используемое для организации и поведения вебинаров, имеет схожий набор функций. Однако в продуктах от разных производителей имеются и определённые различия. Поэтому выбор системы вебинаров для организации учебного процесса в вузе является очень важным моментом. При выборе системы проведения вебинаров необходимо учитывать множество факторов, характеризующих цели использования системы, целевую аудиторию, тарифную политику поставщика и ряд других факторов.

Сотрудниками Отдела ЭТвО была проведена большая предварительная работа по определению системы требований к приобретаемому программному обеспечению, а также - по сравнительной оценке предложений на рынке программного обеспечения.

Программное обеспечение для проведения вебинаров оценивалось по следующим основным критериям:

• варианты установки и настройки (на сервере поставщика, на сервере клиента(вуза), возможность использования прокси-сервера);

• дружественность интерфейса;

• совместимость с популярными браузерами;

• возможность организации мероприятий на регулярной основе (например, раз в неделю, раз в месяц);

• скорость работы (время прохождения сигнала);

• максимальное количество одновременно проводимых мероприятий;

• максимальное число участников;

• возможные роли участников (рядовой участник, продвинутый участник, докладчик, модератор...);

• возможность создания и редактирования списков пользователей, возможность организации массовой рассылки сообщений по электронной почте;

• возможность группировки и фильтрации контактов;

• возможность для модератора управлять видео- и аудиопотоками других участников;

• возможность для модератора/докладчика легко демонстрировать участникам свой рабочий стол;

• возможность для участников вебинара загружать и демонстрировать файлы;

• возможные форматы загружаемых файлов (pdf, doc, docx, xls, xlsx, ppt, pptx, pps, ppsx, файлы графических форматов, видеоролики);

• возможность для участников вебинара обмениваться файлами;

• доступность режима белой доски;

• возможность записи вебинара/конференции, хранения и скачивания записей;

• возможность проведения опросов участников с произвольными вариантами ответов, возможность сохранения результатов опросов;

• возможность сохранения шаблонов опросов;

• возможность сохранения истории чата;

• возможность просмотра статистики посещений вебинара;

• тарифная политика поставщика.

По названным критериям (и ряду других) был проведён SWOT-анализ трёх известных поставщика вебинаров: Mirapolis Virtual Room, Webinar.ru и Adobe Connect (подробнее о SWOT-анализе как инструменте сравнения и выбора управленческих решений см., например, в [13]). По результатам SWOT-анализа было принято решение о приобретении системы проведения вебинаров от Adobe Connect. Практика организации и проведения вебинаров в КНИТУ-КАИ в 2015-2017 годах подтверждает правильность сделанного выбора и тот факт, что вебинар - это отличный современный образовательный инструмент, позволяющий повысить эффективность и качество учебного процесса!

Заключение

В данной статье на основе анализа опыта Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ даётся характеристика вебинаров как современного инструмента, позволяющего повысить качество образования и эффективность вузовского управления.

Литература

1. Онлайн-семинар. Материал из Википедии. [Интернет-ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0% BD-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80

2. Веб-ресурс Конкурса «Школа 3.0». URL: http://school3.kai.ru/ (дата обращения 21.03.2018).

3. Ермолаев И.С. Финал ежегодных конкурсов и олимпиад - центениалы выходят на старт. [Интернет-ресурс]. URL:

https://kai.ru/documents/683568/6172591/7.07.17.1.pdf/82fda710-3f42-4ccb-a719-0e2e12429b93?version=1.0 (дата обращения 21.03.2018).

4. Трансляция семинара «Информационные технологии в образовании» организованного Научно-технической библиотекой КНИТУ-КАИ (15.03.2017 г.) (спикер: директор НТБ, советник ректора Г.В. Ившина) [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playHst?üst=PLf9J6pmU7 -giqupw-0hk4aX4Vw55Q6nv (дата обращения 21.03.2018).

5. Вебинар «Актуальные проблемы электронного обучения в КНИТУ КАИ» (02.03.2017 г.) (спикер: ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела ЭТвО В.Н. Устюгова) [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube. com/watch?v=_oHd 1j Io7l8&index=1 &list=PLf9J6pmIJ7-iCgJxRJxfzfai8EMOvOaXX (дата обращения 21.03.2018).

6. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи (12.01.2018) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=9469822

7. Поздравляем победителей Конкурса на звание «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ в 2016- 17 учебном году» (по итогам осеннего семестра)

[Интернет-ресурс]. URL: https://eto.kai.ru/wp-

content/uploads/2017/06/file 02.06.17.1 .pdf (дата обращения 21.03.2018).

8. Видеоархив (раздел сайта ОЭТвО) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/videoarhiv (дата обращения 21.03.2018).

9. MOOC в университетском образовании: Итоги проектной сессии «Опыт создания и встраивания онлайн-курсов (MOOCS) в образовательные программы университетов» (09.03.2018) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/news/new?id=9565022 (дата обращения 21.03.2018).

10. Зимняя школа преподавателя: Итоги онлайн-конференция издательства «Юрайт» (5 - 11 февраля 2018 г.). [Интернет-ресурс]. URL:

https://kai.ru/news/new?id=9537906 (дата обращения 21.03.2018).

11. Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета (по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017) (17.11.2017) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=7047724 (дата обращения 21.03.2018).

12. Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна» (по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017). [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=6983096 (дата обращения 21.03.2018).

13. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е. А. Князева. - Казань : Унипресс, 2001. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.