УДК 378.1:004
Н.В. Соломина, N.V. Solomina e-mail: [email protected] Омский государственный технически университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ВЕБИНАР КАК СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ WEBINAR AS MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGY
Вебинар рассматривается как новый способ коммуникации. Он может использоваться в образовательном процессе.
Webinar regarded as a new way of communication. It can be used in the educational process.
Ключевые слова: вебинар, технология, коммуникация
Keywords: webinar technology, communication
Высказывания типа: «Наш мир насколько быстро меняется» или «Современный образованный человек должен соответствовать требованиям, предъявляемым в современных условиях комму-
никации» - стали настолько привычными и безапелляционными, что воспринимаются современной коммуникативной личностью как аксиома. Развитие новых технологий, и коммуникативных и коммуникационных в том числе, позволяет эффективно, быстро и мобильно передавать информацию с разными целями: педагогическими, консультационными, тренинговыми, маркетинговыми и пр.
Вебинар как информационная интернет-технология в последние 5 лет стала очень популярной, поскольку позволяет решать актуальные задачи. Она позволяет экономить время, насыщать информацию различным иллюстративным материалом (графиками, фото, видео, гиперссылками с реальным онлайн-переходом на страницы, презентациями). Кроме того, вебинар позволяет одновременное общение в чате, онлайн-подключение других спикеров (ведущих, экспертов), демонстрацию участникам экрана компьютера (рабочего стола) ведущего, подключение интерактивной доски (например, для сиюминутного рисования, выделения области и пр.).
Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») представляет собой онлайн-меро-приятие (семинар, лекцию, курс, виртуальную презентацию, видеотренинг, онлайн-конференцию, маркетинговые мероприятия, онлайн-встречи, совещания, видеособеседования и пр.), организованное при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Каждый участник находится (или может находиться) дистанционно от ведущего спикера вне зависимости от географического месторасположения.
Для участия в вебинаре необходимо наличие следующих компонентов:
S устройство с web-браузером (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный «телефон» и т.д.), подключенное к сети Интернет,
S гарнитура (наушники с микрофоном (рекомендуется) или отдельно наушники и микрофон),
S web-камера (видеокамера).
Участник вебинара в заранее оговоренное ведущим время подключается к виртуальной комнате, используя обычное (неспециализированное) программное обеспечение (например, браузеры Internet Explorer, Firefox, Opera и др.), и, таким образом, попадает в виртуальную «аудиторию», объединяющую всех участников. Подключиться к вебинару можно в любое время, а в случае невозможности участия - можно просмотреть видеозапись (если платформа, на которой реализуется вебинар, в принципе позволяет его записывать).
Следует также помнить, что вебинар несколько отличается от обычной презентации или видеоконференции, поэтому подготовка данного мероприятия требует знания жанровых и технических особенностей вебинара.
Так, например, можно проводить вебинары на бесплатной платформе ОмГТУ (http://video.omgtu.ru/ client/BigBlueButton.html). После регистрации на сайте и получения прав спикера (ведущего) можно проводить вебинар он-лайн. В рамках образовательного процесса технология вебинара может использоваться, на наш взгляд, для всех видов учебной деятельности: проведение лекций, семинаров, руководство курсовыми и дипломными работами, консультирование студентов, тренинги и пр.
Спикер вправе определять форму проведения вебинара и методы, используемые в процессе обучения. Данная платформа позволяет осуществлять ауди- и видеотрансляцию, обмениваться информацией в чате, показывать презентацию, использовать он-лайн рисование/выделение. Активные области показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Активные области экрана при проведения вебинара на платформе ОмГТУ
Окна (или активные области) не зафиксированы, что позволяет пользователю располагать их так, как необходимо. Кроме виртуальной доски, позволяющей выделять / рисовать на самом слайде во время его демонстрации, есть возможность выделения актуальной области виртуальной указкой (спикер водит мышкой по слайду, а слушатели в это время видят двигающуюся красную точку).
Таким образом, вебинар как новая коммуникативная технология обладает большим потенциалом, предлагая новые формы общения, при этом экономит время, которое в наши дни, как известно, является эквивалентом денег. Использование вебинара в образовательном процессе не только облегчает донесение информации до студентов, но позволяет активно развивать новые формы обучения. Единственным условием эффективной работы в режиме вебинара является техническое обеспечение - устройство с web-браузером, гарнитура, web-камера и хороший интернет-канал.
Библиографический список
1. О вебинарах [Электронный ресурс] // Вебинармаркет.ру : интернет-портал. - Режим доступа: http://www.webinarmarket.ru/webinfo/about/ (дата обращ.: 25.05.2014).
2. Соколова, Ю. В. Вебинары как средство образовательных технологий [Электронный ресурс] / Ю. В. Соколова. - Режим доступа : http://portal.mubint.ru/library/Documents/ %D0%92%D0%B5%D0%B 1 %D0%B8%D0%BD%D0%B0%D 1 %80%D 1 %8B_%D0%9A%D1%80%D1% 8Во/с^0%ВС%202011^ (дата обращ.: 25.05.2014).
3. Тучин, Д. Пособие по проведению вебинаров [Электронный ресурс] / Д. Тучин // Профес-сионалы.ру : социальная сеть. - Режим доступа : http://professionali.ru/Soobschestva/ biznes_treningi_seminary_obuchenie/posobie_po_provedeniyu_vebinarov/ (дата обращ.: 25.05.2014).
4. Фролов, Ю. В. Подготовка и проведение вебинаров : учеб.-метод. пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. - М. : МГПУ, 2011. - 30 с.