Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОНФЕРЕНЦИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновская Галина Самойловна

Современная ситуация с распространением новой короновирусной инфекции внесла существенные изменения в системе обучения в высших учебных заведениях. Переход на дистанционную форму обучения привел к тому, что многим преподавателям пришлось активно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей практике. Преподаватели кафедры «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» так же стали активно использовать ИКТ на занятиях по иностранному языку, а так же для организации научно-исследовательской деятельности студентов на иностранном языке. Корректная организация учебной и исследовательской деятельности под руководством преподавателя помогает обучающимся выстраивать профессиональные компетенции в условиях современного мира, которые в дальнейшем повлияют на профессиональную реализацию и карьерный рост в положительном аспекте. В статье рассматривается опыт проведения научно-практической студенческой конференции «Авиация и космонавтика» на иностранном языке, которая в декабре 2020 года в связи с дистанционным режимом прошла на платформе Zoom. Автором делается вывод, что использование средств ИКТ в проектной исследовательской деятельности студентов на иностранном языке способно открыть новые горизонты для развития коммуникативной компетентности студентов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновская Галина Самойловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ICT TOOLS IN TEACHING ENGLISH AT A UNIVERSITY (USING THE EXAMPLE OF PROJECT RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN A FOREIGN LANGUAGE)

The current situation with the spread of a new coronavirus infection has made significant changes in the system of education in higher educational institutions. The transition to distance learning has led to the fact that many teachers have had to actively use information and communication technologies (ICT) in their practice. Teachers of the Department of "Foreign Language for Aerospace Specialties" also began to actively use ICT in foreign language classes, as well as for the organization of research activities of students in a foreign language. The correct organization of educational and research activities under the guidance of a teacher helps students to build professional competencies in the modern world, which will further affect professional implementation and career growth in a positive aspect. The article examines the experience of conducting a scientific and practical student conference "Aviation and Cosmonautics" in a foreign language, which in December 2020, in connection with the remote mode, was held on the Zoom platform. The author concludes that the use of ICT tools in the project research activities of students in a foreign language can open up new horizons for the development of students ' communicative competence in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ)»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Яновская Галина Самойловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА

ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ)

Аннотация. Современная ситуация с распространением новой короновирусной инфекции внесла существенные изменения в системе обучения в высших учебных заведениях. Переход на дистанционную форму обучения привел к тому, что многим преподавателям пришлось активно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей практике. Преподаватели кафедры «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» так же стали активно использовать ИКТ на занятиях по иностранному языку, а так же для организации научно-исследовательской деятельности студентов на иностранном языке. Корректная организация учебной и исследовательской деятельности под руководством преподавателя помогает обучающимся выстраивать профессиональные компетенции в условиях современного мира, которые в дальнейшем повлияют на профессиональную реализацию и карьерный рост в положительном аспекте. В статье рассматривается опыт проведения научно-практической студенческой конференции «Авиация и космонавтика» на иностранном языке, которая в декабре 2020 года в связи с дистанционным режимом прошла на платформе Zoom. Автором делается вывод, что использование средств ИКТ в проектной исследовательской деятельности студентов на иностранном языке способно открыть новые горизонты для развития коммуникативной компетентности студентов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коммуникативная компетенция, иностранный язык, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность студентов, конференция на иностранном языке.

Annotation The current situation with the spread of a new coronavirus infection has made significant changes in the system of education in higher educational institutions. The transition to distance learning has led to the fact that many teachers have had to actively use information and communication technologies (ICT) in their practice. Teachers of the Department of "Foreign Language for Aerospace Specialties" also began to actively use ICT in foreign language classes, as well as for the organization of research activities of students in a foreign language. The correct organization of educational and research activities under the guidance of a teacher helps students to build professional competencies in the modern world, which will further affect professional implementation and career growth in a positive aspect. The article examines the experience of conducting a scientific and practical student conference "Aviation and Cosmonautics" in a foreign language, which in December 2020, in connection with the remote mode, was held on the Zoom platform. The author concludes that the use of ICT tools in the project research activities of students in a foreign language can open up new horizons for the development of students ' communicative competence in higher educational institutions.

Keywords: information and communication technologies, communicative competence, foreign language, project activity, research activity of students, conference in a foreign language.

Введение. Распространение знаний в современном обществе, основанном на цифровой культуре, зависит от компьютерных технологий, благодаря которым люди занимаются своей профессиональной деятельностью, а также учатся, развлекают себя и применяют их в бытовом аспекте. Люди, малознакомые с цифровой культурой, в рамках глобальной и национальной экономики остаются в невыгодном положении. Важность цифровой грамотности для поиска информации, а также ее различения и воспроизводства, критически обусловлена использованием новейших средств массовой информации, что влияет на полноценное участие человека в социальной жизни. Этот фактор обуславливает особое внимание к разработке учебных программ.

В контексте высшего профессионального образования основной задачей является такая модель подготовки квалифицированного специалиста для рынка труда, которая будет способствовать его активной реализации в выбранной отрасли, а также позволит ему быть конкурентоспособным, реализуя свой личностный потенциал. Таким образом, под эффективными инновационными образовательными технологиями необходимо понимать результат процесса познания, направленный на подготовку профессионалов высокого уровня, которые обладают не только фундаментальными, но и прикладными знаниями, применяют их в освоении новых направлений в своей деятельности, гибко реагируют на динамично изменяющиеся социально-экономические условия. Кроме того, современные специалисты, как правило, обладают высокими нравственными качествами и вовлечены в гражданскую жизнь своей страны.

В отношении обучения английскому языку в России применяются разнообразные подходы и методики, многие из которых включают в себя информационно-коммуникационную составляющую. Студенты и преподаватели могут существенно повысить свой уровень владения иностранным языком благодаря современным ИКТ методам обучения. Эти способы познания не только обладают высокой эффективностью и доступностью, но и экономичны.

Изложение основного материала статьи. Согласно современным исследованиям, применение ИКТ в развитии навыков владения английским языком у обучающихся оказывает устойчивое положительное влияние на процесс познания. Информационно-коммуникационные технологии позволяют свободно обучаться в любом удобном месте и в любое время, комфортное и соразмерное потребностям учащихся [10].

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка решает множество задач, стоящих перед современным преподавателем: повысить интеллектуальный уровень обучаемых, открыть перед ними новые возможности в области практических задач, замотивировать на эффективную самоорганизацию и стремление к самообразованию во всех областях знания. Благодаря ИКТ повысилась наглядность учебного материала, что дополнительно стимулирует учащихся к запоминанию новой информации. Таким образом, инновационные технические средства повышают прогресс образования в целом за счет индивидуализации и дифференциации составляющих этого процесса.

Благодаря ИКТ возможно полнее соотнести опыт обучающегося с практикой его работы, обогатить и углубить полученные им навыки. Немаловажно упомянуть и экономическую востребованность для будущих выпускников. Кроме того, интеграция информационно-коммуникационных технологий в преподавание помогает высшим школам меняться вместе со своими студентами и преподавателями, что улучшает качество образования, и развивает прогресс в сложных предметных областях. Используя ИКТ как современный инструмент учебного процесса, вовлеченные преподаватели могут разработать собственные стратегии и реализовать инновационные педагогические разработки [11, с. 39].

Среди недостатков применения ИКТ в области изучения иностранных языков можно назвать снижение эмоциональных переживаний в ходе общения преподавателя с обучаемым. Впрочем, технологические новшества могут, наоборот, стать мостом, связующим преподавателя со студентом во время дистанционной формы обучения. Видеоконференции в данном случае становятся не просто увлекательной формой внеаудиторного занятия, но и помогают контролировать качество усвоения материала обучающимися. Развитие ИКТ в таких условиях одобряется как лучший способ изучения иностранного языка. Интернет становится в данном случае большой энциклопедией разнообразной информации, среди которой есть литературные тексты, стихи, песни, служащие как модели для дальнейшего использования иностранного языка в реальном времени. По сравнению с традиционными доской, мелом и магнитофоном для трансляции аудиозаписей, компьютер является более интерактивной формой помощи в изучении языка. Однако многие преподаватели до сих пор с опаской включают ИКТ в свою методику, сомневаясь в их эффективности в рамках вузовской подготовки.

В условиях самоизоляции, с которыми столкнулась наша страна, изменилась форма взаимодействия участников учебного процесса, что открыло множество серьезных проблем в образовании [5, с. 66]. Пандемия COVID-19 коснулась науки и образования, внесла изменения в привычную жизнь всего мира. Но судя по имеющимся данным, большая часть учебных заведений России успешно справилась с переходом в онлайн-формат обучения [2, с. 156]. Корректная организация учебной и исследовательской деятельности под руководством преподавателя помогает обучающимся выстраивать профессиональные компетенции в условиях современного мира, которые в дальнейшем повлияют на профессиональную реализацию и карьерный рост в положительном направлении.

Педагогическая парадигма вузовской подготовки претерпевает серьезные изменения в настоящее время, меняя стили обучения и вовлекая студентов в научно-исследовательскую деятельность наряду с классическим учебным процессом [3]. Удачной формой такой активности для обучающихся является участие в научно-практических конференциях.

В Московском Авиационном Институте ежегодно проводится студенческая конференция на иностранном языке «Авиация и космонавтика», целью которой является решение заданной проблемы с вовлечением обучающихся и общественности к ее важности. Кафедрой иностранного языка принято решение определять тематику таких активностей общим направлением вуза [9, с. 280]. В перечень задач факультета иностранных языков входит не только преумножение и сохранение полученных знаний, но и поддержка подлинной связи между техническими и лингвистическими областями науки. Повышение интереса инженеров к лингвистике и иностранному языку, а также специалистов филологического направления знаний к технической проблематике так же является одной из важнейших задач, реализуемых в МАИ [1, с. 354].

В рамках изучения иностранного языка немаловажно познакомить обучающихся с научно-академическим стилем, а также различиями в изложении проблематики на русском и английском языках. Эта цель достижима благодаря кропотливому труду по освоению специальной лексики, владения синонимическими и антонимическими рядами слов [6, с. 75].

В связи с дистанционным режимом обучения научно-практическая конференция «Авиация и космонавтика» в декабре 2020 года прошла на платформе Zoom - самой востребованной онлайн-программой для подобного рода саммитов. Студенты смогли выступить с презентациями своих докладов перед слушателями при помощи информационно-компьютерных технологий. Применив возможности онлайн-платформы, слушатели конференции смогли в неограниченном количестве посетить данное мероприятие и прослушать выступления. Методику высоко оценили как обучающиеся, так и преподаватели, входящие в оргкомитет. Данный метод проведения конференции получил положительный отклик как от студентов, так и от преподавателей, входящих в оргкомитет.

Преимуществами онлайн-сервиса Zoom являются:

• качественная стабильная связь (даже при низкой скорости интернет-соединения);

• наличие быстрого чата участников для общения и технического обмена сообщениями;

• возможность применения встроенной интерактивной доски, на которой удобно делать заметки;

• использование каждым участником связи в аудио- и видеоформатах, например, чтобы продемонстрировать рабочий стол при необходимости.

• удобная запись вебинара для работы над ошибками и последующего анализа видео-встречи [8, с. 93].

Выводы. Вокруг дистанционного образования остается немало дискуссионных вопросов, требующих

быстрого рассмотрения и эффективного решения. Однако именно дистанционный формат обучения позволил преподавателям изменить свою роль для обучающихся, стать для них цифровыми помощниками, которые самостоятельно инициируют использование новых технологий и возможностей образовательных платформ [4, с. 189]. Например, применение Zoom делает для преподавателя обязательным не только применение дидактических аспектов программы в ходе обучения, но и учет возможных негативных внешних факторов, которые могут повлиять на использование системы студентами.

Приоритетной задачей на данный момент становится совершенствование методик применения ИКТ и развитие психолого-педагогических аспектов для эффективного внедрения технологических средств в образовательный процесс [7, с. 55]. Это откроет новые горизонты для иноязычной научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Литература:

1. Абрамова О.В., Власова С.В. Значение иностранного языка в формировании профессиональных компетенций у студентов МАИ (НИУ) и в развитии НИРС факультета ИЯ // В сб.: Студенческая научнопрактическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИ-НИУ, посвящённая 100-летию со дня рождения академика В.П. Мишина: Сборник докладов - М., 2017. - С. 354-369.

2. Грачёва М.Л. Мировая пандемия COVID-19 перевела научные учреждения в онлайн-режиме, но не помешала их деятельности // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020. - № 100. - С. 156-161.

3. Дуненкова Е.Н., Гуреев П.М., Прохорова И.С., Болдырев В.А., Камчатова Е.Ю., Фаюстов А.А., Дегтярева В.В. Активизация научно-исследовательской деятельности бакалавров в условиях цифровой экономики / Развитие инновационной деятельности в условиях цифровой экономики. - М., 2019. -С. 116-128.

4. Иванова Е.Е. Образование в удаленном доступе: взгляд преподавателя // Вестник университета. -2020. - № 8. - С. 188-193.

5. Киракосян М.Ж. Современные тенденции организации учебной деятельности студентов с использованием дистанционных технологий в вузе // Вопросы педагогики. - 2020. - № 7-2. - С. 64-71.

6. Кочкарева И.В. Организация студенческой онлайн конференции: типичные ошибки // Развитие образования. - 2020. - № 2 (8). - С. 74-78.

7. Ляшенко М.С., Минеева О.А., Поваренкина И.А. Опыт использования платформы ZOOM для организации дистанционного обучения иностранному языку в вузе: мнение студентов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 12-4 (102). - С. 54-57.

8. Сергеева А.А., Ешкина Н.И. Проблемы и перспективы организации научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами педагогического вуза в дистанционном формате // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 12-4 (102). - С. 90-95.

9. Яновская Г.С. Организация студенческих конференций как способ повышения заинтересованности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 280-283.

10. Md. Shakil Akhtar. Role of ICT in the Enhancement of English Language Skills among the Learners. Journal of Technology for ELT. Volume 6 Number 2 (April 2016).

11. Syed Noor ul Amin. An effective use of ICT for education and learning by drawing on worldwide knowledge, research and experience: ICT as a change agent for education (A Literature review) Scholarly Journal of Education Vol. 2 (4), pp. 38-45, April 2013

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат экономических наук, доцент Суходоева Людмила Федоровна

Нижегородский государственный университет имени Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ WELL-BEING ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье выявляются особенности эмоцонально-психологического состояния работников в условиях пандемии. Доказывается, что перевод сотрудников на удаленную работу в таких условиях требует особого внимания и поддержки со стороны руководства организации. Определяются преимущества и факторы для успешной удаленной работы: внедрение цифровых платформ для совместной работы, возможность сотруднику выбирать способ выполнения работы и т.д. Рассматриваются ключевые элементы инновационной для россиийской деятвительности концепции well-being жизнедеятельности человека: здоровье, профессиональная реализация, финансовая стабильность, социальные

связи и благоприятная среда. Предлагается well-being программа по удержанию и повышению уровня благополучия сотрудников в онлайн-трудовой деятельности.

Ключевые слова: жизнедеятельности человека, пандемия, дистанционная работа, сотрудники, инновации, well-being программа, эффективность.

Annotation. The article reveals the features of the emotional and psychological state of workers in a pandemic. It is proved that the transfer of employees to remote work in such conditions requires special attention and support from the organization's management. The advantages and factors for successful remote work are identified: the introduction of digital platforms for collaboration, the ability for the employee to choose the way to do the work, etc. The key elements of the concept of human well-being, which is innovative for the Russian activity, are considered: health, professional fulfillment, financial stability, social ties and a favorable environment. A well-being program is offered to retain and enhance the well-being of employees in online work.

Keywords: human activity, pandemic, teleworking, employees, innovation, well-being program, efficiency.

Введение. В период эпидемии COVID-19 границы между работой и личной жизнью стали более размытыми, руководители внедряют современные программы заботы о сотрудниках непосредственно в рабочий процесс, среди которых современные Well-being программы.

Организации, которые интегрируют такие программы в работу на уровне отдельных сотрудников, команд и компании в целом, смогут обеспечить устойчивое будущее, где каждый будет чувствовать себя комфортно и работать с максимальной отдачей [6, 10].

Изложение основного материала статьи. Согласно исследованию Deloitte Global Human Capital Trends благополучие стало наиболее важной тенденцией в области управления персоналом в 2020 году [5]. Кризис, вызванный COVID-19, заставил по-новому посмотреть на тему поддержки сотрудников. Действительно, компании предприняли быстрые меры по обеспечению безопасности работы и поддержанию здоровья работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.