Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПАНДЕМИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / DISTANT EDUCATION / TRADITIONAL METHODS / FOREIGN LANGUAGE DISTANT TEACHING / PANDEMIC / COMMUNICATION-INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федунова М. Н.

Статья посвящена проблемам дистанционного обучения иностранным языкам при переходе вузов на удаленный формат работы в условиях пандемии COVID-2019. В работе проводится сравнение традиционных очных методов преподавания иностранного языка в вузе с дистанционным обучением в условиях пандемии. Рассматривается история дистанционного образования и разнообразных его форм до и во время пандемии COVID-2019. Приводятся преимущества и недостатки использования дистанционной системы обучения иностранному языку с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в неязыковом вузе. Также выявлены некоторые характерные для изучения иностранных языков проблемы. В результате проведенного анализа делается вывод об ограниченной эффективности дистанционного обучения для достижения главных целей и решения всех задач при изучении иностранного языка в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федунова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE DISTANT TEACHING UNDER PANDEMIC RESTRICTIONS

The main issue of the article is problem of foreign language distant teaching under COVID-2019 pandemic restrictions in non-linguistic higher education institutions. The author compares traditional face-to-face method of foreign language teaching with the distant one. The global history and forms of the distant education is analyzed both before and during the COVID-2019 pandemic. Advantages and disadvantages of the foreign language distant teaching in a non-linguistic institution is provided with special attention to communication-information technologies implementation in teaching and learning process in higher educational establishments. The authors also identify some specific problems for foreign languages distant teaching. As the result, the author concludes limited effect of the distant teaching of a foreign language in terms of acquiring all the necessary goals.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Естественно, увеличение числа больших нагрузок усиливает элементы риска, повышает число травм, перенапряжений, перетренировок и нередко ведет к вынужденному уходу спортсменов из большого спорта. Многие спортсмены и целые команды, чрезмерно увеличив объем и интенсивность физических нагрузок, в отдельные годы не достигали запрограммированных результатов. Поэтому в настоящее время значительно вырос интерес к поискам дополнительных резервных возможностей выполнять большие нагрузки в спорте, снизив при этом степень риска для организма занимающихся [3, 5] .

Особое значение в необходимости развития женского тяжелоатлетического спорта заключается также и том, что эта спортивная дисциплина уже вошла в программу Игр XXVII Олимпиады наравне с мужской тяжелой атлетикой. Представители России как суверенной страны, престиж российского спорта должен быть поддержан нашими спортсменками и в этом виде спорта.

Список использованной литературы:

1. Горулев П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2006. 286 с.

2. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. - 27 с.

3. Иорданская Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблема полового диморфизма). М.: Спорт, 2020. 274 с.

4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.

5. Тихонова И.В., Омарова П.Г., Близнюк А.А., Иванов И.И. Технология совершенствования технико-тактической подготовки дзюдоисток с учетом особенностей женского организма // Культура физическая и здоровье. 2019. №4 (72). С. 120-123.

© Тихонова И.В., Шиянов Г.П., Чернышов В.А., Шиянов Б.Г., 2021

УДК 372.811.1

Федунова М.Н.

(Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург) Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

русского и иностранных языков

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация

Статья посвящена проблемам дистанционного обучения иностранным языкам при переходе вузов на удаленный формат работы в условиях пандемии СОУГО-2019. В работе проводится сравнение традиционных очных методов преподавания иностранного языка в вузе с дистанционным обучением в условиях пандемии. Рассматривается история дистанционного образования и разнообразных его форм до и во время пандемии СОУГО-2019. Приводятся преимущества и недостатки использования дистанционной системы обучения иностранному языку с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в неязыковом вузе. Также выявлены некоторые характерные для изучения иностранных языков проблемы. В результате проведенного анализа делается вывод об ограниченной эффективности дистанционного обучения для достижения главных целей и решения всех задач при изучении иностранного языка в вузе.

Ключевые слова:

дистанционное образование; традиционные методы; дистанционное обучение иностранному языку; пандемия; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Fedunova M.N.

(St.-Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, St.-Petersburg) Senior lecturer of the Department of the Humanities, Socio-economic Subjects,

Russian and Foreign Languages

PROBLEM ASPECTS OF FOREIGN LANGUAGE DISTANT TEACHING UNDER PANDEMIC RESTRICTIONS

Abstract

The main issue of the article is problem of foreign language distant teaching under COVID-2019 pandemic restrictions in non-linguistic higher education institutions. The author compares traditional face-to-face method of foreign language teaching with the distant one. The global history and forms of the distant education is analyzed both before and during the COVID-2019 pandemic. Advantages and disadvantages of the foreign language distant teaching in a non-linguistic institution is provided with special attention to communication-information technologies implementation in teaching and learning process in higher educational establishments. The authors also identify some specific problems for foreign languages distant teaching. As the result, the author concludes limited effect of the distant teaching of a foreign language in terms of acquiring all the necessary goals.

Key words:

distant education; traditional methods; foreign language distant teaching; pandemic; communication-information technologies.

В настоящий момент в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-2019 вопрос дистанционного обучения приобретает большую актуальность. Вследствие вынужденного перехода высших учебных заведений на дистанционное обучение, система образования и сам образовательный процесс претерпели значительные изменения. Специфика преподавания иностранного языка состоит в том, что помимо освоения языковой компетенции обучающиеся должны овладеть и коммуникативной компетенцией, что затрудняет перенос обучения иностранному языку в дистанционный формат. Однако, чтобы увидеть эти отличия, необходимо проследить историю развития дистанционного образования и организацию обучения в этом формате по другим предметам.

История дистанционного образования как вида образовательной деятельности ведет свой отсчет с начала XVIII века, благодаря поиску американцем Калебом Филипсом через объявление в газету студентов для прохождения курса стенографии. Особенностью обучения была организация учебного процесса в форме обмена письмами при нахождении вдали друг от друга [5, с. 199]. Далее, в XIX в. Дистанционное образование развивалось в Европе и США, благодаря таким именам, как Исаак Питман, Ч. Тусен и Г. Ланченшйдт, А. Элиот Тикнор и др., которые внесли много нового, а формат обучения варьировался от рассылки писем с лекциями до основания институтов заочной формы образования. Объединяло их одно: обучение через почтовую рассылку писем с учебным материалом и контрольными работами. Первые же дистанционные учебные заведения появились в США в конце XIX в.

XX век ознаменовался возникновением радио и телевидения, что значительно видоизменило возможности дистанционного образования. Заметное развитие дистанционного образования произошло в 1960-е годы после подписания меморандума с ЮНЕСКО, когда оно получило международное признание и содействие [5, с. 200]. С появлением же интернета история дистанционного образования изменилась навсегда: возможности дистанционного образования значительно расширились как с точки зрения временных затрат для осуществления коммуникации, так и новых образовательных технологий.

В России дистанционное образование появилось 30 мая 1997 года, благодаря приказу № 1050

Министерства образования России, который был нацелен на повышение образовательного уровня населения с помощью развития дистанционного образования [5].

Таким образом, к началу XXI века дистанционное образование уже использовалось в некоторых высших учебных заведениях России, например, в Современной гуманитарной академии или МТИ ВТУ [4, с. 30]. Для достижения указанной цели использовались специализированная образовательная среда и новейшие информационные технологии, позволявшие дистанционно обмениваться информацией. Причем прежде выполнения заданий в специализированной образовательной среде проводилась работа преподавателей со студентами для разъяснения нового материала [2, с. 102].

Что касается преподавания иностранного языка в традиционном формате, в частности, в неязыковом вузе, имеется ряд особенностей по сравнению с другими дисциплинами более теоретической направленности. Так, при традиционном очном формате, в основе обучения лежит текст специальной направленности на иностранном языке с наличием специфической служебной лексики, специальной терминологии и грамматических конструкций. В дальнейшем, для овладения устной речью по специальности на иностранном языке используются специальные тренировочные упражнения, приближенные к реальным профессиональным ситуациям, которые «проигрывающиеся» в аудитории с использованием диалоговой речи [8, с. 149].

Обучение иностранному языку с помощью информационно-коммуникативных технологий (далее -ИКТ) представляет собой постоянно изменяющийся и обновляющийся с точки зрения технологических инноваций процесс. В этом контексте устоявшиеся традиционные представления об обучении иностранным языкам претерпевают значительные изменения [1, с. 76].

Среди преимуществ использования ИКТ по сравнению с традиционным очным обучением стоит назвать такие практические удобства, как: 1. Гибкость во временном факторе (некоторые виды работ возможно делать вне времени проведения занятий). 2. Уменьшение транспортных и временных расходов. 3. Возможность организации практических занятий, консультаций, зачетов и экзаменов, тестирования как индивидуально, так и для групповой работы. Среди качественных изменений стоит упомянуть такие возможности, как платформы для проведения онлайн занятий в режиме видеоконференцсвязи (Zoom, Skype, Microsoft Teams, и др.), использование интерактивной доски, создание тренажеров и онлайн-тестов по пройденным темам (например, на платформах Quizlet, Google Forms и т.п.), позволяющим отработать лексический и грамматический материал, размещение в электронной образовательной среде полезных ссылок на видео-ресурсы для повторения и закрепления материала, а также самостоятельной работы. Кроме того, возможен и индивидуальный формат работы через контроль преподавателем знаний студентов с помощью аудио- и видеозаписи выполнения некоторых видов индивидуальных заданий. Все это не только закрепляет знания, но и повышает мотивацию к освоению иностранного языка за счет интерактивной формы таких активностей. Кроме того, такие технологии, как онлайн-тестирование, позволяют преподавателю быстро получить результаты тестирования в автоматическом режиме, а студентам повысить внутреннюю самооценку [6, с. 218].

Говоря о недостатках дистанционного обучения иностранному языку, не все студенты неязыкового вуза обладают потенциалом, необходимым для изучения иностранного языка, либо достаточной компьютерной грамотностью при таком виде образования, и требуют дополнительной, индивидуальной работы. Вопрос компьютерной грамотности и владения современными образовательными онлайн-сервисами вставал и перед педагогами. К счастью, работа по овладению дистанционными технологиями педагогическими работниками с начала эпидемии активно ведется. Так, учебные учреждения активно направляют преподавателей для повышения квалификации на различные специализированные дистанционные курсы для овладения соответствующими компетенциями. В качестве положительного примера можно привести первые в России курсы повышения квалификации по программе сертификации digital-компетенций преподавателей высшей школы, среднего общего и среднего профессионального образования, организованные РАНХиГС (СПб) осенью 2020 г.: «Digital-преподаватель: практики и инструменты организации эффективного дистанционного обучения», позволившие преподавателям значительно расширить круг компетенций и возможностей для проведения занятий по дисциплинам в -( 121 )-

формате дистанционного обучения.

Кроме дефицита знаний в области современных компьютерных технологий, вскрылось огромное количество технических проблем, например, не все участники образовательного процесса имели доступ к достаточно скоростному интернету, чтобы выходить на видео-связь во время занятий, или получать эту связь в нормальном качестве (без задержек и искажения звука или изображения) [3, с. 147]. Не все студенты и преподаватели имели все необходимое оборудование: веб-камеру, микрофон и сам компьютер. При этом технические сбои происходили и на самих платформах при повышенной пользовательской нагрузке. Вдобавок, наблюдалось злоупотребление со стороны студентов, которые оправдывали свое отсутствие на занятии в формате видео-связи или отказ отвечать техническими проблемами. Особенно остро этот вопрос вставал при проведении тестирования во время промежуточной аттестации, когда студенты могли использовать доступные интернет-ресурсы и любые иные источники информации при написании теста вследствие невозможности объективного контроля со стороны преподавателя. При этом, контроль знаний в формате видео-связи не исключал считывания ответов на вопросы (например, открытия нескольких окон на экране компьютера). Соответственно, цифровизация коснулась не только процесса обучения и прохождения аттестации, но и способов обхода преподавательского контроля. Вследствие этого, пострадал и качественный аспект: в этом случае уровень знаний снижается, а оценка качества этих знаний не соответствует истине [2, с. 103].

Что касается отработки различных аспектов иностранного языка при проведении занятий в дистанционной форме, то здесь также наблюдался ряд сложностей. Так, например, дистанционный формат ограничивал возможность проведения группового диктанта для проверки правописания новых лексических единиц. Несмотря на формальное наличие технической возможности (например, в чате), контроль за списыванием (как с тетради, так и с иных источников) оказался практически невозможен. В результате, для контроля усвоения лексики использовался устный опрос. Что касается иных видов письменных работ, таких как сочинение, практика показала списывание (буквально, копирование) текста слово в слово многими студентами, что сводит на «нет» весь смысл задания. Что касается перевода текста, контроль за самостоятельностью его выполнения также осложнялся из-за активного использования студентами возможностей Интернет-перевода. Говоря об устном аспекте, разбивка студентов на малые группы для практики диалогов технически осуществима (например, в платформе Zoom), тем не менее такие диалоги получаются менее правдоподобными вследствие отсутствия живой коммуникации, как при очных занятиях. Все это препятствует достижению основной цели обучения иностранному языку - развитию коммуникативной компетенции.

Таким образом, проведенный анализ наряду с практическим опытом, показали, что дистанционное обучение иностранному языку в настоящее время имеет больше недостатков, чем преимуществ, что подтверждает выводы о том, что дистанционное обучение иностранному языку не может быть основной формой обучения, а лишь дополнительной. Необходимо сочетать как инновационные компьютерные технологии, так и традиционные методы обучения для наиболее успешного овладения студентами коммуникативной компетенцией и способностью к общению на профессиональные темы.

Список использованной литературы:

1. Годжаева Н.С. Особенности преподавания иностранных языков в условиях всеобщего дистанционного обучения в Кемеровском государственном университете: проблемы, опыт, перспективы / Н.С. Годжаева, Ю.Н. Точилина // Вопросы образования и психологии: монография (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 73-82.

2. Коляда Н.А. Обучение иностранному языку в неязыковых вузах в XXI веке. // Академический Вестник Ростовского Филиала Российской Таможенной Академии. 2020. № 2(39). С. 99-105

3. Лосева Елена Сергеевна, Гозалова Марина Робертовна, Макарова Александра Игоревна Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). C. 145-148

4. Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,

декабрь 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 29-32.

5. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю.Р. Петькова // Успехи современного естествознания. - 2015. - №3. - С. 199-204

6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Академия, 2010. 368 с.

7. Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 №1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Фомина Т. Н., Зеленова Т. Г. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1(34). С.148-153.

9. Официальное сетевое издание Правительства Санкт-Петербурга www.spbdnevnik.ru [Электронный ресурс]: Первых Digital-преподавателей обучили в России, Эльвира Романова, 16.12.2020. - Режим доступа: https://spbdnevnik.ru/news/2020-12-16/pervyh-digitalprepodavately-obuchili-v-rossii, свободный. - Загл. с экрана.

© Федунова М.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.