Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / студент / медицинский вуз / дистанционная образовательная платформа / пандемия / COVID-19 / foreign language / student / medical university / distant training platform / pandemic / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Ю. Дайнеко, Н.В. Арчахова, И.И. Могилева

Всемирная пандемия, связанная с коронавирусной инфекцией COVID-19, потребовала адаптации учебного процесса к создавшимся условиям на всех уровнях образования в максимально сжатые сроки. Необходимостью стало использование дистанционных методов обучения, в том числе иностранным языкам. Резкий переход вызвал некоторые трудности у студентов, в связи с чем возникла необходимость мониторинга удовлетворенности обучающихся изменившейся методикой преподавания. В целях выявления мнения был составлен опросник и проведено анонимное анкетирование среди студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Ю. Дайнеко, Н.В. Арчахова, И.И. Могилева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER OF FOREGN LANGUAGE TRAINING OF MEDICAL STUDENTS DURING COVID-19 PANDEMIC

The coronavirus pandemic COVID-19 has become a challenge to higher education worldwide requiring maximal adaptation of the training process. The necessity to introduce a new model of education has appeared to be an urgent activity, and it is closely connected with a choice of training techniques and distant training platforms. The monitoring of satisfaction of the students about the changed methods of education is of special interest in these conditions of training. To assess the level of perception of another methodology of material presentation the researchers have develop a special questionnaire to conduct an anonymous survey involving the students of Saint Petersburg State Pediatric Medical University.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

5. Итоги Всероссийской переписи населения: Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия). 2010; Т. IV. Available at: https://sakha.gks.ru/folder/39644

6. Семенова С.С. Система языкового образования в Республике Саха (Якутия). Народное образование. 2012; № 8: 64 - 71.

References

1. Koncepciya ustojchivogo razvitiya korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4 fevralya 2009 g. N 132-r. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902142304

2. Koncepciya prepodavaniya rodnyh yazykov narodov Rossii. Utverzhdena kollegiej Minprosvescheniya Rossii 1 oktyabrya 2019 goda. Available at: https://docs.edu.gov.ru/docum ent/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/

3. O yazykah v Respublike Saha (Yakutiya). Zakon Respubliki Saha (Yakutiya) ot 16 oktyabrya 1992 g. N 1170-XII. Available at: https://www.sakha.gov.ru/zakon-respubliki-saha-jakutija-o-jazykah-v-respublike-saha-jakutija

4. UNESCO Atlas of the World's Languages in Danger. Available at: http://www.unesco.org/languages-atlas/en/atlasmap.html

5. Itogi Vserossijskojperepisi naseleniya: Nacional'nyj sostav i vladenie yazykami, grazhdanstvo naseleniya Respubliki Saha (Yakutiya). 2010; T. IV. Available at: https://sakha.gks. ru/folder/39644

6. Semenova S.S. Sistema yazykovogo obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya). Narodnoe obrazovanie. 2012; № 8: 64 - 71.

Статья поступила в редакцию 01.12.20

УДК 378

Daineko M.Yu., senior teacher, Saint Petersburg State Pediatric Medical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: mariadaineko@gmail.com

Archakhova N.V., senior teacher, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: archakhova@mail.ru

Mogileva I.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Saint Petersburg State Pediatric Medical University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: flan43@mail.ru

CHARACTER OF FOREGN LANGUAGE TRAINING OF MEDICAL STUDENTS DURING COVID-19 PANDEMIC. The coronavirus pandemic COVID-19 has become a challenge to higher education worldwide requiring maximal adaptation of the training process. The necessity to introduce a new model of education has appeared to be an urgent activity, and it is closely connected with a choice of training techniques and distant training platforms. The monitoring of satisfaction of the students about the changed methods of education is of special interest in these conditions of training. To assess the level of perception of another methodology of material presentation the researchers have develop a special questionnaire to conduct an anonymous survey involving the students of Saint Petersburg State Pediatric Medical University.

Key words: foreign language, student, medical university, distant training platform, pandemic, COVID-19.

М.Ю. Дайнеко, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: mariadaineko@gmail.com

Н.В. Арчахоеа, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: archakhova@mail.ru

И.И. Могилева, канд. филол. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: flan43@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Всемирная пандемия, связанная с коронавирусной инфекцией COVID-19, потребовала адаптации учебного процесса к создавшимся условиям на всех уровнях образования в максимально сжатые сроки. Необходимостью стало использование дистанционных методов обучения, в том числе иностранным языкам. Резкий переход вызвал некоторые трудности у студентов, в связи с чем возникла необходимость мониторинга удовлетворенности обучающихся изменившейся методикой преподавания. В целях выявления мнения был составлен опросник и проведено анонимное анкетирование среди студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Ключевые слова: иностранный язык, студент, медицинский вуз, дистанционная образовательная платформа, пандемия, COVID-19.

Выбор заявленной темы был обусловлен вынужденной адаптацией учебного процесса в рамках обучения иностранному языку в медицинском вузе в условиях пандемии в связи с распространением COVID-19. Как мы знаем, после того, как генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сообщил, что COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию [1], усилия, предпринятые в связи с попыткой пресечь распространение данного заболевания, а именно самоизоляция и социальное дистанцирование, стали причиной закрытия детских садов, школ, колледжей и университетов. Данные меры, в свою очередь, спровоцировали возникновение максимально острой необходимости внедрения в процесс обучения информационно-дистанционных технологий и облачных платформ. Пандемия коронавирусной инфекции стала мощным вызовом для высшего образования во всем мире, потребовав максимальной адаптации учебного процесса к создавшимся условиям [2]. Мы прекрасно помним, что до объявления карантина применение информационно-дистанционных технологий и облачных платформ в образовании не относилось к облигаторной опции. Сейчас данные методы приобрели статус единственно возможного средства обучения, и весь этот полный переход на порой абсолютно незнакомые методики преподавания спровоцировал разные ответные реакции как у студентов, так и у профессорско-преподавательского состава. По мере развития событий и возникновения предположений относительно временных рамок пролонгации карантина становится очевидным то, что применение информационно-дистанционных технологий и облачных платформ при обучении станет неотъемлемой частью образовательно-информационной среды. Таким образом, для осуществления полноценной и качественной работы имеется явная необходимость пересмотреть методику обучения в создавшихся технических условиях. Это означает поддержку активной формы целого ряда составляющих, нужных для этого, а именно: актуальный формат и доступность представляемого преподавателями материала,

качественное техническое оборудование, а также бесперебойный доступ к высокоскоростному интернету.

Именно этим и было обусловлено желание выяснить, каким образом полный переход на дистанционное обучение оказывает влияние на изменение методов, применяемых при обучении иностранному языку. Ранее нами был проведен опрос студентов Северо-Восточного федерального университета (город Якутск), на основании которого мы пришли к определенным выводам и составили рекомендации по усовершенствованию работы на дистанционных платформах [3]. Студенты университета Республики Саха (Якутия) проживают в условиях, отличающихся от условий учащихся, проживающих в центральных городах России, поэтому далее нами был разработан опросник и проведено анонимное анкетирование среди студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) (город Санкт-Петербург). Основной целью данного исследования стало изучение изменений методики преподавания и их восприятие студентами в связи с переходом на дистанционное обучение. В совокупности в опросе принял участие 131 студент педиатрического и лечебного факультетов СПбГПМУ. Среди опрошенных преобладали студенты женского пола - 66,3%, студенты мужского пола составили 33,7%. Возраст респондентов -от 18 до 27 лет Преобладали студенты, возраст которых 19 лет (25,3%), самой малочисленной возрастной категорией были обучающиеся, возраст которых составил 27 лет (3,5%).

Проведенный нами анализ полученных данных позволил выявить следующие моменты: 51,3% опрошенных оценили себя как активных пользователей дистанционных технологий до пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, причем практически все они применяли данные технологии в образовательных целях, видимо, это связано с тем фактом, что опрошенные студенты обучаются на первом курсе (большая часть образовательных программ, аккредитованных в

СПбГПМУ, реализует подготовку по дисциплине «Иностранный язык» в течение первого года обучения), а их подготовка к сдаче любого выпускного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по окончании средней школы так или иначе связана с системами дистанционного обучения. Мы полагаем, что именно поэтому большая часть студентов оценили долю применения дистанционных технологий для образовательных целей до пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 как «более 50%» (68,2%).

Данная цифра, по нашему мнению, напрямую связана с ответом на следующий вопрос, представленный в анкете и касающийся того, применяли ли преподаватели дистанционные технологии до пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в образовательных целях. На этот вопрос 73,5% студентов дали положительный ответ, причем при оценке доли применения преподавателями дистанционных технологий для образовательных целей до пандемии корона-вирусной инфекции COVID-19 большая часть респондентов отметили вариант «более 50%» (72,3%). Что касается наиболее используемых преподавателями образовательных платформ, к ним относятся Discord (98,1%) и облачная платформа Zoom (1,9%).

Что же касается того, какую дистанционную образовательную платформу предпочли бы непосредственно сами обучающиеся для работы в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, если бы им предоставили возможность такого выбора, то большинство студентов (65,4%) вполне удовлетворены тем фактом, что в вузе прижилась и активно применяется платформа Discord, которая по своей сути является игровой площадкой, но, как показала практика, вполне подходит и для проведения занятий, поскольку является бесплатной, но с наличием закрытого доступа, который можно получить только по ссылке, предоставляемой непосредственно преподавателем, а также обладает необходимым функционалом в рамках текстового чата, голосового чата и системы видеозвонков, что дает возможность применения разнообразных методов дистанционной работы с аудиторией.

Относительно уровня удовлетворенности работой с использованием дистанционных образовательных платформ в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 мы можем отметить тот факт, что голоса примерно одинаково распределились между ответами «да, вполне приемлемо» (43,7%) и «не совсем нравится» (41,1%), что, по всей видимости, связано с тем, что, безусловно, традиционная очная форма проведения занятий остается непоколебимым классическим постулатом, особенно относительно обучения иностранному языку, но в то же время возможность посещения занятий в условиях карантина в комфортной домашней обстановке и отсутствие необходимости тратить время на дорогу, особенно в таком крупном мегаполисе, как Санкт-Петербург играют свою роль и расцениваются студентами как положительные факторы.

Что касается вопроса, непосредственно связанного с методикой преподавания иностранного языка, а именно того, какая деятельность развивается наиболее активно при работе на дистанционных образовательных платформах в период пандемии коронавирусной инфекции COVlD-19, студенты в основном называли говорение (63,8%) и письменную речь (28,2%), что, конечно, связано с техническими возможностями образовательных платформ, лимитирующими из-за шумовых эффектов и особенностями связи по микрофону возможность применения аудирования в рамках проводимого занятия. К сожалению, дистанционное обучение не предполагает создания ситуаций непосредственного контакта в области профессиональной коммуникации, которые особенно эффективны в аспекте изучения дисциплины «Иностранный язык» в медицинском вузе в условиях глобализации, т.к. способствуют подготовке к работе в составе международных бригад медиков в случае экологических катастроф и террористических актов с наличием большого количества пострадавших, когда необходимы не только хорошее знание языка-посредника и понимание культурных особенностей представителей различных национальностей, но и умение быстро включиться в работу и адекватно реагировать на распоряжения ведущих врачей, с учетом того, что счет порой идет на минуты и даже секунды.

Относительно того аспекта, которым респондентам больше нравится заниматься при изучении иностранного языка в рамках работы на дистанционных образовательных платформах в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, большая часть студентов предпочитают работать с лексическим материалом (53,2%), скорее всего, потому, что эту форму работы можно отнести к наиболее доступным благодаря возможностям текстового чата. Тем не менее при неравном охвате других форм деятельности на занятии 63,1% студентов все же считают, что работа на дистанционных образовательных платформах развивает уровень владения иностранным языком, а примерно четвертая часть обучающихся (21,7%) с ними не согласны. Правда, они также отмечают тот факт, что их базовый уровень владения иностранным языком, несомненно, оказывает непосредственное влияние на эффективность работы на занятии по иностранному языку (88,6%) по принципу четкой корреляции уровня владения иностранным языком и продуктивности работы непосредственно на занятии.

Большая часть опрошенных студентов (69,1%) удовлетворены уровнем доступа к Интернету, мы расцениваем это как результат проживания в крупном городе-мегаполисе, который может обеспечить более качественные провайдерские возможности. Конечно, студенты отмечают, что выбор методик, технологий и качество подачи материала в дистанционном формате имеют глубокую связь с возрастными характеристиками преподавателя. По оценкам наших респонден-

тов, преобладающий возрастной диапазон преподавателей составляет 50 - 60 лет (69,7%), что не позволяет некоторым из них применять функционал используемой дистанционной образовательной платформы в полном объеме, а именно выходить на видеосвязь, использовать функцию демонстрации экрана Go Live. Вероятно, именно поэтому студенты полагают, что информационно-образовательная среда абсолютно однозначно требует усовершенствования, в первую очередь это необходимо в плане возможности создания индивидуальной траектории обучения, позволяющей проходить тренинг по нужному материалу неограниченное количество раз, что, безусловно, требует создания огромного обучающего и тестового контента, причем с использованием определенных оценочных шкал и отслеживанием прогресса каждого отдельного обучающегося.

Тот факт, что 73,2% студентов не выразили своего желания полностью перейти на дистанционное обучение после отмены ограничений, связанных с пандемией, в общем и целом не явился для нас неожиданным моментом, поскольку в период двухнедельной работы в очной форме в начале октября 2020 года данные вещи уже озвучивались обучающимися. Хотелось бы подчеркнуть, что это мнение прозвучало даже несмотря на то, что многие из респондентов описывали среди удобств существенную экономию времени на поездки в университет и обратно, а также возможность заниматься в комфортных домашних условиях, не подразумевающих необходимости рано вставать и тратить время на дорогу, потенциальность обучаться из любой точки нашей страны и низкую вероятность того, что во время карантина занятия могут пропадать.

Что касается основных недостатков проведения занятий с помощью образовательных платформ, студенты отмечали периодически возникающие проблемы с интернетом, наличие технических срывов, отсутствие методического разнообразия при проведении занятий, обилие задаваемого домашнего задания и самостоятельной работы во время занятий, отсутствие непосредственного контакта с одногруппниками и преподавателями, недостаточный уровень опыта в рамках владения преподавателями функционалом образовательных платформ.

Таким образом, в своих рекомендациях по усовершенствованию работы на дистанционных платформах студенты указывали на следующее:

- нужно обучить и в дальнейшем периодически совершенствовать навыки преподавателей на максимально профессиональном уровне применять разные образовательные платформы;

- нужно обучить преподавателей навыкам грамотного и эффективного сочетания образовательных платформ, поскольку их функциональные возможности вариативны, и платформы не являются взаимозаменяемыми;

- необходимо стараться вносить максимальное разнообразие относительно видов деятельности на занятиях, чтобы процесс обучения иностранному языку не был скучной рутиной;

- необходимо обеспечить стабильный доступ к интернету для обеих сторон образовательного процесса.

Таким образом, опрос студентов СПбГПМУ, проведенный в конце октября -начале ноября 2020 года, позволил выделить ряд факторов как положительного, так и отрицательного характера, связанных с реализацией учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» полностью в дистанционном формате. В целом результаты нашего исследования приводят к выводам, схожим с заключением, сделанным коллегами из Российского экономического университета ГВ. Плеханова (г Москва) Т. Л. Герасименко и С.В. Ковальчук о том, что положительный эффект от дистанционного формата зависит от профессионализма и вовлеченности преподавателя [4]. Коллеги из Московского государственного института международных отношений (университета, г Москва) в своей работе, посвященной дистанционному обучению в неязыковом вузе, отмечают, что очная форма обучения является основой стабильного и качественного языкового образования, в то время как дистанционное обучение в перспективе может служить качественным дополнением для оптимизации учебного процесса [5]. Проведенное нами исследование, в ходе которого 73,2% опрошенных студентов не изъявили желания полностью перейти на дистанционную форму после окончания мер, связанных с ограничениями ввиду пандемии, позволяет нам сделать похожие выводы.

Итак, среди положительных факторов студентами СПбГПМУ были отмечены такие как возможность посещения занятий в условиях карантина и отсутствие необходимости тратить время на дорогу. В свою очередь, среди отрицательных моментов назывались отсутствие живой связи с одногруппниками и преподавателями, а также стрессовые ситуации, вызванные техническими сбоями, отсутствием стабильной связи и большим объемом заданий для самостоятельной работы. Также учебному процессу и достижению наибольшей результативности при онлайн-обучении мешал тот факт, что реализация образовательных программ велась преподавателями и студентами с использованием бесплатных программных приложений и ресурсов с рядом ограничений, например, 40 минут многопользовательской видеоконференции в приложении Zoom или геймеровский дизайн-площадки Discord. В неравной позиции оказались преподаватели разных возрастных категорий, что, по мнению студентов, также оказало определенное влияние на реализацию учебного процесса, в частности, в плане скорости. Мы не можем, однако, быть абсолютно уверенными в том, что именно вследствие преобладания отрицательных факторов большая часть студентов выразила нежелание остаться в дистанционном формате обучения после окончания карантинных мер, поскольку полагаем, что данный аспект требует дальнейшего изучения.

Библиографический список

1. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 - 11 March 2020. Available at: http:// https://www.who.int/

2. Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Орел В.И. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование. Педиатр. Санкт-Петербург 2020; Т. 11, Выпуск 3.

3. Арчахова Н.В., Дайнеко М.Ю., Могилева И.И. Влияние обучения в условиях пандемии COVID-19 на мотивацию студентов неязыковых вузов. Казанская наука. Казань: Рашин Сайенс. 2020; № 10: 101 - 104.

4. Герасименко Т.Л., Ковалыук С.В. Плюсы и минусы дистанционного обучения иностранному языку (английскому) в вузе в период распространения COVID-19. Глобальный научный потенциал. Тамбов: Фонд развития науки и культуры. 2020; № 8 (113): 49 - 51.

5. Бакаева С.А., Самородова Е.А., Беляева И.Г. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: о результатах, трудностях и перспективах (на примере французского и немецкого языков). Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки. Москва: Научные технологии. 2020: № 8-2: 22 - 25.

References

1. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 - 11 March 2020. Available at: http:// https://www.who.int/

2. Ivanov D.O., Aleksandrovich Yu.S., Orel V.I. i dr. Pandemiya koronavirusnoj infekcii: vyzov vysshemu medicinskomu obrazovaniyu i reagirovanie. Pediatr. Sankt-Peterburg. 2020; T. 11, Vypusk 3.

3. Archahova N.V., Dajneko M.Yu., Mogileva I.I. Vliyanie obucheniya v usloviyah pandemii COVID-19 na motivaciyu studentov neyazykovyh vuzov. Kazanskaya nauka. Kazan': Rashin Sajens. 2020; № 10: 101 - 104.

4. Gerasimenko T.L., Koval'chuk S.V. Plyusy i minusy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku (anglijskomu) v vuze v period rasprostraneniya COVID-19. Global'nyj nauchnyjpotencial. Tambov: Fond razvitiya nauki i kul'tury. 2020; № 8 (113): 49 - 51.

5. Bakaeva S.A., Samorodova E.A., Belyaeva I.G. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: o rezul'tatah, trudnostyah i perspektivah (na primere francuzskogo i nemeckogo yazykov). Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Seriya: gumanitarnye nauki. Moskva: Nauchnye tehnologii. 2020: № 8-2: 22 - 25.

Статья поступила в редакцию 02.12.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.