Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический работник / повышение квалификации педагогических работников / формирование профессиональной траектории педагога / дополнительное профессиональное образование / совершенствование подготовки педагогов / teaching staff / professional development of teaching staff / formation of a teacher's professional trajectory / additional professional education / improvement of teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовенко Владимир Владимирович, Тамошкина Елена Викторовна, Филимонюк Людмила Андреевна

Авторы данной статьи предлагают вниманию читателя модель подготовки современных педагогов к формированию профессиональной траектории с использованием средств системы повышения квалификации. В начале исследования доказывается необходимость совершенствования этой, последней. Затем демонстрируется важность развития навыков формирования профессиональной траектории в соответствующем процессе. Даётся определение термину «готовность педагогических работников к формированию профессиональных траекторий». После этого говорится об особенностях различных этапов её складывания в системе повышения квалификации профессионалов соответствующего профиля. Приводятся основные требования к диагностике развития соответствующей компетенции, а также к учебной деятельности, направленной на оптимизацию её формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовенко Владимир Владимирович, Тамошкина Елена Викторовна, Филимонюк Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article’s authors offer the reader the modern teachers’ professional trajectory forming training model using the professional development system means. At the beginning of the study, the need to improve this last one is proved. Then the importance of developing the professional trajectory forming skills in the corresponding process is demonstrated. The «readiness of teaching staff to form professional trajectories» term definition is given. After that, it is said about the features of its folding various stages in the relevant profile professionals competencies development system. The main requirements for the diagnosis of the relevant competence development, as well as for educational activities aimed at optimizing its formation, are given.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

ориентацию в информационном пространстве; социально-значимые качества личности и в конечном итоге ведет к формированию профессионализма будущего педагога.

Опираясь на работы таких ученых B.C. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая, мы сформулировали основные правила проектного обучения при подготовке специалистов с ВО. Проекты студентов должны отвечать следующим критериям: 1) профессиональная значимость проекта, отражается в требовании междисциплинарных знаний, творческого поиска для ее решения (проекты «Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей», «Дошкольники и цифровизация образования», «Центр ранней профориентации дошкольников» и др.); 2) теоретическая и практическая значимость проекта (проекты «Клуб молодых отцов», «Центр этнопедагогической культуры Зауралья»), проявляющаяся в том, что пути и способы решения выявленной проблемы можно обсудить, осмыслить и реализовать в процессе практики в ДОО; 3) сочетание индивидуальных и групповых форм организации работы над проектом; 4) наличие этапности в реализации проекта; 5) использование эмпирических методов, направленных на развитие у студентов проектных умений (постановка проблемы, определение целей и задач исследования, формулирование гипотезы, подбор методов исследования, рефлексия полученных данных, обозначение выводов [1].

Выводы. Анализ научных источников и проведенное экспериментальное исследование позволяют нам сформулировать следующие положения:

- коммуникативная компетенция студентов педагогического вуза занимает центральное место в структуре профессиональной подготовки будущих педагогов;

- коммуникативные и организаторские склонности студентов педагогического вуза недостаточно сформированы, но мотивация студентов к повышению своего коммуникативного потенциала высокая;

- коммуникативная компетентность в составе профессиональной подготовки педагога тесно связана с проектной технологией, что подтверждается наличием соответствующих задач и компетенций в ФГОС ВО, а также обобщенными трудовыми функциями в Профстандартах;

- потенциал проектной деятельности в обучении студентов педвуза способствует формированию у них коммуникативной компетентности и общей готовности к осуществлению педагогической деятельности, развитию профессионализма.

Литература:

1. Елагина, B.C. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения / B.C. Елагина, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4927 (дата обращения: 12.09.2023)

2. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - Москва: Просвещение, 1995. - 183 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / H.A. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 13-18

4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2005. - 509 с.

5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - Москва: МГУ, 1998.-348 с.

6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ [Министерства образования и науки РФ] от 22.02.2018 г. №121. -URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/ (дата обращения: 12.09.2023)

7. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ [Министерства труда и социальной защиты РФ] от 18 октября 2013 г. № 544н // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения: 12.09.2023)

8. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: приказ [Министерства труда и социальной защиты РФ] от 5 мая 2018 г. № 298н // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения: 12.09.2023)

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Вдовеико Владимир Владимирович

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения Тамошкина Елена Викторовна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В

СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Авторы данной статьи предлагают вниманию читателя модель подготовки современных педагогов к формированию профессиональной траектории с использованием средств системы повышения квалификации. В начале исследования доказывается необходимость совершенствования этой, последней. Затем демонстрируется важность развития навыков формирования профессиональной траектории в соответствующем процессе. Даётся определение термину «готовность педагогических работников к формированию профессиональных траекторий». После этого говорится об особенностях различных этапов её складывания в системе повышения квалификации профессионалов соответствующего профиля. Приводятся основные требования к диагностике развития соответствующей компетенции, а также к учебной деятельности, направленной на оптимизацию её формирования.

Ключевые слова: педагогический работник, повышение квалификации педагогических работников, формирование профессиональной траектории педагога, дополнительное профессиональное образование, совершенствование подготовки педагогов.

Annotation. The article's authors offer the reader the modern teachers' professional trajectory forming training model using the professional development system means. At the beginning of the study, the need to improve this last one is proved. Then the importance of developing the professional trajectory forming skills in the corresponding process is demonstrated. The «readiness of teaching staff to form professional trajectories» term definition is given. After that, it is said about the features of its folding various stages in the relevant profile professionals competencies development system. The main requirements for the diagnosis of the relevant competence development, as well as for educational activities aimed at optimizing its formation, are given.

Key words: teaching staff, professional development of teaching staff, formation of a teacher's professional trajectory, additional professional education, improvement of teacher training.

Введение. На современной стадии своего развития человеческое общество характеризуется непредсказуемой динамикой большинства аспектов жизнедеятельности (М.П. Горчакова-Сибирская, Н.Г. Зверева, Э.Ф. Зеер, И.А. Колесникова, С.Д. Смирнов, А.В. Хуторской, Э.П. Черняева). Указанная тенденция в полной мере затрагивает и рынок труда. Появляются новые требования к системе компетенций специалистов в различных областях, не исключая педагогики [11, С. 135].

При этом интенсификация процессов глобализации и информатизации обусловливает необходимость определения ориентиров, направленных на совершенствование профессионального портрета современного педагога, в т.ч. в системе повышения квалификации [7, С. 251]. Среди требований к структуре его компетентности важные места занимают:

- знания и умения, необходимые для эффективной деятельности в условиях поликультурного мира [7, С. 253];

- развитая система навыков, необходимых для успешной работы в цифровой образовательной среде (Н.В. Бордовская, Ф.И. Перегудов, Г.П. Щедровицкий);

-умение находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях [11, С. 142];

- способность к проектированию собственной жизненной и профессиональной траекторий.

Таким образом, не только недавний выпускник вуза, но и уже работающий специалист, должен быть готов к продуктивному позиционированию себя в профессиональной среде, «доучиванию» и «переучиванию» на разных этапах карьеры [11, С. 146]. По ходу реализации профессиональных обязанностей такой субъект способен к реализации следующих действий:

- адекватная оценка собственных возможностей для профессионального развития [12, С. 122-123];

- планирование и организация профессионального развития (А.В. Карпов, С.П. Киселёва, А.В. Кузьмин, Е.А. Мухортова);

- формирование профессиональной Я-концепции, т.е. отношения к самому себе как к профессионалу [4, С. 1000];

- правильная интерпретация требований, выдвигаемых обществом и иных внешних обстоятельств, в которых может проходить его профессиональная деятельность [3, С. 39];

- осознание того, в какой мере совершённый профессиональный выбор удовлетворяет его собственным потребностям [2, С. 17-18].

Авторы настоящей статьи полагают, что вышеперечисленные функции педагог может выполнять посредством построения профессиональной траектории. Подготовка к формированию таковой представляется возможной в т.ч. в системе повышения квалификации [2, С. 18]. Основная часть исследования посвящена построению модели указанного процесса.

Изложение основного материала статьи. Сегодня степень разработанности соответствующей проблемы позволяет дать определение термину «готовность педагогических работников к формированию профессиональных траекторий» (Н.В. Алтыникова, М.Н. Арсланова, А.В. Дорофеев, Н.Н. Журавлева, А.А. Музаев, С.Т. Сагитов). Его мы будем трактовать как систему сложных осознанных действий педагога по целенаправленному изменению объекта на основе полученных проектировочных знаний и навыков [6, С. 27].

Структура рассматриваемого понятия включает:

- умения и навыки, связанные с рациональным выбором цели осуществления профессионально-педагогической деятельности [8, С. 108];

- способность к эффективному поиску методов и средств, позволяющих достигнуть таких целей (Н.Н. Журавлева, Н.В. Роберт, С.Т. Сагитов);

- знания и умения, обеспечивающие эффективную работу с источниками информации, необходимой по ходу осуществления образовательной деятельности [4, С. 1007];

- навыки объективной оценки собственных достижений, проблем и путей их преодоления [5, С. 213];

- умение получать внешнюю оценку своей деятельности со стороны других педагогов и соотносить её с самооценкой [9, С. 34];

- способность к определению собственной роли на разных этапах коллективной деятельности;

- осознанное стремление к систематическому использованию интересующих нас компетенций в практической деятельности [1,С. 20].

С целью определения наличного уровня сформированности совокупности умений и навыков, позволяющих слушателям эффективно формировать профессиональную траекторию, учреждениями системы повышения квалификации могут проводиться эмпирические исследования соответствующих показателей (Ф.У. Базаева, Е.В. Барабашкина, М.В. Дюжакова, А.А. Перяшкина, Е.В. Пискунова, Г.А. Сульдина, Л.Ю. Шобонова). Подобные исследования призваны решить следующие задачи:

- изучить уровень готовности педагогов к формированию профессиональной траектории на начальном этапе прохождения программы повышения квалификации [5, С. 211];

- определить актуальное состояние уровня развития соответствующей компетенции у педагогов, завершивших обучение по соответствующим программам [3, С. 106-107];

- сравнить уровни подготовленности к генерации собственной профессиональной траектории у слушателей, включённых в обе выборки [10, С. 182];

- провести коррекцию учебных мероприятий, направленных на складывание интересующей нас характеристики.

Такого рода исследование целесообразно проводить, ориентируясь на уровень развития трёх компонентов (Табл. 1).

Таблица 1

Компоненты готовности педагога к формированию профессиональной траектории, необходимые к

исследованию путём анкетирования

Наименование компонента Направленность вопросов анкеты

Мотивационный Определение мотивационной готовности к построению профессиональной траектории [1,С. 18-19].

Содержательный Оценка значимости для педагога тех или иных знаний, умений и навыков с точки зрения осуществления им дальнейшей профессиональной деятельности [13, С. 374].

Рефлексивный Степень овладения слушателем системой знаний, умений и навыков, связанных с эффективным построением собственной профессиональной траектории (М.А. Анисимова, С.Р. Бахарева, И.С. Бляхеров, A.B. Масленников, A.B. Моржов).

По мнению авторов, содержание дальнейшей работы, направленной на развитие у педагогов готовности к формированию профессиональных траекторий средствами системы повышения квалификации, включает три этапа.

Успешное практическое воплощение первого из них подразумевает существенное расширение возможностей для реализации педагогическим работником его профессиональной траектории [6, С. 22-23]. Это, в свою очередь, возможно в случае увеличения доли практической составляющей в образовательном процессе (Ю.И. Биктуганов, Д.Е. Глушко, Е.М. Дорожкин, Л.В. Захаровский, М.Б. Ларионова, Ю.А. Лях).

На втором этапе целесообразным представляется проведение (в т.ч. в дистанционном и смешанном форматах) семинаров, конференций, круглых столов по соответствующей проблематике [9, С. 25]. Темы таких мероприятий могут формулироваться следующим образом:

- «Индивидуальная траектория учителя - важное слагаемое профессионального и личностного роста»;

- «Развитие умений проектирования профессиональных траекторий педагогов»;

- «Роль проектирования профессиональных траекторий в деятельности современного педагогического работника»;

- «Формирвоание профессиональной траектории как составляющая процесса дальнейшего совершенствования отечественной и мировой системы образования».

Третий этап связан с введением в качестве обязательной части учебного плана курсов повышения квалификации и усвоением слушателями темы «Основы проектирования профессиональной траектории» [8, С. 105].

Последовательное прохождение вышеперечисленных этапов с определённой вероятностью позволит сформировать у педагогов-практиков готовность к её формированию. Теперь же необходимо подвести итоги работы.

Выводы. Завершая исследование, в первую очередь отметим, что сегодня социум характеризуется непредсказуемой динамикой большинства аспектов жизнедеятельности. Эта тенденция в полной мере затрагивает рынок труда. Появляются новые требования к системе компетенций специалистов в различных областях, не исключая педагогики.

С другой стороны, существенная интенсификация процессов глобализации и информатизации обусловливает необходимость определения ориентиров, направленных на совершенствование профессионального портрета современного педагога, в т.ч. средствами системы повышения квалификации. Среди требований к структуре его компетентности важные места занимают: знания и умения, необходимые для эффективной деятельности в условиях поликультурного мира; развитая система навыков, необходимых для успешной работы в цифровой образовательной среде; умение находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях; способность к проектированию собственной жизненной и профессиональной траекторий.

Не только недавний выпускник вуза, но и уже работающий специалист, должен быть готов к продуктивному позиционированию себя в профессиональной среде, «доучиванию» и «переучиванию» на разных этапах карьеры. Это педагог может сделать посредством построения профессиональной траектории. Подготовка к формированию таковой представляется возможной в т.ч. с использованием средств системы повышения квалификации.

С целью определения наличного уровня сформированности совокупности умений и навыков, позволяющих слушателям эффективно формировать профессиональную траекторию, учреждениями системы повышения квалификации могут проводиться эмпирические исследования соответствующих показателей.

Они призваны решить следующие задачи: изучение актуального состояния уровня развития соответствующей компетенции у педагогов, завершивших обучение по соответствующим программам; сопоставление уровней подготовленности к генерации собственной профессиональной траектории у слушателей; на основе полученной обратной связи корректировать намеченный план по проведению различных мероприятий, направленных на более эффективное формирование необходимых компетенций у слушателей, направленных на формирование профессиональной траектории дальнейшего развития в профессиональной педагогической деятельности.

Такие исследования целесообразно проводить, ориентируясь на уровень развития мотивационного, содержательного и рефлексивного компонентов готовности.

Дальнейшая работа, направленная на развитие у педагогических работников готовности к формированию профессиональных траекторий средствами системы повышения квалификации, включает три основных этапа, связанных с усилением практической составляющей данного процесса.

Литература:

1. Гричанов, A.C. Особенности влияния различных ситуаций образовательного процесса на эмоциональное состояние начинающих преподавателей физической и тактико-специальной подготовки образовательных организаций МВД России / A.C. Гричанов, Е.В. Панов // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 18-20

2. Жукова, Т.А. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов / Т.А. Жукова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№2(99). - С. 17-19

3. Кокун, A.M. Психология профессионального становления современного специалиста: монография / A.M. Кокун. -Киев: ГП, 2012,-200 с.

4. Комарова, Д.Г. Психологические детерминанты развития профессионального самосознания студентов / Д.Г. Комарова // Student. - 2022. - №2. - С. 1000-1014

5. Лесовская, М.И. Адаптивность как конкурентное преимущество в системе профессионального самоопределения / М.И. Лесовская // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Красноярск: Издательство Красноярского государственного аграрного университета, 2023. -С.211-213

6. Лыжин, А.И. Профессионально-педагогические кадры: новые технологии подготовки / А.И. Лыжин, A.B. Феоктистов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. - 2021. - № 2(5). -С. 19-29

7. Олешкевич, Д.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута молодых преподавателей в системе дополнительного профессионального образования / Д.В. Олешкевич, Л.А. Филимонюк // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-3. - С. 251-254

8. Сагитов, С.Т. Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства развития профессиональных компетенций педагога / С.Т. Сагитов, A.B. Дорофеев, А.Ф. Мустаев, Г.И. Калимуллина // Педагогика и просвещение. - 2022. - № 1. -С. 103-115

9. Уваров, А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования / А.Ю. Уваров // Исследователь. -2019. -№ 1-2(25-26). - С. 22-37

10. Филимонов, М.В. Роль учебно-методического портала вуза в профессиональном самоопределении студентов / М.В. Филимонов // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научнопрактической конференции. - Красноярск: Издательство Красноярского государственного аграрного университета, 2023. - С. 181-184

11. Филимонюк, Л.А. Проблема развития профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации современного профессионального образования / Л.А. Филимонюк // Актуальные проблемы трансформации профессионального образования в современных условиях. - Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2021. - С. 134-149

12. Цветкова, A.B. Взаимопосещения учебных занятий как фактор повышения качества преподавания иностранного языка в вузе в процессе реализации профессиональной рефлексии деятельности преподавателя / A.B. Цветкова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1(98). - С. 121-124

13. Шакирова, О.В. К вопросу об управленческой деятельности будущих педагогов / О.В. Шакирова, Н.В. Булдакова // Профессиональное обучение: теория и практика: материалы II Международной научно-практической конференции, посвящённой актуальным вопросам профессионального и технологического образования в современных условиях. -Ульяновск: УлГУ, 2019. - С. 371-377

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Везиров Тимур Гаджиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Рахметов Тельман Сулейманович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала).

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматривается личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке современного педагога через призму цифровой образовательной среды вуза. Приводятся варианты проектирования цифровой образовательной среды ВУЗов, дается классификация и способы развития цифровых компетенций современного педагога. Предлагается опыт профессиональной подготовки современного педагога в бакалавриате и магистратуре по профилю «Информационные технологии» факультета профессионально-педагогического образования и профилю «Цифровые технологии в образовании» Института физико-математического и информационно-технологического образования при ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова».

Ключевые слова: современный педагог, личностно-деятельностная парадигма, личностно-ориентированный подход в обучении, цифровая образовательная среда, составляющие цифровой образовательной среды, сетевая форма, цифровой ресурс.

Annotation. The article discusses the personality-oriented approach in the professional training of a modern teacher through the prism of the digital educational environment of the university. Options for designing the digital educational environment of universities are given, classification and methods of developing digital competencies of a modern teacher are given. The experience of professional training of a modern teacher in the bachelor's and master's programs in the profile "Information Technologies" of the Faculty of Vocational and Pedagogical Education and the profile "Digital Technologies in Education" of the Institute of Physics, Mathematics, Information Technology Education at the Federal State Budgetary Educational Institution "Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov" is offered.

Key words: modern teacher, personality-activity paradigm, personality-oriented approach to learning, digital educational environment, components of the digital educational environment, network form, digital resource.

Введение. Современная личностно-деятельностная парадигма образования направлена не только на передачу знаний, но и развитие у выпускника способности к самореализации, построению индивидуальных траекторий обучения, основано на гуманистическом и свободном развитии личности, на формировании самоконтроля и критического мышления. Успешное формирование такого рода компетенций у выпускника происходит через лично-ориентированный подход в обучении.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» декларируется доступность и открытость образовательного процесса для каждого человека. Важным условием реализации данного пути образования является его цифровизация, которой характерны переход процессов принятия решений в виртуальную сферу через мобильные технологии, социальные сети, «интернет вещей», «большие данные» и «облачные» вычисления. Цифровизация влияет на успех экономики и социальной сферы Российской Федерации. Одним из главных результатов реализации Национальных проектов «Цифровая экономика», «Образование», «Наука» и др. является обеспечение доступности информационных ресурсов и услуг для всех граждан страны.

Различные аспекты подготовки современного специалиста в условиях цифровой трансформации рассматриваются в исследованиях (М.Е. Вайндорф-Сысоева [1], Т.Г. Везиров [2], С.В. Панюкова [7], Ю.В. Шаронин [10], Т.В. Яковенко [11] и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.