6. Лыжин, А.И. Профессионально-педагогические кадры: новые технологии подготовки / А.И. Лыжин, A.B. Феоктистов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. - 2021. - № 2(5). -С. 19-29
7. Олешкевич, Д.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута молодых преподавателей в системе дополнительного профессионального образования / Д.В. Олешкевич, Л.А. Филимонюк // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-3. - С. 251-254
8. Сагитов, С.Т. Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства развития профессиональных компетенций педагога / С.Т. Сагитов, A.B. Дорофеев, А.Ф. Мустаев, Г.И. Калимуллина // Педагогика и просвещение. - 2022. - № 1. -С. 103-115
9. Уваров, А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования / А.Ю. Уваров // Исследователь. -2019. -№ 1-2(25-26). - С. 22-37
10. Филимонов, М.В. Роль учебно-методического портала вуза в профессиональном самоопределении студентов / М.В. Филимонов // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научнопрактической конференции. - Красноярск: Издательство Красноярского государственного аграрного университета, 2023. - С. 181-184
11. Филимонюк, Л.А. Проблема развития профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации современного профессионального образования / Л.А. Филимонюк // Актуальные проблемы трансформации профессионального образования в современных условиях. - Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2021. - С. 134-149
12. Цветкова, A.B. Взаимопосещения учебных занятий как фактор повышения качества преподавания иностранного языка в вузе в процессе реализации профессиональной рефлексии деятельности преподавателя / A.B. Цветкова // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1(98). - С. 121-124
13. Шакирова, О.В. К вопросу об управленческой деятельности будущих педагогов / О.В. Шакирова, Н.В. Булдакова // Профессиональное обучение: теория и практика: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам профессионального и технологического образования в современных условиях. -Ульяновск: УлГУ, 2019. - С. 371-377
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Везиров Тимур Гаджиевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Рахметов Тельман Сулейманович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова (г. Махачкала).
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИО-ОРИЕНТИРОВАНИОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассматривается личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке современного педагога через призму цифровой образовательной среды вуза. Приводятся варианты проектирования цифровой образовательной среды ВУЗов, дается классификация и способы развития цифровых компетенций современного педагога. Предлагается опыт профессиональной подготовки современного педагога в бакалавриате и магистратуре по профилю «Информационные технологии» факультета профессионально-педагогического образования и профилю «Цифровые технологии в образовании» Института физико-математического и информационно-технологического образования при ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова».
Ключевые слова: современный педагог, личностно-деятельностная парадигма, личностно-ориентированный подход в обучении, цифровая образовательная среда, составляющие цифровой образовательной среды, сетевая форма, цифровой ресурс.
Annotation. The article discusses the personality-oriented approach in the professional training of a modern teacher through the prism of the digital educational environment of the university. Options for designing the digital educational environment of universities are given, classification and methods of developing digital competencies of a modern teacher are given. The experience of professional training of a modern teacher in the bachelor's and master's programs in the profile "Information Technologies" of the Faculty of Vocational and Pedagogical Bducation and the profile "Digital Technologies in Bducation" of the Institute of Physics, Mathematics, Information Technology Bducation at the Federal State Budgetary Bducational Institution "Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov" is offered.
Key words: modern teacher, personality-activity paradigm, personality-oriented approach to learning, digital educational environment, components of the digital educational environment, network form, digital resource.
Введение. Современная личностно-деятельностная парадигма образования направлена не только на передачу знаний, но и развитие у выпускника способности к самореализации, построению индивидуальных траекторий обучения, основано на гуманистическом и свободном развитии личности, на формировании самоконтроля и критического мышления. Успешное формирование такого рода компетенций у выпускника происходит через лично-ориентированный подход в обучении.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» декларируется доступность и открытость образовательного процесса для каждого человека. Важным условием реализации данного пути образования является его цифровизация, которой характерны переход процессов принятия решений в виртуальную сферу через мобильные технологии, социальные сети, «интернет вещей», «большие данные» и «облачные» вычисления. Цифровизация влияет на успех экономики и социальной сферы Российской Федерации. Одним из главных результатов реализации Национальных проектов «Цифровая экономика», «Образование», «Наука» и др. является обеспечение доступности информационных ресурсов и услуг для всех граждан страны.
Различные аспекты подготовки современного специалиста в условиях цифровой трансформации рассматриваются в исследованиях (М.Б. Вайндорф-Сысоева [1], Т.Г. Везиров [2], С.В. Панюкова [7], Ю.В. Шаронин [10], Т.В. Яковенко [11] и др.).
На территории Российской Федерации сложились благоприятные предпосылки для эффективного развития цифровой образовательной среды:
- создана нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие ее элементов;
- разработана и утверждена целевая модель ЦОР;
- идет процесс создания и внедрения качественного образовательного цифрового контента;
- активно финансируются программы подготовки педагогических кадров, отвечающих современным реалиям;
- совершенствуется материально-техническое обеспечение высших учебных заведений.
Важное место в решении данной проблемы занимает создание цифровой образовательной среды вуза, где основными составляющими выступают цифровые компетенции педагогических работников и цифровые ресурсы.
О роли и место цифровой образовательной среды в профессиональной подготовке специалистов рассматриваются такими учеными, как: Т.Г. Везиров, Э.В. Круглякова, Е.Ю. Левина, A.C. Толмачева, P.A. Шаухалова и др.
В такой среде меняется профессиональное мышление и сознание педагога, о чем свидетельствуют результаты исследования Е.Ю. Левиной о цифровизации как блага для образования педагогическим сообществом [5].
Э.В. Круглякова рассматривает сущность, особенности и инновационные средства обучения экономике в условиях цифровой образовательной среды, а также необходимые элементы построения эффективного учебного процесса в данных условиях [4].
Будущих специалистов, как отмечает P.A. Шаухалова, важно обучать не просто навыкам работы в цифровой образовательной среде, но и формировать у них цифровую культуру, необходимую для повышения качества их будущей профессиональной деятельности [10].
В статье [2] Т.Г. Везиров рассматривает некоторые педагогические аспекты использования дидактических возможностей цифровой образовательной среды вуза для развития ИКТ-компетентности студентов магистратуры, обучающихся по магистерской программе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».
В условиях цифровизации образования преподаватель использует современные цифровые инструменты и сервисы, которые позволяют активно вовлекать студентов в учебную и исследовательскую деятельность, осваивать компетенции 21 века: критическое и креативное мышления, коммуникация и кооперация.
В этом процессе студент является центральной фигурой, одним из его личных качеств является мотивированность, влияющая на усвоение материала, желание учиться, преодолевать трудности, увеличивать производительность, подключать все имеющиеся резервы.
Как отмечает H.A. Моисеева, мотивированность необходимо наращивать, используя манипулятивные методы обучения, способствующие переходу от обучения к учению, которое охватывает участие студентов в происходящем на занятии путем самостоятельного управления процессом обучения, в частности, при решении эвристических задач и метода «Групповой пазл» на основе онлайн-сервиса Mentimeter для создания интерактивных презентаций и опросов [6].
Изложение основного материала статьи. Современная цифровая среда вузов представляет собой комплекс следующих взаимосвязанных элементов:
1. Организационно-управляющий компонент - система координации деятельности Вуза на разных уровнях его иерархической структуры (электронный документооборот, электронное расписание, планирование учебной деятельности, система безопасности и т.д.).
2. Программно-стратегический компонент представляет собой систему проектирование образовательного процесса (ФГОСы ВО, учебные планы, основные образовательные программы, рабочие программ дисциплин, планы воспитательной работы и т.д.), основываясь на котором, обучающийся способен простроить индивидуальный маршрут обучения в рамках
3. Учебно-методический компонент - совокупность цифрового образовательного контента, с помощью которого осуществляется современный процесс обучения (дистанционные учебные курсы, цифровые предметные учебно-методические пособия, тренировочные задания, дополнительные материалы, электронная система контроля успеваемости и т.д.).
4. Ресурсно-информационный компонент - современное материально-техническое обеспечение учебного процесса (компьютерные классы, оснащение аудиторий интерактивными средствами обучения, лицензированное программное обеспечение и т.д.).
5 .Кадровый компонент представляет собой наличие педагогов, обладающими цифровыми компетенциями.
От степени развитости каждого компонента и грамотной их координации зависит успешность функционирования цифровой образовательной среды вуза.
В учебном процессе бакалавриата и магистратуры в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» нами используется средства цифрового обучения, как составляющие цифровой образовательной среды вуза, для создания цифрового образовательного контента и организацию эффективного взаимодействия между преподавателями и студентами. Основная образовательная программа подготовки бакалавров и магистров построена в строго логической последовательности развития цифровых компетенций, начиная с навыком работы с готовыми цифровыми образовательными ресурсами, критического анализа информации, овладением эталоном поведения в виртуальном мире, через создание элементов собственного электронного контента, закачивая проектированием личной цифровой образовательной среды.
В учебном процессе магистратуры при Дагестанском государственном педагогическом университете им. Р. Гамзатова, магистерская программа «Цифровые технологии в образовании» нами используется интерактивный цифровой сервис Kahoot, который позволяет добавлять элементы геймификации в занятия, позволяя повысить вовлеченность студентов магистратуры в данный процесс.
Одним из направлений развития процесса цифровизации образовательного процесса в бакалавриате и магистратуре является применение дистанционных образовательных технологий.
Для практической реализации дистанционных образовательных технологий многие вузы используют конкретных онлайн-платформ. Нами в исследовании были использованы системы дистанционного обучения «Прометей» и «СКИФ», а также онлайн-платформа Zoom.
В подготовке магистров педагогического образования нами дистанционное обучение осуществляется с использованием системы поддержки дистанционного обучения «СКИФ» при Донском государственном техническом университете, созданной на основе открытой инструментальной среды Moodle, где размещены авторские электронные учебные материалы по дисциплинам блока «Предметная часть» учебного плана подготовки магистров по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании» (http://skif. donstu. edu. ru), а цифровое портфолио магистрантов размещены на информационно-образовательной сети 4portfolio.ru.
В обучении сетевые технологии приобретают все большее значение, позволяя дополнять традиционное обучение различными формами электронного обучения, в частности, можно говорить о смешанном обучении, где используются традиционные технологии обучения и технологии дистанционного обучения.
Некоторые педагогические аспекты смешанного обучения нами применяются при реализации сетевой формы обучения с вузом - партнером Новосибирским государственным педагогическим университетом в системе подготовки магистров по профилю «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» на основе договора от 05.07. 2016 года. Одним из дисциплин блока «Предметная часть» учебного плана подготовки магистров по данному профилю является дисциплина «Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», включающие следующие модули:
1. Использование дистанционного обучения за рубежом и в России, его актуальность и сущность.
2. Методологические основы системы дистанционного обучения.
3. Дидактические составляющие дистанционного обучения.
4. Основные методологические подходы к представлению и подготовке учебного материала для системы дистанционного обучения.
5. Модели реализации дистанционных образовательных технологий.
6. Выбор дистанционной оболочки для размещения курсов дистанционного обучения.
В образовательном процессе магистратуры используется цифровой ресурс «Цифровая образовательная среда», который имеет следующую структуру:
1. Введение.
2. Теоретический блок.
3. Практический блок.
4. Контрольный блок.
5. Глоссарий.
6. Литература.
7. Об авторах.
Дисциплина «Цифровая образовательная среда» входит в блок Б1.03.03 «Предметная часть» учебного плана по программе магистратуры.
Студентами бакалавриата по профилю «Информационные технологии» факультета профессионально-педагогического образования при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова» изучается дисциплина «Информационные технологии в профессиональном образовании», где важное место занимают интерактивные технологии обучения, как составляющие цифровой образовательной среды вуза, при реализации которых нами используется личностно-ориентированный подход.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что рассмотренные нами вопросы, связанные использованием личностно-ориентированного подхода при профессиональной подготовке современных педагогов-бакалавров и магистров, показали об их эффективности в условиях цифровой образовательной среды вуза.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Электронный научно-публицистический журнал «HomeCyberus». -2019. - №2 (7). - С. 3-10
2. Везиров, Т.Г. Цифровая образовательная среда вуза как условие развития ИКТ-компетентности студентов магистратуры / Т.Г. Везиров // Актуальные вопросы современной информатики. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2021. - С. 62-68
3. Зенкина, C.B. Новая информационно-коммуникативная образовательная среда / C.B. Зенкин., A.A. Кузнецова / Основы общей теории и методики обучения информатике, под общей редакцией A.A. Кузнецова. - М.: Бином, 2009. - 154 с.
4. Круглякова, Э.В. Инновационные средства обучения экономике в условиях цифровой образовательной среды / Э.В. Круглякова // Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления. Сборник статей по итогам I Международной научно-практической конференции. - Волгоград. - 2023. - С. 239-241
5. Левина, Е.Ю. Цифровые следы субъектов образования: практика и этика / Е.Ю. Левина // Актуальные вопросы современной информатики. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2021. - С. 6-10
6. Моисеева, H.A. Манипулятивные методы обучения / H.A. Моисеева // Актуальные вопросы современной информатики. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна, 2021. - С. 10-15
7. Панюкова, C.B. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / C.B. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.
8. Толмачева, A.C. Преимущества и недостатки внедрения цифровой образовательной среды в сфере высшего экономического образования / A.C. Толмачева // Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления. Сборник статей по итогам I Международной научно-практической конференции. - Волгоград. - 2023. -С. 144-147
9. Шаронин, Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно-ориентированной smart-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. -2019. -№1. - С. 34-42
10. Шаухалова, P.A. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета: Автореф...дисс.канд.пед.наук. 13.00.08 / Шаухалова Разия Алаудиновна. - Грозный, 2021. -27 с.
11. Яковенко, Т.В. Формирование креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях цифровизации образования / Т.В. Яковенко, H.A. Кухарева, Т.А. Кашпур // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - №10 (153). - С. 4-9
Педагогика
УДК 378.09
кандидат педагогических наук, доцент Винтаева Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Чаладзе Елена Автандиловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. В статье раскрываются подходы к организации и содержанию государственной итоговой аттестации по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование на факультете психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». Предлагаемые изменения продиктованы необходимостью реализации компетентностно-ориенитированного подхода в процедуре государственной итоговой аттестации. В ходе государственного экзамена выпускник должен продемонстрировать способность интегрировать теоретические знания и профессиональные умения и соотнести их с типами задачам профессиональной деятельности по ФГОС ВО. Традиционный формат государственного экзамена не может дать объективную оценку готовности выпускника к профессиональной деятельности. Предлагаемая авторами модель проведения государственного экзамена предполагает решение студентом проблемной ситуации (кейса). Кейсы проектируются по определенной схеме в соответствии с типами профессиональных задач и основными видами деятельности учителя-дефектолога. Такой формат экзаменационного задания носит не только междисциплинарный характер, но и является практико-ориентированным, ситуационным, максимально приближенным к условиям будущей профессиональной деятельности выпускника. Также требуют пересмотра и подходы к формулированию тем выпускных квалификационных работ. Тематика бакалаврских работ определяется нами исходя из современных тенденций в науке и практике специального и инклюзивного образования: гуманизацией образования, цифровизацией образования, технологизацией образования, обеспечение ранней помощи семье ребенка с ОВЗ и развивающего взаимодействия образовательной организации и семьи. Наиболее перспективным представляется проблематика по изучению возможностей встраивания сквозных цифровых технологий в коррекционно-педагогический процесс. Предложенные авторами организация, форма и содержание государственной итоговой аттестации выпускников - будущих учителей-дефектологов, отвечают запросам современного специального и инклюзивного образования и требованиям педагогической практики в условиях реализации профессионального стандарта учителя-дефектолога.
Ключевые слова: стандарт, учитель-дефектолог, государственная итоговая аттестация, компетентностный подход, кейс-метод, бакалаврская работа.
Annotation. The article reveals approaches to the organization and content of the state final certification in the field of training 44.03.03 Special (defectological) education at the Faculty of Psychology and Special Education of the Samara State University of Social Sciences and Education. The proposed changes are dictated by the need to implement a competency-oriented approach in the state final certification procedure. During the state exam, the graduate must demonstrate the ability to integrate theoretical knowledge and professional skills and relate them to the types of tasks of professional activity according to the Federal State Educational Standard for Higher Education. The traditional format of the state exam cannot provide an objective assessment of a graduate's readiness for professional activity. The proposed model for conducting a state exam involves the student solving a problem situation (case). Cases are designed according to a specific scheme in accordance with the types of professional tasks and the main activities of a teacher-defectologist. This format of the examination task is not only interdisciplinary in nature, but is also practice-oriented, situational, and as close as possible to the conditions of the graduate's future professional activity. Approaches to formulating topics for final qualifying works also require revision. The subject of bachelor's work is determined by us based on current trends in the science and practice of special and inclusive education: humanization of education, digitalization of education, technologization of education, provision of early assistance to the family of a child with disabilities and developmental interaction between the educational organization and the family. The most promising problem seems to be studying the possibilities of integrating end-to-end digital technologies into the correctional pedagogical process. Our proposed organization, form and content of the state final certification of graduates - future teachers-defectologists, meet the needs of modern special and inclusive education and the requirements of teaching practice in the context of the implementation of the professional standard of a teacher-defectologist.
Key words: standard, teacher-defectologist, state final certification, competency-based approach, case method, bachelor's work.
Введение. Современные условия модернизации образования и другие специфические особенности запросов к системе образования диктуют определенные требования к подготовке будущего учителя-дефектолога и, соответственно, содержанию государственной итоговой аттестации как индикатору уровня готовности выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности. Государственная итоговая аттестация, направленная на оценку степени сформированности у выпускников профессиональных действий и профессиональных компетенций, необходимых для их осуществления, должна носить комплексный, междисциплинарный и системный характер [3], [5].
Изложение основного материала статьи. Государственная итоговая аттестация выпускников педагогических вузов должна выстраиваться на основе реализации требований профессионального стандарта педагога-дефектолога и ФГОС ВО. В ходе государственной итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать умение интегрировать теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплин, и профессиональные умения, приобретенные в ходе производственной практики; соотнести их с типами задачам профессиональной деятельности по ФГОС ВО.
Традиционная модель с устными ответами, преимущественно по теоретическим вопросам, не позволяет произвести полную и объективную оценку готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности, особенно в отношении прикладного компонента. Необходимость модернизации - переосмысления содержания и процедуры государственной итоговой аттестации в педагогическом вузе становится настоятельной потребностью [4], [5], [7].
В соответствии с требованиями ФГОС ВО, ГИА представлена двумя видами испытаний: государственный экзамен и защита ВКР (бакалаврской работы).
Обратимся к опыту организации государственной итоговой аттестации на факультете психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет».
При проектировании ОПОП мы определили в качестве основного типа задач профессиональной деятельности для ОПОП 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование - сопровождение. Данный тип задач профессиональной