Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистр педагогического образования / электронное издание учебного назначения / ИКТ-компетентность / цифровой учебный материал / Master of Teacher Education / electronic publication for educational purposes / ICT competence / digital educational material

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакмаев Ширвани Абдуллатипович, Пайзулаева Райганат Кайтмазовна

В статье обсуждается вопрос профессиональной подготовки магистров педагогического образования по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании», где особое место занимает дисциплина «Разработка и использование электронных изданий учебного назначения», одной целью изучения которой является развитие ИКТ-компетентности студентов магистратуры. Отмечается также, что формирование у них ИКТ-компетентности выступает одним из важнейших условий «выравнивания» обучающихся и обеспечения личностного опыта взаимодействия с электронным образовательным пространством вуза, понимаемом как комплекс, включающий электронное (преимущественно дистанционное) образование, цифровые образовательные ресурсы, программные системы электронного обучения, виртуальные процессы и ресурсы образовательной деятельности, технические средства, создающие электронное пространство. Предлагается опыт разработки электронного издания учебного назначения (ЭИУН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакмаев Ширвани Абдуллатипович, Пайзулаева Райганат Кайтмазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issue of professional training of masters of teacher education in the master's program "Digital Technologies in Education", where a special place is occupied by the discipline "Development and use of electronic publications for educational purposes", one of the goals of which is the development of ICT competence of master's students. It is also noted that the formation of their ICT competence is one of the most important conditions for “leveling up” students and providing personal experience of interaction with the electronic educational space of the university, understood as a complex that includes electronic (mainly distance) education, digital educational resources, and e-learning software systems, virtual processes and resources of educational activities, technical means that create electronic space. Experience in developing an electronic publication for educational purposes (EIUN) is offered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выводы. Из вышеизложенного следует, что современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса. Одним из путей преодоления последнего является существенная модернизация системы воспитания лиц, обучающихся в отечественных школах и вузах. Её реорганизацию желательно осуществлять на основе этнокультурных ценностей, что представляется особенно актуальным для многонациональных регионов.

При этом рядом вузов и школ нашей страны накоплен определённый положительный опыт построения воспитательной работы на соответствующих основаниях. Он может быть с успехом использован образовательными организациями, действующими в других субъектах Российской Федерации.

Литература:

1. Ананьева, М.С. Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край» / М.С. Ананьева, И.В. Магданова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2018. -№ 1(52). - С. 122-127

2. Ахмедова, Э.И. Организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования как педагогическая проблема / Э.И. Ахмедова, И.Д. Рудинский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2023. - Т. 1.-№ 1(89).-С. 111-124

3. Бурмистрова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности младших школьников в образовательном процессе начальной школы / Е.В. Бурмистрова, Т.В. Зарипова, Ю.Е. Шабышева // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№ 1. - С. 8-12

4. Воскресенская, Т.А. Формирование культуры мира обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка / Т.А. Воскресенская // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 12-15

5. Дейч, Б.А. История и теория дополнительного образования / Б.А. Дейч. - Москва: Юрайт, 2023. - 239 с.

6. Ласкова, М.К. Экзистенциальные компетенции студентов дизайнеров и социальный дизайн / М.К. Ласкова, H.A. Абулгафарова // Развитие рынка труда на современном этапе социально-экономических преобразований: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский ГАУ, 2021. - С. 46-52

7. Листвина, Е.В. Образовательная среда: социокультурный аспект / Е.В. Листвина // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18. - Вып. 4. - С. 474-477

8. Мукина, А.Н. К вопросу о воспитательном потенциале заочной формы обучения в высшем учебном заведении / А.Н. Мукина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 5(102). - С. 44-46

9. Николаева, Э.И. Региональный компонент в структуре образования: опыт, поиски, решения / Э.И. Николаева // Академические чтения. - 2002. - № 3. - С. 68-75

10. Потапенко, С.М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды / С.М. Потапенко // Калининградский вестник образования. - 2023. - № 1(17). -С.4-13

11. Проценко, Е.Г. Культурно-образовательная среда региона в процессе подготовки магистрантов / Е.Г. Проценко // Гуманитарные науки. -2023. -№ 1. - С. 50-56

12. Пузыревская, A.A., Подходы к оценке конъюнктуры рынка образовательных услуг / A.A. Пузыревская, О.С. Артюшкова // Высшее техническое образование. - 2019. - № 1(3). - С. 17-23

13. Чернова, Т.В. Формирование духовно-нравственной воспитанности школьников в поликультурной среде / Т.В. Чернова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. -2019. - № 5(105). - С. 227-234

14. Щуркова, Н.Е. Новые методики нового воспитания / Н.Е. Щуркова, В.Г. Рындак // Воспитание школьников. -2018. -№ 7. - С. 16-26

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики и информатики Бакмаев Ширвани Абдуллатипович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики и информатики Пайзулаева Райганат Кайтмазовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

РОЛЬ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается вопрос профессиональной подготовки магистров педагогического образования по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании», где особое место занимает дисциплина «Разработка и использование электронных изданий учебного назначения», одной целью изучения которой является развитие ИКТ-компетентности студентов магистратуры. Отмечается также, что формирование у них ИКТ-компетентности выступает одним из важнейших условий «выравнивания» обучающихся и обеспечения личностного опыта взаимодействия с электронным образовательным пространством вуза, понимаемом как комплекс, включающий электронное (преимущественно дистанционное) образование, цифровые образовательные ресурсы, программные системы электронного обучения, виртуальные процессы и ресурсы образовательной деятельности, технические средства, создающие электронное пространство. Предлагается опыт разработки электронного издания учебного назначения (ЭИУН).

Ключевые слова: магистр педагогического образования, электронное издание учебного назначения, ИКТ-компетентность, цифровой учебный материал.

Annotation. The article discusses the issue of professional training of masters of teacher education in the master's program "Digital Technologies in Education", where a special place is occupied by the discipline "Development and use of electronic publications for educational purposes", one of the goals of which is the development oflCT competence of master's students. It is also noted that the formation of their ICT competence is one of the most important conditions for "leveling up" students and providing personal experience of interaction with the electronic educational space of the university, understood as a complex that includes electronic (mainly distance) education, digital educational resources, and e-learning software systems, virtual processes and resources of educational activities, technical means that create electronic space. Experience in developing an electronic publication for educational purposes (EIUN) is offered.

Key words: Master of Teacher Education, electronic publication for educational purposes, ICT competence, digital educational material.

Введение. В нынешних условиях цифровой трансформации народного хозяйства современный специалист, в том числе педагог, должен быть способным к саморазвитию, самообразованию и самореализации новых знаний и умений для решения профессионально-ориентированных задач. При этом современные специалисты различных направлений подготовки должны владеть цифровыми инструментами для эффективного осуществления профессиональной деятельности Г141.

Анализ педагогических исследований последних лет показал, что в отечественной образовательной практике накоплен опыт по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс вузов страны.

Различные аспекты подготовки современного специалиста рассматриваются в исследованиях (В.Н. Аниськин [1; 2], Т.А. Бороненко [3], Т.Г. Везиров [4; 5], Р.К. Пайзулаева [9; 10] и др), где отмечается о владении новыми подходами и умениями использовать эффективные средства цифровизации в образовательном процессе. Такие умения позволят формировать у них высокий уровень готовности к своей будущей профессионально-педагогической деятельности.

Цифровизация всех сфер народного хозяйства детерминировала необходимость подготовки, прежде всего, педагогических кадров нового типа, которые обладают сформированной готовностью эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в условиях цифровой образовательной среды учреждений системы образования РФ [7; 8; 12]

Важное место в этом процессе занимает магистратура, призванная обеспечить прозрачность, академическую мобильность, конкурентоспособность с европейскими институтами, а также разработкой его обеспечения в процессе их профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. По ФГОС ВО (уровень магистратуры) по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование одной из компетенций является умение разрабатывать цифровые учебные материалы [13].

Для этого в педагогических вузах создается высоконасыщенная цифровая образовательная среда, где основными составляющими выступают современные цифровые инструменты и сервисы. Одним из таких цифровых сервисов является программная среда Front Page, с помощью которой можно создавать цифровые учебные материалы с привлечением студентов магистратуры.

Опираясь на исследование В.Н. Аниськина [2], в системе профессиональной подготовки магистров нами внедряется личностно-ориентированный подход и эффективно осуществляется их активная самостоятельная познавательная деятельность.

Цифровые учебные материалы, взаимодействуя с другими образовательными технологиями, становятся инновационными средствами в электронной информационной образовательной среде педвуза [4].

Перед будущими магистрами по профилю «Цифровые технологии в образовании» стоят множество прикладных задач, которые представляем в виде рис. 1.

Рисунок 1. Система прикладных задач магистратуры

Указанные задачи нами решаются, используя дидактические возможности электронной информационной образовательной среды ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р.Гамзатова», которая соответствует следующим требованиям (рис. 2).

Рисунок 2. Дидактические возможности электронной информационной образовательной среды ДГПУ

В нашем исследовании более подробно остановимся на такой составляющей электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), как цифровой учебный материал.

Исследователи В.Н. Аниськин [1], О.М. Бороненко [3], Т.А Гущина [6], И.В. Роберт [11] ЭИОС определяют как образовательное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей:

- предоставление учебной информации с использованием средств мультимедиа;

- организация интерактивного взаимодействия;

- мониторинг образовательных;

- информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- организационное управление образовательной организации.

Совместно с магистрантами профиля «Цифровые технологии в образовании» мы занимаемся разработкой цифровых учебных материалов, которое предполагает их подготовку к использованию современных цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Будущие магистры занимаются разработкой и использованием электронных изданий учебного назначения, в том числе цифровых учебных материалов при изучении дисциплины «Разработка и использование электронных изданий учебного назначения», которая включена в блок «Предметная часть» учебного плана подготовки магистров по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование (магистерская программа «Цифровые технологии в образовании».

При изучении данной дисциплины на основе модульной технологии нами разработан цифровой учебный материал по дисциплине «Методика обучения информатике», которая изучается студентами бакалавриата по профилям «Математика» и «Информатика», позволяющий студентам в ходе обучения получить комплексное всестороннее представление о школьном курсе информатики, а также ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической сторон по ней.

Данный цифровой учебный материал имеет следующую структуру:

1. Определение цели - развитие ИКТ-компетентности будущих магистров.

2. Содержание, включающее набор учебных, методических и регламентирующих материалов, представленные следующими блоками:

- регламентирующий (выписка из ФГОС ВО, учебный план, рабочая учебная программа);

- учебный (теоретический материал для лекционных занятий и задания для практических и лабораторных занятий).

В блоке лекционного материала представлен текстовый конспект каждой лекции. Его содержание используется преподавателем в процессе подготовки к лекциям, а студентами - при самостоятельной работе.

Одной из трудоемких составляющих цифрового учебного материала является практические занятия. Поэтому нами здесь использованы методические рекомендации по проведению практических занятий, лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению.

- Контрольный блок (контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, тесты, примерные экзаменационные задания).

- Методический блок (методические рекомендации по работе с цифровыми учебными материалами, анкеты для осуществления педагогом обратной связи).

Помимо указанных блоков в его структуру включены дополнительные компоненты:

1. Главная страница (или титульный лист).

2. Введение.

3. Глоссарий (термины располагаются в алфавитном порядке).

4. Библиографический список представлен перечнем основной и дополнительной литературы, электронных ресурсов.

Каталог содержит учебные и программные материалы, представленные в виде учебников и учебных пособий по

методике обучения информатике в электронном варианте, дополнительных интересных уроков.

При разработке цифровых учебных материалов нами особое внимание уделено дизайну, в частности:

- определение разметки окна: расположение основных структурных элементов (меню, основной текст, кнопки быстрого вызова и т.п.);

- определение общей цветовой гаммы и графических элементов: фон меню, основного текста и т.д.;

- создание элементов дизайна в графических программах.

Интерфейс цифровых учебных материалов удобен в работе, интуитивно понятен, что позволяет обучающимся в наглядной форме иметь представления об основных компонентах.

Данный цифровой учебный материал используется будущими магистрами при организации их самостоятельной работы, во время прохождения научно-педагогической практики в образовательных организациях, а также при написании научных статей и выпускных квалификационных работ, который размещен на портале 4 портфолио.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, отметим, что разработанный нами цифровой учебный материал по дисциплине «Методика обучения информатике» позволяет качественно улучшить теоретическую и практическую подготовку будущих магистров педагогического образования и их профессиональную ИКТ-компетентность, о чем свидетельствуют результаты экзамена по дисциплине «Разработка и использование электронных изданий учебного назначения».

Литература:

1. Аниськин, В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза проблема разграничения понятий / В.Н. Аниськин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2010. - Т. 12. - № 3 (35). - С. 558-563

2. Аниськин, В.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования / В.Н. Аниськин, А.Н. Ярыгин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 298-301

3. Бороненко, Т.А. Итоговая аттестация и оценка исследовательской компетентности магистров педагогического образования / Т.А. Бороненко, A.B. Кайсина, B.C. Федотова // Вестник ЧГПУ. -2015. - № 2. - С. 42-52

4. Везиров, Т.Г. Электронное издание учебного назначения в подготовке магистров педагогического образования / Т.Г.Везиров r3neKTpoHHbfflpecypcl.-http://www.rusnauka.com/12 KPSN 2014/Pedagogica/2 165589.doc.htm

5. Везиров, Т.Г. Цифровая образовательная среда: учебно-методическое пособие / Т.Г. Везиров. - Махачкала: ДГПУ им. Р. Гамзатова, 2023. - 86 с.

6. Гущина, О.М. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента / О.М. Гущина, О.В. Аникина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). -С. 34-37

7. Игропуло, И.Ф. Проектирование магистерской программы по направлению "педагогическое образование" в контексте методологии TUNING (опыт северо-кавказского федерального университета) / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№ 1 (44). - С. 26-28

8. Игропуло, И.Ф. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. - 2014. - № 2. -С. 235-238

9. Пайзулаева, Р.К. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / Р.К. Пайзулаева, З.Р. Сулейманова // XI Региональная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании и науке" (ДАГИТО-2020). - Махачкала, ДГПУ, 2020. - С. 60-64

10. Пайзулаева, Р.К. Разработка и использование электронного учебно-методического комплекса в развитии самостоятельной активности студентов бакалавриата педвуза / Р.К. Пайзулаева // Материалы II Региональной научно-практической конференции «Математика. Информационные технологии. Образование в современной науке и практике». -Выпуск 2 / под общей ред. Вакилова Ш.М. - Махачкала: ДГПУ, 2021. - С. 91-99

11. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, A.A. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

12. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 4 (41). - С. 198-200

13. ФГОС ВО направление подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратура). - [Электронный ресурс]: consultant.ru.

14. Vezirov, T.G. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice / T.G. Vezirov, N.M. Borozinets, Y.V. Sorokopud 11 Middle East Journal of Scientific Research. -2013,- T. 18. -№ l.-C. 4-8

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Физвоспитание» Балаева Хава Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, заведующий психологической лабораторией, доцент кафедры педагогики и психологии Киндарова Залина Бадрудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); магистр 3 года обучения социального факультета Магомедова Муслимат Магомедова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о социально-профессиональной ориентации школьников в психолого-педагогической литературе. Показано, что в современное время активно происходит восстановление интереса к воспитанию и профессиональной ориентации в изменяющихся экономических и социальных условиях, а также в условиях цифровой трансформации сопровождения профессионального самоопределения. Общеобразовательная организация всегда была главным звеном в профессиональном ориентировании школьников, которое не может осуществляться вне образовательной сферы и жизни. Формированию профессионально значимых качеств у будущего специалиста способствует профессионально-ориентированное образование, которое обязательно учитывает профессиональные элементы. Автор пришел к выводу, что результатом школьной профессиональной ориентации должно быть воспитание человека с богатой общей культурой и ознакомление его с миром профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.