Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-профессиональная ориентация / школьник / педагог / школа / профессия / качества / socio-professional orientation / schoolchild / teacher / school / profession / qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балаева Хава Магометовна, Киндарова Залина Бадрудиновна, Магомедова Муслимат Магомедова

В статье рассмотрен вопрос о социально-профессиональной ориентации школьников в психолого-педагогической литературе. Показано, что в современное время активно происходит восстановление интереса к воспитанию и профессиональной ориентации в изменяющихся экономических и социальных условиях, а также в условиях цифровой трансформации сопровождения профессионального самоопределения. Общеобразовательная организация всегда была главным звеном в профессиональном ориентировании школьников, которое не может осуществляться вне образовательной сферы и жизни. Формированию профессионально значимых качеств у будущего специалиста способствует профессионально-ориентированное образование, которое обязательно учитывает профессиональные элементы. Автор пришел к выводу, что результатом школьной профессиональной ориентации должно быть воспитание человека с богатой общей культурой и ознакомление его с миром профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балаева Хава Магометовна, Киндарова Залина Бадрудиновна, Магомедова Муслимат Магомедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issue of socio-professional orientation of schoolchildren in the psychological and pedagogical literature. It is shown that in modern times there is an active restoration of interest in education and professional orientation in changing economic and social conditions, as well as in the conditions of digital transformation of support of professional self-determination. General educational organization has always been the main link in the professional orientation of schoolchildren, which cannot be carried out outside the educational sphere and life. The formation of professionally significant qualities in a future specialist is facilitated by professionally oriented education, which necessarily takes into account professional elements. The author came to the conclusion that the result of school professional orientation should be the education of a person with a rich general culture and familiarizing him with the world of professions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

- создание элементов дизайна в графических программах.

Интерфейс цифровых учебных материалов удобен в работе, интуитивно понятен, что позволяет обучающимся в наглядной форме иметь представления об основных компонентах.

Данный цифровой учебный материал используется будущими магистрами при организации их самостоятельной работы, во время прохождения научно-педагогической практики в образовательных организациях, а также при написании научных статей и выпускных квалификационных работ, который размещен на портале 4 портфолио.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, отметим, что разработанный нами цифровой учебный материал по дисциплине «Методика обучения информатике» позволяет качественно улучшить теоретическую и практическую подготовку будущих магистров педагогического образования и их профессиональную ИКТ-компетентность, о чем свидетельствуют результаты экзамена по дисциплине «Разработка и использование электронных изданий учебного назначения».

Литература:

1. Аниськин, В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза проблема разграничения понятий / В.Н. Аниськин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2010. - Т. 12. - № 3 (35). - С. 558-563

2. Аниськин, В.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования / В.Н. Аниськин, А.Н. Ярыгин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 298-301

3. Бороненко, Т.А. Итоговая аттестация и оценка исследовательской компетентности магистров педагогического образования / Т.А. Бороненко, A.B. Кайсина, B.C. Федотова // Вестник ЧГПУ. -2015. - № 2. - С. 42-52

4. Везиров, Т.Г. Электронное издание учебного назначения в подготовке магистров педагогического образования / Т.Г.Везиров r3neKTpoHHbfflpecypcl.-http://www.rusnauka.com/12 KPSN 2014/Pedagogica/2 165589.doc.htm

5. Везиров, Т.Г. Цифровая образовательная среда: учебно-методическое пособие / Т.Г. Везиров. - Махачкала: ДГПУ им. Р. Гамзатова, 2023. - 86 с.

6. Гущина, О.М. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента / О.М. Гущина, О.В. Аникина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). -С. 34-37

7. Игропуло, И.Ф. Проектирование магистерской программы по направлению "педагогическое образование" в контексте методологии TUNING (опыт северо-кавказского федерального университета) / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№ 1 (44). - С. 26-28

8. Игропуло, И.Ф. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию / И.Ф. Игропуло, И.С. Сёмина, Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. - 2014. - № 2. -С. 235-238

9. Пайзулаева, Р.К. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / Р.К. Пайзулаева, З.Р. Сулейманова // XI Региональная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании и науке" (ДАГИТО-2020). - Махачкала, ДГПУ, 2020. - С. 60-64

10. Пайзулаева, Р.К. Разработка и использование электронного учебно-методического комплекса в развитии самостоятельной активности студентов бакалавриата педвуза / Р.К. Пайзулаева // Материалы II Региональной научно-практической конференции «Математика. Информационные технологии. Образование в современной науке и практике». -Выпуск 2 / под общей ред. Вакилова Ш.М. - Махачкала: ДГПУ, 2021. - С. 91-99

11. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, A.A. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

12. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 4 (41). - С. 198-200

13. ФГОС ВО направление подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратура). - [Электронный ресурс]: consultant.ru.

14. Vezirov, T.G. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice / Т.О. Vezirov, N.M. Borozinets, Y.V. Sorokopud 11 Middle Bast Journal of Scientific Research. -2013,- T. 18. -№ l.-C. 4-8

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Физвоспитание» Балаева Хава Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, заведующий психологической лабораторией, доцент кафедры педагогики и психологии Киндарова Залина Бадрудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); магистр 3 года обучения социального факультета Магомедова Муслимат Магомедова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о социально-профессиональной ориентации школьников в психолого-педагогической литературе. Показано, что в современное время активно происходит восстановление интереса к воспитанию и профессиональной ориентации в изменяющихся экономических и социальных условиях, а также в условиях цифровой трансформации сопровождения профессионального самоопределения. Общеобразовательная организация всегда была главным звеном в профессиональном ориентировании школьников, которое не может осуществляться вне образовательной сферы и жизни. Формированию профессионально значимых качеств у будущего специалиста способствует профессионально-ориентированное образование, которое обязательно учитывает профессиональные элементы. Автор пришел к выводу, что результатом школьной профессиональной ориентации должно быть воспитание человека с богатой общей культурой и ознакомление его с миром профессий.

Ключевые слова: социально-профессиональная ориентация, школьник, педагог, школа, профессия, качества.

Annotation. The article considers the issue of socio-professional orientation of schoolchildren in the psychological and pedagogical literature. It is shown that in modern times there is an active restoration of interest in education and professional orientation in changing economic and social conditions, as well as in the conditions of digital transformation of support of professional self-determination. General educational organization has always been the main link in the professional orientation of schoolchildren, which cannot be carried out outside the educational sphere and life. The formation of professionally significant qualities in a future specialist is facilitated by professionally oriented education, which necessarily takes into account professional elements. The author came to the conclusion that the result of school professional orientation should be the education of a person with a rich general culture and familiarizing him with the world of professions.

Key words: socio-professional orientation, schoolchild, teacher, school, profession, qualities.

Введение. В современное время активно происходит восстановление интереса к воспитанию и профессиональной ориентации в изменяющихся экономических и социальных условиях, а также в условиях цифровой трансформации сопровождения профессионального самоопределения.

Общеобразовательная организация всегда была главным звеном в профессиональном ориентировании школьников, которое не может осуществляться вне образовательной сферы и жизни. Требования о необходимости формирования профессиональных интересов в российском обществе находят свое отражение в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования, который со своей стороны раскрывает задачи, возложенные на общеобразовательные школы для выполнения программы воспитания и социализации школьников.

Перед школьниками 5-9 классов предстают важные вопросы самоидентификации, поиска значимых для себя ценностей, своего индивидуального предназначения, определение личностного и профессионального потенциала. Данные потребности целенаправленно стимулируются организаторами педагогического процесса в рамках программ профильной подготовки, а московские школьники, начиная с 7 класса, получают также возможность стать участниками городского проекта образовательных вертикалей, который направлен на реализацию процесса профессиональной ориентации как важного этапа самореализации личности. Одной из главных целей данного проекта является знакомство школьников с востребованными профессиями через систему педагогической, психологической, информационной поддержки.

Изложение основного материала статьи. Значимость социальной профориентации для самоидентификации обучающихся и необходимость ее проведения в контексте различных школьных дисциплин, в том числе на уроках иностранного языка, отражена в отечественных и зарубежных исследованиях. Однако сегодня ощущается дефицит научных и практических работ (в том числе для организации учебно-воспитательного процесса на уроках иностранного языка в профильных классах и в рамках проекта «лингвистическая вертикаль»), стимулирующих процесс формирования представлений о мире труда и профессий у современных школьников с позиций педагогики и психологии.

М.В. Григорьева предлагает определение профориентации как «системы мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» [5, С. 25].

Разработчики «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» В.И. Блинов и И.С. Сергеев рассматривают профориентацию «системой действий по сопровождению профессионального самоопределения, реализуемую на микро и макроуровнях», где И.С. Сергеев включает в себя «психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения» [6, С. 70] и осуществляется во взаимодействии подростка с профконсультантом, психологом, педагогом, и т.д.

Профориентация, как явление социальное претерпевает историческую эволюцию. С конца XIX до 50-х годов XX века актуальна помощь в выборе профессии; со второй половины XX века делается акцент на карьерном консультировании; в XXI веке на первый план выходит самоопределение и самодетерминация («self-construction»).

Исследователи И.М. Богдановская, П.Б. Киселев, В.В. Мацута, A.B. Фещенко, H.H. Королева отмечают, что «информационные среды и технологии искусственного интеллекта станут важным звеном в структуре системной детерминации профессионального самоопределения» [8, С. 2695].

Для нас важно, что через понятие и форматы навигации решаются задачи поддержки профессионального самоопределения. Н.Ф. Родичев предлагает рассматривать карьерную навигацию в качестве «готовности осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения; ставить и корректировать адекватные ближние цели и проектировать свой профессионально-образовательный маршрут» [6, С. 70].

Исследователи выделяют ряд условий успешного выбора профессии: сформированность мотивационного фундамента для профессионального самоопределения; информированность человека о сути тех или иных профессий, их востребованности в обществе, возможностях и конкретных путях получения соответствующего профессионального образования, трендах рынка труда; соотнесение требований профессии с состоянием своего здоровья, психическими и психологическими возможностями, личностными качествами, способностями, интересами. На профессиональное самоопределение влияет множество факторов, в последнее время все более существенное влияние на него оказывает профориентационная диагностика и консультирование.

Проведя анализ отечественной и зарубежной научной литературы, заметим, что сама дефингиция «профессиональное самоопределение» возникла в XX веке, а начальной точкой формирования такого явления как профориентация принято считать создание первого кабинета профориентации Ф. Парсонсом во Франции в 1903 году. На протяжении всей истории французская система профессионального ориентирования видоизменялась с фокуса на трудоустройство, выявления профессиональной пригодности с помощью тестов, методик, до формирования у молодого поколения потребностей в профессиональном самоопределении. Сейчас же профориентация базируется на трех министерствах: образования, труда и здравоохранения [4]. В современной школе важнейшей задачей педагога в учебном процессе является социально-профессиональная ориентация школьников, которая способствует решению вопросов самоопределения личности и ее самореализации в обществе на благо государства. Профессиональная ориентация личности, несомненно, длительный и трудоёмкий процесс, начинающийся в подростковом возрасте и продолжающийся в течение всей жизни.

В связи с этим важна организация систематизация педагогической деятельности, которая направлена на профессиональное ориентирование личности обучающегося, стимулирование потребности к профессиональному самоопределению и формирование способности к непрерывному повышению профессионального мастерства, мобильности.

В данной работе важен учет возрастных особенностей. Школьный возраст характеризуется значимыми физическими, эмоциональными и когнитивными преобразованиями, необходимостью делать профессиональный и иной выбор. Одним из наиболее важных процессов в подростковом возрасте является процесс формирование самосознания. Активной стороной этого образа является стремление быть зрелым или «чувство зрелости». На данном возрастном этапе формирование

профессиональной идентичности включает в себя самопознание и раскрытие своих возможностей. Тем самым, школьник формирует свой профессиональный путь путем углубленного изучения отдельных дисциплин.

Профессиональное ориентирование не может осуществляться вне образовательной сферы школьников. Требования о необходимости формирования профессиональных интересов в российском обществе находят свое отражение в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования, который со своей стороны раскрывает задачи, возложенные на общеобразовательные школы для выполнения программы воспитания и социализации школьников. Опираясь на ФГОС ООО, задача школы состоит в организации процесса, которая направлена на становление личностных характеристик выпускника: воспитания чувства ответственности к учению, способность к самообразованию, осознанности в выборе и построении дальнейшей индивидуальной траектории профессионального образования. Школа в свою очередь должна выпускать ученика, который способен ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности и важности саморазвития как гражданина.

Термин социальная ориентация в российском социологическом словаре трактуется как осознание индивидом своего положения в системе отношений, а также выбор человеком предпочитаемого им социального положения в обществе и путей его достижения.

По мнению Н.С. Пряжникова процесс профессиональной ориентации раскрывается как комплекс психолого-педагогических мероприятий, которые в свою очередь направлены на улучшение процесса трудоустройства в соответствии с желаниями и способностями индивида, а также социального заказа государства [4].

0.В. Сергушина в своих работах раскрыла понятие «социально-профессиональное самоопределение», по её мнению, «является структурным компонентом жизненного самоопределения, который необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием личности в целом на всех этапах жизни человека» [7, С. 31].

Также отечественная педагогика и психология имеют ряд исследований в области социально-профессионального самоопределения, который описывает различные подходы к данной проблеме. Например, К.В. Божович и другие исследователи, такие как Н.С. Кон, Е.А. Шумилин утверждали, что, устремленность в будущее является главной чертой личности, и проблема выбора профессии стоит в центре внимания индивида [8, С. 13].

Такие исследователи как A.M. Кухарчук, P.C. Немов и др., определяли концепт профессионального самоопределения как, однократный выбор профессии, обусловленный теми или иными факторами. Но большая часть ученых пришли к выводу, что профессиональное самоопределение является сложным процессом, который протекает всю профессиональную жизнь человека. Данной точке зрения придерживались и Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.

Т.Н. Галинской пишет, что: «создание условий для профессионального самоопределения школьников необходимо начинать уже с 8 класса, когда учащиеся находятся в процессе взросления и начинают задумываться о себе, о своём месте в мире, о будущем и о профессии» [1, С. 97].

По мнению A.A. Жигулина, «в понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в психологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути» [2, С. 46].

Исследователь Е.А. Климов, считает, что «профессиональное самоопределение относится не только к периоду выбора профессии, но и необходимо его связывать с различными сторонами жизни человека» [3, С. 11].

Профессиональное самоопределение - задача не из самых простых и быстро решаемых, каждая профессия, с одной стороны, это огромный мир со своими сложностями, на ознакомление с которыми молодого специалиста необходимо потратить немало времени и трудов. И, конечно же, будущим специалистам нужно понимать, где и как выбирать будущую профессию, а профессиональное самоопределение непосредственно связано с интересами индивида, его мировоззрением и идеалами.

Но в случае некорректной работы по процессу самоопределению в мире профессий, представления учеников могут не соответствовать реальности. Дефицит информации профорентационного характера, подростки могут восполнить, например, обратившись к родителям, друзьям и непосредственно из средств массовой информации.

Школьная среда, семья, потенциальные способности и уровень интеллекта, действуют в тесной взаимозависимости при становлении профессиональных склонностей в подростковом возрасте. Влияние родителей в данной сфере эффективно в ситуациях взаимной привязанности и уважения в семье и носит негативный характер при их отсутствии. Наличие стабильных интересов в определенных областях является значимым фактором для дальнейшего профессионального самоопределения школьников. Важно, чтобы причины, побуждающие их учиться, были направлены на удовлетворение познавательных потребностей и способствовали личным достижениям, значимым на социальном уровне.

Именно в таких условиях каждый человек должен быть в процессе постоянного самоопределения и выбора профессии, на которого непосредственно оказывают влияние как внешние условия: престиж, востребованность, карьерный рост, продолжение образования после школы, семья (например, семейная династия в той или иной профессии), так и внутренние: особенности личности индивида, ценности, мотивы и возможности.

Школьная и профессиональная ориентация в современных условиях должна быть направлена на обеспечение равных возможностей в развитии личности и профессиональной подготовке молодежи. Профессиональная ориентация в рамках школы предусматривает собой отбор для достижения наилучшей и наиболее правильной ориентации в мире профессий, информируя учащихся о том факте, что индивидуальный потенциал и их интересы носят многогранный характер, позволяя достичь высокого уровня профессионализма в других областях.

Формированию профессионально значимых качеств у будущего специалиста способствует профессионально-ориентированное образование, которое обязательно учитывает профессиональные элементы. Важное значение в современной школе играют образовательные программы, которые ориентированы на профессиональное самоопределение школьников и, соответственно, способствуют их всестороннему развитию для той или иной выбранной профессии.

Выводы. Таким образом, вышеперечисленное позволяет выяснить определить сущность профессионального самоопределения. Ведь на протяжении всей жизни человека данный процесс продолжается на выборе профессии, так как человек может менять сферу своей деятельности. На протяжении жизни человека происходят ситуации, способствующие переориентированию в плане профессии и сферы деятельности, так как многие профессии теряют востребованность, а другие, наоборот, появляются и становятся популярными. Наряду с профессиями возникают и новые орудия труда, что влечет за собой повышение квалификации или переподготовки, что сопровождается с трудностями. Результатом школьной профессиональной ориентации должно быть воспитание человека с богатой общей культурой и ознакомление его с миром профессий.

Литература:

1. Галинская, Т.Н. Профориентационный потенциал второго иностранного языка в школе проблемы современного педагогического образования / Т.Н. Галинская, Е.И. Рощупкина // Проблемы современного педагогического образования. -2021.-№71-1.-С. 97-100

2. Жигулин, A.A. Профессиональное и личностное самоопределение: психологический аспект / A.A. Жигулин // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-professionalnoe-samoopredelenie- lichnosti (дата обращения: 25.11.2023)

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. / Е.А. Климов. - Москва: Издат. центр «Академия», 2007. - С. 10-39

4. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. методическое пособие / Н.С. Пряжников. - Москва: «Академия», 2007. - 501 с.

5. Психология труда: конспект лекций / Григорьева М.В. - Москва: Высшее образование, 2006. - 190 с.

6. Родичев, Н.Ф. Профессиональная ориентация, карьерная навигация, поддержка и сопровождение самоопределения: развилки, векторы, пересечения / Н.Ф. Родичев // Профессиональное образование и занятость 59 молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: В 2 ч. Ч. 2. Материалы Международной научно-практической конференции, Кемерово, 15-16 марта 2017 года / Редакционная коллегия: В.И. Блинов, Н.Э. Касаткина, А.К. Кусаинов, В.А. Овчинников, Е.А. Пахомова, Е.Л. Руднева, A.B. Чепкасов, С.Н. Чистякова. - Кемерово: Кузбасс, 2017,- С. 70-74

7. Сергушина, О.В. Теоретические основы процесса формирования готовности к социально-профессиональному самоопределению школьников / Е.Г. Сергушин, О.В. Сергуши // В мире научных открытий. - 2011. - №9-5 (21). -С. 1368-1377

8. Технологии искусственного интеллекта в системной детерминации профессионального самоопределения / И.М. Богдановская, П.Б. Киселев, В.В. Мацута [и др.] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2019. - № 1. - С. 2695.

9. Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. - М., 1979. - 152 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры Бархатов Максим Николаевич

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики Фетисов Александр Сергеевич

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Подведены результаты апробации модели и технологии формирования профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в условиях университетского образования. Дано определение понятию «профессиональное мировоззрение студентов социальных направлений подготовки в университете». Произведен краткий аналитический обзор динамики показателей каждого критерия сформированности указанного феномена.

Ключевые слова: эксперимент, формирование, профессиональное мировоззрение, студенты социальных направлений подготовки, анализ.

Annotation. The results of the approbation of the model and technology of the formation of the professional worldview of students of social areas of training in the conditions of university éducation are summarized. The définition of the concept "professional worldview of students of social areas of training at the university" is given. A brief analytical review ofthe dynamics of indicators of each criterion ofthe formation ofthis phenomenon is made.

Key words: experiment, formation, professional outlook, students of social training areas, analysis.

Введение. Определение сущности профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки в университете и, соответственно, его формирование детерминированы социальным заказом государства и общества на подготовку психологов, экономистов, социологов, юристов, способных к эффективному решению профессиональных задач. Это обусловлено сложностью, глубиной, многосубъектностью общественных отношений в период установления многополярного мира, закрепления России в качестве суверенного государства, появления новых проблем, требующих скорейшего решения в нестандартных ситуациях. Студенты социальных направлений подготовки в университете - будущие специалисты, готовые осуществлять одновременно непосредственно профильную деятельность и социальную, влияющую на качество жизни людей. Следовательно, подготовка студентов социальных направлений подготовки в университете предполагает на основе заложенных ФГОС ВО компетенций формирование профессионально-личностных новообразований, обеспечивающих стабильно комфортное положение каждого члена общества, поступательное развитие экономики, адекватную оценку общественных явлений, охрану и защиту общественных отношений. Одним из таких значимых новообразований выступает профессиональное мировоззрение, под которым мы понимаем систему профессиональных знаний, ценностей, взглядов, убеждений, направленную на эффективное решение психологических, экономических, социальных, юридических проблем общества.

Изложение основного материала статьи. Современная теория и практика высшего образования имеет внушительный опыт исследования различных аспектов мировоззрения. Так, проблему формирования мировоззрения в условиях высшего образования решают О.А. Ласточкина [7], Н.Ю. Зубенко [5], М.А. Колесников [6], значительное внимание уделено вопросу формирования научного мировоззрения студентов [13; 2; 8], процесс формирования профессионального мировоззрения выступает объектом исследования у Р.М. Абдулгалимова [1], Е.С. Беляевой [3], А.Ю. Бехтер [4]. Ряд исследований посвящен особенностям формирования профессионального мировоззрения у студентов различных направлений подготовки в вузе. Например, О.Л. Подлиняевым, И.А. Кузьминым, Г.В. Паластровой изучены педагогические аспекты формирования профессионального мировоззрения у будущих юристов [10; 9], Л.П. Реутовой исследован вопрос формирования искомого феномена у выпускников педагогического университета [11], В.О. Романовой у студентов психолого-педагогического направления подготовки [12]. Авторы указывают на мощный потенциал образовательного пространства организаций высшего образования на формирование профессионального мировоззрения у студентов различных направлений подготовки, которое оказывает эффективное воздействие на развитие профессионально важных качеств будущих профессионалов, на скорость адаптации при выполнении профессиональных функций в новом коллективе, на наличие положительной динамики профессионального самосовершенствования. Ввиду того, что научные изыскания по формированию профессионального мировоззрения студентов социальных направлений подготовки (37.03.01 Психология, 38.03.01 Экономика, 39.03.01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.