Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК / SOCIO-PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHILDREN''S TECHNO PARK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Владимировна, Максимкина Ольга Ивановна

В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса педагогического сопровождения раннего профессионального самоопределения школьников; предлагается модель организации работы по ранней профориентации с детьми младшего школьного возраста, построенная на основе активного использования элементов инновационной инфраструктуры детского технопарка Республики Мордовия. Потенциал предложенной модели обусловлен возможностью раннего формирования мотивационного и когнитивного компонентов социально-профессиональной ориентации посредством включения детей в различные виды культурных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Марина Владимировна, Максимкина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Support of the Process of Socio-Professional Orientation of Junior Schoolchildren

The article focuses on the opportunity of optimizing the process of pedagogical support of early professional self-determination of students. The authors propose a model of the organization of work on early professional orientation with children of primary school age. The model is based on an active use of elements of innovative infrastructure of Children's techno park of the Republic of Mordovia. The potential of the proposed model is determined by the opportunity of early formation of motivational and cognitive components of socio-professional orientation through involving children in various types of cultural practices.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

г

V

Теория и практика

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

1

М.В. Антонова, О.И. Максимкина

Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников

В статье рассматриваются возможности оптимизации процесса педагогического сопровождения раннего профессионального самоопределения школьников; предлагается модель организации работы по ранней профориентации с детьми младшего школьного возраста, построенная на основе активного использования элементов инновационной инфраструктуры детского технопарка Республики Мордовия. Потенциал предложенной модели обусловлен возможностью раннего формирования мотивационного и когнитивного компонентов социально-профессиональной ориентации посредством включения детей в различные виды культурных практик.

Ключевые слова: социально-профессиональная ориентация; педагогическое сопровождение; профессиональное самоопределение; детский технопарк.

Интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей российской экономики, углубление социальной дифференциации общества, связанной с явлениями экономического кризиса, существенным образом влияют на характер выбора профессии молодым поколением и в связи с этим актуализируют проблему формирования системы педагогического сопровождения раннего профессионального самоопределения школьников.

Интерес исследователей и практиков к проблеме ранней профориентации очевиден. Исследуются различные аспекты проблемы, такие как:

- исторические, психологические, педагогические основы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в современных условиях [2; 3; 6; 7; 8; 10; и др.];

- возможности использования технологий проектной деятельности и развивающего обучения в процессе профессиональной ориентации младших школьников [4; 9];

- педагогические условия воспитания трудолюбия у младших школьников [5];

- возможности творческого развития и профессионального самоопределения в процессе формирования технологической культуры школьников [6].

Обратимся к содержанию понятия «педагогическое сопровождение». Е.А. Александрова, И.А. Неясова отмечают, что «суть педагогического сопровождения не просто в деятельности педагога как таковой, но и в том, чтобы в превентивном порядке подготовить ребенка к осознанному осуществлению новых для него культурных практик, отличающихся от деятельности главным образом тем, что предполагают наличие для ребенка ситуации выбора и культурного самоопределения с последующей рефлексией, и, далее, находиться в состоянии включенного наблюдения за культурными пробами ребенка с целью педагогического реагирования на его запрос о помощи ли, поддержке ли, партнерстве ли — и всего спектра иных тактик педагогической поддержки» [1: с. 8]. Данные авторы определяют педагогическое сопровождение ребенка в процессе формирования социального опыта «как особую тактику деятельности педагога, направленную на: 1) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие обучающихся, как с окружающими его людьми разных возрастов, так и с социальной средой; 2) практику прецедентных обсуждений, ролевого моделирования стратегий поведения ребенка в ситуации разновозрастного взаимодействия; 3) создание возможности для ребенка многовариативного избыточного выбора культурных практик, открытых для него и предполагающих планирование зоны ближайшего развития; 4) наблюдение за поведением ребенка в процессе их осуществления; 5) совместное с ребенком рефлексивное обсуждение полученного социального опыта» [1: с. 8-9]. Такая трактовка данного понятия, на наш взгляд, может быть экстраполирована на понятие «педагогическая поддержка процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников», так как профориентация — органичный компонент формирования социального опыта ребенка.

О.В. Сегушина вместо термина «педагогическое сопровождение» использует термин «педагогическая поддержка» и указывает на то, что она «может быть определена как способствование школьнику в выявлении, становлении и развитии личностных резервов, обеспечивающих в том числе и социально-профессиональное самоопределение» [11: с. 33]. Она также отмечает, что специфика профессиональной ориентации младших школьников на пропедевтическом этапе заключается не в подведении ребенка к осознанному выбору конкретной профессии, а в формировании личностных качеств, необходимых хорошему профессионалу, определяющих успешность учебной, трудовой, профессиональной деятельности, способствующих формированию положительного образа «Я» (ответственность, дисциплинированность, работоспособность, творческая активность, способность к обновлению и самостоятельному поиску, трудолюбие) [11: с. 35-37].

Одной из ведущих культурных практик для ребенка младшего школьного возраста по-прежнему остается детская игра. Преимущества ее использования в процессе социально-профессиональной ориентации младших школьников обусловлены следующими факторами:

- возможностью детской импровизации, свободы действий ребенка в развитии воображаемой игровой ситуации;

- самостоятельным принятием ребенком игровой роли, способствующим непринужденному, увлеченному исполнению им трудовых действий, которые вне игровой ситуации не представляют для него никакого интереса;

- возможностью непринужденного формирования социально и профессионально значимых качеств, связанных с необходимостью быть сдержанным, внимательным, решительным, организованным в процессе проигрывания игровой роли;

- содействием в формировании адекватной оценки себя и своих возможностей в процессе профессионального самоопределения.

Региональный образовательный модуль, разработанный и внедренный в Республике Мордовия, предусматривает активное использование всего многообразия культурных практик в процессе становления профессионального самоопределения школьников [12]. Содержание первого блока данного модуля, предназначенного для детей младшего школьного возраста, включает:

- ознакомление детей с понятиями «работа» и «профессия», определение основных составляющих любимого дела;

- формирование первичных представлений о сферах деятельности, разнообразии профессий, характере труда;

- формирование первичных представлений о рынке труда;

- информирование о профессиональных учебных заведениях и профилях подготовки;

- ознакомление с правилами выбора профессии;

- ознакомление с профессиями, пользующимися спросом на рынке труда [12: с. 8-9].

Важно понимать, что процесс педагогического сопровождения социально-профессиональной ориентации младших школьников должен быть основан не только на формировании системы представлений о многообразии и специфике профессий, но и на демонстрации ярких примеров инновационных технологических процессов, пронизывающих современную инфраструктуру общества, формировании у детей младшего школьного возраста конкретных технологических умений, составляющих прочную основу для становления технологической культуры будущего профессионала, человека труда.

Такая демонстрация, безусловно, связана с необходимостью построения специализированной развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей осуществить «социальные пробы», включиться в культурные

практики, связанные не только с игровой, но и с познавательно-исследовательской, проектной деятельностью.

В Республике Мордовия накоплен позитивный опыт реализации профо-риентационных проектов, внедрения инновационных методов и технологий в систему педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников. Одной из целевых групп для осуществления подобных проектов являются учащиеся 1-4 классов общеобразовательных организаций республики. Наиболее результативным и популярным среди детей стал проект «Город мастеров», ориентированный на формирование привлекательного имиджа профессионала, человека труда, погружение ребенка в мир профессий, построение собственного профессионального маршрута посредством работы на интерактивных станциях «Города мастеров».

На сегодняшний момент можно говорить о сложившейся региональной модели педагогического сопровождения социально-профессиональной ориентации школьников, основными принципами построения которой являются:

- признание необходимости проведения профориентационной работы на ранних этапах социально-коммуникативного, познавательного развития детей;

- прикладной характер реализации модели, ее практикоориентирован-ность (реализация данного принципа позволяет даже маленькому ребенку не просто погрузиться в профессиональный контекст, но получить персональный профориентационно значимый продукт);

- включение механизмов государственно-частного партнерства (привлечение к участию в проекте большого количества социальных партнеров, таких как региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия»; Министерство образования Республики Мордовия, Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, Общественная палата Республики Мордовия, ГКУ РМ «Центр занятости населения»; общеобразовательные организации РМ; профессиональные образовательные организации РМ; АУ «Технопарк-Мордовия»; региональный ресурсный центр подготовки специалистов высокотехнологичного сварочного производства «Профессионал»; ГТРК «Мордовия»; ОАО «Станкостроитель»; ОАО «МордовАгроМаш»; бизнес-сообщества (ООО «Восьмое чудо света», ООО «Центр косметологии», салон «Инфинити»); Мордовский этнокультурный центр; общественная организация «Гильдия пекарей РМ».

Технология реализации модели предусматривает проведение разнообразных мероприятий профориентационного характера на специализированных площадках промышленного, строительного, научно-технического комплексов и индустрии гостеприимства.

Оптимальным вариантом создания инновационной развивающей предметной среды и дальнейшего развития региональной модели социально-профессиональной ориентации школьников может служить детский технопарк Республики Мордовия, использование элементов инфраструктуры которого

позволит организовать процесс социально-профессионального самоопределения младших школьников на высоком технологическом уровне.

Инновационная инфраструктура детского технопарка Республики Мордовия включает такие элементы, как «Робо-лаборатория», «Нано-лаборатория», «Био-лаборатория», «Авто-лаборатория», «Аэро-лаборатория», «Лаборатория лазерных технологий», «1Т-лаборатория», интерактивный музей науки и медиа-библиотека с зоной отдыха. Их использование в процессе социально-профессиональной ориентации будет способствовать:

- формированию устойчивого познавательного интереса и высокого уровня мотивации к дальнейшему освоению сложных высокотехнологичных профессиональных действий, для которых необходим высокий уровень развития творческого инженерного мышления (например, деятельности по самостоятельному созданию комплексных цифровых продуктов, компьютерных игр и др.);

- формированию актуальных знаний о специфике трудовой деятельности в современных областях науки и техники, новейших достижениях в области современных передовых технологий в области электроники, мехатроники, нано-и биотехнологий, программирования (данные знания — ядро содержания работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с социальной действительностью);

- формированию опыта трудовой деятельности в сфере высоких технологий, технологических умений, элементарных практических навыков использования современной техники, периферийных и мобильных устройств, управления виртуальными машинами;

- формированию у детей информационной и читательской культуры, навыков эффективной организации самостоятельной исследовательской деятельности;

- формированию высокой социальной адаптивности и качеств личности младшего школьника, играющих ведущую роль в становлении человека труда (трудолюбие, ответственность, креативность, способность завершить начатое, способность работать в команде, внимательность и др.).

Литература

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение ребенка младшего школьного возраста в процессе формирования социального опыта // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 7-12.

2. Антипьев А.Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Вестник Прикамского социального института. Гуманитарное обозрение. 2012. № 2 (5). С. 20-25.

3. Григорьева Л.Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 202 с.

4. Мухамеджанова З.Б. Профориентация младших школьников: возможности проектной деятельности // Начальная школа. 2014. № 5. С. 40-41.

5. Питенко С.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Смоленск, 2009. 17 с.

6. Прошутинский А.Д. Учет и системность: профориентация и развитие творческих способностей в школе // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. б (10S). С. 41-44.

7. Разумова М.В. К вопросу о трактовке понятия «профориентация» // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51-59.

S. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57.

9. Рябцева И.В. Формирование готовности младших подростков к профессиональному самоопределению в условиях развивающего обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2003. 317 с.

10. Селиванова З. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Социология. 2013. № 4. С. 13б-139.

11. Сергушина О.В. Социально-профессиональная ориентация младших школьников (пропедевтический этап): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Саранск, 1999. 1б1 с.

12. Старт в профессию: (региональный образовательный модуль) / сост. М.В. Антонова. Саранск: МО РМ, 2014. 3б с.

Literatura

1. Aleksandrova E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie rebyonka mladshego shkol'nogo vozrasta v processe formirovaniya social'nogo opy'ta // Gumanitarny'e nauki i obrazovanie. 201б. № 3 (27). S. 7-12.

2. Antip'ev A.G. Proforientaciya molodеzhi v sovremennom rossijskom obshhestve: sostoyanie i puti razvitiya // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. Gumanitarnoe obozrenie. 2012. № 2 (5). S. 20-25.

3. Grigor'eva L.G. Trudovoe vospitanie mladshix shkol'nikov v sovremennoj obshheobrazovatel'noj shkole: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2004. 202 s.

4. Muxamedzhanova Z.B. Proforientaciya mladshix shkol'nikov: vozmozhnosti proektnoj deyatel'nosti // Nachal'naya shkola. 2014. № 5. S. 40-41.

5. Pitenko S.V. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya trudolyubiya u mladshix shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Smolensk, 2009. 17 s.

6. Proshutinskij A.D. Uchet i sistemnost': proforientaciya i razvitie tvorcheskix sposob-nostej v shkole // Vestnik TGPU. 2011. Vy'p. б (10S). S. 41-44.

7. Razumova M.V. K voprosu o traktovke ponyatiya «proforientaciya» // Professional'noe obrazovanie i obshhestvo. 2014. № 1 (9). S. 51-59.

S. Razumova M.V. Proforientaciya v Rossii: stanovlenie, problemy', perspektivy' // Professional'noe obrazovanie i obshhestvo. 2014. № 3 (11). S. 49-57.

9. RyabcevaI.V. Formirovanie gotovnosti mladshix podrostkov k professional'nomu samoopredeleniyu v usloviyax razvivayushhego obucheniya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kemerovo, 2003. 317 s.

10. Selivanova Z. Rannyaya proforientaciya kak nasushhnaya zadacha gosudarstven-noj politiki // Sociologiya. 2013. № 4. S. 13б-139.

11. Sergushina O.V. Social'no-professional'naya orientaciya mladshix shkol'nikov (propedevticheskij e'tap): dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Saransk, 1999. 1б1 s.

12. Start v professiyu: (regional'ny'j obrazovatel'ny'j modul') / sost. M.V. Antonova. Saransk: MO RM, 2014. 3б s.

M.V. Antonova, O.I. Maksimkina

Pedagogical Support of the Process of Socio-Professional Orientation of Junior Schoolchildren

The article focuses on the opportunity of optimizing the process of pedagogical support of early professional self-determination of students. The authors propose a model of the organization of work on early professional orientation with children of primary school age. The model is based on an active use of elements of innovative infrastructure of Children's techno park of the Republic of Mordovia. The potential of the proposed model is determined by the opportunity of early formation of motivational and cognitive components of socio-professional orientation through involving children in various types of cultural practices.

Keywords: socio-professional orientation; pedagogical support; professional self-determination; children's techno park.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.