Научная статья на тему 'Изучение соответствия в отношении к проблеме профессионального выбора у школьника и у его родителей'

Изучение соответствия в отношении к проблеме профессионального выбора у школьника и у его родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / JUNIOR SCHOOL AGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ БИТЕСТ / VOCATIONAL BI-TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

В статье представлены результаты апробации региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников, проходившей в Республике Мордовия в 20142017 гг. Для определения степени соответствия в отношении к проблеме выбора профессии у школьника и у его родителей была использована тестовая методика «Профориентационный битест» для детей и для родителей, разработанная ЦТР «Гуманитарные технологии». В результате исследования установлено, что апробируемая модель содействует гармонизации профориентационно значимых отношений между родителями и детьми, обеспечивая единство взглядов на проблемы профессионального самоопределения и профессионального выбора у представителей разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ACCORDANCE IN RELATIONS TO THE PROBLEM OF PROFESSIONAL CHOICE OF THE SCHOOL CHILD AND HIS PARENTS

The article presents the results of approbation of the regional integrated model of the organization of pedagogical support for professional self-determination of junior schoolchildren, held in the Republic of Mordovia in 2014-2017. To determine the degree of conformity in relation to the problem of choosing a profession, the school children and their parents used the test method «Vocational bi-test «for children and parents, developed by Testing and development center «Humanitarian technologies». As a result of the study it was established that the tested model promotes the harmonization of career-oriented relationships between parents and children, ensuring the unity of views on the problems of professional self-determination and professional choice among representatives of different generations.

Текст научной работы на тему «Изучение соответствия в отношении к проблеме профессионального выбора у школьника и у его родителей»

Антонова М.В.

изучение соответствия в отношении к проблеме профессионального выбора у школьника и у его родителей

Значимость вопросов, связанных с профессиональной ориентацией обучающихся и сопровождением их профессионального самоопределения, в последние годы ни у кого не вызывает сомнений. Об актуальности профориентационной проблематики свидетельствуют как стратегические решения, принятые на различных уровнях управления, так и усиливающееся внимание к ней различных социальных институтов - предприятий бизнес-сферы, образовательных организаций, родительской общественности. Так, Президент Российской Федерации В. В. Путин последние годы неоднократно подчеркивал важность задачи «возрождения школьной профориентации» - в послании Федеральному собранию в декабре 2013 года, в ходе «прямой линии» в апреле 2015 г., на заседании Государственного совета в декабре 2015 года. В частности, в апреле 2015 года им было прямо отмечено, что «у нас плохо организована профориентация еще на школьном уровне» [14].

В различных слоях российского общества постепенно укрепляется понимание того, что профессиональная ориентация обеспечивает решение значимых социально-экономических задач, связанных с укреплением трудовой мотивации работников, источник которой может быть выражен словами «человек на своём месте». Для решения этой задачи профессиональная ориентация должна рассматриваться как процесс сопровождения профессионального самоопределения человека, обладающий признаками длительности, непрерывности и преемственности. Особую роль играют ранние возраста, в том числе младший школьный возраст, на протяжении которых закладываются основы готовности человека к его будущему профессиональному выбору. В связи с этим мы вводим понятие пропедевтическая готовность младших школьников к профессиональному самоопределению, определяемое как сформированность всех внутренних предпосылок, необходимых для успешного прохождения последующих этапов профессионального самоопределения, сензитивным периодом для формирования которых является младший школьный возраст.

Проблемы профориентационной работы с младшими школьниками рассматривались в 80-90-е гг. в диссертациях Н. А. Семеновой, 1986 [11], Л. А. Мамон-

товой, 1993 [8], Г. М. Котельниковой, 1996 [7], О. Ю. Елькиной, 1997 [4]. С начала 2000-х гг. появляется ряд новых работ, посвященных вопросам педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников - как на теоретическо-методологическом (Н. С. Пряжников и Л. Ю. Румянцева [10], С. Н. Чистякова [16] и др.), так и на содержательно-методическом уровне (Л. Н. Абросимова [1], М. В. Мухина [9], Е. В. Соломаха и О. А Трофимчик [13], И. М. Цветкова и О. П. Демиденко [15] и др.). Среди этих новых работ, однако, отсутствуют исследования, в которых проблема профориентационной работы с младшими школьниками рассматривалась бы, во-первых, системно и целостно и, во-вторых, адекватно современным условиям перехода к постиндустриальной экономике.

Вместе с тем, одним из общепризнанных положений в профориентационной работе со школьниками в настоящее время является признание их родителей (и других ближайших членов семьи) как решающего фактора профессионального самоопределения. Этому вопросу посвящены работы Т. М. Зайцевой [5], Л. В. Колосовой [6], К. А. Смирнова [12] и др.

В рамках опытно-экспериментальной работы, проводившейся в республике Мордовия в 2014-2017 гг., апробировалась разработанная автором данной статьи региональная интегрированная модель организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников.

Указанная модель представляет собой описание и теоретическое обоснование:

во-первых, самого процесса организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в субъекте федерации;

во-вторых, региональной организационно-управленческой системы, обеспечивающей результативную реализацию данного процесса.

Модель опирается на положение о двух уровнях сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: микроуровне, соответствующем психолого-педагогическому сопровождению, и макроуровне, соответствующем организационно-педагогическому или организационно-управленческому сопровождению профориентационной работы на уровне территории.

В структурно-функциональном отношении модель описывает взаимосвязи между составляющими ее функциональными блоками.

Целевой блок модели объединяет детерминанты целеполагания педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников, включая социальный заказ, а также собственно цели педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников, дифференцированные для макро- и микроуровня. На макроуровне: удовлетворение перспективных кадровых потребностей экономики региона, отвечающих идее инновационного технологического развития. На микроуровне: обеспечение пропедевтической готовности младших школьников к этапу профессионально-образовательного выбора.

Субъектный блок модели включает в себя: на макроуровне - субъекты внешнего партнерства начальной школы (предприятия-работодатели, организации

профессионального и высшего образования, учреждения культуры и спорта, военкоматы и др.); на микроуровне - субъекты педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников (педагоги, профконсультанты, школьники, их родители и другие члены их семей).

Ресурсный блок модели представляет собой комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников в региональной системе образования (включая: нормативно-правовые, организационные, информационные, материально-технические, методические, кадровые условия).

Научно-методический блок включает систему принципов педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников. Общие принципы: вертикальной интеграции, единства и непрерывности целеполага-ния, открытости будущего, продуктивности, полисубъектности, социального партнерства, насыщенности профориентационной среды, индивидуализации. Частные принципы, характеризующие содержательно-методическую сторону педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников: проблемной ориентированности, образности, самоидентификации. (Более подробно см.: [2]).

рамки содержательного блока определяются региональным образовательным модулем «Старт в профессию», реализуемым в Республике Мордовия с 2014 г. (более подробно см.: [3]).

Процессуально-технологический блок характеризует формы и методы работы, педагогические технологии, используемые в рамках модели и объединённые в четыре группы: информационные средства; средства обучения самоопределению; практикоориентированные средства пропедевтики профессионального выбора; ивент-средства («ивент», англ. event - яркая, эмоционально окрашенная деятельность, участие в которой создает гамму разнообразных переживаний, пробуждает активный интерес и творческую мотивацию).

Результативно-оценочный блок интегрирует критерии (целевой, мотивацион-но-ценностный, информационный, деятельностно-практический, рефлексивный) и соответствующие им показатели результативности педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников, объекты оценки, источники сбора информации и методы сбора данных.

Дополнительным элементом модели выступает контур обратной связи -мониторинг, реализуемый на двух уровнях - региональном (управленческий мониторинг) и локальном (педагогический мониторинг).

Конечный результат реализации модели - выпускники начальной школы, пропедевтически подготовленные к образовательно-профессиональному выбору в условиях динамично меняющихся технологий.

Модель обладает комплексом специфических характеристик: интегриро-ванностью, полисубъектностью, перспективностью. Последняя характеристика предполагает направленность модели на подготовку младших школьников к профессиональному самоопределению в условиях постиндустриального общества

завтрашнего дня, что принципиально отличает рассматриваемую модель от имеющихся аналогов. реализация модели обеспечивает актуализацию ценностно-смыслового самоопределения младших школьников по отношению к миру труда и профессий в контексте их более широкого профессионального самоопределения.

С целью апробации представленной модели в республике Мордовия была организована широкомасштабная опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная работа по апробации региональной интегрированной модели организации педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников осуществлялась на базе 10 общеобразовательных школ, из которых 5 школ входили в состав экспериментальной группы (МОУ «Лицей №№31» г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия №29» г. о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. о. Саранск, МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» г. Краснослободск) и еще 5 - в состав контрольной группы (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. о. Саранск, МОУ «Гимназия № 12» г. о. Саранск, МБОУ «Поселковая средняя школа № 1» п. Атяшево, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. о. Саранск, МБОУ «Гимназия № 1» г. Ковылкино). Непосредственно в опытно-экспериментальной работе участвовало 23 класса (645 младших школьников, а также их родители).

Срок проведения опытно-экспериментальной работы составлял три года (сентябрь 2014 - май 2017 гг.), что соответствовало периоду обучения школьников экспериментальной и контрольной групп во 2-х - 4-х классах.

В качестве одной из задач опытно-экспериментальной работы было обозначено: определить степень соответствия в отношении к проблеме выбора профессии у школьника и у его родителей отдельно в экспериментальной и в контрольной группе и затем сопоставить результаты, полученные в каждой из групп. Для решения этой задачи была использована тестовая методика «Профориентационный битест» для детей и для родителей, версия 2, разработка Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова. Методика размещена в открытом доступе в сети Интернет на сайте ЦТр «Гуманитарные технологии» (см.: https://proforientator.ru/publications/news/detail.php?ID=5657).

Контрольный срез с использованием методики «Профориентационный би-тест» для школьников и для родителей проводился по завершении опытно-экспериментальной работы, в начале 5-го года школьного обучения (сентябрь 2017), что было обусловлено рекомендациями по использованию данной тестовой методики. Целевой показатель соответствия в отношении к проблеме выбора профессии у школьника и у его родителей вычислялся путем определения разницы между значениями «Профориентационного битеста» по шкале «Отношение к выбору профессии», полученными при тестировании детей («Профориентационный битест для школьников») и их родителей («Профориентационный битест для родителей»). При этом использовалась следующая формула:

А =(E n i = 1 (i=1)An |Ci-Pi|)/n, (1)

где:

А - показатель соответствия (Accordance) между значениями профориен-тационного битеста по шкале «Отношение к выбору профессии», полученными при тестировании детей и их родителей;

Ci - значение профориентационного битеста по шкале «Отношение к выбору профессии», полученное при тестировании i-го ребенка (Child);

Pi - значение профориентационного битеста по шкале «Отношение к выбору профессии», полученное при тестировании родителей (Parents) i-го ребенка; n - общее количество детей в данной группе (выборке). Поскольку значения профориентационного битеста по шкале «Отношение к выбору профессии» находятся в пределах 10-балльной шкалы (см. табл. 1), значения показателя А также могут колебаться в пределах от 0 до 10. При этом в рамках данного исследования были приняты следующие уровневые интервалы: от 0 до 1,5 - высокий уровень соответствия; от 1,6 до 3,3 - уровень соответствия выше среднего; от 3,4 до 4,9 - уровень соответствия ниже среднего; от 5,0 до 10,0 - низкий уровень соответствия.

Таблица 1

Интервалы возможных результатов прохождения профориентационного битеста для родителей (шкала «Отношение к выбору профессии»)

Уровень Интервал по 10-балльной шкале Интерпретация в открытом варианте теста

Высокий от 7,7 до 10,0 «+» Выбор профессии - важный вопрос, который Вы и Ваш ребенок воспринимаете серьезно и готовы предпринимать необходимые шаги, чтобы сделать этот шаг осознанно. Судя по Вашим ответам, Ваш ребенок хорошо представляет свои возможности, готов тратить время на знакомство с разными профессиями, позитивно относится к тому, чтобы обсудить свои варианты с родителями и близкими, выслушать их советы, но окончательное решение оставляет за собой, а не перекладывает ответственность за выбор на других людей. Информированность о мире профессий и знание своих индивидуальных особенностей - основополагающие факторы для правильного выбора профессии. Поэтому Вы можете доверять Вашему ребенку: его мотивация и готовность действовать достаточны для того, чтобы ответственно и осознанно сделать этот выбор. Это взрослая позиция, которая поможет ему/ей и в будущем принимать жизненно важные решения.

Выше сренего от 5,6 до 7,7 «+/-» Выбор профессии - важный вопрос, который может чем-то пугать Вашего ребенка или не воспринимается им как достаточно серьезный. Судя по Вашим ответам, Ваш ребенок еще не готов предпринимать конкретные шаги (например, считает, что у него/ нее еще будет на это время потом), а может, ждет, что решение за него/нее примут родители? Сомнения, переживания, необходимость нести ответственность за свой выбор - те чувства, которые могут мешать принять самостоятельное окончательное решение. А может он/она ощущает давление со стороны окружающих, которые его/ее «совершенно не понимают»? Делать выбор все равно придется. Но сначала стоит разобраться с причинами, мешающими его сделать. Возможно, ребенку понадобится Ваша помощь, вот только постарайтесь не решать за него и не давить, не лишайте ребенка инициативы. А если есть трудности, то, может, стоит обратиться к специалистам по профориентации?

Ниже среднего от 3,4 до 5,5

Низкий от 0,0 до 3,3 «-» Выбор профессии - важный вопрос, но в настоящий момент Ваш ребенок по разным причинам не готов им заниматься, судя по Вашим ответам. Возможно, думает, что еще рано? Или плохо представляет свои возможности или требования разных профессий? Ждет, что кто-то другой примет решение за него/нее? Сомневается, что сможет сам(а) сделать этот выбор? Или сама необходимость принимать такие решения вызывает у него/нее страхи и волнения? Не готов(а) обсуждать это с родителями, потому что они «совершенно его/ее не понимают»? Но выбор придется сделать. И если есть трудности, то, может, стоит обратиться к специалистам по профориентации, чтобы разобраться в том, что мешает и как преодолеть эти помехи?

По формуле (1) рассчитывались значения показателя соответствия отдельно для экспериментальной (АЭ) и для контрольной (АК) групп, полученные в ходе третьего (дополнительного) контрольного среза. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Значение показателя соответствия в отношении к проблеме выбора профессии у школьника и у его родителей после завершения опытно-экспериментальной работы

Уровни соответствия Показатель соответствия АЭ Показатель соответствия АК ДЭ-К

чел. % чел. % %

Высокий 109 167 35% 54% 31 92 9% 28% +26% +1% +27%

Выше среднего 58 19% 61 18%

Ниже среднего 114 37% 148 44% -7%

Низкий 29 9% 93 28% -19%

Всего 310 100% 333 100% -

Среднее значение А - 2,94 - 4,43

Результаты, полученные с использованием «Профориентационного битеста», в целом подтверждают вывод о педагогической результативности апробируемой модели. По итогам опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается преобладание семей, для которых характерны верхние («высокий» и «выше среднего») уровни соответствия в отношении к проблеме выбора профессии у школьника и у его родителей - таких семей 54%. Для таких семей характерны: единство во взглядах на проблему выбора профессии, отсутствие конфликтов и непреодолимых противоречий между детьми и родителями в вопросах самоопределения, отсутствие крайностей в родительской модели воспитания (достигается разумная мера между родительским влиянием, с одной стороны, и свободой ребенка - с другой; при этом такая мера в равной степени удовлетворяет как родителей, так и детей). В контрольной группе доля таких относительно гармоничных семей вдвое меньше (27%). Еще заметнее разница в доле семей, обладающих высоким уровнем соответствия: 35% в экспериментальной группе и лишь 9% - в контрольной группе (разница почти в 4 раза).

На основе полученных данных можно выдвинуть предположение о том, что апробируемая модель содействует гармонизации профориентационно значимых отношений между родителями и детьми, обеспечивая единство во взглядах на проблемы профессионального самоопределения и профессионального выбора у представителей разных поколений. Механизмами, обеспечивающими такую гармонизацию, выступают, во-первых, относительно интенсивное педагогически управляемое общение родителей с детьми, строящееся вокруг определенных, в т.ч. проблемных тем профессионального самоопределения, и во-вторых, совместная профориентационно значимая деятельность (выработка стратегий профессионального самоопределения, создание профориентационно значимых продуктов

и т.д.), сопровождающаяся рефлексивно-оценочными процедурами.

Обозначенное предположение не может быть отнесено к «фактам», поскольку в ходе исследования отсутствовала возможность получения информации о динамике развития данного показателя за три года в экспериментальной и в контрольной группах. В то же время, работа в контрольной группе вполне доказала, что использование традиционного подхода к профориентационной работе в начальных классах не способствует формированию единства в отношении к выбору профессии между школьниками и их родителями.

ЛИТЕрАТУрА

1. Абросимова, Л. Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников «Тропинка в профессию» / Л. Н. Абросимова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 12. С. 1-5.

2. Антонова, М. В. Проблемно-ориентированная педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников: принципы и содержание / М. В. Антонова // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 11. С. 38-44.

3. Антонова, М. В. Старт в профессию: (региональный образовательный модуль) / М. В. Антонова. - Саранск: МО рМ, 2014. 36 с.

4. Елькина, О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии : дисс. ... к. п. н. Новокузнецк, 1997. 109 с.

5. Зайцева, Т. М. роль семьи в профессиональном самоопределении воспитанников / Т. М. Зайцева // Профессиональное образование и занятость молодежи : XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.) : В 2 ч. Ч. 2. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. С. 29-30.

6. Колосова, Л. В. Влияние авторитета семьи на профессиональные интересы учащихся / Л. В. Колосова // Педагогика. 1989. № 8. С. 23-35.

7. Котельникова, Г. М. формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб : автореф. ... к. п. н. М., 1996. 19 с.

8. Мамонтова, Л. А. Подготовка студентов к пропедевтической профориен-тационной работе с младшими школьниками : дисс. ... к. п. н. Брянск, 1993. 159 с.

9. Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Мухина. Сочи: Б.и., 2011. 38 с.

10. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения : метод. пособие / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. М.: ИЦ «Академия», 2014. 304 с.

11. Семенова, Н. А. Профессиональная ориентация младших школьников : дисс. ... к. п. н. М., 1986. 163 с.

12. Смирнов, К. А. Организационно-педагогическая работа с семьями обучающихся в процессе профессионального самоопределения: о некоторых результатах эмпирического исследования / К. А. Смирнов // Евразийский образовательный

диалог: материалы международного форума. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. С. 116-118.

13. Соломаха, Е. В. Развивающий курс для младших школьников «Мир профессий» / Е. В. Соломаха, О. А. Трофимчик // Пермский педагогический журнал. 2013.№ 4. С. 101-112.

14. Стенограмма «Прямой линии» с Владимиром Путиным [Электронный ресурс] // Российская газета, 16.04.2015. Доступ: http://rg.ru/2015/04/16/stenogramma-site.html (Дата обращения: 10.02.2018).

15. Цветкова, И. М. Профориентация младших школьников, имеющих тяжелые нарушения речи / И. М. Цветкова, О. П. Демиденко // Профориентацион-ный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) : Сб. науч. и методич. работ по обобщению опыта работы. Ставрополь, 2016. С. 99-101.

16. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников : методич. пособие / С. Н. Чистякова. 2-е изд. пе-рераб. и доп. М.: ИЦ «Академия», 2014. 256 с.

Сагилян Э.М.

семья как важнейший институт социализации личности

В эпоху социально-экономического кризиса современное общество характеризуется динамичными изменениями во всех сферах общественной жизни. Традиционно семья, являясь основой любого общества, также подвержена изменениям. Трансформации социокультурных практик в обществе непосредственно отражаются на культуре семейных взаимоотношений. При этом, семья является и остается главным институтом развития личности, поскольку она образует первичную окружающую среду для развития и воспитания детей. Известно, что развитию личности ребенка, семейному воспитанию в психологической литературе придается основополагающая роль (Л. С. Выготский, А.Г. Ананьев, В.И. Лубовский, P.C. Немов, К. Meyer-Krahmer, P.Oderich, Н. Wallon, О. Dreiser, W. Kessel, N. Goth и др.).

Чрезвычайно высоким остается влияние семьи на развитие личности ребенка. Семья, как совокупность человеческих отношений, является социальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.