Научная статья на тему 'ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТОВЫЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Замина Назимовна, Шахназарова Патит Тайгибовна

В настоящее время большое распространение получили средства оценивания результатов обучения на базе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В данной статье описана структура дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» включенной в учебный план магистратуры по направлению 44.04.01. «Педагогическое образование» магистерская программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Указываются причины внедрения средств ИКТ в оценочную деятельность. Увеличение мотивации будущих магистров обучающихся при оценивании знаний с использованием современных средст ИКТ на сегодняшний день является общемировой тенденцией. Курс «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» направлен на формирование у будущих магистров педагогического образования по профилям «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и «Музыкальное образование» знаний в области современных средств оценивания результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмаилова Замина Назимовна, Шахназарова Патит Тайгибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE DISCIPLINE "ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES USING ICT" TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MASTERS OF TEACHER EDUCATION

Currently, tools for evaluating learning outcomes based on modern information and communication technologies (ICT) are widely used. This article describes the structure of the discipline "Evaluation of learning outcomes using ICT" included in the curriculum of the master's degree in the direction 44.04.01. "Pedagogical education" master's program "Information and communication technologies in education. The reasons for the introduction of ICT tools in evaluation activities are indicated. Increasing the motivation of future masters students in assessing knowledge using modern ICT tools is a global trend today. The course "Evaluation of learning outcomes using ICT" is aimed at the formation of future masters of pedagogical education in the profiles "Information and communication technologies in education" and "Music education" knowledge in the field of modern means of evaluating learning outcomes.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

навык. Кроме того, на этом этапе важно мотивировать обучающихся к исследовательской деятельности, подчеркивая ее важность, значимость, уникальность, тем самым способствовать формированию ценностных установок к научно-исследовательской деятельности. На всех этапах научного исследования, студентов необходимо обучать этике научного исследования. Основными аспектами в рамках этой темы являются: достоверность полученной информации; фальсификация данных; соблюдение конфиденциальности лиц, которые участвую в эксперименте; наличие в работе компиляции или плагиата; надежность полученных результатов и т.д.

Второй этап включает непосредственное знакомство студентов с научно-исследовательской деятельностью, методами исследования и их применением, логикой проведения научного исследования, компонентами методологического аппарата. На этом этапе осуществляется формирование первичного опыта исследовательской деятельности при выполнении различных видов исследовательских заданий. Поскольку одним из компонентов общей культуры научно-исследовательской деятельности является оценочно-рефлексивный компонент, нам видится важной задачей обучение студентов основам оценки и рефлексии своей деятельности. Необходимо соотносить выполненное задание с заданными критериями, при этом анализировать причины несоответствия с «образцом», определять теоретическую и практическую значимость выполненного исследования, выявлять сферы применения [4].

На третьем этапе формирования определяется уровень сформированности научно-исследовательской культуры студентов, дифференцируются виды и содержание исследовательских заданий, совершенствуются способы и приемы выполнения студентами, исследовательских заданий в зависимости от уровня сформированности их научно-исследовательской культуры. С обучающимися, испытывающими трудности необходимо проводить коррекционную работу, направленную на восполнение недостающих пробелов. На этом этапе также важно продолжать оценочно-рефлексивную работу, которая в большей степени должна переходить на уровень самоанализа и самостоятельного поиска средств и путей коррекции.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование научно-исследовательской культуры обучающихся в вузе представляет собой организованную, целенаправленную и структурную деятельность. Методически грамотно выстроенная работа будет способствовать более глубокому и прочному усвоению знаний, совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы, развитию личностных качеств и тем самым содействовать развитию науки в целом. Для студента это даст возможность быть более подготовленный специалистом.

Литература:

1. Вакджира, М.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов / М.Б. Вакджира // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3(34). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/orgamzatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov/viewer (дата обращения 15.02.2022).

2. Галактионов, И.В. Психология творческой деятельности: структура, этапы, механизмы, методы исследования: учеб. пособие / И.В. Галактионов. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос.ун-та, 2017. - 124 с.

3. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

4. Самойличенко, А.К. Рефлексивность как психологический ресурс успешного обучения студентов ВПО (на примере студентов экономического профиля) / А.К. Самойличенко, Токмакова А.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4 (21). - С. 272-275.

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания математики и информатики Исмаилова Замина Назимовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования Шахназарова Патит Тайгибовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ВКЛАД ДИСЦИПЛИНЫ «ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящее время большое распространение получили средства оценивания результатов обучения на базе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В данной статье описана структура дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» включенной в учебный план магистратуры по направлению 44.04.01. «Педагогическое образование» магистерская программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Указываются причины внедрения средств ИКТ в оценочную деятельность. Увеличение мотивации будущих магистров обучающихся при оценивании знаний с использованием современных средст ИКТ на сегодняшний день является общемировой тенденцией. Курс «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» направлен на формирование у будущих магистров педагогического образования по профилям «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» и «Музыкальное образование» знаний в области современных средств оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: оценка результатов обучения, компьютерное тестирование, тестовые системы, педагогическое образование.

Annotation. Currently, tools for evaluating learning outcomes based on modern information and communication technologies (ICT) are widely used. This article describes the structure of the discipline "Evaluation of learning outcomes using ICT" included in the curriculum of the master's degree in the direction 44.04.01. "Pedagogical education" master's program "Information and communication technologies in education. The reasons for the introduction of ICT tools in evaluation activities are indicated. Increasing the motivation of future masters students in assessing knowledge using modern ICT tools is a global trend today. The course "Evaluation of learning outcomes using ICT" is aimed at the formation of future masters of pedagogical education in the profiles "Information and communication technologies in education" and "Music education" knowledge in the field of modern means of evaluating learning outcomes.

Key words: evaluation of learning outcomes, computer testing, test systems and shells, pedagogical education.

Введение. В современных исследованиях, посвященных вопросам цифровизации профессионального образования, делается акцент на то, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста.

Целью профессиональной подготовки магистра педагогического образования является формирование профессиональной компетентности - готовности решать разнообразные профессиональные задачи на основе применения знаний, опыта, ценностей и наклонностей, [4, С. 123-124].

В условиях цифровизации образования способность будущего магистра педагогического образования использовать цифровые инструменты и сервисы для решения профессиональных задач является одним из компонентов его профессиональной компетентности, которая проявляется как совокупность универсальных и общеуниверсальных компетенций. Эффективность формирования профессиональной компетентности будущего магистра педагогического образования обеспечивается развитием его способностей решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

Изложение основного материала статьи. Компетентность формируется в деятельности, поэтому подготовку будущих магистров педагогического образования к использованию цифровых инструментов и сервисов в профессиональной педагогической деятельности следует строить на основе деятельностного подхода. Это позволяет нацелить подготовку на формирование личности магистра, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях цифровой трансформации, владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое на основе цифровых инструментов и сервисов [5, С. 342-343].

К сожалению, действующие ФГОС ВО (уровень магистратура) всё ещё слабо отражают потребность формирования у будущих магистров умений и навыков использования средств ИКТ (в настоящее время средств цифровизации) в будущей программно-педагогической деятельности.

Это вызывает, по мнению И.А. Вишнякова необходимость модернизации педагогического образования, в том числе и в контексте организации специального обучения будущих магистров педагогического образования использованию информационных технологий в процессе преподавания различных дисциплин. в зависимости от базового профиля [3, С. 91-92].

В последние годы внедрение современных средств цифровизации в сферу образования повлияло, как на деятельность студента, так и на деятельность преподавателя, что неизбежно привело к поиску совершенствования процесса обучения и контроля. Автор учебного пособия Звонников В.И. [7] под педагогическим контролем понимают единую методическую систему, которая может осуществляться в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности, носит совместный характер, объединяя преподавателей и студентов, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контрольных мероприятий можно оценить достижения будущих магистров в процессе применения информационных технологий в образовательной практике, учитывая достоинства и недостатки данных форм обучения и контроля.

В настоящее время становится всё более актуальной проблема внедрения разнообразных оценочных механизмов в практику преподавания различных дисциплин. Во многом это связано с введением ЕГЭ и, соответственно, возрастанием роли различных оценочных средств в образовательном процессе [6].

Все указанные проблемы нами реализуются в дисциплине «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ». В настоящее в образовании при проведении контроля стали широко использоваться средства ИКТ. В педагогических инновациях появилось отдельное направление - компьютерное тестирование. При проведении компьютерного тестирования применение тестов, оценивание результатов студентов и выдача им результатов осуществляется с помощью средств ИКТ.

На сегодняшний день по компьютерному тестированию имеются многочисленные публикации, разработаны программно - инструментальные средства для проведения тестирования. Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по сравнению с бланочным тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках. Благодаря компьютерному тестированию можно повысить информационную безопасность и предотвратить рассекречивание теста за счет высокой скорости передачи информации и специальной защиты электронных файлов. Именно использованию современных средств ИКТ повышаются информационные возможности процесса оценивания результатов обучения [8].

Таким образом, в настоящее время остается актуальной проблема развития способностей будущих магистров педагогического образования к использованию средств ИКТ и цифровизации в профессиональной деятельности, обусловленной потребностями цифровой трансформации.

На факультете математики физики и информатики ДГПУ функционирует магистратура направления 44.04.01 «Педагогическое образование». В рамках данного направления реализуются следующие программы:

- программа «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»;

- программа «Музыкальное образование».

В качестве дисциплины по выбору в учебный план данных программ включена дисциплина «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ».

Целью дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» - как раз и является ознакомление студентов магистратуры с возможностями использования средств ИКТ в процессе реализации контроля и диагностики.

При изучении данной дисциплины решаются следующие основные задачи:

1. Анализ проблемы контроля знаний и оценки достижений учащихся в современном образовании.

2. Ознакомить студентов с ролью и функциями инфокоммуникационных технологий в процессе обучения.

3. Сформировать базовые знаний о современных информационно-коммуникационных технологиях, необходимых для рациональной организации учебного процесса в условиях ИКТ насыщенной среды.

4. Организовать активную учебно-познавательную деятельность магистров, направленную на использование современных средств ИКТ для сопровождения учебного процесса.

5. Развивать умения использовать возможности ЦОР для оценивания результатов обучения.

6. Ознакомить студентов магистратуры с такими цифровыми инструментами и сервисами, как: тестовая оболочка «MyTestX», «Websoft СоигеЬаЬ», Мастер Тест, Learningapps, Online Тest Pad и другие.

Содержание дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» составлена на основе модульной технологии, включающее следующие модули:

Модуль 1. Современные средства оценивания результатов обучения.

Содержание модуля.

1. Качество образования. Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции.

2. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Шкалирование результатов тестирования.

3. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования.

4. Мониторинг, рейтинг и портфолио в системе средств оценивания образовательного процесса.

5. Апробация и математико-статистическая обработка теста.

Модуль 2. Средства оценки качества знаний обучающихся посредством ИКТ и цифровых инструментов. Содержание курса:

1. Тестовая оболочка «MyTestX».

2. Разработка тестов в «Websoft ^uraLa^».

3. Создание и проведение онлайн тестирования в Мастер Тест.

4. Создание и организация тестирования в среде Learningapps.

5. Создание и организация тестирования в среде Online Test Pad.

6. Создание и организизация тестирования с использованием образовательных платформ Лекториум, OpenEdX. Модуль 1 - теоретический, в нем изучаются вопросы истории, методов и средств педагогического контроля.

Модуль 2 - практический, изучаются вопросы организации компьютерного тестирования, технология создания и проведения тестирования с использованием различных тестовых систем.

При изучении дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» нами реализуются нижеперечисленные образовательные технологии и средства обучения (табл. 1):

Таблица 1

Образовательные технологии и средства обучения. применяемые в процессе профессиональной подготовки студентов магистратуры направления «Педагогическое образование»

Образовательные технологии Средства обучения

- информационные образовательные технологии; - контекстного обучения; - личностно-ориентированного обучения. - интерактивная доска; - системы онлайн тестирования; - интерактивные проекционные комплекты; - проекционные приставки; - электронные учебные пособия; - компьютерный учебный кабинет.

Отдельно хотелось выделить технологию контекстного обучения [10], согласно которой задания для магистров, тестовые методики разрабатывались с учётом специализации. Если говорить о направлении музыкальное образование -магистры знакомились с электронными учебниками , связанные с преподаванием музыки. рассматривались различные сайты, информация с которых может послужить иллюстрацией к урокам музыки. Тем самым происходило обучение магистров с учётом базового образования в бакалавриате и с учётом с преподаваемыми предметами в образовательной школе (большинство магистров уже трудоустроены в школах).

Наиболее распространенные на сегодняшний день программы для создания и проведения тестирования в образовательном процессе это такие как: My TestX, Websoft, ^ursLab, Мастер Тест Learningapps, Online Тest Pad. Они наиболее актуальны для преподавателей школ и вузов.

В заключении хотелось особо отметить роль преподавателя высшей школы в процессе профессиональной подготовки магистров - будущих педагогов [12]. От сформированности информационной компетентности преподавателя будет зависеть методически правильное использование информационных ресурсов, технологий.

Именно преподаватель собственным примером формирует у студентов магистратуры готовность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе современных информационных технологий. И здесь вклад дисциплины «Оценивание результатов обучения с использованием ИКТ» в подготовку магистров - будущих педагогов является весьма весомым в контексте формирования у студентов необходимых компетенций.

Выводы. Апробация данного курса на факультете математики, физики и информатики ДГПУ и института культуры и искусства ДГПУ показала его эффективность в формировании ИКТ-компетентности магистрантов направления «Педагогическое образование».

Литература:

1. Андреев, А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. Усиление практической подготовки студентов УК деятельности в условиях рыночной экономики / А.Б. Андреев // Материалы Всероссийского практического семинара ректоров (проректоров) вузов. - №21. - Пенза, 2001. - С. 34-40.

2. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2019. - 315 с.

3. Вишняков, И.А. Информационные технологии в психологии: Учебно-методическое пособие / И.А. Вишняков, С.Р. Удалов, Т.Ю. Удалова. - СПб.: ЛИСС, 2004. - 118 с.

4. Везиров, Т.Г. Современные средства ИКТ как составляющие цифровой образовательной среды вуза в подготовке магистров педагогического образования / Т.Г. Везиров // Педагогическая наука, образование и воспитание на современном этапе: опыт, традиции и новации. Материалы XIII региональной научно-практической конференции. - Буденновск, 2020. -С. 123-128.

5. Везиров, Т.Г. Смешанное обучение при изучении дисциплин блока «Предметная часть» учебного плана по программе магистратуры / Т.Г. Везиров, Л.К. Бостанова, З.Н. Исмаилова // Педагогический журнал. - Т. 11. - №1-1. -Ногинск, 2021. - С. 341-348.

6. Ерина, И.А. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации / И.А. Ерина, И.Р. Позднякова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315.

7. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: «Академия», 2013. - 224 с.

8. Карпенко, А.П. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов / А.П. Карпенко. - [Электронный ресурс]: http://technomag.bmstu.ru/doc/184741.html Дата обращения (22. 02 2022)

9. Милохин, Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения / Д.Б. Милохин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 9(115). - С. 172-177.

10. Сорокопуд, Ю.В. Возможности реализации технологий контекстного обучения в СПО / Ю.В. Сорокопуд, С.А. Сушкова, Л.А. Филимонюк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5 (90). - С. 218-220.

11. Чайкина, Ж.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогическом тестировании / Ж.В. Чайкина // Современные наукоемкие технологии. - № 11-2. - 2016. - С. 392-396.

12. Шумакова, А.В. Авторитет личности преподавателя высшей школы как детерминанта конструктивного стиля педагогического управления в системе отношений «преподаватель-студент» / А.В. Шумакова, В.А. Яшуткин, Е.И. Дворникова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 319-321

13. Filimonyuk, L.A. Formation of valuesensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, N.N. Uvarova, E.V. Soloveva, E.M. Akhmedova // Journal of Fundamental and Applied Sciences. - 2018. - Т. 10. - № 5. - Pp. 1007-1019.

14. Mahindra, K.A. A comparative study of learning with «anatomage» virtual dissection table versus traditional dissection method / K.A. Mahindra, T.C. Singel // Neuroanatomy. Indian Journal of Clinical Anatomy and Physiology. - 2017. - № 4(2). -Pp. 177-180.

15. Kazoka, D. Teaching and learning innovation in present and future of human anatomy course at rsu / D. Kazoka, Pilmane // M. Papers on Anthropology. - 2017. - XXVI/2. - Pp. 44-52.

Педагогика

УДК 374.3

старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат биологических наук, доцент Хасанова Альфия Радифовна Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ НОВОЙ СТАТУСНОЙ РОЛИ ТЬЮТОРА

Аннотация. В статье рассматривается значение тьюторства в российской образовательной системе. Несмотря на то, что тьюторство как самостоятельное педагогическое движение, возвратилось в образование в конце XX века, сегодня оно рассматривается как как инновационная технология. Приводится опыт изучения педагогами Елабужского института КФУ деятельности Межрегиональной тьюторской ассоциации. Деятельность ассоциации стала стимулом для широкого осознания их опыта. А также послужила механизмом создания собственной истории развития тьюторства и наставничества в вузе. Авторы статьи приводят результаты эмпирического исследования для внедрения системы тьюторства на занятиях со студентами. Исследование проводилось с 20 студентами отделения психологии и педагогики Елабужского института Казанского федерального университета. Первым этапом стало анкетирование студентов с целью выявления потребности студентов в приобретении новых компетенций в области тьюторства и наставничества. Результаты показали, что большинство студентов имеют пробелы в знаниях и умениях тьюторства, а также имеют высокую потребность профессионального роста в области наставничества. Это и стало необходимостью введения системной работы по развитию готовности студентов осваивать новые компетенции в области тьюторского сопровождения. Вторым этапом явились дополнительные практические занятия с преподавателем-тьютором по дисциплинам «Клиническая психология», «Возрастно-психологическое консультирование», «Технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися». Здесь студенты учились формулировать вопросы, ставить перед собой задачи, читать и думать в процессе подготовки письменных работ/презентаций. Такая практика создала необходимость анализировать и синтезировать информацию, содержащуюся в различных источниках, интерпретировать прочитанные тексты и объяснять их смысл себе и другим. Третьим этапом стало повторное анкетирование студентов с целью выявления способности и готовности студентов применять компетенции тьюторства и наставничества в актуальной учебной деятельности и в будущей профессиональной. Результатом стало обозначение условий развития тьюторства и наставничества в вузе. Сюда вошли перестройка деятельности педагога как ключевой фигуры в деле образования, смена его личностных приоритетов, нацеленность на развитие индивидуальности каждого обучающегося, психолого-педагогическая поддержка обучающихся, высокий уровень заинтересованности обучающихся, пробуждение у обучающихся личной заинтересованности в приобретаемых умениях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Ключевые слова: тьютор, обучение, наставничество, студенты, компетенции, анкетирование, условия.

Annotation. The article examines the importance of tutoring in the Russian educational system. Despite the fact that tutoring as an independent pedagogical movement returned to education at the end of the XX century, today it is considered as an innovative technology. The experience of studying the activities of the Interregional Tutor Association by teachers of the Elabuga Institute of KFU is given. The activity of the association has become an incentive for a wide awareness of their experience. It also served as a mechanism for creating its own history of the development of tutoring and mentoring at the university. The authors of the article present the results of an empirical study for the introduction of a tutoring system in classes with students. The study was conducted with 20 students of the Department of Psychology and Pedagogy of the Yelabuga Institute of Kazan Federal University. The first stage was a survey of students in order to identify the needs of students in acquiring new competencies in the field of tutoring and mentoring. The results showed that most students have gaps in the knowledge and skills of tutoring, and also have a high need for professional growth in the field of mentoring. This became the need to introduce systematic work to develop students' readiness to master new competencies in the field of tutor support. The second stage was additional practical classes with a teacher-tutor in the disciplines of "Clinical psychology", "Age-psychological counseling", "Technologies of correctional and developmental work with students". Here students learned to formulate questions, set tasks, read and think in the process of preparing written papers/presentations. This practice has created the need to analyze and synthesize the information contained in various sources, interpret the texts read and explain their meaning to yourself and others. The third stage was a repeated survey of students in order to identify the ability and willingness of students to apply the competencies of tutoring and mentoring in current educational activities and in future professional activities. The result was the designation of conditions for the development of tutoring and mentoring at the university. This includes the restructuring of the activity of the teacher as a key figure in education, the change of his personal priorities, the focus on the development of the individuality of each student, psychological and pedagogical support of students, a high level of interest of students, the awakening of students' personal interest in acquired skills that can and should be useful in life.

Key words: tutor, training, mentoring, students, competencies, questionnaire, conditions.

Введение. Тьюторство в систему российского образования, как самостоятельное педагогическое движение, возвратилось в конце XX века, в период, когда происходило реформирование образовательной системы. И сегодня, в третьем тысячелетии, оно не только быстро набирает обороты в отечественном педагогическом процессе, но и предстает в российской образовательной ситуации как инновационная технология [5, С. 93].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.