Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропотова Оксана Евгеньевна, Кондратенко Елена Валентиновна

Введение. Ведущей целью работы с молодыми специалистами является создание условий для непрерывного профессионального роста данной категории педагогов с учетом их методических, педагогических запросов, дефицитов и личностных качеств, способствующих снижению проблем адаптации к сложившимся условиям работы и планомерному вхождению в профессиональную деятельность. Цель работы - проанализировать методические, педагогические запросы и дефициты молодых педагогов Республики Марий Эл на этапе профессиональной адаптации как значимого периода их профессионального становления. Материалы и методы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический и сравнительный анализ, опросные методы. Результаты исследования. Показано, что в процессе профессиональной адаптации молодые педагоги испытывают ряд общих затруднений, вызванных противоречиями между условиями профессиональной деятельности и профессиональными характеристиками молодого педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки. В ходе исследования было опрошено 357 молодых педагогов образовательных организаций Республики Марий Эл, имеющих педагогический стаж не более 3 лет. Результаты опроса были сгруппированы и статистически обработаны. Выявлены основные методические, педагогические запросы и профессиональные дефициты молодых педагогов. Заключение. По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство молодых педагогов на этапе профессиональной адаптации испытывают затруднения, связанные с педагогическим взаимодействием с субъектами образовательного процесса (учениками, их родителями, коллегами-учителями, представителями администрации школы), неуверенностью в своей профессиональной готовности к успешной педагогической деятельности, а также переживают трудности, связанные с проектированием и организацией образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кропотова Оксана Евгеньевна, Кондратенко Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS: THE EXPERIENCE OF A REGIONAL STUDY

Introduction. The main goal of working with young professionals is to create conditions for the continuous professional growth of this category of teachers, taking into account their methodological, pedagogical needs, deficits and personal qualities that help reduce the problems of adaptation to the prevailing working conditions and systematic entry into professional activities. The purpose of the work is to analyze the methodological, pedagogical needs and deficits of young teachers of the Republic of Mari El at the stage of professional adaptation as a significant period of their professional development. Materials and methods. The following methods were used during the research: theoretical and comparative analysis, survey methods. Research results. It is shown that in the process of professional adaptation, young teachers experience a number of general difficulties caused by contradictions between the conditions of professional activity and the professional characteristics of a young teacher, formed in the process of his professional training. In the course of the study, 357 young teachers of educational institutions of the Republic of Mari El, with a teaching experience of no more than 3 years, were interviewed. The survey results were grouped and statistically processed. The main methodological, pedagogical demands and professional deficits of young teachers were revealed. Conclusion. Based on the results of the study, it can be concluded that the majority of young teachers at the stage of professional adaptation experience difficulties associated with pedagogical interaction with the subjects of the educational process (students, their parents, fellow teachers, representatives of the school administration), uncertainty in their professional readiness for successful pedagogical activity and also experience difficulties associated with the design and organization of educational activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 16. № 4. 2022 Vestnik of the Mari State University, vol. 16, no. 4, 2022

Педагогические науки

Pedagogics

УДК 371.134

DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-4-443-451

Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов:

опыт регионального исследования

О. Е. Кропотова12, Е. В. Кондратенко1

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федераци, 2Марийский институт образования, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Ведущей целью работы с молодыми специалистами является создание условий для непрерывного профессионального роста данной категории педагогов с учетом их методических, педагогических запросов, дефицитов и личностных качеств, способствующих снижению проблем адаптации к сложившимся условиям работы и планомерному вхождению в профессиональную деятельность. Цель работы - проанализировать методические, педагогические запросы и дефициты молодых педагогов Республики Марий Эл на этапе профессиональной адаптации как значимого периода их профессионального становления. Материалы и методы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический и сравнительный анализ, опросные методы. Результаты исследования. Показано, что в процессе профессиональной адаптации молодые педагоги испытывают ряд общих затруднений, вызванных противоречиями между условиями профессиональной деятельности и профессиональными характеристиками молодого педагога, сформированных в процессе его профессиональной подготовки. В ходе исследования было опрошено 357 молодых педагогов образовательных организаций Республики Марий Эл, имеющих педагогический стаж не более 3 лет. Результаты опроса были сгруппированы и статистически обработаны. Выявлены основные методические, педагогические запросы и профессиональные дефициты молодых педагогов. Заключение. По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство молодых педагогов на этапе профессиональной адаптации испытывают затруднения, связанные с педагогическим взаимодействием с субъектами образовательного процесса (учениками, их родителями, коллегами-учителями, представителями администрации школы), неуверенностью в своей профессиональной готовности к успешной педагогической деятельности, а также переживают трудности, связанные с проектированием и организацией образовательной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессиональное развитие, молодой педагог, профессиональные затруднения

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кропотова О. Е., Кондратенко Е. В. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов: опыт регионального исследования // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 4. С. 443-451. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-443-451

Problems of professional adaptation of young teachers:

the experience of a regional study

O. E. Kropotova12, E. V. Kondratenko1

1Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2 Mari Institute of Education, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The main goal of working with young professionals is to create conditions for the continuous professional growth of this category of teachers, taking into account their methodological, pedagogical needs, deficits and personal qualities that help reduce the problems of adaptation to the prevailing working conditions and systematic entry into professional activities. The purpose of the work is to analyze the methodological, pedagogical needs and deficits of young teachers of the Republic of Mari El at the stage of professional adaptation as a significant period of their professional development. Materials and methods. The following methods were used during the research: theoretical and comparative analysis, survey methods. Research results. It is shown that in the process of professional adaptation, young teachers experience a number of general difficulties caused by contradictions between the conditions of professional activity and the professional characteristics of a young teacher, formed in the process of his professional training. In the course of the study, 357 young teachers of educational institutions of the Republic of Mari El, with a teaching experience of no more than 3 years, were interviewed. The survey results were grouped and statistically processed. The main methodological, pedagogical demands and professional deficits of young teachers were revealed. Conclusion. Based on the results of the study, it can be concluded that the majority of young teachers at the stage of professional adaptation experience difficulties associated with pedagogical interaction with the subjects of the educational process (students, their parents, fellow teachers, representatives of the school administration), uncertainty in their professional readiness for successful pedagogical activity and also experience difficulties associated with the design and organization of educational activities.

Keywords: professional adaptation, professional development, young teacher, professional difficulties

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Kropotova O. E., Kondratenko E. V. Problems of professional adaptation of young teachers: the experience of a regional study. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 4, pp. 443-451. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-443-451

В условиях высокого темпа инновационных процессов в отечественном образовании развитие единого регионального образовательного пространства непрерывного профессионального роста педагогических кадров является приоритетной целевой установкой, отвечающей современным вызовам и целям государственной политики в области образования. Особое значение приобретает этап профессиональной адаптации молодых педагогов как значимого кадрового ресурса развития региональной системы образования.

В работах отечественных ученых Б. Г. Ананьева, В. Ю. Кричевского, В. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева,

A. К. Марковой, Л. И. Митиной, Е. В. Пискуновой,

B. А. Сластенина подробно рассматриваются различные аспекты личностно-профессионального развития педагогов. Анализ исследований позволяет определить профессиональное развитие молодого педагога как «сложный, непрерывный, неО. Е. Кропотова и др.

линейный процесс качественных изменений личности, содержанием которого является вхождение специалиста в профессиональное пространство (пространство профессиональной деятельности и профессионального общения), результатом которого является целостная профессиональная адап-тированность молодого педагога [3]. Основные положения теории адаптации к профессиональной деятельности сформулированы благодаря исследованиям К. А. Абульхановой-Славской, Э. Ф. Зеера, А. А. Деркача, С. Г. Вершловского, Е. А. Климова, А. А. Реана, Л. Д. Столяренко, В. Д. Шадрикова и другими. Профессиональная адаптация специалистов в трудах этих авторов определяется как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. В частности, Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную адаптацию как

«процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций»1.

В исследованиях Т. Ю. Андрущенко, О. П. Ворониной, Н. В. Кузьминой 2 , Н. М. Полетаевой, Е. А. Родиной, И. В. Мешковой, С. А. Котовой, Е. Г. Черниковой [1; 2; 4; 5; 9] представлен глубокий анализ трудностей, возникающие у молодых педагогов в период профессиональной адаптации, дана развернутая оценка различных форм их методической поддержки и сопровождения, в том числе взаимодействия наставников и педагогов со стажем до 3 лет.

По данным современных исследований, стадия профессиональной адаптации, в первую очередь, сопряжена с разрешением противоречия между требованиями общества, педагогического коллектива, условиями профессиональной деятельности и сформированными в системе педагогического образования профессиональными характеристиками молодого учителя: «Процесс адаптации молодого учителя обеспечивает постоянство этих характеристик за счет адаптационных способностей личности под воздействием условий образовательной среды школы» [10]. Н. В. Кузьмина выделяет целый ряд факторов, которые вызывают затруднения молодых педагогов в период профессиональной адаптации. К ним исследователь относит как личные качества молодого педагога (отсутствие призвания, безответственность, отсутствие стремления к самообразованию), так и качество образования, отсутствие наставника, либо несовместимость молодого учителя и наставника; профессиональную среду (нежелание коллег менять уже устоявшиеся порядки и традиции, делиться привилегиями, строгое подчинение); школьную практику, оторванную от теории; взаимоотношения молодого учителя с учениками, родителями, коллегами; низкую заработную плату; недостаточный престиж профессии учителя3. По мнению Е. Г. Черниковой, «в повышении качества адаптационного процесса молодых учителей играют роль несколько факторов: фактор мотивации, фактор профессиональных

1 Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. С. 272.

2 Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., Рыбинск, 1993. 54 с.

3 Там же. С. 32.

ценностей и профессионально значимых качеств, фактор среды, уровень психолого-педагогической и коммуникативной подготовки учителя, самообразование» [9, с. 165].

Методическое сопровождение молодых педагогов предполагает организацию систематического и регулярного взаимодействия с ними, направленного на помощь в выборе решения типовых проблем, которые возникают в профессиональной деятельности. Данный процесс не только предполагает сопровождение молодого специалиста во время его профессионального становления, но включает организацию условий для полноценного профессионального развития. Организация методического сопровождения профессионального развития молодого педагога невозможна без системной оценки его профессиональных дефицитов, в первую очередь, учета затруднений, которые он испытывает на этапе профессиональной адаптации.

По данным Министерства образования и науки Республики Марий Эл за 2021-2022 год, среди 6 038 педагогов республики 357 - молодые педагоги со стажем педагогической работы до

3 лет, что составляет 6 % от общего числа педагогических работников.

Кроме того, в образовательных организациях Республики Марий Эл доля педагогов в возрасте от 60 до 64 - 10 % (578 чел.) и старше 65 лет -

4 % (237). Таким образом, доля педагогов предпенсионного и пенсионного возраста равна 14 % от общего количества работников.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о создании в каждой образовательной организации условий, обеспечивающих непрерывное личностное и профессиональное развитие молодого педагога и позволяющих сократить период его профессиональной адаптации.

В целях выявления профессиональных запросов, дефицитов молодых педагогов и изучения их удовлетворенности условиями деятельности в регионе проводилась исследование с использованием сервиса webanketa. В исследовании приняли участие молодые педагоги всех муниципальных образований Республики Марий Эл со стажем работы до 3 лет - 357 человек.

В качестве диагностического инструментария в исследовании применялась модифицированная анкета «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры»

(С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Т. В. Володина)1. Анкета состоит из 9 вопросов, к каждому из которых предлагается от 6 до 12 вариантов ответов и возможность предложить свой вариант ответа. По каждому варианту ответов подсчитывалась доля (в %) выбравших его педагогов. После этого осуществлялось ранжирование затруднений по степени актуальности (значимости): до 10 % выборов - затруднение либо не значимо, либо не идентифицировано, либо непонятна формулировка; 11-30 % выборов - затруднение определено, но недостаточно актуально для данной группы респондентов; 31-50 % - затруднение определено и актуально; более 50 % выборов -высокая актуальность затруднений.

По мнению современных исследователей, одним из факторов успешного прохождения профессиональной адаптации является приобретаемый молодым педагогом положительный опыт педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса: учениками, их родителями, коллегами-учителями, представителями администрации школы [11, с. 272].

В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых педагогов, многие исследователи на первое место ставят эмоциональное общение, работа молодого педагога характеризуется высоким эмоциональным напряжением, поэтому на данном этапе профессионального развития педагога очень важным является принятие специалиста коллективом и администрацией, поддержка и помощь с их стороны. Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что показатель «отношение с коллегами» отнесен к актуальным показателям 40 % молодыми педагогами городских образовательных организаций дополнительного образования, при этом среди сельских педагогов данной группы сложности взаимоотношений с коллегами не отметил никто. Среди педагогов общеобразовательных организаций сложности во взаимоотношениях с коллегами в большей степени испытывают учителя сельских школ - 24 %, в городских школах данный показатель составил 4 % и может быть отнесен к числу незначимых затруднений. Среди специалистов

1 Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» / Авторы-составители: Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И .Н. Ульянова», 2018. С. 25.

дошкольных образовательных организаций проблемы взаимоотношений с коллективом выделили 11 % педагогов сельских детских садов и 9 % городских.

При этом затруднения в отношениях с администрацией во всех группах респондентов находятся в зоне либо «незначимых», либо «недостаточно актуальных». В отношениях с администрацией образовательной организации актуальными затруднениями для молодых специалистов являются высокая нагрузка (49 %), недостаточное содействие в решении профессиональных трудностей (32 %).

Нехватка профессиональных рекомендаций коллег отнесена в зону высокой актуальности затруднений в подгруппах респондентов сельских детских садов (64 %) и сельских школ (66 %), а также педагогов дополнительного образования (100 % и 67 %). Кроме того, в качестве высокоактуальных затруднений молодыми педагогами детских садов и школ, сельскими педагогами дополнительного образования отмечена и недоступность коллег для общения, прежде всего, в силу высокой нагрузки. Кроме того, 56 % городских и 53 % сельских педагогов детских садов, 50 % городских и 54 % сельских учителей школ, 80 % городских педагогов дополнительного образования отмечают нехватку эмоциональной поддержки со стороны коллег.

В зоне высокой актуальности находится ощущение недостаточной включенности молодых педагогов в коллектив. Данное затруднение отметили 61 % городских специалистов детских садов, 50 % учителей городских школ. Для других подгрупп респондентов данное затруднение отмечено как актуальное.

В целом по региону 60 % молодых педагогов отмечают недостаток профессиональных рекомендаций и методической поддержки коллег, 56 % отмечают недостаточную вследствие высокой учебной нагрузки доступность коллег для общения, 53 % не хватает принятия и эмоциональной поддержки и 48 % хотели бы в большей степени чувствовать себя частью коллектива.

По мнению участников исследования, администрация сельских детских садов (50 %) и организаций дополнительного образования (33 %) менее лояльно относится к инициативам начинающих специалистов, в общеобразовательных организациях разница между ответами педагогов сельских и городских школ несущественна и

составляет 1 %. Ограничение инициатив здесь отметили 15 % городских и 16 % сельских учителей, что может свидетельствовать о наличии проблемы при ее недостаточной актуальности.

Наиболее заметные сложности начинающих педагогов городских детских садов (98 %) и школ (65 %) возникают в связи с распределением материальных ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс.

Анализ ответов на вопрос анкеты «Каждый педагог, начинающий профессиональную деятельность, сталкивается с различными затруднениями. Из приведенных ниже вариантов отметьте три, которые могут вызвать у вас наибольшие сложности» показал, что высокая степень актуальности затруднения у молодых воспитателей детских садов и учителей школ диагностируется при выстраивании отношений с родителями. Данное затруднение отметили 59 % воспитателей, 67 % учителей. В группе городских педагогов сложности в выстраивании взаимоотношений с родителями выдели больший процент молодых специалистов, чем в группе сельских. Так, если в сельских детских садах с данной проблемой столкнулись 56 % молодых педагогов, то в городских 63 %; в сельских школах данный показатель равен 65 %, в городских 73 %. В группе педагогов дополнительного образования данное затруднение выделили 20 % городских молодых специалистов.

Во взаимоотношениях с родителями молодых педагогов настораживает отстраненность родителей от школьной/детсадовской жизни ребенка. Во всех группах опрошенных это показатель лежит в зоне высокой актуальности затруднений.

Большинство молодых педагогов дошкольных образовательных организаций высказывают озабоченность невосприимчивостью родителей к рекомендациям педагога (98 % городских воспитателей детских садов); неприятием, непониманием проблем ребенка (67 % городских и 64 % сельских педагогов); убежденностью родителей, что их ребенок самый лучший (63 % городских и 53 % сельских педагогов). Молодые учителя общеобразовательных организаций также обеспокоены непониманием родителей проблем ребенка (50 % городских и 62 % сельских педагогов), отстраненностью родителей от школьной жизни их детей (42 % городских и 60 % сельских педагогов). Начинающие педагоги дополнительного образования отметили, что в отношениях с роди-

телями их волнует отстраненность взрослых от жизни ребенка (60 % городских и 44 % сельских педагогов), невосприимчивость к советам и рекомендациям педагога.

Вторая группа затруднений молодых педагогов связана с собственными переживаниями, тревогой, неуверенностью в своих действиях. Данное затруднение в числе приоритетных выделили 58 % городских и сельских педагогов детских садов и городских школ (для молодых учителей сельских школ, данное затруднение находится в зоне «недостаточно актуально» - его отметили 24 % учителей), 60 % учителей и 56 % педагогов дополнительного образования города и села. На наш взгляд, это связано с не большим педагогическим опытом молодых педагогов, боязнью ошибок, и отсутствием наставника (у 58 % педагогов, отметивших данное затруднение, наставника нет).

В двух группах респондентов (дошкольное и дополнительное образование) в зоне высокой степени актуальности находятся затруднения при подготовке и проведении массовых мероприятий (родительских собраний, конкурсов, конференций и т. д.), причем наиболее высокий процент педагогов, отметивших сложности при подготовке таких мероприятий, в группе педагогов дополнительного образования: среди городских педагогов этой группы 60 % отметили сложности в подготовке и проведение мероприятий, среди сельских педагогов - 67 % проблемы при подготовке мероприятий и 56 % при их проведении.

При реализации образовательной функции (проведение уроков и занятий) молодые педагоги чувствуют себя более уверенно, большинство из них отнесли затруднения в этой сфере к числу недостаточно актуальных. В качестве актуальных их определили только 25 % молодых воспитателей, 15 % учителей и 14 % педагогов дополнительного образования. Результаты ответа на вопрос «При подготовке урока/занятия или внеурочного мероприятия значительными трудностями для Вас являются» показали, что при подготовке урока/занятия или внеурочного мероприятия во всех трех группах респондентов в зоне высокой степени актуальности находится опасение допустить теоретическую или методическую ошибку. Среди педагогов дошкольных образовательных организаций данную проблему отметили 86 % сельских молодых специалистов и 67 % городских; данную сложность так же

отмечают по 65 % молодых учителей городских и сельских школ, 67 % педагогов сельских и 60 % городских организаций дополнительного образования. Нехватку теоретических знаний отмечают 39 % сельских воспитателей, 31 % городских учителей, 40 % и 33 % городских и сельских педагогов дополнительного образования.

Кроме того, при организации образовательной деятельности молодые учителя отмечают возникающие сложности, связанные с низкой учебной мотивацией, отсутствием у обучающихся желания учиться (55 % сельские учителя и 39 % городские). Для молодых педагогов дошкольного и дополнительного образования данная проблема находится в зоне недостаточно актуальных затруднений, что может быть обусловлено возрастными особенностями (дошкольный возраст) и особенностями деятельности (дополнительное образование - кружки чаще всего выбирают по интересам).

Во всех трех группах участников исследования в зоне высокой степени актуальности находится неумение поддерживать дисциплину среди обучающихся/воспитанников. Это отметили 58 % городских и 50 % сельских воспитателей. Нарушение дисциплины является высокоактуальным затруднением для 58 % городских учителей и 80 % педагогов дополнительного образования городов. Городскими молодыми педагогами эта проблема выделяется чаще, чем сельскими. Так, неумение поддержать дисциплину на уроке/занятии было отнесено к зоне актуальных затруднений 50 % сельскими воспитателями, 43 % сельскими учителями и 44 % сельскими педагогами дополнительного образования. Кроме того, в зоне актуальных затруднений у 47 % сельских специалистов дошкольного образования и 33 % сельских педагогов дополнительного образования находятся неумение молодых учителей справляться с собственными негативными эмоциональными состояниями (тревогой, волнением, страхом при проведении занятий); неумение организовать работу с детьми разного уровня развития и подготовки (30 % городских педагогов дошкольного образования, 31 % городских учителей, 33 % сельских специалистов дополнительного образования).

Одной из существенных трудностей, с которой сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, является проблемы тайм-менеджмента. К зоне высокой степени

актуальности 81 % городских и 64 % сельских педагогов детских садов, а также 60 % сельских учителей были отнесены затруднения молодых педагогов в распределении времени на различные виды профессиональной деятельности. Для 46 % городских учителей и 33 % сельских педагогов дополнительного образования данные затруднения лежат в области актуальных затруднений. Проблему нехватки времени на подготовку к занятиям наиболее остро испытывают молодые педагоги общеобразовательных организаций (73 % городских и 60 % сельских учителей) а также 54 % молодых педагогов городских детских садов. При этом доля городских молодых педагогов, испытывающих сложности с нехваткой времени, выше, чем сельских. Что касается педагогов дополнительного образования, то в данной группе проблему нехватки времени на подготовку отмечают 33 % сельских и 20 % городских педагогов. Также высокую актуальность для молодых педагогов городских детских садов (53 %), городских организаций дополнительного образования (60 %) и сельских школ (52 %) представляет нагрузка, вызванная большим количеством поручений администрации.

К методическим проблемам профессиональной адаптации молодых педагогов могут быть отнесены низкий уровень обеспеченности предметной и методической литературой, нехватка теоретических знаний, невозможность обратиться за помощью к старшим коллегам. Дефицит предметной и методической литературы, готовых разработок занятий и других мероприятий был отнесен молодыми педагогами дополнительного образования к зоне высокоактуальных сложностей. Данное затруднение является актуальным для 80 % педагогов городских и 56 % сельских образовательных организаций.

Среди всех предложенных вариантов возможных затруднений меньше всего педагоги отмечают отсутствие возможности обратиться за помощью к коллегам. Данный показатель находится в зоне «незначимый». Среди молодых педагогов детских садов и школ данные затруднения отметили лишь 4 % и 6 % специалистов. Среди педагогов дополнительного образования этот показатель равен 20 % в городских и 22 % в сельских организациях - это зона недостаточно актуальных затруднений.

В организационной работе значимой трудностью для молодых педагогов всех групп является

планирование деятельности (составление поурочных, тематических, календарных планов) и подготовка отчетов. Это отмечают 91 % городских и 78 % сельских специалистов дошкольного образования, 81 % городских и 79 % сельских учителей, а также 100 % городских и 68 % сельских педагогов дополнительного образования.

Начинающие педагоги городских образовательных организаций в качестве значимой проблемы чаще отмечали значительные временные затраты и сложности при ведении различной документации (журналов, электронного дневника и т. п.). Это отметили в опросе 79 % специалистов дошкольного образования, 58 % педагогов общего образования и 100 % дополнительного образования. Среди сельских молодых педагогов этот показатель равен 67 % (дошкольное образование); 49 % (общее образование) и 78 % (дополнительное образование).

При ответе на вопрос «Наиболее значимые для молодых педагогов составляющие профессиональной деятельности, в которых хотели бы повысить компетентность» все группы респондентов отметили компетенции в области применения современных педагогических технологий (от 50 до 61 %). Для 44 % молодых педагогов дошкольных образовательных организаций и 53 % учителей общеобразовательных организаций актуальным является повышение квалификации в области применения информационных технологий в образовании, а также в вопросах организации образовательной деятельности в соответствии с требова-

ниями федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога (дошкольное образование 33 % выборов, молодые учителя - 41 %). Начинающие педагоги данных групп испытывают дефицит знаний и опыта применения их в области воспитания в современной образовательной организации (33 % молодых воспитателей и 41 % учителей) и организации инклюзивного/специального образования (37 % молодых воспитателей).

Более половины педагогов дополнительного образования хотели бы повысить компетентность в вопросах нормативно-правовой базы образовательного процесса, психологии субъектов образовательной деятельности. В зоне актуальных интересов в данной группе респондентов также находятся темы развития культуры речи педагога (43 %).

Таким образом, несмотря на то, что выявленные проблемы являются закономерными для периода профессиональной адаптации, они свидетельствуют о необходимости расширения спектра форм поддержки молодых педагогов: развитию системы наставничества, привлечению данной категории специалистов к участию в различных мероприятиях: стажировках, семинарах, тренингах и так далее. Осуществление своевременной необходимой поддержки молодых педагогов, оказание адресной помощи будет способствовать их успешной адаптации, профессиональному росту и развитию, закреплению в образовательных организациях региона.

1. Андрущенко, Т. Ю., Аржаных Е. В., Виноградов В. П., Минюрова С. А., Федекин И. Н., Федоров А. А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090201

2. Воронина О. П. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Проблемы науки. 2014. № 3. С. 120122. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/problemy-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-pedagogov (дата обращения: 19.09.2022).

3. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 76-80. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=24922623 (дата обращения: 05.08.2022).

4. Котова С. А. Адаптация в должности и освоение профессии учителя // Народное образование. 2010. № 8. С. 121-127. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-v-dolzhnosti-i-osvoenie-professii-uchitelya (дата обращения: 04.08.2022).

5. Мешкова И. В. Трудности реализации жизненных планов молодых учителей в условиях современной школы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 23-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24-25 апреля 2018. Екатеринбург, 2018. С. 406-408. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35322231&pff=1 (дата обращения: 04.08.2022).

6. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 c.

7. Полетаева Н. М., Родина Е. А. Адаптация молодых педагогов к профессиональной деятельности // Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, 22-23 апреля 2014 г. СПб., 2014. Т. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-molodyh-pedagogov-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.08.2022).

8. Прохорова И. К. Опыт педагогического взаимодействия с субъектами образовательного процесса как фактор профессиональной адаптации молодых педагогов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 76-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-s-subektami-obrazovatelnogo-protsessa-kak-faktor-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-pedagogov (дата обращения: 04.08.2022).

9. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 184 с.

10. Шалагина Е. В., Прямикова Е. В. Проблемы профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов: способы поддержки // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. C. 111-119. DOI: https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_13

11. Шевелев А. Н., Кузина Н. Н., Смольников В. Ю. Готовность к профессиональной деятельности молодого учителя // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 4. С. 57 - 61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39245533 (дата обращения: 04.08.2022).

12. Шевченко О. А. Эмпирическое исследование профессионального развития молодых учителей в системе постдипломного педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 7 (июль). С. 16-20. URL: http://e-koncept.ru/2014/14176.htm (дата обращения: 05.08.2022).

Статья поступила в редакцию 29.08.2022; одобрена после рецензирования 15.09.2022; принята к публикации 04.10.2022.

Об авторах

Кропотова Оксана Евгеньевна

аспирант, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-

Ола, пл. Ленина, д. 1), проректор по учебно-методической работе, Марийский институт образования, (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 41), oekroll@gmail.com

Кондратенко Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, профессор, директор педагогического института, Марийский

государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1),

inped @m arsu. ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Andrushchenko T. Yu., Arzhanykh E. V., Vinogradov V. P., Minyurova S. A., Fedekin I. N., Fedorov A .A. Problemy profes-sional'noi adaptatsii molodykh pedagogov [Issues of professional adaptation in young teachers]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya = Psychological-Educational Studies, 2017, vol. 9, no. 2, pp. 1-16. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090201

2. Voronina O. P. Problemy professional'noi adaptatsii molodykh pedagogov [Issues of professional adaptation in young teachers]. Problemy nauki = Problems of Science, 2014, no. 3, pp. 120-122. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-pedagogov (accessed 04.08.2022). (In Russ.).

3. Dolgova V. I., Melnik E. V., Motorina Yu. V. Adaptatsiya molodykh spetsialistov v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Adaptation of young specialists in an educational institution]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2015, vol. 31, pp. 76-80. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24922623 (accessed 05.08.2022). (In Russ.).

4. Kotova S. A. Adaptatsiya v dolzhnosti i osvoenie professii uchitelya [Adaptation to the position and mastering the profession of a teacher]. Narodnoe obrazovanie = National Education, 2010, no. 8, pp. 121-127. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/adaptatsiya-v-dolzhnosti-i-osvoenie-professii-uchitelya (accessed 04.08.2022). (In Russ.).

5. Meshkova I. V. Trudnosti realizatsii zhiznennykh planov molodykh uchitelei v usloviyakh sovremennoi shkoly [Difficulties of implementation of life plans of young teachers in conditions of modern school]. Innovatsii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: Materialy 23-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 24-25 aprelya 2018 = Innovations in professional and professional-pedagogical education: Materials of the 23rd International scientific and practical conference (Ekaterinburg, April 24-25, 2018), Ekaterinburg, 2018, pp. 406-408. Available at: https:// www.elibrary.ru/ item.asp?id=35322231 &pff= 1 (accessed 04.08.2022). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Piskunova E. V. Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' izmenenii professional'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti uchitelya: monografiya [Sociocultural conditionality of changes in the professional and pedagogical activity of a teacher: monograph], SPb., Publ. house of Herzen University, 2005, 324 p. (In Russ.).

7. Poletaeva N. M., Rodina E. A. Adaptatsiya molodykh pedagogov k professional'noi deyatel'nosti [Adaptation of young teachers to professional activity]. Tsarskosel'skie chteniya: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 22-23 aprelya 2014 g. =

Tsarskoye Selo Readings: Materials of the International scientific conference (April 22-23, 2014), 2014, vol. 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-molodyh-pedagogov-k-professionalnoy-deyatelnosti (accessed 04.08.2022). (In Russ.).

8. Prokhorova I. K. Opyt pedagogicheskogo vzaimodeistviya s sub"ektami obrazovatel'nogo protsessa kak faktor professional'noi adaptatsii molodykh pedagogov [Experience of pedagogical interaction with the subjects of the educational process as a factor of professional adaptation of young teachers]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik OSU, 2018, no. 6 (218), pp. 76-83. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-s-subektami-obrazovatelnogo-protsessa-kak-faktor-professionalnoy-adaptatsii-molodyh-pedagogov (accessed 04.08.2022). (In Russ.).

9. Chernikova E. G. Sostoyanie i protivorechiya sotsial'no-professional'noi adaptatsii molodykh pedagogov: sotsiologicheskii analiz: monografiya [The state and contradictions of socio-professional adaptation of young teachers: sociological analysis: monograph]. Chelyabinsk, Publ. house of ChelSPU, 2010, 184 p. (In Russ.).

10. Shalagina E. V., Pryamikova E. V. Problemy professional'noi adaptatsii i integratsii molodykh pedagogov: sposoby podderzhki [Problems of professional adaptation and integration of young teachers: ways of support]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2022, no. 1, pp. 111-119. (In Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.26170/2079-8717_2022_01_13

11. Shevelev A. N., Kuzina N. N., Smolnikov V. Yu. Gotovnost' k professional'noi deyatel'nosti molodogo uchitelya [Readiness for professional activity of a young teacher]. Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO = Education: Development Resources. Vestnik of LRIED, 2018, no. 4, pp. 57-61. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39245533 (accessed 04.08.2022). (In Russ.).

12. Shevchenko O. A. Empiricheskoe issledovanie professional'nogo razvitiya molodykh uchitelei v sisteme postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Empirical study of the professional development of young teachers in the system of post-graduate teacher education]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2014, no. 7 (July), pp. 16-20. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14176.htm (accessed 05.08.2022). (In Russ.).

The article was submitted 29.08.2022; approved after reviewing 15.09.2022; accepted for publication 04.10.2022.

About the authors Oksana E. Kropotova

Postgraduate Student, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), Vice-Rector for Educational and Methodological Work, Mari Institute of Education (41 Kremlevskaya St., Yoshkar-Ola, 424000, Russian Federation), oekroll@gmail.com

Elena V. Kondratenko

Ph. D. (Pedagogy), Professor, Director of the Pedagogical Institute, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), inped@marsu.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.