Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / федеральная образовательная программа дошкольного образования / дошкольная образовательная организация / особые образовательные потребности / целевые группы обучающихся / коррекционно-развивающая работа / проектирование / preschool education / federal educational program of preschool education / preschool educational organization / special educational needs / target groups of students / correctional and developmental work / design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна

Статья посвящена проблемам проектирования коррекционно-развивающей работы с целевыми группами обучающихся в дошкольной образовательной организации. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем в проектировании коррекционно-развивающей работы с целевыми группами обучающихся. В статье содержится анализ современных требований федеральной образовательной программы дошкольного образования к содержанию дошкольного образования. Авторы анализируют требования федеральной программы к организации коррекционно-развивающей работы с целевыми группами. Статья содержит анализ трудностей, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные организации при организации коррекционно-развивающей работы. Авторы предлагают анализ исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В статью включено описание основных последовательных этапов психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями как основы для построения коррекционно-развивающей работы. Статья содержит варианты примерного проектирования коррекционно-развивающей работы с обучающими, относящимися к целевым группам, определенными в федеральной образовательной программе дошкольного образования. Авторы предлагают пример проектирования коррекционно-развивающей работы для обучающихся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения на учебный год. Статья содержит вариант проектирования для одаренных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of designing correctional and developmental work with target groups of students in a preschool educational organization. The authors of the article analyze the relevance and degree of demand for problem solving in the design of correctional and developmental work with target groups of students. The article contains an analysis of the modern requirements of the federal educational program of preschool education to the content of preschool education. The authors analyze the requirements of the federal program for the organization of correctional and developmental work with target groups. The article contains an analysis of the difficulties faced by preschool educational organizations in organizing correctional and developmental work. The authors propose an analysis of research on the problem of the article, which is aimed at highlighting the main works on the organization of correctional and developmental work with children with special educational needs. The article includes a description of the main successive stages of psychological and pedagogical support for children with special educational needs as a basis for building correctional and developmental work. The article contains options for the approximate design of correctional and developmental work with teachers belonging to the target groups defined in the federal educational program of preschool education. The authors offer an example of designing correctional and developmental work for students according to an individual curriculum based on a medical report for the academic year. The article contains a design option for gifted students.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталья Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЕВЫМИ ГРУППАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам проектирования коррекционно-развивающей работы с целевыми группами обучающихся в дошкольной образовательной организации. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем в проектировании коррекционно-развивающей работы с целевыми группами обучающихся. В статье содержится анализ современных требований федеральной образовательной программы дошкольного образования к содержанию дошкольного образования. Авторы анализируют требования федеральной программы к организации коррекционно-развивающей работы с целевыми группами. Статья содержит анализ трудностей, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные организации при организации коррекционно-развивающей работы. Авторы предлагают анализ исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В статью включено описание основных последовательных этапов психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями как основы для построения коррекционно-развивающей работы. Статья содержит варианты примерного проектирования коррекционно-развивающей работы с обучающими, относящимися к целевым группам, определенными в федеральной образовательной программе дошкольного образования. Авторы предлагают пример проектирования коррекционно-развивающей работы доя обучающихся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения на учебный год. Статья содержит вариант проектирования для одаренных обучающихся.

Ключевые слова: дошкольное образование, федеральная образовательная программа дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, особые образовательные потребности, целевые группы обучающихся, коррекционно-развивающая работа, проектирование.

Annotation. The article is devoted to the problems of designing correctional and developmental work with target groups of students in a preschool educational organization. The authors of the article analyze the relevance and degree of demand for problem solving in the design of correctional and developmental work with target groups of students. The article contains an analysis of the modern requirements of the federal educational program of preschool education to the content of preschool education. The authors analyze the requirements of the federal program for the organization of correctional and developmental work with target groups. The article contains an analysis of the difficulties faced by preschool educational organizations in organizing correctional and developmental work. The authors propose an analysis of research on the problem of the article, which is aimed at highlighting the main works on the organization of correctional and developmental work with children with special educational needs. The article includes a description of the main successive stages of psychological and pedagogical support for children with special educational needs as a basis for building correctional and developmental work. The article contains options for the approximate design of correctional and developmental work with teachers belonging to the target groups defined in the federal educational program of preschool education. The authors offer an example of designing correctional and developmental work for students according to an individual curriculum based on a medical report for the academic year. The article contains a design option for gifted students.

Key words: preschool education, federal educational program of preschool education, preschool educational organization, special educational needs, target groups of students, correctional and developmental work, design.

Введение. Дошкольные образовательные организации (далее по тексту ДОО) вступили в новый этап унификации системы дошкольного образования, связанный с внедрением Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее по тексту ФОП ДО), направленной на создание единого ядра содержания образования на территории всей нашей страны и обеспечивающей развитие дошкольника как гражданина Российской Федерации.

ФОП ДО вносит в большом количестве изменения в обязательное содержание дошкольного образования. Во-первых, это развернутая программа воспитательной работы в детском саду, где основной целевой направленностью становится духовно-нравственное и социальное развитие ребенка на основе ценностей, традиций, обычаев, норм и правил своего народа. Во-вторых, включение в содержание образовательных областей новых направлений работы: формирование финансовой грамотности, безопасного поведения в цифровом пространстве, обучение чтению, становление умений в театрализованной и культурно-досуговой деятельности, приобщение детей к активному отдыху и др. В-третьих, обеспечение вариативности форм проведения совместной деятельности воспитателя с детьми от занятий до элементарной исследовательской деятельности. В-четвертых, значительное расширение спектра применяемых в работе с детьми средств, методов, приемов, технологий и форм работы. Еще одной актуальной и существенной модификацией образовательного процесса в ДОО, согласно ФОП ДО, стало выделение особых целевых групп обучающихся, которые в силу своих психофизиологических или личностных особенностей требуют включения их в программы психолого-педагогического сопровождения ДОО.

ФОП ДО выделяет следующие целевые группы детей: «1) Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; 2) обучающиеся с особыми образовательными потребностями: дети с ОВЗ и (или) инвалидностью; обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения; часто болеющие дети; обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ; одаренные обучающиеся; 3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении; 5) обучающиеся «группы риска» [7; раздел 2, п. 2.4.]. При этом в ФОП ДО отмечается, что для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью создается адаптированная образовательная программа, а для остальных целевых групп система коррекционно-развивающей работы планируется ДОО самостоятельно.

Педагогические коллективы ДОО испытывают затруднения в составлении проекта коррекционно-развивающей работы (далее по тексту КРР) с целевыми группами обучающихся, что обусловлено небольшим количеством методических рекомендаций по данному направлению работы. В настоящее время представлены в трудах разных исследователей подходы к сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в то время как работа с выделенными

целевыми группами освещена крайне недостаточно. В связи с чем, необходима разработка вариантов проектирования системы работы на учебный год с этими целевыми группами.

Изложение основного материала статьи. Подход к проектированию коррекционно-развивающей работы с целевыми группами детей основывается на общих принципах, подходах, концепциях, методике, сформулированных в исследованиях по психолого-педагогическому сопровождению детей с ООП в ДОО: C.B. Алехиной [9], Е. Д. Божковой [8], Н.В. Вяловой [1, 3, 4], С.И. Карповой [2], A.A. Кацеро [6], И. А. Коневой [8], Л.В. Красильниковой [1, 3, 4], O.A. Любченко [2], Е.А. Петровой [5], М.М. Семаго [9], Л.Э. Семеновой [8], С.Г. Щербак [10] и др.

Согласно данным исследованиям, в проектировании коррекционно-развивающей работы будут выделяться следующие этапы работы с детьми: диагностический, результатом которого становится определение ООП обучающегося; поисково-вариативный, в ходе которого составляется индивидуальная программа развития (далее по тексту ИПР); практико-действенный, в ходе которого реализуется ИПР; аналитический, результатом которого становится определение эффективности проведенной работы [3].

Основываясь на данных подходах нами было разработано вариативное проектирование коррекционно-развивающей работы с новыми целевыми группами. Приведем примеры проектирования с наиболее частотными группами детей в ДОО.

Таблица 1

Программа КРР для обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения: дети под диспансерным наблюдением и ЧБД

№ Диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия Сроки проведения Ответственные

1. Стартовая диагностика физического развития и анализ анамнестических данных ребенка. Сентябрь Рук-ль по ФИЗО, воспитатели, мед. сестра.

2. Заседание ППк ДОО и определение обучающихся, относящихся к группе ЧБД и диспансерному наблюдению. Составление ИПР. Сентябрь Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

3. Комплекс гигиенический процедур, которые регламентированы санитарными нормами и правилами по гигиене среды (световой ,воздушный режим и т.д.), различных видов деятельности, режима дня, организация питания, соблюдения режима двигательной активности. В течение года Воспитатели.

4. Комплекс лечебно-профилактических мероприятий: фито-чай, белковая профилактика, витаминизация, проветривание и кварцевание и др. В течение года Педиатр, мед. сестра, воспитатели.

5. Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, дыхательная гимнастика, спортивные праздники, активный отдых, прогулки и др. В течение года Рук-ль по ФИЗО, воспитатели.

6. Гигиеническое воспитание детей, основной задачей которого является формирование здоровьесберегающего поведения. Дети в ДОО обучаются: приемам точечного массажа; упражнениям для снятия зрительного утомления; дыхательной гимнастике. В течение года Рук-ль по ФИЗО, воспитатели.

7. Индивидуальная работа педагога-психолога по развитию и коррекции коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов, снижению тревожности. В течение года Педагог-психолог.

8. Система психолого-педагогической поддержки семей воспитанников под диспансерным наблюдением и ЧБД по воспитанию, обучению, развитию, оздоровлению, поддержанию эмоционального благополучия и др. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль, педагог-психолог, воспитатели.

9. Организация взаимодействия с учреждениями медицины и здравоохранения по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах КРР с данной целевой группой детей. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

10. Организация взаимодействия с учреждениями физкультуры и спорта по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах КРР с данной целевой группой детей. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

11. Финальная диагностика уровня физического развития ребенка и данных медицинских карт. Май Рук-ль по ФИЗО, воспитатели, мед. сестра.

12. Заседание ППк ДОО и определение динамики развития обучающихся, относящихся к группе ЧБД и диспансерному наблюдению. Выводы об эффективности реализации ИПР. Май Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

Таблица 2 Программа КРР для одаренных обучающихся

№ Диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия Сроки проведения Ответственные

1. Стартовая комплексная диагностика развития воспитанников по всем образовательным областям. Сентябрь Рук-ль по ФИЗО, рук-ль по МУЗО, воспитатели.

2. Заседание ППк ДОО и определение одаренных обучающихся, их повышенного уровня развития в определенных областях. Составление ИПР. Сентябрь Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

3. Создание обогащенной среды группы, учитывающей особые образовательные потребности одаренных детей. В течение года Воспитатели.

4. Система работы по образовательным областям с использованием заданий повышенного уровня трудности для одаренных детей. В течение года Рук-ль по ФИЗО, рук-ль по МУЗО, воспитатели.

5. Система индивидуальной работы с одаренным ребенком для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. В течение года Рук-ль по ФИЗО, рук-ль по МУЗО, воспитатели.

6. Индивидуальная и подгрупповая работа с одаренным ребенком для формирования коммуникативных навыков и развития эмоциональной устойчивости. В течение года Педагог-психолог.

7. Система психолого-педагогической поддержки семей воспитанников для поддержки и развития одаренного ребёнка, как в ДОО, так и в условиях семенного воспитания; по вопросам воспитания, обучения, развития, оздоровления, поддержания эмоционального благополучия и др. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль, педагог-психолог, воспитатели.

8. Организация взаимодействия с учреждениями физкультуры и спорта по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах КРР с данной целевой группой детей. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

9. Организация взаимодействия с учреждениями культуры по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах КРР с данной целевой группой детей. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

10. Организация взаимодействия с учреждениями образования по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах КРР с данной целевой группой детей. В течение года Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

11. Финальная диагностика уровня развития одаренного ребенка. Май Рук-ль по ФИЗО, рук-ль по МУЗО, воспитатели.

12. Заседание ППк ДОО и определение динамики развития одаренного обучающихся. Выводы об эффективности реализации ИПР. Май Заведующий, зам. зав. по BMP, ст. восп-ль.

Выводы. Разработанное нами проектирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися, относящимися к особым целевым группам, согласно ФОП ДО, носит вариативный и примерный характер. По другим целевым группам также может быть спланирована коррекционно-развивающая работа в предложенной нами логике. Представленный в статье

подход позволяет учитывать основные этапы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ООП, который начинается с диагностических процедур для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, затем идет составление ИПР, содержащей индивидуальный образовательный маршрут, реализация ИПР коллективом педагогов и дефектологов в междисциплинарном ключе, повторная комплексная диагностика и выводы об эффективности проведенной работы.

Литература:

1. Вялова, Н.В. Модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе детского сада / Н.В. Вялова, Л.В. Красильникова // Мир науки. Педагогика и психология. -2022. - Т. 10. -№ 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN622.pdf(flaTa обращения: 29.09.2023)

2. Карпова, С.И. Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта / С.И. Карпова, O.A. Любченко // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. - Тамбов. - 2017. - Т. 22. - Вып. 4 (168). - С. 22-29

3. Красильникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с особыми образовательными потребностями / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№79-2.-С. 178-181

4. Красильникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях / Л.В. Красильникова, Э.Р. Олисова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN318.pdf (дата обращения: 29.09.2023)

5. Петрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Е.А. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogO" obrazovaniya (дата обращения: 29.09.2023)

6. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / [А.И. Григорьева и др.]; под ред. А.А Кацеро. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ППК и ППРО ТО», 2019.-216 с.

7. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028: [Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022: Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 №71847]

8. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-5 (дата обращения 29.09.2023)

9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. C.B. Алехиной, М.М. Семаго. -М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

10. Щербак, С.Г. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы / С.Г. Щербак, Н.В. Менг // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №4. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-10 (дата обращения 29.09.2023)

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Карпычева Марина Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблемам управления детским центром развития для детей дошкольного возраста. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем управления детским центром развития для детей дошкольного возраста. В статье содержится анализ значения организации центров развития для дошкольников в плане углубления, расширения и повышения эффективности их всестороннего развития. Авторы анализируют специфические особенности функционирования коммерческих центров развития в отличии от дошкольных образовательных организаций. Статья содержит критический анализ трудностей, с которыми сталкиваются управленцы при открытии центров развития. Авторы предлагают анализ некоторых исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по управлению дошкольными образовательными организациями. В статье рассматриваются основные управленческие уровни организации работы центра: нормативно-правовой, организационный и уровень взаимодействия с семьями дошкольников. В статью включено описание основного содержания работы при создании Устава и Проекта развития центра. Статья содержит описание содержания организационного этапа, включающего организацию образовательного процесса, материально-техническое и кадровое обеспечение. Авторы представляют основные направления взаимодействия сотрудников центра развития с семьями дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, центр развития, коммерческие центры развития, управление, этапы управления, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article is devoted to the problems of managing a children's development center for preschool children. The authors of the article analyze the relevance and the degree of demand for solving the problems of managing a children's development center for preschool children. The article contains an analysis of the importance of organizing development centers for preschoolers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.