Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна

Статья посвящена проблемам психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье содержится анализ современных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы к реализации особых образовательных потребностей дошкольников в детском саду. Статья содержит критический анализ трудностей, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные организации при организации сопровождения. Авторы предлагают анализ исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. В статье рассматривается понятие: «психолого-педагогическое сопровождение», исходя из требований стандарта дошкольного образования. В статью включены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения в детском саду. Статья содержит описание этапов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный и аналитический. Авторы представляют основную целевую направленность, содержание и результаты каждого этапа сопровождения. В статье приводятся возможные критерии оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOLERS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article is devoted to the problems of psychological and pedagogical support of preschoolers with special educational needs. The authors of the article analyze the relevance and the degree of demand for solving problems accompanied by children with disabilities. The article contains an analysis of the modern requirements of the federal state educational standard of preschool education and the federal educational program for the implementation of special educational needs of preschoolers in kindergarten. The article contains a critical analysis of the difficulties faced by preschool educational organizations in organizing support. The authors propose an analysis of research on the problem of the article, which is aimed at highlighting the main works on the organization of psychological and pedagogical support for children with special educational needs. The article discusses the concept of "psychological and pedagogical support", based on the requirements of the standard of preschool education. The article includes the goals and objectives of psychological and pedagogical support in kindergarten. The article contains a description of the stages of psychological and pedagogical support for preschoolers with special educational needs: diagnostic, search and variation, practical and effective and analytical. The authors present the main target orientation, content and results of each stage of maintenance. The article presents possible criteria for evaluating the effectiveness of psychological and pedagogical support of preschoolers with special educational needs in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

В плане такого комплексного влияния на познавательную сферу и психику ребенка отметим также существенный потенциал непрямых методов учебно-воспитательного воздействия, характерных для традиционных средств народной культуры. Например, «наиболее популярным методом на ранних этапах воспитания детей является внушение, которое наиболее ярко представлено в народных песнях, потешках и сказках. К примеру, в потешке «Сорока-ворона» ребенку внушается мысль, что если ты ничего не делал: воду не носил, дрова не рубил, кашу не варил - то и есть ее и не будешь. Такие же мысли мы видим в колыбельных песнях, когда ребенок еще не совсем понимает смысл слов, но ему уже внушается, «что такое хорошо, и что такое плохо». Таким образом, с самого рождения младенец попадает в атмосферу объяснений и доказательств со стороны взрослых, способствующей в дальнейшем проявлению детской любознательности» [3]. Компетентный же педагог-воспитатель способен ситуативно и методологически трансформировать, приспосабливать такие форматы внушения, убеждения, объяснения и трактовок к задачам целостного развития личности дошкольника. Именно интеграция разнообразных форматов и средств народной культуры в педагогический процесс и образовательную среду дошкольного учреждения - важнейшая задача современной инновационной педагогики в контексте нашего исследования.

Дальнейшие перспективы изучения данной проблематики, с нашей точки зрения, лежат в сфере разработки конкретных форматов и методик всестороннего использования средств народной культуры в выстраивании гармоничной воспитательной среды, способствующей целостному развитию дошкольников.

Выводы. Рассмотрев концептуально-теоретическую основу проблематики использования средств народной культуры в качестве инструмента для создания условий целостного личностного развития дошкольников, сделаем ряд взаимосвязанных выводов. Во-первых, потенциал этнокультурных форм искусства и культурно-бытовых проявлений может эффективно использоваться как интегративный элемент построения целостной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Во-вторых, народно-культурные форматы обучения, воспитания позволяют максимально задействовать разных субъектов учебно-воспитательного процесса - детей, педагогов, родителей, этнографов, музейных работников, хореографов и т.д. В-третьих, с помощью средств народной культуры в воспитательный процесс гармонично привносится мощный эмоциональный импульс. Последний позволяет придать внушению, убеждению, обучению, которые идут со стороны взрослых, более актуальный и воспринимаемый для детей формат. Учебно-воспитательный процесс становится «ближе» и понятнее ребенку, тем самым способствуя более целостному восприятию передаваемых знаний и ценностей.

Литература:

1. Ажиев, А.В. Воспитание национальной культуры у детей дошкольного возраста на примере Чеченской Республики / А.В. Ажиев, З.И. Гадаборшева // Искусство - диалог культур. Сборник материалов VI Международной научн.-практич. конф. Грозный, 29 сентября 2020. - Грозный: ЧГПУ, 2020. - С. 18.

2. Васильева, М.Н. Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России. Образовательный проект / М.Н. Васильева, Е.И. Птушка. - М., 2018. - 21 с.

3. Комарова, И.А. Семейные обычаи и традиции, их роль в укреплении семьи / И.А. Комарова, Н.Ю. Ясева // Формирование семейных ценностей студенческой молодежи: методические указания. - Могилев, 2009. - С. 18.

4. Лавреньтьева, И.А. Особенности развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении на основе традиций русской народной культуры / И.А. Лавреньтьева // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2020. Сборник материалов Всероссийской научн.-практич. конф. Чебоксары, 19-21 августа 2020 г. - Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2020. - С. 109.

5. Лагутина, Н.Ф. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики / Н.Ф. Лагутина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 3 (34). - С. 125-126

6. Лебедева, И.Б. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в учреждении дополнительного образования детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования / И.Б. Лебедева. - Нижний Новгород, 2006. - С. 4.

7. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 450 с.

8. Сабодаш, О.А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников / О.А. Сабодаш // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Научный журнал - 2017. -№ 2. - С. 225-226

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталья Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. Статья посвящена проблемам психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье содержится анализ современных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программы к реализации особых образовательных потребностей дошкольников в детском саду. Статья содержит критический анализ трудностей, с которыми сталкиваются дошкольные образовательные организации при организации сопровождения. Авторы предлагают анализ исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. В статье рассматривается понятие: «психолого-педагогическое сопровождение», исходя из требований стандарта дошкольного образования. В статью включены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения в детском саду. Статья содержит описание этапов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный и аналитический. Авторы представляют основную целевую направленность, содержание и результаты каждого этапа сопровождения. В статье приводятся

возможные критерии оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, федеральная образовательная программа дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогическое сопровождение, особые образовательные потребности.

Annоtation. The article is devoted to the problems of psychological and pedagogical support of preschoolers with special educational needs. The authors of the article analyze the relevance and the degree of demand for solving problems accompanied by children with disabilities. The article contains an analysis of the modern requirements of the federal state educational standard of preschool education and the federal educational program for the implementation of special educational needs of preschoolers in kindergarten. The article contains a critical analysis of the difficulties faced by preschool educational organizations in organizing support. The authors propose an analysis of research on the problem of the article, which is aimed at highlighting the main works on the organization of psychological and pedagogical support for children with special educational needs. The article discusses the concept of "psychological and pedagogical support", based on the requirements of the standard of preschool education. The article includes the goals and objectives of psychological and pedagogical support in kindergarten. The article contains a description of the stages of psychological and pedagogical support for preschoolers with special educational needs: diagnostic, search and variation, practical and effective and analytical. The authors present the main target orientation, content and results of each stage of maintenance. The article presents possible criteria for evaluating the effectiveness of psychological and pedagogical support of preschoolers with special educational needs in a preschool educational organization.

Key words: preschool education, federal educational program of preschool education, preschool educational organization, psychological and pedagogical support, special educational needs.

Введение. Система дошкольного образования модернизируется в соответствии с требованиями нового нормативного правового акта: Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее по тексту ФОП ДО).Одним из центральных направлений работы дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО), предусмотренных в данном документе, выступает коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее по тексту ООП). Коррекционно-развивающая работа трактуется как комплекс мер, создаваемых на базе ДОО, сутью которых становится психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ООП [10]. Это подтверждает неизменную востребованность дальнейшего углубленного и расширенного исследования проблемы сопровождения, которая остается в разряде актуальных вопросов в последние десятилетия.

Для ДОО комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП также продолжает оставаться одной из самых значимых и основополагающих проблем в организации образовательного процесса. Данная система работы должна иметь четкий практикоориентированный характер и включать в себя все приоритетные направления деятельности детского сада: создание материально-технических условий и развивающей предметно-пространственной среды, работа с детьми, работа с педагогическими кадрами, работа с семьями и социальными партнерами. Актуальность такой разработки подчеркивается рядом факторов.

1. Недостаточная степень разработанности научно-теоретического обоснования модели психолого-педагогического сопровождения.

2. Небольшое количество разработок по программно-методическому обеспечению сопровождения.

3. Востребованность методических рекомендаций.

4. Необходимость практической апробации вариативных форм воспитания и обучения детей с ООП.

5. Неподготовленность педагогических кадров ДОО к работе с дошкольниками с ООП.

6. Педагогическая безграмотность родителей по проблемам воспитания и обучения детей с ООП.

Изложение основного материала статьи. Необходимость и значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ООП разрабатывается в основном относительно школьного возраста в трудах С.В. Алехиной [1], Е.Д. Божковой [11], И.В. Дубровиной [2], С.В. Дудчик [3], С.И. Карповой [4], А.А. Кацеро [7], И.А. Коневой [11], Л.В. Красильниковой [5], О.А. Любченко [4], Н. В. Менг [13], М.М. Семаго [12], Л.Э. Семеновой [11], С.Г. Щербак [13] и др.

ФГОС дошкольного образования определяет основные цели работы ДОО как создание условий воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. Другими словами, центральными направлениями в сопровождении также становится создание самых разнообразных условий для обучающихся с ООП, под «психолого-педагогическим сопровождением» мы пониманием: «Систему психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию ООП воспитанников, успешную социализацию в процессе воспитания, обучения, коррекции и развития» [5].

Согласно ФГОС ДО, в ДОО должны быть созданы, как общие психолого-педагогические условия, так и условия для образования детей с ООП, включающие проведение диагностики, коррекционно-развивающей работы, создание комплексных условий, социальную адаптацию. Таким образом, можно выделить систему диагностических, консультативных, пропедевтических, адаптационных, коррекционно-развивающих, программно-методических, кадровых условий.

Исходя из нормативных требований и характерных черт сопровождения, можно выделить его базовые задачи.

1. Обеспечить комплексное обследование развития ребенка всеми специалистами ДОО (воспитателями, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и др.) с целью выявления его ООП и дальнейшей разработки индивидуального образовательного маршрута.

2. Реализовать комплексное сопровождение ребенка на всем протяжении его пребывания в ДОО, в ходе которого будет осуществляться регулярная диагностика, позволяющая выявлять изменения в его развитии, приобретаемые им представления, умения и навыки, трудности и проблемы. Таким образом, будут изучаться изменения в его ООП и соответственным образом вносится корректировки в индивидуальный образовательный маршрут.

3. Создать систему ранней пропедевтической и коррекционной помощи детям с ООП, направленной на своевременную абилитацию вторичных нарушений, благоприятную адаптацию в социуме детского сада.

4. Реализовать консультативный компонент работы с родителями (законными представителями) детей с ООП, по многоаспектному кругу вопросов, затрагивающих нормативно-правовое консультирование, аспекты образовательного и коррекционного сопровождения, дальнейшую социализацию ребенка на разных этапах его взросления и т.п.

5. Способствовать становлению педагогической грамотности родителей (законных представителей) с целью преемственности, систематичности, последовательности и постоянности коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с ООП.

6. Проводить систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО, включающее методические, дидактические, организационные аспекты сопровождения ребенка с целью реализации его ООП.

7. Обеспечить решение задач воспитания, обучения, развития и коррекции либо при освоении образовательной программы ДОО (в том случае, если наблюдаются некоторые парциальные трудности в психофизическом развитии), либо при освоении адаптированной образовательной программы, в том случае, если наблюдаются системные полиморфные трудности, (далее по тексту АОП ДО).

8. Создать комплекс программно-методического обеспечения коррекционно-развивающей работы в ДОО.

9. Способствовать успешной социальной адаптации, реабилитации и абилитации детей с ООП в среде сверстников и общества.

Мы, вслед за С.В. Алехиной и М.М. Семаго, также придерживаемся следующих последовательных этапов в сопровождении.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1 этап - диагностический.

Цель этапа: первичный анализ качества компонентов психолого-педагогического сопровождения, имеющихся в ДОО.

Анализ проводится по следующим компонентам:

- материально-технические условия инклюзивного образования («доступная среда», наличие помещение и их оборудование для кабинетов дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, развивающая предметно-пространственная среда групп, музыкальных, спортивных залов, оборудование территории прогулочных веранд);

- кадровые условия (количественная обеспеченность кадровым составом, наличие в детском саду дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, сурдологов, тифлопедагогов, качественные характеристики кадрового состава: уровень профессиональной компетентности, образования, знания о воспитании детей с ООП);

- программно-методические условия (наличие адаптированных программ, методик и технологий для воспитания детей с ООП);

- социально-педагогические условия (взаимодействие детского сада с учреждениями образования, здравоохранения, физкультуры, культуры, общественными организациями для объединения усилий по реализации задач психолого-педагогического сопровождения).

2 этап - поисково-вариативный.

Цель этапа: создание индивидуальных образовательных маршрутов, включающих цели, задачи и содержание работы с воспитанниками с ООП.

Составляется проект сопровождения ребенка:

- определение образовательных потребностей ребенка;

- разработка и детализация отдельных компонентов сопровождения ребенка специалистами ДОО;

- формулировка вариантов маршрутов сопровождения ребенка специалистами и воспитателями детского сада.

Результатирующим показателем качества работы специалистов сопровождения на данном этапе становится

образовательный маршрут для дошкольника с ООП, который может выражаться в двух центральных направлениях. Первое связано с реализацией АОП ДО, которая разрабатывается в случае, если у ребенка есть психолого-педагогический диагноз. Второе включает разработку и реализацию индивидуальных программ развития.

3 этап - практико-действенный.

Цель этапа: организация и реализация на практике спроектированной программы сопровождения ребенка с ООП, носящей интегрированный и междисциплинарный характер.

На этом этапе отслеживается ряд факторов, определяющих успешность реализации индивидуальной программы развития:

- психоэмоциональное состояние ребенка с ООП;

- динамика изменений в состоянии ребенка;

- оценка качества и эффективности созданных в ДОО комплексных условий сопровождения ребенка с ООП, из разносторонность, многоаспектность, междисциплинарность, соответствие ООП и т.п.;

- наличие трудностей и проблем в реализации намеченного сопровождения, их анализ и преодоление.

Важным моментом сопровождения на этом этапе становится оперативное внесение корректировок и изменений в образовательный маршрут в том случае, если наблюдаются затруднения и стагнация в развитии ребенка.

4 этап - аналитический.

Цель этапа: анализ эффективности деятельности специалистов и педагогов детского сада и оценка качества сопровождения ребенка в целом.

Критериями оценки эффективности сопровождения могут стать:

- психоэмоциональное состояние ребенка в образовательной среде;

- состояние здоровья ребенка с ООП (заболеваемость в период реализации индивидуальной программы развития, появление осложнений или улучшения по медицинским показателям);

- степень решения поставленных коррекционно-развивающих задач по преодолению и компенсации нарушений развития;

- степень решения задач АОП ДО;

- степень социализированности ребенка.

Выводы. Представленная нами система психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ООП в ДОО может выступать одним из возможных вариантов решения задач внедрения ФОП ДО, касающихся организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

Система сопровождения позволяет комплексно реализовать задачи образования дошкольников с ООП, охватывая систему диагностических, консультативных, пропедевтических, адаптационных, коррекционно-развивающих, программно-методических, кадровых условий. Система поддержки, охватывая работу дефектологов, психологов, воспитателей, создает условия для оптимального междисциплинарного и интегративного подхода к решению задач работы с дошкольниками с ООП.

Литература:

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 21. - № 1. - С. 136-145. - DOI: 10.17759/pse.2016210112 (дата обращения: 19.03.2023)

2. Дубровина, И.В. Психологические ресурсы личностного развития современных школьников / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2017. - Том 14. - № 2. - С. 44-52. - URL: https://psyjoumals.ru/joumals/bppe/archive/2017_n2/Dubrovina (дата обращения: 19.03.2023)

3. Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: диалогическая позиция тьютора / С.В. Дудчик // ЧиО. - 2017. - №1 (50). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-dialogicheskaya-pozitsiya-tyutora (дата обращения: 19.03.2023)

4. Карпова, С.И. Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта / С.И. Карпова, О.А. Любченко // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. - Тамбов. - 2017. - Т. 22. - Вып. 4 (168). - С. 22-29

5. Красильникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях / Л.В. Красильникова, Э.Р. Олисова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN318.pdf (дата обращения: 19.03.2023)

6. Петрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Е.А. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.03.2023)

7. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / [А.И. Григорьева и др.]; под ред. А.А Кацеро. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. - 216 с.

8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.

9. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России N 1155: [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октяб. 2013 г.: Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384]. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

10. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028: [Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022: Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847].

11. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. Том 10, - №1. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-5 (дата обращения 19.03.2023)

12. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

13. Щербак, С.Г. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы / С.Г. Щербак, Н.В. Менг // Вестник Мининского университета. - 2022. Том 10. - №4. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-10 (дата обращения 19.03.2023)

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Карпычева Марина Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистр Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КРИТЕРИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию критериев уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы анализируют значение развития связной речи в дошкольном возрасте как основного средства коммуникации и социализации, психического развития и становления личности ребенка дошкольного возраста. В статье содержится описание особенностей развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, трудности ее становления при речевом дизонтогенезе. Авторы приводят анализ некоторых основных подходов к проведению логопедического диагностического обследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В статье выделены основные авторские логопедические диагностические методики по изучению уровня развития связной речи в дошкольном возрасте при речевом нарушении. Авторы анализируют и обобщают разные исследования по критериям оценки развития связной речи при общем недоразвитии речи. Статья содержит описание категориальных характеристик связности высказывания: связность, последовательность и логико-смысловая организация, на основании которых авторы определяют основные критерии связности высказывания: логико-смысловая организация высказывания, структурированность высказывания, грамматическое оформление высказывания. В статье приводится описание критериев уровня развития связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с указанием бальной системы оценивания уровня развития.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, логопедическая диагностика, развитие связной речи, дети дошкольного возраста, критерии уровня развития связной речи, диагностическая методика, характеристики связности речи.

Annоtation. The article is devoted to the study of criteria for the level of development of coherent speech in preschool children with General speech underdevelopment. The authors analyze the significance of the development of coherent speech in preschool age as the main means of communication and socialization, mental development and personality formation of a preschool child. The article describes the features of the development of coherent speech in preschool children with General speech underdevelopment, the difficulties of its formation in speech dysontogenesis. The authors analyze some of the main approaches to speech therapy diagnostic examination of coherent speech in children with General speech underdevelopment. The article highlights the main author's speech therapy diagnostic methods for studying the level of development of coherent speech in preschool age with speech disorders. The authors analyze and summarize various studies on the criteria for evaluating the development of coherent speech in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.