Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / центр развития / коммерческие центры развития / управление / этапы управления / дети дошкольного возраста / preschool education / development center / commercial development centers / management / management stages / preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Карпычева Марина Георгиевна, Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Статья посвящена проблемам управления детским центром развития для детей дошкольного возраста. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем управления детским центром развития для детей дошкольного возраста. В статье содержится анализ значения организации центров развития для дошкольников в плане углубления, расширения и повышения эффективности их всестороннего развития. Авторы анализируют специфические особенности функционирования коммерческих центров развития в отличии от дошкольных образовательных организаций. Статья содержит критический анализ трудностей, с которыми сталкиваются управленцы при открытии центров развития. Авторы предлагают анализ некоторых исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по управлению дошкольными образовательными организациями. В статье рассматриваются основные управленческие уровни организации работы центра: нормативно-правовой, организационный и уровень взаимодействия с семьями дошкольников. В статью включено описание основного содержания работы при создании Устава и Проекта развития центра. Статья содержит описание содержания организационного этапа, включающего организацию образовательного процесса, материально-техническое и кадровое обеспечение. Авторы представляют основные направления взаимодействия сотрудников центра развития с семьями дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Карпычева Марина Георгиевна, Перевезенцева Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of managing a children's development center for preschool children. The authors of the article analyze the relevance and the degree of demand for solving the problems of managing a children's development center for preschool children. The article contains an analysis of the importance of organizing development centers for preschoolers in terms of deepening, expanding and improving the effectiveness of their comprehensive development. The authors analyze the specific features of the functioning of commercial development centers in contrast to preschool educational organizations. The article contains a critical analysis of the difficulties faced by managers when opening development centers. The authors propose an analysis of some studies on the problem of the article, which is aimed at highlighting the main works on the management of preschool educational organizations. The article discusses the main management levels of the organization of the center's work: regulatory, organizational and the level of interaction with families of preschoolers. The article includes a description of the main content of the work when creating the Charter and the Development Project of the center. The article contains a description of the content of the organizational stage, including the organization of the educational process, logistical and personnel support. The authors present the main directions of interaction of the staff of the development center with the families of preschoolers.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

подход позволяет учитывать основные этапы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ООП, который начинается с диагностических процедур для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, затем идет составление ИПР, содержащей индивидуальный образовательный маршрут, реализация ИПР коллективом педагогов и дефектологов в междисциплинарном ключе, повторная комплексная диагностика и выводы об эффективности проведенной работы.

Литература:

1. Вялова, Н.В. Модель психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на базе детского сада / Н.В. Вялова, Л.В. Красильникова // Мир науки. Педагогика и психология. -2022. - Т. 10. -№ 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN622.pdf(flaTa обращения: 29.09.2023)

2. Карпова, С.И. Моделирование процесса социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта / С.И. Карпова, O.A. Любченко // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. - Тамбов. - 2017. - Т. 22. - Вып. 4 (168). - С. 22-29

3. Красильникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с особыми образовательными потребностями / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. -№79-2.-С. 178-181

4. Красильникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях / Л.В. Красильникова, Э.Р. Олисова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN318.pdf (дата обращения: 29.09.2023)

5. Петрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Е.А. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogO" obrazovaniya (дата обращения: 29.09.2023)

6. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / [А.П. Григорьева и др.]; под ред. А.А Кацеро. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ППК и ППРО ТО», 2019.-216 с.

7. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028: [Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022: Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 №71847]

8. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-5 (дата обращения 29.09.2023)

9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. C.B. Алехиной, М.М. Семаго. -М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

10. Щербак, С.Г. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы / С.Г. Щербак, Н.В. Менг // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №4. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-10 (дата обращения 29.09.2023)

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Карпычева Марина Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистр Перевезенцева Ирина Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена проблемам управления детским центром развития для детей дошкольного возраста. Авторы статьи анализируют актуальность и степень востребованности решения проблем управления детским центром развития для детей дошкольного возраста. В статье содержится анализ значения организации центров развития для дошкольников в плане углубления, расширения и повышения эффективности их всестороннего развития. Авторы анализируют специфические особенности функционирования коммерческих центров развития в отличии от дошкольных образовательных организаций. Статья содержит критический анализ трудностей, с которыми сталкиваются управленцы при открытии центров развития. Авторы предлагают анализ некоторых исследований по проблеме статьи, который нацелен на выделение основных работ по управлению дошкольными образовательными организациями. В статье рассматриваются основные управленческие уровни организации работы центра: нормативно-правовой, организационный и уровень взаимодействия с семьями дошкольников. В статью включено описание основного содержания работы при создании Устава и Проекта развития центра. Статья содержит описание содержания организационного этапа, включающего организацию образовательного процесса, материально-техническое и кадровое обеспечение. Авторы представляют основные направления взаимодействия сотрудников центра развития с семьями дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, центр развития, коммерческие центры развития, управление, этапы управления, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article is devoted to the problems of managing a children's development center for preschool children. The authors of the article analyze the relevance and the degree of demand for solving the problems of managing a children's development center for preschool children. The article contains an analysis of the importance of organizing development centers for preschoolers

in terms of deepening, expanding and improving the effectiveness of their comprehensive development. The authors analyze the specific features of the functioning of commercial development centers in contrast to preschool educational organizations. The article contains a critical analysis of the difficulties faced by managers when opening development centers. The authors propose an analysis of some studies on the problem of the article, which is aimed at highlighting the main works on the management of preschool educational organizations. The article discusses the main management levels of the organization of the center's work: regulatory, organizational and the level of interaction with families of preschoolers. The article includes a description of the main content of the work when creating the Charter and the Development Project of the center. The article contains a description of the content of the organizational stage, including the organization of the educational process, logistical and personnel support. The authors present the main directions of interaction of the staff of the development center with the families of preschoolers.

Key words: preschool education, development center, commercial development centers, management, management stages, preschool children.

Введение. Уникальность, неповторимость, высокая степень восприимчивости, гибкость и пластичность в процессе образования, непревзойденная совокупность внутренних резервов развития - вот небольшое количество характеристик, свойственных процессу становления ребенка дошкольного возраста. Учитывая потенциальные возможности развития дошкольника, вполне понятно и объяснимо стремление семьи к амплификации процесса дошкольного образования своего ребенка, желание расширить образовательную среду, не останавливаясь только на государственной системе дошкольного образования. В связи с этим, все большее число центров развития негосударственного сектора экономики открывается на территории Российской Федерации.

Конкурентоспособность и рентабельность центров развития для дошкольников обусловлена спецификой оказываемых в них образовательных услуг: многопрофильность образования; широта охвата разных направлений развития от физического до интеллектуально-познавательного; оригинальность и эксклюзивность используемых средств, технологий и методик; профессионализм и увлеченность педагогов; углубление и интенсификация дошкольного образования. Каждый руководитель при открытии центра развития заинтересован в том, чтобы на начальном этапе его функционирования была проявлена высокая степень эффективности и прибыльности, поэтому значимым становится профессиональный подход к управлению вновь создаваемого центра для детей дошкольного возраста. Следует отметить, что крайне недостаточное количество исследований по проблеме управления коммерческими образовательными организациями существует в научном исследовательском поле. Принимая во внимание данный факт, мы опираемся на те теоретические и методические изыскания, которые раскрывают сущность управления дошкольными образовательными организациями (далее по тексту ДОО).

Изложение основного материала статьи. В своей работе мы опираемся на ряд исследования проблемы управления ДОО: А.Н. Астрейко [1], Е.С. Астрейко [1], М.М. Басимова [2], М.С. Васильевой [3], P.P. Гибазовой [4], С.Г. Добротворской [5], А.Ю. Зверковой [8], Л.В. Красильниковой [6,7], Е.А. Омельченко [8], В.А. Тавберидзе [2], Г.С. Чесноковой [8], Е.А. Шмелевой [9], Д.Д. Ярковой [10] и др.

Согласно вышеперечисленным исследованиям можно выделить ряд обязательных уровней в управлении центром развития для дошкольников, реализация которых позволит обеспечить его эффективность, рентабельность, конкурентоспособность и востребованность со стороны родителей ребенка.

I. Нормативно-правовой уровень.

Разрабатываются и оформляются два основополагающих документа, регламентирующих функционирование центра развития.

Первый документ - Устав центра развития, в котором подробно раскрывается правовой статус центра развития, базовые правила, пункты и положения всей работы организации, указывается ее структура и устройство, прописываются виды деятельности организации, а также права и обязанности центра развития, порядок отношений с органами государственной власти, с юридическими и физическими лицами.

Второй документ - Проект развития организации, в котором планируются и прогнозируются все основные направления работы по созданию ряда условий для деятельности центра: материально-технические, экономические, организационно-правовые, кадровые, программные, методические и дидактические.

Важным моментом на этом уровне управления становится определение цели, стратегии и миссии центра развития.

Основной целью детского центра развития является создание условий для углубленного, качественного и эффективного развития ребенка-дошкольника по основным направлениям: физическое, интеллектуально-познавательное, речевое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое. Основное отличие центров развития ребенка дошкольного возраста от других ДОО состоит в том, что центр развития ребенка предлагает более широкий спектр образовательных услуг - чаще всего в учреждениях данного типа проводят занятия такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования (например, это могут быть занятия по английскому языку, робототехнике, информационным технологиям и т.п.).

Организация педагогического процесса в центрах развития ребенка строится с учетом следующих основных принципов:

1) учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

2) принцип развивающего обучения - приоритетный принцип, который реализуется в детских центрах развития ребенка;

3) принцип индивидуализации предполагает использование различных форм работы, в том числе: индивидуальных и индивидуально-групповых;

4) принцип вариативности, который предполагает использование различных технологий, методов, форм обучения;

5) принцип гуманитаризации, основанный на развитии и реализации личности ребенка;

6) принцип дифференциации, который учитывает индивидуальные способности и возможности детей, уровень их психического развития;

7) принцип преемственности показывает взаимосвязь со школьным образованием.

II. Организационный уровень.

На организационном уровне можно выделить три основных направления.

1. Организация педагогического процесса.

Содержание образовательной работы в центрах развития определяется рядом парциальных образовательных программ, охватывающих одну или несколько образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса включает также и дополнительное образование, нацеленное на расширенное и углубленное развитие разных свойств и качеств личности, творческих способностей, развитие твердых и мягких навыков в разных видах детской.

2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-техническое наполнение будет зависеть от приоритетных направлений работы центра развития ребенка.

Основное наполнение групповых помещений, кабинетов учителя-дефектолога, педагога-психолога, спортивного зала обычно стандартно для всех ДОО. В центрах развития ребенка дополнительно может быть оснащен: кабинет информатики, театральная студия, бассейн, сенсорная комната, студия песочной терапии и др.

3. Кадровое обеспечение.

Структура управления в центрах развития как правило включает: заведующий центром развития - заместитель заведующего - методист - педагогический коллектив.

Педагогический коллектив состоит из воспитателей, руководителей кружков, музыкального руководителя, инструкторы по физической культуре и плаванию, хореограф, педагог-психолог, учитель-логопед; учитель-дефектолог. Роль персонала в дошкольных образовательных учреждениях огромна, поэтому эффективная система управления персоналом, организованная в центре развития имеет главную роль в дальнейшем его функционировании.

В системе управления персоналом центра развития часто сталкиваются с рядом проблем:

1) неумение отказываться от традиционных устаревших форм, технологий и методов воспитания, обучения и развития в пользу современных;

2) потребность в новых педагогических кадрах;

3) устаревшее научно-методическое обеспечение.

Все это требует грамотной управленческой работы по предупреждению данных трудностей.

III. Уровень взаимодействия с семьями дошкольников.

Эффективность и прибыльность работы центра развития доя дошкольников находится в прямой зависимости от качественно выстроенного взаимодействия с семьями детей. Это направление глобально в своем содержании и достойно отдельного исследования. В рамках данной статьи перечислим основные направления взаимодействия, которые необходимо охватить: таргетирование нового центра развития, исследование образовательных запросов и потребностей семей, выстраивание партнерских и дружеских отношений с семьями, консультирование и просветительство семей в вопросах воспитания, образования, развития и коррекции, обеспечение полной информации о пребывании ребенка в центре (не только словесной, но и видео, и через личное присутствие родителей).

Выводы. Рассмотренные нами аспекты управления центром развития детей дошкольного возраста выступают основополагающими при обеспечении эффективности, качества, рентабельности, конкурентоспособности его работы. Предложенные в статье уровни управления центром охватывают такие направления как: нормативно-правовое обеспечение, организация образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение и взаимодействие с семьями дошкольников. При условии соблюдения вышеозначенных управленческих условий можно говорить о многоаспектном, разноплановом подходе к менеджменту центра развития ребенка-дошкольника.

Литература:

1. Астрейко, Е.С. Структурно-логическая модель процесса организации менеджмента в учреждениях дошкольного образования / Е.С. Астрейко, А.Н. Астрейко // Весшк МДПУ имя 1.П. Шамякина. - 2021. - №2 (58). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/strukturno-logicheskaya-model-protsessa-organizatsii-menedzhmenta-v-uchrezhdeniyah" doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.09.2023)

2. Басимов, М.М. Центр развития ребенка - дошкольное заведение нового типа / М.М. Басомов, В.А. Тавберидзе // Вестник ЧГАКИ. - 2005. - №2 (8). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentr-razvitiya-rebenka-doshkolnoe-zavedenie-novogo-tipa (дата обращения: 27.09.2023)

3. Васильева, М.С. Теория и практика программно-целевого управления развитием образовательного учреждения: автореферат дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / М.С. Васильева. - Улан-Удэ, 2007. - 42 с.

4. Гибазова, P.P. Центр раннего развития детей как инновационная форма дошкольного образования / P.P. Гибазова // Экономика и социум. - 2013. - №4-3 (9). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentr-rannego-razvitiya-detey-kak-innovatsionnaya-forma-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.09.2023)

5. Добротворская, С.Г. Практика управления в современном дошкольном образова-тельном учреждении: Учебное пособие / С.Г. Добротворская. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. - 112 с.

6. Красильникова, Л.В. Модернизация системы управления дошкольной образовательной организации в режиме инновационной деятельности / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. -2022.-№75-2,-С. 195-199

7. Красильникова, Л.В. Организация работы центра развития детей дошкольного возраста / Л.В. Красильникова, И.Д. Перевезенцева // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования, сборник статей по материалам Третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 170-173

8. Омельченко, Е.А. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие./ Е.А. Омельченко, А.Ю. Зверкова, Г.С. Чеснокова. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015.-136 с.

9. Шмелева, Е.А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков, Л.В. Стародубцева, Н.Ю. Прияткина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 4. - URL: https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/1296/863 (дата обращения: 29.09.2023)

10. Яркова, Д.Д. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» / Д.Д. Яркова, Т.Г. Мухина, В.А. Малинин, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - №2. - С. 21. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-14 (дата обращения: 29.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.