Научная статья на тему 'Проектирование комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации'

Проектирование комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / КОМФОРТНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / PEDAGOGICAL DESIGN / COMFORTABLE ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL INTERACTION / CHANGES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Локтионова Татьяна Евгеньевна

В связи с концептуальными изменениями в образовании, становится актуальной проблема формирования комфортной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. Современная образовательная среда дошкольной организации требует профессионального педагогического сопровождения и конструктивного взаимодействия, которое будет способствовать оптимизации эмоционального состояния, поиску эффективных путей общения детей и родителей, помощи им в самореализации. Немаловажное значение имеют также и внешние факторы: общая политика государства в области образования; ежегодный государственный мониторинг деятельности дошкольных образовательных организаций; повышение уровня заработной платы педагогов; развитие социальных структур и т.п. При этом современные педагоги имеют сложившуюся концепцию профессиональной педагогической деятельности; осознают свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития; обладают высоким уровнем рефлексивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Локтионова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN A COMFORTABLE LEARNING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In connection with the conceptual changes in education, becoming a topical issue of creating a comfortable learning environment in preschool educational organizations. Educational environment preschool requires a professional pedagogical support and constructive engagement, which will optimize the emotional state, the search for effective ways of communication between children and parents and helping them to self-realization.

Текст научной работы на тему «Проектирование комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации»

УДК 373

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М.Г. Сергеева, Т.Е. Локтионова

Аннотация. В связи с концептуальными изменениями в образовании, становится актуальной проблема формирования комфортной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. Современная образовательная среда дошкольной организации требует профессионального педагогического сопровождения и конструктивного взаимодействия, которое будет способствовать оптимизации эмоционального состояния, поиску эффективных путей общения детей и родителей, помощи им в самореализации. Немаловажное значение имеют также и внешние факторы: общая политика государства в области образования; ежегодный государственный мониторинг деятельности дошкольных образовательных организаций; повышение уровня заработной платы педагогов; развитие социальных структур и т.п. При этом современные педагоги имеют сложившуюся концепцию профессиональной педагогической деятельности; осознают свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития; обладают высоким уровнем рефлексивности.

Ключевые слова: педагогический дизайн; комфортная среда; педагогическая деятельность; педагогическое взаимодействие; изменения в образовании;

DESIGN A COMFORTABLE LEARNING ENVIRONMENT

IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

M. Sergeeva, T. Loktionova

Abstract. In connection with the conceptual changes in education, becoming a topical issue of creating a comfortable learning environment in preschool educational organizations. Educational environment preschool requires a professional pedagogical support and constructive engagement, which will optimize the emotional state, the search for effective ways of communication between children and parents and helping them to self-realization .

Keywords: pedagogical design; comfortable environment; pedagogical activity; pedagogical interaction; changes in education.

Социально-экономические изменения в стране; реформирование системы образования в целом; появление всё большего количества детей из неблагополучных или неполных семей; увеличение занятости родителей; популярность гражданских браков без обязательств; тенденция к признанию материального благополучия в семье, доминирующая над психологическим фактором; замена вербального общения в семье информационно-технологичным - всё это повышает требования к обеспечению комфортной образовательной среды детских дошкольных организаций, ее роли в обеспечении эффективности педагогического процесса.

В контексте темы исследования перед нами стояла цель разработать, обосновать и экспериментально проверить модель

педагогического проектирования комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Исследование проводилось в период с 2014 по 2017 год. В нем принимали участие Государственные бюджетные образовательные

учреждения: детские сады Инженерно-технической школы им. П.Р. Поповича города Москвы; муниципальные дошкольные учреждения - детские сады Приморского края и Пензенской области. В исследовании приняли участие 26 педагогов ДОО, 4 педагога-психолога, 155 детей дошкольного возраста, 68 родителя (законных представителей) детей, посещающих ДОО.

Во время исследования использовались методики:

- «Оценка самоконтроля в общении» [1];

- «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей»[1]

- тест «Конфликтная ли Вы личность» [1];

- задания для выявления поведенческой гибкости и мобильности (методика Б. Блума)[4].

В ходе анализа результатов формирующего эксперимента нас интересовала, прежде всего, динамика совершенствования комфортной образовательной среды в ДОО, обусловленная, в том числе, личными усилиями педагогов в плане организации правильного педагогического взаимодействия, саморазвития, самокоррекции,

развития профессиональной культуры и конструктивного общения, стремления к использованию новых методов и приёмов повышения привлекательности и комфортности педагогической среды ДОО, позитивного взаимодействия детей и родителей.

Анализ результатов проводился, в первую очередь, с учётом интегративных групп слагаемых благоприятного комфортной образовательной среды в ДОО и базировался на определении среднестатистического показателя.

Приведём результаты, полученные с помощью тестирования (рис.1-4).

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

□ Низкий уровень

□ Средний уровень в Высокий уровень

До тренинга

После тренинга

Рисунок 1. - Результаты теста «Оценка самоконтроля в общении»

Первоначально может показаться, что результаты теста «Оценка самоконтроля в общении» в сравнении до и после тренинга не очень впечатляющие, если исходить из практически идеального (высокого) уровня самоконтроля. Здесь позиция, действительно, сдвинулась в пределах 5%, однако высокий уровень самоконтроля обеспечивается, в первую очередь, психическими задатками личности, воспитанием, типом темперамента,

профессиональной культурой и т.п., что и показало тестирование. Педагоги,

профессионалы (как говорится, «от Бога»), изначально осознающие специфику

педагогического взаимодействия в ДОО, прекрасно владеющие знаниями и умениями самоконтроля, высоким уровнем культуры, как правило, и составляют в ДОО (да и в любой организации) где-то пятую часть коллектива.

Половина (или чуть больше) педагогов -хорошие профессионалы, стремящиеся к саморазвитию, однако не всегда владеющие знаниями в области стрессогенной устойчивости и самоконтроля и не всегда имеющие возможность к самообразованию и саморазвитию. В этом отношении показатель роста уровня самоконтроля в общении, чуть

более 30 процентов, является очень хорошим результатом, обеспечивающим более комфортное педагогическое взаимодействие в ДОО.

Тест «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» также продемонстрировал значительный рост (на 8-10% высокого уровня, чуть более 20% среднего уровня) профессионального владения

коммуникативными умениями и чуть менее значительный рост (на 10%-12% как высокого уровня, так и среднего уровня) - владения организаторскими способностями (рис.2-4).

Последние результаты, на наш взгляд, обусловлены, с одной стороны, спецификой самого теста, вопросы которого соотносятся в большей степени с общеорганизационной культурой и наличием/отсутствием у человека лидерских качеств; с другой стороны, он продемонстрировал большую результативность использования на тренинге творческих упражнений и выполнение заданий в творческих мини-группах, что способствовало раскрепощению педагогов, активизации организаторских и лидерских способностей и т.п.

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

н низкий уровень □ средний уровень в высокий уровень

До тренинга

После тренинга

Рисунок 2. - Результаты теста «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» (уровень коммуникативных способностей)

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

и Низкий уровень □ Средний уровень в Высокий уровень

До тренинга

После тренинга

Рисунок 3. - Результаты теста «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» (уровень организаторских способностей)

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

□ До тренинга в После тренинга

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Рисунок 4. - Результаты выполнения заданий по выявлению поведенческой гибкости и мобильности взаимодействия родителей с детьми (методика Б. Блума, невербальный аспект) [6]

Задания по выявлению поведенческой гибкости и мобильности (методика Б. Блума) использовались нами, в первую очередь, для выявления умений понимания невербального языка и самокоррекции собственного языка тела (мимики, жестов, позы) при взаимодействии с родителями и детьми.

Результаты эксперимента

после

оказались

формирующего достаточно

2017г.

2014г.

впечатляющими (на 15-16% рост высокого уровня, более 20 % рост среднего уровня); и, условно говоря, практически «ушёл» низкий (пороговый) уровень (рис.4)

Итоговое изучение проектирования комфортной образовательной среды ДОО показало увеличение степени комфортности во всех без исключения детских садах, участвующих в эксперименте (рис.5)

50

□ Приморск.кр. В Пензен.обл.

□ Москва

100

0

Рисунок 5. - Показатели итоговой оценки комфортной образовательной среды в ДОО (%,)

Как видим, в педагогических коллективах детских садов Приморского края произошло увеличение на 16%. В детских садах Пензенской обл. - на 17%. Наиболее значительное увеличение произошло в ДОО г. Москвы - практически на 40% (по результатам опроса); однако реальное положение дел, на наш взгляд, по наблюдениям, собеседованиям, онлайн-опросам, итогам тестирования и т.п. выявило, что увеличение степени благоприятности комфортной образовательной среды произошло в пределах 23-25%. Возможно, более завышенные оценки при ответах на вопросы объясняются переживаниями педагогов, будут ли результаты опросов учтены при аттестации ДОО.

Ещё раз подчеркнём, что комфортная обстановка и успех совместной деятельности

мотивации педагогов на участие в экспериментальной деятельности;

оптимальные психофизиологические качества каждого участника; критичность к себе и терпимость к окружающим (интеллигентность и профессиональная толерантность); доверие друг к другу; осмысленность педагогического процесса, целеустремленность и уверенность в себе. Немаловажную роль сыграли максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью;

определенность поставленных задач, сроков и формата их выполнения.

Отдельно следует сказать о том, что педагогов, участвующих в эксперименте, объединяла общность ценностей, сходстве социальных установок, большая

заинтересованность в повышении степени комфортности климата ДОО.

стали возможными благодаря высокой

Таблица 1. - Результаты осмысленности жизненного процесса у педагогов в начале и в конце эксперимента

Субшкала Москва Пенз. обл. Приморск. кр. Средние показатели

Год эксперимента 2014г. 2017г. 2014г. 2017г. 2014г. 2017г. 2014г. 2017г.

Осмысленность целей 42% 56% 48,2% 54% 39,8% 44% 43,3% 51%

Интерес к жизни 78,1% 90% 51,8% 55% 70,2% 73% 66,7% 73%

Самореализация 67,5% 80% 55,1% 84% 49% 38% 58,2% 67%

Интерес к педагогической 43% 64% 48% 52% 37,4% 44% 42,8% 53%

деятельности

Потребность в самосовершенствовании 32,5% 75% 43,4% 56% 41,3% 56% 39% 62%

Данные эксперимента показали, что пусть на небольшой процент, но общие показатели выросли по всем без исключения шкалам, что мы связываем с проведением работы в ходе формирующего эксперимента по всем основным направлениям педагогического проектирования социально-психологического климата:

1) развитие когнитивной сферы, расширение круга и сферы знаний и представлений об основных вопросах педагогического взаимодействия и педагогического процесса (интерактивные методические семинары, дискуссии, заседания «круглого стола», онлайн-консультации, обсуждение просмотренных мероприятий и т.п.);

2) повышение профессионально-методического уровня, осознанное расширение сферы личностного самообразования и саморазвития (интерактивные методические семинары, дискуссии, заседания «круглого стола», онлайн-консультации, обсуждение просмотренных мероприятий и т.п.);

3) развитие эмоционально-волевой, организационной и коммуникативной культуры, педагогической толерантности (интерактивные методические семинары, онлайн-консультации,

4) активная пропаганда сознательного принятия здорового образа жизни, профилактика профессионального «сгорания» (тренинги, совместные мероприятия и т.п.).

Немаловажное значение имеют также и внешние факторы: общая политика государства в области образования; ежегодный государственный мониторинг деятельности ДОО; повышение уровня заработной платы; развитие социальных структур и т.п. Можно предположить, что педагоги имеют реальную опору в настоящем и подкрепляют её личной ответственностью за реализацию. При этом педагоги имеют сложившуюся концепцию профессиональной педагогической

деятельности; осознают свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития; обладают высоким уровнем рефлексивности.

В конце формирующего эксперимента было проведена повторная оценка межличностных отношений детей в группах детских садов г. Москвы, Приморского края и Пензенской области по описанной ранее (в ходе констатирующе-результативного эксперимента) методики «Выбор в действии» Т. Лири (рис.6,

тренинги и т.п.); а-в).

высокий статус средний низкий

а) Сравнение результатов оценки межличностных отношений на начальном и конечном этапах эксперимента (г. Москва)

высокий статус средний статус низкий статус

б) Сравнение результатов оценки межличностных отношений на начальном и конечном этапах эксперимента (Приморский край)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60%

40%

20%

0%

12014г. □ 2017г.

высоким статус

средним статус

низким статус

в) Сравнение результатов оценки межличностных отношений на начальном и конечном этапах эксперимента (Пензенская область) Рисунок 6. - Сравнение результатов оценки межличностных отношений на начальном и конечном

этапе эксперимента

Важнейшим достижением реализации модели педагогического проектирования комфортной образовательной среды в ДОО являются: повышение внутренней мотивации педагогов и родителей на эффективность педагогического взаимодействия; способность пересматривать привычные стереотипы; понимание педагогами важности саморазвития; самокритичность со стороны педагогов и

родителей; осознание своей причастности к созданию благоприятной педагогической среды и комфортного взаимодействия, понимание, что дети, находящиеся в стабильной, устойчивой ситуации общения и комфортного взаимодействия, в наибольшей степени способны и предрасположены к объединению усилий для совместной деятельности.

Литература:

1. Агапов Ю.В. Формирование культуры рефлексивной самоорганизации в процессе образовательной деятельности / Ю.В. Агапов // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. -С. 22-25.

2. Александрова, Н.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий; автореферат дис. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 33 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. — М.: ИРПО МО РФ, 1995. - 336с.

4. Блум Г. Проективная методика "Blacky pictures" / Г. Блум. - Горький: Изд-во: ГГПИИЯ им.

Н.К. Крупской, 1949. - 36 с.

5. Долматов А.В. Основы развивающего образования. Теория, методы, технология креативной педагогики: под ред. А.Ю. Руднева / А.В. Долматов. -СПб.: ВУС, 1998. - 198 с.

6. Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей // Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина. М.: Эксмо, 2007. - С. 290-291.

7. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практико-ориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №> 5. - С. 39-40.

Сведения об авторах:

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, профессор кафедры педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Локтионова Татьяна Евгеньевна (г. Москва, Россия), старший воспитатель ГБОУ Инженерно-техническая школа им. П.Р. Поповича, e-mail: loktionova.05@mail.ru

Data about the authors:

M. Sergeyeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, рrofessor of the chair of pedagogics and psychology, Moscow state technical University named after N. Bauman, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

T. Loktionova (Moscow, Russia), senior tutor of SEI Inzhenerno-tekhnicheskaya school of P.R. Popovic, e-mail: loktionova.05@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.