Научная статья на тему 'Исследование психолого-педагогических условий интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска'

Исследование психолого-педагогических условий интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / SOCIAL INTEGRATION / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Юлия Юрьевна, Патрина Ольга Валериевна

В статье представлены результаты исследования психолого-педагогических условий успешной социальной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольные образовательные учреждения. Приведена программа мониторинга уровня интеграции ребенка с РАС, и раскрыто содержание оптимальных психолого-педагогических условий сопровождения процесса его социальной интеграции в детском саду: подготовки специалистов, организации специальной предметно-пространственной реабилитационной среды и т. д. Количественными и качественными методами подтверждена зависимость успеха интеграции от уровня созданных в детском саду условий интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарова Юлия Юрьевна, Патрина Ольга Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of children with autism spectrum disorders in municipal preschool educational establishments of krasnoyarsk

The article deals with the results of the study of psychological and pedagogical conditions for successful social integration of children with autism spectrum disorders (ASD) in preschool educational establishments. The program of monitoring the level of integration of a child with ASD and the main idea of optimal psychological and pedagogical conditions for the support of the process of social integration of a child with ASD in a kindergarten are discovered: training personnel, organization of special rehabilitation environment, etc. The dependence of the success of integration on the level of the conditions for integration created in a kindergarten is confirmed by quantitative and qualitative methods.

Текст научной работы на тему «Исследование психолого-педагогических условий интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска»

ИССЛЕДОВАНИЕ П С ИХОЛО ГО - П Е А АГО ГИЧЕСКИХ УСЛО ВИЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ г. КРАСНОЯРСКА

Расстройства аутистического спектра, социальная интеграция, психолого-педагогическое сопровождение.

Проблема социальной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) не теряет своей остроты, вызывая тревогу у родителей и активизируя поиски специалистов по разработке моделей успешной интеграции. По данным мировой статистики, 45 случаев на 10 ООО детского населения выпадает на детский аутизм. Описания коррекционной работы с такими детьми известны с начала XIX века (Л. Наз1ат, 1809; Е.М. Кагс1, 1801, 1807); их число выросло к середине XX века (Ь. \Vitmer, 1922; М.О. Гуревич, 1922; Н.И. Озерецкий, 1924; Т.П. Симеон, 1929; Г.Е. Сухарева, 1930; М.С. Певзнер, 1935; Ь. Беэрег^ 1938; К.А. Новлянская, 1939; и др.).

Психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях, когда нарушена регуляция витального и психического тонуса и снижены пороги аффективной чувствительности. Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что задачи защиты и саморегуляции становятся для ребенка более важными, чем активная адаптация к миру. Поэтому является необходимым квалифицированное введение ребенка с расстройствами аутистического спектра1 в детский коллектив уже в дошкольном возрасте, учитывая особенности его развития, чтобы способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь еще больше не укрепились в его поведении. Многие специалисты, опираясь на собственный многолетний опыт работы с детьми с РАС, утверждают, что такому ребенку нужно быть все время в развивающей социальной среде — доброжелательной, в меру сложной и требовательной, мобилизующей и эмоционально позитивно окрашенной. Возможность социализации ребенка с РАС должна стоять на первом месте по сравнению с усвоением знаний и умений [Башина, 2012; Никольская, 2004; Морозова, 2007].

Основной проблемой интеграции детей, имеющих аутистические нарушения, в образовательные учреждения является неподготовленность образовательного учреждения к приему таких детей. С проблемой интеграции детские сады сталкиваются по факту, когда дети уже находятся в группах. У детей с нарушениями аутистического спектра неизменно присутствуют нарушения речевого развития. В связи с этим эти дети часто попадают в речевые группы детского сада, где у специалистов появляются определенные трудности, так как большинство логопедических методик диагностики и методов коррекции не приспособлено для работы с данными детьми.

1 Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. В РАС входят: аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство, синдром Ретта, неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм). (Всемирная организация здравоохранения.)

Отношение педагогов детских садов к данной ситуации имеет разный, зачастую противоположный характер. По результату нашего анкетирования учителей-логопе-дов детских садов одного из районов г. Красноярска только 35 % опрошенных считают, что дети с нарушениями аутистического спектра могут находиться в речевой группе детского сада, но при условии индивидуального сопровождения специалистом-дефек-тологом или психологом. Остальные имеют четкое нежелание сталкиваться с трудностями аутичного поведения.

Интервьюирование учителей-логопедов показало, что уже на первом этапе для педагога общение с ребенком, имеющим аутистические проявления, затруднено даже в бытовом плане до тех пор, пока не установится эмоциональный контакт, это требует определенных временных затрат. А ведь основной задачей логопедических групп является коррекция речевого развития. В связи с этим встает вопрос, как выстраивать работу с такими детьми, так как привычные методики в данном случае не эффективны. Обязательной частью учебно-воспитательного процесса детского сада является групповая работа. Умение заниматься в группе — необходимая предпосылка социальной адаптации, но именно оно и страдает у детей с аутистическими проявлениями. Прежде чем включать такого ребенка в групповую работу, необходимы комплексы индивидуальных занятий на понимание обращенной речи, выполнение инструкций и заданий. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), как правило, имеют множество стереотипий двигательного и другого характера, некоторые из которых могут быть опасны для самих себя, если оставить их без присмотра. Следовательно, процесс интеграции детей с РАС в образовательное учреждение нуждается в специальном психолого-педагогическом сопровождении с учетом специфических для данной категории детей условий.

Исследовав состояние проблемы интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в одном из районов г. Красноярска1, мы выяснили, что из 22 дошкольных образовательных учреждений, в которых есть группы компенсирующей направленности, 14 имеют в составе детей, предъявляющих в своем поведении симптомы расстройств аутистического спектра. Анализ многочисленных теоретических источников зарубежных и отечественных специалистов, собственной практики, анкетирования и интервьюирования специалистов исследуемых детских садов позволили нам выделить психолого-педагогические условия, необходимые для успешной интеграции детей с нарушениями аутистического спектра в дошкольное образовательное учреждение. Условия мы проранжировали по степени значимости, опираясь на мнение специалистов ДОУ и собственный опыт, а также присвоили им условную квантификацию для определения уровня достаточности созданных условий:

1) наличие специалиста, владеющего основами диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра и компетенцией индивидуального сопровождения — 6 баллов;

2) наличие индивидуальной программы сопровождения ребенка с РАС в процессе интеграции в образовательное учреждение — 5 баллов;

3) организация реабилитационной предметно-пространственной среды для ребенка с нарушениями аутистического спектра — 4 балла;

4) регулярное обучение педагогов особенностям взаимодействия с детьми с РАС внутри учреждения специалистом — максимально 4 балла;

5) систематическая работа с родителями по двум направлениям:

— обучение родителей навыкам общения с их детьми — 2 балла,

— психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с РАС — 2 балла;

1 Исследование проводилось в рамках проекта 12-12-2/МП «Исследование готовности социальной сферы г. Красноярска к сопровождению семей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» при грантовой поддержке КГПУ им. В.П. Астафьева, а также в рамках проекта 06/02 "Исследования проблем развития человека" в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева.

6) наличие сопровождающей персоны, близкой ребенку на первых адаптационных порах - 1 балл.

На основании интервьюирования и анкетирования специалистов 14-ти исследуемых садов мы получили данные о наличии обозначенных нами условий психологопедагогического сопровождения процесса интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольное образовательное учреждение (рис. 1).

■ Наличие сопровождающего

□ Работа с родителями

□ Обучение педагогов особенностям; взаимодействия с данными детьми

□ Организация лредметно-лространственной среды

□ Наличие индивидуальной программы сопровождения

□ Наличие специалиста

Рис. 1. Наличие условий психолого-педагогического сопровождения прокоса интеграции детей с РАС в исследуемых детских садах

Для определения уровня созданных условий психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с РАС в дошкольное образовательное учреждение нами была выбрана Т-шкала, имеющая среднюю величину 50 и стандартное отклонение 10. Нами были выделены следующие границы уровня созданных условий: оптимальный — 81—100% (от максимально возможного); достаточный— 61—80%; относительно достаточный — 41—60%; нежелательный — 21—40%; недопустимый — менее 20 %.

В большинстве детских садов, имеющих в своем составе ребенка с РАС, уровень созданных условий нежелательный, выявлен в 57, 14 % случаев (рис. 2).

Для подтверждения гипотезы о зависимости успеха интеграции от создания обозначенных выше условий нами на основе изучения трудов С.С. Морозовой, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, Н.Б. Лаврентьевой была разработана программа мониторинга процесса интеграции, в которой определены критерии интеграции детей с РАС в дошкольное образовательное учреждение: коммуникативный, деятельностный, регулятивный, личностный (самостоятельность).

Поскольку в исследованных образовательных учреждениях, согласно интервьюированию специалистов, присутствуют дети только третьей и четвертой групп по классификации О.С. Никольской, мы почти не включили полное отсутствие характеристик в качестве показателей.

100,00%

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

7,14%

7,14%

7,14%

57,14%

21,43%

1 1 1 8 3

оптимальный достаточный нежелательный недопустимый

относительно достаточный

детские сады 14

уровни

Рис. 2. Распределение детских садов по уровню созданных условий психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции

1. Вступает в коммуникацию со взрослыми:

а) выполняет инструкции и просьбы в контексте происходящего — 1 балл;

б) выполняет инструкции и просьбы вне контекста происходящего — 2 балла;

в) наличие показателей по пункту б) + выражает свои желания, просит о помощи — 4 балла.

2. Вступает в коммуникацию со сверстниками:

а) реагирует на обращение к нему сверстников невербально или вербально не адекватно ситуации — 0 баллов;

б) реагирует на обращение к нему сверстников невербально или вербально адекватно ситуации — 2 балла;

в) наличие показателей по пункту б), кроме того, обращается с просьбами, вопросами, оценкой происходящего — 4 балла.

3. Включается в групповые виды деятельности:

а) не принимает формат совместных групповых видов деятельности, занимается самостоятельно отдельно от всех — 0 баллов:

б) включается в общую игру неосознанно (эмоциональное подключение) — 1 балл;

в) наличие показателей по пункту б), кроме того, присутствует во время непосредственно образовательной деятельности, не вовлекаясь в процесс происходящего, но и не мешая, принимая формат занятия — 2 балла;

г) принимает формат занятия или игры и вовлекается в процесс происходящего, выполняя необходимые действия и задания через посредника (еще одного специалиста или сопровождающего) - 3 балла;

д) принимает формат занятия или игры и вовлекается в процесс происходящего самостоятельно, выполняя простые, уже знакомые действия и задания — 4 балла.

4. Совершенствуется уровень эмоционально-волевой регуляции:

а) снижение частоты, насыщенности и временного интервала негативной эмоциональной реакции (агрессия, аутоагрессия, неадекватный крик, плач) в ответ на неп-

риятные ребенку ситуации (нарушение обычного стереотипа, новое не привлекательное для него занятие и т. п.) — 1 балл;

б) наличие показателей по пункту а), кроме того, замена аффективных вспышек вербализацией - 2 балла;

в) наличие показателей по пунктам а), б), кроме того, снижение частоты и насыщенности аутостимуляций при новых видах деятельности — 4 балла.

5. Самостоятельность:

а) выполняет необходимые действия по самообслуживанию под контролем взрослого — 1 балл;

б) самостоятельно выполняет привычные действия по самообслуживанию — 2 балла;

в) способен самостоятельно организовать и контролировать свою деятельность — 3 балла.

Индивидуальные показатели интеграции оценивались по формуле (100 (х — пип) / (тах — тт)), где х — сумма баллов для конкретного ребенка, с учетом минимальных и максимальных показателей по всем детям. Уровни интеграции определялись по Т-шкале интервалов. Большинство детей достигли низкого и ниже среднего уровней (рис. 3).

детские сады 14

уровни

Рис.З. Распределение детей по уровню интеграции в дошкольное образовательное учреждение

Нами была установлена достоверная связь на уровне 99 % вероятности по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена между уровнем интеграции ребенка и уровнем обеспечения условий интеграции в дошкольное образовательное учреждение.

Мы подключили также феноменологический метод исследования ситуации интеграции ребенка с РАС в образовательное учреждение, отслеживая динамику поведенческих реакций по программе мониторинга, следуя описанным выше критериям и параметрам у двух детей, посещавших один и тот же детский сад. Первый ребенок посещал детский сад в течение 3-х лет (2007—2010), и условия вводились последовательно: была создана реабилитационная предметно-пространственная среда по принципам Монтессори-педагогики. Определенная структурированность пространства и существующие приемы и правила самостоятельной деятельности на определен-

ном этапе коррекции позволили научить ребенка делать осознанный выбор самостоятельно согласно предлагаемому плану, а затем собственному плану. Систематическая работа с родителями осуществлялась по направлению «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями», для них была составлена памятка, включающая практические советы по организации жизни семьи с ребенком, имеющим РАС. В 2009 г. психолог детского сада прошел обучение по курсу «Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра» в рамках дополнительной образовательной программы «Развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях интегрированного образования» (С.А. Морозов — кандидат биологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО, председатель РОБО «Общество помощи аутичным детям "Добро"», Москва). В 2011 г. еще два специалиста дошкольного учреждения прошли обучение по программе «Коррекционная работа с аутичными детьми раннего и дошкольного возраста: содержание и методы» (О.С. Аршатская, кандидат психологических наук, Москва). Это позволило создать дополнительно следующие три условия психолого-педагогического сопровождения: наличие обученного специалиста; регулярное обучение педагогов особенностям взаимодействия с данными детьми; наличие индивидуальной программы сопровождения.

С целью знакомства педагогов с особенностями детей, имеющих нарушения аутистического спектра, стали проводиться консультации «Аутизм как феномен человека», «Особенности развития аутичного ребенка», «Работа с родителями детей, имеющих расстройства аутистического спектра»; мастер-класс «Как выстроить общение с аутичным ребенком». Педагоги имеют теперь возможность получать регулярно консультации относительно конкретного случая. Совместными усилиями психолога, воспитателей, логопедов была разработана программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС в процессе интеграции в дошкольное образовательное учреждение. Программа имеет основную часть, состоящую из разделов: адаптация к детскому саду, организация индивидуальных занятий, организация групповых видов деятельности, работа с родителями. Вариативная часть представляет собой регулирование индивидуальных трудностей и решение индивидуальных задач развития конкретного ребенка.

В итоге к выпуску при наличии достаточного хорошо созданных условий уровень интеграции достигает среднего.

Второй ребенок поступил в детский сад в 2010 г. в ситуации наличия практически всех необходимых условий — их оптимального уровня. Это позволило постепенно снять трудности в организации режимных моментов. Ребенок теперь включается в групповые формы работы под руководством педагога, вступает в коммуникацию со взрослыми по необходимости, включается в подвижные игры с детьми, самостоятелен в обслуживании (уровень интеграции оценивается как высокий).

Комплекс психолого-педагогических условий, задействующий потенциал свободы и порядка специально организованной среды, постоянно повышающий компетентность педагогов и родителей по воспитанию и обучению особого ребенка, позволяет обеспечить успешность социальной интеграции ребенка с расстройствами аутистического спектра в дошкольное образовательное учреждение, а впоследствии, мы надеемся, и в общеобразовательную школу.

Остается открытым вопрос о готовности дошкольных учреждений к психолого-пе-дагогическому сопровождению процесса социальной интеграции ребенка с РАС. Решение проблемы компетентности педагогов, создания важнейших психолого-педаго-гических условий такого сопровождения мы видим в организации систематического повышения квалификации мультипрофессиональных команд из детских садов Красноярска: психолога, логопеда, воспитателя со стороны научно-педагогических и медицинских учреждений.

Библиографический список

1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. 11КЬ:Ы;1р://аи1;181;.narod.ru/bashina.HTM (дата обращения: 20.05.2012).

2. Детский аутизм: хрестоматия: учеб. пособие / сост. Л.М. Шиницына. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. С. 361-365.

3. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. 2008. № 4. С. 52-64; № 5. С. 26-35.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

5. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. М., 2002.

6. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога М.: ВЛАДОС, 2007. 176 с.

7. Морозова С.С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичны-ми детьми. Самара: Книга, 2008. 154 с.

8. Никольская О., Баенская Е., Либлинг М. Об аутизме // Школьный психолог: прил. к газ. «Первое сентября». 2004. № 43. Нояб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.