Научная статья на тему 'Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы'

Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детское чтение / читательская компетентность / инфраструктура детского чтения / репертуар детского чтения / мотивация к чтению / читательские коммуникации / children’s reading / reader’s competence / children’s reading infrastructure / children’s reading repertoire / motivation for reading / reader’s communications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Езопова Светлана Александровна, Солнцева Ольга Викторовна

Актуальность статьи определяется вниманием к роли чтения подрастающего поколения со стороны государства, значимостью чтения в передаче культуры от поколения к поколению. Методика организации чтения в дошкольных образовательных организациях остается неизменной в течение нескольких десятилетий, чтение носит эпизодический характер в режиме дня детского сада, а интерес к чтению у детей неуклонно снижается. Встал вопрос об обновлении подходов к организации чтения в условиях детского сада: репертуара детского чтения, читательских коммуникаций, способах привлечения детей к чтению. Решение данных вопросов объединяет проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации. Цель статьи: представить результаты теоретического исследования подходов к проектированию инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации, дать обоснование ее содержания как системы компонентов, взаимодействие которых обеспечивает становление читательской компетентности ребенка, учитывая особенности его развития в период дошкольного детства. Описание хода исследования. На начальном этапе исследования была определена роль чтения в развитии детей дошкольного возраста и определена направленность данного вида деятельности на развитие читательской компетентности ребенка как цели проектирования инфраструктуры чтения; показана связь между литературным развитием ребенка и его читательской компетентностью. Далее исследование было построено вокруг поиска ответов на вопросы: как может быть изменен репертуар детского чтения с учетом особенностей ребенка ХХI века? Возможен ли обязательный круг (канон) чтения в детском саду с учетом современной социокультурной ситуации? Что побуждает детей к чтению, какие способы мотивации детей к чтению может использовать педагог? Какие изменения могут претерпеть читательские коммуникации с детьми дошкольного возраста? Исследование проводилось на основе анализа широкого круга источников, значимых как с исторической, так и современной точки зрения, сделаны выводы о проектировании компонентов инфраструктуры детского чтения. В ходе исследования были использованы материалы, полученные в работе педагогической лаборатории по теме «Проектирование инфраструктуры детского чтения в ДОО» на базе кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и ГБДОУ №143 Невского района Санкт-Петербурга, а также предшест­вующего пилотного эмпирического исследования по данной проблематике (2020–2022 гг.). Выводы. Инфраструктура детского чтения выступает как динамическое образование, которое проектируется и реализуется педагогами. В условиях насыщения рынка детской литературы новыми книгами возрастает роль читательской культуры педагога, его способности к пониманию замысла детской книги и выбора репертуара для чтения. Проектирование репертуара детского чтения требует определения и формулирования проблем, которые значимы для ребенка данного возраста. Для развития читательской компетентности ребенка необходимо сочетание педагогом внешних стимулов, побуждающих к чтению и актуализация внутренних мотивов ребенка в соответствии с возрастосообразным подходом, использование практики медленного чтения и игровых практик ребенка при организации читательских коммуникаций. Оптимальная поддержка детского чтения и развитие читательской компетентности ребенка требует дальнейшего эмпирического исследования инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Езопова Светлана Александровна, Солнцева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing Infrastructure for Children’s Reading in a Preschool Educational Organization: Problem Statement

The relevance of the article is determined by the attention to the role of reading by the younger generation from the state, the importance of reading in the transfer of culture from generation to generation. The method of organizing reading in preschool educational organizations has remained unchanged for several decades, reading is episodic in the daily routine of kindergarten, and the children’s interest in reading is steadily decreasing. The question arose about updating approaches to the organization of reading in kindergarten conditions: the repertoire of children’s reading, reader communications, ways to attract children to reading. The solution of these questions unites the design of the infrastructure of children’s reading in a preschool educational organization. The aim of the article is to present the results of a theoretical study of approaches to designing the infrastructure of children’s reading in a preschool educational organization, to substantiate its content as a system of components, whose interaction ensures the formation of a child’s reading competence, taking into account the peculiarities of his development during preschool childhood. Description of the research progress. At the initial stage of the study, the role of reading in the development of preschool children was determined and the focus of this type of activity on the development of the child’s reading competence was determined as the goal of designing the reading infrastructure; the relationship between the child’s literary development and reading competence is shown. Further, the study was built around finding answers to the questions: how can the repertoire of children’s reading be changed taking into account the characteristics of a child of the 21st century? Is it possible to have a mandatory reading circle (canon) in kindergarten, taking into account the current socio-cultural situation? What motivates children to read, what ways can a teacher use to motivate children to read? What changes can reader communications with preschool children undergo? The study was conducted on the basis of an analysis of a wide range of sources, significant both from a historical and modern point of view, conclusions were drawn about the design of components of the children’s reading infrastructure. In the course of the study, materials obtained in the work of the pedagogical laboratory on the topic “Designing the infrastructure of children’s reading in preschool educational institutions” on the basis of the Department of Preschool Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen and Kindergarten No. 143 of the Nevsky district of St. Petersburg, as well as the previous pilot empirical study on this issue (2020-2022) were used. Conclusions. The infrastructure of children’s reading acts as a dynamic education, which is designed and implemented by teachers. In the conditions of saturation of the children’s literature market with new books, the role of the teacher’s reading culture, ability to understand the concept of a children’s book and the choice of reading repertoire increases. Designing a children’s reading repertoire requires identifying and formulating problems that are significant for a child of a given age. For the development of the child’s reading competence, it is necessary for the teacher to combine external stimuli that encourage reading and actualize the child’s internal motives in accordance with an age-appropriate approach, use the practice of slow reading and the child’s play practices in organizing reader communications. Optimal support for children’s reading and the development of a child’s reading competence requires further empirical research of the infrastructure of children’s reading in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы»

������� �������� �������������, �������� ����� ����������*

���������� ��������������� �������������� ����������� ��. �.�. ������� (�����-���������, ������)

������������ ������ ������������ ��������� � ���� ������ ������������� ��������� �� ������� �����������, ����������� ������ � �������� �������� �� ��������� � ���������. �������� ��������-��� ������ � ���������� ��������������� ������������ �������� ���������� � ������� ���������� �����������, ������ ����� ������������� �������� � ������ ��� �������� ����, � ������� � ������ � ����� ��������� ���������. ����� ������ �� ���������� �������� � ����������� ������ � �������� �������� ����: ���������� �������� ������, ������������ ������������, �������� ����������� ����� � ������. ������� ������ �������� ���������� �������������� �������������� �������� ������ � ���������� ��������������� �����������. ���� ������: ����������� ���������� �������������� ������������ �������� � �������������� ��-������������ �������� ������ � ���������� ��������������� �����������, ���� ����������� �� ���������� ��� ������� �����������, �������������� ������� ������������ ����������� ��������-���� �������������� �������, �������� ����������� ��� �������� � ������ ����������� �������. �������� ���� ������������. �� ��������� ����� ������������ ���� ���������� ���� ������ � �������� ����� ����������� �������� � ���������� �������������� ������� ���� ������������ �� �������� ������������ �������������� ������� ��� ���� �������������� �������������� ������; �������� ����� ����� ������������ ��������� ������� � ��� ������������ ���������������. ����� ������������ ���� ��������� ������ ������ ������� �� �������: ��� ����� ���� ������� ��������� �������� ������ � ������ ������������ ������� ��I ����? �������� �� ������������ ���� (�����) ������ � ������� ���� � ������ ����������� ��������������� ��������? ��� ��������� ����� � ���-���, ����� ������� ��������� ����� � ������ ����� ������������ �������? ����� ��������� ����� ���������� ������������ ������������ � ������ ����������� ��������? ������������ ����������� �� ������ ������� �������� ����� ����������, �������� ��� � ������������, ��� � ����������� ���-�� ������, ������� ������ � �������������� ����������� �������������� �������� ������. � ���� ������������ ���� ������������ ���������, ���������� � ������ �������������� ����������� �� ���� ��������������� �������������� �������� ������ � ��λ �� ���� ������� ���������� ����-������ ���� ��. �.�. ������� � ����� �143 �������� ������ �����-����������, � ����� ��������-������� ��������� ������������� ������������ �� ������ ������������ (2020�2022 ��.). ������. �������������� �������� ������ ��������� ��� ������������ �����������, ������� �����-�������� � ����������� ����������. � �������� ��������� ����� ������� ���������� ������ �����-�� ���������� ���� ������������ �������� ��������, ��� ����������� � ��������� ������� ������� ����� � ������ ���������� ��� ������. �������������� ���������� �������� ������ ������� ����-������� � �������������� �������, ������� ������� ��� ������� ������� ��������. ��� �������� ������������ �������������� ������� ���������� ��������� ��������� ������� ��������, �����-������ � ������ � ������������ ���������� ������� ������� � ������������ � ������������������ ��������, ������������� �������� ���������� ������ � ������� ������� ������� ��� ����������� ������������ ������������. ����������� ��������� �������� ������ � �������� ������������ ���-����������� ������� ������� ����������� ������������� ������������ �������������� �������� ������ � ���������� ��������������� �����������.

�������� �����: ������� ������, ������������ ��������������, �������������� �������� ������,

��������� �������� ������, ��������� � ������, ������������ ������������. ��� �����������: ������� �.�., �������� �.�. �������������� �������������� �������� ������ � ���������� ��������������� �����������: ���������� �������� // ����������� ���������� ����-�������. � 2022. � �6(114). � �. 54�68. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68

��������� ������ �������� 21.09.2022.

* �����, ������������� �� ���������: [email protected]

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68

Designing Infrastructure for Children�s Reading in a Preschool Educational Organization: Problem Statement

Svetlana A. Ezopova, Olga V. Solntseva*

Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

The relevance of the article is determined by the attention to the role of reading by the younger generation from the state, the importance of reading in the transfer of culture from generation to generation. The method of organizing reading in preschool educational organizations has remained unchanged for several decades, reading is episodic in the daily routine of kindergarten, and the children�s interest in reading is steadily decreasing. The question arose about updating approaches to the organization of reading in kindergarten conditions: the repertoire of children�s reading, reader communications, ways to attract children to reading. The solution of these questions unites the design of the infrastructure of children�s reading in a preschool educational organization.

The aim of the article is to present the results of a theoretical study of approaches to designing the infrastructure of children�s reading in a preschool educational organization, to substantiate its content as a system of components, whose interaction ensures the formation of a child�s reading competence, taking into account the peculiarities of his development during preschool childhood.

Description of the research progress. At the initial stage of the study, the role of reading in the development of preschool children was determined and the focus of this type of activity on the development of the child�s reading competence was determined as the goal of designing the reading infrastructure; the relationship between the child�s literary development and reading competence is shown. Further, the study was built around finding answers to the questions: how can the repertoire of children�s reading be changed taking into account the characteristics of a child of the 21st century? Is it possible to have a mandatory reading circle (canon) in kindergarten, taking into account the current socio-cultural situation? What motivates children to read, what ways can a teacher use to motivate children to read? What changes can reader communications with preschool children undergo? The study was conducted on the basis of an analysis of a wide range of sources, significant both from a historical and modern point of view, conclusions were drawn about the design of components of the children�s reading infrastructure. In the course of the study, materials obtained in the work of the pedagogical laboratory on the topic �Designing the infrastructure of children�s reading in preschool educational institutions� on the basis of the Department of Preschool Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen and Kindergarten No. 143 of the Nevsky district of St. Petersburg, as well as the previous pilot empirical study on this issue (2020-2022) were used.

Conclusions. The infrastructure of children�s reading acts as a dynamic education, which is designed and implemented by teachers. In the conditions of saturation of the children�s literature market with new books, the role of the teacher�s reading culture, ability to understand the concept of a children�s book and the choice of reading repertoire increases. Designing a children�s reading repertoire requires identifying and formulating problems that are significant for a child of a given age. For the development of the child�s reading competence, it is necessary for the teacher to combine external stimuli that encourage reading and actualize the child�s internal motives in accordance with an age-appropriate approach, use the practice of slow reading and the child�s play practices in organizing reader communications. Optimal support for children�s reading and the development of a child�s reading competence requires further empirical research of the infrastructure of children�s reading in a preschool educational organization.

Keywords: children�s reading, reader�s competence, children�s reading infrastructure, children�s reading repertoire, motivation for reading, reader�s communications.

For citation: Ezopova S.A., Solntseva O.V. (2022). Designing infrastructure for children�s reading in a preschool educational organization: problem statement. Preschool Education Today. 6:16, 54�68 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68

Original manuscript received 21.09.2022.

*

Corresponding author: [email protected]

������������ ������������

���������������������������������� �������� �������� ������������� ������ ����-���� ���������� ������ ��������� ���������� �������, ������� ��������� �� ������� �����-����������� ������ �������� �� ������ ���-����������, ���������� ���������� �������� ������ � �������� ������������� ���������� ����������� � ���������, ��������, ��������-���, �����, ��������� � � ������ ������.

�� ����������� ���� ��������� � ���-����� �������� ������ ��������������� ��� ������������ ����������� � ���������� � ��-������������� �������� �����������, ��� ����-������ � �������� �������������� ���������� (���������� ��������������� ���������� ��-������ �� 2030 ���� � ��������� ���������� ���������� (2017), ���������� ������������ ��������� ��������� �������� � ���������� ������ � ���������� ���������� (2006)).

���������� �������������� ���������� � ��������� (����� �������� �������) ����-������ ����� �� ����� ������������ � ����������� ��������������� ��������-������� ��������� ����������� ����������� � ������������ � ��������������� �������� �������� ��������� � ��������������-������-������ ���������. � ������ ������ �� ������-��� �������� �������� ������ ���������� ��-��� � ������� ��������, �� ������ � �������� ���������-���������� ���������� ���������-��� ������� ����������.

������� ������ ��������� ��� �������� ������������ � ��������� ������ ����� � ��-��� ����������� � ��������������� ������-�� (�� 11 ���), ����� ��� �� ����� ������� ���-������� ������ ���������� ���� ��������� ������������ (��������, 2014). � ������ ��-���������� ������� ������ ����� ���������� � ������� ������ ��� ���������� � ��������-����� �������� ������� � ������ �����, ��� ��� ������ ����� ��������, ��� � ��������-������� �������������� ����������� (����-��� �� �������������). ����������� ������� ��������������� ������� ����� ���������-��� �� ��������� � ���������� ����� ������-���-���������� ������� ����� ���� �������� ������� ��������������� (����������, 2013).

� �� �� ����� ����������� �������� ������ � ���������� ��������������� ����������� (���) ��������� � ����� ������������, ��-�������������������������������������� ��������������������������������������-������� (2020�2022) � ������� ����������.

�������� ����������� ��������������� �������� ����������� �����������, ����-������� �� ������� ����������, ���������-��� �� ������ ���������� �������� ������ ��� ��������� ��� ���������������, ��� � ����������� �� ��� ����������� ������ ������������ ������� ���������� ��������-��� �������������, ��� ����������� �����-�� ������� ���������������� �������� �� ���������� ������� ��� ��������� �������� ��I ����. ����� ����, ����� ���������� ��-����� ���� ��� ����� ��������� �����, ��� ���� �� ������������� ������������ �������-�� �������� ������ ������ �������. �� ��� ������, ������ ���������� ���������� ������-�� � ��������� ������� ������� �����, ���-������-��������� ����� ������������ � ���-�������� ��������� � ��� � ����������� �� ����� ����������������� � ����������� ����� � ��� ��� ���� ���������� ������. ��� �����-��� ����������� ������������� ������������ �����, � ������ � �������������� �������� ����� �������� ������� ���������� � �����-������ �������������, ������������ �� ���-�������� �����, �� �������� � ���������� ��-���� ��������.

������ ����������� �������� ������ � ��-���� ��� ��� ����������, ��� � 78% ��� ����� ������������� �������� (������ ��-������� ������������ � ������ �������� ���-�������� ���, ���������� ���� � ���������� ������������ ����������� ������������� �������� � 2020 ���� � �������� 104 ��� �. �����-����������, �. ���������, �. �������). ����� ������ � ������������� ���������-��� ������� �������������� ���������� ���-����������� ��� ������� ������������ ��-���: �������� ������ ���� (����� ��������), ������������ ������������� � ���������� (������������) ���������, ������������ ���-��� � �����-���� ���������� ������� ������-����� ���� � ������������ � ������� ����� ������������. ������ � ��� ������� ������ (���������, 2015; �������, ��������, 2020), ��� ����� ����� �������� ��������� �������-��� ���������������� ��������, ����������� ��������� ������������ �������������� ��� � ���������� ��������.

�������� ������ � ������, ������� ��-���������� � ������� �����, ��������� � ����� ������(�������,2013;��������,2014;�������, �������, 2013; �������, 2019 � ��.) � �������-������ �� ��������������� ����������� ����� ���� ���������� �������. ��� ���� �������-������ ��������� � �������� ����� ��I ����: ��������������������������������������-���� ���������������� �����, �������� ���-������ ���������� �������� ������������� ����������������������������,���������-����� ��������� (������� �., ������� �., 2005; �������, 2015; ��������, 2013 � ��.). ��� ���-���, ����������, ������ ������� ������� �� ����� �������� ����������� �������������� ������� � ������ � ����� ����� ��������� � �������� �� ���������� ����� � ������, ������������ ��������.

����� �������, �������� �������� ������ � ���������� ������� ��� ����������� � ��� �������� ���������� ������� ����������� ��-���������. ����� �� ��������� ����� �� ��-����� �������� �������� �������������� �������� ������, ���������� �������������-��� ������������.

������� ��������������� �������� � ���-������� ������� ���� ������� � ���������� ������������ ��������� ��������� ��-������ � ���������� ������ � ���������� ���������� (2017) � �������� � ���������-��� �.�. ��������, �.�. �����������, �.�. ��-�����, �.�. �������� (2020) ��� �������� ���-��������, �������������� � �����������-����� ������� ��������� � ������������ �������������� ������������ � �������� ��-������� ���������. � �������� ����������� �������������� ������ ��������������� ��-����� �������� ������������ ��������� ��-������, ���������� ��������� �������: ����-����� � ������, ������������ ������������, ������������ �����, ����������� ������, ���-��������� � ����� ������, ���������, �����-������ � ������������ ��� �������������� ������������ ����������� ��������. �� ����-����� � ��� ����������� ���������� ���-����������� �������� ������ �������� �� ���-������������, ��� � ���������� ������������ ��������������� ������������. � ������ ���-��� ������ ����� ����������� �������������-���� ���������� �������������� �������� ������: ��������� ������ ��� ����� ��������-���� �����, ��������� � ������ � ��������-���� ������������.

��� ����� ��������������� ������-����� �������� �������������� ������-�� ������ � ���������� ��������������� �����������?

������� � �������� � ������ ����� ��-��������� �������� ����� �������� ���������-��� �����, �������� � ����� �.�. ��������� (1989), ������� ���� ������� ���������� �������� ������ ���� ��� ������ �����, ����-������ ���� ������ � ����������� � �������-��� �������. �������� ���� �.�. ��������� �������������� �.�. �����������, �.�. ����-������, �.�. ���������, ������� ���������� ����� ������� ���������� � ��������� � ���-������� ������� ����������� ��������. ��� � 1920-� ���� �.�. ������� (1967) �������� ��-������������ ������ ��� ��������� ������ ���������� ����� � ������� ����� � ������� ������, ��� ����� �� ����� ��� ������ �����-���������������������������������������� ����� � ������� ����: ��� ���������� ������� ������������� � ���������� ����� � ������ ��������, ��������� � ������������� �� ��-���� �������, ��� ���������. ������������ �.�. �������� ������ ��� ��������� �����-��� � ����� ������ ��������������� ��������, ������������������,�������������������-������� ����� ����������� ����� ���������-�� �������� � ������ ���� ��������� ������.

���� ��������������� ����� � ���������� � �������� ���� ����� �������������� � ������� �.�. ��������, �.�. ����� (1939). ������ ��-������ �������� �� ��, ��� ������� � ����� ��� � ������� ������� ���� ��������� ��� � ���-��� ��������, � ����� � ��� ��������� ������ ������������ � �������������� ��� �������-��� ��������� ��������� ���������; ��� ��-����� � ������������� ��� ������������ ��� ������ � �� ������������, ����������� ��� ����������� � ������� ����� ��������. ���� ������� �� ������ ��������� �����, �����-���, ����� ����������� ����� �������������� �����, �� ����� ��������� ����� ��� ��������� � ����������, � ������� ����, ���������, ���-��� (�������, �����, 1939. �. 52). ������� ������������ ������ ����� ������������ �� ������ ������������, ������ ����� �������-�� ��������� � ����������� ����� �� �����-����� �����, �������� ��� ������������� ��-������ ��������.

��������� ������ ����������� � �������� ��������������������������������������-����������� �������������� �������������-�� ���������� (���������, 1930; 2020; ������, 1947;���������,1948).����������������� ���������������������������������������-���������������������������������������-������, ����������� ����� ����� ����������� ����� � �����. ��������������� ������������ �������������� ��������� ������ ��������-���������������,������������������������ ����������� ������������ ��� ����� ������� ��������������� ����������� � ������� ����.

���, � ������������ �.�. ������� (1972) ���� ����������, ��� �������� ������ ���������� �������� ����� � ��� ����� � ��� ���������� � �������� ���������, ��������� ������� ���-������� ��������� � �������� ����������� ��������. ��� ��������� � ���������� ���-����������� ����� �������� ������������ �� ������ ������������, ����������� �����-����� ���������� � ��������� ������������� ������ ��������.

���������� �������� ���� ������ ���-����������� ��������������� � ����������� ������������� �������� � ��������� ����-������� ����� ����������� ��������. � ���-�� �� � ������ ��I �. ������ �������� ���-�� ���������� �� �������� ����� ��������� ������������� ������� ����������, ������� ��������� ����� �������� �������� �� ������ ����� (�������� ������� ����, �������� ����, ��������� ����, �������������� � ��������-������ �������� ���� (�������, ������, 1998; �������, 2013; �������, 2019 � ��.).

���� ������ �� ���� ������ � ������������-�������������������������������������� �.�. ���������� (2007). ����� ������������� ������ ��� ������� ���������-������������-��� ��������, ������� ����� ��� ��������-������� ��������, ��� ����� ��������� � ��� ��������� ��� ��� ������ ���������� ����-���, ��������� ������� � �������������� ��� ������������ ������������. ��������� ����-����� � ����������� ������, �.�. ��������� ����������� ��������, ��� ������� ������� � ������� ���� ���������� ����� ��������-�� � ��������� ����� � ���������� �������-�����, ����� �������� ���������� ������ ���-�������� ���� (��������, �������� ��������� ������������ ������� ��� ������� �������-������ �����). ������� ����������� ������ � ������������� ����������� �����������-���� ������ ������������ ������� ��������-�� � ������� ����, � ������ � �����������-��, � ���� ������ � ������� ��������� ����� � ������� �������.

� ���� �� ������ ������� � ����������� ���������� ������� ������������� ���������-������, ������� ��������� ��-����� ��������� �� ���� ������. ������������ �������������� ��������������� �.�. ���������� (2009) � ��-������ ��������������� �������, �������� �������� ������� �������� ����������� ��-�������� ������ � ������, ���������, ���-����������� � ���������� ���� ��������. �� ������ ������, ������������ ���������-����� �������� ������������� ��� �� ���-

������� ������� (�.�. � ���������� ������ �������) � ������������ ����������� � ��-����� ���� �����.

�������, ������� �� 12 ��� ����� ������-����� ������ ���� �������������, ���� �����-����� �������� ���������, ��� �������, ��-����� ����� �������� �� ���� (������������, 2007). �������������� �������� ����, ����� �� ������ ������� ����������� ������� ��� ������ ������� � ���������� ������ ��� ��-���� ������. �� ������ �������� ���� ������ ����� ������ ������� ������������� ��������-������� ��� �������� ���������� ����������-��, �������������� �� ������ ����� ������-�� �������� � �������������� ����������� ������� ����������� ������-�������������, ���������� � ���������������� ����� ����-����� ��������� � ������� ���������� ����-���������� � ��������������-�������������-��� ������������.

������������� ������������ ���������-����� ����������� � ������� � ������� ����. ������ ����������� ������������ �����-��������� ������� ����� ������������� ��� ���� �������������� �������������� ������. ����� ������������, ��� ������������ ���-����� � �������� ����������� ������������ ����� ��������� � ��������������� ������-�� �� ��� ��������, � ��� ��������, ������-�������� �������� ������������ ���������-����� ������������. ����������� �������� ������������ �������������� ������������ � ��������� ����� �� ��������, ��� ������� ����������� �������������� ������� � ����-��������� ������������. ���� �������������-���� ������� ����� ���� ��������� ������-��� �������:

1) ��� ����� ���� ������� ��������� �������� ������ � ������ ������������ �����-�� ��I ����? �������� �� ������������ ���� (�����) �������� ������ � ����������� �����-���������� ��������?

2) ��� ��������� ����� � ������, ����� ������� ��������� ����� � ������ ����� ��-���������� �������?

3) ����� ��������� ����� ���������� ��-���������� ������������ � ������ �������-���� ��������?

������ �� ������������ ������� ����� ����� ������ ����� � �������������� �����-��������� �������� ������ � ���������� ��-������������� �����������.

�������� ����� ������������ �������� �����������, ���������� � ��������� �����-����� �������������� �������� ������ ��� ������� �����������, �������������� ��-����� ������������ ����������� ��������-���� �������������� �������, �������� ���-�������� ��� �������� � ������ ����������� �������.

��� ����� ���� ������� ��������� ��-������ ������ � ������ ������������ ��-����� ��I ����? �������� �� ������������ ���� (�����) �������� ������ � ��������-��� ��������������� ��������?

��������� ������ ����� ����������� ���-����� ����������� ���������� ����� � ����� ��������� � ������� ��������������� ������-���� � ��������������� ���������� �������-���� �����������. �������� �� ���������-��� ��������� �������� ����� �� ��������� 20 ���, ������ ������������ ��� ������ ����� � ������� ���� ����������� �� �������� � ���-�� 1980-� ��.

� ������ ������������, ����������� ���-����������� �������� ������ (�������, 2017; ����������, 2016), ����������� ������ � ���-����� ������������ ���������� �������� ���-����������������������������.��-������, ��� ������ ����� �������� ������ �������� � ��������, � ������ �������, �����������-�� �� �������� ������ ������� ����������: �.�. ������, �.�. �������, �.�. ���������, �.�. ����������, �.�. �����, �.�. ������, �.�. ����� � ��. ��� ���� �������� ������� ����� ������������ ���������, �� ���������-��� �������� ������. ��������, ������� ����� ������ ���������, ����� ��������� �� � ����-������ �������������. ����������� ������ ���� �������� � � ����� ������ ���������-������ ������������, ����������� �������� ���� �������� ����� ����������� �������� (������, �����������, �������, 2013).

�������� ����������� ������������: ��-������ ������������, ��� ������������ ���-����� ������ �� ������ �������� ���������� ������� ������. ������, �������� ��� ���� �������������������������������,������-�� ���������� � �� ������������ � ��������-�� �������� �������� ������-������������ ���������.

��-������, � ���� �������� ������ ����-���� ���������� ������������ �IՖ�� ����� ���������� �������� � �. ����, �. �������, �. �� ����-��������, �. ��������, �. ����� � ��. ����� ������� ������������ ����� �.-�. ���������, �. �������� � �. ��������. ��������� �������� ����� ���������� ��-�������� � ���� ������ ����� �������� ��-�������� �������������� � ��������������� ���������, ���������� �� ������ ������� ��-����������� �����, ������������� ������ �� ������ ������� �������.

��� ����������� ������� ��������� ���������?

1) ������������ ��������� � ��������� �������� ������ � ������ ����.

2) �������������� � ���, ��� ��������-�� ����� ����������� ��� ������������ ���-��� ������������ (�����), �� ������� ����� ��������������� ��� �� ������������.

3) ����� �������� � ��������� ���� ���-���, ������������ ������� �� ���������� ��-���� ����������� �����, ��� ���������� ��� ���� ���������� ����� � ����� ���������� � �����������.

�-�������, ��������� �� ������ � ������-��� � � ��������� ����������� ������ ������� � ���������������, �������������� ������� ������� � ��������� ����������. �� ��� ���� ���������� ���������� ������� ���������� ������� ��������������� ������������ � ��-������ ������� ������������� ������ �����, ������, ����������. ������� �� ����� ���� �������������� ������ ����������� ������� � �������, � �������� ����� ���� �� �����-������ ������ ������� �����.

������ ��� ������ �� ���� ������������� ���������� �������, �������� ������ ������ ���������������������������������������: ���� ������� ������ � ��������������� ����-�������� ����� �������� ������. ��� �������, ����������� ���� ������ �������� ��������-��������, ������ ������������ ������������ ���������� ��� �� ������������ ��������. ������������ �.�. ���������, �.�. ������ (2015) ��������, ��� � ��������� ���������-�� ����������� ������ ������� ��������-�������� ��������� ���������-��������� ����������� � ����������� � ���������� ��-����������� ���������� ��������������� ������������.

�.�. ��������� (2007) ��������, ��� �����-��������� �������� ������� ������� � ������ ������������ ��� ������ �������� � ������-�� ������� ������������� � �����, ����������� ���������� ����� ��� ������ ����. ������� ��� ��������� ���������� � ������ �������� ������ � ��������� � �������� ��������� ������������ ��������� �������� ����������� ���� ����� ��������.

����� �������, ������ ������ ����� � ������������� �������� �������� ������ �������� ������ � � ������������� �������� ������������ �������� �������� � ��������� ������� ����.

�� ��� ������, ����� ���������� ������-�� ������ ��������� ����� ���� ������� ��� ���������� ��������� �������. �������� ��-�������� �������� ������������ �������� � ������������� ����� �����, ������� �� ��-������ ��� ������ �����. ��� ���������� ���-������, ���� � �������� ����������� ������ ������ � �������: ������ ����� ����� �� ����-����� ������� � ������������� �������� ����� �������; �������� � ������ �������� �����, ������� �������� ���� �������������� �����, ����������� � ������� ��� ���������. �����, ����� ������� ������� � ���������-���, ������ �����, ��������������, � �� ��-����������� �����.

�������� ���������� ������� ���������-��� ������������ ����� ���� ��� ������ ��-���, ��������� �� ����� ������������ ��-��������. ��� ���������� ���������, ���� ������� ������������ � ������������ ��-������-�������� �� �������� ������, ����� � ���� ��������.

��������-������� ��������� ������ ��-������ ��� ���������� ���������� �������� ������:

������ ��������� �� �������� ����������� ���������� (https://books. vbudushee.ru/hrestomatiya-5-7-let). ��������� ����������� ������������� �� ����� �� 5 �� 7 ���. ������ ����������� � ������� �����-��� �������������� ���������� � ���������� �������. ������������ ��� ������� �����-������� ���������� �������� �����, ��� ���-������ ������, ������������, ��������� ��������� � ��., ��� ����� �������� ���� � �������� ����� ������.

������� ��������� (https:// bibliogid.ru), ��������� (https://prodetlit.ru), ����������� (https://www.papmambook.ru), �������� ���� (https://pochitaimne.ru) � ��-������-�������� ����������, �����, �������!� � ��. ���� ����������� �������-������ � ������������ �������������� ��-����� ����������, � ��� ����� ����������� ������� ������ ��������� � ������� ������� ����������; �������� �������� �� �����, ���������� ����������� �������������� � �������������� ��������� � ������� ��-����� ����������; ���������� ������������ �������� ���� ��� ���� ����������� ������ ����� �� ��������� ����� ��� �����������-��� ������������� ������������� ��������, ������������ ����� � ��������.

������������������������������������ ���������� ��������� ������ ��� ������ ��-����� ���� � ������������ � ������������� ����������,��������,������������������-��������������,������������������������ ������������ � ���������� ������ �������; �������� ����� � ������������ ����� � ����-�������� � �������� ���������� ������ ���-��������� ��� ����� (�������, �������, 2013; ��������, 2014; �������, 1967; ��������, 1989 � ��.). ��������� ������:

�������� �� �������������������� �������� ����������, ������ ����� ������ ��������� � ���������� ����, ������� �����-������������ � ��������� ������� ��������-���� ����������� �� ��������;

������������� ������ ��������, � ��-����� ��������� ������ � ������ ����� � ���-�� �����, �������� �����, �������� ������-��� � ����� ����������, �������� � ����� ������ ��������������, ������� ����������-�����, ���������, ������������, ��������;

��������� ���������� ����������� �������:�������������������������������� ������������ �����������, �� ����������� ��-���, �� ������������ �� ��������� ���������� �����;

�������� ������������������ ��� ���-�������� �����, ���� ������ � �����������, ��� �������� ����������� ����� ��������� �������������� ��������� ��������.

�����������������������������������-�� ���������� ����� ����������� � �������� ���������� �� �������� ������. � ���������� ����� ���������������� �������� ������ ���� ��� ������� ������ ��������������� � ��������� �������, ���������� ��������� ��������, ���������� ������� ������ ��� ������� ������� �����.

��� ��������� ����� � ������, ����� ������� ��������� ����� � ������ ����� ������������ �������?

��� ���������� � ������ ���������� ���-����, ����������� �������� ������. ����� ������� ������ ��������� ����� ������-�� �������������� �����, �������������� ������������� ������ �� �������� ������, ������������; ���������� ����������� ��-����, ��������������� �� ��������� ������ (����������, �������, 2016).

����������� ��������� � ������ �������-������� ���������� ������, ��� ��� ����� ������������ ������ ������� ���������� ��-�������������� � ������������� �����, ���-����������� ���������. � ������ ���������� ������������ ������������ � ��������� ����-����� � ������ ����� ���� �������� ������� ������� � ��� ������� ����������� ���-��������, ������� ��������� ������� ����-������ � ������. �������� � ������ ����� ��������� ���� ����� � �� ������� ���, ����-������, �����, �������� �����������, �����. �������� ��������� ������ ���� ������� ��������, ������� ����� ���� ������ ������-���� ��� �������������� ������� ���������� �������������� �������� ������ (����. 1).

������� 1. ������� ������� � ������. 3-5 ���

���������� ����������� ����� ������������ �������� ��������

����� 3�4 ��� ����� ���� � �������� ���������� ��-���������� �� ��������, �������� ��� ���������. � 4�5 ��� ���������� ����������� ��������� �������-��� � ������������� ������������ ���� �������������� �� ��������, ���������� �������������� ���������� ������������� � �� ����������� (����� ���������). ��������� �������� � �������� ����������� ���������� ����� ��������. ��������� ��������� ������. ����������� ����� ����� � ���������� � �����. ������������� ��������� � ��������������� ������� � �����, ����� ������������.

������� ����� ������������� ��������, �������� ��� ����-�� ��� ��� ����-��. �� ��������� ������������ � ������������ ������ � �� ���������� ������� �� ����, ��������� ��� ��� ���� �� �����. ��������� ����� / ������������� �������� ���� ��� ������������ ���� ������� ���-���� ��� ����� ����� (����� � �������� � ����, ��������� ���, � ������� ������). ������� ����� ��������, ��� �� ����� ������ � ����� ��������-��, ��� �� ����� �� ������������.

����� ��������� �� ������� ����� � ��������, � ������� ��������� ��������. ��������� ��������� �������� ����� ��� �������� � ��������� �������, �������.

��� �������� �������� ��������� ������������� ����-���������� ��������, �� �����������. ��������� ��������� � ���������� �����, ������������ �������������� ������������� � ����� �� ������� � ������������.

��� ��������� ����� ���� ����������� ������� �����-���, �������� ������ ���������. ��������� ������� ���������� ��������� � ���������� � ����� �������� ���������.

����� ���� ������������ �������, ������� �������� � ����� ���������, �������� � ������������ � ���, ��� ���� ��� �����. ��������� ���������, ������ ������������ ����� ����� �� �����, ������� �������� � ����� ���������, ����������� ����������� ����� ����� � �����.

������ � ����� ������������������� �����������-���� ��� ������� ������������ ������� ����������� ��������. ��������� ����������� �������� ������ (������� ��� ���-��, ����������, ��� ���������) �������� � ���������, ��� �� ����

5�7 ���

����������� ����� ������������ �������� ��������

������ �������� ����� �������������� �� ��������, ���������� ��������� ��� ���������. ����� ��������-�� ������, ��� ��� ����� �������� �� ������ ��������, ��� �� �������������� � ������ �������. ��������� �������� �� �������� ���� ��������� ���� ������, � ������ ���� �� ������� ���� ������������ � ������ �� �������.

������������� ��������� ������� �� ���������. ��������� ����������� �� �������� ��������������� ������� ��������� ������������ �������� ������ ������ �� ���� ������ (���� ��� ��������� (�����), ��� ��ꅻ, ���� �� � ���������� ���, � ���? ����� ��� ���� �������?).

� ����� ���������� ������������ ��������� � ����� ��� ������� �������� � �� ����������, ������������, � ������ �������� �����. ��������� ��������� � ����� ��� ������� ��������

��� ����� ������� ������������ ������������, ������-�� ��������� ��� ������ ��������� ������ ������-��� � ����, ����������� �������� ��������������� ��������. ��������� ��������� � ������������ ������������ ���������� ���������� ������� �����, �������������-����� �������.

����� ����� ������ ��, ��� ����� ���� ������������ � ����� (��������, ������� ��� ������, �������� ��� ��-�������-�������� ����). ��������� ����� ��������� �����, ����� ��� ����� ������� ���� � ����������������, ���������-��������.

� ������� ���������� ����������� ������� �������-�����, ��� ���������� ������� ����� ����� ������ �� �������. ��������� ���������� ���� ������ ����� � ����� �� ��������� ������� �����

��� � 6 ����� ������� �������� ���� � ������-������ ����. ����������� ��������� ������� �� ��� ���� ������������ �������� �����������... �������������, ������� ����� ������� ������ ����-�������� (�������) ��������. ��������� ��������������� ���������, ����� ��������� ����������� ��������

����� ����� ������ ���������� ������������ � ������. ��������� ������������� ���� ������ ������ � ����������� � ������ ����� ������ � ������-��, �����������, ��������, ��������� � ������.

���������� ������ ������� �������� �������� ����-�����, ������� ��������� � ���������� ����, ����-���, ������� ���������� � ����� ��������. � �����-�� ���������� ������������� ��������������. ��������� ��������� �� ����� ������ (��� ��������� ���� ���������� �����, �������) ��������� �����, ����� ����������� � �����-���� ��������� �� ����� ������� ��� ����� ������� ������, ��������� �������, ����

���� ����������� � ������� ��������, �� �� � ����� ������ ������� � ������� ��������, � �� ���������� ��� ��������, ������� ����� ���������. ��� ��������-�� ��������� ��������� ��������� � ����� �������-�� ��������������� ����������� (������������ �� ������ �����). ��������� ��������� ��� ��������� �� ����� ������������ ����� ��������, ���������� �������� �� �����, �� ����������� ��������� � �������� �������� � �����.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ����� ������ ���������� ������������ ��-���������� � ������, ��������, ��� �������� �����-���, ������������ � ���, �������� ������ ����������� � ��������, ���������� ���� � �������. ��������� ���������������� ������� �������, �������� �������� �� �����.

��� ������� ����������� ��������, � ���� ���������� ������������, ���������� ����-���� ������� ������� � ������. ��������� � ������ � ����� �������� ���� �� ������� �������� � ���������� ���������: ������� � ���������� � �������� ��������� ���-��, � �������� �� ������, ��������� ���-��������� �� ������� � ������ � �� �� ���-��� �������� ��� ������� �� �������������. ������ ���������� ��������� ����������-�� ������������� ����� � ������� ������, ����������������� �� ���������� �����, ������������ ����������� ������������� ��-������ (�������, �������, 2013; ����������, �������, 2016).

���, � 3�5 ��� � ����� ���� ����������� ���� ����� ������������, � ��� ����� � ��������-���� ������������. �� ����� ������� ������ ������ � ����, ��� ��� ������� �������� ���-��������� �� �������� ������������ (���� ��-�������������������������,��������������-��� �������). ������� � ���� ������ ������� �������������������������������������-������� � ������, ��������� ������������� ����� � ������ �������������� �������� �� ��������.�5�7�������������������������� � ����� ��� � ��������� ��������� ��������-���� �� �������� ������; ������ (��� �������� ������, ��������� ��������, ��� � ��������-������� �������������� �����) ���������� ��-�������� �������������. ����� ���������, ��� ���� �������� ����������� �������� ��-������������� ������������ �������������� �������; ������� ����������� �����������-��-���������� �����, ������� ����� ������-�� ������������ ����� ��� �������� ������� �� ����������� �������, ��������� � ��������� ����, � ���������, �� ���������� � ��������. ��� ����� ����������� �������� ����� �����-���: ���� ��������� ���� ������ � ������, � ������ � �������养, ��� �������������� � ������ � �������� ��������� �� ���� ������ (���� ��� ���������(�����), ��� ��ꅻ, ���� �� � ���������� ���, � ���?�, ������ ��� ���� �������?�). � ������� � ����� ����������� �������� ���������� ��������� ����������-����� ������������� ������� � ������� ���-���, ���������������, ��������������, �����-����� ������������ ������, ������� �������� ���� ����� ������?�, ���������� ��������� ���������� �� ���� ������.

��� ���������� ������ ��������� ������-������� ������������ (2020�2022), ��� ���-������������ �������� ����� (20�30 �����) � ������� ���������� �������� ���������� ��-��������������������������������������: ������������ ���������� ����������� ���-����� �������� ������ ������������ (����-�����, ���������������, ����). ������������ ���� ������������ �� ������ �� ��������� ��-��� �� ���������� �����, �� � ������������ �������������� �� �� ����������. �� ���� ��������������� ������������ ����� � �����-����� ������������, ������� � ������� �����-��� �� ������ �� ������������� ������, ���-����� ������������ �������������. ������ � ������� ����� 3�5 ��� ������������ ���� ��-���������� �� ���������� � ��������� ����� �� ���������� ������������, ��� ����������� ����������� ������������� ������������� ��������.

����� �������, ��� �������������� ���-����������� �������� ������ �������������� ����������� ���������� �������� ������� ������� �������� � ���������� ��������� �� ������� ����� � ������, ����� ��������-��� �������� ��������� ����� � ������, ����-��� ����� ������������ ������������ ������� ���� ������������.

����� ��������� ����� ���������� ������������ ������������ � ������ ����������� ��������?

�������������� �������������� ������-�� ������ ������� ��������� � �������� ����-��������������������.������������������� ������������ ����� ����������� ��������� �������� ������, �������� ������ � ������ � ������� ����.

������������ ������������ � ��-����������, ������������ �� �������� ��-������ ���������� ������������ � �����-�� ����������, ������������� ������������ ������ � �����������. ������������� ���-���� ������������� ������������� ������-������ ������������ �������� ����������, ����������� ���������� ����� ������������ � �������� �������� ������������ �� ����-�� ������������, �������� ������ ������-�� ������ �����, ��������� ������������ �� ����������. ��� ��������� �� ������ ����� ����� ������������ ������������� � ��-�������� � ������ (�������, ����������, �������, �������, 2018).

��������� ������������ ������������ ��������������� ���� � ��������� ������-������� ������ (���������, �������, 2012). ����������� ��� ����������� �������� ���-������� � ��������� ������ ������ �������� �������� ����������� ������ ������ ����-��. ������������ ��� ����������� ��������� ���������� ������� � ��� ���������� �������-����� ��������� � �����, ��������� ����� ������� ������������ (����������, 2016), ��� ������ � �����������, ������� �������-�� ������������ �������������� ����� �� ����������, ���������� � ������ (�����-��� �����, �����). ��������� ������ �����-�� ������� ������� � ��������������� ���-�����, �������� ����� ������������ ��� ��� �����������.

������� ��������, ��� ��������� � ���-������� ������ � ���������� ����������� �������� ��������������. � �������� ��-����������� �������� ����� ����������, ��� ����� ���������� ����������� ���������� ������������, ������� ������ ��������� � ��������� ������ ��������������� (�������, �������, 2013; ��������, 2014; �������, 2019). ����������, �� ������ ������������ �������-�� ���������� ������ � ����������. � �� �� ����� �� ���� ������ � ����� ����� �������-�� ��������� �� �������, �������������-��� ��������, ������� ������� ����������� �����������.

� ���� �������� ����������� ���������� ������� � �������� � �������� ������, ���� �� �������� �������� ��� ��������, �����-�������� �� ��������� ������. ����������� ������������ ������������ ����� ���������� ����������� � ��������� �������, �������� � ��� �������, ����� ����� ������� � ��������� � ����������, ������� ������� �����, ���-��������� ��������, ��������� ����������. ����� ������������, ��� ������������ ���-���, ���������� �� ��������� ���������� ��-����������������������,���������������� ����� ������ ��������� ������ � ��������-������� �������� �������� ����, �� ������� � ������������ ���� � ������. ��������� ���-��� �������� ����� ������������ ��������� ��� ����� ����������� ��������, ��� ��� ���-������ ������������ ��������� � ��������-���� ������������.

�������������� ������������ �����-������� ����� �������������� �� ������-��� ������������, ������� �������� ���-�������� �������������� ��������� � �����. ����������� ������������ ������������ ��-����� ������������� �� ���� ������ ������-������� ������: ���� ��� �������, �� ������� ������� ����������� ������ ����������� ������������, ���� �� �������� �������, �� ������� ������� ������ ��������� �������-�� � ������ � ���������� ���������������� ������� ������������, � ���� ������ �������, ������� ������������ �� ��������� ������-��� � ���������� ����� ��� ������� ������� ��������������� ������������ ��� �������-���������� �����.

����������� �������������� ������������ ������������ ������������ � ����. 2.

����� ��������, ��� ������������������ �������� ������������ ������������ ����� ������ �������� ������� ��������, ������� ��������� ������� ��������� � ����������

������� 2. ����������� �������������� ������������ ������������ � �������� ���������������� �������� ���

����������� ������� ����������:

�� ������

������������ ������-��� ��������� �����-����� ������� ����� � ����������� ����� ������ � ������ � ������� ���������� ����������� �������� ����� ����� �� ������ ������; � ������� ������ ����� ��������� � ��������� �����; � ������� ����������� ������, ��������������� �� ���������-��������� ���������� ������������ ������ � ��������� ������ �������� �������� �������; � ������� ������ ������, ��������������� �� ��������� ������ ��������������-����-��������� ������� ����������� �����;

������� ��������-������� ������ ����-���� � �������������� �� ������ ������ � ������� ������������ ����������� ����� � ���������� �����, ������ �� �������� ��� �����������; � ������� �������� ������� ����� � ������������ ������;

�� ����� ������

������������� ������-��� ������� ������-���� ������ � �� ����� ������ ������ ������� ������ ��������� ����� ��� �������������� ������-�����, �������� � ��������������� ������������; � �������� �� ������� �����, ������������ �� ���������� � ���������� �����; � ����������� ������� �� ��������� ������ ������������ ��������� / ������� ��������� ���������������; � ��������� ���������������� ����������; � ������ �������� ����������� ������;

������������� ��-������� ������� ��-��������� ��������� ������ � ������� ����������� ���� ��������� � �������� � ����� (��������, �������� ������� �� ����, ��� � ������ �������� ������ ���, ��� �� �� ����� ������ �������� �������, ��� �������������� ��-�� ��������� ������� � ������ � �.�.); � ��������� ������, ��������������� ���������� ������ � ���������, ���������, �����������; � ������������ ������������� ������� ����� �� ���������� �� ����� ������ �����; � ������� ����������� ��������� ������ ������ ��������� � �������� �����; � ������� ������������ ����, ����� �����������, ����������� �� ������ ������ ����-���� ����������� ��������� � ������������ ������������;

��������� ������-������-����������-���� � ������� ���-������� ����� � ���� ������ � ���������� ������������ � ������� ������������ ���������� ������ �������� � ������, ���������� � ������ (����������� �� ����������� ��������, �������� �����); � ������� �������� ����� �� �������������� ������ �����������, �� ���������� �� ������������ � ��������; � ������� ����������� �� ������� � ������� ����� �� ����� ������, ������������ ���������� ������������; � ������� ������� ������� ��� ��������� ��������� � ������������ � �������������� ������ ����� ������������� ������;

����� ������

�������� ������� ��� ��������� � ���-����� ������ ������� ������������ � ������� �������� � ������������ ��-���������� (������-���, �����, ��������-�������) ��� ������� ����������������� � ������� ������� ������� ��� ��������� � �������� ������� ������������ ������ � ���������� � ������������ ������������ (���������, �������� �������� � ���������, ����, �������, ��������� ��� ���� � �.�.); � ������������ ���������� ������� �������� � ������������ ������������ ������� ������������ ������������; � ������� ���������� ���������� � ����������� �������, ���������� �� ���������-���, �����������, ���������� �� ����� ������������� ������ ����� ������������, ���� ��������� � ����� ����� ������ � ������������� ����� � ����������, � ����������, ���������� �����-���� ������, ������� � �.�.; � ������� ���������� ���������� ����� ������ �����, ���� ������� ������������ ����� ��� ��������� ��� ��� ��������������� ��������� �� ������� ������������ ��� ����� ������������� �������� �������� ��������������� ������ � ��������� ���������.

������������, ������� � ����� ����������� ������ ��������� ���������� ��������� �� �������� � ������������ (��������, �������, 2020). ������������ ������� �������� ����-������� ������������� ������������ � ���-������� ����������� ����� � ������� ��-���� ��� ��������� � �����������, ��� ��� ������� � ��� ���������, ������ ������ ����� ������������� � ������������ � ���������� ������� ������������.

������

1.

������� ������ �������� ����� �� ��-����� ���������� ������� � ��������������� �������� �������� ����. ���������-��������-������� ������� �������� ������ ����� ���� ������� �����������, ���� �������� ���� ���-����� ������������ �������������� ������� ����������� ��������. � ���� ��������� ��-���������� �������� ������� ����� ���� ���-�������� �� ��� ���� ���������������� ���-�����, � ��� ���� �� �������, �������������� ����������� ������������ �������������� �����������.

2.

� ��������� ���� ��� �� ������ ����-����������� ���������, ��� � �� ������ �����-���������������������������������������-��������� �������� �������. �������������� �������� ������ ��������� ��� �������� ����-���, ��������������� ������������ �������� � ������� � ����������� ������������ ���-����������� ��� ���������� ����������� ��-������������� �������� ��I ����. ���������� ����������� � ��������� ����������� ����-��� �������������� �������������� �������� ������ �� ������ ���������� ������������-��� �����������.

3.

�������������� �������� ������ � ��� ������������ �����������, ������� �������-������ � ����������� ����������. �������� ������������ �������������� �������� ���-��� � ������� ���� ��������� ����� ������-��� � ���������� ���������� �������� ������, ����� �������� ��������� ����� � ������, ����������� ������������ ������������. �������������� ������ ����������� ����� �� ����� �������� ������������ ����� � ����-���� �������� ����, � ����� ����������� ���-��������� � ������� �������� ������.

4.

�������������� ���������� ������-�� ������ ��� ������� �������� ������������ �������������� ������������ ��������� ��-��������� � �������������� �������, ����-��� ������� ��� ������� ������� ��������.

� ������ ����������������� ������ ��������-��� ������� ���� ������ ������ ���������� ���������� �� �������� ������. � ��������-�� ����� ���������������� �������� ������ ���� ��� ������� ������ ��������������� � ��������� �������. ��� ���� ������� ����� ������������ ��� ��������� ���� � ��������-��� ��������������� �������� ����������.

5.

���������� �������������� ��������-���� ������������ ������� �� ��������� ��-������� ������������ � ����� ������ ������� �����, �� ����������� �������� ���� ������-��� ������� ����� � ���������� ������� ���-���������, ������ � ������ ����� ��������� ��������� � ���������� ����������� �������-��� �� ������ �������� ���� � ����, ������-������� ������������ ������� ����� �������-����� ��� ������� ����������� ���������� ������������ �� ������ � ������, �� � ������-�������� �����.

6.

�������������� �������� ��������� ����� � ������ ��������� ��������� ������-��� ��������� ��������� ������� �������� � ����������� ���������� ������� ������� � ������ ���������� ������������. ��� ���-����������� �������� ��������� ����� � ���-��� ��������� ������ ����� �� ���������� ������� ������ � ����������� � ����������-���� ������������ ������� ��������, �����-���� �������������� ������ � ������������ ������������ �� ��� ��������. � �� �� ���-�� ���������� ������������� ������������-��� �������� ���������������� ����������� � ������� ������, �������������� ��������-����� ����� � ������.

7.

���������� �������� ������������ ������������ � ��������� � ������ ����� ������� �� �������� �������. ��� �������� ������������ �������������� ������� ����-�������� ������������ ������������� ��-��������� �� ������ ���������� �����������-�� ������, ��� ������� ��������� ��������� �������� ��� �����������, ���������� �����-������� �� ������ ��������, ���������� ��� ������������ �������� � ������������� ��-����������� �������� ������� ����� �������-�����, � ������ ������� ������� �������.

8.

�������������� �������������� �������� ������ ��������� �������� ����-�������� �������� �������� (���������, ��-�������), ���������� ����� ���������� ���-���������, ��� ��� �� �������� ��������� ��������� ������� ������� ����� ������� ��� ����� ����� �����, ��� � ����������� ����-�������� ������������. n

���������� �� �������

������� �������� �������������, �������� �������������� ����, ������, ������� �������-��� ����������, �������� ������� ����������� ���������������� ��������������� ������������ ��. �.�. ������� (�����-���������, ������), ORCID: 0000-0002-5766-0785, [email protected]

�������� ����� ����������, �������� ������-�������� ����, ������, ������� ���������� ����-������, �������� ������� ����������� ������������-���� ��������������� ������������ ��. �.�. ������� (�����-���������, ������), ORCID: 0000-0002-3484-0783, [email protected]

Information about authors

Svetlana A. Ezopova, PhD in Pedagogy, Associate ProfessorofDepartmentofPreschoolPedagogy,Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, ORCID: 0000-0002-5766-0785, [email protected],

Olga V. Solntseva, PhD in Pedagogy, Associate ProfessorofDepartmentofPreschoolPedagogy,Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, ORCID: 0000-0002-3484-0783, [email protected]

����������

1.

������� �.�., ������� �.�. ����-����������� ������� ������� �������������� ����-������� / ���. �.�. �����������. � ���.: �������-�����. � 2013. � 192 �.

2.

������� �.�. ����� �������� � ��������� ������ ��� ������������ ������� // ���������� �������������� �������. � 2017. � �.5. � �4 (17). � �. 30�36.

3.

������� �.�., ���������� �.�., ������� �.�., ������� �.�. �������������� ������: ���� ���-����� � ������� �������� ��� ����������� �����-������� // ������� �����������. � 2018. � �2. � �. 26�42.

4.

������� �.�., ������� �.�. �������� �����-�� � ���������� �������: ������� ��� ��������� ��-�������� ����������. � �.: �������-������. � 2005. � 150 c.

5.

��������� �.�. ����������� � ��������-�� � ������� ��������. � �.: �����������, 2020. � 125 �.

6.

������� �.�. ���������� ����� � ����-���������� ����������. ��������� � ������������ ������������. � �.: �������-������. � 2013. � 110 �.

7.

��������� �.�. ������ ����� ����������� ������������ ������������ ��� ����� � ��� �����-������ � ��������: �������. ���. � �-�� ����. ����:

19.00. � �.: 2009. � 40 �.

8.

�������� �.�. ������������ ����������� ������������. � �.: ��������. � 2014. � 347 �.

9.

������� �.�. ��������� ������ ���������-���� ����� ������ �������� ����������� ��������, 6�7 ���: ����������� ... ����. ���. ����: 13.00.01. � ���������, 1972. � 262 �.

10.

������� �.�., �������� �.�. ������-��������� �������: �� ������ � ���� // ���������� ����������. � 2020. � �10. � �. 16�21; �11. � �. 20�24.

11.

��������� �.�. ���������� ���������� ������ �������� ������������ // ���������� ���-�������. � 1948. � �9. � �. 56�67.

12.

������� �.�. �������� �������������� �������� ����������� ������������ // ��� �����-�����. � 2015. � �1(81). � �. 65�76.

13.

������������ ��������� ��������� � ���-����� ������ // ����������� ��������� �� ������ � �������� �������������. ���������� ������� ����. � 2006. � URL: http://www.mcbs.ru/files/File/ nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (���� ����-�����: 14.09.2022).

14.

� ���������� ��������� ��������������� ���������� �������� �� ������ �� 2030 ���� � ����-������������������������.������������������� ��������� ������������ �������� ���������� ��������� // http://council.gov.ru/activity/documents/ 76702(���� ���������: 14.09.2022).

15.

�������� �.�. ������� ������ � �����-������ ������: �������, ��������� � �������� [����������� ������] // ������� ����. � 2014. � �4. � �. 193�198. (����� ���������������� ������).

16.

��������� �.�. ������ �������������� ��-��������//����������������������������������-���� ����������� ��������. � �.: �����-�����. � 2007. � 208 �.

17.

�������� �.�., ����� �.�. ������������ ���������������� ����������� � ��������� � ������� ������������� ����������� �������-����� // ������������� ��I ���. � 2015. � �1. � �. 156�170.

18.

���������� �.�. ������ ����������� ���-���� ����� ��� ��������� // ������� ���. � 2013. � �2 (118). � �. 206�211.

19.

���������� �.�. ������ ����������: ���-��� � ������ �������� ��� ������ ����������? / ������� ��������. Homo legens-8. ���������� ������ � ������ � �� �������. ���� ���������-��� ��������� ���������: ��. ��. ��� ���. ���. �.�. �����������, �.�. �����������. � �.: ������� ���������� ������, ������������ ������+� ���� ��������������. � 2016. �160 �. � �. 36�43.

20.

������������ �.�. ������ � ������-�����. ����������� � ��������� ������������ ��������� ��������� � �������� ������ / ���

��������� ��������� ����: ��������� � ���-����� ������: �������� � �����������: ����.-�����. ��. / ����. �.�. �������, �.�. �������. � �.: ����. � 2007. � 57 �.

21.

�������� �.�. ���� � ����������� ��-�������� ����������� // ����������� ������ ���������������� ����� � ������������. � 2013. � �3. � �. 92�98.

22.

�������.�.,������������.�.,��������.�. ������� ����� ����������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2013. � �9 (41). � �. 30�38.

23.

�������� �.�., ������� �.�. ��� ������ � ��� �������� � ������� ���: �������� �������-��� ������� ������������ ����� // ����������� ���������� �����������. � 2020. � �3(99). � �. 40�50.

24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ �.�. ��������������� ������� ��-������������� ���������� // �������� �������� �������������� ���� �����. � �.; �.: ���-�� ����. ���. ���� �����, ���. 11: ������� ����-����������� ���������� / �������� �����������-���� ����������; ��������� ����������; ���. ���. �.�. �������. � 1947. � �. 7�28.

25.

������� �.�. �������� ���� ����� (�����-�� � ����������� ��������). � �.: �����������. � 1967. � 216 �.

26.

���������� �.�., ������� �.�. ���������� ������ ����������. � �.: ����. � 2016. � 466 �.

27.

������� �.�., ������ �.�. �������� ��-���������� � �����������. � �.: �����. � 1998. � 224 �.

28.

������� �.�. ������������ ����� � ��-��������� � �������� ����. � �.: �����. � 2019. � 288 �.

29.

�������� �.�. � �������������� �����-������� �������� ����� // �������������� ������-���: � 6 �. � �.: ����������. � 1989. � �. 4. � �. 15.

30.

����������� ��������������� ��������-�������������������������������������//https:// fgos.ru/fgos/fgos-do(���� ���������: 14.09.2022). � ����� ������� ���������

31.

������� �.�., ����� �.�. ����� ���-�� � ���������� �����������. � �.: ��������. � 1939. � 94 �.

32.

��������� �.�., ������� �.�. ���������� ������������� ������ ��� ��������������� �������-��� ��������������� ���� // ��������� ����� ����: �� � �����. � 2012. � �8. � �. 3�18.

References

1. Akulova O.V., Gurovich L.M. (2013) Obra-zovatel�naya oblast� �Chtenie khudozhestvennoi liter-atury� [Educational area �Reading fiction�]. Red. A.G. Gogoberidze. Saint-Petersburgh.: Detstvo-Press Publ. 192.

2.

Asonova E.A. (2017) Kanon detskogo i se-meinogo chteniya kak obshchestvennyi dogovor [Canon of children�s and family reading as a social contract]. Povolzhskii pedagogicheskii vestnik [Volga Pedagogical Bulletin]. T.5. 4 (17). 30�36.

3.

Asonova E.A., Romanicheva E.S., Kikteva K.S., Senenko O.V. (2018) Infrastruktura chteniya: opyt opisaniya s pozitsii sub�ekta kak metodologiya issle-dovaniya [Reading Infrastructure: The Experience of Describing from the Perspective of the Subject as a Research Methodology]. Voprosy obrazovaniya [Questions of Education]. 2. 26�42.

4.

Chindilova O.V., Buneeva E.V. (2012) Tekhno-logiya produktivnogo chteniya kak obrazovatel�naya tekhnologiya deyatel�nostnogo tipa [Technology of pro-ductive reading as an educational technology of activity type]. Nachal�naya shkola plyus: Do i Posle [Elementary School Plus: Before and After]. 8. 3�18.

5.

Ezopova S.A., Solntseva O.V. (2020) Obrazovatel�noe sobytie: ot chteniya k igre [Educational Event: From Reading to Play]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool Education]. 10. 16�21; 11. 20�24.

6.

Federal�nyi gosudarstvennyi obrazovatel�nyi standart doshkol�nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. https:// fgos.ru/fgos/fgos-do.

7.

Flerina E.A., Shabad E.Yu. (1939) Zhivoe slovo v doshkol�nykh uchrezhdeniyakh [Living word in pre-school institutions]. Moscow. Uchpedgiz Publ. 94.

8.

Gerbova V.V. (2013) Priobshchenie detei k khudozhestvennoi literature. Programma i metod-icheskie rekomendatsii [Introducing children to fiction. Program and methodical recommendations]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 110.

9.

Goncharova E.L. (2009) Rannie etapy stanov-leniya chitatel�skoi deyatel�nosti pri norme i pri otk-loneniyakh v razvitii [Early stages of the formation of reading activity in the norm and in developmental deviations]: avtoref. dis. � d-ra psikh. nauk: 19.00. Moscow. 40.

10.

Gritsenko Z.A. (2014) Literaturnoe obra-zovanie doshkol�nikov [Literary education of preschool-ers]. Moscow. Akademiya Publ. 347.

11.

Gurovich L.M. (1972) Ponimanie obraza liter-aturnogo geroya det�mi starshego doshkol�nogo vozras-ta, 6�7 let [Understanding the image of a literary hero by children of senior preschool age, 6�7 years old]: disser-tatsiya ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Leningrad. 262.

12.

Izotova E.I. (2015) Dinamika emotsional�nogo razvitiya sovremennykh doshkol�nikov [Dynamics of the emotional development of modern preschoolers]. Mir psikhologii [The World of Psychology]. 1(81). 65�76.

13.

Kolosova E.A. (2014) Detskoe chtenie v sovre-mennoi Rossii: ponyatie, struktura i praktiki [Children�s reading in modern Russia: concept, structure and prac-

tices]. Vestnik RGGU [Bulletin of the Russian State University for the Humanities]. 4. 193�198.

14.

Korotkova N.A. (2007) Chtenie khudozhest-vennoi literatury. Obrazovatel�nyi protsess v gruppa-kh starshego doshkol�nogo vozrasta [Reading fiction. Educational process in groups of senior preschool age]. Moscow. Linka-Press Publ. 208 s.

15.

LiyaskinaA.V.,YashinaV.I. (2015)Formirovanie professional�nykh kompetentsii u studentov v oblasti liter-aturnogo obrazovaniya doshkol�nikov [Formation of pro-fessional competencies among students in the field of lit-erary education of preschoolers]. Prepodavatel� XXI vek [Teacher of the 21st century]. 1. 156�170.

16.

Natsional�naya programma podderzhki i raz-vitiya chteniya [National Program for the Support and Development of Reading] (2006) Federal�noe agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam. Rossiiskii knizhnyi soyuz. � URL: http://www.mcbs.ru/files/File/ nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf.

17.

OrealizatsiiStrategiigosudarstvennoikul�turnoi politiki na period do 2030 goda v sub�ektakh Rossiiskoi Federatsii. Postanovlenie Soveta Federatsii Federal�nogo sobraniya Rossiiskoi Federatsii [On the implementation of the Strategy of the state cultural policy for the peri-od up to 2030 in the constituent entities of the Russian Federation. Resolution of the Federation Council of the FederalAssemblyoftheRussianFederation].http://coun-cil.gov.ru/activity/documents/76702.

18.

Pozdnyakova O.V. (2013) Dizain sovremen-noi detskoi knigi kak iskusstvo [Contemporary children�s book design as art]. Vestnik TGU [Bulletin of TSU]. 2 (118). 206�211.

19.

Romanicheva E.S. (2016) Chtenie shkol�nikov: spisok � ob�ekt osvoeniya ili resurs priobshcheniya? Chelovek chitayushchii. Homo legens-8. Molodezhnoe chtenie v Rossii i za rubezhom. Puti formirovaniya chi-tayushchego pokoleniya [Reading by schoolchildren: is the list an object of development or a resource of famil-iarization? Man reading. Homo legens-8. Youth reading in Russia and abroad. Ways of formation of the reading generation]: sb. st. pod obshch. red. M.V. Belokolenko,

E.S. Romanichevoi. Moscow. Russkaya assotsiatsiya chteniya, izdatel�stvo �Kanon+� ROOI �Reabilitatsiya�.

160. 36�43.

20. Smetannikova N.N. (2007) Chtenie i gramot-nost�.RazmyshleniyavkonteksteNatsional�noiprogram-mypodderzhkiirazvitiyachteniya[ReadingandLiteracy. Reflections in the context of the National Program for the Support and Development of Reading]. Kak razorvat� zamknutyi krug: podderzhka i razvitie chteniya: proble-my i vozmozhnosti: nauch.-prakt. sb. Sost. E.I. Kuz�min,

O.K. Gromova. Moscow. MTsBS Publ. 57.

21. Smirnova E.O. (2013) Igra v sovremennom doshkol�nom obrazovanii [Game in modern preschool education].Elektronnyizhurnal�Psikhologicheskayanau-kaiobrazovanie�[PsychologicalScienceandEducation].

3. 92�98.

22.

Sobkin V.S., Skobel�tsina K.N., Ivanova A.I. (2013) Lyubimye knigi sovremennykh doshkol�nikov [Favorite books of modern preschoolers]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 9 (41). 30�38.

23.

Solntseva O.V., Ezopova S.A. (2020) Kak Ulitka i Kit priplyli v detskii sad: praktika obogashcheni-ya igrovoi deyatel�nosti detei [How the Snail and the Whale Came to Kindergarten: The Practice of Enriching Children�s Play Activities]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 3(99). 40�50.

24.

Teplov B.M. (1947) Psikhologicheskie voprosy khudozhestvennogo vospitaniya. Izvestiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR [Add To Selected Psychological issues of artistic education. Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR]. Moscow;Leningrad.Izd-voAkad.ped.naukRSFSR,Vyp.

11: Voprosy khudozhestvennogo vospitaniya. Institut khudozhestvennogo vospitaniya; Otdelenie pedagogiki; otv. red. T.L. Berkman. 7�28.

25.

Tikheeva E.I. (1967) Razvitie rechi detei (ran-nego i doshkol�nogo vozrasta) [Development of the speech of children (early and preschool age)]. Moscow. Prosveshchenie Publ. 216.

26.

Tikhomirova I.I., Ivanova G.A. (2016) Psikhologiya chteniya shkol�nikov [Psychology of read-ing schoolchildren]. Moscow. RShBA Publ. 466.

27.

Ushakova O.S. (2019) Oznakomlenie detei s literaturoi i razvitie rechi [Familiarization of children with literature and speech development]. Moscow. Sfera Publ. 288.

28.

Ushakova O.S., Gavrish N.V. (1998) Znakomim doshkol�nikov s literaturoi [Add To Selected Introducing literature to preschoolers]. Moscow. Sfera Publ. 224.

29.

Ushinskii K.D. (1989) O pervonachal�nom prepodavanii russkogo yazyka [Add to selected about the initial teaching of the Russian language]. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moscow. Pedagogika Publ. Vol. 4. 15.

30.

Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2005) Razvitie rebenka v doshkol�nom detstve: posobie dlya peda-gogov doshkol�nykh uchrezhdenii [Child Development in Preschool Childhood: A Handbook for Preschool Educators]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publ. 150.

31.

Vygotskii L.S. (2020) Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and crea-tivity in childhood]. Moscow. Perspektiva Publ. 125.

32.

Zaporozhets A.V. (1948) Psikhologiya vospriyatiya skazki rebenkom doshkol�nikom [Add To Selected Psychology of perception of a fairy tale by a preschool child]. Doshkol�noe vospitanie [Preschool Education]. 9. 56�67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.