Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ / ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткина Т.В., Доронина Е.А., Боровых И.С.

В статье представлен опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов участников кадрового резерва руководителей образовательных организаций в системе образования Челябинской области, разработанных на основе стартовой личностно профессиональной диагностики. Рассмотрены возможности процедуры диагностики для выявления профессиональных проблем и определения направлений профессионального развития участников кадрового резерва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уткина Т.В., Доронина Е.А., Боровых И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Опыт реализации модели внутрифирменного повышения профессионального мастерства как механизма управления профессиональным развитием педагога

Сведения об авторах

Петрова Ольга Викторовна - Почётный работник общего образования РФ, директор МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Кузнецова Валентина Александровна -

Почётный работник общего образования РФ, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Поздеева Анна Викторовна - методист центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors Petrova O.V. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Director of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School N° 104», Chelyabinsk

Kuznetsova V.A. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Deputy Director for Scientific and Methodological Work of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School № 104», Chelyabinsk

Pozdeeva A.V. - Methodologist of Center for Continuous Improvement of Teachers' Professional Skills, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

УДК 37.082

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Уткина, Е.А. Доронина, И.С. Боровых

В статье представлен опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов участников кадрового резерва руководителей образовательных организаций в системе образования Челябинской области, разработанных на основе стартовой личностно профессиональной диагностики. Рассмотрены возможности процедуры диагностики для выявления профессиональных проблем и определения направлений профессионального развития участников кадрового резерва.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития, диагностика личностно профессионального развития участников кадрового резерва руководителей, выявление дефицитов, управленческая готовность.

Проблема оценки потенциала кадрового резерва руководителей сегодня актуальна в

различных сферах управления, в том числе в сфере образования. Управленческий потенциал выступает своего рода показателем возможности человека при условии развития имеющихся и приобретения новых навыков в ограниченный период времени повысить свою управленческую готовность до необходимого уровня. Требования к профессиональным компетенциям руководителя образовательной организации заданы на федеральном уровне, в Федеральном Законе Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года», а также в профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации» [1].

В системе образования Челябинской области в рамках реализации Концепции формирования и использования кадрового резерва руководителей образовательных

организаций [2] была организована и проведена оценка управленческой готовности руководителя образовательной организации в форме диагностики личностно профессионального развития участников кадрового резерва (далее - диагностика кадрового резерва).

Цель проведения диагностики кадрового резерва - определение уровня сформирован-ности личностных и профессиональных компетенций участников кадрового резерва руководителей образовательных организаций в системе образования Челябинской области (далее - участники), выявление профессиональных дефицитов/затруднений участников диагностики для дальнейшего их устранения посредством формирования индивидуального образовательного маршрута.

Учитывая, что задания диагностической работы были разработаны в соответствии профессиональным стандартом руководителя образовательной организации, с учетом региональной специфики системы образования, оценивался уровень сформированности необходимых умений и знаний участников для осуществления трудовых функций по четырем основным компонентам управленческих компетенций: управление образовательной

деятельностью образовательной организации; администрирование деятельности образовательной организации; управление развитием образовательной организации и управление взаимодействием образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.

Анализ обобщенной информации о результатах выполнения заданий по разделам диагностической работы показал, что качество выполнения диагностической работы всеми участниками диагностики кадрового резерва составило менее 62%. Таким образом, уровень сформированности основных компонентов управленческих компетенций руководителей образовательных организаций у всех участников диагностики является недостаточным, то есть не соответствующим необходимым требованиям профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» [3]. При общем недостаточном уровне подготовки, наиболее успешно участники диагностики справились с заданиями, касающимися администрирования деятельности образовательной организации, качество выполнения заданий по остальным направлениям составил не более 40% (рисунок 1).

62°А

56.40%

28:40% 29,40% 40%

Управление образовательной деятельностью образовательной организации

Управление развитием образовательной организации

Управление взаимодействием образовательной организации с участниками отношений в сфере о&разоЕання и соииальнъпга партнерами

Трудовые функции руководителя образовательной организации

Администрирование деятельности образовательной организанин

Рисунок 1 - Качество выполнения диагностической работы в разрезе трудовых функций

Более детальный анализ выполнения заданий диагностической работы позволил точнее определить перечень дефицитарных знаний и умений, выявленных у большинства участников (рисунок 2).

Среди них такие, как знание требований представления документов на официальном сайте образовательной организации (зада-

ние 2), знание содержания регионального проекта «Цифровая образовательная среда», экспертных материалов областного Конкурса программ развития по управлению качеством образования (задание 11), а также умения определять наиболее значимые субъекты внешнего взаимодействия образовательной организации (задание 13).

Рисунок 2 - Уровни выполнения диагностической работы по заданиям

Результаты личностно профессиональной диагностики позволяют сделать вывод, что при формировании индивидуального образовательного маршрута профессионального развития участников кадрового резерва значительное внимание стоит уделить сопровождению освоения управленческих компетенций по выявленным дефицитам.

Модель индивидуального образовательного маршрута была разработана в соответствии с системно-деятельностным и технологическим подходами, что нашло отражение в структуре и содержательном наполнении ее компонентов: целевом, содержательно-процессуальном, результативном.

Цель модели индивидуального образовательного маршрута определена как формирование и развитие профессионально управленческих компетенций участников кадрового

резерва руководителей образовательных организаций на основе результатов личностно профессиональной диагностики посредством формального, неформального и информально-го обучения (рисунок 3).

Формальный маршрут

Дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации)

№ п'п Место прохождения Вид дополнительного пр оф есспо на ль н о г о образования Наименование программы Кол-во часов

Обязательное фо рмальное обучение

1. ! 1

Рекомендуемое формальное обучение

2- 1 II

Неформальный маршрут

!'образовательные события регионального уровня)

ЦП

Шесто прохождения

Наименование образовательного события по результатам диагностики

Возможные формы участив

Сроки

Формирование компетенщш по результатам диагностики

1

азвнтие компетенции по результатам диагностики

Публикации

№ п п Аетор(ы) соавтор Проблематика стати Дата Выходные данные

1

ИОМ псдг отовлен

оратор. ■

Рисунок 3 - Формальный и неформальный индивидуальный маршрут обучения

Содержательно-процессуальный компонент модели включает обоснование структуры и отбор содержания обучения, определение используемых технологий, методов, методик, систем обучения, определение системы методического сопровождения. Результативный - формулирование ожидаемых результатов и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут носит сугубо индивидуальный характер и определен в каждом конкретном случае исходя из целого ряда факторов: управленческий стаж, характер образовательных запросов и интересов, уровень профессиональной управленческой компетентности, конкретные достижения.

Распределение участников диагностики кадрового резерва в соответствии с занимаемой должностью показало, что больше половины (53%) участников диагностики составили директора, заместители директоров, руководители структурных подразделений, заведующие, заместители заведующих, 47% - педагогические работники, среди которых учителя, педагоги-психологи, методисты, воспитатели, педагоги-организаторы и

логопеды.

Кроме того, контекстный анализ показал, что по показателю «управленческий стаж» наибольшая доля участников диагностики (32%) либо не имеет управленческого стажа, либо имеет стаж менее одного года. Примерно равную им долю (28%) составляют руководители, имеющие управленческий стаж от одного года до трех лет. Этот маршрут носит компенсаторный и развивающий характер, имеет практическую доминанту, реализуется в горизонтальной и вертикальной плоскости обучения.

Реализация модели индивидуального образовательного маршрута предусматривает обязательное формальное обучение в рамках программы повышения квалификации «Проектировании модели управления качеством образования образовательной организации на основе применения региональных и муниципальных механизмов» всех участников кадрового резерва.

Это практико-ориентированная программа, направленная на совершенствование профессиональных компетенций по все четырем трудовым функциям руководителя образовательной организации, так как анализ обобщен-

ной информации о результатах выполнения заданий по разделам диагностической работы показал, что наиболее успешно (56,4%) участники диагностики справились с заданиями диагностической работы, посвященного вопросу администрирования деятельности образовательной организации; среднее значение качества выполнения заданий раздела «Управление взаимодействием образовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами» составило 40%; качество выполнения заданий, оценивающих сформи-рованность управленческих компетенций в части управления образовательной деятельностью образовательной организации и в части управления развитием образовательной организации, не достигло 30%.

В программу обучения включены дидактические единицы, включающих изучение региональных концепций в сфере образования. большое внимание будет уделено вопросам управления образовательной организацией в условиях цифровизации образовательной деятельности, требованиям представления документов на официальном сайте образовательной организации, которые, согласно личностно профессиональной диагностики, вызвали затруднения у участников кадрового резерва.

При составлении индивидуального образовательного маршрута учтены дефициты по формированию таких умений как анализировать, планировать, организовывать, мотивировать, контролировать в формальном и неформальном маршруте. Практические задания в рамках обучающих программ включают вопросы управленческого цикла, механизмов управления качеством образования, кейсы с описанием реальных ситуаций из управленческой деятельности руководителей образовательной организации. Участники кадрового резерва разработают портфель модельных документов, которые смогут использовать в своей управленческой деятельности.

Неформальное обучение в составе индивидуального образовательного маршрута, не

структурированное с точки зрения целей и продолжительности, реализуется в формах: участие в установочном и итоговом семинарах, ежегодном образовательном событии «День образовательной организации по развитию систем оценки качества образования в территории», ежегодной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», а также в деятельности экспертных групп (или экспертов) для обеспечения проведения региональных мероприятий в сфере образования и науки; в реализации моделей «горизонтального обучения» педагогических работников и управленческих кадров, а также в менторском сопровождении непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников системы образования Челябинской области; в региональных мероприятиях профессионально-общественного обсуждения и профессиональной экспертизы проектов в сфере оценки качества образования.

Информальное образование, реализуемое за счет собственной активности резервистов в насыщенной культурно-образовательной среде, также нашло отражение в индивидуальном образовательном маршруте и выражается в публицистической активности участников кадрового резерва.

Таким образом, формирование и развитие профессиональных компетенций участников кадрового резерва руководителей образовательных организаций должно осуществляться в различных областях компетентности: в управленческой, экспертно-

профессиональной, менторской и иных. Прогресс в каждой из них будет работать на компенсацию дефицитов, выявленных в ходе личностно профессиональной диагностики.

Сопровождение на период нахождения в кадровом резерве будут осуществлять сотрудники кафедры управления качеством образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».

По результатам мониторинга эффективности работы с кадровым резервом не реже одного

раза в год, а также нарастающим итогом за два и три года запланирована оценка и анализ эффективности работы с кадровым резервом [2].

После двухгодичного обучения и достижения конкретных задач индивидуального образовательного маршрута участники кадрового резерва получат необходимые знания и умения современного руководителя, способного и готового эффективно управлять образовательной деятельностью образовательной организации, ее развитием, решать задачи администрирования и взаимодействия с участниками отношений в сфере образования, с социальными партнерами.

Список литературы

1. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-76. - URL: https://fioco.ru/ru/osoko (дата обращения: 02.11.2022).

2. Об утверждении Концепции формирования и использования кадрового резерва руководителей образовательных организаций в системе образования Челябинской области: приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/1272 от 15.06.2022. - URL: https://rcokio.ru/files/upload/kuko/ prikas_1272.pdf (дата обращения 02.11.2022).

3. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) : приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н. - URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_L AW_394567/ (дата обращения 02.11.2022).

References

1. Kontseptsiya sozdaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov : rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 06.08.2020 № R-76. -URL: https://fioco.ru/ru/osoko (data obra-

shcheniya: 02.11.2022).

2. Ob utverzhdenii Kontseptsii formirovaniya i ispol'zovaniya kadrovogo rezerva rukovoditeley obrazovatel'nykh organizatsiy v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti N 01/1272 ot 15.06.2022. -URL: https://rcokio.ru/files/upload/kuko/prikas_ 1272.pdf (data obrashcheniya 02.11.2022).

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Rukovoditel' obrazovatel'noy organizatsii (upravlenie doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsiey i obshcheobrazovatel'noy organizatsiey) : prikaz Mintruda Rossii ot 19.04.2021 N 250n. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_394567/ (data obrashcheniya 02.11.2022).

Сведения об авторах

Уткина Татьяна Валерьевна - заведующий кафедрой управления качеством образования ГБУ ДПO «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Доронина Елена Александровна -преподаватель кафедры управления качеством образования ГБУ ДПO «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Боровых Иван Сергеевич - директор OГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Information about authors Utkina T.V. - Chairperson of Academic Department of Education Quality Management, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

Doronina E.A. - Teacher of Academic Department of Education Quality Management, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

Borovykh I.S. - Director of «Chelyabinsk Center of Teachers' Professional Skills Assessment and Qualification», Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.