Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова О.В., Кузнецова В.А., Поздеева А.В.

Статья посвящена описанию опыта управления профессиональным развитием педагогов и управленческих кадров общеобразова тельной организации. Описана модель научно-методической работы внутрифирменного повышения профессионального мастерства педагогов, реализуемая посредством последовательно работающих методических площадок: дискуссионных, технологических, мониторинговых. Представлен практический пример реализации указанной модели на основе опыта МАОУ «СОШ № 104» г.Челябинска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова О.В., Кузнецова В.А., Поздеева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА»

Chelyabinskoy oblasti № 01/1351. - URL: https://rcokio.ru/documents/regionalnye-dokume nty-7/ob-utverzhdemi-polozhemja-o-module-organizatsija-dopolnitelnogo-prof (data obra-shcheniya 05.10.2022).

5. Sotsiologiya obrazovaniya.

Dopolnitel'noe i nepreryvnoe obrazovanie : monografiya / G. A. Klyucharev, D. V. Didenko, Yu. V. Latov, N. V. Latova; pod red. Yu. V. Latova. - Moskva : Yurayt, 2018. - 432 s. - ISBN 978-5534-06020-1.

Сведения об авторах

Бакач Елена Владимировна - начальник отдела информационного обеспечение дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития

образования», г. Челябинск

Байдуганова Александра Юрьевна -

методист отдела информационного обеспечение дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors Bakach E.A. - Head of the Department of Additional Professional Education Informational Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

Bayduganova A.Yu. - Methodologist of the Department of Additional Professional Education Informational Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

УДК 378

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА

О.В. Петрова, В.А. Кузнецова, А.В. Поздеева

Статья посвящена описанию опыта управ- В системе образования ключевой фигурой,

ления профессиональным развитием педаго- которая должна достаточно быстро, гибко

гов и управленческих кадров общеобразова- решать поставленные и вновь возникающие

тельной организации. Описана модель научно- образовательные задачи, является педагог. С

методической работы внутрифирменного одной стороны, как специалист, он получил

повышения профессионального мастерства педагогическое образование и работает в

педагогов, реализуемая посредством последо- рамках выполнения своих функций, с другой,

вательно работающих методических площа- как профессионал и как субъект педагогичес-

док: дискуссионных, технологических, кого процесса, подвергаясь внешним мотива-

мониторинговых. Представлен практический ционным воздействиям, или вынужденно, или

пример реализации указанной модели на интуитивно, или целенаправленно стремится к

основе опыта МАОУ «СОШ № 104» г. Челя- совершенствованию компетентностей и

бинска. личностному развитию [3]. Иными словами, в

данном случае приходится говорить о неиз-

Ключевые слова: управление качеством бежном процессе в его профессиональной

образования, профессиональное развитие деятельности - развитии.

педагога, модель внутрифирменного повыше- В широком смысле под профессиональным

ния профессионального мастерства педаго- развитием можно понимать:

гов. процесс и результат взаимодействия

140 № 2 (16) 2022

личности, государства и общественных организаций с целью преобразования внутренней детерминанты; развитие профессиональных знаний, умений, навыков; совершенствование способности обучаться в течение всей профессиональной деятельности для решения новых задач, обусловленных вызовами времени [5].

происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков, основной движущей силой которого является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам [10].

Говоря (в узком смысле) о профессиональном развитии педагога стоит отметить, что это процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности, происходящий путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога [10].

В системе образования Челябинской области под профессиональным развитием понимают «процесс непрерывного профессионального (педагогического) образования, достижение более высокого уровня готовности к успешному решению профессиональных задач, обусловленных изменениями в педагогической деятельности в соответствии с нормами профессиональных стандартов» [6].

Таким образом, исходя из представленных определений, можно сделать вывод, что профессиональное развитие педагога - это не просто механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей [10]. Кроме того, общими характеристиками для всех представленных определений является непрерывность процесса профессионального развития и его управляемость как самим педагогом, так и со стороны организации.

Последний является объективной необходимостью, которая может заключаться, например, в научно-методическом сопровождении педагогических работников, проведении профилактики профессионального выгорания педагогов [7].

Одним из механизмов управления профессиональным развитием педагогов и управленческих кадров на федеральном уровне в повышении квалификации, переподготовке, участии в образовательных событиях, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов, является индивидуальный образовательный маршрут непрерывного развития профессионального мастерства, реализация которого может проходить с использованием стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и механизмов наставничества [8].

В этой связи, стратегической целью по управлению профессиональным развитием педагога в образовательной организации является выработка оптимальных механизмов и условий для повышения его профессиональной компетентности и творческой индивидуальности. Обобщая опыт работы субъектов Российской Федерации по отбору механизмов и содержания внутрифирменного повышения профессионального развития, можно прийти к следующему выводу: его обоснование связано с текущими и планируемыми целями, задачами самой образовательной организации и соотнесением с личностными потребностями педагога [4,10].

В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинска» (далее - МАОУ «СОШ № 104») главным механизмом управления профессиональным развитием педагогов является модель научно-методической работы внутрифирменного повышения профессионального мастерства педагогов, посредством развёртывания инновационных практик работы последовательно работающих методических площадок: дискуссионных, технологических, мониторинговых - по основным направлениям и пробле-

141

матике проекта в рамках научно-исследовательской лаборатории «Ключ к самосозиданию». Работа площадок обеспечивает замкнутый управленческий цикл, который в свою очередь, позволяет оперативно принимать эффективные управленческие решения по формированию и совершенствованию читательской грамотности и развитию логического, креативного мышления учащихся.

Значимость данного проекта для развития системы образования в Челябинской области -в возможности адаптирования, распространения и внедрения в массовую практику результатов проекта. На основе опыта МАОУ «СОШ № 104» г. Челябинска внедрение модели внутрифирменного повышения профессио-

нального мастерства (далее - модель профессионального развития) позволяет оптимизировать процесс управления качеством образовательной деятельности, представить его в полном управленческом цикле: от осознания проблемных зон и целеполагания до выбора технологий, педагогических приёмов, практик и получения качественных результатов в достижении метапредметных результатов в образовательной деятельности обучающихся [2]. Реализация модели происходит в виде командной работы педагогов, руководителей в формате последовательно работающих в течение года площадок (далее - площадки проекта). Цели и задачи функционирования площадок представлены на рис.1.

Рисунок 1 - Модель внутрифирменного повышения профессионального мастерства

МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска

Работа на всех площадках проводится командами, в состав которых включаются как педагоги, руководители МАОУ «СОШ № 104», так и специалисты организаций-партнёров школы по реализации проекта. Команды возглавляют педагоги-наставники из числа наиболее компетентных педагогов в рассматриваемых вопросах и профессионально и мотивационно готовых к наставничеству. Необходимо отметить, что последние сначала

обучаются и подготавливаются к данному командному виду деятельности в рамках научно-исследовательской лаборатории

«Ключ к самосозиданию», затем набирают команду педагогов для работы на открытых проектных площадках. По завершении формирования основного состава площадок составляется план действий, обеспечивающий решение поставленных в соответствии с установленными регламентами. На отдель-

ных этапах работы площадок к их деятельности могут подключаться другие члены педагогического коллектива или администрации школы.

Результаты функционирования площадок рассматриваются на научно-методическом совете, на административном совете и утверждаются на педагогическом совете школы. Результаты работы групп педагогов могут передаваться без согласования на следующие площадки для принятия решений по корректировке задач, действий.

Далее, как пример, представлено конкретное содержание и технология работы площадок проекта в школе в 2022 году.

Дискуссионная (проблемная) площадка определила, что главными целями и задачами научно-методической работы МАОУ «СОШ №104» в учебном году можно выделить следующие:

1. Развитие навыков, умений учителя осуществлять формирование, развитие функциональной грамотности обучающихся; системная, явная, конкретная практическая работа по формированию, развитию и диагностике универсальных учебных действий.

2. В связи с введением новых ФГОС необходимо изучение, осмысление обновленных ФГОС и опыта их реализации в 1-х, 5-х классах, осуществление подготовки к реализации ФГОС в последующие учебные годы.

3. Разработка содержательного материала формирования педагогических практик по реализации воспитательного аспекта урока, по организации воспитательных внеурочных мероприятий.

4. Изучение, овладение, разработка способов, приемов, педагогических практик по работе с учащимися, требующими педагогической поддержки, а также с их родителями и способов предупреждения проблем.

Педагоги, работающие на технологической площадке, руководствуясь данными целями и задачами, определили главные практики, технологии и приёмы образовательной деятельности школы.

Для реализации первой задачи необходимо создать банк практических материалов:

компетентностно-ориентированных заданий, практико-ориентированных заданий, ситуационных задач, заданий по формированию функциональной грамотности, систематизировать их в «Сетевом ресурсе» школы и на официальном сайте школы.

Для реализации второй задачи введения новых ФГОС необходимо проанализировать основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» и рабочие программы по предмету на основе обновленных ФГОС, а также изучить рекомендации, методические материалы о способах реализации инновационных идей ФГОС НОО, ООО и составить план апробировании их в практической деятельности.

Для реализации третьей задачи по разработке содержательного материала формирования педагогических практик с целью реализации воспитательного аспекта урока важно определить реестр способов, технологий, приемов формирования позитивного отношения, обучающихся к себе, к другому, к миру и разработать методические рекомендации по их практической реализации.

Педагоги, работающие на технологической площадке, передают наработанный материал на утверждение в научно-методический совет, административный совет школы, а также для работы на управленческую площадку с целью разработки и корректировки локальных актов, методических рекомендаций и организации самого процесса внутрифирменного повышения квалификации по овладению определенными педагогическими приёмами и технологиями. Члены мониторинговой площадки, осуществляющие мониторинг роста профессионального мастерства учителя, качества образовательной деятельности педагогов в прошлом учебном году, констатируют факт о том, на какие позитивные моменты может опираться коллектив и отдельные педагоги при реализации целей и задач в новом учебном году. Управленческая и мониторинговая площадки будут работают в течение всего учебного года по выявлению эффективных

педагогических практик, а также проблемных зон и способов их преодоления.

Важным для работы школы в рамках создания условий профессионального развития педагогов считаем, что результаты работы рассматриваются коллегиально с целью определения дальнейших траекторий развития как педагогического коллектива, так и каждого его члена на по следующий учебный год.

Таким образом, разработанная модель внутрифирменного повышения профессионального мастерства позволяет в комфортных условиях с оптимальной затратой ресурсов развивать педагога, коллектив, повышать конкурентноспособность, создавать ситуацию успеха, культуру сотрудничества, строящуюся на равноценном обоюдном обучении и наставничестве. Посредством проводимых мероприятий, направленных на внутрифирменное повышение профессионального мастерства в МАОУ «СОШ № 104» создаётся общекультурная развивающая среда, являющаяся важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Работа в режиме малых творческо-исследовательских групп по опыту нашей организации - наиболее продуктивная форма развития педагогических работников, так как в состав каждой группы входят коллеги, заинтересованные в совместной работе. Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую, что создает наиболее эффективные условия для их профессионального роста; освоению теории и практики технологий развития читательской грамотности, логического, креативного мышления обучающихся. Кроме того, важным эффектом проведенной работы можно отметить последующий целенаправленный (осознанный) выбор педагогами курсов повышения квалификации по результатам деятельности проектных площадок.

На наш взгляд, адаптирование модели внутрифирменного повышения профессионального мастерства на основе полного управленческого цикла позволяет оптимизи-

ровать процесс управления качеством образовательной деятельности в системе профессионального развития педагога в соответствии с их собственными потребностями и потребностями образовательной организации.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Г. В. Бурменская]; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2017.-159с. - ISBN: 978-5-09-020588-7.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - Москва : АСТ, 2008. -671 с. - ISBN: 978-5-17-049975-5.

3. Каташев, В. Г. О системе методической работы с учителем / В. Г. Каташев. // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски. - 2018. - № 1 (7). - С. 20-28.

4. Каракозова Н. Ю. Внутрифирменное обучение как ресурс дополнительного профессионального образования педагогов / Н. Ю. Каракозова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2014. -№ 5(58). - С. 42-46.

5. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://ipk. bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_ nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf

6. Концепция системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области : приказ М-ва образования и науки Челябинской области от 29 июня 2021 г. № 0171753. - URL: https://rcokio.ru/files/upload/ metodzentr/prikaz_1753.pdf (дата обращения: 12.11.2022)

7. Методические рекомендации по развитию муниципальных механизмов управления качеством образования / ФИОКО. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0 %9C%D0%A0 %D0%9C%D0%A3%D0%9C-

2022%20(%D0%B2%20%D 1 %80%D0%B5%D 0%B4.%20%D0%BE%D 1 %82%2010.06.2022). pdf (дата обращения: 20.11.2022).

8. O6 утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана : распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 N Р-201 http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_395866/ (дата обращения: 15.12.2022)

9. Ширшов, Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. ^оварь ключевых понятий и определений / Е. В. Ширшов // - Пенза : Академия естествознания, 2017. - C. 89

10. Янченко, И. В. Педагогическая модель повышения квалификации в контексте непрерывного образования / И. В. Янченко, А. Н. Кадычегова, В. А. Кадычегов. // ^временные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5. - URL: http://scienceeducation.ru/ ru/article/view?id=29142 (дата обращения: 11.11.2022).

References

1. Asmolov, A.G. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli: sistema zadaniy: posobie dlya uchitelya / [A. G. Asmolov, I. A. Volodarskaya, G. V. Burmenskaya]; pod red. A. G. Asmolova. - Moskva : Prosveshchenie, 2017.-159 s. - ISBN: 978-5-09-020588-7.

2. Vygotskiy, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / L.S. Vygotskiy - Moskva : AST, 2008. - 671s. - ISBN: 978-5-17-049975-5.

3. Katashev, V. G. O sisteme metodicheskoy raboty s uchitelem / V. G. Katashev. // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: problemy i poiski. - 2018. -№ 1 (7). - S. 20-28.

4. Karakozova N. Yu. Vnutrifirmennoe obuchenie kak resurs dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov / N. Yu. Karakozova // Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki. - 2014. - N° 5(58).

- S. 42-46.

5. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. - URL: http://ipk. bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_ nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf

6. Kontseptsiya sistemy obespecheniya i soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti : prikaz M-va obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 29 iyunya 2021 g. № 0171753. - URL: https://rcokio.ru/files/ upload/metodzentr/prikaz_1753.pdf (data obra-shcheniya:12.11.2022)

7. Metodicheskie rekomendatsii po razvitiyu munitsipal'nykh mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya / FIOKO. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0 %9C%D0%A0_%D0%9C%D0%A3%D0%9C-2022%20(%D 0%B2% 20 %D 1 %80%D0%B 5%D 0%B4.%20%D0%BE%D1%82%2010.06.2022). pdf (data obrashcheniya: 20.11.2022)

8. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po poryadku i formam diagnostiki professional'nykh defitsitov pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov obrazovatel'nykh organizatsiy s vozmozhnost'yu polucheniya individual'nogo plana : rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 27.08.2021 N R-201 http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_395866/ (data obrashcheniya: 15.12.2022)

9. Shirshov, E. V. Informatsiya, obrazovanie, didaktika, istoriya, metody i tekhnologii obucheniya. Slovar' klyuchevykh ponyatiy i opredeleniy / E. V. Shirshov // - Penza : Akademiya estestvoznaniya, 2017. - S. 89

10. Yanchenko, I. V. Pedagogicheskaya model' povysheniya kvalifikatsii v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya / I. V. Yanchenko, A. N. Kadychegova, V. A. Kadychegov. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2019. - № 5. - URL: http://scienceeducation.ru/ ru/arti cle/view? id=291 42 (data obrashcheniya: 11.11.2022).

Сведения об авторах

Петрова Ольга Викторовна - Почётный работник общего образования РФ, директор МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Кузнецова Валентина Александровна -

Почётный работник общего образования РФ, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Поздеева Анна Викторовна - методист центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors Petrova O.V. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Director of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School N° 104», Chelyabinsk

Kuznetsova V.A. - Honourable Worker of the General Education of the Russian Federation, Deputy Director for Scientific and Methodological Work of Municipal Autonomous General Education Institution «Secondary School № 104», Chelyabinsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pozdeeva A.V. - Methodologist of Center for Continuous Improvement of Teachers' Professional Skills, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

УДК 37.082

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Уткина, Е.А. Доронина, И.С. Боровых

В статье представлен опыт проектирования индивидуальных образовательных маршрутов участников кадрового резерва руководителей образовательных организаций в системе образования Челябинской области, разработанных на основе стартовой личностно профессиональной диагностики. Рассмотрены возможности процедуры диагностики для выявления профессиональных проблем и определения направлений профессионального развития участников кадрового резерва.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития, диагностика личностно профессионального развития участников кадрового резерва руководителей, выявление дефицитов, управленческая готовность.

Проблема оценки потенциала кадрового резерва руководителей сегодня актуальна в

различных сферах управления, в том числе в сфере образования. Управленческий потенциал выступает своего рода показателем возможности человека при условии развития имеющихся и приобретения новых навыков в ограниченный период времени повысить свою управленческую готовность до необходимого уровня. Требования к профессиональным компетенциям руководителя образовательной организации заданы на федеральном уровне, в Федеральном Законе Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года», а также в профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации» [1].

В системе образования Челябинской области в рамках реализации Концепции формирования и использования кадрового резерва руководителей образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.