Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ / ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ / РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ МЕТОДИСТОВ / СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова О.А., Смелкова Е.А.

В статье представлены основные итоги участия педагогов Челябинской области в процедуре оценки предметных и методических компетенций учителей в 2020 году. Рассмотрена актуальность процедуры оценки для выявления проблем и определения направлений профессионального развития педагогов. Описаны перспективы формирования кадрового резерва методистов в региональной образовательной системе в рамках единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепанова О.А., Смелкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 371.136

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О.А. Черепанова, Е.А. Смелкова

В статье представлены основные итоги участия педагогов Челябинской области в процедуре оценки предметных и методических компетенций учителей в 2020 году. Рассмотрена актуальность процедуры оценки для выявления проблем и определения направлений профессионального развития педагогов. Описаны перспективы формирования кадрового резерва методистов в региональной образовательной системе в рамках единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, профессиональные стандарты, оценка предметных и методических компетенций учителей, объекты оценивания, выявление дефицитов, разноуровневый характер профессиональной компетентности учителей, кадровый резерв методистов, система научно-методического сопровождения.

Оценка профессиональной компетентности педагогических работников является актуальным направлением реализации государственной кадровой политики Российской Федерации, связанным с формированием единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [1]. Актуальность создания такой системы проявляется в необходимости формирования единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогов в соответствии с приоритетными задачами в области образования.

В связи с актуальностью указанного направления Министерством просвещения Российской Федерации в 2020 году было инициировано проведение процедуры оценки предметных и методических компетенций педагогических работников системы общего образования (далее -исследование).

Челябинская область была включена в число регионов, где проводилась процедура оценки предметных и методических компетенций учителей по предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология. В настоящей статье рассматриваются основные итоги проведенного исследования и перспективы использования потенциала данной процедуры в рамках региональной системы оценки качества образования.

Целью проведения процедуры оценки компетенций учителей являлось формирование кадрового резерва учителей по указанным предметам для рекомендации к привлечению их в качестве методистов в рамках формирования единой системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников. Организационное сопровождение процедуры оценки на федеральном уровне осуществляло федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования» (далее - ФГБУ ФИОКО), комплексное сопровождение процедуры на региональном уровне было возложено на областное государственное бюджетное учреждение «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» (далее - ОГБУ ЧЦОПМКП), созданное по решению Министерства образования и науки Челябинской области в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

В процедуре оценки качества образования приняли участие тьюторы и слушатели курсов «Совершенствование предметных и методических компетенций учителей (в том числе в области формирования функциональной грамотности обучающихся)», показывающие высокие результаты освоения программы, а также учителя общеобразовательных организаций Челябинской области по отдельным предметам, выразившие желание войти в состав кадрового резерва для формирования методических служб в регионе и муниципалитете. Оценочная процедура была

направлена на определение уровня профессионализма учителя-методиста путем выявления проблем, связанных с непосредственным выполнением педагогом своих профессиональных обязанностей. В соответствии с регламентом проведения исследования [3] отбор параметров оценки компетенций был нацелен на приоритет предметной подготовки и ориентацию на результаты обучения. Приоритет предметной подготовки в диагностическом инструментарии представлен как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать эффективный учебный процесс по образовательным программам заявленного уровня. Ориентация на результаты обучения обусловлена структурой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) и примерной основной образовательной программы (далее - ПООП), ключевой составляющей которых является описание различных групп требований к результатам обучения и планируемых результатов обучения. Учитывая указанные приоритеты для оценивания, при разработке инструментария осуществлялся отбор таких параметров ключевых компетенций учителя, которые бы позволяли оценить определенные умения его как методиста. Среди них умения, связанные с проектированием рабочих программ с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, со способностью оценить достижение обучающимся планируемых результатов и при необходимости осуществить коррекцию методи-

0

ки и организационных аспектов обучения, выполнить оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями оценивания. Важно отметить, что при составлении диагностической работы выбор объектов оценивания осуществлялся с учетом положений действующего профессионального стандарта педагога [2].

Таким образом, проведенная в 2020 году процедура оценки позволила определить уровень сформированности предметных и методических компетенций учителей, выявить проблемы и определить направления для их решения. Учитывая, что подобное исследование будет носить мониторинговый характер, важно было обеспечить стартовое участие педагогов для формирования методического актива в региональной образовательной системе. В связи с этим в 2020 году процедура оценки предметных и методических компетенций учителей-методистов проводилась выборочно в соответствии с заявками от муниципальных образований Челябинской области на участие педагогов, выразивших желание войти в состав кадрового резерва для формирования методических служб муниципалитета. Количество педагогов, принявших участие в процедуре оценки, рассчитывалось как 1 участник на 100 учителей данного предмета в каждом муниципалитете. Всего в исследовании приняли участие 220 педагогов. Распределение по учебным предметам представлено в диаграмме на рисунке 1.

Е1

русскииязык

математика

оиология

Рисунок 1- Количество участников процедуры оценки по учебным предметам

В целом количество участников отражает По итогам проведения исследования получе-

равно распределенную представленность учите- ны сведения об уровне сформированности у

лей по учебным предметам, отобранным для педагогов предметных и методических компетен-

процедуры оценки предметных и методических ций в соответствии с профессиональным стан-

компетенций. дартом педагога [4]. Сведения, представленные

300844300620531120530935480935480935480935480935480935480935

для анализа, отражают результаты только участников, вошедших в региональную выборку.

Уровень сформированности у педагогов предметных и методических компетенций определялся в соответствии с подходами к оцениванию, установленными регламентом проведения исследования [3]. В ходе исследования выявлялись результаты, соответствующие/ не соответствующие необходимым требованиям профессионального стандарта. Соответствие приравнивалось к достижению минимального количества баллов выполнения работы по учеб-

ному предмету, при этом выявлялись результаты участников, набор баллов которых составлял ниже достижения минимального количества баллов (отдельно по каждому учебному предмету), результаты участников, набор баллов которых был равен или составлял более минимального балла, из них выделены результаты участников, набор баллов которых составлял более 60% выполнения работы. Сводная информация о полученных результатах представлена в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности предметных и методических компетенций у педагогов, принявших участие в исследовании, в соответствии с профессиональным стандартом педагога

Предмет (max- максимальный балл min - минимальный балл) Всего участников Уровень сформированности предметных и методических компетенций

Не соответствует (не достигнуто минимальное количество баллов) Соответствует

всего участников, достигших минимального количества баллов из них участников, достигших уровня более 60% выполнения работы

Кол-во участников % Кол-во участников % Кол-во участников %

Русский язык (min- 20 баллов) 48 18 37,5 30 62,5 15 31,3

Математика (min- 12 баллов) 41 13 31,7 28 68,3 3 7,3

Биология (min- 18 баллов) 41 13 31,7 28 68,3 19 46,3

Физика (min- 18 баллов) 48 22 47,9 26 52,1 17 35,4

Химия (min- 21 балл) 42 14 33,3 28 66,7 11 26,2

Всего / среднее значение 220 82 37,3 138 62,7 65 29,5

В данной статье, учитывая актуальность формирования кадрового резерва методистов для региональной образовательной системы, кратко представляется описание структуры диагностической работы и результаты ее выполнения участниками исследования.

Работа состояла из трех блоков, в рамках которых представлены объекты оценки, модели оценки объектов контроля, общие подходы к оцениванию в соответствии с характеристикой трудовой функции «Общепедагогическая функция, обучение» (код А/01.6) в профессиональном стандарте педагога [2].

В первом блоке (предметная подготовка)

объектами оценивания выступают предметные компетенции: знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке. Оценивается качество выполнения стандартных для соответствующей предметной области заданий, включая задания с кратким и развернутым ответом.

Во втором блоке (методика преподавания) объектами оценивания выступают методические компетенции: знание основ методики преподавания, основных принципов системно-

деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий; владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Оценивается качество выполнения задания на поиск методов и способов решения проблем в заданной педагогической ситуации.

В третьем блоке (оценивание) объектами оценивания выступают оценочные компетенции:

знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения; умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Оценивается качество выполнения задания по оценке результатов развернутых ответов обучающихся по стандартизированным критериям, включая анализ ошибок.

Результаты выполнения заданий диагностической работы участниками, учителями по учебным предметам, отобранным для процедуры оценки предметных и методических компетенций представлены в соответствии с аналитическим отчетом федерального координатора исследования (ФГБУ ФИОКО) [4] в диаграмме на рисунке 2.

■ Вся выборка

э Челябинская область

Математика

Рисунок 2 - Результаты выполнения диагностической работы по учебным предметам

в целом (%

Характеризуя общие результаты, необходимо основной общеобразовательной программы.

отметить, что, по мнению разработчиков инстру- Наличие заданий, качество выполнения которых

ментария, простое сложение полученных баллов ниже 30%, свидетельствует о затруднениях

не позволяет сделать точный вывод об уровне учителей в предметной области. Так, по разным

оценивания компетенций. Так, при проверке учебным предметам процент выполнения зада-

методических заданий применялась экспертная ний колеблется от 68% до 21%. Наибольшее

оценка результатов, осуществляемая привлечен- количество заданий с низким качеством выполне-

ными экспертами на федеральном уровне. ния данной части диагностической работы

Представленные результаты в целом свидет- наблюдается в результатах учителей русского

ельствуют о разноуровневом характере выражен- языка, учителей математики и учителей биоло-

ности компетенций учителями по различным гии. Невысокие результаты участников могут

предметам. быть связаны как с содержательными, так и с

Результаты, полученные по итогам выполне- организационными факторами, а именно, с

ния учителями заданий первого блока, направ- формальным отношением учителей к выполне-

ленного на оценивание предметных компетен- нию данной работы; с отсутствием специальной

ций, показывают уровень знания преподаваемого предварительной подготовки к участию в оценоч-

предмета в пределах требований федеральных ных процедурах.

государственных образовательных стандартов и Результаты, полученные по итогам выполне-

ния учителями заданий второго блока, направленного на оценивание методических компетенций, показывают уровень знания основ методики преподавания, основных видов и приемов современных педагогических технологий, а также владения формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.), и использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании.

Наиболее качественное выполнение заданий методического блока продемонстрировали учителя физики и химии, не менее 36% до 90% качества выполнения заданий. Наименее успешными в данном блоке были выявлены результаты выполнения заданий учителями математики (1218% качества). Результаты выполнения указывают на то, что учителя испытывают существенные затруднения в проектировании планируемых образовательных результатов; дифференцировании результатов на предметные, метапредметные, личностные; отборе современных технологий обучения, реализации на практике индивидуализации и дифференциации обучения. Затруднения могли быть связаны с малым количеством времени на выполнение методических заданий, а также с невозможностью использования электронных образовательных ресурсов и иных ресурсов методического характера при решении методических задач.

Результаты, полученные по итогам выполнения учителями заданий третьего блока, направленного на оценивание оценочных компетенций педагогов, вновь показали разноуровневость по учебным предметам. В данном блоке проверялись умения педагогов оценивать развернутые ответы обучающихся по стандартизированным критериям, включая анализ ошибок, точность идентификации и интерпретации ошибок в ответе обучающегося. При анализе качества выполнения заданий выявлены затруднения в данном блоке у учителей русского языка (14-24% качества), математики (24-29% качества) и физики (12-26% качества). Низкий процент правильных ответов и высокая степень рассогла-

сованности в классификации ошибок может говорить о неоднородности учительского сообщества с точки зрения квалификации и владении базовыми компетенциями.

Процедура оценки в 2020 году являлась стартовой процедурой, по итогам которой были выявлены группы участников с разными итоговыми результатами. В рамках реализации цели проведенного исследования выявлены две группы участников, которые определены как

1) участники, рекомендованные для формирования кадрового состава методистов в образовательной системе Челябинской области;

2) участники, рекомендованные для реализации индивидуальных образовательных маршрутов по совершенствованию предметных и методических компетенций.

В таблице 2 отображена информация о количестве участников, рекомендованных для формирования кадрового состава методистов в образовательной системе Челябинской области, в таблице 3 представлена информация об участниках, рекомендованных для реализации индивидуальных образовательных маршрутов по совершенствованию предметных и методических компетенций и для включения в группы реализации программ повышения квалификации.

Информация сформирована по итогам анализа выявленных результатов, а именно, в состав первой группы включены участники, продемонстрировавшие более 60% выполнения диагностической работы, в состав второй группы включены участники, показавшие процент выполнения работы менее 60%.

Таблица 2

Информация об участниках, рекомендованных для формирования кадрового состава

методистов в Челябинской области

№ п/п Учебный предмет Общее количество человек Количество человек, выполнивших работу на 60% и более

1 Русский язык 48 15

2 Математика 41 3

3 Биология 41 19

4 Физика 48 17

5 Химия 42 11

Всего 220 65

Таблица 3

Информация об участниках, рекомендованных для реализации индивидуальных

образовательных маршрутов

№ п/п Учебный предмет Количество человек Количество человек с указанием процента выполнения диагностической работы

менее 50% 51-59% Всего

1 Русский язык 48 18 15 33

2 Математика 41 13 25 38

3 Биология 41 13 9 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Физика 48 22 9 31

5 Химия 42 14 17 31

Всего 220 80 75 155

Завершая представленный 114

Таким образом, проведенное исследование, являясь актуальным в направлении развития механизмов управления качеством образования, задает ориентиры для всех участников образовательных отношений в рамках формирования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и образовательных организаций в региональной образовательной системе.

Список литературы

1. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-76. - URL: https://fioco.ru/ (дата обращения: 30.04.2021).

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 155553/(дата обращения: 30.04.2021).

3. Регламент проведения оценки предметных и методических компетенций в 2020 году. - URL: https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2021).

4. Результаты проведения оценки предметных и методических компетенций в 2020 году. - URL: https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения: 30.04.2021).

References

1. Kontseptsiya sozdaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov : rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 06.08.2020 № R-76. - URL: https://fioco.ru/ (data

obrashcheniya: 30.04.2021).

2. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» : prikaz Mintruda Rossiiot 18.10.2013 N 544n (red. ot 05.08.2016). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _155553/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

3. Reglament provedeniya otsenki predmetnykh i metodicheskikh kompetentsiy v 2020 godu. - URL: http s ://lk-fisoko .obrnadzor.gov.ru/( data obrashcheniya: 30.04.2021).

4. Rezul'taty provedeniya otsenki predmetnykh i metodicheskikh kompetentsiy v 2020 godu. - URL: https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

Сведения об авторах

Черепанова Ольга Александровна - эксперт, кандидат педагогических наук, ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Смелкова Екатерина Анатольевна - эксперт ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Information about authors

Cherepanova O.A. - Expert, Candidate of Pedagogical Sciences, Regional State Budget Institution «Chelyabinsk Center for Teachers' Professional Mastery and Qualification Assessment», Chelyabinsk

Smelkova E.A. - Expert of Regional State Budget Institution «Chelyabinsk Center for Teachers' Professional Mastery and Qualification Assess-ment», Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.