УДК 14.15.01
Р.Х.Гильмеева
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОФОРМИРУЮЩЕГО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ "МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА"
В настоящей статье рассматривается процесс проектирования и реализации культуроформирующего учебного модуля "Методологическая культура педагога". Модуль раскрывается как вариативная модель культуроформирующего пространства, в рамках которого происходит интеграция и реализация в деятельности педагога идей, ценностей, компетенций, а также мотивации на научно-исследовательскую, творческую деятельность.
Ключевые слова: методологическая культура, культуроформирующий учебный модуль, вариативная модель культуроформируюшего пространства, критерии и уровни формирования методологической культуры педагога.
R.Kh. Gilmeeva The design and realization of culture forming of training module " methodological culture of the teacher"'.
This article discusses the design and implementation of a training module kulturoformiruyuschego "Methodological culture teacher." The module is revealed as alternative models kulturoformiruyuschego space within which there is production, expansion, integration and implementation of the teacher in the ideas, values, skills, and motivation for scientific research and creative activity.
Keywords: methodological culture, kulturoformiruyuschy training module, alternative models kulturofor-miruyushego space criteria and levels of formation of methodological culture teacher
В подготовке будущих педагогов особое место занимает методологическая культура. Необходимо отметить, что методологическая культура с философской и педагогической точек зрения рассматривается как часть базовой культуры личности педагога.
Анализ литературы показывает, что проблема формирования культуры студенческой молодёжи заняла в последние годы одно из центральных мест в исследованиях в области развития личности педагога. О её значении свидетельствует большое число публикаций, введение различных спецкурсов гуманитарного профиля в образовательные программы, ориентирующие будущих учителей на совершенствование их методологической культуры.
Вместе с тем, в исследованиях недостаточно изучены возможности учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе, в частности дисциплин педагогического цикла, для формирования методологической культуры студентов. Традиционные представления о культуре и о процессе её развития мешают осмыслить новые цели, содержание, средства и реальные условия совершенствования процесса формирования методологической культуры в свете современных требований. Отсутствие или несовершенство разработки ряда важнейших теоретико-методологических, психолого-педагогических положений становится понятным, почему предпринимаемые усилия по повышению эффективности методологической культуры студентов не дают ожидаемых результатов.
Процесс формирования методологической культуры студентов будет успешным и эффективным, если:
• - обоснованно выявить основные условия формирования методологической культуры студентов в учебном процессе;
• - учитывать, что формирование методологической культуры будущего специалиста в системе народного образования определяется социально-культурной ситуацией в обществе;
• - повышение уровня методологической культуры будет связано с процессом гуманитаризации учебного процесса;
• - формирование методологической культуры будет проходить в процессе всесторонней культурно-творческой деятельности студентов как основы учебного процесса.
Формирование методологической культуры будет успешно реализовано при условии совершенствования гуманитарной подготовки студентов профессиональной школы. Специфика гуманитаризации связана с приобретением определённого аспекта знаний - углублением его социально-культурной направленности и организацией на основе этих знаний соответствующей познавательной и общественно-полезной деятельности. Гуманитаризация профессионально-педагогического образования включает как минимум три задачи:
• Формирование у студентов потребности в развитии своей культуры;
• Обеспечение интереса и гуманитарной грамотности студентов;
• Формирование нравственно-этических качеств.
Формирование методологической культуры будущих педагогов связано с поиском новых способов совместной творческой деятельности преподавателя и студента. Эффективность формирования методологической культуры студентов в учебном процессе находится в тесной взаимосвязи с более глубоким изучением профессионально-педагогических дисциплин на культуроформирующем уровне.
Поставленные задачи актуализировали необходимость поиска психолого-педагогических условий, создающих эффективную образовательную среду для совершенствования педагогической деяте-льности будущих педагогов в условиях образовательного кластера «педколледж-педучилище -педвуз».
Основополагающей задачей апробации образовательного кластера является проверка условий обеспечения преемственности содержания педагогического образования на основе субъектного развития личности будущего педагога. С этой целью исследовалось влияние трех системных факторов и ведущих принципов: единства фундаментализации и профессионализации, культуроформирующего содержательного обобщения, технологии деятельностной организации педагогического образования. Принцип единства фундаментализации и профессионализации означает одновременное использование системной логики представленных знаний как относительно постоянного «ядра» содержания образования и профессионально-педагогических задач в качестве меняющейся «оболочки»; принцип культуроформирующего содержательного обобщения показывает главное направление в расположении учебного материала - от абстрактного к конкретному; принцип деятельностного подхода означает развитие педагогической деятельности через отдельные ее компоненты и действия в каждой дидактической единице содержания педагогического образования.
Исследование этих принципов предполагает: блочно-модульное построение образовательного процесса; изучение педагогических знаний посредством теоретической схемы системного анализа; концентрическую организацию учебного материала; актуализацию структур педагогической деятельности и задачный подход к анализу педагогических явлений. В данном процессе исходным выступает образовательная структура профессиональной школы, основывающаяся на педагогическом цикле как профилирующем блоке учебных дисциплин, оказывающих центрирующее воздействие на развитие субъекта педагогической деятельности. Особое место отведено структурированию учебного материала на основе принципа содержательного обобщения, единства фундаментализации и профессионализации в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному.
Содержание культуроформирующего модуля «Методологическая культура педагога» рассматривается нами как специфическое средство усвоения студентами целостной профессионально-педагогической деятельности, способное актуализировать все ее уровни и компоненты сначала в простых формах с последующим переходом к более сложным проявлениям. Рассмотрение различных форм представленности учебного материала проходит как в рамках культуроформирующего модуля, так и на более высоких уровнях - в системе педагогических дисциплин на всем протяжении их изучения в педколледже, в средней и высшей педагогической школах, в их совокупности, в определенных связях и отношениях. Структура содержания модуля позволяет организовать образовательный процесс в логике исследовательской деятельности, концентрированно, методом обнаружения теоретической основы педагогических знаний. Суть метода состоит в том, чтобы в первую очередь знакомить студентов не с отдельными частными вопросами, а с наиболее общими положениями и законами, переходя после этого к рассмотрению конкретных педагогических проблем как частных случаев общей закономерности. В отличие от традиционного линейно-ступенчатого построения содержания учебного материала, выделение в системе педагогических знаний исходного абстрактного общего понятия позволяет осуществить процесс формирования представлений как движение по спирали от центра - к периферии, от общего - к частному, от абстрактного - к конкретному.
Введение в содержание образования понятия поликомпонентный алгоритм способствует формированию осознанного отношения студентов к выполняемым действиям: целеполаганию, планированию, исполнению, контролю и оценке. Содержательная и технологическая стороны осуществления алгоритмичности связываются с усвоением студентами компонентов педагогической деятельности: целеполагания, планирования, выполнения учебных действий, самоконтроля и самооценки, постепенным переводом учебно-познавательной деятельности в профессионально-педагогическую, а ее исполнительских компонентов - в творческие. Весь образовательный процесс выстраивается как «взращивание» педагогической деятельности, а
содержание педагогического образования актуализирует в себе проекцию закономерностей субъектного развития личности будущего педагога.
Следуя традиции представителей научной школы ВАСластенина, в качестве направления, способствующего становлению субъектной позиции педагога, выделяется решение педагогических задач и определяется алгоритм действий педагога по их решению: 1) принятие и понимание студентами учебной задачи; 2) планирование методов решения учебной задачи; 3) операционально-исполни-тельский этап; 4) оценочно-рефлексивные действия.
Алгоритм решения педагогических задач представляет собой операциональную структуру заданий: диагностические задания по выявлению уровня сформированности умений определять цели и задачи конкретного занятия; целенаправленную работу по определению целей и задач конкретных уроков; проигрывание фрагментов уроков и коллективную оценку формулировок целей и задач; осуществление работы по определению целей отдельных фрагментов занятия; использование деловых игр и видеозаписей уроков; определение алгоритма для раскрытия содержания деятельности по определению цели и задач; построение «дерева» целей раздела и курса.
Особую сложность у студентов в первое время работы по алгоритму вызывает отработка оценочно-рефлексивных действий.
В качестве показателей сформированности методологической культуры используются следующие критерии:
- обобщенность, самостоятельность в осуществлении педагогической деятельности;
- степень представленности исследовательских умений;
- развитость отдельных компонентов педагогической деятельности;
- уровневая дифференциация преемственных связей.
Низкий уровень методологической культуры характеризуется репродуктивным, стереотипным уровнем педагогической деятельности, низкой степенью ее осознанности. Минимально-ограниченный уровень характеризуется репродуктивно-творческим уровнем педагогической деятельности, связанным с умением оперировать и управлять знаниями во время выполнения определенных задач деятельности, а также знанием принципов построения и принципов действия на структурно-функциональном уровне; раскрывает внешние аспекты культуры; сама методологическая культура представлена на уровне разрозненных ассоциаций. Достаточно-функциональный уровень характеризуется творческо-репродуктивным уровнем педагогической деятельности, ярко выраженной профессиональной направленностью; появляются собственно педагогические ассоциации, связанные с раскрытием общих способов построения образовательных проектов и знанием методов анализа функционирования системы. Оптимально-творческий уровень методологической культуры характеризуется творческим уровнем педагогической деятельности, умением осуществлять системную разработку определенных задач деятельности, умением проводить исследования систем, знанием методики исследования и методики оценки. При таком уровневом структурировании методологическая культура позволяет организовать деятельность обучаемого адекватно уровню овладения профессионально-педагогической деятельности и способствует ее «взращиванию». Более высокие уровни преемственности характеризуются качественными изменениями, связываются с особым содержанием и новыми способами работы.
Управление развитием методологической культуры в содержании педагогического образования через формирование студента как субъекта педагогической деятельности включает диагностику начального уровня развития компонентов педагогической деятельности и сформированности целостных характеристик личности будущего педагога (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровни методологической культуры в содержании педагогического образования
Уровни методологической культуры Уровни профессионально-педагогической деятельности Показатели сформированности качеств субъекта методологической культуры в педагогическом образовании Характеристика содержания методологической культуры в педагогическом образовании
Низкий Репродуктивный Низкая степень осознанности педагогической деятельности. Минимальная осознанность производимых Знания-предписания, указывающие на выбор и осуществление приемов и методов реализации
действий, автоматический перенос и работа по усвоенным стандартам. образовательных проектов.
Минимально-ограниченный Репродуктивно-творческий Ограниченная степень развитости внешней предметной дея тельности. Минимальная степень представленности исследовательских и базовых компонентов педагогической деятельности. Действия студентов несамостоятельны, выполня ются с помощью методической литературы. Минимальный уровень развития субъективной позиции. Методико-теоретические знания, направленные на решение диагностично заданных целей образования. Осознание профессиональной и личностной значимости педагогической деятельности. Усвоение системной логики представленности знаний.
Достаточно-функциональный Творческо-репродуктивный Достаточно высокая степень осознанности выполняемых действий. Перенос умений в новую ситуацию происходит успешно. Достаточная степень представленности исследовательских умений и базовых компонентов педагогической деятельности. Ярко выраженная педагогическая направленность. Овладение знаниями, лежащими в основе формирования педагогической деятельности, в логике системного анализа. Реализация принципов фундаментализации и профессионализации. Раскрытие общих способов построения образовательных программ.
Оптимально-творческий Творческий Полная профессиональная осо-знанность педагогической деятельности. Студенты действуют нестереотипно, продумывают различные варианты, видят место конкретного занятия в раскрытии целей и задач всей темы, курса. Представленность и развитость исследовательских умений и базовых компонентов педагогической деятельности. Полное, целостное фун кционирование качеств субъекта профессионально-педагогиче ской деятельности. Знания раскрывают общие принципы анализа педагогических явлений, общие способы познания их сущности и принятия педагогических решений по преобразованию в целях воспитания и обучения. Синтез методико-практических, теоретических и методологических знаний.
Целостный процесс реализации поликомпонентного алгоритма учебного модуля «Методологическая культура педагога» можно аккумулировать как вариативную модель культуроформирующего пространства, в рамках которого происходит выработка, расширение, интеграция и реализация в деятельности педагога идей, ценностей, компетенций, а также
мотивации на научно-исследовательскую, творческую деятельность.
Структура модели включает следующие процессуально-дидактические этапы:
I этап -адаптационный. Закладывается готовность студента к научной педагогической деятельности в процессе формирования основ методологической культуры. Здесь решаются задачи: возбуждение интереса к исследовательской деятельности, развитие способностей личности к самоорганизации своей деятельности, обучение навыкам работы с научной литературой, другими источниками информации, развитие навыков творческой деятельности.
На этом этапе формируется методологическая позиция будущего учителя, его теоретические знания, необходимые в педагогической деятельности (теоретико-познавательный компонент), отношение к педагогической науке, ценностное осмысление роли научного поиска в профессиональной работе.
II этап - самоопределение, индивидуальная работа, приобретение студентами опыта научно-познавательной деятельности на основе активного включения в различные ее формы. На этом этапе идет разработка замысла деятельности, его обоснование и преобразование в гипотезу; ведется поиск способа воплощения замысла, формируется программа исследования. Совершенствуются интеллектуальные способности личности - интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические.
Это происходит через выполнение курсовых и дипломных проектов, участие в научно-исследовательской работе студентов, через самообразование и на учебных занятиях, семинарах, практикумах, научно-практических конференциях и т.д. На этом этапе важно научиться мыслить рационально, проводить мысленно эксперимент, моделировать, разрабатывать проекты, выдвигать гипотезы, развивать интуицию, догадливость, критическое мышление.
III этап - этап совершенствования студентом-учителем и учителем-практиком исследовательского потенциала.
На этом этапе осуществляется критический анализ, определение путей совершенствования своей исследовательской деятельности. Он состоит в развитии самостоятельности, нестандартного мышления, в привлечении к активному творчеству, участию в различных научных объединениях и мероприятиях. На этом этапе студенты-учителя в соответствии со своими интересами и склонностями сами определяют цели, содержание и методику своей работы, то есть занимаются научной деятельностью.
В этом процессе важную роль играет педагогическая рефлексия. Педагогическая рефлексия позволяет как студенту, так и учителю посмотреть на себя, на свою профессию как бы со стороны, выработать соответствующее отношение к ней, оценить свои способности, сформировать методологическую позицию. На этом этапе существенную роль играет теоретико-познавательная составляющая методологической культуры, которая развивается в процессе ее реализации в научной, поисковой деятельности, самообразования учителя, участия в различных формах повышения квалификации.
IV этап - этап творческой самореализации. Этот этап характеризуется высоким уровнем сформированности методологической культуры.
На этом этапе, на актуальном уровне сформированы компоненты методологической культуры учителя-исследователя: мотивационно-личностный, теоретико-познавательный и конструктивно-проектировочный.
Литература
1. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и
развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы /Волович Л.А.. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А.; под редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 46 с.
2. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: монография /Волович Л.А, Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А.; под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 136 с.
3. Реализация компетентностного подхода в процессе гуманитарной подготовки студентов УСПО: учебно-методическое пособие /Гильмеева Р.Х.. Волович Л.А., Гараева Н.Г., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Хабриева О.А.. Шайхутдинова Г.А.; под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис-ХХ1 век», 2011. - 255 с.
4. Социокультурная подготовка студентов УСПО, ВПО в условиях российско-европейского партнерства: коллективная монография /Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А.; под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. - 124 с.
5. Программно-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы в условиях новых Государственных образовательных стандартов: учебно-методическое пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла /Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш.. Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова ГА; под научной редакцией академика Рао Г.В.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. - 164 с.