Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России'

Гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурная компетентность / духовно-нравственная безопасность России / гуманитарные технологии / культуроформирующие модули / kulturoformiruyuschie modules. / multicultural competence / spiritual and moral security of Russia / humanitarian technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Римма Хамитовна

В статье рассматриваются гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России. Особое внимание уделяется культуроформирующим учебным модулям в условиях организации педагогического процесса в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмеева Римма Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN TECHNOLOGIES FORMATION MULTICULTURAL COMPETENCE AS A FACTOR IN ENSURING THE SPIRITUAL AND MORAL RUSSIAN SECURITY

The article deals with the formation of humanitarian technologies multicultural competence as a factor in ensuring the moral and spiritual security of Russia. Particular attention is paid kulturoformiruyuschim training modules under the organization of the pedagogical process in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России»

Казанский педагогический журнал. 2015. № 2

УДК 377.5

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Р.Х. Гильмеева

Аннотация. В статье рассматриваются гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России. Особое внимание уделяется культуроформирующим учебным модулям в условиях организации педагогического процесса в образовательных организациях.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, духовно-нравственная безопасность России, гуманитарные технологии, культуроформирующие модули

HUMANITARIAN TECHNOLOGIES FORMATION MULTICULTURAL

COMPETENCE AS A FACTOR IN ENSURING

THE SPIRITUAL AND MORAL RUSSIAN SECURITY

R.H. Gilmeeva

Abstract. The article deals with the formation of humanitarian technologies multicultural competence as a factor in ensuring the moral and spiritual security of Russia. Particular attention is paid kulturoformiruyu-schim training modules under the organization of the pedagogical process in educational organizations.

Keywords: multicultural competence, spiritual and moral security of Russia, humanitarian technologies, kulturoformiruyuschie modules.

Происходящее в XXI веке переосмысление проблемы обеспечения национальной духовно-нравственной

безопасности России обусловлено коренными переменами в жизни российского общества, происшедшими в конце прошлого века и, прежде всего, в ее социальной и духовной сферах. Сегодня со всей остротой встает вопрос о формировании поликультурной компетентности в профессиональной школе как условия духовной преемственности поколений.

Кризис концептуальной составляющей гуманитарного образования как института духовной преемственности состоит в несоответствии современных образовательных моделей общемировым тенденциям развития культуры, рассогласовании современных образовательных систем, общих тенденций и логики

развития культуры, не обеспечивающих воспитание подлинной духовной элиты общества - «истинных гуманитариев», выполняющих в обществе важнейшую функцию - сохранить и передать следующим поколениям лучшие духовно -нравственные достижения отечественной и мировой культуры [1].

Необходим учет следующих концептуальных оснований в решении данной проблемы:

1. В соответствии с установками на социализацию и гуманитаризацию профессионального образования ориентировать учебно-воспитательную деятельность на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности с тем, чтобы выйти на новый уровень духовногуманитарного, личностно-

профессионального развития.

1

Казанский педагогический журнал. 2015. № 2

2. При планировании научноисследовательской работы предусмотреть разработку образовательных технологий, повышающих роль духовной культуры в формировании, сохранении и укреплении физического и нравственного здоровья учащейся молодежи.

3. Обратить внимание на необходимость интеграции профессиональной и гуманитарной подготовки с целью укрепления культурного ядра личности, трансформации и усиления иммунитета его защитного слоя.

4. Регулярно производить коррекцию стратегии и тактики профессионального образования, приближая его к достижению новой системы ценностей, цивилизованного типа поведения, духовнонравственной и физической устойчивости.

5. Наряду с современными технологиями профессионального образования и воспитания, повсеместно применять опыт, традиции, средства народной педагогики по формированию духовной культуры и нравственности..

6. Уделять особое внимание опережающему развитию духовной культуры как условия и показателя развития личности в гражданском, интеллектуальном, эстетическом аспектах [4].

Реализация данных концептуальных оснований осуществляется на основе культорокомпетентного подхода, который обеспечивает соответствие поликультурной компетентности студентов потребностям общества, отечественного рынка труда и рынка труда стран европейского партнерства в специалистах, обладающих методологически гибким, творческим интеллектом, способных воспроизводить и развивать духовнонравственную культуру [2].

Значимость определения данного подхода диктуется:

- особенностями экономической и социокультурной ситуации в обществе, требующими подготовки специа-

листа-педагога в пределах более короткого цикла профессионального образования на базе различных его уровней;

- необходимостью удовлетворения личностных запросов обучающихся, ориентированных на возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, включающих неоднократный акт выбора содержания и уровня получаемого педагогического образования;

- процессом демократизации профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающим самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;

- вхождением России в международное образовательное пространство, требующим учета международного опыта в подготовке специалиста нового типа.

Коллективом лаборатории гуманитарной подготовки в системе профессионального образования ФГБНУ ИП-ППО РАО разработан дидактический алгоритм формирования поликультурной компетентности студентов профессиональной школы в процессе реализации культуроформирующих учебных модулей [5].

Установленный технологический алгоритм в обобщенном виде состоит из последовательных шагов учебной деятельности:

I. систематизация социокультурных компетенций, формируемых в преподавании гуманитарных дисциплин;

II. перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач;

III. разработка поликомпонентного алгоритма формирования поликультурной компетентности студентов посредством создания и использования культуроформирующих учебных модулей и модульных программ;

2

Казанский педагогический журнал. 2015. № 2

IV. выбор технологических процедур реализации культуроформирующих учебных модулей;

V. разработка критериально-

диагностического инструментарии эффективности инновационных педагогических технологий формирования в преподавании гуманитарных дисциплин.

Результаты исследований коллектива лаборатории говорят о том, что для реализации выявленных направлений в преподавании гуманитарных дисциплин необходимо основываться на общих качествах технологий. В контексте исследуемого феномена формирования поликультурной компетентности студентов профессиональной школы в преподавании гуманитарных дисциплин гуманитарная технология - это определенная последовательность процедур организации учебной деятельности для достижения запланированных культуроформирующих целей.

Требованиями к педагогическим технологиям, претендующим на статус гуманитарных культуроформирующих, являются:

- активно-деятельностный характер учебной деятельности;

- преобладения культуроформирующих методов обучения;

- межпредметный характер учебнопрофессиональных задач, требующий интегрированного использования специальных знаний;

- направленность образовательного процесса на развитие ключевых общекультурных и профессиональных компетенций;

- прозрачность перечня общекультурных и профессиональных компетенций и правил оценивания учебных достижений;

- создание условий для приобретения опыта самостоятельной культуроформи-

рующей деятельности, опыта достижения цели;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности;

- имитация решения общекультурных и профессиональных проблем во взаимодействии;

- смена роли преподавателя с транслятора готовых знаний на консультанта и проводника в мире культуроформирующей информации [3].

Таким образом, формирование поликультурной компетентности в профессиональной школе как условия духовной преемственности поколений осуществляется на основе культорокомпетентно-го подхода, обеспечивающего соответствие поликультурной компетентности студентов потребностям общества, отечественного рынка труда и рынка труда стран европейского партнерства в специалистах, обладающих методологически гибким, творческим интеллектом, способных воспроизводить и развивать духовно-нравственную культуру. дидактический алгоритм формирования поликультурной компетентности студентов профессиональной школы в процессе реализации культуроформирующих учебных модулей.

Установленный технологический алгоритм формирования поликультурной компетентности состоит из последовательных шагов учебной деятельности: систематизация социокультурных компетенций; перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач; разработка культуроформирующих учебных модулей и модульных программ; определение критериальнодиагностического инструментария.

3

Казанский педагогический журнал. 2015. № 2

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО - ВПО: монография / под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой / Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011 - 137 с.

2. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. -46с.

3. Гильмеева, Р.Х. Особенности проектно-целевого подхода к реализации ФГОС профессионального образования в преподавании гуманитарных дисциплин / Р.Х. Гильмеева,

В.Н. Корчагин, Л.Ю. Мухаметзянова, В.В. Аксёнов, Г.А. Шайхутдинова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2014. - 126 с.

4. Мухаметзянова Ф.Г. Социокультурная подготовка студентов УСПО, ВПО в условиях российско-европейского партнерства / Мухаметзянова Ф.Г., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. - Казань: Издательство «Данис» ФГНУ «ИПП ПО» РАО, 2012.-131с.

5. Мухаметзянова Ф.Ш. Литературная подготовка в профессиональной школе/ Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, В.Н. Корча-

гин, Л.Ю.Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова,

В.В. Аксенов // Педагогика.2014. №5. С.47-54.

References:

1. Gilmeeva R.H. Liberal arts education of students in institutions ACT - VPO: mono--phy / ed. Academician RAO GV Mukhametzyanova / R.H. Gilmeeva, L.P. Tikhonova, L.Y. Mukhametzyanova, G.A. Shaikhutdinova. - Kazan: Publishing "Danis" PPIs RAO, 2011.- 137 p.

2. Gilmeeva R.H., Tikhonova L.P., Mukhametzyanova L.Y., Shaikhutdinova G.A. The concept of modernization of content and technology of formation and development of culture and education in the humanities students pro-fessional schools focused on Russian-European partnership / ed. Academician RAO G.V. Mukhametzyanova.- Kazan: Publishing "Danis" PPIs RW, 2011. -46c.

3. Gilmeeva, R.H. Features of design-oriented approach to the implementation of GEF vocational education in teaching humanities /R.H. Gilmeeva, V.N. Korchagin, L.Y. Mukhametzyanova, V.V. Aksenov, G.A. Shaikhutdinova. - Kazan: Publisher "Danis" PPIs RW, 2014. - 126 p.

4. Mukhametzyanova F.G. The sociocultural training of students AFS, VPO in a Russian-European partnership / Mukhametzyanova F.G., Tikhonova L.P., Mukhametzyanova L.Y., Shaikhutdinova G.A. - Kazan: Publishing "Danis" Federal State "PPIs" RAO, 2012.-131c.

5. Mukhametzyanova F.Sh. Literary training in a vocational school / F.Sh. Mukhametzyanova, R.H. Gilmeeva, V.N. Korchagin, L.Y.Muhametzyanova, G.A. Shaikhutdinova, V.V. Aksenov // Pedagogika.2014. №5. S.47-54

Сведения об авторе:

Гильмеева Римма Хамитовна (г. Казань), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО

Gilmeeva R.H. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.