Научная статья на тему 'Проектирование и развитие новых способностей'

Проектирование и развитие новых способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
ТРИЗ / перспективное образование / познавательно-творческая деятельность (ПТД) / развитие способностей

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафитулин М.С.

Динамика изменений в мире возрастает, что приводит к увеличению встреч с не-стандартными ситуациями. Знания и опыт предыдущего периода часто не дают верного ответа для решения возникшей проблемы. Необходимо находить новые способы поиска решения сложных задач. Материал раскрывает авторский подход к организации образовательных усло-вий для формирования и развития способностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование и развитие новых способностей»

СЕКЦИЯ «ТРИЗ В ОБРАЗОВАНИИ И ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ».

8 октября 2023 года

Б01:

Гафитулин М.С. Проектирование и развитие новых способностей

Аннотация. Динамика изменений в мире возрастает, что приводит к увеличению встреч с нестандартными ситуациями. Знания и опыт предыдущего периода часто не дают верного ответа для решения возникшей проблемы. Необходимо находить новые способы поиска решения сложных задач. Материал раскрывает авторский подход к организации образовательных условий для формирования и развития способностей человека.

Ключевые слова: ТРИЗ, перспективное образование, познавательно-творческая деятельность (ПТД), развитие способностей.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НОВЫМ СПОСОБНОСТЯМ

Необходимость в наличии у человека новых способностей была, есть и будет личным и социальным заказом. На современном этапе развития человечества одной из объективных причин появления новых социальных требований к формированию у человека новых способностей является интенсивное изменение условий жизни людей под влиянием технического прогресса.

Социум развивается, но сегодняшняя система образования, базирующаяся на модели передачи известных знаний и умений, не может оперативно и эффективно справляться с ростом новых социальных заказов. Так, например, активное и масштабное развитие индивидуальной мобильной связи требует от человека новых способностей успешно организовывать и проводить мобильную коммуникацию через различные технические средства, однако в системе образования такого учебного предмета как «Мобильная коммуникация» пока нет. Предмета нет, а современный человек все же приобретает необходимые ему новые способности в решении задач мобильной коммуникации вне системы образования. Как? Через друзей, знакомых, интернет и т. д.

Для системы образования типовыми средствами решения проблемы приобретения человеком новых способностей являются следующие пути: традиционное обучение, введение предметов дополнительного образования, организация курсов повышения квалификации специалистов, получение второй специальности, самообразование.

Завтрашний день обязательно привнесет изменения в окружающей действительности и станет основой для новых требований к оперативному наличию у человека новых способностей. Возникает парадоксальная ситуация: человек должен обладать новыми способностями, которые нужны «здесь и сейчас», а их у него нет. Наиболее очевидное решение - заранее приобрести нужные в будущем способности. А если не приобретены? Тогда использовать посредника, обладающего нужной на данный момент способностью.

А как быть, если такого посредника нет? А какие способности нужны завтра? Ответы на эти вопросы даны в материале «Модель перспективного образования» [Гафитулин, 2003,

с. 12-16]. Автором предложена циклическая модель «ЗУН + ПТД = нЗУН», где ЗУН - это знания, умения, навыки, ПТД - познавательно-творческая деятельность участников образовательного процесса, приводящая к созданию новых ЗУН.

Практика применения данной модели показала, что при таком подходе в образовании формируются и развиваются новые способности человека. (Ссылка в интернете: http://www.trizminsk.org/e/233012.htm )

А что такое «способность»?

НЕОЧЕВИДНЫЙ ПРИЗНАК СПОСОБНОСТИ

Проведем небольшой анализ понятия «способность».

В основе слова способность лежит слово способ, несущее его значение. Так, говоря о способностях человека, мы подразумеваем совершаемые им определенные способы действий, приводящие к успешному решению стоящей перед ним задачи. Например, говоря о человеке с математическими (художественными, музыкальными и пр.) способностями, мы предполагаем применение им определенных способов успешного решения математических (художественных, музыкальных и пр.) задач. Если же человек не решил стоящую перед ним задачу на требуемом уровне, то в этом случае подразумевается отсутствие у человека способностей в отношении к решаемой задаче.

Отсюда следует, что определенная способность человека тесно связана со способом его действий в отношении к решаемой задаче. Одно из возможных определений понятия способность.

СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека применять определенный способ действий, приводящий к успешному решению стоящей перед ним конкретной задачи.

Данную формулировку может проиллюстрировать типовой процесс диагностики имеющихся способностей:

Постановка конкретной задачи -> совершение определенных способов действий -> оценка полученного результата.

Успех или «провал» человека при решении поставленной задачи свидетельствует о наличии или отсутствии у человека диагностируемых способностей.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

С позиции повышения человеческого потенциала интересен вопрос приобретения новых способностей.

Приобретение новых способностей человеком в системе образования могут происходить двумя основными путями.

Первый путь - репродуктивный. На этом пути происходит усвоение и применение человеком уже известных знаний и умений. Для этого организуется обучающий процесс, предусматривающий изучение определенных методов (способов) с целью успешного решения сначала учебных, а затем реальных задач. Если человек живет в условиях, где приобретенные им способности дают успешность, то ему остается только «поддерживать форму».

Новая модель образования

нЗУН

Однако условия, да и сам человек меняются, поэтому мы всегда оказываемся в новой реальности. Новизна условий вносит разную степень неопределенности, что заставляет человека проверять имеющиеся у него способности. В случае дефицита способностей или их отсутствия человек переходит на второй путь их приобретения.

Второй путь - творческий. На этом пути происходит самостоятельное создание субъективно новых знаний и умений. Для этого человек должен оказаться в условиях неопределенности, т. е. в условиях при которых его имеющийся опыт не дает нужного для него результата. Такую ситуацию называют проблемной. В этих условиях человек, на основе существующих способностей вынужден проявить познавательно-творческую активность для того, чтобы найти успешное решение стоящей перед ним проблемы. Наградой за успех - решённая проблема и новые способности.

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время повысилась динамика изменения окружающего мира, что в свою очередь привело к существенным изменениям жизни людей. В частности, задачи, возникающие перед человеком, стали более сложные как по количеству, так и по качеству. На смену известным задачам стройными рядами приходят проблемы. Решение части своих жизненно важных задач человек делегирует технике, а с её интенсивным развитием сам все чаще и чаще оказывается в ситуации неопределенности, т. е. лицом к лицу с проблемами.

Если сегодня проблема является нашей обязательной спутницей то, что же она из себя представляет?

СЕКРЕТЫ ПРОБЛЕМЫ

Определений понятия «проблема» много, приведем одно из них.

ПРОБЛЕМА [<гр. problema задача, задание] - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования [Словарь, 1992, с. 490]

Исходя из опыта работы над различными проблемами, дадим свою формулировку понятия «проблема».

ПРОБЛЕМА - это неопределенная задача, способ решения которой неизвестен решателю.

Из данного определения следуют два этапа преобразования проблемы в ее решение:

1 этап исследовательский - анализ и преобразование Проблемы в конкретную творческую задачу, требующую дальнейшего решения.

2 этап изобретательский - поиск нового способа решения конкретной творческой задачи, полученной на предыдущем этапе, приводящего к успешному результату.

Если проблема была успешно решена самим решателем, то он осознанно или неосознанно на основе имеющихся способностей совершил познавательно-творческую деятельность. В результате этой деятельности человеком был самостоятельно найден неизвестный ранее способ решения проблемы, т. е. у человека появилась новая способность, далее проявляющаяся в умении решать такую же или подобную проблему, ставшую уже задачей-аналогом.

Что касается методов решения проблем, то человек вправе применять любой из известных ему методов, приводящих к успеху. Наиболее простой, не требующий специального обучения - это метод проб и ошибок, однако данный метод неэффективен в отношении сложных

проблем. Из современных методов, наиболее эффективно преобразующих проблему в идею решения является теория решения изобретательских задач - ТРИЗ [Альтшуллер, 1986].

Таким образом, если стоит цель сформировать у человека новые способности, то один из перспективных путей современного образования - это целенаправленное создание условий, при которых обучающийся будет встречаться с заранее разработанной для него образовательной Проблемой. Анализ и успешное решение стоящей проблемы даст основу для формирования и развития его способностей.

Для «проектировщика способностей» (педагога) новая способность человека является целью образовательной деятельности обучающегося, а разрабатываемая образовательная Проблема - средством достижения цели.

Для «приобретающего способность» (обучающегося) решить обозначенную Проблему является целью его образовательной деятельности, а приобретённая им по ходу новая способность - средством решения обозначенной Проблемы.

ЦЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДХОДА

Ценность подхода «Проектирование и развитие новых способностей», состоит в том, что этот подход можно представить в виде циклической модели:

Имеющаяся способность -> образовательная Проблема -> познавательно-творческая деятельность (ПТД) -> новый способ решения Проблемы -> успешное решение проблемы -> новая способность.

Новая способность со временем становится известной, далее цикл повторяется.

ПРИМЕРЫ МЕТОДИК ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ НОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Ниже приведены несколько примеров методик по проектированию новых способностей, опробованных в образовательном процессе и показавших успешный результат. Даны ссылки на соответствующие страницы в интернете.

• Методика «Запоминание словарных слов». Методика позволяет научить обучающихся самостоятельно находить яркие ассоциативные образы для сомнительных орфограмм, чтобы запоминать и грамотно записывать словарные слова.

Ссылка в интернете: http://www.trizminsk.Org/e/23203.htm

• Методика «Пчёлка». Методика позволяет научить обучающихся самостоятельно создавать грамматические правила на основе анализа проблемного языкового материала.

Ссылка в интернете: https://trizway.com/art/practical/metodika-pchelka-sposob-razvitia-samostoiatelnosti.html

• Методика «Мнемосина и Метида». Методика позволяет научить обучающихся самостоятельно развивать комплекс познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление.

Ссылка в интернете: https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f3266_cf/Marat%20Gafitulin-TDS-2020-task.pdf

• Методика «Математическая ниткопись». Методика позволяет научить обучающихся самостоятельно строить графики функций, оперативно иллюстрировать правила построения и преобразования графиков.

Ссылка в интернете: https://trizway.com/art/secondary/matematicheskaya-nitkopis.

• Методика «Уровни творчества (новизны)». Методика позволяет научить обучающихся самостоятельно выходить на разные уровни творчества, используя существенный признак творчества - «новизна».

Ссылка в интернете: http://www.trizminsk.Org/e/23201.htm

• Инновационный проект «Учащийся-исследователь». Проект позволяет научить обучающихся самостоятельно проводить исследовательскую деятельность в области личных интересов и последовательно получать качественно новый уровень информации.

Ссылка в интернете: http://www.trizway.com/art/practical/152.html

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Выше была предоставлена информация, касающаяся в основном формирования новых способностей. А как развивать имеющуюся способность?

Применение метода морфологического анализа дало возможность определить следующие этапы последовательного развития имеющихся способностей.

1-й этап формирования способностей.

Задача: достичь известную Цель, известным способом.

Результат: приобретена способность достигать известную Цель через усвоение и применения известного способа действий.

2-й этап развития способностей.

Задача: достичь известную Цель, другим способом.

Результат: приобретены способности достигать известную Цель через применение альтернативных способов действия.

3-й этап развития способностей.

Задача: определить и достичь неизвестные Цели, известными способами. Результат: приобретены способности определять и достигать неизвестные Цели через применение (распространение) известных способов действий.

4-й этап развития способностей.

Задача: определить и достичь ранее неизвестные Цели, создать новые способы. Результат: приобретены способности определять и достигать неизвестные Цели через проектирование ранее неизвестных (новых) способов действий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ПТЗ 1. Надуть воздушный шарик.

1 этап. Надуть воздушный шарик ртом.

2 этап. Надуть воздушный шарик другим способом.

Например: надуть воздушный шарик потоком окружающегося воздуха, насосом, сжатым воздухом из баллона...

3 этап. Надуть воздухом другой объект.

Например: надуть воздухом мяч, автомобильную камеру, мыльный пузырь, жевательную резинку, спасательный жилет, аэростат, надувную мебель, лодку, игрушку, ангар.

4 этап. Внести воздух в объекты, нуждающиеся в воздухе.

Например: подать воздух в подводную лодку, без её всплытия; создать оперативную подачу воздуха в зону завала людей под землёй.

ПТЗ 2. Сделать отверстие в доске.

1 этап. Сделать отверстие в доске сверлом.

2 этап. Сделать отверстие в доске другим способом.

Например: сделать отверстие в доске фрезой, долотом, лобзиком, лазерной резкой, химическим травлением.

3 этап. Сделать отверстие в другом объекте.

Например: сделать отверстие в листе металла, бумаге, резине, шёлковой ткани, оконном стекле, бетонной стене, в тесте, во льду.

4 этап. Сделать отверстие в объектах и процессах, нуждающихся в отверстии.

Например: сделать оперативный канал (отверстие) в снегу для спасения людей, накрытых лавиной; сделать визуально чистым пространство (отверстие) в облаках при взлёте/посадке самолетов; сделать визуально чистым пространство (отверстие) при движении автотранспорта в густом тумане.

ПТЗ 3. Доставить груз.

1 этап. Доставить груз автомобилем.

2 этап. Доставить груз другим способом.

Например: доставить груз квадроциклом, снегоходом, поездом, вертолётом, дроном, катером, кораблём.

3 этап. Доставить груз на особый объект.

Например: доставить груз полярникам, альпинистам, геологам, военным, партизанам, космонавтам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 этап. Доставить груз объектам, нуждающимся в грузе.

Например: доставить жизненно необходимые грузы жителям верхних этажей небоскрёбов, доставить спасательный груз больным клеткам организма...

ПТЗ 4. Нарисовать конкретной образ.

1 этап. Нарисовать конкретной образ карандашом на бумаге.

2 этап. Нарисовать конкретный образ на бумаге другим способом.

Например: нарисовать конкретный образ на бумаге шариковой ручкой, фломастером, пастельным карандашом, кистью с красками (масло, акварель, гуашь, тушь), выжигательным прибором, аэрографом.

3 этап. Нарисовать конкретный образ на другом объекте.

Например: нарисовать конкретный образ на камне, посуде, оконном стекле, поверхности плода растения, зерне, ногте, коже, заборе, стене, крыше, площади, дороге, в небе, на водной глади.

4 этап. Нарисовать конкретный образ абстрактного понятия.

Например: нарисовать конкретный образ абстрактного понятия «активность», «увлечение», «восторг», «дизайн», «обаяние», «развитие», «способность» ...

ВЫВОДЫ

1. Предложен авторский подход, направленный на формирование и развитие у человека новых способностей, отличающийся тем, что человек встречается с заранее спроектированной образовательной проблемой, анализ и успешное решение которой создаст основу для его новых способностей.

2. Целенаправленный поиск и создание новых способов решения образовательной проблемы расширяет палитру способностей решателя проблемы.

3. Определены четыре этапа развития способностей. Каждый этап требует поиска качественно новых способов действий.

4. Обозначенный подход на современном этапе повышает эффективность образовательного процесса через освоение и применение участниками образования познавательно-творческой деятельности.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

• Альтшуллер, 1986 - Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1986. - 209 с.

• Гафитулин, 2003 - Гафитулин М.С. Модель перспективного образования //Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. Научно-методический сборник - 2003. -№1(12).

• Словарь, 1992 - Современный словарь иностранных слов - М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.