Научная статья на тему 'Ключевой акцент при решении проблем'

Ключевой акцент при решении проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИЗ / Проблема / задача / решение

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гафитулин Марат Семенович

Динамика изменений в мире возрастает, что приводит к увеличению встреч с нестандартными ситуациями, создающими Проблемы. Знания и опыт предыдущего периода часто не дают верного ответа на сложную задачу. Нужен принципиально новый подход при формировании и организации мышления для решения Проблем. О таком подходе и пойдет речь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевой акцент при решении проблем»

Б01: 10.24412/С1-37095-2023-1-269-275

Гафитулин М.С.

Ключевой акцент при решении проблем

Аннотация. Динамика изменений в мире возрастает, что приводит к увеличению встреч с нестандартными ситуациями, создающими Проблемы. Знания и опыт предыдущего периода часто не дают верного ответа на сложную задачу. Нужен принципиально новый подход при формировании и организации мышления для решения Проблем. О таком подходе и пойдет речь.

Ключевые слова: ТРИЗ, Проблема, задача, решение.

Лучший способ избавиться от проблемы - решить ее.

Брендан Франсис Биэн

ЧАСТЬ 1. ИМЕЕМ ЗНАНИЯ, НО НЕ ИМЕЕМ РЕШЕНИЯ

Многолетний опыт практического применения ТРИЗ показал реальную эффективность теории, позволяющей системно подходить к рассматриваемым Проблемам и находить результативные решения. Источниками постановки Проблем в основном были две сферы деятельности: «Техника и технологии» и «Педагогика и психология».

Обратимся к сфере «Техника и технология». В этой сфере приходилось рассматривать и решать реальные производственные Проблемы, возникающие в различных областях производства. Например, «внеплановые ремонты», «брак продукции», «безопасность труда», «организация процессов», «экология», «финансы», «логистика», «энергетика», «юриспруденция», «проектирование» и другие. Специалисты-производственники актуализировали свои Проблемы, но на начальном этапе знакомства с ТРИЗ не знали, как их эффективно решать.

Регулярное взаимодействие со специалистами из различных областей производства, желающими успешно решать профессиональные Проблемы с помощью ТРИЗ, неожиданно выявило парадоксальную особенность, сформулированную в тезисе 1.

ТЕЗИС 1. Практика применения ТРИЗ показывает, что для успешного решения Проблем у специалистов уже имеется более 80% необходимых знаний!

ВОПРОС: «Почему специалистам, обладающим профессиональными знаниями и большим опытом, не удается успешно решать производственную Проблему до знакомства с ТРИЗ, а ТРИЗ-специалистам, не обладающим необходимыми специальными знаниями на начальном этапе рассмотрения Проблемы, в итоге удается находить эффективные решения?».

Постараемся ответить на этот вопрос.

Опыт общения со специалистами показал, что основные препятствия для успешного решения Проблем, специалисты создают себе... САМИ. Приведу несколько внутренних тормозящих факторов, влияющих на специалиста: устойчивые стереотипы; инерционность мышления; доминирование ложных ограничений; низкая самооценка (я не смогу) или слишком завышенная (я все знаю); зависимость от авторитетного мнения; поспешность принятия решения из-за иллюзии о нехватке времени; устойчивый ориентир на успех только через финансовое обеспечение.

КАК БЫСТРО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРОБЛЕМЫ?

Живые существа, столкнувшись с Проблемой, стремятся как можно быстрее от нее избавиться. Способы могут быть самые разные.

Вопрос: «Как ускорить процесс устранения возникшей Проблемы?».

Ответ очевидный и простой: использовать имеющийся ресурс, в частности, личный

опыт.

Если возникшая Проблема успешно решается исторически накопленным опытом, то в жизненную копилку попадает очередное положительное подкрепление. Многократное положительное подкрепление становится внутренним стандартом (стереотипом) и автоматически используется при очередной встрече с новой Проблемой.

Однако... динамика окружающих изменений возрастает, картина мира быстро меняется, это приводит к увеличению встреч с нестандартными ситуациями. В свою очередь, нестандартные ситуации повышают риск появления такой Проблемы, которая не решается имеющимся стандартным способом.

Во время нестандартных ситуаций постоянно происходит тестирование имеющегося опыта (существующих стереотипов). Если приобретенный ранее опыт не срабатывает, то возникает ситуация торможения с последующей остановкой. В этот момент Проблема оказывается «сильнее», чем применяемый стереотипный способ, предложенный для решения Проблемы. Если преодолеть Проблемы все-таки необходимо, то надо искать новое - нестандартное решение. Для поиска нестандартного решения Проблемы требуются новый подход, а его нет. Внутренние «стереотипы», «инерция мышления», «ложные ограничения» и другие препятствующие факторы, утверждают, что другого подхода нет. Либо отказывайся от решения данной Проблемы, либо привлекай для решения посредника с его знаниями и опытом.

Воспроизведем тезис 1.

ТЕЗИС 1. Практика применения ТРИЗ показывает, что для успешного решения Проблем у специалистов уже имеется более 80% необходимых знаний!

ВОПРОС: «Почему знания, уже имеющиеся у специалистов, не срабатывают?».

ЭКСПЕРИМЕНТ «7 ТОЧЕК»

Задание

1. Взять чистый лист бумаги и посередине листа провести карандашом вертикальную линию, разделив лист на две зоны А/В.

2. В левой зоне листа (А) произвольно поставить семь точек, но не в ряд.

3. Повторить расположение семи точек в правой зоне листа (В).

4. Все точки в левой зоне А, не задумываясь, соединить линиями.

5. Точки в правой зоне В соединить линиями так, чтобы был какой-либо новый смысл.

6. Сравнить получившиеся рисунки в обеих зонах. Похожи?

7. Если рисунки разные, то постараться ответить почему рисунки получились разные?

ТОЧКИ ОДИНАКОВЫЕ - РИСУНКИ РАЗНЫЕ

Рисунки получились разные, потому что были разные установки.

Для зоны А никаких ограничивающих условий, т. е. можно сделать произвольное соединение семи точек линиями. Задание выполнено, и главное - быстро!

Для зоны В вводится условие: соединить точки линиями так, чтобы был виден какой-либо новый смысл. Для выполнения задания в зоне В возникают типовые внутренние вопросы: «А какой вложить смысл? В чем же должно быть его содержание? Как графически отобразить содержание, используя имеющиеся точки?».

Наконец все ответы получены и задание в зоне В выполнено, но с некоторой задержкой, т.к. потребовалось время на поиск смысла и организации новых связей между семью имеющимися точками с помощью линий.

СЕКРЕТ ЭКСПЕРИМЕНТА

Точки и их расположение - это модель имеющихся у нас знаний. Линии - это связи между имеющимися знаниями.

В зоне А применены известные связи. Линии просто отобразили известные нам связи между имеющимися у нас знаниями. Задание в зоне А выполняется быстро.

В зоне В созданы новые связи. Линии отобразили ранее неизвестные новые связи, но, обратите внимание, между уже имеющимися у нас знаниями. Задание в зоне В выполняется медленнее, но в рисунке содержится новый смысл.

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ

Специалист стремится как можно быстрее дать ответ на возникшую Проблему и предлагает решение Проблемы, используя имеющие у него знания и известные связи между знаниями (свои стереотипы).

В основе решения - опыт специалиста.

Формула ответа: известные знания + известные связи (зона А). Результат: увы, не всегда срабатывает.

ТРИЗ-специалист использует имеющиеся у специалиста знания, и при помощи ТРИЗ-инструментов, находит возможность организации новых связей.

В основе решения - методология ТРИЗ.

Формула ответа: известные знания + новые связи (зона В). Результат: всегда новое решение.

ОПАСЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ДЕЙСТВИЯ ТРИЗ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Страхи тормозят и останавливают движение.

Практика автора выявила несколько внутренних опасностей, возникающих у специалистов, решающих производственную Проблему. Приведу три основных опасения и покажу действия ТРИЗ-специалиста.

• Опасность потери статуса. Специалист успешен в своей области, а его вход в неизвестную область может стать для него «провальным». Осуждения ему не нужны, поэтому специалист стремится решить Проблему только ресурсами из своей области. Если решение не найдено, то победа за Проблемой.

ТРИЗ-специалист не боится входить в новую для него область. Так как знает, что область постановки производственной Проблемы и область успешного ее решения часто не совпадают. Например, успешное решение технической Проблемы не обязательно должно быть найдено в технической области, а может быть найдено в области биологии, финансов, организации труда и др. Или, например, успешное решение финансовой Проблемы, может быть найдено в области техники, психологии, юриспруденции, организации процессов и др.

• Опасность создания идеального образа. Жизненный опыт специалиста разрушает веру в идеальность. Под воздействием реальности мечты становятся туманными, инициативы не поддерживаются, вера в свои возможности слабеет. Начинает главенствовать известное выражение «Этого не может быть потому, что не может быть никогда!». Если нет веры в действенность идеального образа, то победа за Проблемой.

ТРИЗ-специалист, прежде чем приступить к решению Проблемы создает образ идеального конечного результата (ИКР). ИКР выполняет роль надежного маяка, ориентирующего движение мысли к нахождению успешного решения. Кроме того, ТРИЗ-специалист формулирует идеальное решение: «Необходимые изменения происходят сами собой за счёт уже имеющихся ресурсов». Такой подход направлен на поиск и нахождение сильных решений.

• Опасность встречи с противоречием. Специалист предлагает интересный способ решения Проблемы, но сталкивается с весомым контраргументом. Вместо того, чтобы решать новую задачу, специалист пасует перед контраргументом и отказывается от реализации первоначальной идеи. Если нет ответа на весомый контраргумент, то победа за Проблемой.

ТРИЗ-специалист в процессе решения Проблемы постоянно работает с противоречиями: выявляет, анализирует, формулирует и разрешает противоречия. Наличие контраргумента рассматривает как «техническое противоречие: улучшение одного, приводит к недопус-

тимому ухудшению другого». Ставится цель: необходимо найти такое решение, при котором улучшение не создавало ухудшение.

Надеюсь, приведенная информация дала ответ на вопрос: «Почему специалистам, обладающим профессиональными знаниями и большим опытом, не удается успешно решать производственную Проблему до знакомства с ТРИЗ, а ТРИЗ-специалистам, не обладающим необходимыми специальными знаниями на начальном этапе рассмотрения Проблемы, в итоге удается находить эффективные решения?».

......у Известные

............................связи

Имеющиеся / /Щ^ знания ...........

......-....... *Ч Ч......Новые

.......... V,

СВЯЗИ

ВЫВОД 9

На современном этапе развития социума ключевым акцентом при решении Проблем становится не количество имеющихся знаний, а наличие способности находить новые эффективные связи между имеющимися знаниями.

ЧАСТЬ 2. ТРИ ПАРЫ ТИПОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Теперь обратимся к сфере «Педагогика и психология». В этой сфере тоже приходилось рассматривать и решать реальные Проблемы, относящиеся не только к областям образования, но и к производству.

Ниже приведены три пары типовых социальных отношений.

Руководитель

Специалист

Учитель

Ученик

Родитель

Ребенок

ТЕЗИС 2. Практика применения ТРИЗ показывает, что парные социальные отношения можно рассматривать как подобные.

Если это так, то ответьте на вопрос, выбрав для себя какую-либо социальную роль: Руководителя/Учителя/Родителя.

Вопрос: «Каковы ваши действия, исходя из выбранной социальной роли, если к вам со своей Проблемой обратился участник вашей социальной пары: Специалист/Ученик/Ребенок?».

В зависимости от вашего ответа на поставленный вопрос будут развиваться будущие социальные отношения.

ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧА

Для того, чтобы предвидеть дальнейшее развитие социальных отношений рассмотрим ключевые слова и их значения.

ПРОБЛЕМА (др.-греч. ПрорХпца - преграда, трудность, задача) — сложный теоретиче-_ский или практический вопрос, требующий исследования и разрешения._

Из приведенного определения «Проблемы» можно сделать вывод, что: Таким образом при наличии Проблемы мы имеем дело со сложной задачей, способ решения которой пока не известен, поэтому требуется исследовать Проблему и предложить новый (творческий) способ ее разрешения.

ПРОБЛЕМА - это сложная ЗАДАЧА, требующая нового (творческого) решения!

Вопрос. «ЧТО общего в словосочетаниях: «математическая задача», «физическая задача», «химическая задача», «педагогическая задача», «производственная задача», «политическая задача», «экономическая задача»

Ответ прост - это слово «ЗАДА ЧА»

Вопрос: «Какова структура любой задачи?». Ответ: любая задача должна включать в себя:

1. Условие задачи - это известная информация, из которой следует исходить при решении задачи, т. е. то, что «Дано».

2. Требование - это состояние Цели, к которой нужно стремиться в результате решения задачи, выраженное в форме «Вопроса», на который надонайти ответ.

Компонентная формула модели любой задачи выглядит так:

_ЗАДАЧА = Дано + Вопрос_

В русском языке словосочетание «решение задачи» имеет два значения:

1 - «решение задачи» как процесс;

2 - «решение задачи» как результат (ответ).

ВОПРОС, ОТВЕТ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Процесс решения задачи - это поиск ответа на поставленный вопрос в заданных условиях задачи (то, что дано).

Таким образом, тот кто решает задачу должен найти ответ на стоящий в задаче вопрос. Т. е. решающий задачу должен взять на себя ответственность за поиск и нахождение ответа рассматриваемой задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратите внимание на состав слова «ответственность», и вы увидите в нем основу - это слово «ответ». Следовательно, тот кто ответственен за что-то должен уметь решать и находить ответы для задач, которые возникают в зоне его ответственности. Если возникшая задача не решена и осталась без ответа, то возникает ситуация безответственности. ПРОБЛЕМА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Напомню определение: «Проблема - это сложная задача».

В части первой материала говорилось, что для успешного решения Проблемы необходимо создавать новые связи.

Воспроизведу вопрос: «Каковы ваши действия, исходя из выбранной социальной роли, если к вам со своей Проблемой обратился участник вашей социальной пары: Специалист/Ученик/Ребенок?».

Сделаем условное фото ситуации и уточним детали.

Итак, Специалист/Ученик/Ребенок обратился к вам со своей Проблемой, т. е. сообщил вам о своей сложной задаче, которую он не решил. Получается, что Специалист/Ученик/Ребенок до обращения к вам не сумел создать новые связи между имеющимися у него знаниями и его Проблема (сложная задача) оказался без ответа. Специалист/Ученик/Ребенок оказался в ситуации безответственности, но ему надо иметь ответ. Как же его получить?

Тогда Специалист/Ученик/Ребенок, обращается к вам, чтобы свою безответственность переложить на вашу ответственность.

Если Руководитель/Учитель/Родитель дает ответ на рассматриваемую Проблему (сложную задачу), то он автоматически взял на себя ответственность за решение Проблемы. При этом обратившийся к вам Специалист/Ученик/Ребенок остался на прежнем уровне своего развития, т.к. он получил готовый ответ, без собственных усилий на поиск решения Проблемы.

Если Руководитель/Учитель/Родитель регулярно оказывает помощь в решении Проблем (сложных задач) участнику своей социальной пары, то такая «помощь» не развивает, а наоборот тормозит и порой останавливает развитие Специалиста/Ученика/Ребенка.

Реальный случай. Начальник цеха (участник семинара, проводимого автором этого материала) на следующий день после знакомства с рассматриваемой темой, публично сообщил: «Я все понял относительно Проблемы и важнейшего условия развития моих специалистов. На внешней стороне двери своего кабинета я сегодня утром повесил объявление:

Развивайтесь!

Приходите ко мне не с ПРОБЛЕМОЙ, а с тремя вариантами ее решения!».

ВЫВОД

Для того, чтобы Специалист/Ученик/Ребенок успешно развивался, повышайте уровень его ответственности, через максимально самостоятельный поиск решения стоящей перед ним Проблемы (сложной задачи). В противном случае, у Специалиста/Ученика/Ребенка будет формироваться и развиваться безответственность, превращающаяся постепенно в безразличие (индифферентность, апатию).

Выбор пути развития нас самих и кого-то зависит от каждого их нас.

ЧАСТЬ 3. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ СВЯЗЕЙ

Ниже приведены названия нескольких инструментов, которые по мнению автора позволяют формировать и развивать способность создавать новые связи

1. Многоэкранная схема Г. С. Альтшуллера

«Мир устроен непросто, и чтобы его правильно видеть и правильно понимать, нужны не простые мысленные экраны. Даже у гениев полная многоэкранная схема мышления проявляется в редкие звездные мгновения. Да и то многое остается незадействованным...»

«Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать

правила организации мышления по многоэкранной схеме». (Генрих Альтшуллер, «Найти идею»)

© М. Гафитулин, 1991 ЧТО-ТО Если мы рассмотрим ЧТО-ТО Это ЧТО-ТО для чего-то Это ЧТО-ТО часть чего-то Это ЧТО-ТО из чего-то Чем-то было раньше ЧТО-ТО Что-то будет с этим ЧТО-ТО ЧТО-ТО ты теперь возьми, На экранах рассмотри. Условные обозначения Наименование Экран

С Ф нС пС прС буС Система Функция Системы надСистема подСистема прошлое Системыбудущее Системы 1 1 2 3 4 7

2. «Системный лифт» - преобразование образа в пространстве.

3. «Хронолет» - преобразование образа во времени.

4. «ЗРТС» - законы развития технических систем.

5. «Переход «моно-би-поли» - линии развития технических систем.

6. «Уровни новизны» - достижение конкретной функции разными способами.

7. «Методика «Пчелка» - выявление значения слова.

8. «Метод Робинзона» - разные функции посредством одного ресурса.

9. «Причинно-следственная связь» - от причины к следствию.

10. «Следственно-причинная связь» - от следствия к причине.

11. «Аналогия» - усиление образа через качества другого образа.

12. «Метод морфологического анализа» - новый образ через организацию нового

взаимодействия частей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Издательство «Наука», 1986. - Академия наук СССР: Сибирское отделение. Серия «Наука и технический прогресс».

2. Гафитулин М.С. ЧТО-ТО. https://vk.com/wall- 116200198_126?у8сШ=17е2ис4Ьпо983113467

3. Гафитулин М.С. УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА или РОЖДЕНИЕ НОВИЗНЫ http://www.trizminsk.Org/e/23201.htm

4. Марат Гафитулин - Новый уровень развития. Видеопрезентация. https: //соаЛШт .ги/ргсу ects/novyy-uroven-razvitiya/

5. Методика «Пчёлка» как способ развития самостоятельности учащихся при изучении предмета «Русский язык»- http://www.trizway.com/art/practica1/149.htm1

6. Морфологический анализ (изобретательство) - https://ru.wikipedia.org/wiki/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.