Научная статья на тему 'Современные тенденции развития ТРИЗ-образования'

Современные тенденции развития ТРИЗ-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРИЗ / CREATIVE EDUCATION / TRIZ / EDUCATION / PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRIZ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Алла Александровна, Терехова Галина Владимировна

Представлен анализ современного состояния педагогических направлений как при-кладной области развития теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Приведены сведения об этапах, целях, содержании образования, формах его реализации в России. Определены подходы к организации содержания ТРИЗ-образования: классический, актуальный, перспективный. Материал содержит общие сведения о ТРИЗ-педагогике, а также характеристику каждого из подходов и направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in development of TRIZ-education

The paper presents an analysis of the current state of pedagogical areas as application development Theory of Inventive Problem Solving [TRIZ]. Information is given about the stages, objectives, educational content and forms of its realization in Russia. Approaches to the organization of the content of TRIZ education: classic, relevant and promising. The material contains general information about TRIZ pedagogy, as well as the characteristics of each of the approaches and directions.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития ТРИЗ-образования»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

го ш о

X ф

ф

со

ф ф

13

ф

X

УДК 371.3 ББК 74.024.1

А.А. Нестеренко, Г.В. Терехова СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЯ

Представлен анализ современного состояния педагогических направлений как прикладной области развития теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Приведены сведения об этапах, целях, содержании образования, формах его реализации в России. Определены подходы к организации содержания ТРИЗ-образования: классический, актуальный, перспективный. Материал содержит общие сведения о ТРИЗ-педагогике, а также характеристику каждого из подходов и направлений.

Ключевые слова: творческое образование, ТРИЗ-образование, педагогические направления развития ТРИЗ.

Необходимость преподавания ТРИЗ постепенно сформировала область исследования, которую условно называют ТРИЗ-педагогика. О развитии этой области, принадлежности объекта исследования к области ТРИЗ или педагогики ведутся споры на протяжении всего периода ее существования. С начала 90-х гг. ХХ в. неоднократно были проведены анализ и обобщение понятий, составляющих основу ТРИЗ-образования. На сегодняшний день ряд образовательных учреждений городов России включают программы по освоению ТРИЗ как компонент дополнительного образования, обучения ТРИЗ в предметах, организации проектной деятельности, появляется опыт внедрения российских концепций ТРИЗ-образования в других странах [2; 3; 6; 8].

В связи с этим проблема определения целей, отбора содержания для организации занятий по ТРИЗ, форм, методов и средств оценивания результативности является актуальной и дискуссионной. Количество исследований в данной области растет с каждым годом, появляются разноречивые определения понятий ТРИЗ-образования в словарях и пособиях. В работе, выполненной при поддержке

корейско-российского Центра сотрудничества по науке и технологии КОКОБТЕС на основе библиографических материалов Фонда литературы по ТРИЗ ЧОУНБ (хранитель фонда Л.А. Кожевникова), Интернет-публикаций, а также личного опыта авторов в данной области, представлен анализ современного состояния ТРИЗ-образования, его концептуальные, программно-технологические и исторические аспекты развития, что позволило выявить основные тенденции дальнейшего развития этой области.

Общие сведения о ТРИЗ-педагогике.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - наука о решении проблем, основанная на объективных закономерностях развития систем - становится все более востребованной в мире. На базе ТРИЗ разрабатываются инновационные решения, и уже более 30 лет в России и на территории бывшего Союза создаются и развиваются образовательные системы на базе ТРИЗ. На сегодняшний день теория доступна для развития в системах образования стран Европы, Азии и Латинской Америки.

Возрастающий интерес к ТРИЗ обусловлен повышением требований к системе образования, ее роли в иннова-

ционной экономике стран. Образование должно измениться, чтобы стать движущей силой современного общества. Стремительные перемены во всех сферах общественной жизни порождают противоречие: система образования должна готовить подрастающее поколение для решения проблем в том мире, о котором сами педагоги не имеют никакого представления. Это противоречие заставляет отказаться от способов обучения, которыми пользовалось предыдущее поколение. Становится актуальной задача формирования личности, способной самостоятельно добывать новые знания и оперативно корректировать свою картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями.

Формирование ТРИЗ-педагогики как педагогического направления было вызвано необходимостью ввести ТРИЗ как новую область знаний в учебные программы и учебный процесс. Такая проблема была поставлена Г.С. Альт-шуллером в связи с потребностью в обучении ТРИЗ инженеров, а позднее -студентов и школьников. Программы обучающих семинаров по основам классической ТРИЗ, публикации о преподавании ТРИЗ, книги для школьников, написанные Г.С. Альтшуллером и сегодня являются базой для формирования системы ТРИЗ-образования [1].

На первом этапе ТРИЗ-педагогика вы -полняла функцию предметной дидактики - отбор и формирование содержания предмета ТРИЗ, а также соответствующих методов. Так как содержание предмета: система моделей мышления - универсально, то функции ТРИЗ-педагогики расширились. Ее теоретические задачи связаны с развитием общей дидактики от дошкольной педагогики до педагогики взрослых.

ТРИЗ-педагогика определила ряд проблем, необходимых для совершенствования педагогической практики и повышения эффективности образовательного процесса, обеспечивающего реализацию творческой составляющей содержания.

В развитии вузовской педагогики и педагогики взрослых, это проявляется в формировании новых компетенций - компетенций решения проблем у студентов и педагогов-практиков. В целом одной из задач ТРИЗ-педагогики может стать анализ и прогноз образования на основе использования законов развития систем [4; 5].

На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика как научное направление имеет разветвленную структуру. Это обусловлено различными задачами, решаемыми в области образования с помощью инструментов ТРИЗ. По результатам проведенного анализа [7], приведем наиболее известные определения ТРИЗ-педагогики, данные специалистами в этой сфере:

• интегрированное научное направление, исследующее рациональные средства образования (воспитания и обучения) и развития творческой личности (М.С. Гафитулин);

• педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах ТРИЗ (Л.А. Григорович, Т.Д. Марцин-ковская);

• организованная учебная деятельность по формированию у учащихся качеств творческой личности с целью максимального раскрытия ее способностей и реализации ее возможностей на благо всего общества (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина);

• направление, отличающееся использованием методологии ТРИЗ для построения и развития педагогических систем (А.А. Нестеренко);

• направление, развивающее педагогическую теорию и практику на основе ТРИЗ (И.Н. Мурашковска);

• педагогическое направление по подготовке мышления для решения творческих задач. Эта подготовка подразумевает и особую дидактику, и предметную сферу (А.А. Гин);

• часть педагогики, которая разрабатывает на основе адаптивной теории

I

го ш о со ГО

ю о

со

го

ф ч

I

ф

н

ф

_0

ф

ш

о

о

го m

о х <u

<u

CO

<u <u

ь

<u

X

решения изобретательских задач (АТРИЗ) и общих подходов изобретательской деятельности практические пути и способы повышения эффективности (результативности) педагогических (образовательных) технологий развития и саморазвития личности в образовательном процессе (В. А. Ширяева);

• наука о формировании на основе ТРИЗ инновационной культуры в процессе обучения любым знаниям (А.В. Козлов, ТВ. Погребная, О.В. Си-доркина) и др.

Таким образом, можно констатировать, что большинство специалистов в области ТРИЗ-педагогики указывают на следующие ее особенности:

• направленность на формирование творческой личности, готовой к устойчивому саморазвитию и совершенствованию динамичного мира;

• использование методологии ТРИЗ как содержания образования и как средства развития педагогических систем и процессов. Аналитическая справка об основных

ТРИЗ-педагоги ческих направлениях.

Востребованность технологий на базе ТРИЗ в педагогике обусловлена возможностями ТРИЗ-образования решать задачи развития личности в творческой деятельности на технологическом уровне. Проблематика и предмет ТРИЗ-педагогики определили ее содержательный состав: методики преподавания отдельных компонентов - ТРИЗ, развития творческого воображения (РТВ), теории развития творческой личности (ТРТЛ) и использование методов ТРИЗ для решения проблем, возникающих в образовательном процессе. В начале становления находятся разделы, отражающие управление, прогнозирование процесса формирования личности в творческой деятельности, психологическое сопровождение личности в творчестве.

Содержание образования на базе ТРИЗ является отличительным признаком ТРИЗ-педагогики от других систем

творческого образования. Основными источниками содержания ТРИЗ-об-разования для школьников являются:

1) решательные инструменты ТРИЗ;

2) ТРТЛ; 3) РТВ; 4) общая теория сильного мышления (ОТСМ) на базе классической ТРИЗ.

Группа решательных инструментов ТРИЗ представлена двумя категориями -инструменты для типовых преобразований систем и инструменты для работы с нетиповыми проблемами. К первой категории относятся законы развития технических систем (ЗРТС), стандарты на решение изобретательских задач и вепольный анализ, типовые приемы разрешения противоречий, банки эффектов. Освоение этих инструментов позволяет решать изобретательские задачи как типовые с точки зрения ТРИЗ. Определение класса задачи путем построения вепольной модели, модели требуемого эффекта или технического противоречия позволяет выбрать подходящий инструмент и получить изобретательское решение. Аналогичным образом в образовательном процессе применяют законы эволюции технических систем. Определение места системы на эволюционной кривой позволяет узнать, выполнение каких законов необходимо обеспечить для ее развития.

Ко второй категории решательных инструментов в классической ТРИЗ относится алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), предназначенный для поиска нестандартных решений. Полноценное освоение ТРИЗ-содержания требует изучения АРИЗ или его адаптированных версий как инструмента для работы с нетиповыми проблемами.

ТРТЛ также выступает как источник содержания, которое можно представить двумя категориями: 1) картотека биографий творческих личностей и 2) качества и стратегия творческой личности. Формирование качеств творческой личности является одной из основных задач ТРИЗ-педагогики.

Курс РТВ в содержании ТРИЗ-педагогики представлен наиболее пол-

но. Основные блоки - приемы и методы генерации фантастических идей, шкала для оценки научно-фантастических идей, неалгоритмические методы, приоритетно используемые для развития воображения и снятия психологической инерции. Необходимым элементом содержания служит также многоэкранная схема Г.С. Альтшуллера, которая является основой для формирования системного мышления.

ОТСМ-ТРИЗ в качестве источников содержания предлагает систему моделей для структурирования и преобразования информации, полученной путем содержательного анализа ТРИЗ-инстру ментов. На ее базе разрабатываются новые технологии для работы с комплексами проблем. Обязательными компонентами являются АРИЗ и расширенная (по версии ОТСМ) многоэкранная схема.

Формой содержания являются, как правило, творческие задачи, которые можно разделить по типам (например, задачи на познание, создание, преобразование, использование объектов), уровням (согласно типологии ТРИЗ: первый - шестой уровни), образовательным областям (биологические, технические, социальные), источнику (учебные и практические задачи).

ТРИЗ-содержание разрабатывается в течение длительного периода времени. Его историческое становление можно представить условно выявленными тремя этапами.

1. Оформление ТРИЗ как науки создает предпосылки для формирования ТРИЗ-содержания, однако к тому времени оно не востребовано в системе образования. Проблему представления ТРИЗ-содержания решают разработчики-энтузиасты, многие из них не являются педагогами. Основная их задача - как можно более полно представить теорию, ее структуру в содержании образования, при этом обеспечив условия для присвоения основ ТРИЗ учащимися с учетом их возрастных и индиви-

дуальных особенностей. Проблема формирования содержания, таким образом, заключалась в адаптации теории, максимальном сохранении ее состава, содержания и формы ТРИЗ-инструментов. Опыт первых преподавателей ТРИЗ представлен в виде поурочных разработок и авторских программ, часть из них позднее была оформлена в виде публикаций для передачи опыта педагогическому сообществу. Этот подход к формированию содержания (условно назовем его традиционным или классическим), несмотря на изменившуюся образовательную ситуацию, продолжает свое развитие в системе ТРИЗ-образования. Сохранение традиционного подхода объясняется длительной обособленностью ТРИЗ-педагогики от официальной системы образования. Как и в период становления, так и в настоящее время содержание ТРИЗ в образовательной системе не стандартизировано. Авторские программы проходят лицензирование в качестве программ дополнительного образования.

2. На следующем этапе изменение образовательной парадигмы в направлении формирования креативности и развития критического мышления делает творческое образование актуальным. В содержании ТРИЗ-образования выявлены элементы, которые понятны педагогическому сообществу и востребованы в системе образования. Это, прежде всего, само понятие задачи как формы творческой деятельности и представление о возможности ее решения с помощью специальных приемов. Возникают разработки, в которых элементы ТРИЗ-содержания сочетаются с другими популярными приемами развития воображения и мышления. Условно назовем такой подход актуальным или популярным.

3. Далее: широкое распространение самой ТРИЗ и необходимость ее при-

I

го со о

СО

го

Ю О

СО

го

ф ч

I

ф

н

ф

_0

ф

СО О

о

го со о

X ф

ф

со

ф ф

13

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

менения в нетехнических областях формирует потребность в развитии универсальных инструментов для работы с проблемами, независимо от области знаний. С другой стороны, насыщение содержания образования творческими задачами приводит к не -обходимости создания образовательных технологий, обеспечивающих работу с такими задачами, обучение их анализу и решению. Возникает потребность в инструментах ТРИЗ как средстве для создания образовательных технологий. При этом сами инструменты развиваются в процессе решения данной проблемы. Назовем такой подход перспективным или опережающим.

Традиционный (классический) подход к ТРИЗ-образованию базируется на классическом содержании, представленном в трудах автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера. Содержание формируется в строгом соответствии с содержанием самой ТРИЗ: изучаются законы развития технических систем (ЗРТС), вепольный анализ, информационные фонды (указатели эффектов, матрица приемов разрешения противоречий, стандарты на решение изобретательских задач), алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) или его адаптированные версии.

Вспомогательными компонентами являются: курс развития творческого воображения (РТВ), направленный на генерацию фантастических идей с целью снятия психологической инерции и подготовки личности к восприятию нестандартных решений; теория развития творческой личности (ТРТЛ), изучающая закономерности постановки творческих целей, качества, которые необходимо проявить творческой личности на различных этапах создания инновации и жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ).

При таком подходе сохраняется целостность ТРИЗ-содержания, но необходима его адаптация к различным воз-

растным категориям учащихся, а также продуманная стратегия интеграции в систему образования. На сегодняшний день традиционный подход эффективен в дополнительных образовательных курсах для старших классов школ и в колледжах технического профиля. При этом проблема подготовки ученика к восприятию ТРИЗ-содержания решается путем дополнения его развивающими методами (например, приемами Дж. Родари), различными упражнениями по развитию логики (используются российские методики А.З. Зака, материалы тестов ^ Айзенка и т. п.), методиками развития памяти и внимания (в частности, используется эйдетика) и т. п.

Актуальный (популярный) подход отражен в создании и внесении в содержание образования большого массива творческих (открытых) задач. Именно задача является в данном случае основным элементом содержания ТРИЗ-образования. В содержании, наряду с отдельными элементами ТРИЗ, ТРТЛ, РТВ и алгоритмами, ориентированными на решение определенных классов творческих задач, широко используются неалгоритмические методы творчества, что повышает доступность его освоения, снижает инструментальность и определяет выбор уровня сложности задач. При таком подходе организация ТРИЗ-образования в большей степени зависит от педагогического опыта как средства решения проблем.

Перспективный (опережающий) подход характеризуется разработкой на базе ТРИЗ и ОТСМ специальных инструментов как целостных систем, целенаправленно работающих на обучение выявлению и решению проблем различного типа и уровня в разных областях деятельности человека. Такие системы инструментов являются и надпредметным содержанием, и основой для создания образовательных технологий. Этот подход сложнее для первичного восприятия педагогами, т.к. не опирается на их опыт. Вместе с тем, он позволяет решать задачи

более универсально. При наличии эффективной теоретической базы он дает возможность постоянно обновлять методы решения проблем. Содержание, построенное по такому принципу, предоставляет педагогу, а в дальнейшем и ученику ,возможность самостоятельно создавать новые технологии работы со знаниями и получения инновационных идей.

Все указанные выше подходы могут использоваться как для разработки отдельных курсов ТРИЗ, так и для интеграции ТРИЗ с различными учебными дисциплинами. Определим уровни использования ТРИЗ в содержании учебных курсов.

1. Использование отдельных инструментов для повышения эффективности учебного процесса без существенных его изменений (например, для системной организации учебного материала используется многоэкранная схема Г.С. Альтшуллера).

2. Включение в содержание учебных курсов проблемных (изобретательских, исследовательских) задач и инструментов для их решения (например, отдельных шагов АРИЗ или целостных мини-алгоритмов) на этапе закрепления материала для актуализации полученных учениками знаний. Это меняет учебный процесс, ориентируя его на раскрытие творческих способностей учеников, однако не меняет, по сути своей, содержание учебного курса.

3. Содержание учебного курса строится как цепочка проблемных задач. Вход в тему осуществляется посредством решения ключевых проблем, позволяющего ученикам самостоятельно получить новое знание (в курсе биологии таким примером являются проблемы, решение которых приводит к «переизобретению» крупных приспособлений - ароморфозов, например, «как должен был измениться организм растения при выходе из водной среды на сушу?»). Далее полученные знания применяются для ре-

шения менее значительных проблем. Аналогичный подход к построению содержания был разработан в российской системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, но проблемы решались на основе метода проб и ошибок, что затормозило развитие этой системы за рамками начальной школы. 4. Надпредметное содержание на базе ТРИЗ, представленное определенной системой инструментов, является основой комплекса педагогических технологий, позволяющих осваивать содержание конкретных предметных областей. Такие технологии часто требуют привлечения знаний из различных областей, интегрируя содержание образования. Только перспективный (опережающий) подход, в полном объеме реализует этот уровень в дошкольном и частично -в школьном образовании. Таким образом, несмотря на разнообразие подходов к построению методологического аппарата ТРИЗ-педагогики, она является сформировавшимся педагогическим направлением, в рамках которого разрабатываются инструменты для выявления и решения педагогических проблем во всех сферах образовательной деятельности. Основной сферой является разработка нового метапредметного содержания и новых образовательных технологий на базе ТРИЗ, обеспечивающих учеников системой инструментов для самостоятельного управления проблемами в учебном процессе, в повседневной жизни, в последующей профессиональной деятельности.

Для анализа были отобраны направления, имеющие существенные различия в содержании, выборе дидактических средств, практической реализации. Из них были выбраны направления, наиболее полно представленные в публикациях, имеющие сведения об апробации и внедрении практико-ориентированных разработок в образовательных учреждениях.

I

го со о

СО

го

Ю О

СО

го

ф ч

I

ф

н

ф

_0

ф

СО О

о

В таблице представлено краткое описание каждого педагогического направления. Отметим, что разделение по направлениям не означает их полную обособленность. Представители различных направлений во многих случаях активно используют работы друг друга. Однако при построении образовательной системы на базе ТРИЗ в конкретном учреждении или даже при более

локальном использовании материалов по ТРИЗ-педагогике следует учитывать совместимость различных методических разработок по целям, содержанию, инструментам, понятийному аппарату. Отметим также, что программы, методики и технологии, разработанные и реализованные в различных ТРИЗ-педагогических направлениях, во многих случаях не совместимы.

Таблица. Общие сведения об основных направлениях ТРИЗ-педагогики

го со о

X ф

а. ф

СО

ф

а. ф

13

ф

I

<

Педагогика на базе классической ТРИЗ

Общая характеристика направления Характеризуется практической направленностью, большим числом методических разработок по обучению инструментам ТРИЗ, в частности, - адаптации алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Разработчики этой линии в большей степени опираются на классические труды по обучению школьников (Г. Альтова - Г.С. Альт-шуллера, Б.Л. Злотина, А.В.Зусман, Ю.П. Саламатова и др.) На базе классической ТРИЗ, ТРТЛ и психологических теорий разработаны эффективные технологии, оригинальные концепции учебных курсов, уникальная игровая среда

Руководители, основные представители направления Единого научного руководства у этого направления нет, оно представлено множеством отдельных групп. К этому направлению относятся педагоги, которые используют в образовании содержание, соответствующее структуре ТРИЗ. Среди них профессиональные инженеры и ученые, владеющие ТРИЗ и пришедшие в образование с целью обучения детей инструментам ТРИЗ Шустерман М.Н. (Норильск), Крячко В.Б., Таратенко Т.А., Рубина Н.В. (Санкт-Петербург, Центр технического творчества), КисловА.В., Пчелкина Е.В. (Санкт-Петербург, руководство РА ТРИЗ), Колчев Н.П. (Сосновый бор) Иванов Г.И. (Ангарск), Селюцкий А.Б., Тригуб А.В. (Петрозаводск), Козлов А.В., Погребная Т.В., Сидоркина О.В. (Красноярский ИПК), Бояркина В.И. (Усть-Илимск), Лимаренко А.В. (Владивосток), Там-берг Ю.Г. (Нижний Новгород), Терехова Г.В. (Челябинск), Ширяева В.Э. (Саратов), Козырева Н.А. и др. (здесь и далее выделены фамилии мастеров ТРИЗ)

Апробация и внедрение Большая часть педагогов работает по авторским программам в рамках дополнительных образовательных курсов. Однако в последнее десятилетие появляются программы и технологии, готовые для передачи педагогическому сообществу. Курсы на основе программ и технологий обучения ТРИЗ организуют А.В. Кислов и Е.Л. Пчелкина, Г.В. Терехова, В.И. Бояркина, Н.А. Козырева и др. Данные по апробации представлены в работах Г.В. Тереховой, Т.А. Таратенко, В.Э. Ширяевой, Н.А. Козыревой, педагогов Красноярского ИПК (А.В. Козлов и др.)

Представленность в публикациях Издано большое количество популярных книг для детей и молодежи, методические сборники «Учителям о ТРИЗ» (Санкт-Петербург), методические комплекты для начальной школы; методические комплекты в поддержку изобретательских конкурсов (для всех возрастов). Работы педагогов широко отражены в сборниках

Международной конференции по ТРИЗ-педагогике, регулярно проводившейся в Челябинске (1998-2009) Сайты: http://ratriz.ru - сайт Российской ассоциации ТРИЗ http://kozyreva.ucoz.ru/ - «Жизнетворчество» - сайт Н.А. Козыревой; http://www.triz-v-shkole.ru/ - сайт В.И. Бояркиной. Работы Г.В. Тереховой, А.Б. Селюцкого, А.В. Тригуба, В.Э. Ширяевой и др. представлены на сайте http://jlproj.org

ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Общая характеристика направления Теоретические исследования и практические разработки базируются на системе моделей ОТСМ-ТРИЗ (Хоменко Н.Н.) и представляют собой организованные комплексы педагогических технологий: технологии развития воображения, мышления и речи дошкольников (Т.А. Сидорчук), технологии проблемно-ориентированного образования (А.А. Нестеренко), технологии мыслительного подхода к изучению иностранных языков (А.Б. Сокол) и др.

Руководители, основные представители направления Руководтель направления - Н.Н. Хоменко (1954-2011, Беларусь - Канада); специалисты - Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. (Ульяновск), Мурашковска И.Н. (Латвия, Елгава), Корзун А.В., Чижевская Н.Э. (Беларусь, Минск), Нестеренко А.А. (Москва, Петрозаводск), Сокол А.Б. (Латвия, Рига), Крохина И.Н. (Череповец), Журавлева Н.М. (Тольяти), Белова Г.В., Голицына Н.Б (Петрозаводск) и др. Большинство разработчиков -педагоги

Апробация и внедрение Направление характеризуется активной экспериментальной и инновационной деятельностью, большим количеством педагогических площадок. Был проведен ряд лонгитюдных экспериментов: 10-летний эксперимент на базе одного класса школы (1992-2001, Нестеренко А.А., Петрозаводск, гимназия № 30); 10-летний эксперимент на базе педагогического колледжа (1995-2005, Корзун А.В., Минск, колледж № 2). В рамках этого эксперимента организована экспериментальная работа на площадках, базах педагогической практики студентов ДДУ № 519 и ДДУ № 464. Минска Более 15 лет идет экспериментальная работа в детском саду № 178 Ульяновск и других дошкольных учреждениях. В 2012 г. работают более 40 экспериментальных площадок, из них 32 - в дошкольных учреждениях

Представленность в публикациях Основные публикации - методические пособия, теоретические и практико-ориентированные работы по ОТСМ-ТРИЗ педагогике и развитию педагогических систем; учебники для педагогических колледжей. Издано большое количество методической продукции для педагогов детских садов и начальной школы Сайты: http://otsm-triz.org (архив Н.Н. Хоменко); http://trizminsk.org -сайт центра ОТСМ-ТРИЗ технологий; http://jlproj.org - сайт проекта «Джонатан» (основная библиотека публикаций); http;//jlprojmoodle.org -сайт дистанционного обучения; http://volga-triz.org - сайт дошкольных площадок «Волга-ТРИЗ»; http://thinking-approach.org и http://www.ta-group.eu/ - сайты TA-group А. Сокола

Лаборатория образовательных технологий «Образование для новой эры»

Общая характеристика направления Характеризуется работой с открытой задачей (синтез, решение). В этом русле лежит существенная часть заявленных теоретических исследований (теория открытых задач) и практических разработок (креатив-бои и т. п.). Направление ориентировано на работу с

I

го ш о со ГО Ü. ю о

со

го а.

ф ч

I

ф

н

ф

_0

ф

а. ш

о

о

максимально широкой педагогической аудиторией, т. е. не имеющей подготовки в области ТРИЗ

Руководители, основные представители направления Руководитель направления - А.А. Гин. Среди членов лаборатории -разработчики в области ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики: И.Ю. Андржеевская, С.И. Гин, С.В. Ефремов, А.Ф. Кавтрев, А.Л. Камин, Е.П. Паклина, В.И. Тимохов, С.А. Фаер. Большинство разработчиков - педагоги

Апробация и внедрение Характерная черта - широта внедрения. Программы и методические разработки издаются большими тиражами, проводятся краткосрочные обучающие семинары, рассчитанные на аудиторию с разным уровнем подготовки, организуются рекламные компании с подключением интернет-ресурсов и телевидения. В 1999-2003 г.г. проведен эксперимент по развитию креативности младших школьников на классе «Э» школы № 51 г. Гомеля (Гин С.И.)

Представленность в публикациях Большой спектр методической продукции и популярной литературы для широкой педагогической и детской аудитории: сборники открытых задач; методические пособия по развитию воображения и мышления в начальной школе, учебники по окружающему миру и физике Новостная информация и актуальные материалы представлены на http://trizway.com Молодежный сайт http://trizland.ru содержит большую библиотеку изобретательских задач с подсказками для решения

Опережающее образование (лабораторя «ТРИЗ-педагогика Украины)

Общая характеристика направления В рамках этого направления разработана версия научного аппарата ТРИЗ-педагогики, отраженная в публикациях авторов, а также методическое обеспечение для развития мышления и воображения. (сведения об текущих исследованиях в рамках данного направления не представлены)

Руководители, основные представители направления Меерович М.И., Шрагина Л.И. Частично к этому направлению можно отнести педагогов частной школы «Эйдос» (Запорожье), прошедших обучение у данных мастеров, однако школа широко сотрудничает с разными ТРИЗ-разработчиками и представляет в публикациях свою авторскую концепцию

Апробация и внедрение Эксперимент по апробации технологии «опережающая педагогика» был проведен в 1999-2001 г.г. в 5-7 классе школы № 35 г. Одесса. Результаты освещались в публикациях.Сведения о практической апробации в работе с учащимися и педагогами представлены в диссертационном исследовании Л.И. Шрагиной

Представленность в публикациях Публикации представлены несколькими крупными книгами, рекомендованными к изучению на факультетах психологии и педагогики в России, Беларуси, Украине. Страница «ТРИЗ-педагогика Украины» на сайте издательства «Сентябрь»: http://triz.direktor.ru/ (в настоящее время не обновляется), сайт школы «Эйдос»: http://www.school.eidos.zp.ua/

Адаптивная ТРИЗ (АТРИЗ)

Общая характеристика направления Направление посвящено адаптации инструментов ТРИЗ для использования в образовании, а также созданию теоретических и практических инструментов, позволяющих перейти от репродуктивной к познавательно-творческой учебной деятельности. Созданные в рамках АТРИЗ теоретические концепции используются другими разработчиками как базовые, а конкретные практико-ориентированные методики активно применяют педагоги различных направлений

Окончание таблицы

Руководители, основные представители направления Основной разработчик - М.С. Гафитулин. В разное время к АТРИЗ присоединялись различные педагоги-практики, работавшие под его руководством

Апробация и внедрение Экспериментальные исследования проводились, в основном, в школах г. Жуковский (моск. обл.), г. Челябинск. По результатам защищена диссертация. Методики, опубликованные на ТРИЗ-сайтах, широко применяются в педагогической практике

Представленность в публикациях Публикации, рассчитанные на широкую аудиторию, представлены в журналах различного уровня, сборниках Челябинской конференции, на сайтах http://trizminsk.org, http://trizway.comhttp://jlproj.org

Библиографический список:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - 240 с.

2. Гафитулин М.С. Модель перспективного образования // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ, 24-26 июня 2002 г.: материалы V-ой региональной научно-практической конференции / сост. В.Г. Березина, Л.А. Кожевникова. - Челябинск, 2002. - С. 131-146.

3. Международный образовательный проект «Джонатан Ливингстон» // [Электронный ресурс]: http://jlproj.ru.

4. Мурашковска И., Хоменко Н. Третье тысячелетие: образование и педагоги-ка2000 // [Электронный ресурс]: http:// www.trizminsk.org/e/2350002_2.htm

5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практ. пособие. - Мн.: Харвест; М: АСТ, 2000. - 432 с.

6. Официальный сайт МА ТРИЗ // [Электронный ресурс]: http://www. matriz.ru

7. Проблемы становления и перспективы развития ТРИЗ: аналит. обзоры по материалам Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ / сост. В.Г. Березина, Л.А. Кожевникова. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. Вып. 1. - 202 с.

8. Project with the financial support of the Lifelong Learning Programme 2007 -2013 "Leonardo da Vinci" // http://www. tetris-project.org/

X

ro m о

CO

ro

CP Ю о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO

ro

CP

<u

X

<u

I—

<u _0

<u

CP

m

о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.