Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / креативное мышление / творческие способности / технология ТРИЗ / изобретательские задачи / primary school children / creative thinking / creativity / TRIZ technology / inventive tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Кожурова, А.А. Шипкова

Статья посвящена проблеме развития креативного мышления у младших школьников. Как вариант решения вопроса рассматривается технология ТРИЗ. Целью исследования является рассмотрение развития креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира посредством теории решения изобретательских задач в 4 классе. Актуальность технологии заключается в том, что учитель на уроках может создавать творческую, мыслительную атмосферу, где ребенок спокойно решает различные задачи творческого характера, создается познавательная деятельность школьников. Формируя у детей умения решать поставленные задачи, учитель не дает прямые ответы на вопросы, а предоставляет возможность «столкнуться со сложностью», увидеть проблему и найти изобретательный выход из нее. Для выявления уровня развития креативного мышления учащихся были подобраны две методики: тестирование «Незавершенные фигуры» Э.П. Торренса – для выявления творческого потенциала детей; тест-рисунки «Дорисуй-ка» – для определения уровня креативных способностей детей. Был проведен ряд уроков окружающего мира с использованием технологии ТРИЗ, дается описание следующих приемов: «Шаг за шагом»; «Хорошо – плохо»; «Данетка»; «Жокей и лошадь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Кожурова, А.А. Шипкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIZ TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

The article studies a problem of developing creative thinking in younger schoolchildren. TRIZ technology is considered as a solution to the issue. The purpose of the study is to consider the development of creative thinking of students in the lessons of the surrounding world through the theory of solving inventive tasks in the 4th grade. The relevance of the technology lies in the fact that the teacher in the classroom can facilitate a creative, thinking atmosphere, when the child calmly solves various tasks of a creative nature, cognitive activity of schoolchildren is created. Forming children’s ability to solve tasks, they are not given direct answers to questions, but are given the opportunity to “face complexity”, see the problem and find an inventive way out of it. To identify the level of development of creative thinking of students, two methods were selected: testing “Unfinished Figures” by E.P. Torrens (to identify the creative potential of children) and test drawings “Dorisuika” (to determine the level of creative abilities of children). A number of lessons of the surrounding world were conducted using TRIZ technology and the following techniques are described: “Step by step”; “Good-bad”; “Yes-No”; “Jockey and horse”.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

5. Мотов С.В. Обучение грамматике английского языка на лингвокогнитивной основе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019; Т. 24, № 179: 32 - 39.

6. Паймакова Е.А., Вострикова О.В. Применение модели «Перевернутый класс» в преподавании английской грамматики в период дистанционного обучения. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 4.

References

1. Lancaster L.S., Stillman D. When generations collide: Who they are. why they clash. how to solve the generational puzzle at work. New York: Harper Collins Publisher, 2002.

2. Klimova I.I., Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P. Integraciya onlajn-platformy v process obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole v formate samostoyatel'noj raboty studenta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 262 - 265.

3. Sosnovskij I.Z. Ispol'zovanie kommunikativnogo potenciala tekstov novoj prirody v obrazovatel'nom processe. PedagogicheskijIMIDZh. 2018; № 2 (39): 66 - 77.

4. Rybakova I.A. K voprosu o probleme organizacii prepodavaniya inostrannogo yazyka v ramkah distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 93 - 96.

5. Motov S.V. Obuchenie grammatike anglijskogo yazyka na lingvokognitivnoj osnove. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2019; T. 24, № 179: 32 - 39.

6. Pajmakova E.A., Vostrikova O.V. Primenenie modeli «Perevernutyj klass» v prepodavanii anglijskoj grammatiki v period distancionnogo obucheniya. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 4.

Статья поступила в редакцию 28.02.22

УДК 371.31

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Shipkova A.A., MA student, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov; primary school teacher, MOBU"Secondary school 31" (with in-depth study of

individual subjects) (Yakutsk, Russia), E-mail: anastasiyashipkova@mail.ru

TRIZ TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD. The article studies a problem of developing creative thinking in younger schoolchildren. TRIZ technology is considered as a solution to the issue. The purpose of the study is to consider the development of creative thinking of students in the lessons of the surrounding world through the theory of solving inventive tasks in the 4th grade. The relevance of the technology lies in the fact that the teacher in the classroom can facilitate a creative, thinking atmosphere, when the child calmly solves various tasks of a creative nature, cognitive activity of schoolchildren is created. Forming children's ability to solve tasks, they are not given direct answers to questions, but are given the opportunity to "face complexity", see the problem and find an inventive way out of it. To identify the level of development of creative thinking of students, two methods were selected: testing "Unfinished Figures" by E.P. Torrens (to identify the creative potential of children) and test drawings "Dorisuika" (to determine the level of creative abilities of children). A number of lessons of the surrounding world were conducted using TRIZ technology and the following techniques are described: "Step by step"; "Good-bad"; "Yes-No"; "Jockey and horse".

Key words: primary school children, creative thinking, creativity, TRIZ technology, inventive tasks.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

А.А. Шипкова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, учитель начальных классов МОБУ «Средняя

общеобразовательная школа № 31» (с углубленным изучением отдельных предметов), г. Якутск, E-mail: anastasiyashipkova@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья посвящена проблеме развития креативного мышления у младших школьников. Как вариант решения вопроса рассматривается технология ТРИЗ. Целью исследования является рассмотрение развития креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира посредством теории решения изобретательских задач в 4 классе. Актуальность технологии заключается в том, что учитель на уроках может создавать творческую, мыслительную атмосферу, где ребенок спокойно решает различные задачи творческого характера, создается познавательная деятельность школьников. Формируя у детей умения решать поставленные задачи, учитель не дает прямые ответы на вопросы, а предоставляет возможность «столкнуться со сложностью», увидеть проблему и найти изобретательный выход из нее. Для выявления уровня развития креативного мышления учащихся были подобраны две методики: тестирование «Незавершенные фигуры» Э.П. Торренса - для выявления творческого потенциала детей; тест-рисунки «Дорисуй-ка» - для определения уровня креативных способностей детей. Был проведен ряд уроков окружающего мира с использованием технологии ТРИЗ, дается описание следующих приемов: «Шаг за шагом»; «Хорошо - плохо»; «Данетка»; «Жокей и лошадь».

Ключевые слова: младший школьник, креативное мышление, творческие способности, технология ТРИЗ, изобретательские задачи.

Практически во всех областях требуются специалисты, умеющие не просто действовать по шаблону, а те, которые могут выдвигать новые нестандартные идеи, пути решения различных проблем и т.п. В связи с этим возникает необходимость формирования у будущих членов нашего общества творческих качеств личности или, применяя современную терминологию, креативность.

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть развитие креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира посредством теории решения изобретательских задач в 4 классе.

Задачи исследования:

- изучить понятие «креативное мышление»;

- определить уровень креативного мышления у младших школьников;

- рассмотреть технологию ТРИЗ с точки зрения развития креативного мышления;

- организовать и провести ряд уроков с применением ТРИЗ-технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании

структуры и содержания понятия «креативное мышление» и использования теории изобретательских задач на уроках окружающего мира.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные практические материалы могут быть использованы на всех уроках в начальной школе.

Перед нами стоит первая задача - раскрыть сущность и понятие «креативное мышление». Креативное мышление - это способность мыслить определенным и оригинальным образом. Это означает нестандартное мышление, чтобы прийти к альтернативным и аутентичным решениям. Откройте для себя последние научные достижения в основе творческого мышления, которые показывают, как мы можем придумывать новые идеи. Что такое креативное мышление, каковы его характеристики? Как говорил А. Маслоу, «креативностью считают творческую направленность, врожденно свойственную всем, но теряемую большинством со временем» [1]. Также Р. Муни выделяет основные подходы к развитию креативных способностей в творчестве: среда, продукт, процесс, творческая личность [2].

Мы все потенциально креативны. Есть издания, в которых обсуждается творческое мышление и креативность. Творческое мышление - это способность идти альтернативными путями на когнитивном уровне. Приведение творческого мышления в движение включает в себя увеличение того, что эксперты называют латеральным, или расходящимся мышлением («мышление нестандартно»), то есть отказ от предвзятых идей. Творческое мышление выделяется своим аутентичным и оригинальным характером. Этот аспект позволяет нам внедрять инновации, избегать логики, чтобы по-разному сталкиваться с проблемами и выходить из рутины.

Творчество обычно ассоциируется с искусством и с увлечениями. Тем не менее креативное мышление может присутствовать во всех областях и во всех задачах, которые мы хотим выполнить. Креативное мышление приводит к очень полезным и хорошим во всех типах ситуаций и во всех типах задач - от самых важных до самых тривиальных.

В школах учеников просят быть творческими, креативными в своих мыслях. Развитие креативного мышления школьника означает развитие конкурентоспособности в продвижении по жизни, альтернативное разрешение жизненных проблем. Способность креативно мыслить не является врожденной для всех, поэтому ее необходимо развивать как навык [3].

Существует множество методов, которые улучшают способность ребенка мыслить нетрадиционно. Выбирая ту или иную методику, педагоги должны обращать внимание на детей, а также на их потребности, интересы или темперамент Наиболее эффективными и популярными методами являются: 1) метод «Снежок». Ученики обсуждают определенную тему в парах. Затем они выступают группами по четыре человека, а также в группе, которая состоит из 6-8 детей; 2) метод мозгового штурма. Он призван способствовать генерации новых, необычных идей в группе детей. После того, как выдадут свои идеи, участники выбирают наиболее значимую. Цель этого метода, помимо подачи большого количества идей в течение короткого промежутка времени, заключается в том, что дети учатся уважать другие предложения; 3) метод «Фантастические истории». Ученики рассказывают друг другу фантастические истории. История начинается, например, на необычной планете, где возможно все. Дети меняют собственное воображение в соответствии с событиями. Свои фантазии, которые они могут изобразить, например, с помощью рисунков. Здесь рисуют космонавтов и предметы с неординарными характеристиками [4].

Креативное мышление может проявляться во всех заданиях, которые выполняют учащиеся. Творчество тесно связано с креативным мышлением. Оно сочетает в себе воображение и логику, воображение и креативное мышление. Креативное мышление очень полезно во всевозможных ситуациях и задачах. Творческие люди готовы ввязываться в новые дела, переворачивать планы, менять цели, когда это становится необходимым [5].

Следующая задача исследования заключается в проведении диагностики и первичного анализа по уровню развития креативного мышления младших школьников 4 класса (26 детей). Для диагностики были подобраны две методики:

Для выявления творческого потенциала детей - тестирование «Незавершенные фигуры» Э.П. Торренса.

Для определения уровня креативных способностей детей - тест-рисунки «Дорисуй-ка».

Первым проводился тест Торренса «Незавершенные фигуры» с целью измерения развития творческого потенциала учащихся. Результаты теста: 18 - плохо; 18-20 - ниже нормы; 21-23 - несколько ниже нормы; 24-36 - норма; 37-39 -несколько выше нормы; 40-42 - выше нормы; 42 - отлично (табл. 1).

Таблица 1

Показатели теста «Незавершенные фигуры»

По результатам мы можем сделать вывод, что у детей наблюдается низкий уровень креативности. Эти результаты говорят нам о том, что нужно заниматься с классом, развивать их креативное мышление. Также в данном случае нужно помнить о том, что концепция Торренса заключалась в содержании всех показателей (беглость, гибкость, оригинальность). Кроме того, сюда входит абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность рисунка.

Немного прокомментируем результаты: беглость, гибкость, оригинальность и проработанность можно рассматривать как краеугольные камни творческого мышления. Гибкость немного похожа на беглость в том, что мы работаем с идеями, но в то время как беглость заключается в создании как можно большего количества идей. Гибкость заключается в создании идей, которые отличаются друг от друга. Гибкое мышление является ценным навыком, потому что оно позволяет вам выйти из «мыслительной колеи», чтобы придумать совершенно новую идею.

Следующим этапом было проведение тест-рисунков «Дорисуй-ка» на выявление креативных способностей испытуемых. Результаты отражают креативные возможности воображения и образной памяти испытуемых. Учащимся дают на выполнение рисунка 10 минут. Для каждого ребенка созданы одинаковые условия. Ребенок не ограничен в своей фантазии, ему не мешают и не указывают, как нужно правильно делать.

Нами были выделены 3 уровня креативного мышления школьников:

- высокий уровень - прослеживается законченный рисунок, имеется связь между предметами, в рисунке есть разные формы фигур и т.д. Придумывают другой предмет из какого-либо элемента фигуры;

- средний уровень - практически законченный рисунок, связь между предметами соответствует теме рисунка, некоторые предметы соединяются линиями или продолжают задумку;

- низкий уровень - рисунок незаконченный, связи между различными предметами нет, нарушает границы рамки, в рисунке практически нет никаких фигур, максимум - ломаная, прямая линия или круг (табл. 2.)

Таблица 2

Результаты по тест-рисункам «Дорисуй-ка»

Уровень 4 класс

Высокий (8-10 баллов) 6 (23%)

Средний (4-7 баллов) 15 (58%)

Низкий (0-3 балла) 5 (19%)

Высокий уровень креативного мышления в классе показали всего 5 учеников (19%) - законченные рисунки, прослеживается связь и общая тема. 12 учащихся (46%) относятся к среднему уровню креативности, данная категория ребят выполнила все условия, но видно, что различные предметы или фигуры не до конца дорисованы. 35% учеников (9 человек) показали низкий уровень креативного мышления, здесь ребята не закончили рисунки, общая тема и связь отсутствуют.

Таким образом, можно сделать вывод, что уделяется внимание развитию креативного мышления младших школьников, о чем свидетельствуют результаты диагностик, которые показали, что данное мышление в классе находится в основном на среднем уровне развития.

Для реализации опытно-практической работы выбрали технологию открытого образования «Теория решения изобретательских задач». Можно перечислить несколько преимуществ ТРИЗ-технологии. Во-первых, детский потенциал раскрывается в полной форме. Во-вторых, на уроках у детей активизируется мыслительная деятельность, появляется познавательный интерес, что позволяет ребятам активно вливаться в обсуждение темы, решать разные задачи и т.д. В-третьих, у детей обогащается словарный запас, они много рассуждают, высказывают своё мнение [6].

На наш взгляд, актуальностью данной технологии является то, что учитель на уроках может создавать творческую, мыслительную атмосферу, где ребенок спокойно решает различные задачи творческого характера, создается рабочая и познавательная деятельность школьников. Формируя у детей умения решать поставленные задачи, не даются прямые ответы на вопросы, учителя стараются не вести их к ответу, а предоставляют возможность «столкнуться со сложностью», увидеть проблему и найти изобретательный выход из нее.

Заключительной задачей исследования являлось проведение ряда уроков с применением разных приемов ТРИЗ-технологии. То есть апробировались разработанные уроки с целью формирования креативного мышления у детей младшего школьного возраста.

Во время проведения уроков мы использовали следующие приёмы ТРИЗ:

1. Приём «Шаг за шагом» можно использовать в конце урока как рефлексию. Один ученик встаёт и начинает по одному шагу идти к доске, каждый шаг он должен сопровождать каким-либо определением, фактом, понятием и т.д. из пройденной темы или раздела. Например, на уроке окружающего мира прошли тему «Животноводство в нашем крае». Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием определенной отрасли. Возьмем в качестве примера птицеводство. Школьники рассказывают, чем эта отрасль занимается, какие домашние птицы туда входят (куры, гуси, утки, индейки), где разводят цыплят, и что для этого нужно. И так далее.

2. «Хорошо - плохо». С помощью этого приёма формируется умение находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации, умение разрешать противоречия, умение критически анализировать ситуацию с разных сторон.

3. «Данетка». Приём помогает всем детям включиться в работу, так как позволяет отвечать всем, не боясь неправильного ответа, также предполагает оценку внимательности детей. Например, на уроке окружающего мира прохождение темы «Природные зоны России», мы загадываем одну природную зону (тайга). Далее дети уже начинают задавать свои вопросы: значимая часть поверхности земли там покрыта льдами? (Нет). Там обитают стада оленей, и снег кругом? (Нет). Это зона занимает самую большую площадь в России? (Да). С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески? (Нет) и т.д. Таким образом, у детей формируется умение задавать и анализировать вопросы. Дети должны внимательно слушать ребят и учителя и не повторяться в вопросах.

4. «Жокей и лошадь» (А. Каменский) [7]. В данном случае этот приём использовался для формирования культуры поведения в классе и умения нестандартными способами находить верное решение. Класс нужно поделить на две группы, одни будут жокеями, а другие - лошадьми. Первая группа получает карточки с вопросами, а вторая - карточки с ответами. Например, тема «Моря, озёра и реки России». Каждый ребёнок с карточкой вопроса должен найти карточку с правильным ответом. Примерные вопросы: Какова наибольшая глубина Байкала? (1 642 м); Какое море особенно глубоко вдаётся в сушу? (Азовское); Как образно называют озёра? (Голубые глаза Земли); Укажите крупную реку, протекающую в России (Волга) и т.д.

Уровень креативности Количество детей

Ниже оценки «плохо» - 18 19 (73%)

Ниже нормы - 18-20 7 (27%)

Анализ работы учащихся показал, что к новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом, активно участвовали в ее обсуждении, но не все. Также с радостью работали в группах и в парах, но, к сожалению, не всё получалось. Например, когда использовали приём «Жокей и лошадь», мы заметили небольшой минус - это то, что всем детям нужно одновременно ходить по классу, это требует от учителя и от ребят хорошей дисциплины и культуры поведения. Далее, когда в начале урока мы применяли приём «Шаг за шагом», дети могли ошибаться, называя какой-то определенный термин, определение либо быть неподготовленными. Еще можно отметить следующий факт: когда за время одного урока мы не успеваем задействовать весь класс, есть дети, которые очень ярко воспринимают эту обиду. Но после мы обязательно с ними беседуем, объясняем, что кого-то можем не спросить, что не нужно это воспринимать так близко к сердцу и т.д. Наибольшую активность дети проявили на этапе выполнения опытов.

По нашим наблюдениям, использование теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира, позволяет нам заметить, что различные психологические затруднения, барьеры у детей понемногу исчезают. Применение разных методов и приёмов помогают нам снять напряжение, возможно, даже боязнь к чему-то новому, неизведанному. Дети воспринимают разные проблемы, препятствия как очередную задачу, которую нужно будет решить. Также ТРИЗ-технология предоставляет разные задачи, решение которых им пригодится в будущем, в окружающей их среде. Современную ТРИЗ следует рассматривать не только как методологию решения задач или процесс разработки нового продукта, но и как мощный инструмент управления знаниями и решения проблем, содержащих противоречия во многих областях.

Библиографический список

Исходя из анализа литературы по теме исследования, проведения диагностики и организации ряда уроков с использованием технологии, делаем выводы. Применение ТРИЗ действительно актуально уже на начальной ступени образования, так как: 1. Работа по профориентации обучающихся начинается уже с 4-го класса. Чувствуя уверенность в силах, проявляя себя в нестандартных ситуациях, анализируя деятельность, ребенок с большей уверенностью выберет то направление, в котором хочет развиваться. 2. На рынок труда выходят профессии, требующие мобильности и предприимчивости: дизайнеры, smm-менеджеры, маркетологи и другие. 3. Используя данную технологию, мы не только формируем психологически приятный, стабильный «климат» в классе, но и налаживаем работу психических процессов ребенка, делая его конкурентоспособным и открытым к социуму.

После внедрения ТРИЗ в структуру урока окружающего мира в классном коллективе отмечается развитие здоровой конкуренции и мотивации; снижение конфликтных ситуаций, так как дети начинают рассматривать их с разных сторон; повышение интереса к творческим и внеурочным занятиям, нестандартным и логическим задачам; продуктивность работы в парах, группах; понимание, что данная форма работы побуждает к активности и желанию узнавать новое; повышение способности делать общие выводы, это касаемо и личных качеств. Таким образом, считаем, что на данном этапе цель и задачи исследования достигнуты.

Следуя положениям практической значимости, допускаем возможность дальнейших исследований по использованию технологии ТРИЗ на других уроках в начальной школе, а также проведение интегрированных уроков с целью выявления вероятности ускоренной динамики развития креативного мышления.

1. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

2. Лук А.Н. Психология творчества. Москва: Наука, 2000.

3. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Москва: Альпина Бизнес букс, 2008.

4. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе. Педагогика. 1999; Выпуск 6: 39 - 45.

5. Петров В.М. Думай иначе. Креативное мышление. Москва: СОЛоН-Пресс, 2020.

6. Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ: учебное пособие. Москва: Форум: Инфра-М, 2014.

7. Гузеев В.В. Дистанционные технологии и обучение. Эффективные образовательные технологии. Выпуск 1. 2008. Available at: https://batalina.ucoz.ru/index/ didakticheskie_priemy_obuchenija_2/0-32

References

1. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

2. Luk A.N. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Nauka, 2000.

3. Meerovich M.I., Shragina L.I. Tehnologiya tvorcheskogomyshleniya. Moskva: Al'pina Biznes buks, 2008.

4. Shragina L.I. Psihologicheskie aspekty ispol'zovaniya TRIZ v uchebnom processe. Pedagogika. 1999; Vypusk 6: 39 - 45.

5. Petrov V.M. Dumajinache. Kreativnoe myshlenie. Moskva: SOLON-Press, 2020.

6. Kukalev S.V. Pravila tvorcheskogo myshleniya ili tajnyepruzhiny TRIZ: uchebnoe posobie. Moskva: Forum: Infra-M, 2014.

7. Guzeev V.V. Distancionnye tehnologii i obuchenie. 'Effektivnye obrazovatel'nye tehnologii. Vypusk 1. 2008. Available at: https://batalina.ucoz.ru/index/didakticheskie_priemy_ obuchenija_2/0-32

Статья поступила в редакцию 21.02.22

УДК 371.388

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Pukhova A.V., MA student, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Nastya.Puxova.93@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT DEPENDING ON THE LANGUAGE ENVIRONMENT AND SOCIAL SPACE. The article studies a problem of development of logical thinking in younger schoolchildren. As a solution to the problem, the pedagogical condition of the socio-cultural environment with the peculiarities of the natural use of the language of students in different social agglomerations is considered. The aim of the study is to monitor the development of logical thinking of a younger student depending on the language environment and social environment. The article consistently describes the following tasks: analysis of the consideration of the concept of "Logical thinking"; the study of the development of logical thinking of a younger student depending on the social environment in a polyethnocultural environment; the development of a classification of cultural differences of younger students of the same ethnic composition depending on the language environment and social environment; the definition of criteria for the development of logical thinking of subjects and the implementation of diagnostic work using the methods "Exclusion of concepts", "Definition of concepts", "Sequence of events". The research was carried out in three different schools, according to the differentiation of cultural differences.

Key words: logical thinking, primary school student, language environment, social space, socio-cultural environment.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

А.В. Пухова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: Nastya.Puxova.93@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Статья посвящена проблеме развития логического мышления у младших школьников. Как вариант решения вопроса рассматривается педагогическое условие социокультурной среды с особенностями естественного использования языка обучающихся в разных социальных агломерациях. Целью исследования является изучение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от языковой среды и социального окружения. В статье последовательно дается описание выполнения следующих задач: анализ рассмотрения понятия «логическое мышление»; изучение развития логического мышления младшего школьника в зависимости от социального окружения в полиэтнокультурной среде; разработка классификации культурных отличий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.