Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В СВЯЗИ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В СВЯЗИ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методы обучения грамматике / традиционные и инновационные методы / цифровая трансформация / поколение Z / grammar teaching methods / traditional and innovative methods / digital transformation / generation Z

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Кантышева

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме снижения эффективности традиционных методов обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах. Для исследования данной проблемы использовались такие методы, как практическое наблюдение и анкетирование студентов. Основное содержание исследования составляет анализ факторов, влияющих на данную проблему, а также оценка возможностей трансформации методов обучения грамматике, исходя из выявленных факторов и достижений современной цифровой среды. Также в статье рассматриваются различные инновационные методы обучения грамматике английского языка и практические особенности их внедрения в учебный процесс. Вопрос о создании эффективных методов изучения грамматике, отраженный в статье, имеет большие перспективы исследования, поскольку цифровая образовательная среда постоянно развивается и обновляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Кантышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY TO CHANGE THE METHODS OF TEACHING ENGLISH GRAMMAR IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY IN CONNECTION WITH THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article is dedicated to such an actual problem as the decrease in the effectiveness of traditional English grammar teaching methods in non-linguistic universities. Lack of knowledge of different grammar structures may cause difficulties in communication. Practical observation and questioning of students were used as the methods of researching of this problem. The main content of the research is the analysis of the factors affecting this problem as well as the possibilities of grammar teaching methods’ transformation based on the identified factors and achievements of the modern digital environment. Various innovative methods of teaching English grammar and practical features of their implementation in the educational process are also discussed in this article. The question of creating effective methods of studying grammar, reflected in the article, has great prospects for research, since the digital educational environment is constantly developing and being updated.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В СВЯЗИ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ»

9. TiFLIP Project, Adult Learners Needs Analysis Report. Survey Results and Conclusions. 2017 Available at: http://projectiflip.eu/wp-content/uploads/2018/05/ifLIP_IO2_Adult-Learners-needs-analysis-report.pdf

10. Dziuban C., Graham C., Moskal P., Norberg A., Sicilia N. Blended Learning. The New Normal and Emerging Technologies. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018; Vol. 15, № 3: 1 - 16.

11. Нечкина М.В. Повысить эффективность урока. Коммунист. 1984; № 2: 51.

12. King A. From sage on the stage to guide on the side. College Teaching. 1993; № 41 (1): 30 - 35.

13. Crouch C., Mazur E. Peer Instruction: Ten Years of Experience and Results. 2001; Vol. 69: 970 - 977.

14. Lage M., Platt G., Treglia M. Inverting the Classroom: A gateway to Creating an Inclusive Learning Environment. Journal of Economic Education. 2000: 30 - 43.

15. Bergmann J., Sams A. Before you flip, consider this. The Phi Delta Kappan. 2012; Vol. 94, № 2: 25.

16. 7 things you should know about flipped classrooms. Educause. 2012. Available at: https://library.educause.edu/~/media/files/library/2012/2/eli7081-pdf.pdf

17. Кодификатор ФИПИ. Единый государственный экзамен по обществознанию. Available at: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9

18. Pivneva S., Vitkovskaya N., Sizova Y.S., Gorlacheva E.N. Monitoring and analysis of academic performance at university by means of social networking services. Revista inclusions. 2020; Special Issue: 401.

References

1. Sovmestnyj proekt Instituta obrazovaniya NIU VSh'E, Centra vnutrennego monitoringa NIU VSh'E i Instituta obrazovaniya TGU. Available at: https://cim.hse.ru/covidsurvey

2. Pivneva S., Denisova D., Vitkovskaya N., Zakieva R., Muraya E., Ushakova G. Advanced Information Technology: Automated and Individual Learning Systems. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. 2019; Vol. № 8: 3486.

3. Pivneva S., Vitkovskaya N., Makarov O.N., Dobrova K.B. Integration of network capabilities of blended learning. Revista inclusions. 2020; Special Issue: 193.

4. Karpovich 'E.V. Informacionnye tehnologii pri obuchenii bakalavrov v sovremennom VUZe. Sbornik nauchnyh statej 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Kursk: Izdatel'stvo «Zakrytoe akcionernoe obschestvo "Universitetskaya kniga"», 2019: 42.

5. Bykov A.P., Pavlovich V.E. Vremennaya struktura uchebnoj lekcii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=23434

6. Tomas L., Evans N., Doyle T., Skamp K. Are First Year Students Ready for a Flipped Classroom? A Case for a Flipped Learning Continuum. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019; Vol. 16, № 5: 1 - 22.

7. Fulton K. Upside Down and Inside Out: Flip Your Classroom to Improve Student Learning. Learning & Leading Technology. 2012; Vol. 39, № 8: 12 - 17.

8. Jaegher de L. Vliyanie perevernutogo klassa kak raznovidnosti onlajn-obucheniya na prepodavatelej. Voprosy obrazovaniya. Educational Studies Moscow. 2020; № 2: 181 - 185.

9. TiFLIP Project, Adult Learners Needs Analysis Report. Survey Results and Conclusions. 2017 Available at: http://projectiflip.eu/wp-content/uploads/2018/05/ifLIP_I02_Adult-Learners-needs-analysis-report.pdf

10. Dziuban C., Graham C., Moskal P., Norberg A., Sicilia N. Blended Learning. The New Normal and Emerging Technologies. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018; Vol. 15, № 3: 1 - 16.

11. Nechkina M.V. Povysit' 'effektivnost' uroka. Kommunist. 1984; № 2: 51.

12. King A. From sage on the stage to guide on the side. College Teaching. 1993; № 41 (1): 30 - 35.

13. Crouch C., Mazur E. Peer Instruction: Ten Years of Experience and Results. 2001; Vol. 69: 970 - 977.

14. Lage M., Platt G., Treglia M. Inverting the Classroom: A gateway to Creating an Inclusive Learning Environment. Journal of Economic Education. 2000: 30 - 43.

15. Bergmann J., Sams A. Before you flip, consider this. The Phi Delta Kappan. 2012; Vol. 94, № 2: 25.

16. 7 things you should know about flipped classrooms. Educause. 2012. Available at: https://library.educause.edu/~/media/files/library/2012/2/eli7081-pdf.pdf

17. Kodifikator FIPI. Edinyj gosudarstvennyj 'ekzamen po obschestvoznaniyu. Available at: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-9

18. Pivneva S., Vitkovskaya N., Sizova Y.S., Gorlacheva E.N. Monitoring and analysis of academic performance at university by means of social networking services. Revista inclusions. 2020; Special Issue: 401.

Статья поступила в редакцию 15.01.22

УДК 378

Kantysheva A.A., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: AAKantyisheva@fa.ru

THE NECESSITY TO CHANGE THE METHODS OF TEACHING ENGLISH GRAMMAR IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY IN CONNECTION WITH THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION. The article is dedicated to such an actual problem as the decrease in the effectiveness of traditional English grammar teaching methods in non-linguistic universities. Lack of knowledge of different grammar structures may cause difficulties in communication. Practical observation and questioning of students were used as the methods of researching of this problem. The main content of the research is the analysis of the factors affecting this problem as well as the possibilities of grammar teaching methods' transformation based on the identified factors and achievements of the modern digital environment. Various innovative methods of teaching English grammar and practical features of their implementation in the educational process are also discussed in this article. The question of creating effective methods of studying grammar, reflected in the article, has great prospects for research, since the digital educational environment is constantly developing and being updated.

Key words: grammar teaching methods, traditional and innovative methods, digital transformation, generation Z.

А.А. Кантышееа. ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AAKantyisheva@fa.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В СВЯЗИ С ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме снижения эффективности традиционных методов обучения грамматике английского языка в неязыковых вузах. Для исследования данной проблемы использовались такие методы, как практическое наблюдение и анкетирование студентов. Основное содержание исследования составляет анализ факторов, влияющих на данную проблему, а также оценка возможностей трансформации методов обучения грамматике, исходя из выявленных факторов и достижений современной цифровой среды. Также в статье рассматриваются различные инновационные методы обучения грамматике английского языка и практические особенности их внедрения в учебный процесс. Вопрос о создании эффективных методов изучения грамматике, отраженный в статье, имеет большие перспективы исследования, поскольку цифровая образовательная среда постоянно развивается и обновляется.

Ключевые слова: методы обучения грамматике, традиционные и инновационные методы, цифровая трансформация, поколение Z.

Большинство преподавателей неязыковых вузов в последнее время сталкиваются с проблемой низкого уровня владения учащимися грамматикой английского языка. При этом даже бегло говорящие студенты, использующие лексику

повышенного уровня, могут ошибаться в простых грамматических правилах. Не всегда подобные ошибки являются безобидными. Часто из-за неверно примененной языковой структуры искажается коммуникация. Например, учащиеся

используют активный залог вместо пассивного или вместо существительного употребляют в речи прилагательное, что мешает донести до слушателей смысл высказывания.

Эта проблема является сейчас актуальной, поскольку многие преподаватели, которые пытаются исправить данную ситуацию и начинают интенсивно заниматься со студентами грамматикой, видят, что эффективность традиционных методов обучения заметно снизилась. Важно отметить, что причина данных изменений не только в том, что современные студенты по-другому воспринимают и запоминают информацию, но и в том, что новый цифровой формат образования требует новых методов обучения грамматике. Соответственно, целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование необходимости изменения методов обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе в связи с цифровой трансформацией образования.

Основные задачи для достижения поставленной цели: оценка эффективности различных методов обучения грамматике английского языка в современной цифровой среде, а также анализ возможностей трансформации существующих и необходимости использования новых методов обучения грамматике английского языка. Для исследования проблемы в данной статье использовались, в основном, эмпирические методы, такие как практическое наблюдение и анкетирование студентов.

Прежде чем приступить к описанию исследования, целесообразно дать определения основным понятиям, используемым в данной работе. Как уже было сказано, на эффективность освоения студентами грамматических навыков влияют два ключевых фактора. Первым фактором являются особенности восприятия информации современными студентами. Согласно общепризнанной классификации Л. Ланкастера и Д. Стилмана, современные студенты относятся к «поколению Z» [1].

Для поколения Z, с рождения погруженного в цифровую среду и находящегося полностью под влиянием Интернета и социальных сетей, характерно так называемое «клиповое мышление». Данный термин произошел от английского «clip» - отрывок, нарезка (информации). Восприятие информации при этом является «прерываемым, спорадическим, хаотичным» процессом [2, с. 67]. Как отражают в своей статье Климова И.И., Мельничук М.В. и Ростовцева П.П., «основными чертами поколения Z являются следующие:

- высокая вовлечённость в мультимедийные технологии;

- упор на краткосрочные цели, привычка быстро получать необходимое;

- ориентация на потребление и индивидуализм;

- самообразование через Интернет;

- иное восприятие информации (быстро, но меньшими порциями)» [3, с. 262].

Исходя из вышесказанного, особенности поколения Z можно условно разделить на «способствующие» и «препятствующие» студенту усвоить учебную информацию и закрепить необходимый навык. Данная классификация представлена в табл.1.

Таблица 1

Условная классификация особенностей поколения Ъ относительно процесса обучения

Способствующие учебному процессу особенности поколения Z Препятствующие учебному процессу особенности поколения Ъ

Легкость в освоении любых цифровых обучающих платформ и инструментов; умение найти в больших объемах информации необходимые данные (в сети Интернет); возможность совмещать одновременно несколько видов деятельности; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; заинтересованность в практическом применении полученных навюжв Невозможность долго удерживать внимание; невозможность воспринимать большие объемы информации; невозможность долго концентрироваться на одном виде деятельности; сложтость воспетятая иифнемаюеи на слух без визуальной поддержки; труинобтнв гюееообнит лоочтбкнх связей; сложность восоеиттия мпдолей, оВ-разцов; стянолтнан изечеч -онтк- тлг бюо имеет персональную практическую заюгиюпстя; критическое отношение к информа-ВИИ,ползчаювой от -веизбазапяла, стремление все перепроверить

Таким образом, эффективными будут те методы обучения грамматике английского языка, которые максимально задействуют «способствующие» особенности восприятия информациии нейтрализуют «препятствующие».

Вторым важным фактором, обусловливающим необходимость изменения традиционных методов обучечий граммвтиве, евняется июфзюват тееисфоеса-ция образования, которая происходит сейчас очень быстрыми темпами из-за пандемии СШЮ-19. Переход тннивтяеионнян вУучннищ а венюлнииащзиие ве

лайн-платформ и электронных курсов также требует пересмотра методов передачи и закрепления информации. Как утверждает в своей статье И.А. Рыбакова, «роль преподавателя во время дистанционного обучения не должна сводиться к трансляции учебного материала и простейшей проверке знаний. Весь временной промежуток, отведенный на занятие по иностранному языку, должен быть построен так, чтобы все студенты активно участвовали на всем протяжении занятия» [4, с. 95]. Соответственно, многие традиционные методы обучения грамматике английского языка не предполагают активного вовлечения всех учащихся, и необходимость их трансформации является очевидной.

К традиционным методам обучения грамматике можно отнести в первую очередь объяснение преподавателем правила на русском или английском языке (в зависимости от общего уровня владения иностранным языком), многократное выполнение однотипных упражнений с возрастающим уровнем сложности путем фронтального опроса или самостоятельной работы учащихся, перевод с русского на английский язык и наоборот, поиск грамматических конструкций в тексте и т.п.

Инновационными в данной статье считаются методы, использующие цифровые технологии, а также подразумевающие творческую и познавательную активность студентов. К таким методам относятся, например, различные электронные тесты (групповые и индивидуальные), анимированные упражнения и игры, самостоятельный поиск информации студентами и демонстрация правил одногруппникам, мини-ролевые игры, придумывание историй и т.д.

Далее в статье будут рассмотрены с точки зрения эффективности традиционные и инновационные методы обучения грамматике в свете указанных выше ключевых факторов, результатов опроса студентов и практического опыта преподавателей неязыковых вузов.

В проведенном онлайн-опросе участвовали 106 студентов 1-4 курсов Финансового университета при правительстве Российской Федерации с уровнем владения иностранным языком от А1 до С1 по общепринятой классификации. Всего было задано 5 вопросов, во всех, кроме первого и последнего, можно было выбирать несколько опций и добавлять собственный вариант ответов.

Первый вопрос, который был задан учащимся, и диаграмма с результатами представлены на рис. 1. Как показали результаты опроса, указанная в начале статьи проблема действительно актуальна среди студентов, поскольку более половины опрошенных (55,7%) ответили, что иногда испытывают трудности в грамматике во время неподготовленной речи на английском языке и почти 20% процентов указали, что всегда испытывают подобные трудности.

1. Испытываете ли вы трудности в грамматике во время неподготовленной речи на английском языке?

+ всегда 9 иногда • редко

9 практически никогда

Рис. 1. Процентное соотношение ответов студентов на 1-й вопрос исследования

Второйвопросбыл задан дляуточнения,какие именно грамматические темы вычывнит наиИчлинич наиуиникич нора ялосотон Нильие иино итии иослоо,соглаеуо оиросыевыкч!винте симдентлвсогласование иуеоеи (03,Л%), аеситк (50Ы) нвеымена вцосы (4е,10).

Пр иптвевона уремный чотвеоеош ооитосы респси дены должныЯыл и выбрать из предложенных методов обучения грамматике английского языка наибо-анс и мним^ен :^фН)е1тйВйь.и, по ех мненви, метод ы. ЕВнжыо отметитн, что я пи, речне методов присутствовали как инновационные, так и традиционные методы. Прочвучтол сиотмошенае ответов нврреоиП нуетйлытыИпоысозыпропсеевсеоы в табл. 2.

Штк иидуш ыз таблиты, очаон(тся и епныы ллчиогвют боуез пППелтиеныму инновационные методы, а менее эффективными - традиционные. Исключением Ф0ЛФeтси сочокн дCъеcир5тя неeтсроыттеле ыл свйчинт или авгчыHфоа лзьче, т сов стоденты вел-таки кyт)т-aютcя,идамеен стоткеллпет ореижыпo, кaыlоoжиo в°зииМормнроелть сотмйlи метод.

Mзнмcз-иу руинВ нос рл нcпыптoвтииc з^нол мгзоеющск лОсазсм: далю ещу йизыосpлжмоуи4l Вы бы молпи пзорыоеероуыеи дляипyсeмио грамматики еилиИзкoгo езиlчaе Нольеиниис тчыщиxcе 0 ooыири: что ыемосуг пионы ложить больше никаких методов. Далее перечислены другие предложенные сту-тчкекки нвки4йтд:

Таблица 2

Мнение студентов об эффективности методов обучения грамматике

Тип Описание метода Эффективные Неэффективные

Традиционные методы Перевод предложений с русского языка на английский 29,2% 34,9%

Объяснение преподавателя на русском языке 46,2% 20,8%

Объяснение преподавателя на английском языке 32,1% 23,6%

Дриллинг (многократное повторение одних и тех же упражнений) 43,4% 28,3%

Инновационные методы Самостоятельный поиск в различных источниках информации 17,9% 28,3%

Рассказать правило другому студенту или обсудить в парах (группах) 33% 24,5%

Онлайн-тесты, викторины 52,8% 21,7%

Создание монологов (историй) с использованием грамматического правила 39,6% 18,9%

Диалоги, ролевые игры, дискуссии с использованием грамматического правила 55,7% 16%

Просмотр учебного видео, посвященного грамматическому правилу 25,5% 22,6%

Просмотр фильмов с субтитрами на английском языке, чтобы видеть использование грамматических конструкций в живой речи. В целом три студента предложили просмотр фильмов.

Больше разговорной практики - такой вариант предложили два респондента.

Создание собственных примеров, заданий, тестов на данную тему.

Просмотр видео, прослушивание подкастов и анализ песен.

Перенос части письменных упражнений в онлайн-формат.

Рассмотрим каждый метод или методический прием, перечисленный в опросе и предложенный учащимися более подробно, и проанализируем методы с точки зрения их эффективности, исходя из данных опроса и практического опыта преподавания.

Итак, первый упомянутый в опросе метод - перевод предложений с русского на английский (или наоборот) для изучения грамматики - имеет много минусов. Во-первых, студенты, скорее всего, переведут предложения в программе-переводчике, не освоив грамматическое правило. Во-вторых, если в предложении встретится незнакомая лексика, то учащийся переключит внимание с построения грамматических конструкций на поиск неизвестных слов. В частности, не рекомендуется предлагать студентам переводить предложения с новой лексикой по изучаемой теме, которую учащиеся еще не закрепили.

Третий важный аспект касается несовпадения грамматических конструкций английского и русского языков. В данном случае перевод вызовет трудности у студентов. Например, сложными для построения является complex object: «I want you to go there» или структура «There is...» или, к примеру, предлоги [5]. В качестве вывода отметим, что упражнения, связанные с переводом, не являются эффективными для обучения грамматике и лучше их, по возможности, избегать.

Из результатов проведенного опроса следует, что от такого метода, как объяснения преподавателя на русском и английском языках, полностью отказаться нельзя, но, очевидно, что необходима трансформация. В первую очередь изменения касаются подачи информации. Целесообразно объяснять грамматические правила и конструкции маленькими порциями, при этом желательно подчеркнуть практическую значимость изучаемого материала для слушателей. Особенно не рекомендуется посвящать все занятие только изучению грамматики. Обязательной является визуальная поддержка, такая как схемы, картинки, диаграммы и т.п. При дистанционном обучении эффективным будет использование заранее записанного видеоклипа или анимации, поскольку учащихся быстро утомляет статичная картинка с говорящим преподавателем.

Также можно делегировать объяснения и составление упражнений самим студентам. Самостоятельный поиск информации и обсуждение правил и упражнений в парах или группах как метод обучения грамматике имеет плюсы и минусы, основные из них представлены в табл. 3.

В качестве самостоятельной подготовки студентов успешно используется модель «перевёрнутый класс» (англ. Flipped Classroom). «Этот термин обозначает модель процесса обучения, при которой учитель предоставляет учащимся материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала» [6].

Важно отметить, что для усвоения грамматики английского языка эффективными являются творческие упражнения. Целью данных упражнений, кроме развития «гибкого» навыка креативности, является активизация полученных грамматических навыков в иноязычной речи. При этом повышается мотивация к изучению грамматики и интерес к английскому языку.

Библиографический список

Таблица 3

Достоинства и недостатки самостоятельного поиска и подачи информации студентами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достоинства Недостатки

Лучшее качество запоминания правила; подача пояснений на понятном для од-ногруппников языке; улучшение навыки командной работы; развитие навыков креативности; освоение новой роли - преподавателя; повышение мотивации Возможность срыва командной работы из-за несделанного вовремя задания или отсутствия участника; разный уровень подготовки и преподнесения материала разными учащимися; возможность механического копирования материала из Интернета без понимания содержания

Творческие упражнения применяются на любом этапе изучения грамматики. На раннем этапе это может быть создание собственных примеров, заданий, тестов на заданную тему На более поздних этапах работы с грамматическим правилом используются следующие задания:

- создание учащимися историй (анекдотов) про самих себя, друзей или известных людей;

- диалоги, сценки, мини-ролевые игры, дискуссии.

Заключительный этап закрепления грамматических навыков предполагает

неподготовленную беседу с учащимися на профессиональные и другие актуальные для студента темы.

Эффективным будет использование преподавателем в качестве иллюстрации к правилу примеров грамматических конструкций из современных и популярных источников. В качестве источников примеров применяются фрагменты популярных фильмов, сериалов, песен, подкастов, а также высказывания «блогеров» и других известных личностей (носителей языка).

В качестве заключения целесообразно отметить, что поставленные задачи были полностью выполнены и цель исследования достигнута. Во-первых, в результате оценки эффективности традиционных методов был сделан вывод, что большинство традиционных методов необходимо полностью трансформировать. Данный вывод подтверждается не только практическими наблюдениями преподавателей, но и мнением самих учащихся.

Во-вторых, было доказано, что традиционные методы обучения грамматике должны быть изменены в соответствии с двумя ключевыми факторами: особенностями восприятия информации поколением Z и цифровой трансформацией образования. При этом необходимо добавлять в процесс обучения грамматике английского языка в первую очередь инновационные методы обучения грамматике, основанные на применении цифровых интерактивных технологий.

Также в статье подтверждено, что наиболее эффективные упражнения на закрепление грамматических навыков должны быть не только инновационными, но и иметь элемент состязательности, а также стимулировать творческую и познавательную активность учащихся.

В целом вопрос об эффективности методов изучения грамматики имеет большие перспективы, поскольку сейчас наблюдается бурное развитие цифровых технологий и постоянно появляются новые образовательные и прикладные программы, позволяющие создавать интерактивные, а главное - актуальные и интересные для студентов задания и упражнения.

1. Lancaster L.S., Stillman D. When generations collide: Who they are. why they clash. how to solve the generational puzzle at work New York: Harper Collins Publisher, 2002.

2. Климова И.И., Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Интеграция онлайн-платформы в процесс обучения иностранному языку в высшей школе в формате самостоятельной работы студента. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 262 - 265.

3. Сосновский И.З. Использование коммуникативного потенциала текстов новой природы в образовательном процессе. Педагогический ИМИДЖ. 2018; № 2 (39): 66 - 77.

4. Рыбакова И.А. К вопросу о проблеме организации преподавания иностранного языка в рамках дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 93 - 96.

5. Мотов С.В. Обучение грамматике английского языка на лингвокогнитивной основе. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019; Т. 24, № 179: 32 - 39.

6. Паймакова Е.А., Вострикова О.В. Применение модели «Перевернутый класс» в преподавании английской грамматики в период дистанционного обучения. Мир науки. Педагогика и психология. 2020; Т. 8, № 4.

References

1. Lancaster L.S., Stillman D. When generations collide: Who they are. why they clash. how to solve the generational puzzle at work. New York: Harper Collins Publisher, 2002.

2. Klimova I.I., Mel'nichuk M.V., Rostovceva P.P. Integraciya onlajn-platformy v process obucheniya inostrannomu yazyku v vysshej shkole v formate samostoyatel'noj raboty studenta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 262 - 265.

3. Sosnovskij I.Z. Ispol'zovanie kommunikativnogo potenciala tekstov novoj prirody v obrazovatel'nom processe. PedagogicheskijIMIDZh. 2018; № 2 (39): 66 - 77.

4. Rybakova I.A. K voprosu o probleme organizacii prepodavaniya inostrannogo yazyka v ramkah distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 93 - 96.

5. Motov S.V. Obuchenie grammatike anglijskogo yazyka na lingvokognitivnoj osnove. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2019; T. 24, № 179: 32 - 39.

6. Pajmakova E.A., Vostrikova O.V. Primenenie modeli «Perevernutyj klass» v prepodavanii anglijskoj grammatiki v period distancionnogo obucheniya. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020; T. 8, № 4.

Статья поступила в редакцию 28.02.22

УДК 371.31

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Shipkova A.A., MA student, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov; primary school teacher, MOBU"Secondary school 31" (with in-depth study of

individual subjects) (Yakutsk, Russia), E-mail: anastasiyashipkova@mail.ru

TRIZ TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD. The article studies a problem of developing creative thinking in younger schoolchildren. TRIZ technology is considered as a solution to the issue. The purpose of the study is to consider the development of creative thinking of students in the lessons of the surrounding world through the theory of solving inventive tasks in the 4th grade. The relevance of the technology lies in the fact that the teacher in the classroom can facilitate a creative, thinking atmosphere, when the child calmly solves various tasks of a creative nature, cognitive activity of schoolchildren is created. Forming children's ability to solve tasks, they are not given direct answers to questions, but are given the opportunity to "face complexity", see the problem and find an inventive way out of it. To identify the level of development of creative thinking of students, two methods were selected: testing "Unfinished Figures" by E.P. Torrens (to identify the creative potential of children) and test drawings "Dorisuika" (to determine the level of creative abilities of children). A number of lessons of the surrounding world were conducted using TRIZ technology and the following techniques are described: "Step by step"; "Good-bad"; "Yes-No"; "Jockey and horse".

Key words: primary school children, creative thinking, creativity, TRIZ technology, inventive tasks.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

А.А. Шипкова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, учитель начальных классов МОБУ «Средняя

общеобразовательная школа № 31» (с углубленным изучением отдельных предметов), г. Якутск, E-mail: anastasiyashipkova@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья посвящена проблеме развития креативного мышления у младших школьников. Как вариант решения вопроса рассматривается технология ТРИЗ. Целью исследования является рассмотрение развития креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира посредством теории решения изобретательских задач в 4 классе. Актуальность технологии заключается в том, что учитель на уроках может создавать творческую, мыслительную атмосферу, где ребенок спокойно решает различные задачи творческого характера, создается познавательная деятельность школьников. Формируя у детей умения решать поставленные задачи, учитель не дает прямые ответы на вопросы, а предоставляет возможность «столкнуться со сложностью», увидеть проблему и найти изобретательный выход из нее. Для выявления уровня развития креативного мышления учащихся были подобраны две методики: тестирование «Незавершенные фигуры» Э.П. Торренса - для выявления творческого потенциала детей; тест-рисунки «Дорисуй-ка» - для определения уровня креативных способностей детей. Был проведен ряд уроков окружающего мира с использованием технологии ТРИЗ, дается описание следующих приемов: «Шаг за шагом»; «Хорошо - плохо»; «Данетка»; «Жокей и лошадь».

Ключевые слова: младший школьник, креативное мышление, творческие способности, технология ТРИЗ, изобретательские задачи.

Практически во всех областях требуются специалисты, умеющие не просто действовать по шаблону, а те, которые могут выдвигать новые нестандартные идеи, пути решения различных проблем и т.п. В связи с этим возникает необходимость формирования у будущих членов нашего общества творческих качеств личности или, применяя современную терминологию, креативность.

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть развитие креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира посредством теории решения изобретательских задач в 4 классе.

Задачи исследования:

- изучить понятие «креативное мышление»;

- определить уровень креативного мышления у младших школьников;

- рассмотреть технологию ТРИЗ с точки зрения развития креативного мышления;

- организовать и провести ряд уроков с применением ТРИЗ-технологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании

структуры и содержания понятия «креативное мышление» и использования теории изобретательских задач на уроках окружающего мира.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные практические материалы могут быть использованы на всех уроках в начальной школе.

Перед нами стоит первая задача - раскрыть сущность и понятие «креативное мышление». Креативное мышление - это способность мыслить определенным и оригинальным образом. Это означает нестандартное мышление, чтобы прийти к альтернативным и аутентичным решениям. Откройте для себя последние научные достижения в основе творческого мышления, которые показывают, как мы можем придумывать новые идеи. Что такое креативное мышление, каковы его характеристики? Как говорил А. Маслоу, «креативностью считают творческую направленность, врожденно свойственную всем, но теряемую большинством со временем» [1]. Также Р. Муни выделяет основные подходы к развитию креативных способностей в творчестве: среда, продукт, процесс, творческая личность [2].

Мы все потенциально креативны. Есть издания, в которых обсуждается творческое мышление и креативность. Творческое мышление - это способность идти альтернативными путями на когнитивном уровне. Приведение творческого мышления в движение включает в себя увеличение того, что эксперты называют латеральным, или расходящимся мышлением («мышление нестандартно»), то есть отказ от предвзятых идей. Творческое мышление выделяется своим аутентичным и оригинальным характером. Этот аспект позволяет нам внедрять инновации, избегать логики, чтобы по-разному сталкиваться с проблемами и выходить из рутины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.