Педагогика
УДК 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Золоткова Евгения Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); бакалавр Бабий Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. В статье дается подробная характеристика особенностей развития пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены научно-теоретические и практические основы коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление недостатков в развитии пальцевого праксиса у указанной выше категории детей. Автор анализирует полученные результаты в ходе проведенного экспериментального исследования и дает подробную характеристику программы коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи, оценивает эффективность использования авторской методической разработки в процессе организации коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: дидактико-методический комплекс, ресурсное обеспечение, образовательный процесс, дети дошкольного возраста, пальцевой праксис, общее недоразвитие речи.
Annotation. The article provides a detailed description of the features of the development of finger praxis in preschoolers with general speech underdevelopment. The scientific, theoretical and practical bases of correctional and developmental work aimed at overcoming the shortcomings in the development of finger praxis in the above-mentioned category of children are considered. The author analyzes the results obtained in the course of an experimental study and gives a detailed description of the program of correctional and developmental work on the formation of finger praxis in preschoolers with general speech underdevelopment, evaluates the effectiveness of using the author's methodological development in the process of organizing correctional and developmental work.
Keyword: didactic and methodological complex, resource support, educational process, preschool children, finger praxis, general speech underdevelopment.
Исследование выполнено по теме «Разработка дидактико-методического комплекса для ресурсного обеспечения образовательного процесса по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование» (руководитель -Е.В. Золоткова) в рамках тематики научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
Введение. Одной из важнейших задач социального и эмоционального развития ребенка является своевременное овладение разнообразными двигательными операциями в дошкольном возрасте, что способствует целостному гармоничному развитию детей. Свободное выполнения различных двигательных манипуляций с предметами представляет собой фундаментальное умение, необходимое для овладения ребенком учебной и трудовой деятельностью, освоения практических действий, социального опыта, обогащения представления об окружающем мире, развития речевой системы (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский).
В.В. Киселев, придерживаясь научной точки зрения В.М. Бехтерова, отмечает, что наряду с развитием моторного пальцевого праксиса достигают более высокого уровня развития высшие психические функции (восприятие, внимание, мышление, память) [4, c. 15]. Как утверждает Н.А. Берштейн, двигательная система влияет на весь организм в целом, улучшает функционирование жизненно важных систем. Особое значение проприоцептивная афферентация оказывает на деятельность речевой системы [3, c. 26]. М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия доказано стимулирующее воздействие разнообразных движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, что является одним из важнейших условий полноценного развития речевых центров [5; 6].
Разнообразные двигательные манипуляции с предметами активизируют двигательные и речевые зоны в коре головного мозга, которые расположены близко друг к другу. В исследованиях М.М. Безруких, Е.Г. Белик отмечено, при выполнении ритмичных движений пальцами рук возрастает согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга [1; 2]. Большое значение для речевого развития ребенка имеет закрепление двигательного опыта в слове, что доказывает тесную взаимосвязь слова и пальцевого праксиса. На ранних этапах развития особое влияние на овладение ребенком произвольными движениями играют словесно сформулированные требования взрослых, только после того, как речевая функция достигнет определенного уровня развития, ребенок самостоятельно может управлять двигательными программами, саморегулировать свои движения. Это приводит к успешному овладению дошкольником окружающим предметным миром, а в дальнейшем - предметным сознанием [7, c. 49].
Своеобразное развитие моторного пальцевого праксиса отмечается у дошкольников с речевыми нарушениями. Дети с общим недоразвитием речи представляют одну из самых распространенных категорий детей с речевой патологией. У данной категории детей наряду с нарушением всех компонентов речевой системы наблюдаются отклонения в развитии познавательной сферы, черты эмоционально-волевой незрелости, отмечается низкая работоспособность и повышенная истощаемость от воздействия длительных нагрузок [8, c. 162]. Низкий уровень сформированности моторного пальцевого праксиса проявляется в трудностях совершения точных, скоординированных, целенаправленных движений рук, выполнения определенных двигательных операций, требующих высокого уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, согласованной работы зрительного и двигательного анализатора [9, c. 10]. Недоразвитие графомоторных навыков выражается в сложностях удержания строки, проведения плавной, безотрывной линии, что отражается на продуктивной деятельности ребенка.
В связи с этим у детей с общим недоразвитием речи возникают определенные трудности в освоении таких видов деятельности, как рисование, конструирование, игра, что в дальнейшем может отразиться на учебной и трудовой деятельности, успешной самореализации в жизни, социальной адаптации и социализации в обществе (А.А. Алмазова, Е.Д. Бабина, Н.В. Рябова, Т.А. Соловьева и др.) [11]. Таким образом, возникает необходимость организации специальной логопедической работы по формированию моторного пальцевого праксиса с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии речевой системы.
Цель исследования заключалась в совершенствовании коррекционной работы логопеда по формированию пальцевого праксиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения обозначенной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи: выявление специфики развития пальцевого праксиса у детей с общим недоразвитием речи, определение особых потребностей детей в целях успешной коррекции, проектирование и апробация программы коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса у данной категории детей, обобщение полученных результатов и их обсуждение. Научно-исследовательская деятельность основывалась на общих методологических принципах: научной объективности, системности и деятельности.
Изложение основного материала статьи. С целью выявления уровня сформированности пальцевого праксиса у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями был проведен констатирующий эксперимент на базе детской студии «Ладушки» г. Кузнецк Пензенской области. Для экспериментального исследования были использованы диагностические задания, направленные на изучение особенностей развития пальцевого праксиса, зрительно-моторной координации, определения уровня сформированности тонких дифференцированных движений дошкольников с общим недоразвитием речи.
Экспериментальное исследование включало в себя 6 диагностических серий заданий.
Задания были направлены на исследование уровня владения конструктивным праксисом, оптико-кинестетической организацией движений, зрительно-моторной координацией, кинестетической основой движений руки, кинетической основой движений руки и др.
В ходе выполнения испытуемыми заданий всех этапов экспериментатор вносил в протокол все реакции и действия детей, при этом отмечал характер затруднений и ошибок, способы их преодоления, особенности выполнения действий, их характер и качество, учитывал заинтересованность детей при выполнении заданий, реакцию на помощь экспериментатора, контроль над собственным выполнением и оценку результата.
На основании данных констатирующего эксперимента мы условно разделили всех испытуемых на три группы в соответствии с уровнем сформированности пальцевого праксиса.
Первую группу составили 18,2% дошкольников, уровень сформированности пальцевого праксиса которых был выше среднего. На данном уровне кинестетические движения детей были точными, четкими, дошкольники быстро принимали требуемую позу пальцев рук. Конструктивный праксис соответствовал возрастной норме, что доказывает целенаправленность, согласованность и осознанность движений пальцев рук. Оптико-пространственные представления характеризовались высоким уровнем развития. Предлагаемые задания не вызвали трудностей, в процессе выполнения данных заданий совершаемые двигательные операции были целенаправленными, уверенными и точными. Кинетическая организация движений отличалась плавностью, умением в течение длительного времени удерживать требуемое положение пальцев рук, быстрым переходом с одного положения на другое. Высокий уровень развития графомоторных навыков характеризуется возможностью плавностью проведения линий, отсутствием выходов за пределы границ изображения.
Вторую группу составили 36,4% дошкольников со средним уровнем сформированности пальцевого праксиса. Оптико-кинестетическая организация движений руки характеризовалась недостаточной сформированностью, неточностью совершения двигательных манипуляций без опоры на зрительный анализатор, замедленностью, возникали трудности в длительном удержании фигуры из пальцев рук. Оптико-пространственное представление отличалось недостаточным уровнем развития, так дети, прежде чем приступить к выполнению задания, длительное время концентрировали свое внимание на воссоздание графического образа предлагаемого изображения. На этапе копирования графического изображения линий были искривленными, неточными, движения руки характеризовались недостаточной целенаправленностью. Кинетическая организация движений руки отличалась сложностью в плавном переходе с одного положения на другое, нескоординированностью, неловкость. На основе анализа графомоторных навыков были выявлены трудности в проведении плавной, прямой безотрывной линии, отсутствовала ловкость и четкость движений руки, недостаточная согласованность зрительного и двигательного анализатора.
Третью группу составили 45,4% дошкольников, уровень сформированности пальцевого праксиса которых был ниже среднего. Кинестетические движения рук характеризовались полным отклонениям от возрастной нормы. Все движения были несогласованными между собой, угловатыми, отсутствовала точность и последовательность при выполнении двигательных операций, неспособность воспроизвести правильное положение пальцев рук как с опорой на зрительной анализатор, так и по кинестетическим ощущениям. Оптико-пространственное представление характеризовалось полным недоразвитием, что доказывает невозможность самостоятельно скопировать графическое изображения даже после многократного повторения. Крайняя ограниченность отмечалась в кинетической организации движения руки, в связи с чем все предлагаемые задания у детей на данном уровне вызвали большие трудности, с некоторыми заданиями дошкольники так и не смогли справиться. Также полной несформированностью характеризуются графомоторные умения, выражающиеся в сложностях удержания строки, проведения прямой линии в пределах строки, что обуславливает многочисленные разрывы линий, частые отклонения от основной линии, нечеткость и неточность их проведения.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствует о необходимости организации специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие целенаправленности, точности, движений руки, зрительно-моторной координации, стимулирование тактильно-проприоцептивных ощущений, совершенствование графомоторных навыков.
В связи с этим основной целью проектной фазы являлось проектирование и создание программы коррекционной работы по формированию пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Основная цель программы заключалась в формировании пальцевого праксиса у дошкольников с речевыми нарушениями средствами авторского игрового развивающего комплекса «Magic House».
Разработанная нами программа освещает комплексный подход к организации коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса у данной категории детей и включает в себя следующие блоки.
Целеполагающий блок предполагает организацию коррекционно-развивающей работы с целью совершенствования пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи, способствующей овладению практическими умениями и навыками, учебными действиями.
45,4%
364%
18,2%
□ Достаточный уровень
□ Средний уровень
□ Низкий уровень
Содержательный блок раскрывает сущность построения коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данный блок включает в себя несколько направлений:
1. Диагностическая работа. Она проводится с целью выявления уровня сформированности пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данное направление включает в себя осуществление подбора методик, позволяющих изучить состояние пальцевого праксиса, зрительно-моторной координации, уровня сформированности тонких дифференцированных движений дошкольников с общим недоразвитием речи проведение экспериментального исследования, обработку и анализ полученных результатов с целью определения основных направлений коррекционно-развивающей работы и разработки индивидуального образовательного маршрута. В основу диагностической работы были положены методики, представленные в исследованиях Е.Ф. Архиповой, М.М. Кольцовой, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого.
2. Проектировочная работа. В рамках данной работы определяются цели и задачи деятельности, направленной на повышение уровня развития пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи, планирование работы по взаимодействию логопеда с воспитателями и родителями, построение календарно-тематического плана коррекционно-развивающей работы, определение целевой аудитории, основных направлений коррекционной работы, ее содержания, используемых методов и приемов в процессе индивидуальной и групповой работы, проектирование коррекционно-развивающей программы для оказания комплексной помощи детям с общим недоразвитием речи и др.
3. Коррекционно-развивающая работа. В рамках данного направления осуществляется организация коррекционно-развивающей деятельности путем применения различных форм и методов работы, с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей. Также для достижения высоких результатов учитываются потенциальные возможности детей, их зона ближайшего развития, создаются проблемные ситуации и другие условия, обеспечивающие развитие пальцевого праксиса, познавательных процессов, речевой сферы, волевых качеств и др. [10].
Научно-методологической основой программы явились:
- положения специальной психологии и коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Л.П. Носкова, Л.Ф. Обухова, Н.Г. Салмина, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин);
- концепция о культурно-исторической обусловленности развития (Л.С. Выготский);
- концепция развивающей предметно-пространственной среды (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова);
- концепция здоровьесбережения (Р.А. Амасьянц, Р.И. Даирова, Е.А. Екжанова, В.В. Колбанов, Д.М. Маллаев и др.);
- методика раннего развития детей (М. Монтессори).
При составлении программы были использованы следующие подходы:
- системный подход, основанный на оказании квалифицированной коррекционной помощи как детям, так и родителям, воспитателям, специалистам (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин);
- личностный поход, заключающийся в создании комфортной атмосферы для каждого ребенка, учете его возрастных возможностей, индивидуальных особенности, использовании специальных методов и приемов, направленных на повышение познавательной активности, развитие моторного пальцевого праксиса, формирование практических умений и навыков, учебных действий (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);
- деятельностный поход, в основе которого лежит учет ведущего вида деятельности ребенка на определенном возрастном этапе его развития (И.Б. Ворожцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Для реализации содержания коррекционно-развивающей программы был разработан многофункциональный игровой развивающий комплекс «Magic House», направленный на формирование пальцевого праксиса, тонких дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук, графомоторных навыков, формирование навыков дозированного усилия и модуляции движений, зрительно-моторной координации, совершенствование тактильно-проприоцептивных ощущений, мыслительных и фонематических процессов.
«Magic House» представляет собой модульную конструкцию в виде дома. Каждый модуль представлен комплексом игр и упражнений, позволяющих преодолеть недостатки в развитии пальцевого праксиса, обеспечить всестороннее развитие ребенка с общим недоразвитием речи.
Вся работа по коррекции пальцевого праксиса строится с учетом интересов и потребностей ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей. Задания построены по принципу «от простого к более сложному».
В ходе занятий по формированию праксиса использовались словесные, наглядные, практические, игровые методы и соответствующие им приемы.
Программа включает в себя перечень игр и упражнений, способствующих формированию пальцевого праксиса на занятиях по ознакомлению со звуками и буквами и обучению грамоте. Темы изучаются в определенной последовательности с учетом особенностей развития фонетико-фонематических и двигательных процессов у детей.
Основными принципами проведения занятий являются системность подачи материала, развивающий и воспитывающий характер учебного материала, наглядность обучения, цикличность построения занятий, доступность материала.
Занятия проводились с учетом следующей структуры:
1. Организационный момент, заключающийся во введении в тему занятия, создании положительного настроя, благоприятной атмосферы в группе, побуждении интереса детей к выполнению заданий.
2. Основная часть, включающая в себя дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, перечень игр и упражнений по теме занятия, задания на развитие познавательных процессов, физминутку.
3. Заключительная часть, направленная на подведение итогов занятия, определение его результативности, получение обратной связи.
Курс занятий по данной программе предназначен для детей дошкольного возраста 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, и состоит из 34 часов. Занятия проводятся с регулярностью 1 час в неделю, длительность которого 2530 минут.
Основной организационной формой коррекционно-развивающей работы являются занятия малой группой (от 2-х до 4-х человек), либо индивидуально.
4. Рефлексия. Данное направление предполагает анализ адекватности поставленной задачи; соответствия деятельности специалистов поставленным задачам; правильности выбора организационных форм в зависимости от индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей; эффективности используемых методов и приемов коррекционного воздействия.
Процессуальный блок программы раскрывает этапы построения взаимодействия между участниками коррекционно-образовательного процесса, их содержание для достижения наиболее высоких показателей в ходе реализации коррекционно-развивающей работы.
1 этап - стимулирующий, направленный на установление положительных взаимоотношений между субъектами, принимающих участие в коррекционно-развивающей работе (ребенком и логопедом, родителями, воспитателями).
2 этап - организационный, заключающийся в информировании воспитателей и родителей о видах, причинах и степени выраженности нарушений в развитии пальцевого праксиса, сущности и способах построения коррекционно-развивающей работы, методах и приемах преодоления недостатков, ознакомлении с программой коррекционно-развивающей работы, расширение их представлений о возможностях совершенствования моторного праксиса у детей с общим недоразвитием речи посредством использования многофункционального игрового развивающего комплекса «Magic House».
3 этап - деятельностный, где непосредственно осуществляется коррекционно-развивающая работа. В рамках взаимодействия логопеда, родителей и воспитателей проводятся индивидуальные и групповые занятия, родительские собрания, консультации, семинары, мастер-классы, организуются методические объединения, отслеживается динамика уровня развития пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4 этап - рефлексивный, на котором происходит осмысление результатов деятельности, оценка эффективности реализации программы коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса, в случае необходимости вносятся изменения в данную программу, планируются новые мероприятия, ориентированные на организацию совместной деятельности логопеда, родителей и воспитателей.
Оценочно-результативный блок раскрывает результаты коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса и активизации познавательных и речевых процессов. В качестве такого результата выступает высокий уровень развития зрительно-моторной координации, тактильно-проприоцептивных ощущений, тонких дифференцированных движений пальцев рук, их точности, силы и целенаправленности.
Таким образом, спроектированная программа коррекционно-развивающей работы позволит повысить уровень развития пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи, овладеть различными видами продуктивной деятельности, уметь творчески использовать методы, приемы и материалы в различных видах деятельности, повысить познавательную, двигательную и речевую активность детей. Обобщение результатов проведенного исследования указывает на то, что эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса обеспечивается путем применения многофункционального игрового развивающего комплекса «Magic Ноше».
Выводы. Результаты анализа информационных источников по рассматриваемой проблеме и собственный опыт преподавательской деятельности подтверждают значимость проектирования коррекционно-развивающей работы по формированию пальцевого праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ценность материалов данной статьи определяется тем фактом, что авторами была определена система работы по развитию пальцевого праксиса у детей с общим недоразвитием речи. Логопедическая работа по развитию пальцевого праксиса основывалась на применении многофункционального авторского игрового развивающего комплекса «Magic House». Многофункциональность авторской разработки обоснована возможностями обеспечения развития пальцевого праксиса, силы и координации движений пальцев рук, графомоторных умений, навыков дозированного усилия и модуляции движений, зрительно-моторной координации, тактильно-проприоцептивных ощущений, мыслительных и фонематических процессов, временных представлений и представлений о сенсорных эталонах.
Литература:
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
2. Белик, Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка: рекомендации для родителей / Е.Г. Белик. - Котовск: Теремок,
2011. - 14 с.
3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
4. Киселев, В.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / В.В. Киселев. - М.: Библио-глобус, 2017. - 228 с.
5. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности): учебное пособие / М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2003. - 143 с.
6. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека: монография / А.Р. Лурия. - М.: Питер, 2018. - 768 с.
7. Парфенова, Т.А. Диагностика сформированности когнитивного компонента готовности к социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Парфенова // Гуманитарные науки и образование. -
2012. - № 3 (11). - С. 48-54.
8. Поторочина, Е.В. Анализ проблемы изучения особенностей развития праксиса у детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Поторочина // Вопросы педагогики. - 2019. - № 10-2. - С. 161-166. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41240100.
9. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 80 с.
10. Филиппова, Е.Н. Целостная модель формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи / Е.Н. Филиппова. - Текст: электронный // Научно-методический журнал «Концепт». - 2013. - Т 5. -С. 221-225. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22311483.
11. Ryabova, N.V. Detectionofriskfactorscausingimpairedwritingandreading: Technologicalandprognosticaspects = Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты / N.V. Ryabova, A.A. Almazova, G.V. Babina, M.M. Lyubimova, T.A. Soloveva, E.D. Babina // IntegrationofEducation. - 2018. -Т. 22. - № 1. - Р. 152-165.
Педагогика
УДК 371.134:796
кандидат педагогических наук, доцент Зорина Оксана Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане указывают на необходимость систематизации и внедрения интерактивных методов обучения. Апробация проводилась на обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». Цель статьи заключается в обосновании циклической матрицы использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих учителей физической культуры. Автор статьи раскрывает возможности применения кейс-ситуаций, эскиз-проектов, исследовательско-эвристических игр и функциональных тренингов на базовых дисциплинах учебного плана. Особенное внимание в работе уделяется деятельностному подходу, интенсификации и оптимизации подготовки будущих учителей физической культуры, расширению межпредметных связей.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, учитель физической культуры, кейс-ситуации, эскиз-проекты, игры, тренинги.
An^tatton. The article is devoted to the current problem of modernization of professional training of future teachers of physical education. Own observations and special studies in this regard indicate the need to systematize and implement interactive teaching methods. Testing was carried out on students in the areas of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), the directivity "Physical culture and life safety." The purpose of the article is to justify the cyclic matrix of the use of interactive teaching methods in the training of future teachers of physical education. The author of the article reveals the possibilities of using case situations, sketch projects, research and heuristic games and functional trainings in the basic disciplines of the curriculum. Particular attention in the work is paid to the activity approach, intensification and optimization of training of future teachers of physical education, expansion of inter-subject relations.
Keywords: interactive teaching methods, physical education teacher, case-situations, sketch-projects, games, trainings.
Введение. Модернизация профессиональной подготовки учителя, по мнению В. Сергеевой, является важнейшим научным направлением развития всей системы педагогического образования в Российской Федерации. Реалии дистанционного обучения и кардинальные преобразования, связанные с ним, требуют от будущего учителя физической культуры готовности осуществлять свою профессиональную обучающую, воспитывающую и развивающую деятельность в интерактивном формате [7].
Мы разделяем точку зрения К.А. Айдарбекова, А.О. Мухаметжанова о том, что «интерактивные методы обучения, строящиеся на межличностных взаимоотношениях, удовлетворяют парадигму современного образования, направленную на «развитие личности» ... интерактивные методы не только формируют активность восприятия и личностную значимость в обучении, но и развивают их» [4, с. 85].
Коллектив авторов - Р.У. Арифулина, Е.В. Быстрицкая, С.Д. Неверкович отмечают, что бакалавр «.педагогического направления должен научиться ориентироваться в них, извлекать необходимую информацию, применять их на практике и оценивать риски и перспективы их применения в сфере физической культуры» [5, с. 5].
Как следствие, особую актуальность для практики физкультурного образования приобретает систематизация, апробация и внедрение таких интерактивных методов обучения, как кейсы, эскиз-проекты, тренинги, деловые игры.
Актуальность проблемы, соответствие требованиям дистанционного образования, модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры обуславливают необходимость использования интерактивных методов обучения.
Цель исследования - теоретически обосновать циклическую матрицу использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки будущих учителей физической культуры.
В исследовании принимали участие обучающиеся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» на базе Гуманитарно-педагогической академии в течение 2019 - 2021 г.
Из учебного плана нами были выбраны те дисциплины («Теория и методика физической культуры», «Базовые виды двигательной деятельности», «Теория и организация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях», «Теория и методика организации спортивно-массовой работы в системе дополнительного образования детей»), которые обеспечивают подготовку бакалавров физкультурного профиля.
Изложение основного материала статьи. Актуальность интерактивных методов обучения и широкое их использование в процессе подготовки будущих учителей по профилю физической культуры указывают на необходимость разработки структуры их циклической матрицы, представленной в таблице 1.