более адекватному изображению. Все объемные предметы должны «выныривать из пространства» [2, с. 59], а для достижения данного результата процесс изображения должен быть осознанным, целенаправленным, свободным от пассивного натуралистического срисовывания.
Литература:
1. Антилогова Л.Н., Иконников А.И. Совершенствование методики обучения объемно-конструктивному академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов вузов (статья): Омский научный вестник, №3(109). - 2012. - С. 213-218.
2. Иконников А.И. Проблемы обучения объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов / А.И. Иконников; Хабаровск, пед. ин-т. -Хабаровск, 1990.
3. Николай Ли: Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М.: Эскмо, 2008.
4. Филиппова Л.С. Историческая и социально-образовательная мысль. - Выпуск № 6-2. - Т.7. - 2015.
Педагогика
УДК 376.42 (045)
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Зинюхина Анастасия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье описывается опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития осязания и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи. Приводятся данные констатирующего эксперимента. Показана динамика уровня развития осязания и мелкой моторики дошкольников в процессе опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: осязание, мелкая моторика, дошкольники с общим недоразвитием речи, коррекционная работа, логопедические занятия.
Annоtation. The article describes an experimental work to identify the level of development of touch and fine motor skills of preschoolers with general speech underdevelopment. The data of the ascertaining experiment are given. The dynamics of the level of development of touch and fine motor skills of preschoolers in the process of experimental work is shown.
Keywords: touch, fine motor skills, preschoolers with general speech underdevelopment, correctional work, speech therapy classes.
Введение. Научное обоснование существования связи между развитием мелкой моторики и интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью базируется на формировании речи под влияниями импульсов, идущих от рук, следовательно, точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи. Не менее важным остается вопрос развития осязательных возможностей детей. Осязание является одним из способов познания мира и получение сведений о его объектах путем тактильного обследования предметов.
Проблема изучения особенностей развития мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи нашла отражение в исследованиях Л.С. Волковой, Б.М. Гриншпун, С.А. Игнатьевой, Т.Б. Кaбaновой, В.И. Селиверстовa, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ю. Шаниной и др. Особенности развития осязания у дошкольников с общим недоразвитием речи в настоящее время исследованы недостаточно. Вышесказанное позволяет заключить, что вопросы изучения особенностей развития осязания и мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи и поиск эффективных путей их развития в логопедической практике остаются открытыми для изучения и исследования.
Цель статьи - представить результаты изучения особенностей развития осязания и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи.
Изложение основного материала статьи. Роль моторных умений в формировании осязательного образа предмета описывается в имеющихся научных исследованиях. Подчеркивается важность развития мелкой моторики рук в процессе активного осязательного восприятия предмета как составной части самого процесса осязательного восприятия и возможности использования осязания в предметной деятельности. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является наиважнейшим базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Большой вклад в изучение взаимодействия моторных и речевых процессов внесли такие ученые, как М.М. Кольцовой, Е.Г. Коржовой, А.Н. Леонтьев, И.М. Сеченов. В частности, А.Н. Леонтьев значение восприятия в структуре познавательных процессов определяет двумя обстоятельствами. Во-первых, непосредственное, чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности субъекта и составляет основу для формирования мыслительных процессов. Во-вторых, перцептивные процессы служат основой для формирования мышления [3, с. 18].
Одной из многочисленных категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи.
В рамках педагогического исследования А.Н. Васильцовой была проведена диагностика моторных функций у дошкольников с речевой патологией, включающая три направления работы: обследование пространственных ориентиров, обследование мелкой моторики и обследование графо-моторных навыков. В исследовании принимали участие 14 испытуемых в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Лишь у 21% детей данной категории установлен высокий уровень развития моторных функций (координация рук и пальцевого гнозиса) [1, с. 668].
Особое внимание ученых привлекает проблема двигательного развития дошкольников с нарушениями речи как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Л.И. Моурлот и Л.А. Ремезова
отмечают, что для правильного удержания ребенком ручки и карандаша, для отсутствия усталости руки при письме, мышцы должны быть достаточно крепкими, что обеспечивается хорошо развитой мелкой моторикой [2].
Проблема развития осязания как средства дополняющего знания об окружающем мире и мелкой моторики как средства стимулирования развития речевых зон головного мозга у дошкольников с нарушениями речи может быть решена за счет активизации осязательного восприятия предметов в процессе познания. Для достижения данной задачи необходимо организовать специальную целенаправленную коррекционно-педагогическую работу.
С целью изучения уровня развития осязательных возможностей и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) нами был проведен констатирующий эксперимент. Базой констатирующего исследования стал МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г.о. Саранск. Для эксперимента мы выделили 24 дошкольника с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи III уровня» в возрасте 6-7 лет.
Методика изучения уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включала 3 серии заданий.
Первая серия заданий была направлена на изучение особенностей кинестетической основы организации движений и особенностей действий с мелкими предметами.
С первым задание первой серии (праксис «позы») на высоком уровне справились 29,2% испытуемых. Движения пальцев рук данных испытуемых характеризовались точностью, скоординированностью, при двуручном выполнении дети выполняли движения обеими руками одновременно. Средний уровень выполнения задания продемонстрировали 50% испытуемых. Движения пальцев рук детей данной группы характеризовались недостаточной точностью, напряженностью. Отдельные позы («Зайчик», «Кольцо») выполнялись детьми с ошибками, требовалось несколько попыток. Затруднения возникали при одновременном выполнении поз двумя руками. В целом наблюдалась недостаточная двигательная маневренность. Небольшое количество испытуемых (20,8%) при выполнении заданий столкнулись со значительными затруднениями, уровень выполнения заданий данными детьми был классифицирован нами как низкий. Эти дошкольники не смогли правильно воспроизвести все позы, как при действии одной рукой, так и двумя руками одновременно. Более сложным для них оказалось выполнение задания левой рукой. Форма пальцевых поз передавалась неточно, движения были нескоординированы и неловки, хаотичны.
С выполнением второго задания первой серии (последовательное воспроизведение нескольких пальцевых поз) большая часть детей (58,3%) справились на среднем уровне. Движения пальцев рук испытуемых данной категории характеризовались определенной скованностью. Отдельные пробы («Солдатик спрятался - появился», «Зайчик спрятался - появился») вызывали особое затруднение, для выполнения задания требовалось несколько попыток. Часть детей (12,5%) смогли выполнить задание на высоком уровне. Эти дошкольники точно и в полной мере выполнили пробы, их движения обладали согласованностью, двигательной маневренностью, одновременностью при двуручном исполнении. Низким уровнем, по данным данного задания, обладают 29,2% старших дошкольников. Испытуемые данной группы не смогли удержать позы, особую сложность вызвала проба «Зайчик спрятался - появился». Их движения характеризовались хаотичностью, скованностью. При двуручном выполнении проб наблюдалось отставание одной руки, являющейся у испытуемых не ведущей.
Третье задание первой серии (выполнение действий с мелкими предметами) вызвало наибольшие затруднения при выполнении. Небольшая часть испытуемых (20,8%) выполнили пробы на высоком уровне. Их движения обладали согласованностью, двигательной маневренностью. В пробе «Катание шарика ладонью» действия детей характеризовались наличием правильных формообразующих движений рук при катании шарика. 29,2% испытуемых не смогли выполнить пробы, уровень выполнения заданий данными детьми был классифицирован нами как низкий. Отдельные пробы («Собери изюм в мисочку», «Собери кубики в коробку»), требующие наличие двигательной маневренности пальцев рук, вызвали затруднения, их выполнение потребовало нескольких попыток.
По итогам первой серии можно сделать вывод, что большинство обследованных нами детей с общим недоразвитием речи (52,8%) показали средний уровень владения кинестетической основой организации движений пальцев, 26,4% испытуемых выполнили задание на низком уровне. Все дети испытывали трудности с удержанием необходимой позы на одной руке, что обуславливается слабостью мышечного тонуса. Неточность и несогласованность движений при двуручном исполнении предопределили затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, низкий уровень двигательной маневренности. Это наблюдалось при захвате мелких предметов, при проведении данных моторных проб у дошкольников возникало нарушение согласованности движений, а также зрительно-моторной координации.
Задания второй серии были ориентированы на изучение особенностей действий идентификации при распознавании качества различных поверхностей констатировала также и выявление действий по соотнесению качества поверхности с предъявляемым образцом в процессе группировки.
Первое задание данной серии (соотнесение двух образцов по качеству поверхности) частично затруднило выполнение проб большую часть (58,3%) дошкольников, уровень выполнения заданий данными детьми был классифицирован нами как средний. Пробу «Найди такой же коврик», требующую осязательного способа обследования, часть детей выполняли зрительным способом, игнорируя тактильный. При выполнении задания испытуемые допустили по одной ошибке. Высокий уровень выполнения задания продемонстрировали 12,5% детей. Дошкольники выбирали образцы осязательным способом, использовали действия прикладывания и сопоставления предъявляемого эталона и образца, выполняли задание без ошибок. 29,2% детей допустили две и более ошибки. В процессе выполнения задания дошкольники не использовали осязательный способ, не замечали совершенные ошибки, не стремились исправить их. Движения детей данного категории не отличались двигательной маневренностью, обладали хаотичным характером.
При выполнении второго задания второй серии (соотнесение двух образцов по качеству поверхности в процессе группировки) часть детей подбирала «окошки» по цвету домика, что предполагало неверный ответ. Данную пробу на низком уровне выполнили 20,8% испытуемых. Их действия носили хаотичный характер. Дети допустили две и более ошибки, не замечая несоответствия двух образцов друг другу. Совершаемые детьми ошибки при хаотичном характере действий исправлялись со второго или даже третьего раза. Большая часть испытуемых (62,5%) выполнили задание с одной ошибкой. Дети выполняли действия примеривания,
характер движений не был хаотичным. При подборе образцов отдавали предпочтение осязательному способу обследования. 16,7% дошкольников показали высокий результат при выполнении задания. Опираясь на осязательные возможности, дети подобрали подходящие друг другу образцы с различной по качеству поверхности без ошибок. Их движения были скоординированными и согласованными.
Задания третьей серии, направленные на изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму, величину образцов плоских геометрических фигур и объемных геометрических тел, а также возможности выделения системы признаков в процессе обследования и сличения предметов, хорошо знакомых детям, частично правильно выполнили 55% испытуемых, не смогли выполнить 25,8% испытуемых.
Первое задание третьей серии (идентификация формы плоскостных геометрических фигур) вызвало незначительные затруднения у 50 % детей. Их уровень выполнения задания был классифицирован как средний. Испытуемые не всегда стремились к осязательному обследованию образца, однако неверные ответы дошкольники замечали самостоятельно и исправляли ошибки. Высокий уровень выполнения выполнили 29,2% детей. Испытуемые безошибочно подобрали образцы как при первом, так и при втором варианте выполнения задания. Небольшая часть дошкольников (20,8%) не смогли идентифицировать образцы, выполнили задания на низком уровне, допустив две и более ошибки. Наибольшие трудности дети испытывали при дифференциации таких плоскостных геометрических фигур, как квадрат и прямоугольник.
Второе задание (идентификация формы объемных геометрических тел) вызвала особые затруднения у 33,3% дошкольников. Движения детей носили хаотичный характер, испытуемые часто переключали свое внимание на изучение другого образца, не закончив обследование предыдущего. Испытуемые выполнили задание с двумя и более ошибками, не замечая неверный ответ, дети переходили к следующему образцу. Наибольшие затруднения у 50 % дошкольников вызвала идентификация параллелепипеда и куба. Данная группа выполнила задание на среднем уровне, допустив не более одной ошибки. Дети последовательно обследовали образцы, замечая и исправляя ошибки. Движения пальцев рук детей данной группы при изучении образца характеризовались недостаточной точностью, напряженностью. При выполнении данного задания дети с низким уровнем результативности (33,3%) испытывали трудности, как при первом варианте выполнения задания, так и при втором. Для части детей правильное выполнение задания требовало тактильного обследования двумя руками (образца, расположенного на столе, и предмета за ширмой). Характер действий обследования ребенком объекта тактильным способом часто был хаотичным. Ребенок переключал внимание с обнаружения одного признака на другой, не получив достаточно сведений по предыдущей характеристике, что мешало составить образ «спрятанного» предмета и найти образец среди предложенных.
С третьим заданием данной серии (идентификация величины плоскостных геометрических фигур) на высоком уровне справились 12,5% дошкольников. Дети смогли идентифицировать величины геометрических фигур без ошибок. Движения рук при обследовании образцов были точными, скоординированными. Наблюдалась хорошая маневренность движений. У большинства детей (66,7%) возникала трудность в выполнении задания при одном из вариантов, их уровень выполнении задания квалифицирован нами как средний. Эти дошкольники не смогли безошибочно найти образец осязательным способом при предъявлении эталона. Испытуемые совершили по одной ошибке, однако смогли заметить и исправить их. 20,8% детей не смогли осязательно дифференцировать разные величины геометрических фигур. Особое затруднение вызвала идентификация пограничных величин (маленького и среднего треугольника, среднего и большого квадрата). Движения рук при обследовании образцов характеризовались хаотичностью. Дети не замечали ошибки, не стремились к их исправлению.
Четвертое задание третьей серии (идентификация величины объемных геометрических тел) вызвало особые трудности у 29,2% дошкольников. Нарушения зрительно-моторной координации, отсутствие стремления к осязательному обследования образцов и хаотичный характер движений обусловили допущенные ошибки. Они выполнили задание на низком уровне. Особое затруднение вызвала идентификация величин треугольных призм. 58,3% детей столкнулись с трудностью выполнения задания при одном из вариантов. Дошкольники не смогли точно согласовать тактичные ощущения при обследовании образцов с зрительно предъявляемым эталоном, допустив при выполнении задания по одной ошибке. Их уровень выполнения задания был классифицирован как средний. Небольшая часть испытуемых (12,5%) выполнили задание на высоком уровне. Дети смогли правильно идентифицировать величины объемных геометрических тел, не допустив ошибок. При обследовании образцов осязательным способом движения детей характеризовались точностью, последовательностью, двигательной маневренностью.
Пятое задание данной серии (идентификация предметов) предполагала осязательное обследование детьми деревянных игрушек знакомой в бытовой жизни формы (чашка, чайник, пирамидка, матрешка, гриб). Продемонстрировать высокий уровень выполнения задания смогли 25% дошкольников. Дети не допустили ошибок, осязательно обследовав предлагаемые образцы. При изучении образцов наблюдалась точность и маневренность движений, правильная последовательность действий. Незначительные нарушения зрительно-моторной координации большинства испытуемых (50%) обусловили совершенные детьми ошибки. Движения рук детей данной категории характеризовались скованностью, недостаточной точностью. Особое затруднение вызвала идентификация таких предметов, как матрешка и гриб. 25% детей при выполнении задания допустили две и более ошибки, что соответствовало низкому уровню. Дошкольники не замечали ошибки, не стремились к их исправлению. Испытуемые не стремились к осязательному обследованию предметов, характер их движений был хаотичным. Движения рук отличались выраженной неточностью, нескоординированностью, наблюдалось нарушение зрительно-моторной координации.
Анализ полученных данных позволил выделить три группы детей, существенно отличающихся уровнями развития осязания и мелкой моторики. К первой группе мы отнесли испытуемых, имеющих высокий уровень развития мелкой моторики. Данную группу составили 20,8% (5 человек) испытуемых. Нами была отмечена точность и скоординированность движений, сформированность зрительно-моторной координации, отсутствие напряженности мышечного тонуса и скованности мышц. Для обследования и выбора образца дошкольники выбирали осязательный способ анализа представленных предметов. В данной группе у дошкольников не было отмечено трудностей при двуручном выполнении заданий. Мелкая моторика и осязательные возможности испытуемых данной группы развиты в пределах возрастной нормы.
Ко второй группе мы отнесли испытуемых со средним уровнем развития осязания и мелкой моторики. По данным анализа результатов констатирующего эксперимента данную группу составили 54,2% (13 человек) испытуемых. При выполнении предложенных проб у испытуемых было отмечено незначительное нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук. При выполнении проб на изучение уровня осязательных возможностей дети иногда выбирали зрительный способ, игнорируя тактильный. Испытуемые исправляли совершенные ими ошибки. Мелкая моторика и осязательные возможности развиты близко к возрастной норме.
К третьей группе мы отнесли испытуемых с низким уровнем развития осязания и мелкой моторики. Данную группу составили 25% (6 человек) испытуемых. У испытуемых констатировалось наличие синкинезий, невозможность удержания пальцевой позы, Характер действий детей данной группы был хаотичным, испытуемые пропускали совершенные ошибки, выбирали зрительный способ изучения предмета. Мелкая моторика и осязательные возможности ограничены.
Выводы. На основании выявленных уровней развития осязания и мелкой моторики у испытуемых, можно сделать выводы о том, что большая часть дошкольников с общим недоразвитием речи имеет средний (54,2%) и низкий (25%) уровень развития мелкой моторики и осязательных возможностей. Высокий уровень развития мелкой моторики выявлен лишь у 20,8 % испытуемых. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости специально организованной коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Литература:
1. Васильцова, А.Н. Исследование моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Н. Васильцова. - Текст: непосредственный // Молодежь, наука, творчество - 2016: материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Омск, 2016. - С. 666-668.
2. Леонтьев, А.Н. Восприятие и деятельность / А.Н. Леонтьева. - Москва: Московский университет, 1976. - 320 с. - Текст: непосредственный.
3. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. - Самара: СГПУ, 2007 - 122 с. - Текст: непосредственный.
Педагогика
УДК 371.01
кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Черняховская Альмира Ильшатовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. Статья посвящена вопросам ранней профориентации детей дошкольных образовательных организаций, принципам, технологиям построения данной работы, условиям организации развивающей предметно - пространственной среды для успешной ранней профориентации.
Ключевые слова: профессия, дошкольник, ранняя профориентация, воспитание, образование, социум, профессия.
Annotation. The article is devoted to the issues of early career guidance for children of preschool educational organizations, the principles and technologies of building this work, the conditions of the organization that develops the subject-spatial environment for successful early career guidance.
Keywords: profession, preschool child, early career guidance, upbringing, education.
Введение. Общество, требования социума к человеку в наше время инноваций и новых открытий, новых профессий меняется стремительно. И будущее поколение должно соответствовать требованиям построения экономики инноваций. Профессионалы для будущего должны совмещать в себе новое мышление, высокое развитие мотивации для эффективной работы. Это прозвучало в послании Федеральному собранию Президента страны В.В. Путина. Он говорил, что должна быть современная профориентация. Университеты, научные коллективы, успешные компании могут стать партнерами школ.
Естественно, для этого потребуются высококвалифицированные специалисты, которые ориентированы на интеллектуальный труд, способны осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство, самостоятельно их разрабатывать. Таких специалистов надо подготовить. Это реально, но надо начать эту работу на первой ступени образовании с детьми дошкольного возраста.
Профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора профессии играет важную роль в процессе успешного становления личности ребенка. Актуализируется организация работы по раннему профессиональному воспитанию в соответствии с принципами профессиональной ориентации среди педагогов дошкольных образовательных организаций.
Изложение основного материала статьи. Актуальность данной проблемы обусловлена и такими причинами, как, во-первых, большое количество молодых специалистов, не работающих по специальности после окончания ВУЗов, во-вторых, дошедшая до нас система профориентации очень скудна в разнообразии форм и методов предоставления информации воспитанникам, в-третьих, не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. Также, отпечаток на данную проблему накладывают и низкая компетентность педагогов в области ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и