Научная статья на тему 'Проект «Трудоустройство»'

Проект «Трудоустройство» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
451
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ ВЫПУСКНИКОВ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Трудоустройство»»

А.И. Киселев. Проект «Трудоустройство»

жилья, где могли бы растить и воспитывать своих детей. Силами фонда и центра была подобрана благоустроенная двухкомнатная квартира в г. Сафонове, заключены договоры аренды жилого помещения. В настоящее время решается вопрос о ремонте социальной гостиницы на базе профессионального училища № 1 г. Сафонова, что позволит предоставить жильё ещё нескольким молодым матерям.

За девушками закреплён куратор, который осуществляет социальный патронат по плану, составленному совместными усилиями куратора и семьи. Он включает действия, направленные на решение задач психологической поддержки, формирования детско-родитель-ских отношений, повышения педагогической культуры и воспитательной активности, психолого-педагогического просвещения по вопросам семейного воспитания, знакомства с положительным опытом воспитания детей; формирования бытовых навыков и практических навыков по уходу за ребёнком; формирования здорового образа жизни, профилактики различных заболеваний матери и ребёнка.

Для психологической поддержки участников проекта, укрепления детско-родительских отношений и формирования активного стремления преодолеть жизненные трудности были подготовлены и успешно проведены праздники «День матери» и «День семьи».

-Ф- -Ф-

Проект «Трудоустройство» Алексей Иванович Киселев,

руководитель проекта «Трудоустройство» Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• трудовая занятость выпускников интернатных учреждений

• проблемы трудоустройства детей-сирот • взаимодействие Центра поддержки выпускников со службой занятости населения

Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. Сегодня издан не один десяток нормативных правовых актов, регулирующих занятость молодых людей. В то же время пока не существует нормативных документов, поддерживающих на государственном уровне создание и функционирование модели постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их трудовой занятости.

По окончании интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, чёткого рас-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

порядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи.

Как правило, вчерашние воспитанники-сироты детских домов и учреждений начального и среднего профессионального образования остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов и учреждений профессионального образования такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.

Наряду с проблемой жилья они сталкиваются и с такой проблемой, как трудоустройство (и это не только поиск работы, но и закрепление на рабочем месте). Выпускникам часто предлагают низкооплачиваемые и бесперспективные должности. Администрация предприятий и организаций старается не брать на работу выпускников из-за необходимости обеспечения их социальными гарантиями за свой счёт и отсутствия налоговых льгот. Таким образом, возникает противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и проводимой экономической политикой.

Как показывает практика, основными трудностями, возникающими у детей-сирот при первичном трудоустройстве и закреплении на рабочем месте, являются такие:

• отсутствие специализированных программ поддержки выпускников;

• отсутствие у молодых людей ориентации в мире профессий и трудности при самоопределении;

• отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;

• ограниченная информация о деятельности различных организаций и программ, оказывающих помощь выпускникам;

• недостаточная компетенция руководства предприятий;

• проблема преемственности в деятельности учреждений, занимающихся детьми-сиротами;

• отсутствие специальных программ в процессе обучения и первичного трудоустройства.

По окончании учреждения начального или среднего профессионального образования устройство на работу выпускников интернатных учреждений сопряжено со значительными трудностями. По наблюдениям кураторов, сразу после окончания учебного заведения трудоустраиваются только около 15% выпускников.

А.И. Киселев. Проект «Трудоустройство»

Анализ первичного трудоустройства выпускников-сирот (по результатам опроса кураторов) показывает:

• Выпускники интернатных учреждений не имеют информации о состоянии местного рынка труда и навыков поиска рабочего места. При этом подготовку детей-сирот из числа выпускников к действиям на рынке труда никто не ведёт.

• Более чем в 20% случаев для них нет вакантных рабочих мест по приобретённым профессиям или они удалены от места закреплённого жилья.

• Более половины выпускников не работают по полученной профессии.

• Не менее 20% выпускников становятся безработными.

• Многие не имеют навыков общения в трудовом коллективе.

Вместе с тем все кураторы отметили нежелание выпускников трудоустраиваться и начинать самостоятельную жизнь, так как им удобнее жить за счёт государства.

Большинству детей-сирот из числа выпускников одновременно с трудоустройством приходится решать проблемы самостоятельного проживания, к чему они часто не готовы (в силу отсутствия жилья или его непригодности для проживания, а также отсутствия умения самостоятельно пользоваться жильём). Сочетание этих двух проблем крайне осложняет процесс их социальной адаптации, часто приводит к пассивной или агрессивной позиции, делает выпускников уязвимыми или склонными к асоциальному образу жизни.

Отчасти решить проблему занятости детей-сирот на Смоленщине позволит проект «Трудоустройство», который в настоящее время находится в стадии разработки. Он предусматривает содействие в трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, выпускающихся из учреждений начального и среднего профессионального образования Смоленской области.

Цель проекта — создать условия для обеспечения эффективной профессиональной занятости выпускников и их устойчивой адаптации на этапе первичного трудоустройства и тем самым обеспечить социализацию и интеграцию их в общество.

Проект позволит:

— обеспечить индивидуальное сопровождение — курирование и получение качественных услуг выпускниками 2010 — 2011 годов в период их трудоустройства;

— обеспечить информирование выпускников о наличии способов эффективной профессиональной занятости, а также обучить их пользоваться этими способами (в том числе самостоятельная подготовка резюме, правильной самопрезентации, самостоятельному поиску работы и др.);

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

— привлечь к процессу трудоустройства предприятия, организации Смоленской области с тем, чтобы сформировать позитивное отношение к выпускникам, начинающим свой трудовой путь;

— подобрать круг предприятий и организаций, готовых принять выпускников на работу по приобретённой профессии, закрепить за ними наставников;

— организовать взаимодействие с органами государственной службы занятости населения Смоленской области в части реализации программ, обеспечивающих трудоустройство выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Основные итоги подготовительного этапа проекта «Трудоустройство»:

— сформирован пакет нормативных правовых актов федерального и областного уровней, регламентирующих трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— составлен персональный список, в который вошёл 51 выпускник;

— обобщены результаты анкетирования кураторов домов-интернатов и учреждений начального и среднего профессионального образования Смоленской области по проблемам трудоустройства выпускников, которые учитываются в работе службы трудоустройства Центра поддержки выпускников;

— кураторы учреждений начального и среднего профессионального образования провели мониторинг намерений выпускников и их готовности выхода на рынок труда, результаты которого используются при разработке мероприятий, способствующих более эффективной занятости;

— ведётся разработка памятки для адресного вручения выпускнику учреждения начального или среднего профессионального образования, выходящему на рынок труда Смоленской области.

Принимаются меры по организации работы с органами государственной службы занятости населения Смоленской области:

— в рамках действующего соглашения в Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области направлены служебное письмо и списки выпускников-сирот учреждений начального и среднего профессионального образования, которые в текущем году выйдут на региональный рынок труда, для их приоритетного трудоустройства;

— списки выпускников-сирот этих учреждений поступили в адрес центров занятости населения, куда по месту закреплённого жилья будут направляться выпускники, с тем, чтобы осуществить предварительный подбор для них рабочих мест;

— установлены деловые контакты с директорами семи центров занятости населения городов и районов Смоленской области по во-

А.И. Игорева. Медиагруппа и школа журналистики

просу оказания государственной услуги содействия в поиске подходящей работы выпускникам — участникам проекта «Трудоустройство»;

— проведён семинар для кураторов по проблемам первичного трудоустройства сирот, на котором выступил ведущий инспектор центра занятости населения г. Смоленска, занимающийся проблемами трудоустройства несовершеннолетних, в том числе детей-сирот (участники семинара были проинформированы о перечне и содержании государственных услуг, предоставляемых службой занятости);

— состоялась встреча специалиста центра занятости населения с членами ассоциации выпускников, до сведения которых была доведена информация о льготах, предусмотренных сегодня для сирот при трудоустройстве; возможности открытия собственного дела, а также возможности профессиональной подготовки и переподготовки по направлению государственной службы занятости населения.

Медиагруппа и школа журналистики Анна Игоревна Игорева,

руководитель медиагруппы Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

-Q-

• газета «Крылья» • этапы подготовки газеты • электронная версия газеты и версия на бумажном носителе

С января 2010 года на базе Центра поддержки выпускников интернатных учреждений «Расправь крылья!» начала функционировать медиагруппа «Wings» (англ. «крылья»), в рамках которой были организованы школа журналистики и ежемесячный печатный орган — газета «Крылья». Кроме того, медиагруппа готовит видеоматериалы — отчёты о работе центра. Идея создания газеты витала в воздухе несколько месяцев, так как возникла необходимость обратной связи с воспитанниками и выпускниками школ-интернатов Смоленской области.

Помощь, которую могут получить ребята в центре, разнообразна. Однако зачастую на элементарное знакомство с возможностями центра уходит достаточно много времени. Нужно было сделать так, чтобы будущие выпускники были в курсе всего происходящего в нём, ещё обучаясь в своих интернатах, принимали активное участие в жизни центра. Это и стало основным побуждающим мотивом к созданию связующей нити между центром и воспитанниками, между выпускниками прошлых лет и теми, кто выпускается только в этом году. Таким связующим звеном и стала газета «Крылья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.