Научная статья на тему 'Проект «Жильё»'

Проект «Жильё» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ПО МЕСТУ РЕГИСТРАЦИИ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Жильё»»

ТеЬпо1одИ 1 ргакЬ1ка.дха 02 .11 .2010 16 :00 Р.г

59

И.А. Михалева. Проект «Жильё»

Проект «Жильё»

Инна Анатольевна Михалева,

руководитель проекта «Жильё» Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• жилищные проблемы детей-сирот • отсутствие возможности трудоустройства по месту регистрации • жилищные условия выпускников интернатных учреждений Смоленской области • решение жилищных проблем детей-сирот

Все дети, живущие в детских домах, школах-интернатах, рано или поздно задумываются о выходе из стен учреждения, о том, как они будут жить дальше. Кого-то эта мысль удручает, и он испытывает страх перед ранее неизведанной жизнью, а кто-то наоборот — ждёт своего выпуска и предвкушает ощущение свободы. Однако все дети-сироты по окончании учебных заведений сталкиваются с проблемами, которые касаются жилья.

В законе прописано, что каждый выпускник интернатного учреждения имеет право на обеспечение жильём. Как правило, жильё закрепляется по месту выявления сироты либо за ним закрепляется внеочередное право получения жилья там же. Таким образом, выпускник государственного интернатного учреждения должен вернуться жить в то место, с которым его иногда связывает только сам факт рождения.

Не всегда возвращение в родные стены способствует дальнейшей положительной социализации выпускника. Родители, ведущие асоциальный образ жизни, родственники, с которыми дети не поддерживали отношений длительный срок, задолженность по коммунальным платежам, разбитые стены жилого помещения и отсутствие средств у местных органов власти на ремонт — вот перечень основных жилищных проблем. На их решение у выпускника есть время, пока он учится, получает профессию.

После жилищная проблема приобретает новое качество: не всегда по месту закреплённого жилья есть возможность устроиться на работу по полученной специальности. Возникает дилемма: либо устраиваться на работу там, где нет жилья, либо пользоваться собственным жильём и не иметь возможности устроиться на работу по специальности. Не секрет, что сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться квотами, которые предусмотрены по трудоустройству.

Сироты, не имеющие возможности устроиться на работу по месту регистрации, пытаются найти работу по специальности в других городах и не могут этого сделать, так как везде требуют регистрацию. Поэтому многие выпускники интернатных учреждений, уже имея

ТеЬпо1одИ 1 ргакЬ1ка.дка 02 .11 .2010 16 :00 Р.г

60

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

специальность и профессию, вынуждены работать без трудовых договоров и официального приёма на работу, получать зарплату в конвертах, не имея положенных выплат и льгот.

Зарегистрироваться в службах занятости, не имея регистрации, также невозможно. Жилищный вопрос в такие моменты становится особенно острым, потому что ребятам приходится либо снимать жильё, либо скитаться по друзьям и знакомым.

Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жильё и прописку в возрасте 14—18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»: обращение в судебные органы, администрацию города, в различные структуры социальной защиты, комиссию по жилищным вопросам.

Анализ состояния жилищных проблем у выпускников интернатных учреждения Смоленской области 2009 года (всего 154 человека) показал:

— имеют закреплённое жильё 65% выпускников;

— предоставленное жильё находится в аварийном состоянии и требует ремонта — у 51% выпускников;

— в закреплённом жилом помещении проживают родители или родственники, которые ведут асоциальный образ жизни — у 35% выпускников;

— жилое помещение занято чужими людьми — у5% выпускников;

— отсутствие представлений о закреплённом жилом помещении (не были в жилом помещении длительное время) — у 15 % выпускников;

— наличие задолженности по оплате коммунальных услуг — у 28% выпускников;

— закреплённое жилое помещение подлежит сносу— у 6% выпускников.

Только у 28% выпускников жилое помещение находится в хорошем состоянии. 35% имеют право на получение внеочередного жилья.

Рассматривая результаты консилиумов, можно отметить, что пакет необходимых документов есть у 35% участников проекта, а у 65% документы необходимо собирать, делая заявки в местные администрации области.

Вопросов по сохранению или получению собственного жилья у выпускников интернатных учреждений много. В связи с этим возникла идея сознания проекта «Жильё», который будет направлен на обеспечение индивидуального сопровождения участников проекта в решении жилищных вопросов, обеспечение условий реализации жилищных прав, расширение возможностей реализации социально-правовых гарантий выпускников.

Проект решает задачи защиты имущественных, жилищных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их

Tehno1ogii ! praktika.qxd 02 .11 .2010 16 :00 P/г

61

М.Н. Каретникова. Проект «Маленькая мама»

числа; разработки и реализации системы мер по предоставлению жилья для выпускников, не имеющих закреплённого жилого помещения.

Целевой аудиторией проекта «Жильё» стали выпускники, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение которых находится в аварийном состоянии или имеется задолженность по оплате коммунальных платежей, а также выпускники, имеющие право на получение внеочередного жилья. Проект рассчитан на три года интенсивной работы.

Основные направления действий в рамках проекта:

— Исследование специфики жилищных проблем детей-сирот Смоленской области и возможностей их решения. Необходимость данного исследования возникла в процессе работы над проектом.

— Выезды совместно с выпускниками на место закреплённого жилья с целью составления более полной картины состояния жилья, а в некоторых случаях первичное посещение выпускником закреплённого жилья.

— Обучающие семинары-встречи с участием юриста. Они необходимы для разъяснений выпускникам их прав на жильё, специфики оформления документов и решения проблем в зависимости от индивидуальной ситуации.

— Консультации юриста, помощь в оформлении необходимых документов, юридическое сопровождение в суде (оформление документов, подтверждающих проблему с жильём; составление исков и заявлений в исполнительные органы, заявки для независимой строительной экспертизы и др.).

— Помощь в ремонте жилья. Возможность ремонта жилых помещений выпускников в наиболее сложных случаях.

Одно из важных условий — личное участие воспитанников в сборе документов; активная позиция при совместной со специалистами центра и волонтёрами подаче документов в государственные структуры, а также получение правовых знаний.

Проект «Маленькая мама» Марина Николаевна Каретникова,

координатор проекта «Маленькая мама» Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• профилактика вторичного сиротства • факторы риска отказа молодой матери-выпускницы учреждения для детей-сирот от ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.