Научная статья на тему 'Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников'

Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников»

«Крылья», «школа КВН» и др.). В конце учебного года проводятся дни открытых дверей.

Таким образом, данная модель службы позволяет организовать эффективную систему сопровождения выпускников и обеспечивает положительные результаты.

Информационно-методическая работа как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников

Галина Викторовна Дьячкова,

руководитель информационно-методического отдела Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• социально-правовая поддержка • психолого-педагогическое сопровождение • аналитическая и информационная работа

Модель постинтернатного сопровождения выпускников строится на единстве трёх направлений деятельности: социально-правовой поддержке; психолого-педагогическом сопровождении; аналитической и информационной работе. При исключении одного из — компонентов решение адаптационных задач становится невозможным.

В деятельности центра аналитическая работа занимает существенное место. Информационно-методический отдел центра проводит мониторинг:

— уровня и динамики социальной адаптации выпускников;

— достижений и затруднений в работе кураторов и эффективности их деятельности;

— эффективности консультативной деятельности специалистов центра.

Проводимые исследования направлены на сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников; выявление причин неуспешности их самостоятельного жизнеустройства, факторов, способствующих их успешной социальной адаптации, выработку рекомендаций по эффективному сопровождению выпускников в постинтернатный период.

Сбор статистических материалов осуществляется специалистами центра на основе анализа социальных карт выпускников, итогов консилиумов, отчётов кураторов, анкетирования и интервьюирования выпускников. Собранная информация обобщается и вносится в базы данных.

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Основной из них является база «Общие сведения о выпускниках». Она создана в 2008 году и включает сведения о 435 выпускниках 2008 — 2010 годов. База заполняется на основе сведений, представленных кураторами в социальных картах выпускников, и позволяет оперативно получать и обобщать информацию, необходимую для работы. База ведётся в программе Microsoft Office Access. Сведения, заложенные в базу, обновляются один раз в квартал по итогам проведённых консилиумов.

Структура мониторинга по данной базе включает следующие основные показатели: ФИО; дата рождения; паспортные данные; свидетельство о рождении; учреждение, в котором обучался выпускник; уровень образования; данные о жилье; медицинский статус, особенности здоровья; данные о родителях; поддерживающая сеть; риски контактов; место учёбы (работы); предполагаемая дата окончания обучения; дата открытия случая, причина открытия случая, состояние случая. Таким образом, мониторинг включает показатели в основных сферах жизни выпускника.

Для осуществления мониторинга уровня социальной адаптации выпускников как средства оценки динамики их адаптации, эффективности работы кураторов и работы центра в целом создана база данных «Уровень социальной адаптации выпускников». В основе базы — результаты диагностики уровня социальной адаптации, которую проводят кураторы.

Диагностика основана на экспертной оценке сформированности основных социальных навыков у подростка. Оценка проводится по семи параметрам: участие в работе или обучении (учебные навыки и готовность к обучению); осмысленное проведение свободного времени; создание и содержание свободного жизненного пространства; взаимодействие с руководством, общественными и административными структурами; забота о здоровье и внешности; создание и поддержание дружбы и социальных контактов; интимные и сексуальные отношения. Каждый параметр включает от 9 до 12 показателей, оцениваемых по 4-балльной шкале и отражающих степень сформированности социальных навыков.

Вводная диагностика проводится на этапе подготовки воспитанников к выпуску (экспертную оценку проводят кураторы интернатных учреждений в апреле) и на этапе завершения первичной адаптации в образовательных учреждениях профессионального образования для учащихся первого курса (экспертную оценку проводят кураторы учреждений профессионального образования в сентябре). Таким образом, вводная диагностика осуществляется дважды для выработки согласованной оценки начального уровня адаптации выпускников.

Промежуточная диагностика проводится в конце первого года обучения в профессиональном образовательном учреждении (май —

июнь) для оценки динамики процесса адаптации выпускников и выработки рекомендаций для кураторов; итоговая диагностика — в конце обучения (апрель, май). Результаты экспертной оценки вносятся в базу данных.

Работа с базой (анализ динамики показателей) позволяет оценить итоги процесса адаптации персонально каждого выпускника, дать сводную оценку уровня адаптации выпускников отдельных интернатных учреждений и учреждений профессионального образования.

Рассмотрим основные итоги.

Мы провели анализ средних показателей адаптации выпускников различных школ-интернатов разных годов выпуска (вводная диагностика). Он показал, что большая часть выпускников по предварительной оценке кураторов интернатных учреждений находится на удовлетворительном уровне. Наиболее готовы к самостоятельной жизни выпускники Гагаринской школы-интерната, детского дома «Гнёздышко», Смоленской специальной (коррекционной) школы-интерната III вида. Здесь все выпускники имеют благополучный или удовлетворительный уровень социальной адаптации. Практически по всем интернатным учреждениям уровень социальных навыков выпускников 2009 года выше, чем у выпускников 2008 года. Это связано с тем, что выпуск 2008 года не проходил подготовительный этап, работа с этими ребятами началась уже после окончания ими интернатных учреждений. С выпускниками 2009 года работали кураторы интернатных учреждений, целенаправленно готовя их к дальнейшей самостоятельной жизни.

Сравнение средних показателей уровня социальной адаптации выпускников позволяет сделать вывод об эффективности работы кураторов учреждений профессионального образования. За период сопровождения количество выпускников с неудовлетворительным уровнем адаптации снизилось с 27 до 23%. При этом число выпускников с благополучным уровнем увеличилось с 19 до 21%.

База данных позволяет провести оценку по отдельным образовательным учреждениям.

В дополнение к базе по уровню социальной адаптации выпускников ведётся база данных по итогам консилиумов (в программе Microsoft Office Excel). Технология консилиума позволяет коллективно оценить комплекс проблем выпускника и определить форму и содержание сопровождения. Обобщённый анализ полученной информации даёт возможность оценить динамику постинтернатной адаптации выпускников и эффективность работы кураторов.

Анализ данных базы позволяет выделить целый ряд параметров, связанных с динамикой адаптации выпускников.

В 70% случаев причинами выбора активного сопровождения выпускников являются проблемы, связанные с поведением. Это наличие

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

вредных привычек, отсутствие навыков самоконтроля, что, как правило, ведёт к возникновению трудностей с получением образования и также становится (в 59% случаев) поводом для «открытия случая» и выбора активной формы индивидуального сопровождения выпускника.

Для оценки результативности работы кураторов определены показатели их деятельности, которые также заносятся в базу данных (источник— ежемесячные и квартальные отчёты кураторов). Это прежде всего качественная и количественная характеристика проблем выпускников, которые решались в процессе сопровождения, характеристика форм работы, используемых куратором, и их соотношение, учёт специалистов, привлечённых для решения возникших проблем, эффективность решения проблем, позиция и степень участия выпускников в решении возникших проблем.

Анализ выраженности этих показателей позволяет выявить общие проблемы в деятельности кураторов, определить их сильные и слабые стороны. Это даёт возможность оказывать кураторам методическую помощь в освоении технологий постинтернатного сопровождения выпускников.

В среднем успешно решаются 42% возникающих у выпускника проблем. При этом наиболее успешно решаются проблемы из области «здоровье». Успешно решена почти половина проблем из областей «организация свободного времени» и «социально-бытовые проблемы». Наименее решаемыми оказались проблемы, связанные с поведением и наличием вредных привычек.

Кроме постоянно обновляемых баз данных, отделом проводятся разовые диагностические исследования: диагностика затруднений в работе кураторов, оценка деятельности центра участниками проекта, диагностика потребностей участников проекта в досуговых мероприятиях и др. Цель этих исследований — выявление проблем в работе и определение путей их решения. Так, диагностика, проведённая в конце прошлого учебного года, показала, что значительные затруднения испытывают кураторы в работе с социальными службами. С учётом этого в программу семинара на 2009/10 год были включены занятия с привлечением специалистов социального блока, областной и муниципальных администраций.

В процесс постинтернатного сопровождения выпускников вовлечено значительное число специалистов. И хотя все они — опытные работники с большим педагогическим стажем и опытом общения с детьми-сиротами, им необходимо освоить технологии, ранее не используемые в работе. Обеспечение процесса освоения новых технологий является важнейшей задачей службы.

Основная форма методической работы с кураторами — семинар. Задачи семинарских занятий связаны с обучением специалистов но-

вым технологиям в работе с детьми-сиротами и оказанием адресной помощи специалистам в случае возникновения у них затруднений.

Постоянно действующий семинар для кураторов проводится в центре уже второй год. Занятия проходят один раз в месяц и включают как цикл лекций, так и систему практических занятий, направленных на отработку необходимых навыков. В первый год работы семинары решали задачу освоения кураторами технологии «ведение случая».

Не менее важная задача — включение кураторов в единую региональную систему сопровождения выпускников, установление прочных контактов с органами государственной власти, задействованными в решении их проблем. С этой целью в текущем году в работе семинаров принимали участие специалисты социального блока администрации области: Главного управления по делам молодёжи, Департамента по науке и образованию, Департамента по социальному развитию, Государственной службы занятости населения, аппарата уполномоченного по правам человека.

Кроме групповых семинарских занятий, организована система индивидуальных консультаций, которые проводят по заявкам кураторов специалисты центра: руководители отделов и служб, психологи, психотерапевт, юрист. За 2009 год проведено 280 консультаций. Вопросы, с которыми специалисты обращались к администрации центра, были связаны с планированием и отчётной документацией куратора (58%). Затруднение вызывает классификация проблем — выпускников, техническая сторона оформления отчётов. На втором месте стоят вопросы оказания материальной помощи (составление заявлений, необходимая документация). Новое направление в проведении консультаций обусловлено реализацией проектов «Молодая мама», «Жильё», «Трудоустройство». Консультации специалистов помогают в решении конкретных проблем по сопровождению выпускников: соблюдение прав детей-сирот, психологическая поддержка выпускников, приёмы работы с выпускниками коррекци-онных школ-интернатов и др.

Эффективная организация работы кураторов зависит от чёткой регламентации их деятельности. Во многом это определяется формой документов, с которыми они работают. В помощь кураторам разработаны формы плана индивидуального сопровождения, формы ежемесячных и квартальных отчётов. Разработанные документы, с одной стороны, обеспечивают единый подход, облегчают работу кураторов, помогают сконцентрировать её на решении выявленных проблем, а с другой стороны, единообразие отчётной документации даёт возможность качественного анализа работы кураторов, оценки их деятельности по разработанным показателям.

По мере накопления опыта работы как центра в целом, так и отдельных служб возникла необходимость в его обобщении, анализе эффективности применяемых технологий, обсуждении причин неудач.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

В июне 2009 года состоялся первый круглый стол кураторов, посвя-щённый подведению итогов работы за 2008/09 учебный год. Они обсудили трудности, возникшие в ходе сопровождения, поделились с коллегами своими достижениями. Выступления кураторов и специалистов центра показали заинтересованность всех сторон в подобных встречах. Как показал круглый стол, в каждом образовательном учреждении найдены свои подходы для достижения положительных результатов. Так, профессиональное училище № 35 наиболее удачно работает с социальной сетью выпускников, профессиональное училище № 18 проводит большую работу по выявлению индивидуальных особенностей воспитанников, профессиональный лицей № 4 достиг наибольших результатов в организации досуга. Есть «изюминки» и в работе кураторов других учреждений профессионального образования.

Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения

Алексей Владимирович Паневин,

юрист Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• обеспечение жильём детей-сирот • состояние жилых помещений, закреплённых за детьми-сиротами • проблемы, связанные с задолженностью по оплате коммунальных услуг

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются в своей жизни со множеством проблем, и самые серьёзные из них связаны с жильём.

Можно выделить три основные группы таких проблем: проблемы, связанные с внеочередным обеспечением жилыми помещениями, проблемы плохого состояния закреплённого жилья и проблемы, обусловленные наличием задолженностей по оплате коммунальных услуг.

Рассмотрим данные группы подробнее.

1. Источники проблем, связанных с внеочередным обеспечением жилыми помещениями, заключаются, главным образом, в отсутствии достаточного финансирования для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильём.

Об этом свидетельствуют данные, предоставленные Департаментом Смоленской области по образованию и науке: в 2006 году за счёт средств областного бюджета приобретено 8 квартир, в 2007-м — 10 квартир, в 2008-м — 29 квартир, в 2009-м — 75 квартир. В тече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.