Научная статья на тему 'Проект «Маленькая мама»'

Проект «Маленькая мама» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА / ФАКТОРЫ РИСКА ОТКАЗА МОЛОДОЙ МАТЕРИ-ВЫПУСКНИЦЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ОТ РЕБЁНКА / ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА "МАЛЕНЬКАЯ МАМА" / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Маленькая мама»»

М.Н. Каретникова. Проект «Маленькая мама»

числа; разработки и реализации системы мер по предоставлению жилья для выпускников, не имеющих закреплённого жилого помещения.

Целевой аудиторией проекта «Жильё» стали выпускники, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение которых находится в аварийном состоянии или имеется задолженность по оплате коммунальных платежей, а также выпускники, имеющие право на получение внеочередного жилья. Проект рассчитан на три года интенсивной работы.

Основные направления действий в рамках проекта:

— Исследование специфики жилищных проблем детей-сирот Смоленской области и возможностей их решения. Необходимость данного исследования возникла в процессе работы над проектом.

— Выезды совместно с выпускниками на место закреплённого жилья с целью составления более полной картины состояния жилья, а в некоторых случаях первичное посещение выпускником закреплённого жилья.

— Обучающие семинары-встречи с участием юриста. Они необходимы для разъяснений выпускникам их прав на жильё, специфики оформления документов и решения проблем в зависимости от индивидуальной ситуации.

— Консультации юриста, помощь в оформлении необходимых документов, юридическое сопровождение в суде (оформление документов, подтверждающих проблему с жильём; составление исков и заявлений в исполнительные органы, заявки для независимой строительной экспертизы и др.).

— Помощь в ремонте жилья. Возможность ремонта жилых помещений выпускников в наиболее сложных случаях.

Одно из важных условий — личное участие воспитанников в сборе документов; активная позиция при совместной со специалистами центра и волонтёрами подаче документов в государственные структуры, а также получение правовых знаний.

Проект «Маленькая мама» Марина Николаевна Каретникова,

координатор проекта «Маленькая мама» Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• профилактика вторичного сиротства • факторы риска отказа молодой матери-выпускницы учреждения для детей-сирот от ре-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

бёнка • целевые группы проекта «Маленькая мама» • социальный патронат • психологическая поддержка

Юные матери из числа выпускниц интернатных учреждений — особая группа. Подавляющее большинство таких матерей не имеют психологической готовности к материнству, не обладают знаниями и умениями по уходу за ребёнком, у них слабо развиты бытовые навыки. Часто у них нет жилья, профессионального образования, работы. Вот некоторые примеры сложнейших жизненных ситуаций, в которые попадают юные мамы.

Трём девушкам, которые учатся в профессиональном училище № 1 г. Сафонова, Кате Л., Татьяне П., Наталье П., негде проживать с новорождёнными детьми, так как закреплённого жилья уних нет. В общежитии училища нет условий для ухода за ребёнком. Молодые мамы вынуждены снимать ветхую комнатку в частном доме, только на это «жилище» уних хватает средств.

Валентина К., учащаяся профессионального училища № 2 г. Смоленска, была вынуждена отдать своего ребёнка в Дом малютки, так как у неё нет закреплённого жилья, в котором она могла бы растить своего малыша, нет родственников, которые могли бы помочь, но у неё есть большое желание получить профессию, чтобы в дальнейшем иметь возможность самой воспитывать ребёнка.

Татьяна К. — выпускница профессионального лицея № 8 г. Демидова, мать двоих детей, проживающая в гражданском браке с таким же сиротой. Дети находятся на стационарном лечении в городской больнице г. Рудни, так как уних выявлена анемия, они не прибавляют в весе из-за того, что недоедают.

Таких печальных примеров много. Во всех этих ситуациях велика вероятность отказа матери от ребёнка, вероятность повторения детьми судьбы своих родителей, т.е. вторичного сиротства.

Совершенно очевидно, что без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своих малышей всем необходимым для жизни. Речь идёт о комплексной поддержке: материальной, психологической, медицинской, юридической, социально-педагогической. В связи с этим стал вопрос о создании и реализации проекта «Маленькая мама», основной целью которого является профилактика отказа от детей молодых мам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На подготовительном этапе проекта собрана и проанализирована информация о молодых матерях. Для этого была разработана анкета и сделаны запросы в 14 учреждений профессионального образования, в которых обучаются выпускники школ-интернатов. В 13 из них были молодые мамы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 32 девушки уже стали матерями, в том числе пятеро — дважды,10 — готовились стать родителями. К сожа-

М.Н. Каретникова. Проект «Маленькая мама»

лению, у каждой шестой из них (пять девушек) дети находятся в домах малютки; три молодые мамы нигде не учатся и не имеют профессионального образования.

Источники доходов молодых родителей — в основном стипендии и пособия, выплачиваемые государством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, пособия на ребёнка, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. Некоторым девушкам помогают сожители или родственники.

Уровень доходов, состоящий в основном из социальных выплат, невелик. В среднем государственное обеспечение составляет 7500 рублей в месяц, пенсия по инвалидности — 3900 рублей, пенсия по случаю потери кормильцев — 3500 рублей, пособие на ребёнка до 1,5 лет — 1500 рублей в месяц.

Возраст молодых мам — от 16 до 22 лет. Средний возраст — 19 лет. Средний возраст при рождении первого ребёнка — 18 лет. Возраст детей — от новорождённых до трёх лет и старше.

45% молодых мам являются матерями-одиночками. Треть из них (29%) живёт в гражданском браке. Только 11% состоят в зарегистрированном браке.

У 36% (15 человек) девушек нет закреплённого жилья, у 64% (27 человек) оно есть, но является малопригодным для проживания, тем более с маленьким ребёнком. У многих (12%) в закреплённом жилье проживают асоциальные родственники.

Подавляющее число молодых мам проживает не по месту закреплённого жилья, а по месту учёбы, месту проживания гражданских супругов или родственников, способных оказать помощь. По месту постоянной прописки проживают 10 человек (25%).

Факторы риска отказа матери от ребёнка:

— низкий уровень осознания материнской ответственности, не-сформированная мотивация к материнству;

— отсутствие жилья;

— отсутствие профессии или желания её получить;

— семейная неустроенность, отсутствие мужа (в том числе гражданского) или его социально-опасное поведение (муж, имеющий социальный статус сироты, также повышает риск отказа от ребёнка);

— склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;

— медицинские проблемы, в том числе: инвалидность, хронические заболевания, крайняя психическая неустойчивость;

— отсутствие родственников или близких людей, способных оказать помощь, психологическую поддержку;

— низкий уровень доходов или их отсутствие.

Для оценки уровня риска отказа от ребёнка молодой матерью мы разработали анкету, которую заполняли кураторы, хорошо знаю-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

щие своих подопечных, особенности их ситуации. При анализе анкетных данных была выявлена низкая степень риска у 55% молодых мам; средняя — у 27,5%; высокая — у 17,5%.

Итогом подготовительной работы стало проведение консилиума, направленного на обсуждение полученных результатов. Все молодые матери включены в проект «Маленькая мама». Принято решение о выделении в данном проекте трёх целевых групп: 1) активное сопровождение, 2) пассивное сопровождение, 3) самопомощь (не нуждаются в индивидуальном социальном патронате). Кроме того, проделанная работа позволила выявить проблемы каждой молодой мамы. Были составлены карты сопровождения, в которых определены задачи и конкретные шаги.

В группу активного сопровождения входят молодые матери с высоким риском отказа от ребёнка. Чаще он связан с отсутствием поддержки и жилья, неразвитыми материнскими чувствами. Поэтому основная задача проекта — поддержать молодую мать, помочь освоиться в новой для неё роли.

В сопровождение девушек включены специалисты центра. При этом ведущую роль выполняет куратор. Центр активно сотрудничает с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения тех районов, где проживают молодые мамы. Совместно решается определённый круг вопросов.

Для сбора и уточнения информации о ходе проекта, внесения необходимых дополнений координатор проекта проводит индивидуальные беседы с молодыми мамами, кураторами и другими специалистами учебных учреждений, в которых они обучаются. Организуются выезды специалистов центра по месту фактического проживания девушек.

В ходе сопровождения оказывается помощь в оформлении необходимых документов для академического отпуска или перехода на свободное посещение занятий, получении детских пособий, определении детей в ясли, восстановлении утерянных документов и др. Специалисты центра оказывают психологическую поддержку юным матерям, проводят работу по формированию у них адекватной самооценки и уверенности в собственных силах. Куратор становится для девушек помощником, который вовремя подскажет и поможет справиться с трудностями.

Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!» регулярно оказывает материальную помощь остро нуждающимся семьям юных мам. Для них приобретаются предметы первой необходимости: детское питание, коляски, кроватки, тёплая одежда, детские подгузники. Оказывается материальная помощь и тем семьям, где дети нуждаются в серьёзном медицинском лечении.

Две юные мамы, учащиеся ПУ № 1 г. Сафонова, находились в кризисной жизненной ситуации, связанной с отсутствием безопасного

А.И. Киселев. Проект «Трудоустройство»

жилья, где могли бы растить и воспитывать своих детей. Силами фонда и центра была подобрана благоустроенная двухкомнатная квартира в г. Сафонове, заключены договоры аренды жилого помещения. В настоящее время решается вопрос о ремонте социальной гостиницы на базе профессионального училища № 1 г. Сафонова, что позволит предоставить жильё ещё нескольким молодым матерям.

За девушками закреплён куратор, который осуществляет социальный патронат по плану, составленному совместными усилиями куратора и семьи. Он включает действия, направленные на решение задач психологической поддержки, формирования детско-родитель-ских отношений, повышения педагогической культуры и воспитательной активности, психолого-педагогического просвещения по вопросам семейного воспитания, знакомства с положительным опытом воспитания детей; формирования бытовых навыков и практических навыков по уходу за ребёнком; формирования здорового образа жизни, профилактики различных заболеваний матери и ребёнка.

Для психологической поддержки участников проекта, укрепления детско-родительских отношений и формирования активного стремления преодолеть жизненные трудности были подготовлены и успешно проведены праздники «День матери» и «День семьи».

-Ф- -Ф-

Проект «Трудоустройство» Алексей Иванович Киселев,

руководитель проекта «Трудоустройство» Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• трудовая занятость выпускников интернатных учреждений

• проблемы трудоустройства детей-сирот • взаимодействие Центра поддержки выпускников со службой занятости населения

Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. Сегодня издан не один десяток нормативных правовых актов, регулирующих занятость молодых людей. В то же время пока не существует нормативных документов, поддерживающих на государственном уровне создание и функционирование модели постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их трудовой занятости.

По окончании интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, чёткого рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.