ТеЬпо1одИ 1 ргакЬ1ка.дха 02 .11 .2010 16 :00 Р.г
56
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
В июне 2009 года состоялся первый круглый стол кураторов, посвя-щённый подведению итогов работы за 2008/09 учебный год. Они обсудили трудности, возникшие в ходе сопровождения, поделились с коллегами своими достижениями. Выступления кураторов и специалистов центра показали заинтересованность всех сторон в подобных встречах. Как показал круглый стол, в каждом образовательном учреждении найдены свои подходы для достижения положительных результатов. Так, профессиональное училище № 35 наиболее удачно работает с социальной сетью выпускников, профессиональное училище № 18 проводит большую работу по выявлению индивидуальных особенностей воспитанников, профессиональный лицей № 4 достиг наибольших результатов в организации досуга. Есть «изюминки» и в работе кураторов других учреждений профессионального образования.
Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения
Алексей Владимирович Паневин,
юрист Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»
• обеспечение жильём детей-сирот • состояние жилых помещений, закреплённых за детьми-сиротами • проблемы, связанные с задолженностью по оплате коммунальных услуг
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются в своей жизни со множеством проблем, и самые серьёзные из них связаны с жильём.
Можно выделить три основные группы таких проблем: проблемы, связанные с внеочередным обеспечением жилыми помещениями, проблемы плохого состояния закреплённого жилья и проблемы, обусловленные наличием задолженностей по оплате коммунальных услуг.
Рассмотрим данные группы подробнее.
1. Источники проблем, связанных с внеочередным обеспечением жилыми помещениями, заключаются, главным образом, в отсутствии достаточного финансирования для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильём.
Об этом свидетельствуют данные, предоставленные Департаментом Смоленской области по образованию и науке: в 2006 году за счёт средств областного бюджета приобретено 8 квартир, в 2007-м — 10 квартир, в 2008-м — 29 квартир, в 2009-м — 75 квартир. В тече-
Tehnologii i praktika.qxd 02.11.2010 16:00 Pa
57
А.В. Паневин. Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения
ние 2008 — 2009 годов из муниципального жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделялось по 21 квартире ежегодно.
Очевидно, что выделяемых средств недостаточно. В 2010 году подано 300 заявок на обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, и далеко не все из них получат заветное жильё.
Другой причиной является уклонение некоторых органов муниципальных образований от предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений ввиду отсутствия рынка жилья на этих территориях, несвоевременной подачи заявок на выделение средств из областного бюджета для приобретения жилья, отсутствия необходимого пакета документов, который должны предоставлять дети-сироты или их представители для выделения жилья.
Бороться с этой проблемой можно, обращаясь в суды с иском о предоставлении администрациями соответствующих органов местного самоуправления детям жилых помещений.
Вместе с тем необходимо обратить внимание администраций учреждений, опекунов (попечителей), приёмных родителей, патронат-ных воспитателей на то, что они должны оформить на каждого ребёнка-сироту и представить в уполномоченный орган документы за два года до окончания детьми учебного заведения. Перечень этих документов установлен Положением «О порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, жилыми помещениями» (утв. Постановлением администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. № 641).
При этом необходимо обязательно получить подтверждение о приёме данных документов от уполномоченных органов (это может быть: отметка о приёме документов на вашем экземпляре заявления, почтовое уведомление о доставке письма с описью прилагаемых документов).
2. Вторая группа проблем заключается в том, что за период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении в учебных заведениях за закреплёнными за ними жилыми помещениями, находящимися, как правило, в муниципальной собственности, не ведётся надлежащий надзор и уход. Муниципальные образования не производят ремонт указанных помещений, в результате чего они приходят в состояние,
Tehno1ogii ! praktika.qxd 02 .11 .2010 16 :00 P/г
58
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
непригодное для проживания, либо требуют серьёзного ремонта. Дети-сироты отказываются возвращаться в такие помещения, поскольку жить в них не представляется возможным.
В связи с этим необходимо обращаться с требованием в соответствующую комиссию или суд о признании жилого помещения непригодным для проживания. Данный порядок предусмотрен «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации (28 января 2006 г., № 47).
В случае признания закреплённого за ребёнком жилого помещения непригодным для проживания он получает право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Если же жилое помещение признаётся пригодным для проживания, но требующим ремонта, то необходимо обращаться в суд с исковым заявлением об обязании администрации соответствующего муниципального образования произвести ремонт закреплённого жилого помещения.
3. Третья группа проблем связана с тем, что в период нахождения детей-сирот на полном государственном обеспечении коммунальные /-к органы начисляют коммунальные платежи по закреплённому за ни- /-к
"ЧТ" ми жилью. В результате дети возвращаются в закреплённое жильё,
и с них взыскивают большие суммы. Действующее законодательство никак не регулирует данный вопрос. Судебная практика сложилась не в пользу детей.
В связи с этим необходимо изменить действующее федеральное и областное законодательство и внести положения, согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей указанных категорий, имеющие закреплённое жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на правах собственности, освобождаются от оплаты жилого помещения и отопления на период пребывания в образовательных учреждениях либо учреждениях социальной защиты населения, прохождения военной службы по призыву, отбывания срока наказания в виде лишения свободы, проживания у опекунов (попечителей) либо в приёмных семьях.
Таким образом, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, есть целый комплекс проблем, связанных с жильём, разрешение которых требует принятия решительных финансовых, организационных и законодательных мер, координации действий органов исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления.