УДК 349.3
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
PROVIDING ACCOMMODATION FOR ORPHANS IN OMSK REGION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Е. В. ГАВРИЛОВ (E. V. GAVRILOV)
Рассматривается нормативно-правовой аспект предоставления детям-сиротам жилых помещений в Омской области. Показаны проблемные аспекты и предложены пути решения имеющихся трудностей.
Ключевые слова: дети-сироты, жилые помещения, законодательство Омской области, социальные гарантии, социальное право.
This article discusses the legal aspects of providing accommodation for orphans in Omsk region. Showing aspects of the problem and propose solutions to existing problems.
Key words: orphans, accommodation, the law of the Omsk region, social guarantee, social law.
Одной из основных дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - дети-сироты), не имеющих жилого помещения, является внеочередное предоставление им жилого помещения по договору социального найма.
В каждом субъекте Российской Федерации приняты соответствующие нормативноправовые акты, регулирующие указанную социальную гарантию. В рамках настоящей статьи остановимся на опыте Омской области относительно предоставления детям-сиро-там жилых помещений.
В настоящее время в Омской области в обозначенной сфере правового регулирования действуют Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», Закон Омской области от 28 декабря 2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», приказ министерства образования Омской области от 22 ноября 2011 г. № 59, иные нормативно-правовые акты.
Из указанных правовых источников следует, что в Омской области на законодатель-
ном уровне закреплён размер площади предоставляемого жилого помещения - 33 кв. м, причём независимо от состава семьи детей-сирот. При этом в Омской области, как, впрочем, и в других субъектах Российской Федерации, жилые помещения детям-сиро-там предоставляются по договору социального найма, в случаях, если дети-сироты состоят на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилье. Регистрационный учёт детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, ведение списков состоящих на соответствующем учёте осуществляют органы местного самоуправления (местные администрации) по месту жительства или по месту временного пребывания детей-сирот на момент подачи заявления о регистрации. Постановка на регистрационный учёт носит заявительный характер. Лицам, на законных основаниях состоящим на соответствующем регистрационном учёте, гарантируется право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, даже если на момент предоставления жилья дети-сироты достигли возраста 18 лет. На основании регистрационных списков министерство образования Омской области формирует и ведёт
© Гаврилов Е. В., 20i2
i8i
реестр детей-сирот, не имеющих закреплённого жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (п. 23.1 Положения о министерстве образования Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 г. № 63).
Дополнительно отметим, что с 2012 г. Омская область относится к одним из немногих субъектов Российской Федерации, в которых государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не переданы в установленном порядке органам местного самоуправления. Соответственно, эти полномочия остались за самой Омской областью в лице компетентных органов исполнительной власти Омской области. Именно они должны приобретать и предоставлять жилые помещения детям-сиротам. Помимо этого в настоящее время от органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего управление в сфере строительства и жилищнокоммунального комплекса (министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области), не требуется устанавливать среднюю стоимость 1 кв. м общей площади жилья на территории соответствующего муниципального образования Омской области (как это было ранее). Не предполагается и согласование условий планируемых торгов по приобретению жилых помещений детям-сиротам между органами местного самоуправления и уполномоченным органом государственной власти Омской области. Это и понятно: зачем согласовывать, если все полномочия по обеспечению теперь только у Омской области? Из закона об областном бюджете исключены нормы, устанавливающие размеры передаваемой субвенции, так как субвенция на данные цели уже неактуальна.
Отказ от передачи государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договору социального найма был связан с тяжелой ситуацией недостаточности финансирования передаваемых полномочий, огромным количеством неисполненных судебных актов, возлагающих на местные администрации обязанность обеспечить конкретного ребёнка-сироту жилым помещением по договору социального
найма за счёт средств субвенций областного бюджета [1].
В соответствии с Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» должен существовать порядок обеспечения детей-сирот жилой площадью по договорам социального найма, утвержденный Правительством Омской области. Аналогичные порядки действуют в большинстве субъектов Российской Федерации. Удивительно, что до сих пор (по состоянию на 5 февраля 2012 г.) такого порядка в Омской области не было и нет. Несмотря на то, что роль такого порядка заменял ранее действовавший Закон Омской области от 16 ноября 2006 г. № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», даже в нём не было детальных норм о том, в чем конкретно заключается обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Совершенно очевидно, что полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями включают в себя приобретение и предоставление жилого помещения. В силу действующего законодательства жилые помещения для детей-сирот можно приобрести только на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и передать детям-сиротам только по договору социального найма (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Планируется, что эти полномочия будут закреплены за Правительством Омской области [2].
Между тем, пытаясь разрешить имеющиеся проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, вполне возможно столкнуться с новыми трудностями.
Во-первых, приобретать и предоставлять жилые помещения детям-сиротам будут органы исполнительной власти Омской области, именно они в случаях неисполнения возложенных обязанностей будут считаться надлежащими ответчиками в судах. Между тем нужно учитывать, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставля-
ются на основании решений органа местного самоуправления (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). В отношении малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, органы местного самоуправления принимают соответствующее решение и одновременно предоставляют жилое помещение, заключают договор социального найма. Получается, орган исполнительной власти Омской области будет не только приобретать и предоставлять жилое помещение детям-сиротам, но и заключать с ними договор социального найма. Муниципалитет не сможет заключать с детьми-сиротами договор социального найма, так как приобретенное жилое помещение не будет находиться в муниципальной собственности. В Омской области, по-видимому, будет активно формироваться государственный жилищный фонд социального использования.
Во-вторых, значительно увеличится нагрузка работы на государственных гражданских служащих Омской области, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями. Думается, что потребуются дополнительные рабочие места. Причём работы прибавится и в органе, ведущем реестр детей-сирот, не имеющих закреплённого жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и в органе, который будет приобретать и предоставлять жилое помещение, заключать договор социального найма.
В-третьих, возникнут проблемы относительно исполнения ранее вынесенных и неисполненных судебных решений, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления налагалась обязанность обеспечить конкретного ребёнка-сироту жилым помещением по договору социального найма за счёт средств субвенции областного бюджета. Муниципалитет в силу действующего регионального законодательства не имеет полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Между тем судебные приставы-исполнители будут предъявлять требования именно к муниципалитетам, так как решением суда обязанность возложена именно на последних. Как показывает практика, это тупиковая ситуация, которую даже в судебном порядке (переложить ответственность) разрешить фактиче-
ски невозможно. Единственный выход - муниципалитету терпеть убытки, а потом в арбитражном процессе взыскивать убытки с ответственного за обеспечение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В любом случае права детей-сирот, которым по решению суда положено долгожданное жилье, нарушаться не должны. Детям-сиротам неважно кто им предоставит жилое помещение. Главное, чтобы оно у них было.
В-четвёртых, в порядке обеспечения жилой площадью по договорам социального найма, который предложено утвердить Правительству Омской области, должен получить освещение вопрос о месте предоставления жилого помещения. Очевидно, что до недавнего времени жилье детям-сиротам предоставлялось в том муниципальном образовании, в котором они состояли на регистрационном учёте. Думается, в соответствии с новым порядком это положение не изменится. Между тем нужно учитывать, что федеральный законодатель говорит об обеспечении жилым помещением по месту жительства детей-сирот. Очень часто местом жительства детей-сирот на момент предоставления им жилья является вовсе не то муниципальное образование, в котором они состоят на регистрационном учёте в качестве нуждающихся в жилье. К примеру, ребёнок-сирота был поставлен на регистрационный учёт по месту жительства опекуна - в Нововаршавском муниципальном районе Омской области, а на протяжении уже 5 лет постоянно проживает в Омске, заканчивает Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Он не собирается возвращаться в Нововаршавский район, а желает продолжить проживать в Омске. Получается, орган власти предоставит ему жилье в районе, а не в областном центре. Для решения имеющейся проблемы вопрос о месте жительства ребёнка-сироты должен рассматриваться в первую очередь. Должны появиться нормы о «перерегистрации» детей-сирот в случае смены их места жительства. Таких норм в действующем законодательстве нет.
В-пятых, недостатком областного законодательства является то, что ни в одном из нормативных актов Омской области не сказано, что предоставление жилого помеще-
ния детям-сиротам должно осуществляться во внеочередном порядке, без какой-либо очереди (это требование федерального законодательства). В Омской области в этом плане, как показывает судебная практика, существует очередь. Между тем очередь из «внеочердников» - это нонсенс [3]!
Таким образом, нами был проанализирован нормативно-правовой аспект предоставления детям-сиротам жилых помещений по договору социального найма в Омской области. Также изложены положения, которые могут вызвать проблемы в правоприменительной практике. Необходимо совершенствовать федеральное и региональное зако-
нодательство по вопросам предоставления детям-сиротам жилых помещений.
1. Об этом подробнее см.: Миронова О. 487 сирот Омска требуют квартиры. - URL: http:// kvnews.ru/archive/2011/jur9(98б)/authority/ ^794 ; Омску нужно 553 млн. на жильё сиротам. URL: http://www.omskgorsovet.ru/news/ 553.html.
2. Косарева М. За обеспечение жильем детей-сирот ответит облправительство. - URL: http://www.superomsk.ru/news/detail.php?ID= 23302.
3. Об этом подробнее см.: Гурченков С. Очередь для внеочередников // ЭЖ-Юрист. - 2009. -№ 9. - С. i4.