3.18. ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
Несмеянова Ирина Алексеевна - соискатель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений.
Аннотация: статья посвящена реализации и защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения, а также выезжающих на постоянное место жительство в другие государства. Помимо традиционных видов защиты жилищных прав, в статье уделено внимание роли страхования, защите персональных данных граждан, значению правозащитной деятельности Уполномоченного по правам ребенка.
Ключевые слова: жилищные права, социальная защита, несовершеннолетний, государственная защита, государственная помощь, правозащитная деятельность.
HOUSING RIGHTS FOR MINORS WHO NEED GOVERNMENT PROTECTION
Nesmeianova Irina Alekseevna - Competitor of the department of civil liberty (law) and process of the Academy of labor and social relations, Senior instructor of the department of civil liberty (law) and process of the Academy of labor and social relations.
Annotation: the article is for execution and defence of housings rights for orphans and children without custody. Also among them who lives in fixed houses of social protection authorities and people who emigrate another states for domicile. Besides, in the article is paid attention for insurance, personal data protection and the meaning of Authorized Representative remedial actions (advocacy) Keywords: housing rights, social protection, minor, state protection, state aid, human rights activity.
Жилищные права несовершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите, обычно рассматриваются в двух аспектах: реализации жилищных прав и их защиты.
Прежде всего, предлагается разграничить гарантии для данных категорий по признаку возраста: до 18 лет и от 18 до 23 лет.
Согласно ст.54 СК РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Право несовершеннолетнего на жилое помещение возникает в силу факта рождения, когда родители (мать) уже проживали в жилом помещении, или в результате вселения в жилое помещение вместе с родителями (усыновителями), то есть практически каждый ребенок с рождения уже обладает реализованным правом на жилое помещение, за исключением найденных, подброшенных, оставленных детей. Согласно ч.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 123 СК РФ должны быть устрое-
ны на семейную форму воспитания, а при отсутствии такой возможности - в сиротские учреждения предусмотренных законом типов. Во всех случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание обеспечивается органом опеки и попечительства.
Таким образом, каждый ребенок, имея право жить и воспитываться в семье, до совершеннолетия имеет место жительства по адресу проживания опекуна-попечителя или приемного родителя, так как ч.2.ст.36 ГК РФ обязывает их проживать совместно со своими подопечными, то есть права на жилые помещения детей, не достигших совершеннолетия, реализуются путем предоставления им для проживания жилого помещения, являющегося местом жительства законных представителей. Исключением является случай, когда с разрешения органа опеки и попечительства допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет. Место жительства подопечного ребенка до совершеннолетия может быть определено органами опеки и попечительства как по месту жительства законного представителя (что закрепляется регистрацией по месту пребывания), так и по месту жительства ребенка.
При направлении ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации. Соответственно, право на жилое помещение у ребенка реализуются путем предоставления ему места жительства по месту нахождения сиротского учреждения, где ребенок находится на полном государственном обеспечении до совершеннолетия.
Одновременно с предоставлением права на жилое помещение по месту пребывания до 18-летия, за ребенком закрепляется и сохраняется жилое помещение по месту жительства, в котором он проживал до выявления и первичного устройства в качестве ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Причем ст.35 ГК РФ, допуская назначение опеку-на-попечителя по месту жительства кандидата в опекуны-попечители, а не по месту жительства ребенка, лишают возможности органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка (регистрации по месту жительства) при отсутствии информации закрепить и сохранить жилье ребенка, а также исполнить установленный законом порядок о сообщении информации о таком ребенке в органы, осуществляющие сделки по отчуждению жилых помещений.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст.8) предусматривается, что за этими детьми, в том числе и находящимися на семейной форме воспитания (под опекой /попечительством/), имевшими закрепленное жилое помещение, сохраняется на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Регистрационный учет этих детей осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Учитывая, что снятие этих детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства, права детей на имеющееся у них в пользовании или/и собственности жилое помещение закреплены фактом регистрации по месту жительства и фактом регистрации по месту пребывания.
Отличительной особенностью московского законодательства является в последние годы явный уклон не в сторону сохранения жилых помещений за детьми, что является долговременным и кропотливым делом, а нацеленность на предоставление жилья.
В Законе г.Москвы от 30.11.2005 № 61 (ст.13) устанавливаются дополнительные гарантии права на жилище и имущество, которые включают: 1) контроль сохранности закрепленных жилых помещений, без указаний разграничений обязанностей и ответственности обязанных лиц; 2) освобождение от платы за жилое помещение, коммунальные и иные услуги; 3) особый порядок регистрационного учета, аналогичный установленному федеральным законодательством; 4) проведение ремонтных работ перед возвращением достигших совершеннолетия выпускников сиротских учреждений и подопечных в закрепленные жилые помещения; 5) выселение родителей, лишенных родительских прав, из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений по нормам общежития.
Данная норма, на наш взгляд, наиболее законно и гуманно позволяет защитить права не только ребенка, но и бывшего родителя в случае отсутствия с его стороны нарушений жилищного законодательства.
Вопрос является крайне актуальным, поскольку значительное число детей в Москве обеспечиваются отдельным жильем, при этом органы опеки и попечительства, законные представители не принимают мер к размену жилья или выселению лишенных родительских прав родителей. В результате налицо нарушение принципа социальной справедливости: родителям-алкоголикам и другим асоциальным лицам улучшаются жилищные условия путем отселения от них детей в отдельные квартиры. В результате бывшие родители/родитель остаются проживать одни в 2-3-4 комнатных квартирах и могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Распоряжением Правительства Москвы от 25.11.2009 № 3018-РП «Об утверждении Регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по решению вопроса об использовании жилищного фонда города Москвы при лишении родителей родительских прав в порядке применения части 2 статьи 91 ЖК РФ» разработан механизм выселения неблагополучных родителей из занимаемых жилых помещений в городе Москве.
Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 № 797 «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов» в развитие норм федерального законодательства закрепило основные вопросы по контролю за сохранностью у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющихся жилых помещений.
Законодателям целесообразно было бы рассмотреть вопрос обеспечения лиц рассматриваемой категории жилыми помещениями вне очереди только в случае передачи ими в пользу города имеющейся у них в соб-
ственности или в пользовании жилой площади по различным основаниям, при этом учитывая совершение сделок, приведших к ухудшению жилищных условий.
Препятствием для исполнения данного положения является:
1) отсутствие в законе поручения уполномоченным ведомствам контролировать вопросы нахождения в собственности и пользовании у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилых помещений на территории РФ и других государствах;
2) отсутствие в законе механизма расторжения договоров безвозмездного пользования по данному основанию и механизма перерегистрации по прежнему месту жительства.
Многие из тех, кто реально знаком с проблемой обеспечения рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями, отмечают, что законодательство в этом направлении должно развиваться, учитывая такие особенности как:
- предоставление жилья в специально построенных для этих целей многоквартирных домах специализированного жилищного фонда, находящихся в собственности субъекта РФ, имеющих службы социальной, воспитательной, медицинской, правоохранительной направленности, а также пункты общественного питания и бытового обслуживания;
- предоставление жилых помещений (по договорам безвозмездного пользования) в виде отдельных однокомнатных благоустроенных квартир по социальным нормам предоставления жилых помещений при условии недопущения сделок, связанных с переходом права собственности или не связанных с переходом права собственности на жилые помещения. Неслучайно законодательством Москвы с 1999 года (Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 № 797) предусмотрено вместо обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам безвозмездного пользования, что исключает возможность приватизации и отчуждения выделенных выпускникам жилых помещений;
- после истечения 5-летнего срока пользования жилым помещением в случае увеличения семьи лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользователь, при наличии оснований, может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством;
- в случае получения в пользование по возмездным и безвозмездным сделкам иного жилого помещения (например, вступление в наследство) лицо обязано освободить предоставленное ему жилое помещение в доме специализированного жилищного фонда или отказаться от полученного жилья в пользу города.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ возраст лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии, в том числе и по предоставлению жилых помещений, установлен с 18 до 23 лет.
По нашему мнению, новый Жилищный кодекс РФ допускает обеспечение выпускников жилыми помещениями в двух вариантах:
а) согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в
том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении попечительства, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
б) согласно ст. ст. 98, 109 ЖК РФ граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите, обеспечиваются по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда.
В результате принятия в Москве нового порядка обеспечения жилыми помещениями лиц из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями сложилась четкая схема взаимодействия между всеми участвующими в программе обеспечения детей жильем ведомствами. За эти годы ни один ребенок не остался без предоставленного ему по договору безвозмездного пользования жилья. Все квартиры остались в собственности и под контролем города.
Отдельный вопрос - реализация жилищных прав де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые по состоянию здоровья не могут проживать самостоятельно.
Данную категорию можно условно разделить на две группы: лица, лишенные дееспособности; лица, не лишенные дееспособности.
Недееспособные лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве отдельными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП, не обеспечиваются, т.к. не имеют способности для самостоятельного проживания и жизнеобеспечения, следовательно, проживание на отдельной жилой площади создает реальную угрозу для жизни и здоровья этих граждан.
Лица, не лишенные дееспособности, однако страдающие психическими и иными заболеваниями, пользуются всеми предусмотренными законодательством правами граждан, в том числе на жилище и имущество.
Защита их жилищных прав осуществляется путем закрепления и сохранения имеющихся жилых помещений или путем предоставления других жилых помещений.
Учитывая состояние здоровья указанных лиц, инвалидность, способность к самостоятельному проживанию и жизнеобеспечению, помимо закрепления и сохранения имеющихся жилых помещений и предоставления других жилых помещений, их жилищные права реализуются и путем помещения в специализированные учреждения для социального обеспечения.
Согласно Федеральному закону от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пенсионного возраста и инвалидов» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
Постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП предусмотрено, что для принятия решения о возможности самостоятельного проживания выпускников коррекционных образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних создана Городская межведомственная комиссия по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Можно отметить, что, по нашему мнению, не менее актуальным является и вопрос охраны имущественных прав детей - граждан Российской Федерации, выезжающих на постоянное место жительства в другие государства.
В случае выезда законных представителей вместе с несовершеннолетним на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации в целях охраны жилищных прав детей могут быть затребованы следующие документы:
1. Гарантийное письмо посольства или консульства другого государства о том, что все личные и имущественные права гражданина РФ (ребенка) будут соблюдены при его переезде на территорию данного государства.
2. Документы о приобретенной на имя несовершеннолетнего жилой площади на территории государства, куда он убывает.
3. Если ребенок будет проживать на жилой площади родственников, то сведения о том, какая площадь пользования ему будет предоставлена.
Одновременно предлагается осуществлять все предусмотренные законодательством меры по охране имущественных прав, в том числе и на жилое помещение, на территории Российской Федерации. Необходимость данных действий продиктована не только требованиями закона, но и наполнена практическим содержанием, так как имеются случаи возвращения в Российскую Федерацию несовершеннолетних после завершения учебы за границей или достижения ими совершеннолетия.
Относительно новым видом защиты жилищных прав несовершеннолетних может являться страхование прав собственности на жилое помещение.
Страхование жилых помещений от различных рисков и прав на жилое помещение предусмотрено законодательными актами РФ и законодательными актами субъектов РФ. Действующее законодательство по страхованию жилых помещений в основном касается страхования заложенного жилья, что особенно важно для защиты прав несовершеннолетних, проживающих в таких жилых помещениях.
Защитить имущественные интересы добросовестного приобретателя жилья может страхование на случай утраты имущества в результате прекращения права собственности (титульное страхование). Объектом титульного страхования будут являться имущественные интересы , связанные с прекращением права собственности страхователя, а именно права владения, пользования, распоряжения жильем, принадлежащим страхователю на праве собственности согласно договору купли-продажи. Страховым случаем будет признана утрата страхователем застрахованного имущества вследствие прекращения права собственности по причинам, не зависящим от страхователя, подтвер-
жденная вступившим в законную силу решением су-
да.1
В Приказе Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28.06.2000 № 149 «Об утверждении рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищнокоммунальном комплексе» уделено внимание крайне актуальному виду страхования - страхованию потери жилья в результате утраты права собственности.
Н. М.Савельева указывает, что в связи с отсутствием механизма защиты прав детей при продаже жилой площади, в которой несовершеннолетние имеют право собственности или право пользования, с условием приобретения/оформления на ребенка права собственности после получения жилья по договору долевого участия в строительстве, предлагает введение обязательного страхования договорной ответственности строительных организаций, заключающих такие договоры, и страхование родителями своей ответственности за вред, причиненный имуществу детей. Страховым риском следует считать риск неисполнения обязательства, а страховым случаем - неполучение жилья ребенком. 2
В 2001 году появился институт Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, а в 2009 году - институт Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.
Было указано, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления города Москвы, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Уполномоченный защищает права, свободы и законные интересы ребенка в случае их нарушения.
Еще одним фактором, способствующим обеспечению прав ребенка, является защита персональных данных ребенка.
Действия, приводящие к дальнейшей утрате ребенком жилья, совершают не только криминальные элементы, но и законные представители, в том числе опекуны (попечители) детей, коммерческие организации, осуществляющие сделки с жилой площадью, иные юридические и физические лица. Эти действия могут носить как намеренный, так и непреднамеренный характер, тем не менее приводя к неблагоприятным последствиям для ребенка.
Предоставление соответствующей информации осуществляется в части, касающейся субъекта персональных данных или необходимой уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в связи с осуществлением собственной деятельности и в пределах полученного запроса или обращения.3 К данному списку, по нашему мнению, можно было бы добавить получение информации, касающейся жилищных прав несовершеннолетних, в жилищных
1 Козлова Е.А. Комплексное ипотечное страхование: новый продукт на российском рынке страховых услуг «Организация продаж страховых продуктов» 2005 год № 3 - из Консультан-тПлюс
2 Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты. Дисс. ... канд. юрид. наук. Белгород. 2004. С.173.
3 Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (постатейный) - из КонсультантПлюс
органах, подразделениях миграционной службы, осуществляющей регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания, управляющих жилищным фондом организациях, органах опеки и попечительства, патронирующих служб, управлениях регистрационной палаты. Все эти организации имеют право на доступ к информации. В то же время практически во всех законодательных актах, касающихся различных сторон жизни граждан, имеются ограничения по распространению персональных данных. Таким образом, право на ограничение распространения информации о частной жизни рассматриваемой категории граждан, производное от их права на неприкосновенность частной жизни, можно рассматривать как один из видов защиты жилищных прав.
Рецензия
на статью И.А.Несмеяновой «Жилищные права несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»
Статья И.А.Несмеяновой написана на актуальную и интересную тему. Важнейшая заслуга автора состоит в сосредоточении внимания на том, что не только несовершеннолетние граждане, но и лица от 1B до 23 лет, в силу объективных обстоятельств не реализовавшие свои жилищные права, признаются нуждающимися в государственной защите. Таким образом, автор обратил внимание как на жилищные права несовершеннолетних граждан, оставшихся без родительского попечения, так и взрослых, относящихся по закону к категории детей-сирот.
В целом статья достойна опубликования, однако она несомненно выиграла бы в глазах читающей публики, если в ее содержании показывалось, что реализация жилищных прав детей-сирот является длящимся отношением и его реализация возможна за пределами достижения ребенком совершеннолетия.
Д.ю.н., профессор С.А.Иванова