Научная статья на тему 'Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения'

Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полушкина Наталья Иосифовна

Ключевым звеном региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений Смоленской области является Центр «Расправь крылья!» (г. Смоленск). Об опыте работы центра и социально значимых проектах, которые осуществляют его сотрудники, читайте в серии предлагаемых статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения»

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Ключевым звеном региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений Смоленской области является Центр «Расправь крылья!» (г. Смоленск). Об опыте работы центра и социально значимых проектах, которые осуществляют его сотрудники, читайте в серии предлагаемых статей.

-е-

• региональная система сопровождения

• постинтернатное сопровождение • комплекс социальных услуг • социальная адаптация выпускников интернатных учреждений

Центр поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!» открыт 29 января 2009 года.

Центр поддержки выпускников — негосударственное учреждение. Соответственно, основная его задача — эффективное взаимодействие специалистов общественной организации, представляющих Центр «Расправь крылья!», и государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других организаций, участвующих в процессе сопровождения выпускников.

Организационная структура центра приближена к государственным учреждениям: наличие вертикальной системы управления, внутренней нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность специалистов, и т.п. Существенным плюсом на этапе становления центра (организационный этап) и определения его роли как ядра региональной системы постинтернатного сопровождения мы считаем мобильность и гибкость в принятии решений, присущие некоммерческой негосударственной организации. Это позволяет достаточно оперативно включаться в деятельность и в случае обоснованной необходимости вносить соответствующие изменения как в структуру, так и в содержание работы отдельного специалиста и организации в целом.

Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения

Наталья Иосифовна Полушкина,

директор Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

Н.И. Полушкина. Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения

По завершении организационного этапа центр как учреждение будет иметь полностью разработанную содержательную документацию, а также нормативно-правовую базу, позволяющую выполнять социальный заказ государства в решении задач постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Центр оказывает комплекс социальных услуг по сопровождению выпускников интернатных учреждений Смоленской области. Он решает задачи оказания индивидуальной социальной, юридической, психологической и педагогической помощи выпускникам; разработки и внедрения технологий постинтернатного сопровождения выпускников; создания комплекса условий, обеспечивающих успешную социальную адаптацию выпускников.

Деятельность сотрудников центра предусматривает организацию работы по предоставлению услуг не только непосредственно выпускникам, но и специалистам интернатных учреждений Смоленской области, а также учреждениям системы профессионального образования, в которых выпускники продолжают обучение.

Центр реализует базовый комплекс услуг:

1) выпускникам интернатных учреждений:

— индивидуальное сопровождение (кураторство);

— консилиум как технология организации и подведения итогов индивидуального сопровождения выпускника;

— консультирование;

— развитие и досуг;

— материальная помощь участникам проекта.

2) специалистам системы образования:

— поддержка профессиональной деятельности кураторов (методическое сопровождение организации деятельности, обучение, консультирование);

— организация взаимодействия кураторов интернатных учреждений и учреждений профессионального образования в целях обеспечения преемственности сопровождения;

— информационно-аналитическое обеспечение (формирование и ведение базы данных).

Социальные услуги в рамках проекта получают 140 выпускников 2008 года, 152 выпускника 2009 года и 143 выпускника 2010 года (всего 435 человек).

Для организации системной работы по поддержке выпускников интернатных учреждений Смоленской области оказываются услуги 57 специалистам образовательных учреждений. Из них:

— специалисты центра — 18 человек;

— педагоги интернатных учреждений (кураторы) — 11 человек;

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

— педагоги учреждений начального и среднего профессионального образования (кураторы) — 16 человек;

— руководители действующих проектов в образовательных учреждениях — 12 человек.

Для осуществления своей деятельности центр имеет оборудованные помещения: административная комната, гостиная для выпускников, компьютерный класс, консультативный кабинет, тренинго-вая и учебная комнаты.

Работа центра осуществляется на основе плана работы, циклограммы, графиков выездов в интернатные учреждения, программы проведения методических семинаров для кураторов, графика работы открытой гостиной, графиков индивидуальных консультаций, графика проведения консилиумов.

В соответствии со штатным расписанием работу осуществляют 18 человек. Два специалиста психолога находятся в районных центрах Смоленской области — городах Демидов и Сафоново.

Структура центра представлена тремя отделами: административным, информационно-методическим и службой сопровождения выпускников. Общее руководство центром осуществляет директор.

Основу деятельности каждого отдела составляет нормативно-правовая документация, регламентирующая работу: положение об отделе, функциональные обязанности специалистов, формы планирующей и отчётной документации специалистов.

Административный отдел координирует деятельность:

— консультантов (юрист, социальный педагог, психологи, тренер-консультант), оказывающих социальные услуги детям и специалистам службы сопровождения, а также специалистам учреждений, которые являются социальными партнёрами по данному проекту;

— руководителей компьютерного клуба, медиагруппы, творческих объединений для детей;

— специалистов, осуществляющих хозяйственную деятельность: секретаря, системного администратора, водителя, заместителя директора по административно-хозяйственной части.

Специалисты, оказывающие социальные услуги, тесно взаимодействуют как со службой сопровождения (консультирование, обучение), так и с информационно-методическим отделом, передавая полученную информацию в базу данных для последующей аналитической обработки.

Служба сопровождения решает организационные и методические вопросы сопровождения участников проекта силами кураторов и специалистов центра. Ключевыми мероприятиями отдела кураторов являются консилиумы. По итогам проведённых консилиумов корректируются планы работы кураторов и формы сопровождения выпускников.

Т.И. Ашихмина. Межведомственное взаимодействие — важнейшее условие эффективной работы центра

Информационно-методическая служба решает вопросы сбора и обработки информации по участникам и специалистам проекта, организации методической помощи.

Основным результатом деятельности центра сопровождения выпускников является характер их адаптации. По результатам мониторинга 89% выпускников успешно адаптировались, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности деятельности центра поддержки выпускников, реализующего инновационные технологии постинтернатного сопровождения сирот.

Межведомственное взаимодействие — важнейшее условие эффективной работы центра

Татьяна Ивановна Ашихмина,

заместитель директора Центра поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!»

• взаимодействие организаций и ведомств в решении проблем детей-сирот • социальное партнёрство • проектная деятельность

В контексте заявленной темы мы рассматриваем взаимодействие как одну из форм объединения всех заинтересованных организаций —

и ведомств в решении социально-значимых проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только при продуктивном взаимодействии всех заинтересованных сторон возможно решение общественно значимых социальных проблем.

Социальное партнёрство для нас — это система договорных организационных и экономических отношений с органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, по делам молодёжи, службами занятости населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, муниципальными образованиями.

Специалистам центра пришлось столкнуться с определёнными проблемами, что связано с инновационностью проводимой работы. На начальном этапе мы собирали имеющийся региональный опыт поддержки выпускников по крупицам, изучали опыт других регионов. Но уже на этом этапе было очевидно, что решение всех проблем невозможно без участия департаментов социального блока, муниципальных образований.

Координация работы специалистов и учреждений разной ведомственной подчинённости как при решении проблем конкретного выпускника, так и при решении вопросов совершенствования работы с детьми-сиротами является важным условием эффективности ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.