ГРАЖДАНСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
УДК 346.51
10.17072/2619-0648-2020-1-24-34
ПРОЕКТ ПОДПРОГРАММЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ»
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-411-590001 р_а «Цифровизация региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона»
А. В. Захаркина
Кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
Пермский государственный
национальный исследовательский университет
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева,15
E-mail: [email protected]
О. А. Кузнецова
Доктор юридических наук,
профессор кафедры предпринимательского права,
гражданского и арбитражного процесса
Пермский государственный
национальный исследовательский университет
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева,15
E-mail: [email protected]
© Захаркина А. В., Кузнецова О. А., 2020
Аннотация: статья посвящена научно-практическому осмыслению возможных путей цифровизации региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона. В статье предложено создать региональную подпрограмму проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"», условно названную нами «Цифровая экономика Пермского края». Кроме того, представлена часть паспорта регионального проекта «Региональное нормативное регулирование цифровой среды в Пермском крае». Сделан вывод о необходимости цифровизации регулятивной среды «по вертикали», предполагающей предшествующее регулирование базовых цифровых компонентов на уровне федерального законодательства и последующее принятие региональных норм, направленных на цифровизацию региональной нормативной платформы. Ключевые слова: цифровая экономика Пермского края; субъекты малого и среднего предпринимательства; электронный бизнес; цифровые права; электронная форма сделки; краудфандинг; цифровизация нормативной платформы
PROJECT OF PERM KRAI SUBPROGRAM "DIGITAL ECONOMY OF PERM KRAI"
The research was conducted with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and Perm Krai as part of scientific project No. 19-411-590001 r_a 'Digitization of the Regional Regulatory Platform of the Instruments for the Small and Medium-Sized Business Development in Perm Krai for the Purpose of Gaining the Status of Economically Attractive Region'
A. V. Zakharkina
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected]
O. A. Kuznetsova
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, 614990
E-mail: [email protected]
Abstract: the article is devoted to the scientific and practical understanding of the possible ways of digitalization of the regional regulatory platform for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region in order to gain the status of an investment attractive region. The article proposes to create a regional subprogram of the National program
"Digital economy of the Russian Federation", conventionally called by us "Digital economy of Perm Krai". In addition, part of the passport of the regional project "Regional regulatory regulation of the digital environment in Perm Krai" is presented. The conclusion is made about the need for digitalization of the regulatory environment "vertically": the previous regulation of the basic digital components at the level of Federal legislation and the subsequent adoption of regional norms aimed at digitalization of the regional regulatory platform. Keywords: digital economy of the Perm region; small and medium-sized businesses; electronic business; digital rights; electronic form of transaction; crowdfunding; digitalization of the regulatory platform
Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 дает легальные определения понятий, которыми он оперирует. В числе прочих назван такой термин, как «программирование», под которым предложено понимать деятельность стников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленную на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
В статье 11 указанного Закона № 172-ФЗ содержится исчерпывающий перечень документов стратегического планирования. Так, законодатель классифицировал указанные документы федерального уровня на следующие группы:
1) документы стратегического планирования в рамках целеполагания (ежегодное послание Президента РФ, стратегия социально-экономического развития РФ, стратегия национальной безопасности РФ, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, стратегия научно-технологического развития РФ);
2) документы по отраслевому и территориальному принципу (отраслевые документы стратегического планирования РФ, стратегия пространственного развития РФ, стратегии социально-экономического развития макрорегионов);
3) документы в рамках прогнозирования (прогноз научно-технологического развития РФ, стратегический прогноз РФ, прогноз социально-эконо-
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31 дек. 2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
мического развития РФ на долгосрочный период, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период);
4) документы в рамках планирования и программирования (основные направления деятельности Правительства РФ, государственные программы РФ, государственная программа вооружения, схемы территориального планирования РФ, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти).
С учетом темы настоящей научной статьи наше исследовательское внимание будет сосредоточено на государственных программах РФ. Согласно пункту 3 статьи 28 Закона № 172-ФЗ государственные программы РФ могут включать в себя подпрограммы. При этом порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ РФ установлен в Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»2 и Постановлении Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»3.
Все государственные программы РФ подлежат включению в единый перечень, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации»4. Так, в названном распоряжении на сегодняшний день перечислены 44 государственные программы РФ, которые сгруппированы в 5 блоков, условно названных «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство». Судя по количеству программ, российский законодатель сосредоточил свои усилия на втором блоке общественных отношений - на инновационном
2 Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 2 авг. 2010 г. № 588 (ред. от 17 июля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
3 О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации (вместе с «Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»): постановление Правительства Рос. Федерации от 12 окт. 2017 г. № 1242 (ред. от 17 июля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
4 Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 11 нояб. 2010 г. № 1950-р (ред. от 26 июля 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 47, ст. 6166.
развитии и модернизации экономики. Однако в этом блоке нами не обнаружена государственная программа РФ «Цифровая экономика Российской Федерации».
Как известно, до 12 февраля 2019 г. действовало Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»5, однако Распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2019 г. № 195-р6 данный документ утратил силу. Сказанное вовсе не означает, что подобный шаг Правительства РФ свидетельствует об отказе российского государства от создания цифровой экономики. Думается, что ряд положений первоначальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был пересмотрен с учетом реальных сроков, в которые может быть создана экосистема цифровой экономики. В итоге был принят следующий программный документ, в котором был изменен статус программы: «Паспорт национального проекта "Национальная программа 'Цифровая экономика Российской Федерации'"»7 (далее - Паспорт проекта).
Реализация указанной национальной программы намечена в срок до 31 декабря 2024 г. Структура национального проекта включает в себя 6 основных направлений, каждое из которых оформлено в качестве самостоятельного федерального проекта: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление.
Придерживаясь мнения, что переход России к цифровой экономике -это весьма трудоемкий процесс, требующий значительного времени, консолидации действий со стороны всех регионов России, предлагаем региональному законодателю создать региональную подпрограмму национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», условно названную нами «Цифровая экономика Пермского края». С учетом тех первоначальных результатов исследования, которые нам удалось получить в результате рабо-
5 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019) (утратил силу).
6 О признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12 фев. 2019 г. № 195-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
7 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"»: утв. Президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7. URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
ты над проектом, поддержанным РФФИ и Пермским краем № 19-411-590001 р_а «Цифровизация региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона», предлагаем рассмотреть одну из составляющих проектируемой нами подпрограммы - «Региональное нормативное регулирование цифровой среды в Пермском крае». Дополнительно отметим, что с учетом цели и задач реализуемого нами проекта в настоящем исследовании предполагается обратить внимание не на региональное нормативное регулирование цифровой среды в Пермском крае в целом, а лишь на те аспекты регулирования, которые оказывают непосредственное влияние на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае (далее - субъекты МСП).
Следуя форме предоставления соответствующей информации в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», предлагаем часть паспорта регионального проекта «Региональное нормативное регулирование цифровой среды в Пермском крае» (см. табл.).
«Региональное нормативное регулирование цифровой среды
в Пермском крае»
Цель - создать на основе федеральных норм региональную систему правового регулирования цифровой экономики в Пермском крае, направленную на цифровизацию имущественного оборота, совершенствование инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона в условиях цифровой экономики РФ
№ п/п Наименование задачи, результата Срок реализации
1 Обеспечено региональное нормативное регулирование, стимулирующее участников имущественного оборота к участию в нем в цифровой форме 31.12.2024
2 Обеспечено региональное нормативное регулирование, стимулирующее создание региональных инвестиционных платформ 31.12.2024
3 Обеспечено региональное нормативное регулирование разработки и внедрения новой региональной электронно-информационной платформы «1111» («Покупай пермское») для продвижения товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Пермском крае 31.12.2024
4 Обеспечено региональное нормативное регулирование вопросов создания и функционирования особого правового режима в условиях цифровой экономики («регуляторных песочниц»): в качестве правового эксперимента Пермский край был выбран «регулятор-ной песочницей» для реализации глобального проекта «Бизнес-ангельское инвестирование в Пермском крае» 31.12.2024
Окончание таблицы
4.1 Обеспечено региональное нормативное регулирование создания Пермской ассоциации бизнес-ангелов, которая направлена на формирование соответствующего профессионального сообщества и занимается популяризацией венчурного финансирования как одной из форм поддержки и развития субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в Пермском крае 31.12.2024
4.2 Обеспечено региональное нормативное регулирование ведения регионального реестра аккредитованных бизнес-ангелов Пермского края 31.12.2024
4.3 Обеспечено региональное нормативное регулирование создания и организации деятельности АНО «Пермский клуб бизнес-ангелов», в рамках которого регулярно проходят мероприятия, направленные на коллаборацию инвесторов и реципиентов инвестиций: выставки, презентации, конференции и т. д. 31.12.2024
4.4 Обеспечено региональное нормативное регулирование специального режима налогообложения для «стартапов»: на уровне регионального законодательства установлен «мораторий на уплату налогов» в течение первых трех лет предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Пермском крае за счет средств бизнес-ангелов 31.12.2024
4.5 Обеспечено региональное нормативное регулирование специального налогового режима в форме льгот в отношении аккредитованных бизнес-ангелов 31.12.2024
4.5 Обеспечено региональное нормативное регулирование специального налогового режима в форме льгот в отношении аккредитованных бизнес-ангелов 31.12.2024
4.6 Принята региональная целевая программа по развитию бизнес-ангельского инвестирования в Пермском крае 31.12.2024
5 Обеспечена экспертно-аналитическая и научно-методическая поддержка уполномоченного регионального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию плана мероприятий регионального проекта подпрограммы национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» «Цифровая экономика Пермского края» 31.12.2024
6 Подготовлены и направлены в региональные органы исполнительной власти проекты региональных нормативных правовых актов, одобренные решениями рабочей группы по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика Пермского края», а также экспертные заключения на поступившие проекты региональных нормативных правовых актов 31.12.2024
Для достижения основной цели нашего проекта, в качестве которой заявлена разработка научно обоснованной и отвечающей региональным интересам системы мер, направленных на совершенствование региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона в условиях цифровой экономики РФ с учетом Стратегии развития информационного общества в РФ, что в конечном счете будет способствовать развитию в Пермском крае электронного бизнеса, санации и повышению конкурентоспособности экономики Пермского края на глобальном рынке, нами были поставлены соответствующие цели исследовательские задачи, которые сконцентрированы главным образом на совершенствовании региональной нормативной платформы Пермского края. Однако нельзя не отметить, что цифровизация регулятивной среды, вне всяких сомнений, должна осуществляться «по вертикали»: без предшествующего регулирования базовых цифровых компонентов на уровне федерального законодательства принятие региональных норм, направленных на цифровизацию существующих или позитивацию новых правовых инструментов, лишено всякого смысла. Как нам видится, российский законодатель это четко понимает: ряд важных шагов, направленных на цифровизацию имущественного оборота, в этом направлении уже сделан.
Первый шаг. С 1 октября 2019 г. вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ)8 Федеральным законом от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»9, согласно которым к объектам гражданских прав были отнесены цифровые права. Из анализа статьи 141.1 ГК РФ следует, что законодатель дал им самую общую формулировку, которую назвать в строгом смысле слова дефиницией достаточно сложно. Так, в пункте 1 статьи 141.1 ГК РФ отмечается, что «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам». Из указанного определения следуют два важных вывода: 1) цифровые права - это
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
9 О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
права прежде всего обязательственные, но ими могут быть и иные права; 2) особенности реализации цифровых прав не универсальны: для каждого вида цифровых прав предполагается собственное правовое регулирование в соответствующем Федеральном законе. Ведущие ученые, стоявшие у истоков реформы «цифровых прав», дают указанной новелле весьма противоречивые оценки, единогласно признавая, что это «нужно было сделать», поскольку цифровизация гражданского оборота - это уже сложившаяся реальность, нарастающая все более быстрыми темпами.
Второй шаг. Следующая новелла, о которой нельзя не упомянуть, особенно с учетом времени ее принятия, - это позитивация электронной формы сделки. Так, абзац 2 пункта 1 статьи 160 ГК РФ дополнился следующей формулировкой: «...письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю». С учетом содержания воспроизведенной формы понятно, почему речь идет об «уравнении письменной и электронной форм сделки». В любом случае это всего лишь юридическая техника. Факт остается фактом: российский законодатель признал электронную форму сделки и придал ей правовую защиту.
Третий шаг. С 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»10. Этот закон ввел впервые в истории отечественного правопорядка так называемый в зарубежных юрисдикциях институт краудинвестинга. Это же закон закрепил первый вид цифровых прав - утилитарные цифровые права.
Итак, как видим, законодателем сделаны первые важные шаги, создающие благоприятные правовые условия для цифровизации гражданского оборота. Очевидно, что все перечисленные новеллы способны усовершенствовать и коммерческую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, позволить им перейти в «электронную коммерцию». При этом стадия реализации права в этом смысле является решающей: в отсутствие практики применения указанных норм не представляется возможным наме-
10 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 2 авг. 2019 г. № 259-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2019).
тить последующее правовое регулирование, направленное на цифровизацию гражданского оборота.
Следующим важным шагом должна стать цифровизация региональной нормативной платформы: в этом смысле регионам необходимо принимать стимулирующие или программные документы, обеспечивающие эффективную реализацию федеральных норм. Так, мы предлагаем Пермскому региональному законодателю ряд региональных норм, развивающих действующие нормы гражданского права:
1) для повсеместного распространения краудинвестинга, являющегося одним из наиболее эффективных инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо региональное нормативное регулирование, стимулирующее создание региональных инвестиционных платформ;
2) для продвижения товаров, работ и услуг местных производителей, в том числе товаров, работ и услуг в электронной форме, требуется региональное нормативное регулирование разработки и внедрения новой региональной электронно-информационной платформы «ПП» («Покупай пермское»), созданной с целью продвижения товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Пермском крае;
3) для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства предложено региональное нормативное регулирование вопросов создания и функционирования особого правового режима в условиях цифровой экономики («регуляторных песочниц»): в качестве правового эксперимента Пермский край был выбран «регуляторной песочницей» для реализации глобального проекта «Бизнес-ангельское инвестирование в Пермском крае»;
4) для создания инфраструктуры вышеназванного проекта необходимо региональное нормативное регулирование создания Пермской ассоциации бизнес-ангелов, которая направлена на формирование соответствующего профессионального сообщества и занимается популяризацией венчурного финансирования как одной из форм поддержки и развития субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в Пермском крае, региональное нормативное регулирование ведения регионального реестра аккредитованных бизнес-ангелов Пермского края, региональное нормативное регулирование создания и организации деятельности АНО «Пермский клуб бизнес-ангелов», в рамках которого регулярно проходят мероприятия, направленные на коллаборацию инвесторов и реципиентов инвестиций (выставки, презентации, конференции и т. д.), региональное нормативное регулирование
специального режима налогообложения для «стартапов» (на уровне регионального законодательства установлен «мораторий на уплату налогов» в течение первых трех лет предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Пермском крае за счет средств бизнес-ангелов), региональное нормативное регулирование специального налогового режима в форме льгот в отношении аккредитованных бизнес-ангелов, а также требуется региональная целевая программа по развитию бизнес-ангельского инвестирования в Пермском крае;
5) для осуществления экспертно-аналитической и научно-методической поддержки уполномоченного регионального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию плана мероприятий регионального проекта подпрограммы национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» «Цифровая экономика Пермского края» требуется создание рабочей группы по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика Пермского края», которой будут поручены подготовка и направление в региональные органы исполнительной власти проектов региональных нормативных правовых актов.
Библиографический список
Новоселова Л., Габов А., Савельев А., Генкин А., Сарбаш С., Асосков А., Семенов А., Янковский Р., Журавлев А., Толкачев А., Камелькова А., Успенский М., Крупенин Р., Кислый В., Жужжалов М., Попов В., Аграновская М. Цифровые права как новый объект гражданского права // Закон. 2019. № 5.
Информация для цитирования
Захаркина А. В., Кузнецова О. А. Проект подпрограммы Пермского края «Цифровая экономика Пермского края» // Ex jure. 2020. № 1. C. 24-34. DOI: 10.17072/2619-0648-2020-1-24-34.
Zakharkina A. V., Kuznetsova O. A. Project of the Perm Krai Subprogram "Digital Economy of the Perm Krai". Ex Jure. 2020. № 1. Рр. 24-34. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2020-1-24-34.
QJ и
S3
W