Научная статья на тему 'Краудфандинг как инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики'

Краудфандинг как инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / КРАУДИНВЕСТИНГ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ НОРМАТИВНОЙ ПЛАТФОРМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / CROWDFUNDING / CROWDINVESTING / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION OF THE REGULATORY PLATFORM / E-BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаркина А.В., Кузнецова О.А.

Статья посвящена новому источнику финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства краудфандингу, недавно получившему позитивацию в нормах российского частного права в результате принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. No 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дается оценка использованию термина «краудфандинг» в официальных актах РФ: Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, письме Федеральной налоговой службы от 25.11.2016, а также в разъяснении Комиссии по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга. Анализируются проектируемые нормы, направленные на статуирование краудфандинговых отношений, а также нормы Закона No 259. Кроме того, исследуются научные взгляды на данную правовую конструкцию. Рассматривается региональный опыт некоммерческого краудфандинга и его социальный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to a new source of financing of projects of small and medium-sized businesses crowdfunding, recently received a positive in the norms of Russian private law as a result of the adoption of the Federal law of 02.08.2009 No 259-FZ “On attracting investments using investment platforms and amending certain legislative acts of the Russian Federation”. Assesses the use of the term ‘crowdfunding’ in the official acts of the Russian Federation: Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period until 2030, the letter of the Federal tax service dated 25.11.2016 and clarification of the Commission on ethics and standards on the use of a lawyer mechanism of crowdfunding. The article analyzes the design of rules aimed at crowdfunding relations and of the rules adopted by Law No. 259. In addition, the scientific views on this legal structure are studied. In conclusion, the study examines the regional experience of non-profit crowdfunding and its social effect.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг как инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики»

УДК 346.3

DOI: 10.17072/2619-0648-2019-4-53-64

КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-411-590001 р_а «Цифровизация региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона»

А. В. Захаркина

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Пермский государственный

национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева,15

E-mail: AnnaVladimirovna2009@yandex.ru

О. А. Кузнецова

Доктор юридических наук,

профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса

Пермский государственный

национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева,15

E-mail: kuznetsova_psu@mail.ru

Аннотация: статья посвящена новому источнику финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства - крауд-фандингу, недавно получившему позитивацию в нормах российского частного права в результате принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

© Захаркина А. В., Кузнецова О. А., 2019

Дается оценка использованию термина «краудфандинг» в официальных актах РФ: Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, письме Федеральной налоговой службы от 25.11.2016, а также в разъяснении Комиссии по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга. Анализируются проектируемые нормы, направленные на статуирование краудфандинго-вых отношений, а также нормы Закона № 259. Кроме того, исследуются научные взгляды на данную правовую конструкцию. Рассматривается региональный опыт некоммерческого краудфандинга и его социальный эффект. Ключевые слова: краудфандинг; краудинвестинг; субъекты малого и среднего предпринимательства; цифровая экономика; цифровизация нормативной платформы; электронный бизнес

CROWDFUNDING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE DIGITAL ECONOMY

The study was performed under financial support of RFBR and Perm region within the framework of scientific project No. 19-411-590001 RA "The Digitalization of Regional Regulatory Platform Tools for the Development of Small and Medium Entrepreneurship in the Perm Krai with the Goal of Conquering them with the Status of Investment-Attractive Region"

A. V. Zakharkina

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: AnnaVladimirovna2009@yandex.ru

O. A. Kuznetsova

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: kuznetsova_psu@mail.ru

Abstract: the article is devoted to a new source offinancing of projects of small and medium-sized businesses - crowdfunding, recently received a positive in the norms of Russian private law as a result of the adoption of the Federal law of 02.08.2009 № 259-FZ "On attracting investments using investment platforms and amending certain legislative acts of the Russian Federation". Assesses the use of the term 'crowdfunding' in the official acts of the Russian Federation: Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period until 2030, the letter of the Federal tax service dated 25.11.2016 and clarification of the

Commission on ethics and standards on the use of a lawyer mechanism of crowdfunding. The article analyzes the design of rules aimed at crowd-funding relations and of the rules adopted by Law No. 259. In addition, the scientific views on this legal structure are studied. In conclusion, the study examines the regional experience of non-profit crowdfunding and its social effect.

Keywords: crowdfunding; crowdinvesting; small and medium-sized businesses; digital economy; digitalization of the regulatory platform; e-business

Цифровой век в мировой торговле

Тема настоящей статьи во многом совпадает с актуальной повесткой, над которой работают в Государственной Думе Российской Федерации. Цифровизация федеральной и региональной нормативных платформ, разработка законодательства, стимулирующего развитие инновационных технологий, внедрение цифры в бизнес, создание продуктов с помощью искусственного интеллекта, блокчейн и криптовалюты, смарт-контракты, наконец, кра-удфандинг и краудинвестинг - актуальные для Российской Федерации вопросы, требующие соответствующего нормативного оформления. Важно создать такую нормативную платформу цифровых экономических отношений, которая в европейской цивилистической традиции не могла бы быть обвинена в правовой «транспланталогии», однако при этом создавала привлекательный для зарубежных инвесторов правовой и экономический климат.

Модный термин «цифровая экономика» - это уже не терминологическая абстракция, а объективная реальность. Так, словосочетание «цифровая экономика» фигурирует более чем в ста пятидесяти нормативных актах. В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»1 отмечается, что одной из ключевых мер, направленных на достижение целей национального проекта, станет создание системы правового регулирования цифровой экономики.

По справедливому замечанию А. Е. Молотникова, «в XXI в. стирается грань между виртуальным миром (бизнесом в Интернете) и реальным предпринимательством. Бизнес уже невозможно рассматривать вне нового пространства»2. Краудфандинг, будучи инструментом электронной коммерции, является

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: утв. Минфином России. URL: https://www.minfin.ru (дата опубликования: 02.10.2018).

2 Молотников А. Е. Современные тенденции осуществления малого и среднего бизнеса: вопросы правового регулирования // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 3. С. 27.

объективным следствием развития цифровой экономики, поскольку находится в неразрывной связи с сетью Интернет и вне его рамок не существует.

Успешное функционирование краудфандинга и краудинвестинга в европейских странах позволяет современным зарубежным ученым рассуждать о правовом регулировании трансграничного краудфандинга3. Следует обратить внимание на высокую степень изученности правовых и экономических аспектов краудфандинга и его видов в зарубежной публицистике4.

Краудфандинг актуален для развития малого и среднего предпринимательства, остро нуждающегося в подобных альтернативных финансовых инструментах. За счет использования такого механизма привлечения свободных финансовых средств субъекты малого и среднего предпринимательства получают следующие преимущества: участие в свободной конкурентной борьбе, значительное сокращение времени выхода на рынок; необходимый объем финансовых ресурсов, получение быстрого отклика на предложенный стартап и др.

Отечественная судебно-арбитражная практика уже сталкивается со спорами, в основе которых лежат краудфандинговые правоотношения5, однако без позитивации соответствующих норм успех эффективного рассмотрения таких споров обречен на неудачу.

Краудфандинг в официальных актах Российской Федерации

В распоряжении Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»6 отмечается, что коллективное финансирование (краудфандинг или краудинвестинг) является «альтернативным источником финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства». Поскольку в указанном распоряжении отсутствует

3 Zetzsche D., Preiner Ch. Cross-Border Crowdfunding: Towards a Single Crowdlending and Crow-dinvesting Market for Europe // European Business Organization Law Review. 2018. Vol. 19. Issue 2. Pp. 217-251.

4 Salomon V. Strategies of startup evaluation on crowdinvesting platforms: The case of Switzerland // Journal of Innovation Economics & Management. 2018. Vol. 26. Pp. 63-88; Salomon V. Emergent models of financial intermediation for innovative companies: from venture capital to crowdinvesting platforms in Switzerland // Venture Capital. 2016. Vol. 18. Issue 1. Pp. 21-41; Hornuf L., Schwien-bacher A. Crowdinvesting: angel investing for the masses? // Handbook of Research on Business Angels. 2016. Pp. 381-397.

5 См., например: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2018 г. по делу № 40-168164/ 17-31-1491 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования: 10.06.2016).

какая-либо конкретика в отношении правового регулирования краудфандин-га, в нем отмечается, что «будут предложены решения, связанные с развитием указанных источников финансирования проектов». Указанное обстоятельство послужило в дальнейшем мотиватором к принятию соответствующего проекта, о котором речь пойдет дальше.

В письме Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2016 г.7 отмечается, что Налоговый кодекс Российской Федерации не оперирует такой категорией, как краудфандинг, в связи с чем приходится руководствоваться определением, содержащимся в свободной интернет-энциклопедии «Википедия». Несмотря на то что письмо Федеральной налоговой службы не является нормативным правовым актом, не может не удивлять то, что представители органов государственной исполнительной власти в своих официальных письмах в отсутствие позитивации норм о краудфандинге вынуждены ориентироваться на материалы «Википедии». При этом очевидно, что наличие такого письма, специально посвященного вопросу о налоге на прибыль при безвозмездном получении имущества (денежных средств) посредством краудфандинга, свидетельствует о существовании правоотношений, возникающих в результате привлечения денежных средств способом краудфандинга. Указанные обстоятельства предопределяют необходимость обстоятельного исследования этого нового для российской экономики способа финансирования и его последующей позитивации в нормах частного права.

Краудфандинг упоминается в разъяснении Комиссии по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга8. В указанном разъяснении, в частности, отмечается, что краудфандинг «представляет собой применительно к адвокатской деятельности механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи». При этом, по мнению Комиссии по этике и стандартам, самостоятельное обращение адвоката к неопределенному кругу лиц по поводу сбора денежных средств для оплаты оказываемой этим адвокатом юридической помощи недопустимо. В то же время «технология краудфандинга» может быть использована для оплаты труда адвоката лицом, которому оказывается юридическая помощь, или третьими лицами.

7 О налоге на прибыль при безвозмездном получении имущества (денежных средств) посредством краудфандинга»: письмо ФНС России от 25 нояб. 2016 г. № СД-4-3/22415@ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (в данном виде документ опубликован не был).

8 Разъяснение Комиссии по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга: утв. Федеральной палатой адвокатов 13 сент. 2018 г. № 04/18 // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2018. № 4.

Позитивация краудфандинга: анализ проектируемых норм

Проект Федерального закона № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (далее - Проект о краудфандин-ге, Проект)9 находился на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации вплоть до конца июля 2019 г., и уже 2 августа 2019 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 2 августа г. 2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 259, Закон о краудфандинге)10, который вступает в силу с 1 января 2020 г. Интересно отметить, что термины «краудфандинг» и «краудинвестинг» не фигурируют в данном законе. Хотя первоначальная редакция Проекта имела несколько иное наименование - «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

В экспертном заключении Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 17 января 2019 г. № 183-2/2019 был сделан общий вывод о том, что Проект «нуждается в доработке, и его принятие возможно после или одновременно с принятием проекта федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"».

Итак, Закон № 259 не оперирует категорией «краудфандинг», вместо которой используется специальный термин «деятельность по организации привлечения инвестиций». Под такой деятельностью предложено понимать «оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы». Кроме этого, в законе содержатся легальные дефиниции таких понятий, как «инвестиционная платформа», «лица, привлекающие инвестиции», «инвестор», «участники инвестиционной платформы», «оператор инвестиционной платформы», «утилитарные цифровые права», «раскрытие информации оператором инвестиционной платформы» и др.

9 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ: проект Федер. закона № 419090-7 (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 22.05.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

10 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 2 авг. 2019 г. № 259-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo. gov.ru (дата опубликования: 02.08.2019).

11 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ: экспертное заключение от 17 янв. 2019 г. № 183-2/2019 по проекту Федер. закона № 419090-7 (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс» (документ опубликован не был).

Закон № 259 состоит из шести глав, посвященных общим положениям, оператору инвестиционной площадки, порядку и условиям инвестирования посредством инвестиционной платформы, регулированию, надзору и контролю деятельности по организации привлечения инвестиций.

Способами осуществления инвестиций названы предоставление займов, приобретение эмиссионных ценных бумаг, приобретение утилитарных цифровых прав. Возможно, законодателю следует придать способам осуществления инвестиций диспозитивный характер, предусмотрев возможность применения и иных не противоречащих закону способов.

Одной из ключевых фигур краудфандинга, безусловно, является оператор инвестиционной платформы, поэтому его правовой статус требует максимальной правовой регламентации. Согласно Закону о краудфандинге, такой оператор должен иметь собственный капитал в размере не менее 5 млн руб. При этом контроль операторов инвестиционных платформ будет осуществляться Банком России, в том числе с помощью ведения соответствующего реестра операторов.

Согласно статье 3 Закона о краудфандинге, услуги по организации привлечения инвестиций опосредуются двумя видами договора: договором об оказании услуг по привлечению инвестиций и договором об оказании услуг по содействию в инвестировании. При этом законодатель дает легальные дефиниции указанных договорных конструкций. Оба договора являются договорами присоединения. Думается, что в этой части Закон № 259 требует доработки в плане более детального регулирования обозначенных договорных конструкций, требований к их форме и содержанию, существенных условий.

Необходимо отметить, что в пояснительной записке к первоначальному проекту Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»12 специально указывалось, что законопроект подготовлен «в русле подходов к регулированию краудфандинга, выработанных опытом развитых правопорядков», в связи с чем правовое регулирование направлено только на те виды краудфандинга, которые носят возмездный характер для инвестора, т. е. речь идет о так называемом «коммерческом кра-удфандинге». При этом в экспертном заключении Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства обращается особое внимание на необходимость конкретизации предмета регулирования указанного законопроекта в части разъяснения сферы его приме-

12 К проекту Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»: пояснительная записка. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://sozd.parlament.gov.ru/ (по состоянию на 20.03.2018).

нения: направлен ли данный акт на весь краудфандинг, включая так называемый «некоммерческий», охватывающий социальные проекты, либо только на его часть - инвестиционной краудфандинг.

Законодатель совершенно верно принял решение о регламентации только инвестиционного краудфандинга (так называемого «краудинвестин-га») в этом остро нуждается малый и средний бизнес, который может эффективно использовать этот альтернативный способ инвестирования для поддержки стартапов. Безусловно, в дальнейшем мог бы получить правовое регулирование и некоммерческий, «социальный» краудфандинг: поскольку такое экономическое явление объективно существует, оно должно быть упорядочено.

Логика законодателя, «тормозящего» с принятием рассматриваемого закона, в некоторой степени была понятна: в законопроекте встречались такие специальные «цифровые» термины, как «смарт-контракт» и «токен», которые предлагалось согласно пункту 2 статьи 2 исследуемого Проекта использовать в значении, определенном в законодательстве Российской Федерации. Однако Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»13, подвергшийся обоснованной критике, до сих пор не принят.

В свою очередь определение родовидовых признаков смарт-контракта и установление его правового статуса относится к числу остро дискуссионных и в то же время топовых тем в современной цивилистике. Ученым не удается договориться, прежде всего, о родовой сущности смарт-контракта: является ли он специализированным программным кодом14, либо особой формой сделки15, либо условной сделкой16, либо способом исполнения обязательств17, либо способом обеспечения исполнения обязательств18, либо новым видом гражданско-правовых договоров наряду с договором присоединения и иными подобными договорными конструкциями19. Вместе с тем со-

13 О цифровых финансовых активах: проект Федер. закона № 419059-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.03.2018). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://sozd.parlament.gov.ru/ (по состоянию на 20.03.2018 г.).

14 Камалян В. М. Понятие и правовые особенности смарт-контрактов // Юрист. 2019. № 4. С. 20-27.

15 Волос А. А. Смарт-контракты и принципы гражданского права // Российская юстиция. 2018. № 12. С. 5-7.

16 Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 3. С. 32-60.

17 Шайдуллина В. К. Смарт-контракты на финансовом рынке: результаты исследования // Судья. 2019. № 2. С. 21-23.

18 Громова Е. А. Смарт-контракты в России: попытка определения правовой сущности // Право и цифровая экономика. 2018. № 2. С. 34-37.

19 Ефимова Л. Г., Сиземова О. Б. Правовая природа смарт-контракта // Банковское право. 2019. № 1. С. 23-30.

гласно пункту 3 статьи 9 Проекта о краудфандинге «действия, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей участников инвестиционной платформы, могут совершаться с использованием смарт-контрактов». Несмотря на диспозитивный характер приведенной проектируемой нормы, ее практическое применение невозможно без предшествующей позитивации норм о смарт-контракте. Однако законодатель в Законе № 259 отказался от терминов «смарт-контракт» и «токен» и вместо этого было утверждено понятие «утилитарные цифровые права».

Согласно статье 8 Закона № 259 названы три вида утилитарных цифровых прав: 1) право требовать передачи вещи (вещей); 2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; 3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг. При этом утилитарные цифровые права будут подтверждаться цифровыми свидетельствами - неэмиссионной бездокументарной ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости.

Следует обратить внимание на то, что инвестором может быть физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании. При этом статьей 7 Закона № 259 устанавливаются дополнительные ограничения на инвестирование физическими лицами: общее правило запрещает инвестирование на сумму более 600 тыс. руб. в год. Однако из этого правила есть исключения. Так, ограничение не распространяется на ИП; физических лиц, признанных оператором инвестиционной платформы квалифицированными инвесторами; приобретение утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом.

Цивилистическая наука о краудфандинге

Поисковая система Научной библиотеки «E-library» по запросу «крауд-фандинг» нашла более одной тысячи научных публикаций. Разумеется, не все из них относятся к цивилистике и даже юриспруденции, поскольку данная категория носит межотраслевой характер. Однако научный интерес к такому инструменту коллективного финансирования, безусловно, присутствует.

В. Э. Полякова предлагает понимать под краудфандингом «механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц для финансирования как коммерческих, так и некоммерческих проектов»20. По мнению

20 Полякова В. Э. Краудфандинг: понятие, правовое регулирование и договорные конструкции [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

В. А. Кузнецова, «краудфандинг - это деятельность, связанная с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей, добровольно объединяющих свои ресурсы на специализированных интернет-сайтах (краудфан-динговых площадках) в целях реализации продукта или услуги»21. С позиции Е. Архипова, осуществившего научно-практическое сопоставление крауд-фандинга как нового вида общественных отношений с имеющимися в праве смежными конструкциями и институтами (например, купля-продажа с предварительной оплатой товара, простое товарищество, дарение, акционерное

общество), «краудфандинг - это финансирование какого-либо проекта зара-

22

нее не определенным кругом лиц» .

Приведем еще одно толкование, предложенное Д. А. Котенко: «крауд-фандинг - это народное финансирование с целью поддержания творческих проектов, бизнес-стартапов, благотворительных акций»23.

Думается, что все приведенные выше определения краудфандинга сводятся к одному и, безусловно, могут быть признаны корректными и отражающими сущность исследуемого понятия. Тем не менее в научной литературе встречаются и нетипичные толкования данного понятия. Например, Е. Диркова называет краудфандинг «сделкой особого рода, не предусмотренной законом»24.

Итак, можно сформулировать следующее обобщающее понятие: Кра-удфандинг - это инструмент, который используется для аккумулирования финансовых ресурсов за счет инвестиций от неопределенного круга лиц через специализированные цифровые платформы.

Некоммерческий краудфандинг: региональный опыт

Особо охраняемая природная территория «Ботанический сад имени проф. А. Г. Генкеля» при поддержке управления общественных связей и фонда целевого капитала Пермского государственного национального исследовательского университета начала в июле 2019 г. краудфандинговый проект «Сенсорный сад Пермского ботсада». Проект запущен на краудфандинговой платформе «Planeta.ru», где представлены различные бонусы для лиц, поддержавших проект. Самые интересные из них - дневной сон в шезлонге на территории сада и экскурсия вслепую. Самый дорогой лот «сенсорного» кра-

21 Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 65.

22 Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. Вып. IV. С. 18.

23 Котенко Д. А. Краудфандинг - инновационный инструмент инвестирования // Закон. 2014. № 5. С. 140.

24 Диркова Е. Краудфандинг глазами бухгалтера // Расчет. 2017. № 12. С. 50.

удфандинга - именная грядка, на которой можно разместить логотип компании или имя мецената.

Всего для реализации проекта требуется собрать 43 260 руб. На эти средства будет построена первая часть сенсорного сада (деревянный настил и восемь отделений высокой грядки), будут приобретены строительные материалы.

Интересно отметить, что некоммерческий краудфандинг как финансовый инструмент создает социальный эффект в виде так называемого «социологического феномена краудфандинга»: благодаря благотворительной деятельности, направленной на поддержку социальных проектов путем участия в краудфандинге, человек реализует свои социальные потребности в дружбе, гражданских связях и даже братской любви, проявляя солидарность. История развития краудфандинга в США подтверждает теорию социологического феномена краудфандинга.

С учетом объективного существования общественных отношений, опосредованных некоммерческим краудфандингом, социальной значимости этого финансового инструмента считаем, что вслед за принятием Закона № 259, обладающего значительным экономическим и инновационным потенциалом, законодателю необходимо обратить внимание и на некоммерческий крауд-фандинг и обеспечить его правовое регулирование.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А. Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. Вып. 4.

Волос А. А. Смарт-контракты и принципы гражданского права // Российская юстиция. 2018. № 12.

Громова Е. А. Смарт-контракты в России: попытка определения правовой сущности // Право и цифровая экономика. 2018. № 2.

Диркова Е. Краудфандинг глазами бухгалтера // Расчет. 2017. № 12.

Ефимова Л. Г., Сиземова О. Б. Правовая природа смарт-контракта // Банковское право. 2019. № 1.

Камалян В. М. Понятие и правовые особенности смарт-контрактов // Юрист. 2019. № 4.

Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. № 1.

Молотников А. Е. Современные тенденции осуществления малого и среднего бизнеса: вопросы правового регулирования // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 3.

Полякова В. Э. Краудфандинг: понятие, правовое регулирование и договорные конструкции [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 3.

Шайдуллина В. К. Смарт-контракты на финансовом рынке: результаты исследования // Судья. 2019. № 2.

Hornuf L., Schwienbacher A. Crowdinvesting: Angel Investing for the Masses? // Handbook of Research on Business Angels. 2016.

Salomon V. Strategies of Startup Evaluation on Crowdinvesting Platforms: The Case of Switzerland // Journal of Innovation Economics & Management. 2018. Vol. 26.

Salomon V. Emergent Models of Financial Intermediation for Innovative Companies: From Venture Capital to Crowdinvesting Platforms in Switzerland // Venture Capital. 2016. Vol. 18. Issue 1.

Zetzsche D.; Preiner Ch. Cross-Border Crowdfunding: Towards a Single Crowdlending and Crowdinvesting Market for Europe // European Business Organization Law Review. 2018. Vol. 19. Issue 2.

Информация для цитирования

^ Захаркина А. В., Кузнецова О. А. Краудфандинг как инструмент раз-^ вития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ¡^ цифровой экономики // Ex jure. 2019. № 4. C. 53-64. DOI: 10.17072/ ^ 2619-0648-2019-4-53-64.

^ Zakharkina A. V., Kuznetsova O. A. Crowdfunding as a Tool for the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Digital Economy. Ex jure. 2019. № 4. Рр. 53-64. (In Russ.). DOI: 10.17072/26190648-2019-4-53-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.