Научная статья на тему 'Цифровизация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае'

Цифровизация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаркина А.В.

Статья посвящена отдельным направлениям цифровизации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Обращается внимание на необходимость принятия мер, стимулирующих развитие он-лайн торговли, в том числе развитие блокчейн технологий и их внедрение в предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаркина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае»

ограничению вмешательства государственных органов в процесс управления государством. Боярская дума, в этой связи, постепенно из законосовещательного, близкого к царю органа, превращалась в высшую судебную инстанцию.

Список использованной литературы:

1. Загоскин Н. П. История права Московского государства. Т. 2: Центральное управление Московского государства [Электронный ресурс]. Казань. 1879. 156 с. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1718499/

2. Ключевский В. О. Боярская дума Древней Руси [Электронный ресурс] . М., 1902. 555с. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/111590/

3. Лукьянов С. А. Колдовство, как вид религиозного преступления в древнерусском законодательстве // Социально-политические науки. № 4. 2017. С. 64-69.

4. Судебник 1497 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. 2 / Отв. ред. тома А.Д. Горский. М.: Юрид. лит-ра,1984. С. 54-62.

5. Судебник 1550 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9-ти т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. 2 / Отв. ред. тома А.Д. Горский. М.: Юрид. лит-ра,1984. С. 97-127.

6. Цечоев В.К. История суда России: учебное пособие. / Цечоев В.К. - М. : Проспект, 2018. - 192

©Ганижев А.М., 2019

УДК 347.44

А.В. Захаркина,

канд. юрид. наук, доцент ПГНИУ, г. Пермь, РФ

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-411-590001 р_а «Цифровизация региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона»

Аннотация:

Статья посвящена отдельным направлениям цифровизации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Обращается внимание на необходимость принятия мер, стимулирующих развитие он-лайн торговли, в том числе развитие блокчейн технологий и их внедрение в предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова:

цифровизация инфраструктуры, субъекты малого и среднего предпринимательства;

цифровая экономика Пермского края.

Цифровой спектр экономики Пермского края широко известен за пределами региона. В этой сфере в крае работает около 16 тыс. человек, порядка 700 предприятий, общий объем этого сектора оценивается примерно в 35 млрд. руб. При этом потенциал цифровой экономики огромен. Прогресс идет так стремительно, что уже сегодня надо дать цифровой экономике адекватную правовую оценку. Если этого не сделать сегодня, то завтра Пермский край может оказаться в роли "догоняющих" регионов страны.

В условиях цифровой экономики на первый план выходят электронные и цифровые технологии, которые на сегодняшний день не имеют четкой нормативной платформы, в которой остро нуждается современный экономический оборот, в контенте которого лидирующие позиции занимает электронный бизнес. При этом не вызывает сомнений, что необходимость юридического оформления цифровых экономических правоотношений очевидна и неоспорима. Недостатки региональной нормативной среды создают существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики и обновления имеющихся, что, в конечном счете, оказывает негативное влияние на развитие экономического оборота Пермского края, а также завоевание им статуса «инвестиционно привлекательного».

Тотальная цифровизация всех сфер общественной жизни поставила перед отечественным законодателем новые задачи, связанные с необходимостью обеспечения соответствующей инфраструктуры цифровой экономики. На это обстоятельство обращают внимание ученые-юристы, специализирующиеся в разных областях юридических знаний. Так, В.М. Алиев пишет о необходимости «создания инфраструктуры безопасности цифровой экономики» [1, с. 48]; М.М. Морозов - о внедрении цифровых технологий в инфраструктуру туризма (мультифункциональные киоски и умные остановки на улицах, мобильные приложения для туристов, применение инновационных технологий в аэропортах и музеях и т.д.) [4, с. 9]; А.В. Лапин отмечает, что «на повестке дня - выработка новых фундаментальных и прикладных подходов к созданию и функционированию инновационных процессов, инфраструктуры» [3, с. 30].

При этом Ю.В. Трунцевский справедливо обращает внимание на то, что «опыт зарубежных стран показал, что преимущества цифровизации могут осуществляться только при наличии соответствующих инфраструктур» [6, с. 43]. Поэтому необходимо, как верно отметил Е.Г. Беликов, «снятие инфраструктурных ограничений для развития цифровой экономики» [2, с. 26].

Н.Н. Соловых подчеркивает важную особенность происходящих инфраструктурных изменений, вызванных переходом к «цифровой экономике»: «в программе цифровизации России планируется использовать новые технологии, в том числе блокчейн, в сферах, имеющих прямое отношение к обеспечению качества жизни человека, - государственное управление и регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, "умный город", цифровое здравоохранение» [5, с. 65].

На наш взгляд, в основу цифровизации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае должна быть положена технология блокчейн.

Технология Blockchain - это распределенная книга, которая позволяет подписчикам вводить и обновлять записи, а криптография гарантирует, что сохраненные записи останутся прежними после их добавления. Это гарантирует, что никакие изменения не могут быть сделаны, поскольку изменения аннулируют весь регистр. Развитие блокчейн-платформ и автоматизированных транзакций стимулирует появление новой области права - «Интернета вещей».

Думается, что в этой сфере лежит главный интерес субъектов малого и среднего предпринимательства, способных продвигать и реализовывать свои товары, работы и услуги он-лайн. К сожалению, отечественный законодатель до сих пор не легализовал такой универсальный инструмент, как смарт-контракт, способный ввести он-лайновую торговлю на качественно новы уровень развития. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день обозначенных правовых норм, региональному законодателю следует повсеместно внедрять технологию блокчейн во все сферы, способные к цифровизации, в том числе и в сферу торговли.

В результате научных изысканий, произведённых в рамках научного проекта № 19-411-590001 РФФИ и Пермского края на тему: «Цифровизация региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона», нам удалось прийти к отдельным выводам, заслуживающим внимания в рамках настоящей научной статьи. Так, элементами инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего и предпринимательства в Пермском крае должны стать:

(1) блокчейн-технологии, подлежащие внедрению во все сферы он-лайн торговли;

(2) региональная электронно-информационная платформа «I II I» («ПокупайПермское») для

продвижения товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Пермском крае;

(3) Пермская ассоциация бизнес-ангелов, которая направлена на формирование соответствующего профессионального сообщества и занимается популяризацией венчурного финансирования как одной из форм поддержки и развития субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в Пермском крае;

(4) информационная система - региональный реестр аккредитованных бизнес-ангелов Пермского

края;

(5) АНО «Пермский клуб бизнес-ангелов», в рамках которого регулярно проходят мероприятия, направленные на коллаборацию инвесторов и реципиентов инвестиций: выставки, презентации, конференции и т.д.

Кроме того, следует рекомендовать Законодательному собранию Пермского края выступить с правом законодательной инициативы по вопросу имплементации в российское гражданское законодательство норм о смарт-контракте, основанного на технологии блокчейн. Список использованной литературы:

1. Алиев В.М. Политико-правовые аспекты перехода к цифровой экономике в России // Российский следователь. 2018. № 9. С. 48-52.

2. Беликов Е.Г. Тенденции социально и инновационно направленного развития налогового законодательства в условиях цифровой экономики // Налоги. 2019. № 4. С. 23-26.

3. Лапин А.В. Развитие национальной инновационной системы как обязательное условие технологических изменений и роста производства // Административное и муниципальное право. 2018. № 4. С. 26-41.

4. Морозов М.М. Особенности управления туристскими системами в условиях цифровой экономики // Туризм: право и экономика. 2018. № 3. С. 7-10.

5. Соловых Н.Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями // Российский следователь. 2018. № 5. С. 64-68.

6. Трунцевский Ю.В. E-антикоррупция или e-коррупция: влияние глобальной цифровизации // Международное публичное и частное право. 2019. № 4. С. 42-48.

© Захаркина А.В., 2019

УДК: 349. 22

Е.С.Тимофеева

студент 4 курса

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

г. Симферополь, РФ E-mail: LALA1415@mail.ru Научный руководитель: А.О. Яценко канд. юр. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

г. Симферополь, РФ E-mail: Yatsenkoao@mail.r

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ: ЗНАЧЕНИЕ И СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Аннотация

В данной статье анализируются способы рассмотрения трудовых споров, возникающих между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.