Зинатуллина Ю. М. ZinatuШna Уи. M.
аспирант кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства» Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская ФеОерация
Зинатуллин Р. Р. ZmatuШn К. R.
руководитель Автономной некоммерческой организации «Территорияразвития», депутат Совета городского округа город Уфа Республика Башкортостан, г. Уфа, Российская Федерация
Социальное развитие
Хисаева А. И. Hisaeva А. I.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», Института экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская ФеОерация
Маликова Э. Р. Malikova Е. К.
студент направления подготовки «Экономика» профиль «Финансовый контроль и государственный аудит», Институт государственной службы и управления, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация
УДК 332.025 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-81-88
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сектор малого и среднего предпринимательства является основой рыночной экономики развитых стран, в связи с чем органы государственной власти активно разрабатывают актуальные способы поддержки частного хозяйствования с учетом господствующих экономических и социальных тенденций. Так, одним из ключевых направлений правительственной поддержки на сегодняшний день ввиду массовой информатизации и компьютеризации является цифровое обеспечение бизнес-деятельности субъектов частного хозяйствования.
В современной России, как и в ведущих экономиках мира, задачам формирования электронной поддержки отводится важная роль. Концепция российского «электронного правительства» явилась синтезом зарубежного опыта и практики, однако при проецировании
social development
информационно-экономических стандартов развитых стран на российское государство данная концепция претерпела качественные изменения и преобразовалась в совершенно иную модель электронной поддержки бизнеса, которая обладает как преимуществами, так и недостатками. К последним следует отнести излишне «механизированный» способ перевода муниципальных и региональных услуг в электронный формат, отсутствие электронного проектирования с ориентацией на пользователя, чрезмерная дифференциация межведомственных электронных сервисов и пр. Решением отмеченных проблем в развитии российской системы электронной государственной поддержки предпринимательства может стать структурная цифровизация механизма взаимодействия власти и бизнеса. Иными словами, реализуемую концепцию «электронное правительство» необходимо трансформировать в «цифровую», расширив диапазон возможностей электронных услуг путем внедрения новейших цифровых технологий, которые в рамках данной статьи были разделены на две основные группы: электронные инструменты, функционирующие внутри «цифрового правительства», и «инициативные» электронные инструменты, свободно реализуемые как государством, так и частными лицами. На результат сформированного инструментария электронной государственной поддержки сектора малого бизнеса также повлиял анализ действующей системы российского электронного правительства, анализ принципов цифро-визации веб-ресурсов и преимуществ «цифры», определение причин невостребованности применяемых российскими властями электронных инструментов поддержки малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государство, государственная поддержка бизнеса, электронное правительство, цифровое правительство, облачные технологии, единый цифровой портал, государственные электронные ресурсы, инструментарий государственной электронной поддержки, принципы цифрового правительства.
IMPROVEMENT OF ELECTRONIC STATE SUPPORT TOOLS
FOR ENTREPRENEURSHIP
The small and medium-sized business sector is the basis of developed countries market economy, in connection with which the government authorities are actively developing relevant ways to support private business, taking into account the dominant economic and social trends. Thus, one of the key areas of government support today, in view of mass informatization and computerization, is digital support for private businesses activities.
In modern Russia, as in the leading economies of the world, the forming electronic support tasks play an important role. The Russian «electronic government» concept was a synthesis of foreign experience and practice, but when projecting information and economic standards of developed countries on the Russian state, this concept has undergone qualitative changes and transformed into a completely different electronic business support model, which has both advantages and disadvantages. The latter should include an unnecessarily «mechanized» method of converting municipal and regional services into electronic format, the lack of electronic design with user orientation, excessive differentiation of interdepartmental electronic services, etc. Structural digitalization of the mechanism can solve the noted problems in the development of the Russian system of electronic state support for entrepreneurship interaction of government and business. In other words, the «electronic government» implemented concept needs to be transformed into «digital», expanding the range of electronic services capabilities by introducing the latest digital technologies, which in this article were divided into two main groups: electronic tools that operate within the «digital government» and «initiative» electronic tools, freely implemented both by the state and by private individuals. The formed toolkit result of electronic state support for the small business sector was also influenced by the analysis of the current system of Russian e-government, the analysis of digitalization principles of web resources and the advantages of the «digit», the reasons determination for the lack of demand for electronic tools to support small businesses used by the Russian authorities.
Key words: small business, government, state business support, e-government, digital government, cloud technologies, single digital portal, government electronic resources, government electronic support tools, principles of digital government.
Социально-экономический прогресс развитых государств во многом определяется деятельностью местных властей по укреплению позиций малого и среднего бизнеса в стране и регионах. Актуальными инструментами поддержки предпринимательства на сегодняшний день являются информационные технологии и созданные на их основе интегрированные программные продукты, которые в совокупности обеспечивают акселерацию развития производства и оптимизацию управления компанией, упрощают процессы регистрации/ликвидации предприятия и снижают количество трансакционных издержек, которые претерпевают предприниматели на каждом этапе развития бизнеса.
Электронный формат государственного содействия хозяйственникам подразумевает создание и ведение информационных сайтов, приложений и сервисов с помощью унифицированных коммуникаций и интеграции телекоммуникаций и компьютеров с целью коллаборации усилий экономически активных граждан с органами государственной власти в области развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Активное использование указанных электронных ресурсов позволяет развивать бизнес-среду в том или ином регионе посредством мгновенного информирования и кон-
Социальное развитие
сультирования субъектов МСП по всем направлениям частного хозяйствования, включая нормативно-правовые, юридические, финансовые, технические и социальные аспекты [1].
Множество электронных инструментов государственной поддержки сегодня функционирует по принципу «одного окна», который реализуется в рамках «электронного правительства» и предполагает объединение тематических ресурсов на одном интернет-портале [2]. Данный формат организации электронной поддержки успешно апробирован многими государствами, лидерами среди которых на 2019 год являются: Дания, Австралия, Южная Корея, Англия, Швеция (таблица 1). В данном списке Россия занимает 32-е место и, несмотря на то, что в сравнении с предыдущим годом позиции страны по некоторым показателям улучшились, российское электронное правительство существенно отстаёт в развитии от западных аналогов.
К основным недостаткам российской электронной системы в сфере развития и поддержки сектора малого предпринимательства можно причислить:
1) дублирование традиционных очных форм обращения в электронные формы без использования цифровых возможностей и актуальных облачных технологий;
Таблица 1. Позиции Российской Федерации в рейтинге уровня развития электронного правительства Организации Объединенных Наций [3]
Страна Показатели на 2019 год Место в рейтинге
OSI HCL TII EGDI 2014-2015 2016-2017 2018-2019
Дания 1.0000 0.9472 0.7978 0.9150 16 9 1
Австралия 0.9722 1.0000 0.7436 0.9053 2 2 2
Южная Корея 0.9792 0.8743 0.8496 0.9010 1 3 3
Англия 0.9792 0.9200 0.8004 0.8999 8 1 4
Швеция 0.9444 0.9366 0.7835 0.8882 14 6 5
Финляндия 0.9653 0.9509 0.7284 0.8815 10 5 6
Сингапур 0.9861 0.8557 0.8019 0.8812 3 4 7
Новая Зеландия 0.9514 0.9450 0.7455 0.8806 9 8 8
Франция 0.9792 0.8598 0.7979 0.8790 4 10 9
Япония 0.9514 0.8428 0.8406 0.8783 6 11 10
США 0.9861 0.8883 0.7564 0.8769 7 12 11
Россия 0.9167 0.8522 0.6219 0.7969 27 35 32
Примечания: OSI (Online Service Index) — качество предоставляемых государством услуг; HCL (Human Capital Index) — объем человеческого капитала; TII (Telecommunication Infrastructure Index) — уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры; EGDI (E-Government Development Index) — среднее арифметическое трех вышеуказанных показателей.
Social development
2) отсутствие мероприятий по выявлению неэффективной (устаревшей) нормативной документации при переводе информации с бумажных носителей в электронные архивы и, как следствие, массовая дезинформация пользователей, которая вынуждает субъекты МСП нести излишние временные и финансовые издержки;
3) официальные муниципальные и региональные сайты в большинстве случаев не интегрированы между собой;
4) накопленная информация в системе электронного правительства при осуществлении анализа региональной и местной поддержки субъектов МСП фактически не используется;
5) отсутствие соответствующих мобильных приложений, способных качественно и бесперебойно предоставлять государственную поддержку субъектам сектора малого и среднего бизнеса.
Проблема, охватывающая все элементы электронной системы услуг, разрабатываемой российским государством, с нашей точки зрения, исходит из технократического понимания квинтэссенции электронного государства, что в итоге не приводит к улучшению делового климата в регионе, а лишь частично упрощает некоторые операции, воспроизводимые между органами власти и представителями бизнес-сообщества. Комплексная автоматизация внутриведомственных процессов в области оказания государственной поддержки сектору МСП не была достигнута
из-за неготовности местных и региональных администраций к быстрому переходу на веб-технологии. Таким образом, действующее электронное правительство по содержанию можно охарактеризовать традиционным, поскольку:
• обращения предпринимателей через электронные государственные сервисы могут рассматриваться несколько дней (аналогично при традиционной форме обращения);
• возможность подачи заявлений через государственные веб-сайты не исключают необходимости оформлять физические копии обращений-дубликатов и направлять их в ведомства лично или через традиционные почтовые сервисы;
• цифровые барьеры на территории России не позволяют хозяйственникам и, в частности, малым предпринимателям своевременно получать необходимую для развития бизнеса информацию и поддержку посредством электронного правительства (рисунок 1), так как около 28 % жителей России не используют веб-ресурсы ввиду следующих причин: отсутствие соответствующих коммуникаций, обеспечивающих быструю и качественную связь в сети Интернет; высокие финансовые затраты на подключение электронной сети; затрудненность в использовании веб-ресурсов (недостаток навыков работы в сети) и пр.
Схожие трудности с внедрением электронных технологий в систему взаимодействий «власть — общество — бизнес» испытывали
Рисунок 1. Процент пользователей сети Интернет от числа жителей каждого федерального округа РФ
на начало 2019 года [4]
многие развитые государства. Необходимость в реформировании электронного правительства была очевидна. Преодолеть недостатки существующей системы с минимальными издержками позволила комплексная цифро-визация структуры государственных услуг.
Социальное развитие
Таким образом, в основу новейшего электронного инструментария поддержки субъектов МСП были заложены принципы, обусловившие полный перевод функционирующих электронных услуг в цифровой формат (рисунок 2).
Рисунок 2. Принципы и основные элементы цифрового правительства [5]
Исходя из принципов, указанных на рисунке 2, можно выделить следующие преимущества цифровой государственной системы перед «электронным правительством»:
1) отсутствие шаблонов в предоставлении административных услуг;
2) отсутствие дублирования информационных данных за счет своевременной корректировки предметных решений в соответствии с актуальными потребностями пользователей «цифрового правительства»;
3) повышенная мобильность пользователей единого государственного портала за счет внедрения специальных цифровых приложений для смартфонов, переносных дек-стопных устройств и электронных планшетов;
4) комплексная цифровизация внутрисистемных процедур сокращает временные и финансовые издержки для всех участников государственно-частного взаимодействия;
5) информационные архивы (за исключением персональных данных) муниципальных, региональных и федеральных электронных порталов открыты для общего пользования;
6) цифровая система государственных услуг обеспечивает кибербезопасность информационных ресурсов, не нарушая непрерывности технологических процессов;
7) цифровизация государственно-частного взаимодействия предполагает сокращение информационного неравенства путем обеспечения соответствующей поддержки социальным группам, по тем или иным при-
social development
чинам лишенным доступа к цифровым правительственным услугам [6, 7].
В настоящее время некоторые цифровые инструменты в российской системе электронного правительства уже испытывались, однако ввиду межведомственной разобщённости на муниципальном и региональном уровнях государственного управления данные нововведения не привели к желаемым результатам [2]. Большая часть административных процедур все ещё выполняется вручную и дублируется в традиционном и электронном форматах. В связи с этим на реализуемом в России этапе внедрения системы электронной государственной поддержки сектора МСП авторами был разработан перечень инструментов, способных повысить эффективность процедур «Government-to-Business», производимых между органами власти и представителями бизнес-сообщества с целью развития частного хозяйствования и экономики региона в целом (таблица 2) [8].
Многие электронные инструменты, используемые органами власти при органи-
зации системы «электронного правительства», остались невостребованными субъектами малого и среднего предпринимательства ввиду следующих причин:
• необходимость дублирования обращений в форме устных и письменных заявлений в случаях, когда ответ в электронном формате находится на длительном рассмотрении;
• ожидание обратной связи пользователями сайта государственных услуг может превышать 2-3 дня;
• электронные государственные услуги по оказанию информационной, финансовой и социальной поддержки сектора МСП спроектированы и реализованы не с точки зрения пользователей сети, а с точки зрения сервис-менеджеров, что значительно усложняет процесс восприятия предпринимателями необходимой им информации;
• мобильное приложение портала государственных услуг содержит не весь перечень функций, доступных пользователям ПК.
Вследствие этого обе стороны государственно-частного взаимодействия несут
Наименование Характеристика
Инструменты «цифрового правительства» Единый цифровой портал Единый портал нового поколения, базирующийся на принципе транзакционной интеграции всех действующих на территории государства административных территориальных и муниципальных веб-сайтов. В отличие от существующего электронного портала, данная система позволяет совершать финансовые сделки на одном домене (без перехода на иные сайты).
Единая база данных Единое хранилище данных, базирующееся на принципе ключевого актива государства, не допускает дублирования информации за счет интеграции архивной документации муниципальных, региональных и федеральных сайтов в единое целое.
«Государственное облако» «Гособлако» в рамках цифрового правительства — это площадка для малых, средних и крупных поставщиков услуг на основе информационно-коммуникационных технологиий. Цифровое «Гособлако» предлагает широкий выбор цифровых инструментов для субъектов МСП (электронная почта, документооборот, электронное управление бизнесом и пр.) на едином портале с целью развития частного хозяйствования и улучшения бизнес-климата в регионе.
Платформы SaaS и PaaS «Platform as a Service» и «Software as a Service» - системы, позволяющие субъектам МСП сократить трансакционные издержки на развертывание и поддержку IT-сервиса. Данные платформы — это модели облачных услуг. SaaS предоставляет доступ к прикладному программному обеспечению, PaaS предоставляет операционную систему, базу данных, веб-сервер и пр. [9].
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) СМЭВ нового поколения (технологически усовершенствованная) предполагает ускоренное осуществление транзакций, передачи сообщений, обращений и иных взаимодействий между властью и бизнесом с учетом институциональных норм.
Порталы государственных закупок в онлайн-режиме Порталы государственных закупок нового поколения позволяют совершать G2B-сделки в режиме онлайн в рамках системы цифрового правительства.
Таблица 2. Актуальный инструментарий электронной системы поддержки предпринимательства
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Социальное развитие
«Инициативные» электронные инструменты Корпоративные цифровые платформы Система алгоритмизированных взаимодействий государства и бизнеса (или иных участников рынка), свободно функционирующая вне системы цифрового правительства. Корпоративные платформы наделены функциями коммуникации, анализа и мониторинга, позволяют хранить большой объем данных и оперировать «цифрами» в онлайновом режиме.
Мобильные приложения Мобильные приложения — это программные обеспечения для мобильных и дек-стопных переносных устройств. Ввиду быстрого роста мобильной аудитории в России и по всему миру создание и использование данных приложений в качестве инструмента поддержки сектора МСП является актуальной и необходимой задачей для государства, мерой стимулирования развития частного предпринимательства. Система цифрового правительства также предполагает разработку соответствующих мобильных программ, которые бы позволяли на смартфонах выполнять все те же процедуры, что и на компьютерах (производить прямые и обратные транзакции, отправлять обращения в государственные структуры, оперировать базами данных и пр.).
Цифровая платформа для внешней торговли Государственная цифровая платформа для внешней торговли с большим ассортиментом пользовательских сервисов призвана оказать поддержку малым и средним предприятием в выпуске продукции на внешний рынок с минимальными издержками [9].
Социальные и стри-минговые сети Социальные и стриминговые сети — наиболее быстрый и упрощенный способ обмена информацией, включающий в себя широкий спектр медиа-возможностей. Данные сети эффективны для формирования государственно-частного партнерства и оказания информационно-консультационной поддержки сектора МСП на муниципальном и региональном уровнях.
Смарт-контракты Смарт-контракт — это цифровой договор, хранящийся в распределенном реестре (блокчейне), который предоставляет возможность выполнять официальные сделки между государством и субъектами МСП без участия третьих лиц.
Мессенджеры Данные клиентские программы для обмена мгновенными сообщениями могут выступать в качестве мобильного инструмента государственной поддержки сектора МСП. Мессенджеры имеют ряд характеристик, которые функционируют и в социальных сетях, однако, их востребованность в использовании заметно выше.
трансакционные издержки: правительство на развитие электронных платформ расходует часть бюджетных средств, но при этом не получает отдачи от предпринимателей в качестве социальной и финансовой активности; бизнес-деятели при попытке использования электронных платформ сталкиваются с длительным ожиданием обратной связи, с необходимостью дублирования обращений и иными трудностями. Рассмотренные в таблице 2 электронные инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, при условии соблюдения принципов цифровизации, позволят вывести государственно-частные взаимодействия на качественно новый уровень и устранить цифровые барьеры между властью и бизнесом.
Список литературы
1. Зайнашева З.Г., Гавриленко И.Г. Информатизация системы управления региональным развитием (на примере Республики Башкортостан) // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 5. С. 18.
Выводы
Реализуемая на сегодняшний день концепция российского «электронного правительства» требует значительных трансформаций и, в первую очередь, в преобразовании стратегического подхода к разработке эффективных государственных услуг. Для успешного запуска облачной платформы, объединения ведомственных систем, внедрения качественных мобильных приложений, создания единой базы данных и, в конечном итоге, единой цифровой платформы необходимо развивать институциональную среду проектирования, реализовывать программы профессионального развития институциональных лидеров и способствовать сокращению цифровых барьеров среди российского населения, в том числе среди представителей сектора МСП.
2. Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В. Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства // Вопросы госу-
social development
дарственного и муниципального управления. 2019. № 1. С. 61-84.
3. UN E-Government Survey 2018. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/ en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2018 (дата обращения: 20.04.2019).
4. Количество пользователей интернета в России. URL: http://www.bizhit.ru/index/ users_count/0-151 (дата обращения: 20.04.2019).
5. Аналитический доклад «Цифровое правительство 2020: Перспективы для России». URL: http://www.iis.ru/docs/Digital-GovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения: 22.04.2019).
6. Косоруков А.А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) // Тренды и управление. 2017. № 4. С. 81-96.
7. Холодная Е.В. О некоторых перспективах развития электронного государственного управления в условиях цифровой трансформации // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. № 4. С. 193-199.
8. Курбанов З.М. Облачные технологии: обзор и применение // Вестник науки и образования. 2019. № 4-1 (58). С. 55-60.
9. Купревич Т.С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития // Экономический вестник университета: сб. науч. тр. ученых и аспирантов. 2018. № 37-1. С. 311-318.
References
1. Zainasheva Z.G., Gavrilenko I.G. Informatizatsiya sistemy upravleniya regional'nym razvitiem (na primere Respubliki Bashkortostan) [Informatization of the Regional Development Management System (on the Example of the Republic of Bashkortostan)]. Vestnik evraziiskoi nauki - Bulletin of Eurasian Science, 2018, Vol. 10, No. 5, pp. 18. [in Russian].
2. Kvanina V.V., Gromova E.A., Spiri-donova A.V. Informatsionnoe obespechenie gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v strukture elektronnogo pravitel'stva [Information Support of the State Support of Small and Medium Enterprises in the Structure of E-Government]. Voprosy gosu-
darstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya — Issues of State and Municipal Management, 2019, No. 1, pp. 61-84. [in Russian].
3. UN E-Government Survey 2018. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/ en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2018 (data obrashcheniya: 20.04.2019).
4. Kolichestvo pol'zovatelei interneta v Rossii [The Number of Internet Users in Russia]. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (data obrashcheniya: 20.04.2019). [in Russian].
5. Analiticheskii doklad «Tsifrovoe pravitel'stvo 2020: Perspektivy dlya Rossii» [Analytical Report «Digital Government 2020: Perspectives for Russia»]. URL: http://www.iis. ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (data obrashcheniya: 22.04.2019). [in Russian].
6. Kosorukov A.A. Tsifrovoe pravitel'stvo v praktike sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya (na primere Rossiiskoi Federatsii) [Digital Government in the Practice of Modern Public Administration (on the Example of the Russian Federation)]. Trendy i upravlenie — Trends and Management, 2017, No. 4, pp. 81-96. [in Russian].
7. Kholodnaya E.V. O nekotorykh perspek-tivakh razvitiya elektronnogo gosudarstvennogo upravleniya v usloviyakh tsifrovoi transformatsii [On Some Prospects for the Development of E-Government in the Conditions of Digital Transformation]. Gumanitarnye iyuridicheskie issledovaniya — Humanitarian and Legal Studies, 2018, No. 4, pp. 193-199. [in Russian].
8. Kurbanov Z.M. Oblachnye tekhnologii: obzor i primenenie [Cloud Technologies: Review and Application]. Vestnik nauki i obrazovaniya — Bulletin of Science and Education, 2019, No. 4-1 (58), pp. 55-60. [in Russian].
9. Kuprevich T.S. Tsifrovye platformy v mirovoi ekonomike: sovremennye tendentsii i napravleniya razvitiya [Digital Platforms in the Global Economy: Current Trends and Directions of Development]. Sbornik nauchnykh trudov uchenykh i aspirantov «Ekonomicheskii vestnik universiteta» [Collection of Scientific Works of Scientists and Graduate Students «Economic Bulletin of the University]. 2018, No. 37-1, pp. 311-318. [in Russian].