Научная статья на тему 'Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства'

Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1994
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кванина Валентина Вячеславовна, Громова Елизавета Александровна, Спиридонова Алена Вячеславовна

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) играют большую роль в развитии экономики страны, в связи с чем государством предусмотрены различные формы их поддержки. Однако многообразие официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах такой поддержки, а также невысокое ее качество ограничивают доступ к отдельным формам поддержки МСП. Цель предлагаемого исследования состоит в изыскании оптимальных способов предоставления полной и унифицированной информации о формах государственной поддержки субъектов МСП. Для ее достижения был осуществлен комплексный анализ действующего законодательства о формах поддержки данных субъектов, о государственных и муниципальных услугах, электронном правительстве, а также официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах поддержки таких субъектов. В результате осуществленного анализа был сделан вывод о возможности отнесения форм государственной поддержки МСП к государственным услугам, что позволит интегрировать их в структуру электронного правительства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кванина Валентина Вячеславовна, Громова Елизавета Александровна, Спиридонова Алена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium-sized enterprises play an important role in the development of the country’s economic potential. That is why the government has to support the development of small and medium-sized enterprises by different programs of governmental support. However, the diversity of the resources which contain the information about supporting programs and low quality of mentioned information leads to the lack of timely and full awareness of small and medium business of these programs. The aim of this research paper is to find optimal way of giving full and unified information about supporting programs. In order to achieve it current legislation on electronic government, public and municipal services, state support of small and medium-sized enterprises and official electronic sources which contain information about the governmental support were analyzed. Based on the result of analysis the conclusion was made to include the support of small and medium-sized enterprises into the list and register of public and municipal services. These, in its turn, will allow to integrate given programs into the structure of the electronic government.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в структуре электронного правительства»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В.1

Аннотация

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) играют большую роль в развитии экономики страны, в связи с чем государством предусмотрены различные формы их поддержки. Однако многообразие официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах такой поддержки, а также невысокое ее качество ограничивают доступ к отдельным формам поддержки МСП. Цель предлагаемого исследования состоит в изыскании оптимальных способов предоставления полной и унифицированной информации о формах государственной поддержки субъектов МСП. Для ее достижения был осуществлен комплексный анализ действующего законодательства о формах поддержки данных субъектов, о государственных и муниципальных услугах, электронном правительстве, а также официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах поддержки таких субъектов. В результате осуществленного анализа был сделан вывод о возможности отнесения форм государственной поддержки МСП к государственным услугам, что позволит интегрировать их в структуру электронного правительства России.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; государственная поддержка; государственные и муниципальные услуги; электронное правительство.

1 Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета. Адрес: 454082, Челябинск, ул. Коммуны, д. 149. E-mail: [email protected] Громова Елизавета Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета. Адрес: 454082, Челябинск, ул. Коммуны, д. 149. E-mail: [email protected]

Спиридонова Алена Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета. Адрес: 454082, Челябинск, ул. Коммуны, д. 149. E-mail: [email protected]

Введение

Существенная роль в решении задачи по стабилизации существующей экономической ситуации и дальнейшему развитию отечественного экономического потенциала отводится субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако на сегодняшний день доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес в Российской Федерации, составляет около 20%, а доля их занятости в экономике - около 25%, что значительно ниже аналогичных показателей в странах с развитой экономикой. Так, например, в странах ЕС малый бизнес обеспечивает 70% рабочих мест в национальной экономике, а в Китае доля субъектов МСП составляет 90% (Liu, Hueng, 2017).

Подобное отставание обусловило постановку перед государством задачи по развитию государственной поддержки субъектов МСП (см. об этом: Кванина, 2016). Так, в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. отмечается, что стабильное развитие сектора МСП предполагает значительную поддержку данных субъектов в долгосрочной перспективе. В первую очередь данную задачу следует решать за счет оказания государственных форм поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июня 2007 г. N 209-ФЗ (далее - ФЗ N 209). В соответствии со ст. 16 данного Закона, поддержка субъектов МСП включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержку субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность. Следует отметить, что перечень форм государственной поддержки является открытым (ч. 3 ст. 16 ФЗ N 209).

Предоставляемая субъектам МСП государственная поддержка оказывает положительный эффект на ключевые финансово-экономические показатели МСП, ВВП и бюджета РФ. Например, в рамках Программы поддержки МСП МЭР в 2013 г. прирост ВВП на 1 вложенный рубль составил 27,6 руб. Наиболее эффективной оказалась консультационная поддержка: 1 рубль поддержки в рамках Центров поддержки предпринимательства и Центров поддержки экспорта обеспечил дополнительный прирост выручки МСП на 641 и 119 руб. соответственно2.

Причины низкой вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в программы государственной поддержки

Во всех странах с рыночной моделью хозяйствования государственная поддержка МСП осуществляется через особые программы. В России, например, поддержка данного сегмента экономики, как следует

2 Оценка эффективности программы поддержки МСП МЭР [Электронный ресурс]. URL: https:// home.kpmg.com/ru/ru/home/insights/2015/09/msp_survey.html (дата обращения: 02.11.2018).

из ст. 3 ФЗ N 209, осуществляется в соответствии с государственными (муниципальными) программами (подпрограммами), а также через деятельность Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Корпорация МСП). Согласно ст. 3 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, государственная программа РФ - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. Все государственные программы РФ подлежат размещению на портале государственных программ РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет3.

На данном портале указанные программы размещены в соответствии с пятью ключевыми направлениями: «Новое качество жизни» (13 госпрограмм поддержки), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (18 госпрограмм поддержки), «Эффективное государство» (4 госпрограммы поддержки), «Сбалансированное региональное развитие» (6 госпрограмм поддержки), «Обеспечение национальной безопасности» (2 программы господдержки). Данные направления распределяют программы поддержки по сфере деятельности. При этом программы поддержки субъектов МСП не выделены в отдельное направление и, следовательно, могут быть найдены далеко не сразу (находятся в подпрограмме «Развитие МСП» в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика»).

Статистика свидетельствует, что программы государственной поддержки субъектов МСП охватывают всего лишь около 2% предпринимателей (см. об этом: Белых, 2015; Поповиц, 2011). Причины такого незначительного охвата программами поддержки данных субъектов кроются не только в недостаточности у государства ресурсов на эти цели, но и в отсутствии своевременной и полной информированности об этих программах и формах их реализации у субъектов МСП.

Об этой проблеме напрямую заявлено в Стратегии развития МСП в Российской Федерации до 2030 г. В данном правовом акте также отмечается слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры, что препятствует развитию малого и среднего предпринимательства4. Аналогичный вывод следует и из результатов исследований оценки удовлетворенности субъектов МСП поддержкой государства, которые не удовлетворены «ка-

3 Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru (дата обращения: 02.11.2018).

4 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» от 02.06.2016 N 1083-р // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.

чеством» электронных ресурсов, содержащих информацию о такой поддержке (см.: Погорелов, 2012). Представители МСП либо не знают о существовании необходимых ресурсов, либо находят их содержание неудовлетворительным. При этом отсутствие необходимой информации о предоставлении отдельных форм поддержки субъектам МСП может привести к их получению одним и тем же субъектом МСП, не исключается при этом и коррупционный состав5.

В связи с этим целью исследования стал поиск оптимальных способов предоставления полной и унифицированной информации о формах государственной поддержки субъектов МСП. При этом гипотезой, лежащей в его основе, явилась идея о возможности отнесения государственной поддержки субъектов МСП к государственным услугам, что позволило бы разместить информацию обо всех формах государственной поддержки субъектов МСП и условиях их получения на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также получить поддержку через иные сайты и порталы электронного правительства.

Заметим, что на сегодняшний день опубликовано большое количество научных трудов, посвященных как общим вопросам МСП (Ершова, 2013; Белых, 2015), так и отдельным формам такой поддержки (Кванина, 2016), а также оценке их эффективности (Бартош, Верхушина, 2014; Кузнецов, Быкова, 2017).

Однако работ, посвященных возможности отнесения государственной поддержки МСП к государственным услугам, оценке доступности информации о формах поддержки, содержащейся на официальных электронных ресурсах, на момент написания данной статьи ее авторами не было выявлено.

Методология исследования

Достижение поставленной авторами цели исследования потребовало применения метода системного анализа действующего законодательства о формах государственной поддержки субъектов МСП, электронном правительстве, государственных и муниципальных услугах, а также официальных российских и зарубежных электронных ресурсов, содержащих информацию о поддержке субъектов МСП. Кроме того, данное исследование проведено с использованием метода количественного и качественного контент-анализа информации о формах поддержки субъектов МСП, содержащейся на электронных ресурсах (официальных сайтах и порталах) России и ряда иностранных государств.

5 См. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 г.». Подготовлен Счетной палатой РФ // Бюллетень Счетной палаты. 2017. № 7. С. 111-171; Хромушкин П.Н. Успешный бизнес - залог роста экономики. Актуальные вопросы надзора за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства // Прокурор. 2015. № 3.

Зарубежный опыт отражения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на официальных электронных ресурсах

Одной из ключевых задач, стоящих перед современными правительствами, является создание возможностей для повышения качества оказания государственных услуг, в том числе посредством оказания таких услуг в электронном формате (см.: Soon Ch., 2010). Зарубежные исследователи называют такую модель взаимодействия «Открытое правительство 2.0», в котором информационные и телекоммуникационные технологии играют важную роль (см.: Sandoval-Almazan, 2013).

Как отмечают отдельные авторы, оказание государственных услуг в электронном формате (public e-service) позволяет государству взаимодействовать с частным сектором 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году, что обеспечивает удобство, прозрачность и продуктивность такого взаимодействия (см.: Garson, 2006). Например, согласно Директиве открытого правительства США, в основе такого правительства лежит принцип коллаборации (collaboration) - взаимодействия граждан и правительства в целях улучшения его сервисов и услуг6.

Такое взаимодействие представляется возможным с появлением «подрывных технологий» (disruptive technologies), в числе которых сайты и порталы сети Интернет и различные электронные сервисы (см.: Gomez-Reynoso, Sandoval-Almazan, 2017).

Активное использование указанных электронных ресурсов дало возможность государству более эффективно взаимодействовать с МСП, в том числе и по вопросам предоставления им различных форм государственной поддержки. Как отмечается в Докладе ОЭСР, роль субъектов МСП важна в развитии экономики, в связи с чем создание комфортной бизнес-среды -задача каждого государства7.

Информацию, размещаемую на большинстве электронных ресурсов зарубежных стран, характеризует полнота ее подачи и предоставления. В частности, на официальных сайтах и порталах «Open Government Portal of Canada»8 Королевства Канады, Small and Medium Enterprises Portal of Singapore9 Республики Сингапур размещена полная информация о формах поддержки субъектов МСП (или сделаны ссылки на ресурсы с этой информацией).

6 Open Government Directive 8 Dec 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.whitehouse.gov/omb/ assets/memoranda 2010/m10-06.pdf (05.11.2018); Transparency and Open Government [Электронный ресурс]. URL: http://www.whitehouse.gov/thepressoffice/TransparencyandOpenGovernment (дата обращения: 05.11.2018).

7 Report of Organization for Economic Co-operation and Development Enhancing the contributions of SMES in a global and digitalised economy [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/mcm/ documents/C-MIN-2017-8-EN.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

8 Open Government Portal of Canada [Электронный ресурс]. URL: https://open.canada.ca/data/en/ dataset?res_format=XLS&keywords=small+and+medium-sized+enterprises (дата обращения: 07.08.2018).

9 Small and Medium Enterprise Portal of Singapore [Электронный ресурс]. URL: https://www.smeportal.sg/ content/smeportal/en/home.html (дата обращения: 07.08.2018).

Так, Портал МСП Сингапура содержит ссылки с информацией: о займах, кредитах и грантах (Money Matters: Loans, Grants10); об участии в публичных закупках (Government Contracts & Tenders11); об информационной (Resources) и консультационной поддержке (Learning).

В свою очередь, Портал открытого правительства Королевства Канады в разделе «Для бизнеса» (Business) содержит ссылки на программы финансовой поддержки (Government Financing Program12), консультационной поддержки (Expert Business and Technical Advice13) и др.

Перейдя по ссылке «Государственные займы для МСП» (Government guaranteed scheme for loans to SMEs) на портале Правительства Королевства Нидерландов, субъект МСП может подать заявку на необходимый ему заём14. Так, заполнив предложенную форму, заявитель должен отправить ее на указанную на Портале электронную почту и ждать ответа от консультанта. Аналогичным образом можно воспользоваться различными формами поддержки субъектов МСП в рамках Порталов государственных услуг правительств Шотландии15 и Ирландии16.

В рамках отдельных сайтов правительств и порталов поддержки МСП процесс подачи обращения за той или иной формой государственной поддержки автоматизирован в целях удобства заявителей-субъектов МСП. В частности, официальный сайт Электронного правительства Сингапура (GovTech Portal of Singapore) содержит ссылку на портал финансовой поддержки (Business Grants Portal of the Government of Singapore). Данный ресурс предоставляет субъектам предпринимательства возможность подать заявку на получение такой формы поддержки, указав необходимую информацию. В свою очередь, система автоматически направляет заявку на адрес соответствующего государственного органа или организации. При этом заявитель может отследить судьбу поданной заявки, а при принятии решения система сообщит результаты рассмотрения его заявления17.

Следует заметить, что в странах-членах ЕС государственная поддержка субъектов МСП предоставляется наряду с другими государственными

10 SME's Portal: Money matters [Электронный ресурс]. URL: https://www.smeportal.sg/content/smeportal/ en/moneymatters.html (дата обращения: 06.11.2018).

11 Government Contracts & Tenders [Электронный ресурс]. URL: https://www.smeportal.sg/content/ smeportal/en/opportunities/government-contracts-tenders.html (дата обращения: 06.11.2018).

12 Find a loan for your small business [Электронный ресурс]. URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/csbfp-pfpec. nsf/eng/h_la00007.html (дата обращения: 06.11.2018).

13 Expert Business and Technical Advice [Электронный ресурс]. URL: https://www.ic.gc.ca/app/scr/ innovation/list-liste/96ab47b0a52c43e9?all=true (дата обращения: 06.11.2018).

14 Government of Netherlands: support for SMEs [Электронный ресурс]. URL: https://english.rvo.nl/ subsidies-programmes/dutch-trade-and-investment-fund-dtif/investments/conditions-and-application (дата обращения: 07.11.2018).

15 Government of Scotland: support for business [Электронный ресурс]. URL: https://www.mygov.scot/ business/ (дата обращения: 07.11.2018).

16 Government of Ireland: Support for business [Электронный ресурс]. URL: https://www.localenterprise.ie/ Discover-Business-Supports/Supporting-SMEs-Online-Tool/ (дата обращения: 07.11.2018).

17 E-government of Singapore: Business grunting Portal [Электронный ресурс]. URL: https://www. businessgrants.gov.sg/how_it_works (дата обращения: 07.11.2018).

услугами в рамках Порталов государственных услуг Франции18, Португалии19, Эстонии20, Финляндии21. Например, на официальном сайте «Портал государственных услуг Латвийской Республики»22 размещена информация о возможности подачи заявки субъектами МСП для получения различных видов поддержки, в том числе и консультационной (Incubation and Pre-Incubation Support). Аналогично официальному сайту «Электронного правительства Республики Сингапур», указанный портал содержит специальные сервисы, позволяющие оформить заявку, автоматически направить ее адресату (соответствующему государственному органу или организации), отслеживать ее судьбу и получить уведомление о принятом решении23.

Анализ зарубежных электронных ресурсов позволил прийти к выводу о том, что содержащаяся в них информация, как правило, является доступной, поскольку размещается на ресурсах, известных гражданам этих государств и простых при техническом применении. Кроме того, такая информация в большей части является актуальной и полной, содержит сведения о всех формах государственной поддержки. При этом некоторые из таких ресурсов содержат техническую возможность предоставления государственной поддержки по принципу «одного окна». Данные выводы основываются на следующем:

- информация о формах государственной поддержки МСП размещается чаще всего на официальных сайтах открытого электронного правительства или же на порталах оказания государственных услуг, созданных на базе таких сайтов, - на наиболее известных населению ресурсах;

- предусмотрена возможность обращения за государственной поддержкой в электронной форме с использованием онлайн-сервисов (получение автоматически) через такой сайт (портал).

Состояние официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России

Подъем экономического потенциала страны, являющийся одним из важнейших векторов развития российского общества, невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий,

18 Public Services Portal of France [Электронный ресурс]. URL: https://www.service-public.fr/associations/ vosdroits/F3180 (дата обращения: 07.11.2018).

19 Portugal Public Services Portal [Электронный ресурс]. URL: https://www.portaldocidadao.pt/web/ gabinete-para-os-meios-de-comunicacao-social/incentivo-a-consolidacao-e-ao-desenvolvimento-das-empresas-de-comunicacao-social-regional-e-local (дата обращения: 07.11.2018).

20 Estonia Public Services Portal [Электронный ресурс]. URL: https://www.eesti.ee/en/entrepreneur/ (дата обращения: 07.11.2018).

21 National Public Services Portal of Finland: Suomi.fi - information and services for your life events [Электронный ресурс]. URL: https://www.suomi.fi/company (дата обращения: 07.11.2018).

22 State Service Portal of Latvia [Электронный ресурс]. URL: https://www.latvija.lv/en/PPK/2261/2265 (дата обращения: 06.11.2018).

23 Public Administration Services Portal of Latvia [Электронный ресурс]. URL: https://www.latvija.lv/en/ PPK/Uznemejdarbiba/ES-strukturfondi-granti-nacionalas-/p4494/ProcesaApraksts (дата обращения: 06.11.2018).

а также оказания социальнозначимых услуг в электронном виде24. Однако использование таких технологий само по себе еще не является «фактором успеха» (Видясова, Чугунов, 2017); таковым может выступать эффективность применения таких технологий (Гуляева, 2016). Это, в свою очередь, предполагает грамотное размещение информации, ее своевременное обновление, равно как и соответствующую форму ее подачи (Ревякин, 2018).

Информация о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов МСП и их классификации по видам экономической деятельности; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектов МСП является общедоступной и размещается в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов МСП в пределах их компетенции, и (или) на созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет25.

Одновременно с органами государственной власти и органами местного самоуправления обязанность по информационному обеспечению в области поддержки субъектов МСП возлагается на организации, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

В настоящее время сложилась многоступенчатая система информационного обеспечения субъектов МСП о существующих формах поддержки и реализован ряд инициатив по созданию сервисов и информационных систем для МСП. Так, только на федеральном уровне создано несколько таких порталов: федеральный портал МСП26, бизнес-навигатор МСП27, официальный сайт Корпорации МСП28. На региональном уровне также существует множество порталов и иных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах государственной поддержки субъектов МСП.

Сравнительный анализ федеральных, а также региональных информационных ресурсов отдельных субъектов РФ, посвященных госу-

24 См., например, Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы»), утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 // СЗ РФ. 2014. N 18. Ст. 2129.

25 Требования к информации утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 N 505 «Об утверждении требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 45.

26 Федеральный портал МСП [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru/ (дата обращения: 07.08.2018).

27 Портал Бизнес-навигатора МСП [Электронный ресурс]. URL: https://smbn.ru/msp/main.htm (дата обращения: 07.05.2018).

28 Официальный сайт Корпорации МСП [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 07.08.2018).

дарственной поддержке субъектов МСП29, проводился по таким показателям, как: полнота содержащейся в них информации о формах государственной поддержки субъектов МСП; наличие технических возможностей, позволяющих обратиться за получением поддержки непосредственно с такого ресурса или перейдя по ссылке на другой ресурс (по аналогии с зарубежными электронными ресурсами); наличие дублирующих ресурсов.

Анализ показал, что большинство данных сайтов содержит неполную и разрозненную информацию о формах поддержки субъектов МСП. Одним из примеров, иллюстрирующих указанную проблему, является официальный сайт Корпорации МСП, на котором осуществляются сбор и обработка данных в отношении 171 муниципального образования30. Заметим, что на 1 января 2018 г. в России насчитывалось около 22,5 тыс. муниципальных образований, что свидетельствует о том, что данный сайт не вполне удовлетворяет потребности субъектов МСП в информации о формах государственной поддержки.

В качестве другого примера сайта федерального значения можно привести Федеральный портал МСП, в рамках которого предполагается возможность выбрать регион Российской Федерации и узнать о формах поддержки субъектам МСП, которые можно получить в его границах. Однако на практике не каждый из сайтов и порталов, на которые система автоматически направляет пользователя, содержит всю доступную информацию о таких формах поддержки в соответствующем регионе. Так, например, перейдя по ссылке «Тюменская область» раздела «Поддержка МСП в регионах», можно обнаружить информацию лишь об одном виде финансовой формы поддержки - о субсидии на развитие лизинга оборудования31.

Информация о формах поддержки субъектов МСП, как правило, дублируется на ряде сайтов. В большинстве случаев она содержится на сайтах официальных органов власти субъектов РФ (например, сайтах: Правительства Курганской области32 и Правительства Челябинской области33, Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства - регионального института развития, созданного Правительством Свердловской области для финансового обеспече-

29 Перечень официальных электронных ресурсов субъектов РФ и их муниципалитетов определен на основе случайной выборки.

30 См. Методические рекомендации по вопросам оказания информационной и маркетинговой поддержки субъектам МСП, устанавливающие требования к сведениям и базам данных, которые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию МСП» в целях наполнения Бизнес-навигатора малого и среднего предпринимательства (утверждены решением Совета директоров АО «Корпорация малого и среднего предпринимательства» 23.12.2016, протокол № 24) // https://smbn.ru/files/ogv_info/metod.pdf (дата обращения: 07.08.2018).

31 Раздел «Малое и среднее предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tyumen-region.ru/support (дата обращения: 07.08.2018).

32 Сайт Правительства Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://kurganobl.ru/malyy-i-sredniy-biznes (дата обращения: 07.11.2018).

33 Сайт Правительства Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: http://pravmin74.ru/ podderzhka-malogo-biznesa (дата обращения: 11.11.2018).

ния развития малого и среднего бизнеса34, Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Правительства Тюменской области35, Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ36, Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа37). Кроме того, в каждом из указанных субъектов РФ создан специальный сайт (портал) для субъектов МСП, информация на которых отличается как по форме подачи, так и по содержанию. Например, в Челябинской области есть портал «Территория бизнеса»38, в Свердловской области - портал Малого и среднего предпринимательства39; аналогичные порталы созданы также и в других субъектах Уральского федерального округа.

Более того, информация об отдельных формах поддержки в некоторых субъектах Уральского федерального округа содержится и на официальных сайтах организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. В частности, в Курганской области информация об отдельных формах поддержки представлена на сайте гарантийного фонда40, регионального центра инжиниринга Курганской области41, бизнес-инкубатора Курганской области42.

Чаще всего на сайтах, посвященных поддержке субъектов МСП, содержится информация не о всех формах поддержки, а в основном о финансовой (см. порталы поддержки МСП в Приморском крае43, Липецкой области44, Воронежской области45, Республики Саха (Якутия)46, Ленинградской области47).

34 Сайт Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (региональный институт развития, созданный в 2002 г. Правительством Свердловской области для финансового обеспечения развития малого и среднего бизнеса) [Электронный ресурс]. URL: https://sofp.ru/ (дата обращения: 13.11.2018).

35 Деловой портал Правительства Тюменской области, созданный Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.tyumen-region.ru/support/ (дата обращения: 05.11.2018).

36 Сайт Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ [Электронный ресурс]. URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/maloe-predprinimatelstvo/ (дата обращения: 20.10.2018).

37 Сайт Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. URL: https://de.yanao.ru/activity/32/ (дата обращения: 25.10.2018).

38 Портал МСП «Территория бизнеса» Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: https://xn--74-6kcdtbngab0dhyacwee4w.xn--p1ai/ (дата обращения: 18.10.2018).

39 Портал Малого и среднего предпринимательства Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://66msp.ru/ (дата обращения: 05.10.2018).

40 Гарантийный фонд Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://garantfond45.ru/ (дата обращения: 25.10.2018).

41 Региональный центр инжиниринга Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://xn--45-vlc5a4a.xn--p1ai/ (дата обращения: 04.11.2018).

42 Бизнес-инкубатор Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://инкубатор45.рф (дата обращения: 04.11.2018).

43 Портал МСП Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://mb.primorsky.ru/support (дата обращения: 07.08.2018).

44 Портал МСП Липецкой области [Электронный ресурс]. URL: http://mb48r.ru/registry/program (дата обращения: 07.08.2018).

45 Портал МСП Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: http://business.govvrn.ru/measure (дата обращения: 07.08.2018).

46 Портал МСП Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. URL: http://portal.b14.ru/podderzhka/ imushhestvennaya-podderzhka/ (дата обращения: 07.08.2018).

47 Портал МСП Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfc47.ru (дата обращения: 07.08.2018).

Вместе с тем следует отметить ресурсы отдельных субъектов РФ, на которых отражены все формы поддержки субъектов МСП, а также представлена необходимая информация о правилах их получения: официальные сайты Центра услуг для бизнеса Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы48 (раздел, посвященный поддержке субъектам МСП) и Министерства экономического развития Республики Татарстан49.

Анализ указанных сайтов свидетельствует о разрозненности, зачастую о дублировании информации о поддержке субъектов МСП (если речь идет о сайтах одного субъекта РФ), что, безусловно, усложняет ее поиск. Полагаем, что подобная ситуация является следствием распределения отдельных функций по поддержке субъектов МСП среди различных органов власти и субъектов, составляющих инфраструктуру поддержки данных субъектов. Достаточно сказать, что, по данным Корпорации МСП, в реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, насчитывается более 600 таких организаций, среди них - 83 гарантийные организации, 66 центров поддержки предпринимательства, 22 центра инноваций социальной сферы, 54 центра координации поддержки экспортноориентированных МСП, 4 центра народно-художественных промыслов, 143 бизнес-инкубатора, 25 объектов промышленных парков и технопарков, 121 организация поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства и др.50.

Аналогичный вывод содержится и в рамках Проекта Минэкономразвития России «Upgrade-лаборатория по перезагрузке мер поддержки МСП», где отмечается, что в настоящее время существует более 1000 порталов для МСП, большинство неудобны и предоставляют сервис низкого качества, что только усложняет доступ для предпринимателей к мерам поддержки. Множество региональных сайтов дублируют функционал, зачастую содержат неактуальную информацию51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Непоследовательное и несистематическое информационное освещение программ поддержки субъектов МСП снижает их эффективность (см. об этом: Ершова, 2018). В связи с этим директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России подчеркивает, что речь должна идти о реализации сервисной модели поддержки МСП, которая предполагает, в том числе, ее доступность и обеспечение ее в режиме «одного окна»52.

48 Центр услуг для бизнеса г. Москвы [Электронный ресурс]. URL: http://www.mbm.ru/informatsiia/ podderzhka (дата обращения: 07.08.2018).

49 Официальный сайт Минэкономразвития Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http:// mert.tatarstan.ru/rus/predprinimatelstvo.htm (дата обращения: 07.08.2018).

50 Доклад Министерства экономического развития «О достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы за 2016-2017 гг.[Электронный ресурс]. URL: http://smb. gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg..pdf (дата обращения: 06.11.2018).

51 Проект Минэкономразвития России «Upgrade-лаборатория по перезагрузке мер поддержки МСП» [Электронный ресурс]. URL:http://smb.gov.ru/analytics/17992.html (дата обращения: 09.11.2018).

52 http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/17901.html (дата обращения: 01.11.2018).

Таблица 1

Состояние официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах государственной поддержки МСП

Порталы МСП и иные официальные электронные ресурсы Содержит информацию о всех формах государственной поддержки МСП Содержит информацию об одной/ нескольких формах государственной поддержки МСП Дублирует информацию о формах государственной поддержки МСП Наличие технических возможностей обращения за государственной поддержкой через официальный электронный ресурс

ш 2 Ж Федеральный портал МСП - + + -

в /о Официальный сайт Корпорации МСП - + + -

е Бизнес-навигатор МСП - + + +

Официальный сайт Минэкономразвития Республики Татарстан + - + -

Портал МСП Липецкой области - + + +

Портал МСП Воронежской области - + + -

Портал МСП Свердловской области - + + +

Портал МСП Приморского края - + + -

Портал МСП Республики Саха (Якутия) - + + -

ш Портал МСП Ленинградской области - + + -

Региональны Деловой портал Тюменской области - + + -

Официальный сайт Правительства Курганской области - + + -

Официальный сайт Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - + + -

Официальный сайт Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа - + + +

Портал МСП «Территория бизнеса» Челябинской области + + + +

Официальный сайт Центра услуг для бизнеса г. Москвы + - + +

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства как вид государственных услуг, подлежащий отражению на платформах электронного правительства

В условиях глобальной цифровизации важной тенденцией развития государственного управления стало создание электронного правительства, в сферу деятельности которого входит, в том числе, предоставление государственных услуг в электронной форме. Понятие государственных услуг можно вывести через определение функций по оказанию государственных услуг, сформулированных в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. N 314, под которыми понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (далее - ФЗ N 210), государственные и муниципальные услуги подлежат включению, соответственно, в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Предоставление государственной (муниципальной) поддержки субъектам МСП как вида государственной (муниципальной) услуги в данных реестрах отсутствует, в то время как отдельные меры поддержки, например многодетным семьям, социальная поддержка пенсионеров, могут оказываться в рамках предоставления государственных (муниципальных) услуг53.

Услуги, отнесенные к категории государственных и муниципальных услуг, подлежат включению и в Единый портал государственных и муниципальных услуг. Под ним понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ к сведениям о них, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг предприниматели могут получить услуги Корпорации МСП, в том числе услуги

53 Постановление Правительства РФ «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» от 27.09.2011 N 797 // СЗ РФ. 2011. N 40. Ст. 5559.

по подбору по заданным параметрам информации о недвижимом имуществе, включенном в перечни государственного и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 ФЗ N 209; услуги по предоставлению по заданным параметрам информации об организации участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг, в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, конкретных заказчиков, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ; услуги по предоставлению по заданным параметрам информации о формах и условиях финансовой поддержки субъектов МСП; услуги по предоставлению информации об органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления, организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, о формах и условиях поддержки, предоставляемой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях субъектам МСП; услуги по регистрации на Портале Бизнес-навигатора МСП54. Как видно, данные услуги преимущественно носят информационный характер и могут быть получены в электронном виде.

Вместе с тем наличие на Едином портале государственных и муниципальных услуг возможностей получения государственной поддержки субъектов МСП преимущественно в виде услуг Корпорации МСП не отвечает на вопрос о том, является ли деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию форм поддержки субъектов МСП видом государственной услуги и чем обусловлено невнесение данных услуг в реестр таких услуг.

Сущностная черта государственной услуги заключается в том, что это деятельность по реализации функций (полномочий) соответствующего органа (ст. 2 ФЗ N 210). К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относятся разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10, п. 1 ст. 11 ФЗ N 209).

Указанные органы должны, кроме того, размещать информацию об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки МСП и др. (ст. 19, ФЗ N 209).

Из анализа вышеприведенных положений законов напрашивается вывод о том, что размещение информации о государственной поддержке субъектов МСП входит в полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а следовательно, является видом государственной (муниципальной) услуги (информационной поддержкой МСП).

54 Перечень услуг утвержден Протоколом № 27 Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 08.02.2017. Официальный сайт Корпорации МСП [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/ uslugi-cherez-mfts/ (дата обращения: 06.11.2018).

Что касается иных форм государственной поддержки данных субъектов, то необходимо учитывать следующее.

Предоставление государственных (муниципальных) услуг осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 4 ФЗ N 210, к которым относится, в том числе, заявительный порядок обращения за предоставлением данных услуг (т.е. для обращения лиц в соответствующие органы за получением государственной услуги не требуется получения каких-либо разрешений).

Аналогичный принцип закреплен и в ФЗ N 209: поддержка субъектов МСП осуществляется на основе заявительного порядка обращения данных субъектов за оказанием поддержки (п. 1 ст. 14). В числе принципов поддержки субъектов МСП в данном законе обозначен и принцип оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 1Э5-ФЗ (в п. 4 ст. 14 данного Закона закреплено, что для предоставления субъектам МСП государственных и муниципальных преференций в соответствии с программами их развития согласия антимонопольного органа не требуется).

Таким образом, основания для невключения деятельности по предоставлению поддержки субъектам МСП в перечень и реестр государственных и муниципальных услуг, Единый портал государственных и муниципальных услуг отсутствуют. И, соответственно, информация о программах (подпрограммах) поддержки субъектов МСП может быть размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг, что позволит значительно поднять уровень информированности и оперативного реагирования МСП, а также реально реализовать один из принципов поддержки МСП - равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации соответствующих программ, к участию в данных программах (п/п 3 п. 1 ст. 14 ФЗ № 209).

Следующим шагом в этом направлении (отнесение государственной поддержки субъектов МСП к государственным услугам и внесение ее в Единый портал государственных и муниципальных услуг) могло бы стать оказание поддержки субъектам МСП через многофункциональные центры или в электронном виде. Об этом говорится и в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. В соответствии с данным нормативным правовым актом требуется создание единой информационно-сервисной инфраструктуры предпринимательства, что реализуемо через расширение практики предоставления услуг малому и среднему предпринимательству в специализированных многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, которые обеспечат предоставление им полного спектра услуг, в том числе комплексных услуг в зависимости от бизнес-ситуации, по принципу «одного окна», а также в электронной форме.

Как следует из раздела I Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утвержденной Правительством РФ 25 декабря 2013 г. № 2516-р), значительное число востребованных услуг, предоставляемых на федеральном уровне, отсутствует на Едином портале и доступно только через официальные сайты органов (организаций), предоставляющих услуги, или через специализированных операторов, в том числе за плату. При этом такие сайты часто не интегрированы с Единым порталом и Единой системой идентификации и аутентификации.

Анализ Единого портала государственных и муниципальных услуг в контексте форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

При написании статьи был проведен контент-анализ информации, размещенной на Едином портале государственных и муниципальных услуг с выборкой услуг по ключевым словам «поддержка малого и среднего предпринимательства», по местоположению, которое соответствует названиям субъектов РФ (данные актуальны на 10 ноября 2018 г.). По заданным условиям были проанализированы сайты 85 субъектов РФ на предмет возможности получения субъектами МСП финансовой, информационной/консультационной, имущественной, а также иных форм поддержки, к которым, в том числе, относятся меры поддержки в сфере образования, ремесленной деятельности, сельского хозяйства, внешнеэкономической деятельности и др.

Таблица 2

Формы поддержки субъектов МСП на Едином портале государственных и муниципальных услуг

№ Субъекты РФ Услуги корпорации МСП Финансовая поддержка Информационная / консультационная поддержка Имущественная поддержка Иные формы поддержки

1 Республика Адыгея да нет да нет нет

2 Алтайский край да да да нет нет

3 Республика Башкортостан да да да да да

4 Республика Бурятия да да да нет нет

5 Республика Дагестан да да да нет да

6 Республика Ингушетия да нет нет нет нет

7 Кабардино-Балкарская республика да да да да да

8 Республика Калмыкия да да нет нет да

№ Субъекты РФ Услуги корпорации МСП Финансовая поддержка Информационная / консультационная поддержка Имущественная поддержка Иные формы поддержки

9 Карачаево-Черкесская республика да нет да нет нет

10 Республика Карелия да да нет да нет

11 Республика Коми да да нет да нет

12 Республика Крым да нет нет нет нет

13 Республика Марий Эл да да нет нет нет

14 Республика Мордовия да нет нет да нет

15 Республика Саха да да нет нет да

16 Республика Северная Осетия - Алания да да да нет да

17 Республика Татарстан да нет нет нет нет

18 Республика Тыва да да нет нет да

19 Удмуртская республика да нет нет нет нет

20 Республика Хакасия да да нет да нет

21 Чеченская республика да нет нет нет нет

22 Чувашская республика да да нет да нет

23 Алтайский край да да да нет нет

24 Забайкальский край да да да нет нет

25 Камчатский край да нет да нет нет

26 Краснодарский край да да нет нет нет

27 Красноярский край да да да да нет

28 Пермский край да да да нет да

29 Приморский край да да да да нет

30 Ставропольский край да да да нет да

31 Хабаровский край да да да да нет

32 Амурская область да да нет да нет

33 Архангельская область да да нет да да

34 Астраханская область да да нет нет нет

35 Белгородская область да да да да да

36 Брянская область да нет да нет да

№ Субъекты РФ Услуги корпорации МСП Финансовая поддержка Информационная / консультационная поддержка Имущественная поддержка Иные формы поддержки

37 Владимирская область да да нет нет да

38 Волгоградская область да да да да да

39 Вологодская область да нет нет да нет

40 Воронежская область да нет нет да нет

41 Ивановская область да да да да нет

42 Иркутская область да да да да нет

43 Калининградская область да нет нет да нет

44 Калужская область да да нет да нет

45 Кемеровская область да да да да нет

46 Кировская область да нет да нет нет

47 Костромская область да нет нет нет нет

48 Курганская область да нет нет да нет

49 Курская область да нет нет нет нет

50 Ленинградская область да да да да нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 Липецкая область да нет нет нет нет

52 Магаданская область да нет нет нет нет

53 Московская область да нет да да нет

54 Мурманская область да да нет да нет

55 Нижегородская область да да нет да да

56 Новгородская область да нет да нет нет

57 Новосибирская область да да нет да да

58 Омская область да да да нет нет

59 Оренбургская область да да да да нет

60 Орловская область да нет нет нет нет

61 Пензенская область да нет да нет нет

62 Псковская область да нет нет нет нет

63 Ростовская область да да да да нет

64 Рязанская область да нет нет нет нет

65 Самарская область да нет да нет нет

№ Субъекты РФ Услуги корпорации МСП Финансовая поддержка Информационная / консультационная поддержка Имущественная поддержка Иные формы поддержки

66 Саратовская область да нет нет нет нет

67 Сахалинская область да да нет нет нет

68 Свердловская область да нет нет да нет

69 Смоленская область да да да да нет

70 Тамбовская область да нет да нет нет

71 Тверская область да нет нет нет нет

72 Томская область да да нет нет нет

73 Тульская область да нет да да нет

74 Тюменская область да да да нет нет

75 Ульяновская область да да да да нет

76 Челябинская область да да да да нет

77 Ярославская область да да да да нет

78 Москва да нет нет да нет

79 Санкт-Петербург да нет нет да нет

80 Севастополь да нет нет нет нет

81 Еврейская АО да нет нет нет нет

82 Ненецкий АО да нет нет нет нет

83 Ханты-Мансийский АО да да да да да

84 Чукотский АО да да нет да нет

85 Ямало-Ненецкий АО Да нет нет да нет

Источник: Составлена авторами.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о следующем:

- через Единый портал государственных и муниципальных услуг во всех регионах РФ без исключения предусмотрена возможность выхода субъектами МСП на сайт Корпорации МСП и получения услуг данной Корпорации;

- финансовая поддержка через Единый портал государственных и муниципальных услуг в ключе регионального доступа доступна лишь в отношении местоположения 48 субъектов РФ, что составляет около 56% от общего числа субъектов РФ;

- информационная/консультационная поддержка через Единый портал государственных и муниципальных услуг доступна в отношении ме-

стоположения 39 субъектов РФ, что составляет около 45% от общего числа субъектов РФ;

- имущественная поддержка через Единый портал государственных и муниципальных услуг доступна в отношении местоположения 40 субъектов РФ, что составляет около 47% от общего числа субъектов РФ;

- иные формы поддержки через Единый портал государственных и муниципальных услуг доступны в отношении местоположения 17 субъектов РФ, что составляет 20% от общего числа субъектов РФ. Вышеизложенное доказывает, что во многих субъектах РФ отдельные формы поддержки субъектов МСП доступны в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг, что свидетельствует о фактическом признании таких услуг видом государственных услуг.

* * *

Таким образом, в настоящий период происходит интенсивное «включение» государственной поддержки субъектов МСП в информационно-электронную среду. Однако разобщенность электронных ресурсов, их многообразие, разный формат подачи соответствующей информации о формах поддержки субъектов МСП приводят к несоблюдению принципа поддержки данных субъектов - равенства доступа субъектов МСП к поддержке в рамках государственных программ. В связи с этим предлагаемое решение указанной проблемы - необходимость закрепления форм государственной поддержки субъектов МСП в качестве вида государственных услуг, что приведет к обязательному размещению форм государственной поддержки субъектов МСП на сайтах Единого портала государственных и муниципальных услуг для всех субъектов Российской Федерации, которые «работают» по единым для них правилам.

Зарубежный опыт предоставления государственной поддержки МСП через сайты электронного правительства позволяет предложить следующий алгоритм предоставления такой поддержки субъектам МСП в рамках российского портала государственных услуг: 1) предоставление запрашиваемой формы поддержки в разделе «Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (в рамках подраздела «Малому и среднему предпринимательству»); 2) заполнение заявителем заявления с указанием в нем необходимой информации; 3) после обработки заявления система предоставит информацию о способе получения запрашиваемой формы поддержки: направляя на соответствующий официальный сайт или указывая, что обратиться за данной формой поддержки возможно в рамках портала государственных и муниципальных услуг в электронном формате.

Выводы, к которым пришли авторы, могут использоваться в нормо-творческом процессе, в деятельности электронного правительства, а также как основа дальнейших исследований государственной поддержки субъектов МСП как вида государственной услуги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартош А.А., Верхушина Е.Н. Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. - 2015. - № 14. -С. 691-693.

2. Белых В.С., Звездина Т.М. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности. Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2017.

3. Видясова Л.А., Чугунов А.В. Востребованность порталов государственных и муниципальных услуг (на примере Санкт-Петербурга) // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - № 2. - С. 165-185.

4. Гуляева В.Б. Электронное взаимодействия государства и бизнеса: проблемы и перспективы // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - № 3. - С. 31-40.

5. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 9. - С. 1130-1138.

6. Кванина В.В. Особенности правового режима отдельных форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское и корпоративное право. - 2016. - № 2. - С. 42-46.

7. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в России // Финансы: теория и практика. - 2017. - № 6 (21). -С. 50-59.

8. Погорелов В.В. Оценка удовлетворенности субъектов малого предпринимательства поддержкой государства: вопросы методики и практики // Российское предпринимательство. - 2012. - № 13. - С. 241-250.

9. Поповиц В.А. Методы поддержки малого и среднего бизнеса // Консультант. - 2011. -№ 23. - С. 35-43.

10. Правовой бизнес-навигатор по малому и среднему предпринимательству: монография / отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Проспект, 2018. - 400 с.

11. Ревякин С.А. Об эффективности электронных платформ участия граждан в государственном управлении // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - № 2. - С. 94-113.

12. Хромушкин П.Н. Успешный бизнес - залог роста экономики. Актуальные вопросы надзора за исполнением законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства // Прокурор. - 2015. - № 3. С. 12-19.

13. Garson P. Public Information Technology and E-Governance: Managing the Virtual State. London: Jones & Bartlett. 2006.

14. Gomez-Reynoso J., Sandoval-Almazan R. The Adoption of e-Government Services in Mexico: Citizens' Perception Analysis American Journal of Industrial and Business Management. 2013. N. 3. P. 12-22.

15. Liu P., Hueng J. Measuring Real Business Condition in China. China Economic Review. 2017. N. 26. P. 261-274.

16. Sandoval-Almazan R., Luna-Reyes L.F., Luna-Reyes D.E., Gil-García J.R., Puron-Cid G., Picazo-Vela S. Building Digital Government Strategies Principles and Practices. NY: Springer. 2017.

17. Soon Ch., Shulman S., Sandoval A., Hovy E. Government 2.0: Making Connections Between Citizens, Data and Government. Information Polity. 2010. N. 15. P. 1-9.

INFORMATION SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE E-GOVERNMENT STRUCTURE

Valentina V. Kvanina

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Entrepreneurial, Competitive and Environmental Law, National Research University South Ural State University. Address: South Ural State University, 76 Lenin Av., 454080 Chelyabinsk, Russian Federation.

Elizaveta A. Gromova

PhD (in Law), Assistant Professor, Department of Entrepreneurial,

Competitive and Environmental Law, National Research

University South Ural State University

Address: South Ural State University, 76 Lenin Av.,

454080 Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Alena V. Spiridonova

PhD (in Law), Assistant Professor, Department of Entrepreneurial,

Competitive and Environmental Law, National Research

University South Ural State University

Address: South Ural State University, 76 Lenin Av.,

454080 Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Abstract

Small and medium-sized enterprises play an important role in the development of the country's economic potential. That is why the government has to support the development of small and medium-sized enterprises by different programs of governmental support. However, the diversity of the resources which contain the information about supporting programs and low quality of mentioned information leads to the lack of timely and full awareness of small and medium business of these programs. The aim

Kvanina V.V., Gromova E.A., Spiridonova A.V. Information Support of Small and Medium-Sized Enterprises...

of this research paper is to find optimal way of giving full and unified information about supporting programs. In order to achieve it current legislation on electronic government, public and municipal services, state support of small and medium-sized enterprises and official electronic sources which contain information about the governmental support were analyzed. Based on the result of analysis the conclusion was made to include the support of small and medium-sized enterprises into the list and register of public and municipal services. These, in its turn, will allow to integrate given programs into the structure of the electronic government.

Keywords: small and medium-sized enterprises; state support; state and municipal services; electronic government.

Citation: Kvanina, V.V., Gromova, E.A. & Spiridonova, A.V. (2019). Informatsion-noe obespechenie gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v strukture elektronnogo pravitelstva [Information Support of Small and Medium-Sized Enterprises in the E-Government Structure]. Public Administration Issues, no 1, pp. 61-84 (in Russian).

REFERENCES

1. Bartosh, A.A. & Verkhushina, E.N. (2015). Ob effektivnosti mer gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [On the Efficiency of State Support Measures for Medium and Small Enterprises], Young Scientist, no 14, pp. 691-693.

2. Belykh, V.S. & Zvezdina, T.M. (2017). Gosudarstvennoye i dogovornoye regulirovaniye predprinimatelskoy deyatel'nosti [The State and Contract Regulation of Business Activity]. Moscow: Prospekt.

3. Ershova, I.V. (2013). Definitsiya sub'yekta malogo i srednego predprinimatelstva: zakonodatel'nyye, statisticheskiye, doktrinal'nyye podkhody [Definition of the Subject of Small And Medium-Sized Business: Legislative, Statistical, Doctrinal Approaches]. Actual problems of Russian law, no 9, pp. 1130-1138.

4. Ershova, I.V. (2018). Pravovoi biznes-navigatorpo MSP [SME's Legal Business Navigator]. Moscow: Prospekt.

5. Garson, P. (2006). Public Information Technology and E-Governance: Managing the Virtual State. London: Jones & Bartlett.

6. Gomez-Reynoso, J. & Sandoval-Almazan, R. (2013). The Adoption of e-Government Services in Mexico: Citizens' Perception Analysis. American Journal of Industrial and Business Management, no 3, pp. 12-22.

7. Gulyaieva, V.B. (2016). Elektronnoje vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa: problem i per-spectivy [State and Business Electronic Interaction: Problems and Prospects]. Midrussian Bulletin of Social Sciences, no 3, pp. 31-40.

8. Kvanina, VV. (2016). Osobennosti pravovogo rezhima otdel'nyh form imushhestvennoj podderzhki sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Unique Features of the Legal Regime of Certain Forms of Material Support for Small and Medium-Sized Enterprises]. Business and Corporate law, no 2, pp. 42-46.

9. Khromushkin, N.P. (2015). Uspeshnyi biznes - zalog rosta ekonomiki [Successful business as a condition for economic growth]. Procekutor, no 3, pp. 12-19.

10. Kuznetsov, Y.V. & Bykova, N.V. (2017). Effektivnost' gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rossii [Efficiency of State Support of Small Business in Russia]. Finance: theory and practice, no 6 (21), pp. 50-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Liu, P. & Hueng, J. (2017). Measuring Real Business Condition in China. China Economic Review, no 26, pp. 261-274.

12. Pogorelov, V.V. (2012). Otsenka udovletvorennosti sub»yektov malogo predprinimatel'stva podderzhkoy gosudarstva: Voprosy metodiki i praktiki [Evaluation of Small Business Entities Satisfaction with State Support: Methodology and Practice Issues]. Journal of Russian Entrepreneurship, no 10, pp. 241-250.

13. Popovits, V.A. (2011). Metody podderzhki malogo i srednego biznesa [Methods of Supporting Small and Medium-Sized Businesses]. Consultant, no 23, pp. 35-43.

14. Revyakin, S.M. (2018). Ob effektivnosti elektronnykh platform uchastiya grazhdan v uprav-lenii [On the Effectiveness of Electronic Platforms of Citizen Participation in Public Administration]. Public Administration Issue, no 2, pp. 94-113 (in Russian).

15. Sandoval-Almazan, R., Luna-Reyes, L.F., Luna-Reyes, D.E., Gil-Garcia, J.R., Puron-Cid, G., Picazo-Vela, S. (2017). Building Digital Government Strategies Principles and Practices. NY: Springer.

16. Soon, Ch., Shulman, S., Sandoval, A. & Hovy, E. (2010). Government 2.0: Making Connections Between Citizens, Data and Government. Information Policy, no 15, pp. 1-9.

17. Vidiasova, L.A., Chugunov, A.V. (2017). Vostrebovannost' portalov gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (na primere Sankt-Peterburga) [Citizens' awareness and satisfaction with public services' portals (The case of Saint Petersburg)]. Public Administration Issues, no 2, pp. 165-185 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.