Научная статья на тему 'Совершенствование региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства'

Совершенствование региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ПЕРМСКОГО КРАЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ВИРТУАЛЬНЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ПЛАТФОРМА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТОРОВ ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / DIGITAL ECONOMY OF THE PERM REGION / DIGITAL TECHNOLOGIES / ELECTRONIC BUSINESS / VIRTUAL ECONOMIC RELATIONS / REGIONAL REGULATORY PLATFORM / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ATTRACTIVE LEGAL AND ECONOMIC CLIMATE FOR FOREIGN INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаркина А. В., Кузнецова О. А.

Введение. С учётом приоритетов государственной политики в сфере экономического и инновационного развития Пермского края, оценки регионального потенциала цифровой экономики, стратегического значения хозяйственной деятельности, реализуемой субъектами малого и среднего предпринимательства, для экономики региона и страны в целом дана оценка фактическому воздействию норм, посвящённых инструментам развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Цель. Цель настоящего исследования заключается в совершенствовании региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона в условиях цифровой экономики Российской Федерации с учётом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, что в конечном счёте будет способствовать развитию в Пермском крае электронного бизнеса, санации и повышению конкурентоспособности экономики Пермского края на глобальном рынке. Методология. Общеметодологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод познания правовой действительности, позволивший исследовать инструменты развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в их развитии, рассмотреть проблематику инструментария комплексного развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с учётом изменившихся социально-экономических условий в неразрывном единстве с иными смежными инструментами, актуальными для нужд цифровизации общества. В работе были использованы такие универсальные научные методы, как анализ и синтез доктринальных и нормативных материалов. Кроме того, применялись специально-юридические методы: метод правового моделирования, позволяющий конструировать возможные правовые ситуации при использовании цифровых инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае; метод системного толкования, применяемый при оценке фактического воздействия региональных норм, посвящённых инструментам развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Результаты. В статье предложен такой новый инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как региональная электронная платформа для продвижения товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства Пермского края. Уделено внимание и уровню цифровой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей их товаров, работ и услуг: сделан вывод о недостаточном уровне обладания цифровыми компетенциями. Заключение. Необходимо совершенствовать региональную нормативную платформу с учётом экономических тенденций. Так, важно повсеместно внедрять цифровые компетенции, в том числе на профессиональном уровне применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства Пермского края, с целью повышения бизнес-активности молодёжи и иных представителей трудоспособного населения. Что касается собственно внедрениях новых инструментов развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, то региональному законодателю предлагается разработать за счёт средств регионального бюджета новую электронно-информационную платформу для продвижения товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства Пермского края. Предложенные меры по активизации хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть восприняты и другими регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаркина А. В., Кузнецова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Regional Regulatory Platform Tools for the Development of Small and Medium Businesses

Introduction. Taking into account the priorities of the state policy in the field of economic and innovative development of the Perm region, assessment of the regional potential of the digital economy, the strategic importance of economic activities implemented by SMEs for the economy of the region and the country as a whole, the actual impact of the norms on the instruments of development of small and medium-sized enterprises in the Perm region is assessed. The purpose of this study is to improve the regional regulatory platform of tools for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region in order to gain the status of an investment-attractive region in the digital economy of the Russian Federation, taking into account the Strategy of the information society in the Russian Federation, which will ultimately contribute to the development of e-business in the Perm region, rehabilitation and competitiveness of the economy of the Perm region in the global market. Methodology. The General methodological basis of the study was the dialectical-materialistic method of cognition of legal reality, which allowed to study the tools of development of small and medium-sized businesses in the Perm region in their development, to consider the problems of tools for the integrated development of small and medium-sized businesses in the Perm region, taking into account the changed socio-economic conditions in inseparable unity with other related tools relevant to the needs of digitalization of society. Such universal scientific methods as analysis and synthesis of doctrinal and normative materials were used in the work. In addition, special legal methods were used: the method of legal modeling, which allows to design possible legal situations using digital tools for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region; the method of systematic interpretation used in assessing the actual impact of regional norms on the tools of development of small and medium-sized businesses in the Perm region. Results. The article proposes a new tool for the development of SMEs as a regional electronic platform for the promotion of goods, works and services of SMEs in the Perm region. Attention is paid to the level of digital literacy of SMEs and consumers of their goods, works and services: the conclusion about the lack of digital competence. Conclusion. It is necessary to improve the regional regulatory platform taking into account economic trends: it is important to introduce digital competencies everywhere, including at the professional level in relation to SMEs in the Perm region, in order to increase the business activity of young people and other representatives of the working population. As for the actual introduction of new tools for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region, we propose that the regional legislator develop a new electronic information platform at the expense of the regional budget to promote goods, works and services sold by SMEs in the Perm region. We believe that the measures proposed by us to enhance the economic activity of SMEs can be perceived by other regions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 4. С. 94-103.

УДК 346.2

Б01 10.24147/1990-5173.2019.16(4).94-103

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПЛАТФОРМЫ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А. В. Захаркина, О. А. Кузнецова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия

Введение. С учётом приоритетов государственной политики в сфере экономического и инновационного развития Пермского края, оценки регионального потенциала цифровой экономики, стратегического значения хозяйственной деятельности, реализуемой субъектами малого и среднего предпринимательства, для экономики региона и страны в целом дана оценка фактическому воздействию норм, посвящённых инструментам развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Цель. Цель настоящего исследования заключается в совершенствовании региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с целью завоевания им статуса инвестиционно привлекательного региона в условиях цифровой экономики Российской Федерации с учётом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, что в конечном счёте будет способствовать развитию в Пермском крае электронного бизнеса, санации и повышению конкурентоспособности экономики Пермского края на глобальном рынке. Методология. Общеметодологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод познания правовой действительности, позволивший исследовать инструменты развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в их развитии, рассмотреть проблематику инструментария комплексного развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае с учётом изменившихся социально-экономических условий в неразрывном единстве с иными смежными инструментами, актуальными для нужд цифровизации общества. В работе были использованы такие универсальные научные методы, как анализ и синтез док-тринальных и нормативных материалов. Кроме того, применялись специально-юридические методы: метод правового моделирования, позволяющий конструировать возможные правовые ситуации при использовании цифровых инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае; метод системного толкования, применяемый при оценке фактического воздействия региональных норм, посвящённых инструментам развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Результаты. В статье предложен такой новый инструмент развития субъектов малого и среднего предпринимательства, как региональная электронная платформа для продвижения товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства Пермского края. Уделено внимание и уровню цифровой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства и потребителей их товаров, работ и услуг: сделан вывод о недостаточном уровне обладания цифровыми компетенциями. Заключение. Необходимо совершенствовать региональную нормативную платформу с учётом экономических тенденций. Так, важно повсеместно внедрять цифровые компетенции, в том числе на профессиональном уровне применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства Пермского края, с целью повышения бизнес-активности молодёжи и иных представителей трудоспособного населения. Что касается собственно внедрениях новых инструментов развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, то региональному законодателю предлагается разработать за счёт средств регионального бюджета новую электронно-информационную платформу для продвижения товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства Пермского края. Предложенные меры по активизации хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть восприняты и другими регионами.

Ключевые слова: цифровая экономика Пермского края; цифровые технологии; электронный бизнес; виртуальные хозяйственные связи; региональная нормативная платформа; субъекты малого и среднего предпринимательства; привлекательный для зарубежных инвесторов правовой и экономический климат.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 19-411-590001р_а.

1. Введение

Цифровой спектр экономики Пермского края широко известен за пределами региона. В этой сфере в крае работает около 16 тыс. человек, приблизительно 700 предприятий, общий объём этого сектора оценивается примерно в 35 млрд руб. При этом потенциал цифровой экономики огромен. Прогресс идёт так стремительно, что уже сегодня надо дать цифровой экономике адекватную правовую оценку. Если этого не сделать сегодня, то завтра Пермский край может оказаться в роли «догоняющих» регионов страны.

Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1325-п «Об утверждении государственной программы Пермского края "Экономическая политика и инновационное развитие"» одной из подпрограмм этой программы выступает «Развитие малого и среднего предпринимательства». Приоритеты государственной политики в сфере экономического и инновационного развития Пермского края определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, Законом Пермского края от 26 февраля 2009 г. № 392-ПК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае» (далее - Закон ПК о СМиСП), а также иными нормативными актами.

Примечательно, что если вопросы правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) исследованы в цивилистической науке на достойном научном уровне [1; 2; 3] (особенно применительно к участию этих субъектов в госзакупках [4; 5; 6]), то относительно оценки регионального законодательства Пермского края в этой сфере нам не удалось найти ни одной научной работы.

В связи с этим специальное правовое исследование региональных инструментов развития МСП представляется весьма актуальным, особенно в условиях широкомасштабной цифровизации российского общества. Представляется, что перед исследовате-

лями этих проблем стоят такие стратегически важные задачи, как компетентная оценка фактического воздействия региональных норм, посвящённых инструментам развития МСП; разработка нового инструментария комплексного развития МСП с учётом изменившихся социально-экономических условий; создание региональной нормативной платформы электронного бизнеса; разработка системы нормативных предписаний регионального значения, обеспечивающих нужды цифровой экономики, в сфере функционирования субъектов МСП и др.

2. Методология

В работе были использованы такие универсальные научные методы, как анализ и синтез доктринальных и нормативных материалов. Кроме того, применялись специально-юридические методы: метод правового моделирования, позволяющий конструировать возможные правовые ситуации при использовании цифровых инструментов развития субъектов МСП в Пермском крае; метод системного толкования, применяемый при оценке фактического воздействия региональных норм, посвящённых инструментам развития МСП в Пермском крае.

3. Об инструментах развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то очевидное обстоятельство, что Закон ПК о СМиСП не оперирует такой категорией, как «инструменты развития субъектов МСП»: лаконичность данного закона (он содержит в себе всего 8 статей) не способствует созданию чёткого представления о том, какие конкретно формы поддержки субъектов МСП актуальны.

В законе обращается внимание, что к числу таких форм относятся: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность, деятельность в приоритетных отраслях развития МСП. При этом в Законе ПК о СМиСП отсутствует содержательная

характеристика перечисленных форм поддержки, а также механизм их получения, что, с одной стороны, требует обращения к иным актам регионального и местного значения, содержащим разъяснение указанных вопросов, а с другой - свидетельствует о декларативности норм указанного закона.

Вместе с тем развитие субъектов МСП решает ряд стратегических задач для любого региона России, а именно способствует развитию самозанятости населения, снижению уровня безработицы, повышению налоговых доходов в региональный бюджет, улучшению инвестиционного климата и т. д.

4. Оценка фактического воздействия норм, посвящённых инструментам развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае

Отметим, что согласно данным Инвестиционного портала города Перми (Ьйр://туе81 gorodperm.ru/) число субъектов МСП в Перми в расчёте на 10 тыс. человек населения в 2017 г. составило 618,2, а в 2018 г. - 620. Как видим, прослеживается устойчивая тенденция к незначительному росту числа субъектов МСП, что следует стимулировать соответствующими мерами. При этом структура субъектов МСП по видам экономической деятельности в Перми выглядит следующим образом (данные по 2018 г.): 34,5 % - оптовая и розничная торговля; 13,6 % - строительство; 8,5 % - научная и техническая деятельность; 8,3 % - деятельность по операциям с недвижимостью; 8,3 % - обрабатывающее производство. Отметим, что 56 % доходов от оборота предприятий МСП приходится на оптовую и розничную торговлю.

К основным направлениям поддержки субъектов МСП в Перми относятся имущественная, информационная и консультационная поддержка, проведение ярмарочных мероприятий, общегородских мероприятий, направленных на развитие МСП, а также конкурсов, нацеленных на популяризацию предпринимательской и инновационной деятельности.

Имущественная поддержка выражается через осуществление закупок у субъектов МСП (к примеру, в 2018 г. - 44,61 % закупок от общего числа закупок), сдачу в аренду муниципального имущества, преимущественное право на приобретение муниципального

имущества, поддержку резидентов Пермского городского бизнес-инкубатора (к примеру, в 2018 г. в бизнес-инкубаторе появилось 28 новых предпринимателей).

Информационная и консультационная поддержка субъектов МСП в Перми реализуется через узкотематические мероприятия, проводимые на базе бизнес-инкубатора «Мэйкерспэйс», на такие темы, как аддитивные технологии; 3Б-моделирование; изготовление печатных плат. Кроме того, в рамках «Мэйкерспэйс» были успешно реализованы такие проекты, как «Экзоскелет «Стаханов»; «1-Та1к»; «Умный тонометр». Инвестиционный портал города Перми, о котором уже шла речь выше, содержит важную информацию для субъектов МСП: актуальную информацию о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства; план торгов земельных участков; реестр инвестиционных площадок; сервис «Налоговый калькулятор».

В 2019 г. действует проект Пермского городского бизнес-инкубатора, именуемый «Мэйкерспэйс». В его основные задачи входят: развитие технологического предпринимательства в городе Перми, повышение научной составляющей проектов, автоматизация и роботизация существующих процессов на предприятиях. В бизнес-инкубаторе «Мейкерспейс» не занимаются производством - это территория, предназначенная для разработки и тестирования проектов.

Финансовая поддержка субъектов МСП выражается через субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Так, благодаря информационной и консультационной поддержке 11 проектов пермских предпринимателей в 2018 г. получили субсидии на общую сумму более 56 млн руб. В 2019 г. для участия в конкурсе было направлено 40 заявок от субъектов МСП; 13 предпринимателей из Перми допущены к участию в конкурсе.

Организация ярмарок как одна из мер поддержки субъектов МСП имеет своей целью: ликвидацию несанкционированной торговли; создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах (работах, услугах); поддержку товаров (работ, услуг) местных производителей.

Общегородские мероприятия, направленные на развитие МСП, проводятся в рамках ежегодного форума «Дни пермского бизнеса» (в 2018 г. число участников форума составило 2 150 человек).

Стимулирование молодых учёных и специалистов к созданию малых инновационных предприятий в Пермском крае осуществляется за счёт организации конкурса «УМНИК», направленного на популяризацию предпринимательской и инновационной деятельности. Так, в 2018 г. 38 участвовавших в конкурсе проектов получили гранты по 500 тыс. рублей.

Однако, несмотря на отдельные положительные показатели в сфере развития субъектов МСП Перми и Пермского края, количество субъектов МСП и интерес к этой сфере деятельности остаются крайне незначительными для региона.

5. Значение цифровых компетенций для бизнес-активности молодёжи Пермского края

Согласно данным Проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2014» в РФ только 4,7 % граждан трудоспособного возраста относятся к числу начинающих бизнесменов. В то же время в развитых странах это процент значительно выше: в США -13,8 %; Бразилии - 17,2 %; Китае - 15,5 %; ЮАР - 7 %. Одной из причин низкой бизнес-активности молодёжи Пермского края является низкий уровень правовой и экономической грамотности, а также отсутствие необходимых для предпринимательства компетенций. К числу значимых для осуществления хозяйственной деятельности в современных условиях компетенций следует отнести цифровые, получившие обстоятельное научно-практическое изучение в зарубежной цивилистике [7; 8; 9]. В отечественной юридической науке указанная тематика не так популярна [10].

При этом большая часть российского общества на данный момент не является носителями цифровых компетенций, не отличается медиаграмотностью, что ставит под угрозу политическую стратегию прорыва в технологическом и производственном развитии.

Значительное отставание Российской Федерации от мировых цифровых лидеров объясняется как пробелами в нормативной

базе для цифровой экономики, так и отсутствием единой политической стратегии повсеместного внедрения цифровых компетенций и обеспечения медиаграмотности как неотъемлемых элементов правовой и политической культуры российского общества.

Потребность в цифровых компетенциях обнаруживается во всех сферах, имеющих прямое отношение к обеспечению качества жизни человека, как то: цифровизация государственного управления, цифровизация образования, цифровизация кадров, цифрови-зация нормативной платформы цифровой экономики и т. д. Таким образом, обеспечить цифровой суверенитет Российской Федерации можно только совместными усилиями представителей юридических, политических, педагогических, психологических, экономических и иных социальных наук, а также представителей бизнеса в их междисциплинарном взаимодействии.

Поскольку ключевым ресурсом в условиях цифровой среды является человек, постольку уровень его адаптации к возможностям цифровой экономики, совокупность его цифровых знаний, умений и навыков, наконец, уровень его правовой и политической культуры предопределяют ход мирового исторического процесса.

Категория «цифровые компетенции» фигурирует в некоторых нормативных актах. Так, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утверждённых Правительством РФ от 29 сентября 2018 г., отмечается следующее: «Всё большее число граждан Российской Федерации признаёт необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако показатели использования персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Российской Федерации всё ещё ниже, чем в Европе. Существует разрыв в цифровых навыках между различными группами населения (в 2018 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, составляла лишь 26 процентов по результатам международного исследования Р1ААС)».

Обеспечение постоянного обновления кадрового потенциала цифровой экономики заявлено в качестве одной из задач в Публичной декларации целей и задач Минэконом-

развития России на 2018 г. При этом в качестве ожидаемого результата достижения заявленной цели видится «формирование цифровых компетенций граждан», критерием оценки которого обозначены разработка он-лайн-курсов по обеспечению «цифровой грамотности» трудоспособного населения по основным сквозным цифровым технологиям; разработка программ подготовки и переподготовки преподавателей для эффективного внедрения модели компетенций.

На важность формирования цифровых компетенций у обучающихся, необходимых для нужд Цифровой экономики, также обращается внимание и в Письме Минобрнауки России от 24 августа 2018 г № 08-ПГ-МОН-41769 «О рассмотрении обращения».

Актуализация специального исследования цифровых компетенций обеспечивается также проектируемыми нормами гражданского права: так, в Государственную Думу Российской Федерации внесён Проект Федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации», которым введены в цивилистический категориальный аппарат «цифровые права» [11-16], реализация которых в отсутствие цифровых компетенций не представляется возможной.

Думается, что необходимо целенаправленно заниматься внедрением цифровых компетенций: проводить публичные лекции, продвигать социальную рекламу, специально обучать представителей субъектов МСП.

6. О внедрении новых инструментов развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае

На наш взгляд, цифровая экономика требует существенного преобразования форм осуществления экономической деятельности. В этой связи особую значимость для экономики Пермского края приобретает увеличение доли товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП Пермского края в цифровой форме, в объёме валового внутреннего продукта, что является неотъемлемым условием выхода пермского бизнеса на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.

Интересно, что в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства

в Российской Федерации на период до 2010 г. среди причин малочисленности и неэффективности субъектов МСП в регионах названы низкий платёжеспособный спрос и слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры на отдельных территориях, что препятствует ведению предпринимательской деятельности в качественно новых форматах.

На наш взгляд, в условиях развития информационного общества на первый план выходит информационное продвижение товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами МСП. Осуществление традиционной хозяйственной деятельности на стационарных торговых площадках не соответствует современным тенденциям рынка. Так, в современных экономических условиях всё большую популярность приобретает продвижение товаров, работа и услуг через ресурсы сети Интернет: с помощью социальных сетей («Вконтакте», «БасеЬоок», «Instagram», «Одноклассники»), таргетинговой рекламы, ресурсов «ЯндексДиректа» и т. д. Подобное продвижение требует значительных финансовых ресурсов, которыми начинающий бизнесмен в лице субъекта МСП, как правило, не обладает. В итоге привлечение клиентов становится крайне затруднительным, что приводит к невостребованности товаров, работ или услуг, реализуемых субъектом МСП. В результате бизнес становится нерентабельным, что приводит к его ликвидации либо банкротству. Учитывая обозначенные факторы, считаем возможным предложить региональному законодателю новый проект - электронную площадку для продвижения бизнес-продукции, реализуемой субъектами МСП

[17].

Известно, что на сегодняшний день подобные ресурсы уже созданы и эффективно существует: достаточно вспомнить такие площадки, как «Ау^о», «Юла» и пр. Однако, во-первых, указанные площадки являются частными, они функционируют на возмездной основе, достаточно часто участниками этих площадок выступают лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность (лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, не зарегистрированные как юридическое лицо). В то же время к субъектам МСП относятся только те, которые соответствуют установленным

законом требованиям, в том числе зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [18; 19]. Так, субъекты МСП, находящиеся в этом реестре и осуществляющие свою деятельность в городе Перми и Пермском крае, могли бы продвигать свои товары, работы и услуги через специальный электронный ресурс, который мы условно будем называть «1111» (что означает «ПокупайПермское»), доступный как в сети Интернет, так и в мобильном приложении [20]. Размещение товаров, работ и услуг на такой площадке для субъектов МСП Пермского края должно быть бесплатным. Создание подобного ресурса и его постоянное техническое сопровождение должно осуществляться за счёт средств бюджета Пермского края. В результате создания подобной электронной площадки ожидаются следующие конкретные результаты: 1) продвижение товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами МСП; 2) обеспечение узнаваемости субъектов МСП; 3) снижение издержек субъектов МСП на рекламу и сопутствующие услуги [21]; 4) обеспечение налоговой прозрачности; 5) сохранение финансовых активов в рамках одного региона; 6) снижение потребности в импорте товаров, работ и услуг; 7) стимулирование молодых предпринимателей к активной хозяйственной деятельности; 8) расширение за счёт увеличения объёма продаж бизнеса субъектов МСП Пермского края.

7. Заключение

Трансформация нормативной платформы экономических отношений, происходя-

щая под воздействием объективных процессов цифровизации, должна осуществляться с учётом региональных особенностей [22], уровня развития электронной коммерции в регионах [23], а также региональной специфики позиции субъектов МСП на рынке товаров, работ и услуг соответствующего региона [24]. Признавая необходимость и ценность координации экономической деятельности [25], подобные инструменты лишены всякого практического смысла без учёта региональных особенностей.

Таким образом, оценка фактического воздействия норм, посвящённых инструментам развития МСП, показала, что необходимо совершенствовать региональную нормативную платформу с учётом экономических тенденций. Так, важно повсеместно внедрять цифровые компетенции, в том числе на профессиональном уровне применительно к субъектам МСП, с целью повышения бизнес-активности молодёжи и иных представителей трудоспособного населения. Что касается собственно внедрения новых инструментов развития МСП в Пермском крае, то мы предлагаем региональному законодателю разработать за счёт средств регионального бюджета новую электронно-информационную платформу «1111» для продвижения товаров, работ и услуг, реализуемых субъектами МСП. Полагаем, что предложенные нами меры по активизации хозяйственной деятельно -сти субъектов МСП могут быть восприняты и другими регионами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / [Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова и др. ; отв. ред. И. В. Ершова]. - М. : Юриспруденция, 2014. - 460 с.

2. Степин А. Б. К вопросу о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства // Современное право. - 2019. - № 2. - С. 76-79.

3. ГерасименкоЮ. В., Сынтин А. В. Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы совершенствования // Современное право. - 2018. -№ 10. - С. 51-59.

4. Андреева Л. В. Прогнозная оценка эффективности изменения правил об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в регламентированных закупках // Предпринимательское право. -2018. - № 2. - С. 34-41.

5. Байрашев В. Р. Правовые и экономические барьеры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЭ // Прогосзаказ.рф. - 2018. - № 6. - С. 22-28.

6. Беляева О. А. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2018. - № 2. - С. 20-23.

7. Geraniou E., Jankvist Uffe Th. Towards a definition of "mathematical digital competency" // Educational Studies In Mathematics. - 2019. - Vol. 102, iss. 1. - P. 29-45.

8. Avalos C., Perez-Escoda A., Monge L. Lean Startup as a Learning Methodology for Developing Digital and Research Competencies // Journal of New Approaches in Educational Research. - 2019. - Vol. 8, iss. 2. -P. 227-242 .

9. Anh-Vinh Le, Duc-Lan Do, Duc-Quang Pham. Exploration of Youth's Digital Competencies: A Dataset in the Educational Context of Vietnam // Data. - 2019. - Vol. 4, iss. 2. - Number of Article 69.

10. Соловых Н. Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями // Российский следователь. - 2018. - № 5. - С. 64-68.

11. Новоселова Л., Габов А., Савельев А., Генкин А., Сарбаш С., Асосков А., Семенов А., Янковский Р., Журавлев А., Толкачев А., Камелькова А., Успенский М., Крупенин Р., Кислый В., Жужжалов М., Попов В., Аграновская М. Цифровые права как новый объект гражданского права // Закон. - 2019. -№ 5. - С. 31-54.

12. Андреев В. К. О понятии цифровых прав и их оборотоспособности // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2018. - № 2. - С. 38-41.

13. Яценко Т. С. Наследование цифровых прав // Наследственное право. 2019. - № 2. - С. 11-14.

14. Василевская Л. Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 5. - С. 111-119.

15. Быков А. Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно-хозяйственные и политические риски. -М. : Проспект, 2018. - 24 с.

16. Эрделевский А. М. О цифровых правах [Электронный ресурс]. - 2019. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Андронова Т. А . Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере распространения наружной рекламы // Предпринимательское право. - 2018. - № 2. - С. 64-70.

18. Трофимова Е. В. Проблемы подтверждения статуса малых и средних предприятий в условиях функционирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. - 2018. - № 2. - С. 25-33.

19. Бондарчук Д. В Единый реестр малого и среднего бизнеса попадет больше компаний // ЭЖ-Юрист. -2018. - № 33. - С. 3.

20. Бычков А.И. Рынок мобильных приложений в России. - М. : Инфотропик Медиа, 2017. - 236 с.

21. Невешкина Е. В., Прошина М. Г., Соснаускене О. И. Расходы на рекламу : практическое пособие. -М. : Дашков и К°, 2010. - 164 с.

22. Доронина Н. Г., Казанцев Н. М., Семилютина Н. Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное : монография. - М. : ИЗиСП : НОРМА : ИНФРА-М, 2017. - 160 с.

23. Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. - 2-е изд. -М. : Статут, 2016. - 640 с.

24. Гусева Т. А., Гришина К. В., Леташова И. С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса. Правовые аспекты. - М. : Деловой двор, 2010. - 80 с.

25. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве : монография / [К. М. Беликова, А. В. Габов, Д. А. Гаврилов и др. ; отв. ред. М. А. Егорова]. - М. : Юстицинформ, 2015. - 656 с.

Информация об авторах Захаркина Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Юридический факультет

Пермского государственного национального

исследовательского университета

Адрес для корреспонденции: 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected] SPIN-код: 9664-7504, AuthorlD: 725828

Информация о статье

Дата поступления - 15 августа 2019 г. Дата принятия в печать - 15 октября 2019 г.

Для цитирования

Захаркина А. В., Кузнецова О. А. Совершенствование региональной нормативной платформы инструментов развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 4. С. 94-103. 001: 10.24147/1990-5173.2019. 16(4).94-103.

Кузнецова Ольга Анатольевна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Юридический факультет Пермского государственного национального исследовательского университета

Адрес для корреспонденции: 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected] SPIN-код: 9888-8090, AuthorlD: 705184

IMPROVING REGIONAL REGULATORY PLATFORM TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

A.V. Zakharkina, O.A. Kuznetsova

Perm State National Research University, Perm, Russia

Introduction. Taking into account the priorities of the state policy in the field of economic and innovative development of the Perm region, assessment of the regional potential of the digital economy, the strategic importance of economic activities implemented by SMEs for the economy of the region and the country as a whole, the actual impact of the norms on the instruments of development of small and medium-sized enterprises in the Perm region is assessed. The purpose of this study is to improve the regional regulatory platform of tools for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region in order to gain the status of an investment-attractive region in the digital economy of the Russian Federation, taking into account the Strategy of the information society in the Russian Federation, which will ultimately contribute to the development of e-business in the Perm region, rehabilitation and competitiveness of the economy of the Perm region in the global market. Methodology. The General methodological basis of the study was the dialectical-materialistic method of cognition of legal reality, which allowed to study the tools of development of small and medium-sized businesses in the Perm region in their development, to consider the problems of tools for the integrated development of small and medium-sized businesses in the Perm region, taking into account the changed socio-economic conditions in inseparable unity with other related tools relevant to the needs of digitalization of society. Such universal scientific methods as analysis and synthesis of doctrinal and normative materials were used in the work. In addition, special legal methods were used: the method of legal modeling, which allows to design possible legal situations using digital tools for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region; the method of systematic interpretation used in assessing the actual impact of regional norms on the tools of development of small and medium-sized businesses in the Perm region. Results. The article proposes a new tool for the development of SMEs as a regional electronic platform for the promotion of goods, works and services of SMEs in the Perm region. Attention is paid to the level of digital literacy of SMEs and consumers of their goods, works and services: the conclusion about the lack of digital competence. Conclusion. It is necessary to improve the regional regulatory platform taking into account economic trends: it is important to introduce digital competencies everywhere, including at the professional level in relation to SMEs in the Perm region, in order to increase the business activity of young people and other representatives of the working population. As for the actual introduction of new tools for the development of small and medium-sized businesses in the Perm region, we propose that the regional legislator develop a new electronic information platform at the expense of the regional budget to promote goods, works and services sold by SMEs in the Perm region. We believe that the measures proposed by us to enhance the economic activity of SMEs can be perceived by other regions.

Keywords: digital economy of the Perm region; digital technologies; electronic business; virtual economic relations; regional regulatory platform; small and medium-sized businesses; attractive legal and economic climate for foreign investors.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Acknowledgments. The study was carried out with the financial support of RFBR and Perm region in the framework of the scientific project № 19-411-590001 p_a.

REFERENCES

1. Andreeva L.V, Andronova T.A., Apresova N.G., etc.; Ershov I.V. (ed.). Small and Medium Business: Legal Support. Moscow, Yurisprudentsiya Publ., 2014. 460 p. (In Russ.).

2. Stepin A.B. On the Issue of State Support for Small and Medium-Sized Businesses. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2019, no. 2, pp. 76-79. (In Russ.).

3. Gerasimenko Yu.V, Syntin A.V. Rules of Granting Subsidies to Small and Medium-Sized Businesses: Problems and Prospects of Improvement. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2018, no. 10, pp. 51-59. (In Russ.).

4. Andreeva L.V. Predictive Assessment of the Effectiveness of Changes in the Rules on the Participation of Small and Medium-Sized Businesses in Regulated Procurement. Predprinimatel 'skoe pravo = Business Law, 2018, no. 2, pp. 34-41. (In Russ.).

5. Bairashev V.R. Legal and Economic Barriers of Participation of Subjects of Small and Medium Enterprises in the Procurement of 44-FZ and 223-FZ. Progoszakaz.rf. = Progestinas of the Russian Federation, 2018, no. 6, pp. 22-28. (In Russ.).

6. Belyaeva O.A. Features of Participation of Small and Medium-Sized Businesses in Corporate Procurement.

Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava = Journal of Business and Corporate Law, 2018, no. 2, pp. 20-23. (In Russ.).

7. Geraniou E., Jankvist Uffe Th. Towards a definition of "mathematical digital competency". Educational Studies In Mathematics, 2019, vol. 102, iss. 1, pp. 29-45.

8. Avalos C., Perez-Escoda A., Monge L. Lean Startup as a Learning Methodology for Developing Digital and Research Competencies. Journal of New Approaches in Educational Research, 2019, vol. 8, iss. 2, pp. 227242.

9. Anh-Vinh Le, Duc-Lan Do, Duc-Quang Pham. Exploration of Youth's Digital Competencies: A Dataset in the Educational Context of Vietnam. Data, 2019, vol. 4, iss. 2, number of Article 69.

10. Solovykh N.N. Digital Economy Dictates the Need for Qualified Personnel with New Competencies. Rossiiskii sledovatel' = Russian Investigator, 2018, no. 5, pp. 64-68. (In Russ.).

11. Novoselova L., Gabov A., Savelyev A., Genkin A., Sarbash S., Asoskov A., Semenov A., Yankovsky R., Zhuravlev A., Tolkachev A., Kamelkova A., Uspensky M., Krupenin R., Kislyi V, Zhuzhzhalov M., Popov V, Agranovskaya M. Digital Rights as a New Object of Civil Law. Zakon = Law, 2019, no. 5, pp. 31-54. (In Russ.).

12. Andreev V.K. On the Concept of Digital Rights and Their Turnover. Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava = Journal of Business and Corporate Law, 2018, no. 2, pp. 38-41. (In Russ.).

13. Yatsenko T.S. Inheritance of digital rights. Nasledstvennoepravo = Inheritance law, 2019, no. 2, pp. 11-14. (In Russ.).

14. Vasilevskaya L.Yu. Token as a New Object of Civil Rights: Problems of Legal Qualification of Digital Law.

Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian Law, 2019, no. 5, pp. 111-119. (In Russ.).

15. Bykov A.Yu. Law of Digital Economy: Some National Economic and Political Risks. Moscow, Prospekt Publ., 2018. 24 p. (In Russ.).

16. Erdelevsky A.M. On Digital Rights. 2019. Available at "Konsul'tantPlyus" System. (In Russ.).

17. Andronova T.A. Support of Small and Medium-Sized Businesses in the Field of Distribution of Outdoor Advertising. Predprinimatel'skoe pravo = Entrepreneurial Law, 2018, no. 2, pp. 64-70. (In Russ.).

18. Trofimova E.V Problems of Confirming the Status of Small and Medium-Sized Enterprises in the Conditions of Functioning of the Unified Register of Small and Medium-Sized Businesses. Predprinimatel'skoe pravo = Entrepreneurial Law, 2018, no. 2, pp. 25-33. (In Russ.).

19. Bondarchuk D. In the Unified Register of Small and Medium-Sized Businesses Will Get More Companies. EZh-Yurist = Ezh-Lawyer, 2018, no. 33, p. 3. (In Russ.).

20. Bychkov A.I. Mobile Applications Market in Russia. Moscow, Infotropik Media Publ., 2017. 236 p. (In Russ.).

21. Neveshkina E.V., Proshina M.G., Sosnauskene O.I. Advertising Costs, practical guide. Мoscow, Dashkov i K° Publ., 2010. 164 p. (In Russ.).

22. Doronina N.G., Kazancev N.M., Semiljutina N.G. Legal Regulation of Economic Relations: Global, National, Regional, monograph. Moscow, IZiSP Publ., NORMA Publ., INFRA-M Publ., 2017. 160 p. (In Russ.).

23. Savel'ev A.I. E-Commerce in Russia and Abroad: Legal Regulation. Moscow, Statut Publ., 2016. 640 p. (In Russ.).

24. Guseva T.A., Grishina K.V., Letashova I.S. Guidelines for the Organization of Small and Medium Business: Legal Aspects. Moscow, Delovoi Dvor Publ., 2010. 80 p. (In Russ.).

25. Belikova K.M., Gabov A.V., Gavrilov D.A., et al.; Egorova M.A. (ed.). Coordination of Economic Activity in the Russian Legal Space, monograph. Moscow, Yustitsinform Publ., 2015. 656 p. (In Russ.).

About the authors

Zakharkina Anna - Ph.D. in Law, Associate Professor at the Department of Civil Law

Perm State National Research University Postal address: 15, Bukireva ul., Perm, 614990, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-K0,q: 9664-7504, AuthorlD: 725828

Kuznetsova Olga - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor at the Department of Business Law, Civil and Arbitration Process

Perm State National Research University Postal address: 15, Bukireva ul., Perm, 614990, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-koa: 9888-8090, AuthorlD: 705184

Article info

Received - August 15, 2019 Accepted - October 15, 2019

For citation

Zakharkina A.V., Kuznetsova O.A. Improving Regional Regulatory Platform Tools for the Development of Small and Medium Businesses. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 4, pp. 94-103. DOI: 10.24147/1990-5173.2019.16(4).94-103. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.