Научная статья на тему 'ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тырина Марина, Романова Елена, Лопатина Ольга, Дунаева Маргарита, Бобров Андрей

Проект предполагает разработку и внедрение новой проектно-ориентированной ОПОП магистратуры по направлению: 44.04.01. «Педагогическое образование: «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности», предполагающей проектную деятельность обучающихся, ведущую к государственной итоговой аттестации в форме защиты ВКР в виде стартапа. Цель проекта - улучшение существующей линейки образовательных продуктов через расширение спектра выпускаемых магистров с предпринимательскими и проектными компетенциями в сфере физической культуры и спорта посредством вовлечения магистрантов в экосистему технологического предпринимательства. Задачи проекта: разработка концептуальных, содержательных, процессуальных и методических составляющих ОПОП магистратуры. Результатом проекта станет новая уникальная проектно-ориентированная ОПОП магистратуры по направлению: 44.04.01. «Педагогическое образование: «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тырина Марина, Романова Елена, Лопатина Ольга, Дунаева Маргарита, Бобров Андрей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ON THE FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCIES IN THE FIELD OF SPORTS AND RECREATIONAL TECHNOLOGIES

The project involves the development and implementation of a new project-oriented OPOP master's program in the direction: 44.04.01. “Pedagogical education: “Psychological and pedagogical support of physical culture, health and sports activities”, which involves the project activities of students, leading to the state final certification in the form of defense of the WRC in the form of a startup. The goal of the project is to improve the existing line of educational products by expanding the range of masters with entrepreneurial and project competencies in the field of physical culture and sports by involving undergraduates in the ecosystem of technological entrepreneurship. Project objectives: development of conceptual, content, procedural and methodological components of the master's BEL. The result of the project will be a new unique project-oriented OPOP of the master's program in the direction: 44.04.01. "Pedagogical education: "Psychological and pedagogical support of physical culture, health and sports activities."

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ISSN 2414-0244 • Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта • 2022. №28(4), с. 11-16

РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 378

DOI: https://doi.org/10.14258^11(2022)4.02

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тырина Марина Петровна

к.пед.н., заместитель директора по магистратуре, аспирантуре, научному и инновационному развитию, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия marina_tyrina@list.ru Романова Елена Вениаминовна к.филос.н., доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет,

Барнаул, Россия romanovaev.2007@mail.ru Лопатина Ольга Алексеевна старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный

университет, Барнаул, Россия lopatinaoa@mc.asu.ru Дунаева Маргарита Викторовна доцент кафедры физической культуры, Сибирский федеральный университет, Красноярск,

Россия 2855436@mail.ru Бобров Андрей Дмитриевич преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия bobrov-andreyd@mail.ru

PROJECT ON THE FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCIES IN THE FIELD OF SPORTS AND RECREATIONAL TECHNOLOGIES

Tyrina Marina Petrovna PhD in Pedagogical Sciences, Deputy Director for Master's, Postgraduate Studies, Scientific and Innovative Development, Altai State University, Barnaul, Russia Romanova Elena Veniaminovna PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia

Lopatina Olga Alekseevna senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia

Dunayeva Margarita Victorovna associate professor Department of Physical Culture, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Bobrov Andrey Dmitrievich lecturer, Department of Physical Education, Altai State University, Barnaul, Russia

Аннотация. Проект предполагает разработку и внедрение новой проектно-ориентирован-ной ОПОП магистратуры по направлению: 44.04.01. «Педагогическое образование: «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности», предполагающей проектную деятельность обучающихся, ведущую к государственной итоговой

аттестации в форме защиты ВКР в виде стартапа. Цель проекта - улучшение существующей линейки образовательных продуктов через расширение спектра выпускаемых магистров с предпринимательскими и проектными компетенциями в сфере физической культуры и спорта посредством вовлечения магистрантов в экосистему технологического предпринимательства. Задачи проекта: разработка концептуальных, содержательных, процессуальных и методических составляющих ОПОП магистратуры. Результатом проекта станет новая уникальная проектно-ориенти-рованная ОПОП магистратуры по направлению: 44.04.01. «Педагогическое образование: «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности».

Ключевые слова: формирование физической культуры, проектирование, педагогическое образование

Annotation. The project involves the development and implementation of a new project-oriented OPOP master's program in the direction: 44.04.01. "Pedagogical education: "Psychological and pedagogical support of physical culture, health and sports activities", which involves the project activities of students, leading to the state final certification in the form of defense of the WRC in the form of a startup. The goal of the project is to improve the existing line of educational products by expanding the range of masters with entrepreneurial and project competencies in the field of physical culture and sports by involving undergraduates in the ecosystem of technological entrepreneurship. Project objectives: development of conceptual, content, procedural and methodological components of the master's BEL. The result of the project will be a new unique project-oriented OPOP of the master's program in the direction: 44.04.01. "Pedagogical education: "Psychological and pedagogical support of physical culture, health and sports activities."

Key words: formation of physical culture, design, pedagogical education

Концепция создания магистратуры обусловлена необходимостью разрешения существующих противоречий между: расширяющимися потребностями общества в новых физкультурно-оздоровительных и образовательных услугах и ограниченностью их удовлетворения в рамках бюджетного финансирования; развитием рыночных отношений в системе физкультурно-оздоровительных услуг и недостаточностью подготовки педагогов, обладающих психолого-педагогическими и управленческими компетенциями в области физической культуры и спорта; необходимостью подготовки педагогов-магистрантов к предпринимательской и проектной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг и отсутствием модели такой подготовки.

Реализация новой магистерской программы позволит подготовить высококонкурентных специалистов, способных к осуществлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в новых социально-экономических условиях и обладающих предпринимательскими компетенциями, включающими способность и готовность к: созданию и реализации новых образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг; осуществлению консалтинговых и проектных работ в физкультурно-оздорови-

тельной и спортивной деятельности; владению механизмами предпринимательской деятельности; генерированию предпринимательских идей; созданию частных образовательных учреждений, осуществляющих услуги в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; организации командной работы специалистов, созданию собственного имиджа в условиях образовательного предпринимательства и др. Связь с Программой развития АлтГУ до 2030 г.

Проект реализуется в рамках мероприятия «Обновление, разработка и внедрение новых образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в интересах научно-технологического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы» п.5. Правил проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Проект может внести вклад в реализацию Стратегического проекта «Здоро-вьесбережение населения: эффективные технологии и продукты в лечебно-оздоровительной и курортной сфере Алтайского региона» Программы развития АлтГУ, поскольку в результате его реализации Алтайский край получит высококвалифицированные педагогические кадры, готовые осуществлять эффективный менеджмент в физкультурно-оздоровительных организациях и способные удовлетворять возрастающие потребности общества, системы образования и государственно-муниципального управления в качественно новых услугах и подходах в сфере велнес и фитнес индустрии.

Проект может внести вклад в реализацию Направления 2.3 «Развитие студенческого технологического предпринимательства по модели стартап как диплом с коммерциализацией результатов исследований по двум уровням: бакалавриат - школа перспективных технологий и инновационного предпринимательства; магистратура - стартап -студия с форматом от учебной фирмы до технологической компании» Ключевого приоритета 2 «Формирование инновационной образовательной экосистемы с постоянным обновлением технологий обучения и образовательных программ на основе взаимодействия образования, науки, бизнеса, сетевых моделей ускоренного трансфера знаний» Образовательной политики Программы развития АлтГУ, поскольку предполагает создание новой программы, нацеленной на формирование предпринимательских и проектных компетенций менеджеров в области спортивно-оздоровительных технологий и предполагающей проектную деятельность обучающихся, ведущую к государственной итоговой аттестации в форме защиты ВКР в виде стартапа.

Актуальность проекта: вызовы, цели, задачи

Актуальность проекта определяется все возрастающими потребностями общества в сохранении здоровья населения. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность является действенным средством для здоровьесбережения. Решение задачи здоровьясбережения населения связано с необходимостью подготовки высококвалифицированных педагогических и управленческих кадров, имеющих предпринимательские и проектные компетенции в области спортивно-оздоровительных технологий. При наличии бакалавров, выпускающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», возникает необходимость реализации возможностей классического университета по подготовке специалистов данного профиля. Новая ОПОП удовлетворит образовательную потребность абитуриентов в получении магистерской подготовки, психолого-педагогическом сопровождении физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. В настоящее время вуза Алтайского края не готовят тренеров-менеджеров физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Научный и кадровый потенциал АлтГУ позволяет разработать и реализовать новую ОПОП магистратуры, которая станет междисциплинарной, модульной, проектно-ориентированной, производственно-технологической.

Цель проекта - улучшение существующей линейки образовательных продуктов через расширение спектра выпускаемых магистров с предпринимательскими и проектными компетенциями в сфере физической культуры и спорта посредством вовлечения магистрантов в экосистему технологического предпринимательства.

Задачи проекта: разработка концептуальных, содержательных, процессуальных и методических составляющих ОПОП магистратуры.

Результатом проекта станет новая уникальная проектно-ориентированная ОПОП магистратуры по направлению: 44.04.01. «Педагогическое образование: «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности». Бенефициары проекта

Выпускники магистратуры смогут работать: специалистами органов управления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью; менеджерами и тре-

нерами физкультурно-спортивных организациях; специалистами психологических и ва-леологических центров; преподавателями физической культуры в вузах, техникумах и колледжах; тренерами детско-юношеских спортивных школа; фитнес-тренерами спортивных и велнес-клубов; учителями физической культуры в общеобразовательных школах.

Выгодополучателями станут: государственные и муниципальные органы управления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью; физкультурно-спортивные организации; психологические и валеологические центры; вузы, техникумы и колледжи; детско-юношеские спортивные школы; спортивные и велнес-клубы, общеобразовательные школы.

Здоровьесберегающий эффект деятельности выпускников программы будет востребованы органами управления здравоохранением, подведомственными ими организациями и каждым жителем Алтайского края.

АлтГУ получит новую уникальную междисциплинарную, модульную, проектно-ориентированную, производственно-технологическую ОПОП, а абитуриенты удовлетворят свои образовательные потребности в области психолого-педагогического сопровождения физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Ключевые ожидаемые результаты проекта

Результатом проекта станет новая уникальная проектно-ориентированная ОПОП магистратуры по направлению: 44.04.01. «Педагогическое образование: «Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности».

Результатом ГИА в форме защиты ВКР как стартапа станет высококонкурентный специалист, способный к осуществлению и развитию предпринимательской деятельности в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в новых социально-экономических условиях и обладающих предпринимательскими компетенциями.

Результатом реализации ОПОП станут предпринимательские и проектные компетенции менеджеров в области спортивно-оздоровительных технологий, включающих их способность и готовность к: созданию и реализации новых образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг; осуществлению консалтинговых и проектных

работ в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; владению механизмами предпринимательской деятельности; генерированию предпринимательских идей; созданию частных образовательных учреждений, осуществляющих услуги в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; организации командной работы специалистов, созданию собственного имиджа в условиях образовательного предпринимательства; проявлению креативности при разработке брендов и продвижении образовательных продуктов; разработке маркетинговой стратегии при создании и продвижении физкультурно-оздоровительных услуг; управлению физкультурно-спортивной организацией и качеством образовательного процесса; соблюдению норм делового общения, этикета и других составляющих профессиональной культуры, позволяющих устанавливать деловые контакты в области образовательного и физкультурно-спортивного предпринимательства; разработке стратегии и тактики поведения в предпринимательских ситуациях.

Основными составляющими ОПОП выступят: 1) блок целеполагания, включающий цель и задачи, направленные на формирование у магистрантов мотивации предпринимательской деятельности, предпринимательских качеств, предпринимательского мышления; 2) компетентностная модель выпускника, основу которой составляют универсальные компетенции как базис для ориентации в новой области профессиональной деятельности; общепрофессиональные, которыми должен овладеть педагог, осваивающий любой вид профессиональной деятельности в т.ч. и предпринимательскую; профессиональные (предпринимательские и проектные); 3) модульный учебный план, содержащий график учебного процесса и модули: базовый обязательный (адаптационные общепедагогические и экономические дисциплины); обязательный общепрофессиональный (дисциплины, изучающие различные аспекты образовательной проектной деятельности; дисциплины по педагогике инновационного образования; модули по выбору, позволяющие овладеть механизмами создания, продвижения и реализации спортивных и здоровьесберегающих услуг; 4) блок рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств; 5) блок практик (ознакомительных, педагогических, проектно-тех-нологических), которые будут организованы на базе физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений г. Барнаула; 6) блок

государственной итоговой аттестации при участии работодателей с публичной защитой

бизнес-проекта в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в форме стартапа.

Таблица. Показатели результативности проекта на отдаленную пе

рспективу (2025 г.)

№ Значение

Наименование показателя Единица показателя

результативности проекта измерения результативности

2025

1 Положительные отзывы работодателей и потребителей физкультурно-оздоровительных услуг % 100

3 Количество новых физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций в регионе под руководством выпускников ед. 3

4 Количество выпускников, продвигающих инвестиционно привлекательные коммерческие образовательных проекты в области физической культуры % 90

5 Количество выпускников, успешно продвигающихся на рынке физкультурно-оздоровительных услуг % 90

7 Количество выпускников, демонстрирующих мотивацион-ную готовность к работе по профилю % 100

Риски и управление ими

Риски проекта - напряженная эпидемиологическая ситуация в России и мире в связи с пандемией СОУГО-19. Данное события объективирует следующие возможные последствия:

Пролонгированное или постоянное обучение в гибридном или дистанционном формате. В отличие от очного обучения такой формат может негативно сказаться на привлечении абитуриентов (в том числе внешних), снизить количество заключенных договоров на обучение (в том числе целевых), понизить степень удовлетворенности процессом обучения. Стратегии реагирования: создание качественных он-лайн курсов на открытых образовательных платформах. Использование технологий виртуальной реальности в образовании.

Недостаточная цифровая компетентность абитуриентов и студентов. Стратегии реагирования: Подготовка тьюторов для оказания помощи абитуриентам и обучающимся в работе на различных интернет-платформах, сайтах, электронных курсах, в техническом обеспечении дистанционного взаимодействия обучающихся с преподавателями.

Увеличение количества студентов, испытывающих проблемы с ментальным здоровьем (страдающих депрессией, бессонницей, неврозами, пищевыми расстройствами и др.) с переходом на дистанционное обучение, а также в связи с пребыванием в изоляции, или на карантине. Стратегии реагирования: развитие психологической помощи в университете, общежитиях, в том числе в онлайн формате, сотрудничество с молодежными организациями и фондами.

Библиографический список

1. Усманова Е. А. (2021). Целевое педагогическое проектирование процесса формирования физической культуры студентов вуза. Проблемы современного педагогического образования, (71-3), 238-241.

2. Михайлова Т. А. (2020). Проектная деятельность студентов вуза как фактор повышения качества образования в сфере физической культуры и спорта. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (4 (157), 115-128.

3. Неверкович С.Д., Левченкова Т.В., Киселева Е.В., & Цакаев С.Ш. (2019). Концепция построения образовательной программы по направлению подготовки 44. 03. 01 «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура»). Физическая культура, спорт - наука и практика, (2), 45-50.

4. Болдов А.С. (2021). Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культурыи спорта вузов. Наука и спорт: современные тенденции, 9 (2), 40-47.

5. Кручинина Галина Александровна, & Седов Дмитрий Станиславович (2020). Обучение будущих бакалавров направления подготовки "физическая культура" с применением цифровых технологий и метода проектов. Преподаватель ХХI век, (4-1), 235-246.

6. Сясина С. Н., Сулимова А. В., & Цыбина Е. А. (2016). Повышение уровня теоретической подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» на основе использования метода проектов. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, (2 (36), 78-80.

7. Тиньков И. В. (2018). Проблема применения проектной деятельности в формирование профессионально значимых компетенций бакалавра "физической культуры". Наука-2020, (8 (24), 58-60.

REFERENS

1. Usmanova E. A. (2021). Target pedagogical designing of the process of formation of physical culture

of university students. Problems of modern teacher education, (71-3), 238-241.

2. Mikhailova T. A. (2020). Project activities of university students as a factor in improving the quality of education in the field of physical culture and sports. Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, (4 (157), 115-128.

3. Neverkovich S.D., Levchenkova T.V., Kiseleva E.V., & Tsakaev S.Sh. (2019). The concept of build-

ing an educational program in the direction of preparation 44. 03. 01 "Pedagogical education" (profile "Physical culture"). Physical culture, sports - science and practice, (2), 45-50.

4. Boldov A.S. (2021). Possibilities of using the key performance indicators system in the pedagogical activity of the departments of physical culture and sports of universities. Science and sport: current trends, 9(2), 40-47.

5. Kruchinina Galina Aleksandrovna, & Sedov Dmitry Stanislavovich (2020). Teaching future bachelors in the direction of training "physical culture" using digital technologies and the project method. Teacher of the 21st century, (4-1), 235-246.

6. Syasina S. N., Sulimova A. V., & Tsybina E. A. (2016). Increasing the level of theoretical training of students in the discipline "Physical culture" based on the use of the project method. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V. P. Astafieva, 2 (36), 78-80.

7. Tinkov I. V. (2018). The problem of applying project activities in the formation of professionally significant competencies of a bachelor of "physical culture". Science-2020, 8 (24), 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.